ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН» С УЧЕТОМ УРОВНЯ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 19.01.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Грецов1, 2
Кандидат психологических наук, доцент Ю.С. Пежемская2
Кандидат психологических наук, доцент Н.Л. Сомова2
Доктор психологических наук, профессор Е.Б. Лактионова2
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
COMPETiTiVE PROGRESS RELATED PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TRAINER-TRAINEE RELATIONSHIP
Dr. Hab., Professor A.G. Gretsov1, 2 PhD, Associate Professor Y.S. Pezhemskaya2 PhD, Associate Professor N.L. Somova2 Dr. Sc. Psych., Professor E.B. Laktionova2
1 St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg
2 Herzen State Pedagogical University St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - выявить уровень модальности отношений с тренером, самоотношения и психологического благополучия спортсменов с разным уровнем спортивных достижений.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 182 человека: студенты-спортсмены (47 % мужчин и 53 % женщин, 55 % -спортсмены-разрядники и 45 % - спортсмены, не имеющие спортивного разряда) г. Санкт-Петербурга, обучающиеся по профилю физкультурное образование в РГПУ им. А. И. Герцена, НГУ им. П. Ф. Лесгафта, ЛГУ им. Пушкина, средний возраст обучающихся составил 22 года. В качестве методического комплекса исследования были использованы: методика «Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей тренера» (Ю. Ханин, А. Стамбулов); «Опросник самоотношения» (В. В. Сто-лин, С. Р. Пантилеев), «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Л. Жуковской и Е. Трощихиной).
Результаты исследования и выводы. Модальность отношений с тренером у всех респондентов, принимавших участие в исследовании, носит позитивный характер, независимо от уровня их спортивных достижений, что может быть обусловлено спецификой профессиональной ориентации выборки на карьеру тренера. У спортсменов с высоким уровнем спортивных достижений ряд характеристик самоотношения и психологического благополучия находится на более высоком уровне, чем у спортсменов, не имеющих спортивного разряда. У спортсменов обоего пола с высоким уровнем достижений выявлен более высокий уровень психологического благополучия по сравнению со спортсменами с низким уровнем достижений.
Ключевые слова: спортсмен, тренер, самоотношение, спортивные достижения, психологическое благополучие, студент.
Abstract
Objective of the study was to survey and analyze the trainer-trainee relationship versus the self-attitudes, competitive progress and mental wellbeing test data. Methods and structure of the study. We sampled for the survey the averagely 22-year-old academic athletes (n=182, 47% male 53% female sample, including 55% and 45% of skilled and unskilled athletes, respectively) majoring in the Physical Education discipline at Herzen State Pedagogical University, Lesgaft National State University and Pushkin Leningrad State University in St. Petersburg. The sample was subject to the Trainer's Social Perception, Personality and Managerial Skills Survey (by Y. Khanin, A. Stambulov); Self-attitude Questionnaire (by V.V. Stolin, S.R. Pantileev); and K. Riff Mental Wellbeing Scale (adapted by L. Zhukovskaya and E. Troshchikhina). Results and discussion. The sample was tested with competitive success / skills unspecific generally positive trainer-trainee relationship - that may be due to the high professional determination of the sample and cooperative trainer service. Competitively successful and skilled athletes of the both sexes were tested higher on the self-attitude and integral mental wellbeing scales than the unskilled peers.
Keywords: athlete, trainer, self-attitude, competitive progress, mental wellbeing, student.
Введение. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме спортивных достижений и успешности деятельности в спорте позволяет выделить
такие психологические факторы, оказывающие влияющие на успешность спортивной деятельности, как: стиль руководства тренера, характер и эмоциональный фон межлич-
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с I-
ностных отношении и ролевых ожидании в системе «спортсмен - тренер». Исследователи акцентируют внимание на том, что на успешность и результат деятельности спортсмена непосредственное влияние оказывают его взаимоотношения с тренером [2, 4, 7, 9]. Отношение спортсменов к тренеру играет роль в росте спортивных результатов, так как влияет на отношение спортсменов к тренировочному процессу [1, 3, 8].
Цель исследования - выявить уровень модальности отношении с тренером, самоотношения и психологического благополучия спортсменов с разным уровнем спортивных достижении.
Методика и организация исследования. В работе применялись: психодиагностический метод (опрос); методы первичной статистики, сравнительный анализ (и-критерий Манна-Уитни).
Для изучения характера отношений с тренером использовалась методика «Социально-перцептивная оценка лич-ностно-деятельностных особенностей тренера» (Ю. Ханин, А. Стамбулов) [8], которая позволяет осуществить оценку модальности отношений спортсмена с тренером на гностическом, эмоциональном и поведенческом уровне. Гностический компонент выявляет отношение спортсмена к тренеру как к профессионалу. Эмоциональный компонент выявляет модальность эмоционально-личностного отношения спортсмена к тренеру. Поведенческий компонент показывает, как складывается взаимодействие тренера и спортсмена в тренировочном процессе [5].
Для изучения показателей самоотношения был отобран «Опросник самоотношения» (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) [6].
Для измерения субъективного благополучия студентов-спортсменов была применена «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Л. Жуковской и Е. Тро-щихиной) [10]. Методика включает в себя шесть шкал: автономность, компетентность, личностный рост, позитивные отношения, жизненные цели, самопринятие.
Выборку исследования составили 182 человека: студенты-спортсмены (86 мужчин и 96 женщин) г. Санкт-Петербурга, обучающиеся в РГПУ им. А. И. Герцена, НГУ им. П. Ф. Лесгаф-та, ЛГУ им. Пушкина, средний возраст - 22 года. Выборка была разделена на две группы по уровню спортивных достижений. Уровень спортивных достижений респондентов оценивался по наличию или отсутствию спортивного разряда. Из общего количества человек 55 % - спортсмены-разрядники и 45 % - спортсмены, не имеющие спортивного разряда. В выборке в равной мере были представлены респонденты различной спортивной направленности: легкая атлетика; командные виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол); борьба (дзюдо, тхэквондо, каратэ, самбо, бокс, кикбоксинг); индивидуальные соревновательные виды спорта (плавание, горнолыжный спорт, велоспорт, конный спорт, пауэрлифтинг,
Таблица 1. Значимые достоверные различия показателей самоотношения у спортсменов женского пола с разным уровнем спортивных достижений (икр. Манна-Уитни)
Название шкалы Женщины, имеющие разряд или КМС Женщины, не имеющие спортивного разряда p-value
Самоинтерес 7,03 5,9 <0,01
Самоуверенность 5,75 5,09 <0,05
Саморуководство 4,39 3,77 <0,05
^¡ЫяЙШ
жен-разряд жен. без разряда мужч-разрядники мужч. без разряда
■ Гностический ■ Эмоциональный ■ Поведенческий
Рис. 1. Выраженность компонентов отношения к тренеру у спортсменов с разным уровнем спортивных достижений
ШиЛ[|ь
I?'
с?"
■ жен.-разряд ■ жен. без разряда ■ мужч.-разрядники ■ мужч. без разряда
Рис. 2. Выраженность показателей самоотношения у спортсменов с разным уровнем спортивных достижений
I жен-разряд ■ жен. без разряда ■ мужч-разрядники ■ мужч. без разряда
Рис. 3. Выраженность показателей психологического благополучия у спортсменов с разным уровнем спортивных достижений
теннис); танцевальные виды спорта (танцы, аэробика, художественная гимнастика).
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ показателей отношения к тренеру (рис. 1) у спортсменов с разным уровнем спортивных достижений не выявил значимых достоверных различий. Полученные средние значения (выше 5,6 балла из 7 возможных) по гностическому, эмоциональному и поведенческому компоненту отношения к тренеру позволяют говорить о том, что модальность отношений с тренером у всех респондентов, принимавших участие в исследовании, носит позитивный характер независимо от того, имеют ли они спортивный разряд или продолжают заниматься спортом без высоких достижений.
Возможно, это обусловлено спецификой выборки, поскольку все спортсмены, принимающие участие в исследовании, обучаются по профилю физкультурное образование, а значит, выбрали профессию учителя физической культуры или тренера, поэтому их профессиональное самоотношение конгруэнтно отношениям с тренером.
Анализ результатов показателей самоотношения (рис. 2, табл. 2) и индикаторов психологического благополучия (рис. 3, табл. 3) у спортсменов-женщин показал различия между спортсменками с разным уровнем спортивных достижений. У женщин-спортсменок с высоким уровнем достижений наблюдаются статистически более высокие значения
46
http://www.teoriya.ru
№3^ 2022 Март | МагсГ:
Таблица 2. Значимые достоверные различия индикаторов психологического благополучия у спортсменов женского пола с разным уровнем спортивных достижений (икр. Манна-Уитни)
Название шкалы Женщины, имеющие разряд или КМС Женщины, не имеющие спортивного разряда p-value
Личностный рост 37,69 35,83 p<0,05
Позитивное отношение 35,18 32,42 p<0,05
Самопринятие 35,18 32,08 p<0,01
Интегральный показатель психологического благополучия 204 191 p<0,01
Таблица 3. Значимые достоверные различия индикаторов психологического благополучия у спортсменов мужского пола с разным уровнем спортивных достижений (икр. Манна-Уитни)
Название шкалы Мужчины, имеющие разряд или КМС Мужчины, не имеющие спортивного разряда p-value
Автономность 33,43 30,1 p<0,01
Компетентность 33 30,1 p<0,05
Интегральный показатель психологического благополучия 200,95 187,24 p<0,05
таких характеристик самоотношения и психологического благополучия, как самоинтерес, самоуверенность, саморуководство, личностный рост, позитивное отношение, самопринятие, интегральный показатель психологического благополучия. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что женщины-спортсменки с высоким уровнем достижений характеризуются более высокими показателями психологического благополучия, чем спортсменки с низким уровнем достижений.
Анализ результатов индикаторов психологического благополучия у спортсменов-мужчин (рис 3, табл. 4) показал различия между спортсменами с разным уровнем спортивных достижений. Для мужчин-спортсменов статистически значимые различия были выявлены по таким показателям психологического благополучия, как автономность (р<,01), компетентность (р<0,05), интегральный показатель психологического благополучия (р<0,05), которые выше у спортсменов с высоким уровнем достижений, чем у спортсменов, не имеющих спортивного разряда. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что и мужчины-спортсмены с высоким уровнем достижений характеризуются более высокими показателями психологического благополучия, чем спортсмены с низким уровнем достижений.
Выводы. Выявлено, что модальность отношений с тренером у всех респондентов, принимавших участие в исследовании, носит позитивный характер, независимо от уровня их спортивных достижений, что может быть обусловлено спецификой профессиональной ориентации выборки на карьеру тренера.
Установлено, что для женщин-спортсменок с высоким уровнем достижений статистически значимо выше такие характеристики самоотношения и психологического благополучия, как самоинтерес, самоуверенность, саморуководство, личностный рост, позитивное отношение,
самопринятие, чем у женщин с низким уровнем спортивных достижений. Для мужчин-спортсменов статистически значимые различия были выявлены по таким показателям психологического благополучия, как автономность, компетентность, которые более высоки у спортсменов с высоким уровнем достижений, чем у спортсменов, не имеющих спортивного разряда.
У спортсменов обоего пола с высоким уровнем достижений выявлен более высокий уровень психологического благополучия (интегральный показатель психологического благополучия) по сравнению со спортсменами с низким уровнем достижений.
Литература
Воробьев С.А., Грецов А.Г., Лактионова Е.Б., Пежемская Ю.С., Сомова Н.Л. Образ тренера и психологическое благополучие студентов-спортсменов [Coach image and psychological wellbeing of student athletes] // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 8. C. 98-100.
Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. Тарту, 1974. 45 с. Лубышева Л.И. Профессия «Тренер»: знать, понимать, любить. // Теория и практика физической культуры. М.: Изд-во: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2018, С. 93. Мельник Е.В., Силич Е.В., Кухтова Н.В. Психология тренера: теория и практика: методические рекомендации. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2014. 58 с.
Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Московского университета, 1991. 110 с. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1987. 112 с. Светлова А.А. Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Svetlova.phtml (дата обращения: 09.06.2021).
Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1980. 208 с.
10
References
Vorobyev S.A., Gretsov A.G., Laktionova E.B., Pezhemskaya Yu.S., Somova N.L. Obraz trenera i psikhologicheskoe blagopoluchie stu-dentov-sportsmenov [Coach image and psychological wellbeing of student athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 8. pp. 98100.
Ilyin E.P. Psikhologiya sporta [Sport psychology]. St. Petesburg: Piter publ., 2008. 352 p.
Kolomeytsev Y.A. Issledovanie vliyaniya mezhlichnostnykh otnosheniy na effektivnost sportivnoy deyatelnosti [Study of influence of interpersonal relations on sports performance]. PhD diss. Abstract. Tartu, 1974. 45 p.
Lubysheva L.I. Professiya «Trener»: znat, ponimat, lyubit... [Profession "Coach": to know, to understand, to love.] Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. M.: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2018, P. 93.
Melnik E.V., Silich E.V., Kuhtova N.V. Psikhologiya trenera: teoriya i praktika [Coach's Psychology: theory and practice]. Guidelines. Vitebsk: Masherov VSU publ., 2014. 58 p.
Pantileev S.R. Samootnoshenie kak emotsionalno-otsenochnaya sistema [Self-attitude as emotional-evaluative system]. M.: Moscow University publ., 1991. 110 p.
Rodionov A.V. Vliyanie psikhologicheskikh faktorov na sportivny rezul-tat [Effect of psychological factors on sports results]. M.: Fizkultura i sport publ., 1987. 112 p.
Svetlova A.A. Vzaimootnosheniya sportsmena i trenera kak faktor uspeshnosti sportivnoy deyatelnosti [Athlete and coach relationships as factor in success of sports activities]. [Electronic resource] Psik-hologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2014. No. 3. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Svetlova.phtml (date of access: 09.06.2021).
Hanin Y.L. Psikhologiya obshcheniya v sporte [Psychology of communication in sports]. M.: Fizkultura i sport publ., 1980. 208 p. . Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited. Journ. Pers. Soc. Psychol. 1995. No 69. P. 719-727.