ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 04.04.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор Ф.И. Собянин1, 2 3
Ш.А. Макашев2
Доцент П.П. Кондратенко1
'Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, Уральск, Казахстан
3Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, Уральск, Казахстан
EVALUATiON OF THE ACTiViTiES OF A WRESTLING COACH
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor F.I. Sobyanin1,2,3 Sh.A. Makashev2
Associate Professor P.P. Kondratenko1 'Belgorod State National Research University, Belgorod
2University of Innovation and Technology of Western Kazakhstan, Uralsk, Kazakhstan 3Utemisov Western Kazakhstan University, Uralsk, Kazakhstan
Аннотация
Abstract
Цель исследования - разработать методику оценки деятельности тренера по спортивной борьбе.
Методика и организация исследования. Научная работа организована на факультетах физической культуры в Западно-Казахстанском инновационно-технологическом университете, Западно-Казахстанском университете им. М. Утемисова и Белгородском государственном университете в 2017-2021 гг. В качестве методов исследования применялись анализ специальной научной литературы, опрос тренеров и спортсменов, изучение протоколов соревнований и нормативных документов, анализ результатов деятельности, математическое моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Предлагаемая методика опирается на хорошо известные и конкретные показатели профессиональных достижений отдельного тренера и полученных спортивных достижений каждого подготовленного им спортсмена, введенные для проведения математических расчетов в формулу. Смысл этих расчетов заключается в определении среднего арифметического значения из суммы достижений тренера и его спортсменов, деленной на количество спортсменов вместе с тренером. Разработанная методика определения эффективности деятельности тренера по вольной борьбе и борьбе казахша-курес представляет собой комплекс оценочных действий тренера и его учеников, с последующим введением показателей в предлагаемую формулу и проведением расчетов коэффициента эффективности тренера. Методика универсальна, практична, может легко модифицироваться, широко применяться не только в спортивных единоборствах, но и других видах спорта.
Objective of the study was to develop a methodology for evaluating the activities of a wrestling coach.
Methods and structure of the study. Scientific work is organized at the faculties of physical culture at the University of Innovation and Technology of Western Kazakhstan, Utemisov Western Kazakhstan University and Belgorod State National Research University in 2017-2021. The analysis of special scientific literature, a survey of coaches and athletes, the study of competition protocols and regulatory documents, analysis of performance results, and mathematical modeling were used as research methods.
Results and conclusions. The proposed methodology is based on the well-known and specific indicators of professional achievements of an individual coach and the received sports achievements of each athlete trained by him, entered into the formula for mathematical calculations. The meaning of these calculations is to determine the arithmetic mean from the sum of the achievements of the coach and his athletes, divided by the number of athletes with the coach. The developed methodology for determining the effectiveness of the activity of a coach in freestyle wrestling and wrestling Kazakhsha-kures is a set of evaluative actions of the coach and his students, followed by the introduction of indicators into the proposed formula and the calculation of the coefficient of effectiveness of the coach. The technique is universal, practical, can be easily modified, and is widely used not only in martial arts, but also in other sports. It allows you to systematically monitor the dynamics of the effectiveness of the work of coaches and compare the effectiveness of both individual coaches and their groups within the same sports organization or between them.
Ключевые слова: оценка, спортивная деятельность, тренер, формула, Казахстан. Keywords: evaluation, sports activity, coach, formula, Kazakhstan.
Введение. Оценка труда тренера чрезвычайно важна. Она определяет размер получаемой заработной платы, его профессиональный престиж, социальный статус. Для оценки деятельности тренера обычно выявляют его категорию и количество подготовленных спортсменов. Специалистами предлагаются и другие способы оценки работы спортивного тренера [1-4]. Иногда возникает необходимость получения данных о текущей эффективности работы тренера за месяц, полгода, прошедший год. Может сложиться ситуация, когда давно добившийся высокого результата тренер заметно снижает свою эффективность и уже не приносит высоких спортивных показателей. В таких случаях возникает потребность создания системы мониторинга текущей эффективности деятельности тренеров.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, чтобы изучить новые подходы к решению указанной проблемы. В данном случае необходимость создания инновационной методики оценивания деятельности тренера возникла в детских спортивных школах по вольной борьбе и борьбе казахша-ку-рес в Западном Казахстане.
Цель исследования - разработать методику оценки деятельности тренера по спортивной борьбе.
Методика и организация исследования. Был организован опрос в виде беседы с тренерами и спортсменами по вольной борьбе и борьбе казахша-курес на территории Западно-Казахстанской области (п=48), а также математическое моделирование формулы для оценивания эффективности деятельности тренеров по спортивной борьбе. Полу-
ченные данные сравнивались по величине коэффициентов эффективности деятельности тренеров. Работа проводилась в 2017-2021 гг. в двух университетах - в г Уральске Западно-Казахстанской области и Белгородском национальном исследовательском университете в России.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературы показал, что изучение проблемы оценки эффективности деятельности спортивного тренера охватывает разные аспекты. Исходной позицией оценки труда специалиста с высшим образованием является качественная подготовка студентов в вузах [1]. Помимо «эффективности» деятельности тренера [3], предлагается оценивать его «успешность», «результативность», «качество» и прочие характеристики [2]. Ряд авторов предлагает оценивать спортивную деятельность в целом, одновременно встречаются исследования, посвященные оценке отдельных видов спортивной деятельности тренеров [2, 3, 4]. Учитывая многосторонность подходов к изучению проблемы, был избран максимально прагматичный вариант оценки деятельности тренеров, который всегда направлен на один главный продукт - достигнутый спортивный результат. Именно он и рассматривался в качестве системообразующего фактора методики оценивания тренера.
Для оценивания деятельности тренера была разработана и апробирована формула расчета коэффициента эффективности тренера - КЭТр.
В состав оцениваемых показателей для проведения расчетов были включены конкретные требования к уровню квалификации тренеров и утверждению спортивных разрядов и званий спортсменов в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» [5] и Правил присвоения спортивных званий, разрядов и квалификационных категорий в Казахстане [6]. Для оценивания тренера были присвоены условные единицы (баллы) всем тренерским категориям (табл. 1).
Для оценивания спортсменов были избраны уровни спортивных разрядов и званий в соответствии с программно-нормативными документами в области физической культуры и спорта Казахстана (табл. 2).
Далее производилось оценивание спортсменов по их участию в соревнованиях республиканского масштаба (табл. 3).
На следующем этапе производилось оценивание результатов выступления спортсменов на международном уровне (табл. 4).
Вычисления оценки эффективности деятельности тренера
выполнялись по формуле: КЭТр = ЭТР+ЭУ1+ЭУ2+ЭУЗ ,
где КЭТр - коэффициент эффективности тренера, ЭТр - оценка эффективности тренера по категориям и званиям, ЭУ1 - эффективность учеников тренера с учетом присвоенных спортивных разрядов и званий, ЭУ2 - эффективность учеников,
Таблица 1. Категории, звания для присвоения тренерам Республики Казахстан с их оценкой (ЭТр)
Таблица 2. Спортивные разряды, звания для присвоения спортсменам Казахстана с их оценкой (ЭУ1)
Спортивные разряды и звания по возрастанию Условные единицы, баллы
I спортивный разряд 1
Кандидат в мастера спорта 2
Мастер спорта Республики Казахстан 3
Мастер спорта международного класса Республики Казахстан 4
Звание «Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан» 5
Таблица 3. Занятые спортсменами места на республиканских соревнованиях с их оценкой (ЭУ2)
Спортивные соревнования Занятые места Условные единицы, баллы
Чемпионат, Первенство Казахстана Только участник 1
Чемпионат, Первенство Казахстана 3 2
Чемпионат, Первенство Казахстана 2 3
Чемпионат, Первенство Казахстана 1 4
Таблица 4. Занятые спортсменами места на международных соревнованиях с их оценкой (ЭУ3)
№ п/п Спортивные соревнования Занятые места Условные единицы, баллы
1.1 Чемпионат Европы, Азии, Азиатские игры Только участник 5
1.2 Чемпионат Европы, Азии, Азиатские игры 3 6
1.3 Чемпионат Европы, Азии, Азиатские игры 2 7
1.4 Чемпионат Европы, Азии, Азиатские игры 1 8
2.1 Чемпионат мира Только участник 7
2.2 Чемпионат мира 3 8
2.3 Чемпионат мира 2 9
2.4 Чемпионат мира 1 10
3.1 Олимпийские игры Только участник 9
3.2 Олимпийские игры 3 10
3.3 Олимпийские игры 2 11
3.4 Олимпийские игры 1 12
выступавших на республиканских соревнованиях, ЭУ3 - эффективность учеников, выступавших на международных соревнованиях, N - количество обследуемых, включая тренера. При проведении вычислений все значения вводились в формулу.
Методика апробировалась путем моделирования показателей одной группы: произвольно выбиралось количество спортсменов с тренером и других показателей. Затем методика была применена на группе борцов вольного стиля (п=26) и борцов казахша-курес (п=22). Сначала группы оценивались по традиционным критериям, как примерно равные (уровень образования тренера, стаж работы, количество спортсменов, получивших спортивные разряды, звания за весь период работы). Затем при сравнении двух групп после расчетов по формуле оказалось, что коэффициент эффективности тренера по вольной борьбе выше, чем тренера по казахша-курес.
В результате опроса тренеров и спортсменов выявлено в целом положительное мнение о предлагаемой методике.
Выводы. Разработанная методика оценивания коэффициента эффективности тренера по спортивной борьбе с применением математической формулы позволяет осуществлять
Тренерские категории и звания по возрастанию Условные единицы,баллы
Квалификационная категория «тренер-преподаватель среднего уровня квалификации высшей категории» 1
Квалификационная категория «тренер среднего уровня квалификации высшей категории» 2
Квалификационная категория «тренер-преподаватель высшего уровня квалификации высшей категории» 3
Квалификационная категория «тренер высшего уровня квалификации высшей категории» 4
Звание «Заслуженный тренер Республики Казахстан» 5
точный количественный анализ его работы за любой промежуток времени.
При оценке деятельности тренеров Западно-Казахстанской области по вольной борьбе и борьбе казахша-курес с помощью предлагаемой методики установлено, что с ее помощью можно учитывать предыдущие и текущие изменения показателей эффективности тренерской деятельности, сравнивать коэффициенты эффективности между тренерами, спортивными школами, между периодами работы одного и того же тренерского состава.
Разработанная методика может применяться в разных видах спортивного единоборства и других видах спорта. Она универсальна, ее можно легко адаптировать, усовершенствовать, исходя из особенностей контингента спортсменов-борцов, других факторов, влияющих на показатели эффективности деятельности тренеров по спортивной борьбе.
Литература
1. Жампеисова, К.К. О качестве подготовки специалистов с высшим образованием / К.К. Жампеисова, Г.К. Досыбаева // Вестник Западно-Казахстанской гуманитарной академии. - 2010. - № 1 (12). - С. 7-13.
2. Николаев, А.Н. Успешность деятельности тренера / А.Н. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 12. - С. 29-33.
3. Сапожникова, К.А. Тренерский труд и методика оценки его эффективности / К.А. Сапожникова // Дискуссия. - 2016. - № 3 (б6). -С. 51-57.
4. Степанова О.Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов,
Е.Н. Латушкина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 3. - С. 66-68.
5. О физической культуре и спорте. Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 228-V ЗРК.
6. Об утверждении Правил присвоения спортивных званий, разрядов и квалификационных категорий. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры от 29 июля 2014 года № 300.
References
1. Zhampeisova K.K., Dosybayeva G.K. O kachestve podgotovki special-istov s vysshim obrazovaniem [On the quality of training of specialists with higher education]. Vestnik Zapadno-Kazahstanskoj gumanitarnoj akademii. 2010. No. 1 (12). pp. 7-13.
2. Nikolaev A.N. Uspeshnost deyatelnosti trenera [The success of the trainer]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2003. No. 12. pp. 29-33.
3. Sapozhnikova K.A. Trenerskij trud i metodika ocenki ego effektivnosti [Coaching work and methodology for evaluating its effectiveness]. Dis-kussiya. 2016. No. 3 (66). pp. 51-57.
4. Stepanova O.N., Makhov A.S., Latushkina E.N. et al. Upravlencheskaya deyatelnost trenera: vidy, obekty, kriterii effektivnosti [Managerial activity of a coach: types, objects, efficiency criteria]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 3. pp. 66-68.
5. O fizicheskoj kulture i sporte. Zakon Respubliki Kazahstan ot 3 iyulya 2014 goda № 228-V ZRK [About physical culture and sport. Law of the Republic of Kazakhstan dated July 3, 2014 No. 228-V ZRK].
6. Ob utverzhdenii Pravil prisvoeniya sportivnyh zvanij, razryadov i kvali-fikacionnyh kategorij. Prikaz Predsedatelya Agentstva Respubliki Kazahstan po delam sporta i fizicheskoj kultury ot 29 iyulya 2014 goda № 300 [On approval of the Rules for awarding sports titles, categories and qualification categories. Order of the Chairman of the Agency of the Republic of Kazakhstan for sports and physical culture dated July 29, 2014 No. 300].
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
использование вариативных практических упражнений для обучения сотрудников полиции применению табельного оружия
Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Троян1 О.Ю. Горлов1
"Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень
УДМ^С 796.052.244
Ключевые слова: сотрудники полиции, огневая подготовка, вариативность, практические упражнения, профессиональная подготовка.
Введение. Профессиональная деятельность сотрудников полиции сопряжена с необходимостью применения табельного оружия. Сотрудник должен уметь действовать быстро и точно в условиях неожиданно меняющейся обстановки оперативно-служебной деятельности [1]. Однако в рамках начальной профессиональной подготовки вариативные практические упражнения стрельбы из табельного оружия не рассматриваются [2]. Необходим поиск эффективных упражнений, позволяющих эффективно подготавливать сотрудников полиции к вариативному применению табельного оружия.
Цель исследования - разработка и выявление эффективности использования вариативных практических упражнений для обучения сотрудников полиции применению табельного оружия.
Методика и организация исследования. Педагогическое исследование было проведено в 2021 г на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД. Разработанный комплекс вариативных практических упражнений применения сотрудниками табельного оружия -учебных стрельб из пистолета, направленный на развитие способности сотрудника к точному и быстрому выполнению неожиданно возникающих вариативных двигательных задач, использовался в экспериментальной группе в рамках освоения дисциплины «Огневая подготовка» программы профессиональной (начальной) подготовки. В конце периода об-
ÜSING vARiANT PRACTICE EXEROISES To TRAIN poucE STAFF iN THE ÜSE OF SERVICE WEAPON
PhD, Associate Professor E.I. Trojan1 O.Yu. Gorlov1
Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen
Поступила в редакцию 12.04.2022 г.
учения сотрудников ЭГ и КГ проводилось тестирование навыков применения табельного оружия.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанный комплекс включал следующие упражнения: «Первый выстрел по вариативной мишени» (световой сигнал определяет выбор мишени); «Скоростная стрельба по неподвижной мишени из различных положений: стоя, с колена, лежа» (вариант положения стрельбы определяется командой преподавателя); «Стрельба со сменой магазина» (момент смены магазина определяется по световому сигналу). В конце периода обучения было выявлено, что сотрудников ЭГ, успешно справившихся с разработанными ситуациями, на 30,6 % больше, чем в КГ.
Вывод. Результаты исследования выявили эффективность использования вариативных практических упражнений для обучения сотрудников полиции применению табельного оружия. Основным условием организации учебных занятий и использования вариативных практических упражнений является наличие у сотрудников сформированных навыков выполнения основных упражнений стрельбы из табельного оружия. Литература
1. Архипов С.Н. Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / С.Н. Архипов. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2021. - С. 184 с.
2. Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23.11.2017 г. № 880 // URL: http://publication.pravo.gov.ru: 03.02.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected].