УДК 796.07 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-133-137
Психолого-педагогическое мастерство — залог успешности профессиональной деятельности тренера
Михайлова Т.В.*, Леонтьева М. С.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
(ГЦОЛИФК)
ORCID: 0000-0003-3568-779X, [email protected]* ORCID: 0000-0002-9402-4251, [email protected]
Аннотация: Как показывает практика, уровень спортивного мастерства тренера в прошлом не может служить гарантом эффективности работы тренером в будущем. Его спортивный опыт может оказывать положительное влияние только на первых этапах трудовой деятельности. В дальнейшем мы часто наблюдаем репродуктивное ведение тренерского процесса. Современный тренер должен обладать большим количеством компетенций в различных областях: технико-тактической подготовке, функциональной, психологической подготовке, медико-биологических и морально-волевых аспектах, нравственном поведении тренера и подопечного. Исследования показывают, что социально-психологические аспекты выходят на первый план, когда все остальные под воздействием физической нагрузки становятся более или менее равнозначными. Наставник должен прогнозировать и проектировать как систему подготовки, так и систему выступления своих спортсменов на соревнованиях. Материалы. Определение основных факторов психолого-педагогической деятельности тренера. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, опрос, методы математической статистики. Результаты. Определены факторы психолого-педагогической деятельности тренера. Проведен анализ значимости психолого-педагогических знаний среди студентов (будущих тренеров) и действующих молодых тренеров (90 респондентов). Практически все опрашиваемые считают психологическую составляющую деятельности тренера важной для любой профессии, она является признаком профессионализма и повышает уровень ответственности. Респонденты отмечают, что психолого-педагогические знания повышают уровень социальной ответственности тренера.
Ключевые слова: спорт, профессиональная деятельность, тренер, физическая нагрузка, психологическая подготовка, творческий потенциал, соревновательная деятельность.
Для цитирования: Михайлова Т.В.*, Леонтьева М.С. Психолого-педагогическое мастерство -залог успешности профессиональной деятельности тренера. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 133-137. DOI: 10.14526/20704798-2022-17-1-133-137.
Psychological-pedagogical mastery is the basis of professional activity
success of a coach
Tamara V. Mikhaylova*, Mariya S. Leonteva
Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism
Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-3568-779X, [email protected]* ORCID: 0000-0002-9402-4251, [email protected]
Abstract: As the practice shows the level of sportsmanship of a coach in the past can't guarantee the effectiveness of a coaching activity in the future. His sports experience can have a positive influence only at the initial stages of labor activity. Further we very often see reproductive coaching process organization. Modern coach must have great amount of competencies in different spheres: technical-tactical training, functional, psychological training, medical-biological and moral-volitional aspects, ethical behavior of a coach and an athlete. The research works show that social-psychological aspects take the first place, when all the rest aspects become more or less equivalent under the influence of a physical load. The mentor should predict and project
both the system of training and the system of his athletes' performances during the competitions. Materials. The main factors of a coach's psychological-pedagogical activity determination. Research methods. Information sources analysis and summarizing, survey, methods of mathematical statistics. Results. We defined the factors of psychological-pedagogical activity of a coach. We analyzed the significance of psychological-pedagogical knowledge among students (the future coaches) and the present young coaches (90 respondents). Almost all respondents consider psychological component of a coach's activity important for any profession. It is the feature of competence and increases the level of responsibility. The respondents underline that psychological-pedagogical knowledge level increases the level of social responsibility of a coach. Keywords: sport, professional activity, coach, physical load, psychological training, creative potential, competitive activity.
For citation: Tamara V. Mikhaylova*, Mariya S. Leonteva. Psychological-pedagogical mastery is the basis of professional activity success of a coach. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 133-137. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-133-137.
Введение
Объект - психолого-педагогические знания тренера как залог успешности профессиональной деятельности.
Предмет - факторы, влияющие на психолого-педагогические знания и умения тренера.
Гипотеза - предполагается, что психологическая устойчивость к различного рода внешним и внутренним сбивающим факторам способствует достижению более высокого результата в спорте и гармоничной адаптации в социуме после окончания спортивной карьеры.
Цель - определить основные факторы психолого-педагогической деятельности
тренера.
Психолого-педагогические знания
определяют сущность подготовки тренера и его «видение» развития спортсмена, которого он готовит к достижению поставленных задач. Тренер, владея знаниями в различных сферах психологии человека, может «управлять» поведением и влиять на деятельность своего ученика. А деятельность тренера, в свою очередь, характеризуется специфическими нравственными отношениями с учеником, командой, коллективом, соперниками, тренерами, руководством, судьями, зрителями, представителями СМИ и т.д. В настоящее время высоких скоростей и выдающихся результатов остро стоит вопрос о применении дополнительных средств различного происхождения для повышения уровня работоспособности. Поэтому спортивная этика,
основанная на совокупности нравственных норм и взглядов, должна определять основные правила поведения спортсмена и, естественно, тренера. Нравственное воспитание основывается на сознательности, активности, долге и ответственности перед собой, тренером, обществом. Социальная роль спорта сегодня прочно вошла в жизнь общества и формирует его мнение, несет большую нравственную нагрузку. Поведение и поступки кумиров становятся эталоном для подражания и формируют нравственные идеалы. Здесь же можно говорить и о развитии интеллектуальных компонентов, связанных с двигательной активностью молодежи, расширении их социальных функций и эстетических идеалах - физическом совершенстве. К сожалению, влияние на формирование морально-нравственного облика спортсмена находится за пределами тренировочного процесса. Хотя давно уже доказано, что занятия физической культурой улучшают психофизические качества и повышают способность к умственным достижениям. Руководя тренировочным процессом, тренер решает многообразные задачи и с помощью физических упражнений влияет на разные органы и системы организма спортсмена с учетом его возрастных и физиологических особенностей [1,2,3,4,5,6,7].
Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский говорил, что каждый педагог в первую очередь психолог. Тренеры вовлечены в воспитание юных спортсменов, определяя их психические характеристики
и особенности, от которых в дальнейшем зависит усвоение норм поведения и моральных принципов, принятых в обществе. Тренер, анализируя индивидуальные проявления этих качеств и особенностей, содействует вырабатыванию правильного психологического отношения к внешним факторам, которые воздействуют на формирование личности, спортсмена. Кроме нравственной, двигательной и интеллектуальной модели, тренеры разрабатывают и модель личности спортсмена в целом. Высокий уровень психологической подготовки и нравственного воспитания поможет быстрее адаптироваться в социальной среде после окончания спортивной карьеры. Самообладание в сложных ситуациях соревновательной деятельности, устойчивость поведения - модель, с которой тренер сравнивает индивидуальные качества своего подопечного при поиске путей их совершенствования. Жизненная позиция, ее проявления обусловлены многими критериями, такими как спортивная мотивация, общественное мнение и интересы, гражданская позиция, самокритичность, принципиальность, дисциплинированность, психологическая
совместимость и эмпатия. Для выработки оптимального психологического подхода к спортсмену необходимо уметь диагностировать вышеперечисленные характеристики.
Решение психолого-педагогических задач в ходе работы тренера определяет повышение спортивного мастерства и изменение личности спортсмена, его отношение к окружающей обстановке. Тренер решает функциональные задачи, связанные с выбором инструментов психолого-педагогического
влияния на сознание спортсмена, которые на уровне высшего спортивного мастерства являются главными факторами победы на соревнованиях. Таким образом, можно сказать,
что личность спортсмена формируется через социально-психологическое взаимодействие с тренером.
Главное в этом педагогическом процессе
- готовность тренера пожертвовать успехом, если это может навредить здоровью или психологическому состоянию своих подопечных. К сожалению, большой спорт часто диктует свои законы, они же проецируются и на молодых и более юных спортсменов.
Такой подход нивелирует значимость нравственности, спортивной этики и базируется на получении будущих материальных благ. Коммерческий успех выходит на первый план. Традиционная спортивная психология базируется первую очередь на нравственном совершенствовании личности, где эффективность работы системы тренер-ученик определяется отношением спортсмена к своему тренеру. Тренер должен не только слушать, но и слышать своего спортсмена, так как вся работа строится на психологическом феномене
- взаимопонимании. Возможно возникновение личностных отношений на основе симпатий или антипатий, привязанности, общности интересов, хобби и др. Отношения возникают самопроизвольно и могут меняться в процессе совместной деятельности. Могут возникать конфликты, отрицательно влияющие на весь тренировочных процесс. Знание спортивной психологии позволяет тренеру управлять конфликтами, определять причины их возникновения (нагрузка, средства тренировки, методы воздействия, психологическая составляющая и т.д.). Мастерство тренера определяется его способностью управлять конфликтной ситуацией, а иногда специально провоцировать ее для определения личностных качеств своих спортсменов.
Таблица 1
Анализ значимости психолого-педагогических знаний среди студентов (будущих тренеров) и действующих молодых тренеров (90 респондентов)
Студенты Действующие тренеры
Пол 40% муж 60% жен 35% муж 65% жен
Возраст До 20 лет 35% 21-25 лет 50% От 26 лет 15% 21-25 лет 45% От 26 лет 55%
Курс 1-2 курс 30% 3-4 курс 70%
Таблица 2
Спортивное звание или разряд респондента
Содержание Студенты Действующие тренеры
Звание или разряд МС 55% КМС, 1-й разр. 45% МС 45% КМС, 1-й разр. 50% Ниже 1-го разр. 5%
Практически все опрашиваемые считают психологическую составляющую деятельности тренера важной для любой профессии, она является признаком профессионализма и повышает уровень ответственности.
Таблица 3
Изучение дисциплины «Спортивная психология»
Содержание Студенты Действующие тренеры
Изучение в университете 60% да 40% нет 35% да 65% нет
Респонденты отмечают, что психолого-педагогические знания повышают уровень социальной ответственности тренера.
А.С. Макаренко писал, что формирование человека как личности характеризуется развитием высших сфер его психики — мышления, воли и чувств. Профессиональный творческий потенциал тренера совершенствуется на протяжении всей трудовой деятельности с учетом ошибок и положительного опыта. Творчески мыслящий тренер понимает и умеет предвидеть последствия проделанной работы и готов нести за нее ответственность. Такая осознанность - показатель существования профессиональных ценностей и целей. В тренировочном процессе одну из главных ролей выполняет тренер. Используя психолого-педагогические знания и передавая их своим воспитанникам, он формирует личность спортсмена. Так как система тренер-ученик рассматривается как единое целое, то высокая социальная ответственность ложится и на спортсмена.
Список литературы
1. Былкин А.И., Бфлыкина-Милушкина
Т.В. Теоретические аспекты творческого потенциала тренера высокой квалификации. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2010; 1: 79-82.
2. Кабачков В.А., Куренцов В.А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта. Научные труды 1997 года. ВНИИФК. М. 1998: 128-134.
3. Калькова О.А. Основные направления социальной адаптации спортсменов высокой квалификации после завершения спортивной карьеры / О. А. Калькова // Спортивный психолог. 2008; 1(13): 19-22.
4. Киселева Е.В. Профессиональные особенности личности и деятельности успешного тренера. Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 7 Междунар. науч. конгр.: материалы конф, 24-27мая 2003 г. М. 2003; 1: 250.
5. Костихина Н.М., Колмогорова Н.В. Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования. Физкультурное образование Сибири. 2009; 2(25): 11-14.
6. Курдюков Б.Ф. Модернизация учебного процесса в вузе физической культуры. Теория и практика физ. культуры. 2004; 8: 16-17.
7. Лалаян А.А. Психологические особенности профессии учителя физического воспитания и тренера. Армян. гос. ин-т физ. Культуры. Ереван : Айастан. 1975: 40.
8. Михайлова Т.В. Призвание как фактор социальной эффективности тренерской деятельности. Теория и практика физ. культуры : тренер: журнал в журнале. 2008; 5: 46-50.
9. Михайлова Т.В., Губа В.П. Ранговая структура социально-педагогических основ работы тренерского корпуса в аспекте статусных характеристик. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017; 3: 15-17.
10. Михайлова Т.В. Дневник спортсмена. М.: Издательство: Спорт. 2017: 78.
11. Неретин А.В. Структура компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде. Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2011; 1:
141-145.
12. Непопалов В.Н. Психологическая модель деятельности тренера (постановка проблемы). 6-я Международная научная конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 7-11 июня 2010 г.: материалы. М-во спорта, туризма и молодежной политики РФ, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. М. 2010: 187-191.
13. Рогалева Л. Влияние спортивной деятельности на личность юного спортсмена в зависимости от установок тренера: Возрастная спортивная психология. Спортивный психолог. 2004; 1: 54-58.
14. Загайнов Р. М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена: методическое пособие для олимпийцев. М.: Советский спорт. 2005: 106. URL: http://www.shooting-ua.com/
Статья поступила в редакцию: 28.02.2022
Михайлова Тамара Викторовна — доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 105122, Россия, Москва, Сиреневый б-р, дом 4, e-mail: [email protected]
Леонтьева Мария Сергеевна — доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 105122, Россия, Москва, Сиреневый б-р, дом 4, e-mail: [email protected]