Ольга ГРАЧЁВА
РЕТРОСПЕКТИВА ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена интересной и малоизученной проблеме - исследованию историографии, изучающий творчество русских офицеров XVIII - начала XX вв. Автор подверг анализу имеющиеся труды и дал научное обоснование данному процессу.
The article is devoted to an interesting and insufficiently studied problem - the historiography, studying creativity of Russian officers in the 18th - early 20th centuries. The author has analyzed available works and has given a scientific substantiation to the process.
Ключевые слова:
историографический анализ; отечественная культура;художественное творчество; российские офицеры; historiographic analysis; domestic culture; art creativity; Russian officers.
История становления и развития творческого потенциала офицеров России в области художественной культуры была обделена вниманием учёных. Число печатных публикаций, связанных с исследованием отдельных моментов развития личности офицера, таких как домашнее дворянское воспитание и образование, деятельность военно-учебных заведений, офицерский статус, анализ художественного творчества выдающихся мастеров культуры диктовались определённой общественной значимостью. Данные исследования в своей основе не предполагали изучения творческой активности российских офицеров в области художественной культуры, её происхождения.
С целью более полного её исследования историография в представленной научной статье разделена автором на четыре периода.
Первый период историографии, относящийся к XVIII столетию, показывает этапы возникновения и укрепления отечественной исторической школы, опирающейся на реалии времени и отвечающей государственным интересам и просветительской мысли. Историография первого периода являлась, по сути, описанием исторических процессов, протекающих в России.
Первыми историко-публицистическими трудами, напечатанными гражданским алфавитом, были работы, посвящённые Северной войне 1700—1712 гг.1 «Гистория...» привлекла внимание Петра I, он написал наиболее интересные абзацы в этом исследовании. В данном труде также показана роль военных и политических соратников Петра, их эрудиция, знание иностранных языков2, собраны законодательные акты и указы Петра I об открытии математической школы, ношении «новоманерных» платьев, строительстве мостов.
Во второй половине XVIII в. внимание к истории и культуре страны претерпело радикальные изменения, творческие и научные интересы стали опорой историографических исследований. Ярким просветителем и творческой личностью, а также историком своего времени являлся князь М.М. Щербатов (1733—1790), служивший в гвардии. Труд «О повреждении нравов в России» является критической оценкой общества угодничества, фаворитизма, произвола3 и т.д., что
1 Сборник документов по истории СССР / Под ред. В. В. Мавродина. Ч. 5: XVIII век. - М., 1973, стр. 78.
2 Шафиров П.П. Рассуждение о причинах Северной войны; Шафиров П.П., Прокопович Ф. Гистория Северной войны. См.: Сборник документов по истории СССР / Под ред. В.В. Мавродина. Ч. 5: XVIII век. - М., 1973, 87-122.
3 Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // Щербатов М.М. Соч., т. II.
- СПб., 1898.
ГРАЧЁВА
Ольга Анатольевна — майор, к.и.н., доцент; доцент кафедры истории Отечества, органов безопасности и зарубежных пограничных органов МПИ ФСБ
в офицерской среде в дальнейшем являлось неприемлемым и оскорбительным, унижающим честь и достоинство русского офицера. Воспитательный аспект данного научного труда, несомненно, имел свои положительные результаты.
В историографии данного периода появляются исторические произведения, анализирующие внутреннюю культурную ситуацию в стране. Это, например, многотомный труд И.И. Голикова (1735—1801) «Деяния Петра Великого»; усиление внимания к истории русских городов прослеживается в работах «Географический лексикон Российского государства» (СПб., 1773, составитель Ф.А. Полунин) и «Новый и полный географический словарь Российского государства» (СПб., 1789, сост. Л.М. Максимович). Отмечая тенденцию возрастания интереса отечественной науки XVIII в. к творческому потенциалу личности и в конечном итоге к художественному творчеству, необходимо напомнить, что сами по себе данные труды представляют лишь материал, позволяющий судить об отношении научной общественности к феномену художественного труда.
Говоря о втором периоде в историографии исследуемой темы, необходимо отметить заслуги Н.М. Карамзина (1766— 1826), являвшегося родоначальником русского сентиментализма. Одним из первых, кто привлёк общественное внимание к шедеврам русской литературной деятельности, был министр правительства Александра I Н.П. Румянцев (1754—1826). Научный труд «Собрание государственных грамот и договоров», подготовленный членами Румянцевского кружка, и сейчас привлекает внимание исследователей отечественной культуры. Он характеризует время и нравы, а также уровень просвещения и образования российского общества.
Наиболее показательными в те годы были аналитические работы историографа, писателя, академика Петербургской АН М.П. Погодина (1800—1875). Погодин — один из первых исследователей истории, кто непосредственно изучает патриотическое воспитание на примере русского офицерского корпуса. В его рассуждениях есть доля преувеличения, однако яркость примеров несомненна. Русский офицер «вытерпит все, что угодно: в знойную пору наденет овчинный тулуп, а в трескучий мороз пойдёт босиком, сухарём
пробавится неделю, а форсированными маршами не уступит доброй лошади...»1.
С.М. Соловьев (1820—1879) известен как крупнейший русский историк; в его работе «Чтения и рассказы по истории России»2 имеется глава «Птенцы Петра Великого», где рассматриваются вопросы качественного разностороннего западного образования и даются прогнозы развития отечественной культуры.
Ко второму периоду историографии можно отнести ряд фундаментальных работ, посвящённых месту и роли кадетских корпусов в системе военного образования России дооктябрьского периода. Первыми серьёзными исследованиями, посвящёнными истории кадетских корпусов, стала работа выдающегося военного педагога, сотрудника Главного управления военно-учебных заведений (ГУВЧЗ) генерал-лейтенанта М.С. Лалаева3, а также обозрения и очерки Н.П. Жерве, В.К. Строева, Н.Л. Ломана4, Н. Мельницкого5, П.В. Петрова6, В.Ф. Грекова, В.А. Висковатова7, Ф.Ф. Веселаго8. Особое внимание в своих трудах они уделяли проблеме творческого обучения будущих офицеров, приобщению их к художественному наследию, раскрытию талантов самих воспитанников.
Издавалась литература, в которой обобщались сведения, собранные в разные годы и касающиеся истории, порядка и устройства военно-учебных заведений9. Эти материалы для нас интересны тем, что всё положительное, показанное в них, можно использовать в строительстве об-
1 Погодин М.П. Соч., т. IV. - М., 1874, стр. 5.
2 Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М. : Правда, 1989, стр. 555-560.
3 Лалаев М.С. Исторический очерк военных учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Ч. 1-3. - СПб., 1880-1892.
4 Жерве Н.П., Строев В.К. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса, 1712-1912. - СПб., 1912, т. 1; Ломан Н.Л. Историческое обозрение 2-го кадетского корпуса. - СПб., 1862.
5 Мельницкий Н.Н. Сборник сведений о военноучебных заведениях в России (Сухопутного ведомства). Т. 1-4. - СПб., 1857, 1858, 1860.
6 Петров П.В. Главное управление ВУЗ: исторический очерк. - СПб., 1902-1910.
7 Висковатов А.В. Краткая история 1-го кадетского корпуса. - СПб., 1832.
8 Веселаго Ф.Ф. Очерки истории морского кадетского корпуса (за 100 лет). - СПб., 1852.
9 Барсков Я.Л. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864-1914. - СПб., 1914; Мельницкий Н.Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России Сухопутного ведомства. Т. 1-4. -СПб., 1857-1860; Лалаев М.С. Краткий очерк образования и развития центрального управления военно-учебных заведений. 1832-1892. - СПб., 1892.
разовательной системы военно-учебных заведений современной России. Интересны работы Н.Н. Врангеля (1800-1915). В «Статьях по истории русского искусства»1 он даёт исчерпывающий анализ творческой активности со времен Елизаветы Петровны по начало XX столетия. Его исследования явились основой современного подхода к изучению и пропаганде отечественного искусства.
Третий период историографии можно обозначить рамками с октября 1917 г. до начала 1990-х гг. По идеологическим причинам советская историческая литература не могла пропагандировать факт службы многих творческих личностей в царской армии, тем более в чине офицера. Фактически творчество многих русских культурных деятелей было оторвано от реальных биографических фактов, а значит, были не полностью раскрыты источники их творчества. Однако нельзя не отметить работы, базирующиеся, прежде всего, на пропаганде героизма, связанного с обороной рубежей Родины. В них красной нитью проходит мысль о необходимости формирования патриотизма на исторических примерах.
В монографии И.И. Комаровой2 раскрываются факторы, влияющие на распространение и популяризацию культурного наследия, в том числе и при участии офицерского корпуса.
В 1980-е гг. появляются научные труды, в которых исследуется культура предшествующих эпох и участие офицерского корпуса в развитии художественной культуры страны3. Однако в целом литература советского периода не даёт полной картины формирования и развития творческого потенциала офицерского корпуса, оставляя «за кадром» такой значимый факт биографии, как военная служба, повлиявшая на формирование творческой и гражданской позиции художников, писателей и т.п.
Четвёртый этап развития историографии по исследуемому вопросу начался в 90-е г.
1 Врангель Н.Н. Свойства века: Статьи по истории русского искусства / Сост. ИА. Лаврухина. Летний сад.
- СПб., 2001.
2 Комарова И.И. История законодательства по охране памятников архитектуры и культуры в России XVIII - начала XX века. (Историко-правовой аспект).
- М., 1989.
3 Андреев В.И. Нравственное воспитание солдат и сержантов в подразделениях частей сухопутных войск : дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1981; Зюскевич Н.Е. Формирование и развитие духовных потребностей личного состава армии и флота : дисс. ... канд. филос. наук. - М., 1979.
XX столетия. Отметим, что современная российская военная доктрина диктует настоятельную необходимость исторического подхода и оценки различных аспектов этического наполнения всех составляющих данного вопроса. Огромную роль в данном контексте играет личность офицера, её творческий потенциал.
Примеры такого порядка в изобилии присутствуют в отечественной истории и являются актуальными и необходимыми элементами реформирования и строительства Вооружённых сил России. Это нашло своё отражение и в публикациях последних лет4. Проблемы нравственного воспитания офицеров поднимают И.А. Алехин, Е.С. Иванов, И.А. Шеин, В.А. Минер, А.Е. Хол-манских.
Особый интерес вызывают исследования, касающиеся непосредственно анализа творчества великих русских мастеров культуры, офицеров по профессии и творцов по призванию5. В 1998 г. выпущен достаточно объёмный труд, систематизирующий все сведения о кадетских корпусах России6. Нельзя не упомянуть в этом контексте и монографию А.А. Михайлова7.
Вся представленная литература позволяет судить о данном вопросе как о несомненно важном и значимом звене в создании современной высокообразованной и элитной части общества - офицерского корпуса современной России, и его роли в становлении и укреплении авторитета армии в целом.
4 Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М., 1993; Охлябинин С.Д. Честь мундира: Чины. Традиции. Лица: Русская армия от Петра I до Николая II.
- М., 1994; Дворянские роды Российской империи / Ред. С.В. Думин. - СПб., 1993; Востоков Е.И. Изобразительное искусство и его роль в воспитании защитников Отечества. - М.: ВУ, 1996; Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание / Ред. В.Ф. Кулаков. - М., 1999; Струтинский В.Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX - начале XX в.: Историографич. исслед. : дисс.. канд. ист. наук. - М.: ГА ВС, 1994.
5 Чернов О.В. Отечественная война 1812 г. в русской батальной живописи XIX - начала XX вв. : дисс. . канд. ист. наук. - Кемерово, 2000; Варакина Г.В. Музыка как эстетический феномен. Музыкальная культура на страницах художественных журналов рубежа XIX-XXвеков: дисс. ... канд. ист. наук. - М., 1999; Ро-манченко С.Н. Менталитет российской армии, классическая парадигма и современность : дисс. . канд. фил. наук. -Краснодар, 2000 и др.
6 Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. -СПб., 1998.
7 Михайлов АА. Руководство военным образованием в России во второй половине XIX - начале XX века.
- Псков, 1999.