Научная статья на тему 'Исторические условия развития творческой активности русских офицеров в XVIII начале XX вв. '

Исторические условия развития творческой активности русских офицеров в XVIII начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
459
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / HISTORICAL CONDITIONS / CULTURE / A SOCIETY / ART CREATIVITY / MILITARY-TRAINING INSTITUTION / THE STATE / RUSSIAN OFFICERS / UNIVERSAL CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грачева Ольга Анатольевна

Представленная научная статья посвящена малоизученной проблеме исследованию исторических условий формирования творческой активности русских офицеров XVIII начала XX в. Автор исследует данную проблему, опираясь на научные труды отечественных ученых в различных областях исторического знания и используя достаточное количество архивных материалов, ранее не известных научной общественности; дает научное обоснование данному процессу и делает аргументированные выводы по результатам проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical conditions of the development of creative activity of Russian officers in the XVIII the beginnings of XX centuries

The submitted scientific article is devoted to an interesting and insufficiently studied problem to research of the historical conditions forming creative activity of Russian officers in the 18th -early of the 20th centuries. The author investigates the given problem, leaning on proceedings of historians in various areas historical knowledge. He gives scientific substantiation to the given process and draws the argued conclusions on the carried out research

Текст научной работы на тему «Исторические условия развития творческой активности русских офицеров в XVIII начале XX вв. »

Анализируя значение опыта художественного творчества российских офицеров, автор считает настоятельной необходимостью рассматривать его в контексте проблем, достижений и побед, связанных с условиями и общими тенденциями развития России XVIII - начала XX столетия.

XVIII в. - это век Русского Просвещения, знаменовавшей переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени, начало которому положили петровские реформы. Главной задачей Петра I было строительство сильного светского государства. Идея государственности присутствовала во всех начинаниях самодержца. Абсолютное меньшинство «просвещенного дворянства» должно было противопоставить традиционному большинству веские доводы в пользу реформ.

Культура XVIII в. проникнута принципом историзма. История воспринимается не как застывшая, незыблемая вечность, а как результат участия человека в ходе событий, как поступательное движение от прошлого к будущему. Кто, как не дворяне-офицеры, помощники Петра, имевшие возможность обучаться за границей, решать сложнейшие государственные задачи, приобщаться к зарубежному опыту развития культуры во всех ее проявлениях, понимали великую силу знания и могущественное влияние художественного слова, художественного образа, художественного изображения, художественного звука!

Изучение условий становления художественной деятельности российских офицеров следует начать с их участия в описании отечественной истории и в работе по становлению государственности. При этом в зависимости от исторических условий творческая деятельность лучших представителей офицерского корпуса видоизменилась и дифференцировалась. Попробуем проследить динамику и содержание данного процесса.

Первое историческое условие - возросшая роль культуры в обществе. Этому способствовало бережное отношение к собственному культурному наследию.

Начиная с XVIII столетия, историко-культурные приоритеты Отечества становятся основополагающими в понимании себя как нации и народа. Анализ историографии того периода показывает искренний интерес ко всему самобытному, национальному. Выдающийся русский историк - офицер В.И. Татищев (1686-1750) занимался изучением отечественной истории, которая в свою очередь способствовала пониманию русской самобытности и уникаль-

ности. Его труд «История Российская» - глубоко патриотичен и познавателен. В нем через призму истории других стран, «без знания иностранных своя не будет ясна и достаточна»[14, т. 1, с. 81.] давался анализ развития интереса к собственной истории.

Во второй половине XVIII в. внимание к истории и культуре страны претерпело радикальные изменения. Ярким просветителем и творческой личностью, а также историком своего времени являлся князь М.М. Щербатов, служивший в гвардии. Его научно-исследовательские труды, касающиеся нравственной стабильности общества, позволяют говорить о высоких моральных и этических нормах русского общества конца XVIII столетия[16, соч. Т. II.]. М.М. Щербатов занимался и исследованием культурного наследия, издавая ценные отечественные летописные источники, такие как «Царственная книга» и «Царственный летописец»[15, с. 238.]

Существовали исследователи, которые стремились рассматривать исторические события через призму выдающейся личности. Такой подход близок автору данного исследования. Так, офицер И.Н. Болтин (1735-1792), занимаясь изучением древних письменных источников, находил положительные аспекты в истории Отечества и выносил их на суд научной общественности, а в своих работах защищал Россию от клеветы иностранных писателей, стремившихся охарактеризовать наше Отечество как дикое, варварское и отста-лое[2, с. 355 - 358.]

К этому же времени относятся и труды отечественного публициста, основателя критического направления в русской общественной мысли и литературе Н.И. Новикова (1744-1818). Его перу принадлежал первый в России биографический словарь деятелей культуры «Опыт исторического словаря о российских писателях». В нем были опубликованы сведения о 317 писателях и ученых, творивших с X по XVIII вв. [4, с. 282.]

В исследованиях культуры данного периода преобладали труды, анализирующие внутреннюю культурную ситуацию в стране, как правило, носившие описательный характер. Бережное отношение к собственному культурному наследию характеризует общество, показывает его уровень культурнонравственного развития и определяет место данного социума в общемировой структуре. Русские офицеры не только были собирателями и коллекционерами всего уникального, но и организаторами и учредителями музейного дела, где осуществлялось комплектование, хранение и изучение отечественной ма-

териальной и духовной культуры, которая является национальным паспортом и раскрывает менталитет и ценностные ориентиры народа.

Возрастанию роли культуры в обществе способствовало приближение отечественной культуры к общечеловеческим ценностям и достижениям. Анализ русской культуры исследуемого периода показал, что в основе своей культура базировалась на традициях и инновациях, что способствовало не только качественному росту творческой активности, но и приобщению отечественной культуры к мировым ценностям и достижениям. Расцвет отечественной литературы - подтвержденье тому. Он характеризовался основным мировым фактором развития. Так же, как и на Западе, под влиянием выдающихся мыслителей Канта (1724-1804), Гегеля (1770-1831) и Шеллинга (1775-1854) литература делала уверенные шаги в русле философского понимания мира.

Другими словами основы художественной культуры закладывали первые русские философы. Вся классическая русская литература в лице таких ее корифеев, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, зиждилась на философских принципах. Были деятели культуры, которые строили свою работу на основе обмена мировым и отечественным опытом в области творческих достижений. Примером может служить творчество Н.В. Гербеля (1827-1883), который по окончании Нежинского лицея служил в гвардии до 1860 г. С 1846 г. публикует свои переводы европейских поэтов. В 1854 г. напечатал собственный стихотворный перевод «Слова о полку Игореве». Осуществил издание собраний сочинений Ф. Шиллера, Дж. Байрона, У. Шекспира, Э. Гофмана, И.-В. Гёте в переводах русских писателей 1857-1880 гг. В 1861 г. издал «Кобзаря» Т.Г. Шевченко, за границей издали запрещенные цензурой стихотворения А.С. Пушкина. Составил хрестоматии: «Поэзия славян» (1871 г.), «Русские поэты в биографиях и образах» (1873 г.), «Английские поэты» (1875 г.) , «Немецкие поэты» (1877 г.), являлся автором монографий исторического характера «Изюмский слободской казачий полк» (1852 г.), «Нежин» (1852 г.) и др.[4, т. 12, с. 32.]

Возрастающая роль культуры в России диктовала настоятельную необходимость научного понимания мировых процессов в контексте собственной культуры. Развитие российского общества, как и любого другого, подчинено общечеловеческим законам. Это касается и культурного развития. Знание мировых процессов, понимание своего места в общекультурном пространст-

ве, оценка возможностей и недостатков - все это является стимулами развития. Поэтому многие офицеры занимались исследованием данных процессов и искали пути развития в национальной культуре.

Военной историей занимался В. Д. Сухоруков (ок.1795-1841) - российский офицер, историк, участник русско-турецкой войны 1828-1829 гг., автор работ по истории Войска донского. Совместно с А. Корниловичем издавал в 1824 г. исторический альманах «Русская старина»[3, т. 49, с. 177.] Исследователь мировой культуры А.В. Вышеславцев (1831-1888), российский путешественник, историк, искусствовед. Учился в Московском университете, был военным врачом и находился во время Крымской кампании на Малаховом кургане. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник». Служил на клипере «Пластун» в 1857-1859 гг. Написал «Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания» (1862-1866 гг.), «Между храмов и развалин» (1880 г.), «Джиотто и Джиоттисты» (1881 г.), «История искусств в Италии» (1883 г.), «Умбрия и живописные школы Северной Италии в XV в.» (1885 г.), «Богоматерь с младенцем Донателло», «Заметки русского о современной Грузии» и др.[3, т. 10, с. 484.]

Таким образом, историческая необходимость научного понимания мировых процессов в контексте собственной культуры заставила многих русских офицеров через призму научности и аналитическо-исследовательской работы достойно представить творческое и культурное наследие России в своих трудах, далеких от профессиональных интересов авторов.

Возросшая роль культуры просматривается в развитии и формировании общественного интереса к отечественному художественному творчеству. В данном контексте необходимо отметить творчество Н.М Карамзина (1766182). Новаторство его[1, т. 7, с. 132.] заключалось в отображении творческой личности во всех ее проявлениях в конкретных исторических условиях [7, с. 147.]

Также, как и Н.М. Карамзин, одним из первых, кто привлек общественное внимание к шедеврам русской литературной деятельности, был министр правительства Александра I Н.П. Румянцев - собиратель, коллекционер, меценат.

Создавая свои произведения, русские художники-офицеры не стремились к славе или к самолюбованию. Они ставили перед собой совершенно иные цели, стараясь правдиво и точно изобразить события, участниками ко-

торых были, без прикрас и светского лоска. Популяризация русского искусства - вот одна из основных задач творческих людей в погонах. Однако главным в творчестве любого, носившего военную форму, были выражение художественными средствами любви к Родине, которую они защищали не за награды, а за честь, идеи патриотизма. В реализации этих целей офицеры использовали творческие области, которые были им понятные и доступные им, отвечавшие поставленным целям. Для наглядности обратимся к творчеству некоторых из них.

В.Р. Гардин (1877-1965) - режиссер, сценарист, актер. В 1894 г. окончил кадетский корпус, с 1909 по 1912 гг. - актер и режиссер театров Воронежа, с 1915 по 1917 г. служил в армии. С 1913 г. основной актер русского дореволюционного кино. Пропагандируя русскую литературу, Гардин ставил перед собой задачи в доступной, игровой форме донести до зрителя те ценности русской культуры, которые казались ему наиболее значимыми. П.М. Воротников (1804-1876) окончил кадетский корпус, служил в армии, в Ели-заветграде руководил военными хорами и любительскими оркестрами, организовывал концерты и спектакли, преподавал во 2-й военной гимназии. Его творчество пропитано народными мотивами, он также увлекался сочинением церковной музыки, романсов, пьес, занимался собиранием и пропагандой народных песен, выпустил два сборника в 1870-1871 гг. и в 1894 г. Автор статей по духовной музыке и музыкальной педагогике [3, т. 10, с. 190-191.] . Его творческое наследие - это область художественно-нравственных ценностей русской культуры. Его современник К.П. Вильбоа (1817-1882), композитор, дирижер, педагог также творил в области пропаганды музыкальной культуры. Служил в армии, руководил хором певчих и оркестром Павловского полка, вместе с А.Н. Островским участвовал в фольклорной экспедиции по Волге. Автор песен, романсов («Нелюдимо наше море» на слова Н. Языкова, «На воздушном океане» - слова М. Лермонтова), был знаком с Глинкой, Даргомыжским, Григорьевым. Написал клавираусцуги опер Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», переложил для фортепиано «Камаринскую» [3, т. 9, с. 196.], занимался популяризацией творчества отечественных авторов.

Таким образом, можно констатировать, что развитие и формирование общественного интереса к отечественному художественному творчеству на различных уровнях определялся во многом благодаря активной позиции русских офицеров.

Исторические условия, сложившиеся в первой половине XIX в., внесли существенные изменения и в оценку политической и социальной ситуации в стране. Приоритеты национальной значимости встали на свои законные места и это - второе историческое условие.

Офицеры как передовая часть русского общества несли в себе огромный потенциал идей, знаний, опыта и, являясь очевидцами и непосредственными участниками самых значимых событий в судьбе России, старались отразить их в своих литературных и других трудах. Приоритеты национальной значимости необходимо было не только обозначать и пропагандировать, но и популяризировать как на Родине, так и в странах Западной Европы. Для этого очень много сделал художник-баталист В.В. Верещагина. Его картины увидели свет сначала на выставках, а затем и обрели бытность в постоянных музейных коллекциях. Произведения Верещагина демонстрировались едва ли не во всех крупнейших центрах Европы: в 1896-1897 гг. и в 1900 г. - в Париже, в 1897 г. - в Берлине, Дрездене, Вене и т.д. На берлинской выставке германский император Вильгельм II, чрезвычайно довольный просмотром, откровенно сказал Верещагину об антимилитаристической направленности его работ: «Ваши картины являются лучшей застраховкой от войны» [6, т. 5, с. 232.]

Особую популярность и новую актуальность приобрели лучшие картины художника в годы Великой Отечественной войны, напоминая людям о героических делах их предков, поднимая дух в борьбе с врагом.

Приоритеты культуры диктовали особый подход к пониманию всего отеческого, национального, самобытного. Отсюда интерес к культуре своего народа, ее уникальности. В XIX столетии в обществе произошел качественный подъем в осознании культурных и ценностных приоритетов, чему немало способствовало и музыкальное творчество российских офицеров, в том числе и служивших в военных (полковых) оркестрах.

Офицерский корпус дал миру огромное количество выдающихся композиторов и деятелей в области музыкальной культуры. А. А. Алябьев - русский офицер, основоположник лирического романса и камерноинструментальной музыки; И.Н. Лопухин и Г.А. Демидов - офицеры, занимавшиеся оркестровкой, писавшие романсы и оставившие нам труды в области теории музыки. А.П. Бородин - окончил военно-учебное заведение (Медико-хирургическую академию), открыл новое в музыкальном повество-

вании понятие «музыкальный эпос», создатель русской классической симфонии и квартета, член кружка «Могучая кучка», который сыграл, пожалуй, самую значительную роль в популяризации русского музыкального искусства, был известен также как ученый-химик; Ц.А. Кюи - русский генерал, член «Могучей кучки», популяризатор русской музыки; М.П. Мусоргский - русский офицер, член «Могучей кучки», композитор-реалист, создатель национально-исторического жанра в музыке, автор монументальных народных музыкальных драм-опер, произведений для оркестра, романсов, песен и т.д. При этом новаторство в оперном жанре и максимальная выразительность образов позволяют зачислить его в разряд самых значимых фигур творческой элиты

XIX в.

Н.А. Римский-Корсаков - морской офицер, самый молодой член «Могучей кучки», классик русской музыки, выдающийся мастер мирового музыкального искусства. А.Н. Скрябин - воспитанник 2-го кадетского корпуса, пианист и композитор, творчество которого - яркий пример новаторства в музыке, причем идеи модернизма, воплощенные в его произведениях, противостояли традиционному музыкальному искусству русской школы.

Произведения русских офицеров XIX в. подняли отечественную культуру на мировой уровень, они в большинстве своем известны потомкам как талантливые и даже гениальные творцы.

Идея о всестороннем развитии будущих защитников Родины была изложена в «Военном журнале» еще в 1812 г.: «Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека, потому что производит внутреннее побуждение к соблюдению правил нравственности и к приобретению всех знаний, потребных в каждом состоянии. Просвещенный военный человек сам собою убедится, что ... честность и благонравие суть добродетели, званию его приличнейшие» [9, с. 53.]

Расширение отечественных образовательной и просветительской сфер в области художественного творчеств - это третье историческое условие.

В исследовании историка С.М. Соловьева (1820-1879), «Чтения и рассказы по истории России»[12, с.555-560.] имеется глава «Птенцы Петра Великого», где рассматриваются вопросы качественного разностороннего западного образования и даются прогнозы развития отечественной культуры. Мнение Соловьева, высказанное в «Записках»[13, с. 33,34, 58.] о надобности

воспитания гениев в России, позволяет исследователям понять необходимость разностороннего подхода к обучению подрастающего поколения.

Дополнительное внеклассное образование в XIX в. являлось неотъемлемой характеристикой высокого статуса и востребованости кадетского корпуса или военного училища. Посещения театра, концертов, литературных вечеров, а впоследствии и кинематографа, являлись обязательными для курсантов военно-учебных заведений. Данное условие диктовало расширение отечественных образовательной и просветительской сфер в области художественного творчества.

Исторический опыт по формированию образовательной сферы в области художественного творчества - это тот фундамент, без которого невозможно дальнейшее развитие в названной области деятельности. Примером может служить объединение музыкантов в «Могучую кучку», где вели просветительскую работу в обозначенном творческом направлении: открытие бесплатных музыкальных школ, поиск талантливых детей по всей России, благотворительные концерты, популяризация народного творчества.

Автор данной статьи хотел бы отметить и личный вклад отдельных представителей творческой элиты в образовательную сферу: открытие новых творческих учебных заведений, повышение уровня массового восприятия художественных ценностей. В этой области необходимо отметить работу П.К. Клодта (1805-1867), - офицера, российского скульптора, литейного мастера, профессора Санкт-Петербургской академии художеств. Его работы: четыре группы укротителей на Аничковом мосту (1830), памятники И.А. Крылову в Летнем саду (1848-1855) и Николаю I (1856-1859) и др. [3, т. 22, с. 91.] Как профессор Санкт-Петербургской академии художеств он вел огромную работу по повышению уровня образовательной системы в области художественного творчества, как истинный сын своего Отечества популяризировал его в мировом сообществе.

В развитии образовательной сферы внес весомый вклад А. Д. Чертков (1789-1858), в чине поручика участвовавший в Отечественной войне 1812 г. В 1822 г. он вышел в отставку. Был коллекционером, собирал русские древности и монеты, был инициатором открытия Училища живописи и ваяния, член-корреспондент Петербургской Академии наук, член Комиссии по строительству Храма Христа Спасителя в Москве, почетный член археологического общества [5, с. 175-176].

Незаслуженно забыто имя М.Н. Загоскина (1789-1852), - участника Отечественной войны 1812 года, адъютанта командира Уманского пехотного корпуса. Его вклад в образовательную и просветительскую сферы в области художественного творчества огромен. Он служил в Дирекции императорских театров, в 1818-1820 гг. - в Императорской Публичной библиотеке, был директором московской Оружейной палаты, почетным членом Академии на-ук[5, с. 70.], автором ряда исторических романов.

Значение творческого опыта российских офицеров, их вклад в становление и развитие данной сферы деятельности трудно переоценить. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что представители русского офицерства в период становления российской империи сформировали целостную, отлаженную систему сохранения и популяризации художественного наследия, а также активно пропагандировали, совершенствовали и находили новые грани в любом направлении творческого поиска.

Надо отметить и такой, может быть, главный, момент в формировании мировоззрения офицеров: постоянный риск, опасность для собственной жизни и ответственность за чужую жизнь стали четвертым историческим условием.

Офицеры, как никто другой, ближе всего стоят к пониманию человеческой судьбы. Иллюстрацией данного тезиса могут служить слова А.В. Суворова, обращенные к австрийскому генералу Бельгарду во время Итальянского похода 1799 г.: «Спешите, ваше сиятельство, деньги дороги, жизнь человека еще дороже всего»[8, т. II, с. 539-540.] Патриотизм, и высокий гражданский долг - вот основа бескорыстной жертвенности и преданности Родине и соотечественникам.

Показательны в данном контексте аналитические работы историографа М.П. Погодина (1800-1875), содержащие доказательную базу необходимости патриотического воспитания общества [10, т. IV, с. 2,3.]. В его рассуждениях есть доля преувеличения, однако яркость примеров несомненна [10, т. IV, с. 5.]

Ответственность за Отечество, его граждан, это и есть высшей пробы патриотизм, что в свою очередь диктует настоятельную потребность приоритета патриотического понимания хода истории.

Считая любовь к Родине и уважительное отношение к ее истории приоритетами в своем творчестве, российские офицеры ярко и талантливо пре-

подносили патриотизм, признавая это явление главенствующим среди других черт русского характера. Значимой фигурой в данном контексте является граф Ф.П. Толстой (1783-1873) - выпускник Морского кадетского корпуса (1802 г.), адъютант вице-адмирала П.В. Чичагова, медальер (создал медали в честь событий 1812-1814 гг., медальоны в память персидской и турецкой войн 1826-1829 гг.), скульптор (статуи для Петергофских фонтанов), график (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душечка»), живописец (работы для храма Христа Спасителя, рисунки к балетам и т.д.), профессор, член Общества любителей русской словесности, почетный член Петербургской и Флорентийской Академий художеств и Московского художественного общества [11, кн. 1, с. 36.]

Что это, как не пропаганда русского образа жизни, чувств, мыслей, менталитета любви и преданности исконно своим отеческим идеалам?

Таким образом, духовный мир и творческая деятельность российских офицеров складывалась как под влиянием военно-образовательной системы, профессиональных условий служебной деятельности, так и под воздействием объективных исторических условий развития общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.