Анализируя значение опыта художественного творчества российских офицеров, автор считает настоятельной необходимостью рассматривать его в контексте проблем, достижений и побед, связанных с условиями и общими тенденциями развития России XVIII - начала XX столетия.
XVIII в. - это век Русского Просвещения, знаменовавшей переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени, начало которому положили петровские реформы. Главной задачей Петра I было строительство сильного светского государства. Идея государственности присутствовала во всех начинаниях самодержца. Абсолютное меньшинство «просвещенного дворянства» должно было противопоставить традиционному большинству веские доводы в пользу реформ.
Культура XVIII в. проникнута принципом историзма. История воспринимается не как застывшая, незыблемая вечность, а как результат участия человека в ходе событий, как поступательное движение от прошлого к будущему. Кто, как не дворяне-офицеры, помощники Петра, имевшие возможность обучаться за границей, решать сложнейшие государственные задачи, приобщаться к зарубежному опыту развития культуры во всех ее проявлениях, понимали великую силу знания и могущественное влияние художественного слова, художественного образа, художественного изображения, художественного звука!
Изучение условий становления художественной деятельности российских офицеров следует начать с их участия в описании отечественной истории и в работе по становлению государственности. При этом в зависимости от исторических условий творческая деятельность лучших представителей офицерского корпуса видоизменилась и дифференцировалась. Попробуем проследить динамику и содержание данного процесса.
Первое историческое условие - возросшая роль культуры в обществе. Этому способствовало бережное отношение к собственному культурному наследию.
Начиная с XVIII столетия, историко-культурные приоритеты Отечества становятся основополагающими в понимании себя как нации и народа. Анализ историографии того периода показывает искренний интерес ко всему самобытному, национальному. Выдающийся русский историк - офицер В.И. Татищев (1686-1750) занимался изучением отечественной истории, которая в свою очередь способствовала пониманию русской самобытности и уникаль-
ности. Его труд «История Российская» - глубоко патриотичен и познавателен. В нем через призму истории других стран, «без знания иностранных своя не будет ясна и достаточна»[14, т. 1, с. 81.] давался анализ развития интереса к собственной истории.
Во второй половине XVIII в. внимание к истории и культуре страны претерпело радикальные изменения. Ярким просветителем и творческой личностью, а также историком своего времени являлся князь М.М. Щербатов, служивший в гвардии. Его научно-исследовательские труды, касающиеся нравственной стабильности общества, позволяют говорить о высоких моральных и этических нормах русского общества конца XVIII столетия[16, соч. Т. II.]. М.М. Щербатов занимался и исследованием культурного наследия, издавая ценные отечественные летописные источники, такие как «Царственная книга» и «Царственный летописец»[15, с. 238.]
Существовали исследователи, которые стремились рассматривать исторические события через призму выдающейся личности. Такой подход близок автору данного исследования. Так, офицер И.Н. Болтин (1735-1792), занимаясь изучением древних письменных источников, находил положительные аспекты в истории Отечества и выносил их на суд научной общественности, а в своих работах защищал Россию от клеветы иностранных писателей, стремившихся охарактеризовать наше Отечество как дикое, варварское и отста-лое[2, с. 355 - 358.]
К этому же времени относятся и труды отечественного публициста, основателя критического направления в русской общественной мысли и литературе Н.И. Новикова (1744-1818). Его перу принадлежал первый в России биографический словарь деятелей культуры «Опыт исторического словаря о российских писателях». В нем были опубликованы сведения о 317 писателях и ученых, творивших с X по XVIII вв. [4, с. 282.]
В исследованиях культуры данного периода преобладали труды, анализирующие внутреннюю культурную ситуацию в стране, как правило, носившие описательный характер. Бережное отношение к собственному культурному наследию характеризует общество, показывает его уровень культурнонравственного развития и определяет место данного социума в общемировой структуре. Русские офицеры не только были собирателями и коллекционерами всего уникального, но и организаторами и учредителями музейного дела, где осуществлялось комплектование, хранение и изучение отечественной ма-
териальной и духовной культуры, которая является национальным паспортом и раскрывает менталитет и ценностные ориентиры народа.
Возрастанию роли культуры в обществе способствовало приближение отечественной культуры к общечеловеческим ценностям и достижениям. Анализ русской культуры исследуемого периода показал, что в основе своей культура базировалась на традициях и инновациях, что способствовало не только качественному росту творческой активности, но и приобщению отечественной культуры к мировым ценностям и достижениям. Расцвет отечественной литературы - подтвержденье тому. Он характеризовался основным мировым фактором развития. Так же, как и на Западе, под влиянием выдающихся мыслителей Канта (1724-1804), Гегеля (1770-1831) и Шеллинга (1775-1854) литература делала уверенные шаги в русле философского понимания мира.
Другими словами основы художественной культуры закладывали первые русские философы. Вся классическая русская литература в лице таких ее корифеев, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, зиждилась на философских принципах. Были деятели культуры, которые строили свою работу на основе обмена мировым и отечественным опытом в области творческих достижений. Примером может служить творчество Н.В. Гербеля (1827-1883), который по окончании Нежинского лицея служил в гвардии до 1860 г. С 1846 г. публикует свои переводы европейских поэтов. В 1854 г. напечатал собственный стихотворный перевод «Слова о полку Игореве». Осуществил издание собраний сочинений Ф. Шиллера, Дж. Байрона, У. Шекспира, Э. Гофмана, И.-В. Гёте в переводах русских писателей 1857-1880 гг. В 1861 г. издал «Кобзаря» Т.Г. Шевченко, за границей издали запрещенные цензурой стихотворения А.С. Пушкина. Составил хрестоматии: «Поэзия славян» (1871 г.), «Русские поэты в биографиях и образах» (1873 г.), «Английские поэты» (1875 г.) , «Немецкие поэты» (1877 г.), являлся автором монографий исторического характера «Изюмский слободской казачий полк» (1852 г.), «Нежин» (1852 г.) и др.[4, т. 12, с. 32.]
Возрастающая роль культуры в России диктовала настоятельную необходимость научного понимания мировых процессов в контексте собственной культуры. Развитие российского общества, как и любого другого, подчинено общечеловеческим законам. Это касается и культурного развития. Знание мировых процессов, понимание своего места в общекультурном пространст-
ве, оценка возможностей и недостатков - все это является стимулами развития. Поэтому многие офицеры занимались исследованием данных процессов и искали пути развития в национальной культуре.
Военной историей занимался В. Д. Сухоруков (ок.1795-1841) - российский офицер, историк, участник русско-турецкой войны 1828-1829 гг., автор работ по истории Войска донского. Совместно с А. Корниловичем издавал в 1824 г. исторический альманах «Русская старина»[3, т. 49, с. 177.] Исследователь мировой культуры А.В. Вышеславцев (1831-1888), российский путешественник, историк, искусствовед. Учился в Московском университете, был военным врачом и находился во время Крымской кампании на Малаховом кургане. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник». Служил на клипере «Пластун» в 1857-1859 гг. Написал «Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания» (1862-1866 гг.), «Между храмов и развалин» (1880 г.), «Джиотто и Джиоттисты» (1881 г.), «История искусств в Италии» (1883 г.), «Умбрия и живописные школы Северной Италии в XV в.» (1885 г.), «Богоматерь с младенцем Донателло», «Заметки русского о современной Грузии» и др.[3, т. 10, с. 484.]
Таким образом, историческая необходимость научного понимания мировых процессов в контексте собственной культуры заставила многих русских офицеров через призму научности и аналитическо-исследовательской работы достойно представить творческое и культурное наследие России в своих трудах, далеких от профессиональных интересов авторов.
Возросшая роль культуры просматривается в развитии и формировании общественного интереса к отечественному художественному творчеству. В данном контексте необходимо отметить творчество Н.М Карамзина (1766182). Новаторство его[1, т. 7, с. 132.] заключалось в отображении творческой личности во всех ее проявлениях в конкретных исторических условиях [7, с. 147.]
Также, как и Н.М. Карамзин, одним из первых, кто привлек общественное внимание к шедеврам русской литературной деятельности, был министр правительства Александра I Н.П. Румянцев - собиратель, коллекционер, меценат.
Создавая свои произведения, русские художники-офицеры не стремились к славе или к самолюбованию. Они ставили перед собой совершенно иные цели, стараясь правдиво и точно изобразить события, участниками ко-
торых были, без прикрас и светского лоска. Популяризация русского искусства - вот одна из основных задач творческих людей в погонах. Однако главным в творчестве любого, носившего военную форму, были выражение художественными средствами любви к Родине, которую они защищали не за награды, а за честь, идеи патриотизма. В реализации этих целей офицеры использовали творческие области, которые были им понятные и доступные им, отвечавшие поставленным целям. Для наглядности обратимся к творчеству некоторых из них.
В.Р. Гардин (1877-1965) - режиссер, сценарист, актер. В 1894 г. окончил кадетский корпус, с 1909 по 1912 гг. - актер и режиссер театров Воронежа, с 1915 по 1917 г. служил в армии. С 1913 г. основной актер русского дореволюционного кино. Пропагандируя русскую литературу, Гардин ставил перед собой задачи в доступной, игровой форме донести до зрителя те ценности русской культуры, которые казались ему наиболее значимыми. П.М. Воротников (1804-1876) окончил кадетский корпус, служил в армии, в Ели-заветграде руководил военными хорами и любительскими оркестрами, организовывал концерты и спектакли, преподавал во 2-й военной гимназии. Его творчество пропитано народными мотивами, он также увлекался сочинением церковной музыки, романсов, пьес, занимался собиранием и пропагандой народных песен, выпустил два сборника в 1870-1871 гг. и в 1894 г. Автор статей по духовной музыке и музыкальной педагогике [3, т. 10, с. 190-191.] . Его творческое наследие - это область художественно-нравственных ценностей русской культуры. Его современник К.П. Вильбоа (1817-1882), композитор, дирижер, педагог также творил в области пропаганды музыкальной культуры. Служил в армии, руководил хором певчих и оркестром Павловского полка, вместе с А.Н. Островским участвовал в фольклорной экспедиции по Волге. Автор песен, романсов («Нелюдимо наше море» на слова Н. Языкова, «На воздушном океане» - слова М. Лермонтова), был знаком с Глинкой, Даргомыжским, Григорьевым. Написал клавираусцуги опер Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», переложил для фортепиано «Камаринскую» [3, т. 9, с. 196.], занимался популяризацией творчества отечественных авторов.
Таким образом, можно констатировать, что развитие и формирование общественного интереса к отечественному художественному творчеству на различных уровнях определялся во многом благодаря активной позиции русских офицеров.
Исторические условия, сложившиеся в первой половине XIX в., внесли существенные изменения и в оценку политической и социальной ситуации в стране. Приоритеты национальной значимости встали на свои законные места и это - второе историческое условие.
Офицеры как передовая часть русского общества несли в себе огромный потенциал идей, знаний, опыта и, являясь очевидцами и непосредственными участниками самых значимых событий в судьбе России, старались отразить их в своих литературных и других трудах. Приоритеты национальной значимости необходимо было не только обозначать и пропагандировать, но и популяризировать как на Родине, так и в странах Западной Европы. Для этого очень много сделал художник-баталист В.В. Верещагина. Его картины увидели свет сначала на выставках, а затем и обрели бытность в постоянных музейных коллекциях. Произведения Верещагина демонстрировались едва ли не во всех крупнейших центрах Европы: в 1896-1897 гг. и в 1900 г. - в Париже, в 1897 г. - в Берлине, Дрездене, Вене и т.д. На берлинской выставке германский император Вильгельм II, чрезвычайно довольный просмотром, откровенно сказал Верещагину об антимилитаристической направленности его работ: «Ваши картины являются лучшей застраховкой от войны» [6, т. 5, с. 232.]
Особую популярность и новую актуальность приобрели лучшие картины художника в годы Великой Отечественной войны, напоминая людям о героических делах их предков, поднимая дух в борьбе с врагом.
Приоритеты культуры диктовали особый подход к пониманию всего отеческого, национального, самобытного. Отсюда интерес к культуре своего народа, ее уникальности. В XIX столетии в обществе произошел качественный подъем в осознании культурных и ценностных приоритетов, чему немало способствовало и музыкальное творчество российских офицеров, в том числе и служивших в военных (полковых) оркестрах.
Офицерский корпус дал миру огромное количество выдающихся композиторов и деятелей в области музыкальной культуры. А. А. Алябьев - русский офицер, основоположник лирического романса и камерноинструментальной музыки; И.Н. Лопухин и Г.А. Демидов - офицеры, занимавшиеся оркестровкой, писавшие романсы и оставившие нам труды в области теории музыки. А.П. Бородин - окончил военно-учебное заведение (Медико-хирургическую академию), открыл новое в музыкальном повество-
вании понятие «музыкальный эпос», создатель русской классической симфонии и квартета, член кружка «Могучая кучка», который сыграл, пожалуй, самую значительную роль в популяризации русского музыкального искусства, был известен также как ученый-химик; Ц.А. Кюи - русский генерал, член «Могучей кучки», популяризатор русской музыки; М.П. Мусоргский - русский офицер, член «Могучей кучки», композитор-реалист, создатель национально-исторического жанра в музыке, автор монументальных народных музыкальных драм-опер, произведений для оркестра, романсов, песен и т.д. При этом новаторство в оперном жанре и максимальная выразительность образов позволяют зачислить его в разряд самых значимых фигур творческой элиты
XIX в.
Н.А. Римский-Корсаков - морской офицер, самый молодой член «Могучей кучки», классик русской музыки, выдающийся мастер мирового музыкального искусства. А.Н. Скрябин - воспитанник 2-го кадетского корпуса, пианист и композитор, творчество которого - яркий пример новаторства в музыке, причем идеи модернизма, воплощенные в его произведениях, противостояли традиционному музыкальному искусству русской школы.
Произведения русских офицеров XIX в. подняли отечественную культуру на мировой уровень, они в большинстве своем известны потомкам как талантливые и даже гениальные творцы.
Идея о всестороннем развитии будущих защитников Родины была изложена в «Военном журнале» еще в 1812 г.: «Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека, потому что производит внутреннее побуждение к соблюдению правил нравственности и к приобретению всех знаний, потребных в каждом состоянии. Просвещенный военный человек сам собою убедится, что ... честность и благонравие суть добродетели, званию его приличнейшие» [9, с. 53.]
Расширение отечественных образовательной и просветительской сфер в области художественного творчеств - это третье историческое условие.
В исследовании историка С.М. Соловьева (1820-1879), «Чтения и рассказы по истории России»[12, с.555-560.] имеется глава «Птенцы Петра Великого», где рассматриваются вопросы качественного разностороннего западного образования и даются прогнозы развития отечественной культуры. Мнение Соловьева, высказанное в «Записках»[13, с. 33,34, 58.] о надобности
воспитания гениев в России, позволяет исследователям понять необходимость разностороннего подхода к обучению подрастающего поколения.
Дополнительное внеклассное образование в XIX в. являлось неотъемлемой характеристикой высокого статуса и востребованости кадетского корпуса или военного училища. Посещения театра, концертов, литературных вечеров, а впоследствии и кинематографа, являлись обязательными для курсантов военно-учебных заведений. Данное условие диктовало расширение отечественных образовательной и просветительской сфер в области художественного творчества.
Исторический опыт по формированию образовательной сферы в области художественного творчества - это тот фундамент, без которого невозможно дальнейшее развитие в названной области деятельности. Примером может служить объединение музыкантов в «Могучую кучку», где вели просветительскую работу в обозначенном творческом направлении: открытие бесплатных музыкальных школ, поиск талантливых детей по всей России, благотворительные концерты, популяризация народного творчества.
Автор данной статьи хотел бы отметить и личный вклад отдельных представителей творческой элиты в образовательную сферу: открытие новых творческих учебных заведений, повышение уровня массового восприятия художественных ценностей. В этой области необходимо отметить работу П.К. Клодта (1805-1867), - офицера, российского скульптора, литейного мастера, профессора Санкт-Петербургской академии художеств. Его работы: четыре группы укротителей на Аничковом мосту (1830), памятники И.А. Крылову в Летнем саду (1848-1855) и Николаю I (1856-1859) и др. [3, т. 22, с. 91.] Как профессор Санкт-Петербургской академии художеств он вел огромную работу по повышению уровня образовательной системы в области художественного творчества, как истинный сын своего Отечества популяризировал его в мировом сообществе.
В развитии образовательной сферы внес весомый вклад А. Д. Чертков (1789-1858), в чине поручика участвовавший в Отечественной войне 1812 г. В 1822 г. он вышел в отставку. Был коллекционером, собирал русские древности и монеты, был инициатором открытия Училища живописи и ваяния, член-корреспондент Петербургской Академии наук, член Комиссии по строительству Храма Христа Спасителя в Москве, почетный член археологического общества [5, с. 175-176].
Незаслуженно забыто имя М.Н. Загоскина (1789-1852), - участника Отечественной войны 1812 года, адъютанта командира Уманского пехотного корпуса. Его вклад в образовательную и просветительскую сферы в области художественного творчества огромен. Он служил в Дирекции императорских театров, в 1818-1820 гг. - в Императорской Публичной библиотеке, был директором московской Оружейной палаты, почетным членом Академии на-ук[5, с. 70.], автором ряда исторических романов.
Значение творческого опыта российских офицеров, их вклад в становление и развитие данной сферы деятельности трудно переоценить. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что представители русского офицерства в период становления российской империи сформировали целостную, отлаженную систему сохранения и популяризации художественного наследия, а также активно пропагандировали, совершенствовали и находили новые грани в любом направлении творческого поиска.
Надо отметить и такой, может быть, главный, момент в формировании мировоззрения офицеров: постоянный риск, опасность для собственной жизни и ответственность за чужую жизнь стали четвертым историческим условием.
Офицеры, как никто другой, ближе всего стоят к пониманию человеческой судьбы. Иллюстрацией данного тезиса могут служить слова А.В. Суворова, обращенные к австрийскому генералу Бельгарду во время Итальянского похода 1799 г.: «Спешите, ваше сиятельство, деньги дороги, жизнь человека еще дороже всего»[8, т. II, с. 539-540.] Патриотизм, и высокий гражданский долг - вот основа бескорыстной жертвенности и преданности Родине и соотечественникам.
Показательны в данном контексте аналитические работы историографа М.П. Погодина (1800-1875), содержащие доказательную базу необходимости патриотического воспитания общества [10, т. IV, с. 2,3.]. В его рассуждениях есть доля преувеличения, однако яркость примеров несомненна [10, т. IV, с. 5.]
Ответственность за Отечество, его граждан, это и есть высшей пробы патриотизм, что в свою очередь диктует настоятельную потребность приоритета патриотического понимания хода истории.
Считая любовь к Родине и уважительное отношение к ее истории приоритетами в своем творчестве, российские офицеры ярко и талантливо пре-
подносили патриотизм, признавая это явление главенствующим среди других черт русского характера. Значимой фигурой в данном контексте является граф Ф.П. Толстой (1783-1873) - выпускник Морского кадетского корпуса (1802 г.), адъютант вице-адмирала П.В. Чичагова, медальер (создал медали в честь событий 1812-1814 гг., медальоны в память персидской и турецкой войн 1826-1829 гг.), скульптор (статуи для Петергофских фонтанов), график (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душечка»), живописец (работы для храма Христа Спасителя, рисунки к балетам и т.д.), профессор, член Общества любителей русской словесности, почетный член Петербургской и Флорентийской Академий художеств и Московского художественного общества [11, кн. 1, с. 36.]
Что это, как не пропаганда русского образа жизни, чувств, мыслей, менталитета любви и преданности исконно своим отеческим идеалам?
Таким образом, духовный мир и творческая деятельность российских офицеров складывалась как под влиянием военно-образовательной системы, профессиональных условий служебной деятельности, так и под воздействием объективных исторических условий развития общества и государства.