Научная статья на тему 'Просветительская и педагогическая деятельность Н. А. Римского-корсакова'

Просветительская и педагогическая деятельность Н. А. Римского-корсакова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2726
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИНАСТИЯ МОРСКИХ ОФИЦЕРОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евсеенко Татьяна Валерьевна

Обобщение опыта просветительской и педагогической деятельности офицерской династии Римских-Корсаковых представляет особую ценность и интерес для военно-учебных заведений России. Целеустремлённость в ситуации сложного выбора: продолжить семейные традиции служения флоту или серьёзно заняться музыкой позволила морскому офицеру Н.А. Римскому-Корсакову проявить себя талантливым педагогом и композитором. В статье представлен историко-педагогический анализ факторов и обстоятельств, которые способствовали развитию педагогических идей и взглядов Н.А. Римского-Корсакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Просветительская и педагогическая деятельность Н. А. Римского-корсакова»

Евсеенко Т.В.

Просветительская и педагогическая деятельность Н.А. Римского-Корсакова

В Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России в 2013 году были проведены олимпиады по педагогике по теме «Воспитательные традиции и педагогическая деятельность офицерской династии Римских-Корсаковых» среди адъюнктов, обучающихся по научнопедагогическим специальностям. Выбор офицерской династии Римских-Корсаковых для обсуждения их педагогических идей и взглядов, среди прочих династий был не случайным. Морские офицеры Римские-Корсаковы преданно служили России на протяжении многих веков. Представители этой династии в разные периоды руководили военно-учебными заведениями, обучали и воспитывали подрастающие поколения. Их практическая деятельность оказала большое влияние на развитие, военного образования. Этот опыт представляет особую ценность и интерес для военно-учебных заведений России. Благодаря офицерскому призванию, особой силе воспитательных традиций Римские-Корсаковы преумножили славу Отечества.

На сегодняшний день необходимо отметить недостаточную проработку педагогических идей и прогрессивных взглядов офицеров-педагогов Римских-Корсаковых, оказавших влияние на развитие российского образования. Так, например, о Николае Андреевиче Римском-Корсакове много известно как о величайшем композиторе. Однако его деятельность в качестве морского офицера и педагога недостаточно представлена.

Поэтому в данной статье историко-педагогический анализ направлен на выявление факторов и обстоятельств, которые способствовали развитию педагогических идей и взглядов Н.А. Римского-Корсакова, внесших огромный вклад в развитие музыкального образования и воспитания.

Дворянское происхождение и воспитание Николая Андреевича Римского-Корсакова послужили развитию таких качеств, как порядочность, принципиальность, стремление к нравственному самосовершенствованию, способность на добрые и бескорыстные поступки. Он всегда с теплотой и любовью относился к своей семье и в воспоминаниях о матери отмечал: «Воспитание она получила, по тогдашним понятиям, хорошее. Она отлично владела французским языком, умела играть на рояле и в юности усвоила все, что полагалось на долю барышни в богатой семье александровского времени» [5, с. 8]. Родители передали ему свое влечение к музыке, отличный музыкальный слух и память, но следуя семейным традициям все от него ждали, что он станет прославленным моряком, как и его родной брат, контрадмирал Воин Андреевич Римский-Корсаков, и по достижению

двенадцатилетнего возраста Николая определили на обучение в Морской кадетский корпус.

Довольно успешно обучаясь в Морском корпусе, Николай увлеченно занимался и музыкой. Он часто бывал в доме Головиных, по совету которых брат пригласил для занятий одного из передовых образованных музыкантов того времени Ф. А. Канилле. Высоко оценив талант юного Римского-Корсакова, он ввел его в круг известных музыкантов и композиторов, которые своими советами и указаниями помогли ему в композиторских опытах, в освоении теории музыки. Особое влияние на начинающего композитора оказал его друг, о котором он пишет: «Познакомившись с Балакиревым, я впервые услыхал от него, что следует читать, заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой. За это спасибо ему...» [8, с. 19].

Весной в 1862 году Николай Римский-Корсаков завершил обучение в Морском кадетском корпусе с отличием, но увлечение музыкой не ослабело. Он начинает работу над первой симфонией. Под руководством М. Балакирева сделал аранжировки, кое-как доработал оркестровку и осенью отправился служить во флот. Гардемарин Н.А. Римский-Корсаков был включён в трехгодичное плаванье на военном парусном корабле-клипере «Алмаз» в состав экспедиции Лисовского. Это было время Гражданской войны в США, и во время плавания эскадра Лисовского выполняла секретные поручения русского правительства, связанные с помощью северянам.

Помня о напутствии М. Балакирева заботиться о самообразовании, Римский-Корсаков в плавании с повышенным интересом знакомится с произведениями писателей античности и современности. «Идиссея», «Иллиада», «Фауст», «Герман и Доротея» оставили глубокий след в его русской душе и нашли отражение в его музыкальных произведениях.

Старшего Римского-Корсакова не на шутку тревожило увлечение Николая музыкой. Воин Андреевич еще не уверен, насколько это увлечение серьезно. Он предостерегает младшего от поверхностного, дилетантского занятия музыкой, от переоценки своих способностей, наставляет брата на то, что пусть у него будет нелегкая, полная лишений, но честная карьера флотского офицера, чем фортуна посредственного музыканта и сочинителя.

Воин Андреевич пишет брату: «На море твой характер, как я уже тебе писал, сформируется определеннее и прочнее, нежели под влиянием музыкальных стремлений, которые ежели и исчезнут, то их нечего жалеть, потому что самая непрочность их покажет, что они были только иллюзиями, а не существенной потребностью. Если же и после двух, трех годов плавания эти стремления в тебе удержатся, это будет тебе свидетельствовать, что они не поддельные, не напускные, а настоящие, свойственные и самому организму твоему, и тогда, на здоровье, принимайся снова приобретать музыкальный механизм и прочее» (из письма от 13 февраля 1863 года). «Ты можешь, и не без основания, утверждать, что я ничего не смыслю в музыке,

что я не в (состоянии) понять, насколько вредно тебе то насильственное разъединение с музыкальным миром, в каком ты теперь находишься, но ты, конечно, не отвергнешь, что моя жизненная опытность дает мне право судить обо всем таком, что принято называть увлечением, страстью, - твои музыкальные стремления суть не что иное, как страсть. Если бы ты вместо музыки увлекся ботаникою или нумизматикою, словом, чем хочешь, я бы пел тебе точно такую же песню. Всякая страсть сильна, но из этого не следует еще, что она была неодолима» (из письма от 25 апреля 1863 года). В письмах отражалась искренняя тревога неравнодушного родного человека и бывалого морского офицера за карьеру младшего брата во флоте.

Важно отметить, что начало офицерской карьеры Н.А. Римского-Корсакова совпало с периодом отмены крепостного права, и серьезных изменений нравственных устоев в обществе. Н.А. Римский-Корсаков придерживался взглядов прогрессивно настроенного населения, негативно относился к порядкам и нравам, установившимся в царском флоте. В своем письме к М. Балакиреву он писал: «Капитан наш черств, груб, нагл, низок и пуст. Он груб и позволяет себе такие выходки против офицеров, которые никто бы не снес, если бы мы не были на военном положении.» [8, с 25].

Плавание на клипере «Алмаз» позволило Николаю посетить Бразилию, Испанию, Норвегию, Соединенные Штаты Америки и Францию. В этот период приходит понимание морских образов и умение передать их средствами музыки. В день, когда команда отметила два года плавания, на борт были доставлены приказы морского министра. Один предписывал судну идти в Европу, вторым приказом четверым гардемаринам, в том числе и Римскому-Корсакову, присваивалось звание «мичман».

По завершению трехлетнего плавания в 1865 году Николай Андреевич принимает решение в пользу композиторской деятельности, окончательно убедившись в ошибочном выборе профессии. Решение об уходе с военной службы и оставление карьеры военного морского офицера принималось тяжело и болезненно. Оставаясь морским офицером, он нёс береговую службу, которая позволяла ему достаточно много времени уделять музыке. В искусстве Римского-Корсакова определялась демократическая направленность и особенности творчества.

Эстетические и культурно-просветительские взгляды Н.А. Римского-Корсакова формировались под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Основополагающими принципами для композиторов-«кучкистов» были народность и национальность [2]. Национальная идея хоть и в ином терминологическом оформлении, но фигурировала в российской педагогике. К числу российских дидактов и педагогов-практиков, которые с большей или меньшей последовательностью утверждали идею национальноориентированного образования, следует отнести Ф. И. Буслаева, Н. Ф. Бунакова, В. Я. Стоюнина, С. А. Рачинского. Концептуальной основой этой идеи стали работы К. Д. Ушинского, в частности, статья «О народности в общественном воспитании», где утверждалось, что обучение и воспитание

молодых россиян должны основываться на народных началах, освященных национальными традициями. Ибо никакие иные источники не сформируют нравственно-устойчивую и духовно богатую личность. Народность понималась в рамках этой концепции как синоним нравственного здоровья и чистоты.

Яркими представителями и проводниками национальной идеи в русской музыкальной культуре и образовании 19 века были М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев. Их позиция представляла собой альтернативу «технократизму». Гуманизм как свойство сознания и мироощущения, как антропоцентристская ориентация в творчестве и практической жизнедеятельности, как внимание и интерес к человеку, его внутреннему миру, душевной среде был присущ их композиторской, исполнительской и педагогической деятельности.

Становление Римского-Корсакова как композитора и как педагога проходило затруднительно, в связи с недостатком знаний в области теории музыки, но целеустремленность, способности и техническое мастерство приносили результаты. В 1871 году директор Петербургской консерватории М.П. Азачевский предложил Римскому-Корсакову должность профессора инструментовки и сочинения. Он был уверен в том, что Андрею Николаевичу не составит труда быстро усвоить необходимые знания.

В воспоминаниях Н.А. Римский-Корсаков пишет: «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело. Я, автор произведений «Снегурочка», «Шахерезада», «Садко», «Антара», «Псковитянка» и других, которые были складны и недурно звучали. я, певший что угодно с листа и слышавший всевозможные аккорды, - я ничего не знал. В этом я сознаюсь и откровенно свидетельствую об этом перед всеми. Я, имел смутное представление о строении фуги.» [3, с. 33].

Два года спустя в 1873 году, Римский-Корсаков, окончательно покинув морскую службу, был назначен инспектором военных оркестров флота (оставался в этой должности до ее упразднения в 1884 году). В 1874 году Римский-Корсаков сменил М.А. Балакирева в качестве директора и капельмейстера Бесплатной музыкальной школы. Он принялся изучать оркестровые инструменты: кларнет, флейту, тромбон и т.д., заложив тем самым правило дирижера знать и владеть всеми инструментами оркестра. Идею разработать учебник оркестровки до конца не удалось реализовать, так как в процессе написания своего педагогического труда он понял, что это практически не выполнимая задача, от которой ему пришлось отказаться. При этом новыми знаниями и наработками делился щедро со своими учениками. Педагогические идеи Н.А. Римский-Корсаков выражал ясно, лаконично и систематично. Он зарекомендовал себя требовательным и принципиальным педагогом, возлагавшим большие надежды на учеников, требуя от них целиком и полностью посвящать себя музыке.

Прогрессивные педагогические взгляды Римского-Корсакова на музыкальное образование воплощались в массовом музыкальном

просвещении, подготовке музыканта не только к артистической деятельности, но и к педагогической.

Массовое музыкальное просвещение реализовывалось через:

- преподавательскую деятельность в консерватории;

- работу в Бесплатной музыкальной школе;

- руководство военно-духовыми оркестрами;

- научно-исследовательскую деятельность.

В деятельности преподавателя консерватории у Н.А. Римского-Корсакова ведущими были принципы обучения, которые основывались на двух идеях:

1) педагог должен обеспечить максимальное приближение учебных занятий к реальной практической деятельности.

2) педагог должен создать такие условия, при которых ученик сможет найти свой индивидуальный путь в творческом поиске.

Этих же принципов Римский-Корсаков придерживался в педагогической деятельности в музыкальной школе. Возглавив Бесплатную музыкальную школу, Николай Андреевич организовал давно забытые ежегодные концерты русских и западноевропейских произведений, которые пользовались огромной популярностью среди русской интеллигенций, возродив забытую традицию. Концерты Бесплатной школы являлись результатом исполнения всего лучшего, что было создано композиторами.

Особое место в массовом музыкальном просвещении Н.А. Римского-Корсакова занимала идея - сделать музыкальное образование доступным для талантливых детей. В период руководства Бесплатной школой композитор совершенствует свое педагогическое мастерство, учит и учится. Его методики уникальны, подобие им отсутствует. За эти 7 лет он укрепил то педагогическое основание, которое было заложено Балакиревым.

В 1881 году чрезмерное накопление служебных занятий заставило его покинуть это место. Николаю Андреевичу были посвящены следующие прощальные строки «.Только ваше рвение и любовь к делу помогли школе переживать те невзгоды которые не раз выпадали на ее долю. Оглядываясь на прошлое, мы не можем не видеть и не чувствовать благородного влияния, которое вы имели на нас - влияние высоко-даровитого руководителя, своим примером побуждавшего всех членов школы вносить посильную лепту в сокровищницу общего дела» [8, с 193].

К должности руководителя военно-духовыми оркестрами он относился не только ответственно и серьезно, а был одержим творчеством. Николай Андреевич вносил предложения в репертуар, выступал с оркестром по всему миру, совершенствовал качество исполнения произведений и т.д. Подняв престиж военных оркестров, он привлек лучших капельмейстеров и музыкантов. Педагог и руководитель оркестров не жалел времени на обучение военных музыкантов. В письмах к члену «Могучей кучки» и

своему другу В.В. Стасову в 1884 году он упоминал: «Каждый день два - два с половиной часа занимаюсь я с военным оркестром, и ужасно доволен, ибо практика бесподобна, какая мне и во сне не снилась. Оркеструю много для военного оркестра и немедленно же слушаю свои работы в исполнении» [5, с 84].

Осуществляя профессорские и педагогические функции в консерватории Николай Андреевич активно занимался научноисследовательской деятельностью. Композитор искал ответы на вопросы: можно ли воспитать музыкальную память, возможно ли ее совершенствовать, направляя на это организованные и целенаправленные педагогические усилия?

По мнению Н.А. Римского-Корсакова, музыкальная память заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого от природы. Его теоретические и экспериментальные изыскания затронули как область общей памяти, так и ту ее часть, которая связана с памятью слухообразной, музыкальной.

Результаты изысканий в самых различных направлениях и непосредственно затрагивавших сферу обучения музыке, привели его к выводу о безусловной перспективности, так называемой «педагогики памяти». Ныне «воздействие на память выдвигается как практически вполне осуществимая научно-обоснованная задача», - писал А.Н. Леонтьев. С этим тезисом общедидактического масштаба согласуется и точка зрения музыкальной педагогики, которая в целом оптимистически оценивает потенциальные возможности преподавателя в развитии музыкальной памяти учащегося. «Музыкальная память поддается значительному развитию. Педагог должен изучать свойства памяти ученика, создать благоприятные условия для ее развития», - утверждал А.Д. Алексеев [1, с. 34].

Опираясь на свой практический опыт, используя некоторые советы и замечания К.А. Лядова и П.И. Чайковского, Римский-Корсаков смог уже в 1886 году выпустить первое печатное издание «Практического учебника гармонии». Учащимся основных музыкальных специальностей, в том числе начинающим композиторам, книга Римского-Корсакова была справочником и методическим пособием.

Учебник гармонии, излагающий простые и ясные выражения, самые основы предмета, необходим как композитору, работающему во всевозможных жанрах многообразного музыкального творчества, так и исполнителю, педагогу и инструктору. В этом отношении учебник Н. А. Римского-Корсакова по ясности, стройности, лаконизму и систематичности изложения материала, по глубоко практическому характеру является до сих пор непревзойденным. На этом учебнике воспитались десятки поколений музыкальных работников, начиная от скромных педагогов музыкальных школ до крупнейших композиторов [6, с. 5]. Книга переведена на многие иностранные языки. Спустя почти полтора столетия учебник сохранил преимущественно историческое значение.

Русская музыкальная классика во многом обязана педагогической и творческой деятельности композитора. Деятельность его ярка и неповторима, педагогически целесообразные действия, подкрепленные прогрессивными воззрениями, принципиальность и высокая нравственностью, позволили Римскому-Корсакову реализовать свои педагогические идеи и взгляды, в конкретных программах. Педагогической и просветительской работой восторгался П.И. Чайковский, который в своем письме к Н.А. Римскому-Корсакову писал: «Но Вы не захотели удовольствоваться одною лишь композиторскою деятельностью. Вы сделались музыкальным педагогом, и целая фаланга молодых русских музыкантов, возрастая под Вашим руководством, передает, конечно, будущим поколениям результаты Вашего творчества. И ко всему этому Вы издали два превосходных сборника песен, долго стояли во главе Бесплатной музыкальной школы, управляли ее концертами, а также взяли на себя задачу еще больше дорогую для нашего отечества - управление русскими концертами в России и за границей. Наконец, вы употребили много таланта, времени и труда на то, чтоб вызвать к жизни и сделать достоянием всех крупные создания Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, оставшиеся неоконченными за их смертью. Вы никогда не покидали своего поста, никогда не отступали, никогда не теряли ни энергии, ни мужества, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства, и всегда оставались руководителем национальным» [8, с. 35].

Следует отметить, что педагогические взгляды и идеи Н.А. Римского-Корсакова оказали значительное воздействие на развитие музыкальной культуры не только русской, но и зарубежной.

Проведённый историко-педагогический анализ позволяет обобщить факты и сформулировать выводы. Основные педагогические идеи и взгляды

Н.А. Римского-Корсакова осуществлялись, по крайней мере, в четырех направлениях просветительской деятельности.

Преподавательская деятельность в консерватории, благодаря которой он впервые реализовал идею подготовки профессиональных музыкантов-педагогов, способствовала развитию музыкальных талантов, а также дополнительной подготовке их к педагогической деятельности по специально разработанным программам.

Благодаря руководству Бесплатной музыкальной школой воплощались просветительские идеи массового и доступного музыкального образования для всех желающих.

Управление военными оркестрами в качестве дирижера и инспектора впервые позволило предложить обучение руководителей военных оркестров технике игре на всех инструментах, входящих в состав оркестра. Непосредственно для военных оркестров его деятельность способствовала увеличению их престижа не только в среде военнослужащих.

Должность профессора и преподавателя в консерватории побуждала заниматься научно-исследовательской деятельностью, разрабатывать программы, рекомендации и учебные пособия.

Тем не менее, Н.А. Римский-Корсаков принадлежит к прославленной династии морских офицеров русского флота. Николай Андреевич заложил прочные национальные основы военно-музыкального дела на кораблях и в частях флота, которые ещё при его жизни принесли заслуженную известность российским судовым оркестрам.

Использованная литература:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: 1971.

2. Гордеева Е.М. Могучая кучка. - М.: издательство «Советская Россия», 1960.

3. Кунин И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Изд.: Музыка, М.: 1983.

4. Рацкая Ц.С. Н.А. Римский-Корсаков. Изд.: Музыка. М.: 1977 г., ОСЯ Biografia.Ru

5. Римский-Корсаков Н.А. Из семейной переписки. Изд.: Композитор, 2008 г.

6. Римский-Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии под

ред. О.М. Штейнберга. Изд.: Государственное музыкальное издание. М.:

1937г.

7. Соловцов А. Книга о русской опере. Изд.: Молодая гвардия. М.:

1960г.

8. Стасов В.В. Статьи о музыке. Выпуск четвертый. Изд.: Музыка, М.: 1978г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.