Научная статья на тему 'Некоторые аспекты разработки проблемы нравственного и патриотического воспитания корпуса армейского офицерства российской империи в 1860-е - 1870-е гг. (краткий обзор отечественной историографии)'

Некоторые аспекты разработки проблемы нравственного и патриотического воспитания корпуса армейского офицерства российской империи в 1860-е - 1870-е гг. (краткий обзор отечественной историографии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕЙСКОЕ ОФИЦЕРСТВО / НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ / ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОЛКОВАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (РПЦ) / ARMY OFFICER CORPS / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION / HISTORIOGRAPHY / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / REGIMENT HISTORIOGRAPHY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таранова Ирина Сергеевна

В статье в формате краткого историографического обзора раскрываются некоторые аспекты разработки проблемы нравственного и патриотического воспитания корпуса армейского офицерства Российской империи в 1860-е 1870-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Таранова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE STUDYING OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE ARMY OFFICER CORPS IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE 1860-1870S (A BRIEF SURVEY OF THE RUSSIAN HISTORIOGRAPHY)

The article represents a brief historiographic survey which is devoted to the some aspects of the studying of moral and patriotic education of the army officer corps in the Russian Empire in the 1860-1870s.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты разработки проблемы нравственного и патриотического воспитания корпуса армейского офицерства российской империи в 1860-е - 1870-е гг. (краткий обзор отечественной историографии)»

УДК 940.9

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОРПУСА АРМЕЙСКОГО ОФИЦЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1860-е - 1870-е гг. (КРАТКИЙ ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ)

© 2016 И.С. Таранова

Самарский институт - Высшая школа приватизации и предпринимательства

Статья поступила в редакцию 27.09.2016

В статье в формате краткого историографического обзора раскрываются некоторые аспекты разработки проблемы нравственного и патриотического воспитания корпуса армейского офицерства Российской империи в 1860-е - 1870-е гг.

Ключевые слова: армейское офицерство, нравственное и патриотическое воспитание, историография проблемы, военно-образовательные учреждения, полковая историография, Русская православная церковь (РПЦ).

Краткий обзор отечественной историографии по теме, указанной в названии настоящей статьи, представляется целесообразным построить по трем историографическим периодам: первый -историография до революции 1917 г.; второй - советская историография (1920-е-1980-е гг.); третий - современная историография (1990-е - настоящее время). При этом заметим, что в рамках каждого из периодов была предложена своя трактовка и оценка роли органов государственной власти и военного управления Российской империи по нравственному и патриотическому воспитанию корпуса армейских офицеров в 1860-е - 1870-е гг.

Первый период. В массиве работ, различных по жанру, объему научной значимости освещаются и некоторые аспекты рассматриваемой темы. Обобщенные фрагменты и сюжеты, имеющие главным образом опосредованное отношение к проблеме нравственного и патриотического воспитания офицеров-армейцев, вошли органической частью в обобщающие труды об истории строительства русской армии, ее организации и комплектовании, реформах и преобразованиях1, а также в работы крупных военных специалистов. Так, Г.А. Леер отметил, что главная задача воспитания войск в мирное время - воспитание военного духа, составляющего суть военной организации масс2. Схожие мысли высказывали А.Н. Петров, Н.П. Михневич3. И.П. Маслов сделал попытку выделить особенности мораль -но-боевых качеств, присущих офицерам (храбрость, инициатива, чувство ответственности, дисциплинированность), а также условий их формирования4.

Таранова Ирина Сергеевна, кандидат исторических наук, заместитель декана факультета экономики и менеджмента Самарского института - Высшей школы приватизации и предпринимательства. E-mail: itaranova@yandex.ru

Намного предметнее рассматриваемая тема нашла отражение в трудах крупного военного деятеля генерала М.И. Драгомирова. Он, в частности, в компаративном ключе всесторонне рассматривает состояние офицерства, затрагивая и проблемы его нравственной и патриотической закалки в период милютинской военной реформы и после нее. Необходимо также подчеркнуть, что в трудах М.И. Драгомирова четко очерчены три стороны воинского воспитания: воспитание ума и воли; воспитание нравственное; воспитание физическое. Целью всей воспитательной работы генерал считал воспитание нравственное5.

Выходили в свет и первые книги, посвященные истории военного и морского духовенства, его вкладу, в том числе в нравственное и патриотическое воспитание армейского офицерства. Однако на их характере сказалось то, что первопроходцы темы в большинстве своем были священнослужителями или чиновниками церкви и историю военного и морского духовенства воспринимали через призму своего предназначения. Личностный фактор и созвучные ему общественные настроения по отношению к церкви во второй половине XIX в. обусловили общий возвышенно-патриотический тон этих трудов6.

Необходимо подчеркнуть то, что некоторые аспекты рассматриваемой темы описаны в очерках по истории отдельных частей. Здесь нет претензий авторов на глубокий научный анализ7. Однако нельзя не отметить, говоря о так называемой полковой историографии (с 1876 г. по 1900 г. увидели свет 340 названий книг, брошюр и статей, относящихся к полковой историографии8), того, что здесь появилась даже статьи, носящие историографический характер9.

Большое внимание уделялось проблеме нравственного и патриотического воспитания будущих офицеров в военно-образовательных учреждениях (в том числе и в период военной

реформы Д. А. Милютина). Правда, такой материал излагался, как правило, в комплексе множества других проблем, в ряде работ, имеющих очерковый описательный характер10, а также и в некоторых небольших работах, посвященных истории отдельных юнкерских и военных училищ и кадетских корпусов11. Однако более предметно тему рассматривает М.С. Лалаев, более сорока лет (с 1865 г. по 1906 г.) прослуживший в Главном управлении военно-учебных заведений12. Нравственную и патриотическую закалку будущих офицеров он преломляет через историю Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ) и военно-образовательных учреждений, ему подведомственных, и пришел к выводу о том, что используются далеко не все возможности для усиления нравственной закалки. Но тема, указанная выше, у М.С. Лалаева не является приоритетной13.

Примерно в таком же ключе излагает материал генерал ГУВУЗа П.О. Бобровский14. Однако автор рассматривал юнкерские училища изолированно и не пытался сопоставить их с другими военно-учебными заведениями, даже с очень близкими им по задачам и структуре военными училищами. Н.Н. Головин акцентировал внимание на положительных последствиях военной реформы Д.А. Милютина, утверждая, что в образовательном процессе стали больше внимания уделять нравственной закалке юнкеров, но в прямой постановке вопросы нравственного и патриотического воспитания будущих офицеров в книге не затрагиваются15.

Таким образом, на протяжении первого историографического периода, несмотря на то, что тема деятельности властных структур в сфере нравственного и патриотического воспитания армейского офицерства в период милютинской военной реформы нашла некоторое отражение в контексте работ, она все-таки не вошла в разряд приоритетных - целевые публикации здесь отсутствуют.

Второй период. В рамках советской историографии возможно выделение историографических этапов, но, поскольку на всем протяжении названного периода научный поиск осуществлялся в системе координат марксистско-ленинской методологии, радикальных изменений концептуальной направленности в исследованиях не появилось. Поэтому количество и границы историографических этапов для характеристики данной проблемы принципиального значения не имеют.

В начале 1920-х гг. некоторые авторы пытались кратко осветить опыт воспитания дореволюционного офицерства, при этом утверждая мысль о том, что оно являлось оплотом царской власти, классово чуждым простому народу16. Так, В. Сусленников писал, что из юнкерских училищ выходили офицеры, «способные, не раздумывая, запороть какого-нибудь несчастного крестьяни-

на-солдата»17. Л. Черняк предпринял попытку сравнить дореволюционный офицерский корпус и советский18. В угоду новой власти некоторые авторы сознательно искажали факты, показывая негативные аспекты воспитания царского офицерства: широкое распространение рукоприкладства как метода воспитания, барство, пренебрежительное отношение к штатским и др.19 Ввели в оборот и утверждение о том, что в прежних юнкерских и военных училищах «помещичьи и купеческие сынки учились искусству угнетения народных масс»20.

Однако в суровые годы Великой Отечественной войны (22.06.1941-09.05.1945) в историографии возрождаются понятия офицерских традиций, хотя идеологический пресс сталинизма по-прежнему давал о себе знать21. В работах М.Д. Бонч-Бруевича появились краткие фрагменты, имеющие опосредованное отношение к проблеме нравственности старорежимного офицерства22. После Великой Отечественной войны появились диссертационные исследования, посвященные деятельности Д.А. Милютина, в которых лишь в самых общих чертах была рассмотрена и тема нравственного и патриотического воспитания офицеров-армейцев. Естественно, со всеми идеологическими клише23. Подобную же оценку можно дать еще ряду публикаций и диссертаций, в которых главным образом затрагивались проблемы царской военной школы.

Большим вкладом в изучение истории русской армии стала монография П. А. Зайончковско-го24. Автор отмечал, что в ходе военных реформ Д.А. Милютина была создана достаточно гибкая, эффективная система военного образования, которая позволила повысить профессиональный уровень офицеров и, следовательно, улучшить подготовку войск в целом. Опираясь на официальные документы, П.А. Зайончковский сделал вывод о хорошем уровне профессиональной подготовки выпускников юнкерских училищ, но детального анализа учебной и воспитательной работы в них он не проводил, да и не ставил такой цели. В целом же по теме, интересующей автора настоящей статьи, в монографии имеется ряд серьезных фрагментов-обобщений. Представляется небезынтересной и такая констатация ученого, данная им в другой монографии: «В основе офицерской морали лежало выполнение воинского долга, и в этом отношении русское офицерство было на высоте»25.

Необходимо подчеркнуть то, что в советской историографии перманентно выполнялся заказ идеологов правившей в стране компартии. Как следствие, работы талантливых исследователей несли в себе политизированные клише26. Так, Л.Г. Бескровный хотя и не приводит сведения о сословном составе воспитанников в военных и юнкерских училищах, делает вывод о том, что, устанавливая систему барьеров для других со-

словий, царизм полагал, что офицерский корпус, укомплектованный только дворянами, «сможет не только удержать армию в своих руках и оградить ее от революционных влияний, но и использовать ее силу для подавления любых проявлений недоволь -ства существующим общественным порядком»27. Конечно, положение о стремлении царского, как, впрочем, и любого другого правительства иметь верные себе вооруженные силы бесспорно и очевидно. Однако утверждение, что власти стремились создать чисто дворянский офицерский корпус, явно носит преувеличенный характер.

Характерно и то, что вплоть до конца 1980-х годов издавалась литература, раскрывавшая (преимущественно в описательном ключе) тему офицерских традиций: освещались существовавшие в русской армии офицерские традиции, показывалось их влияние на морально-психологическое состояние офицерского корпуса. В данном контексте нашла некоторое отражение и рассматриваемая в этом историографическом обзоре тема28.

Таким образом, в советской историографии рассматриваемая проблема нашла отражение лишь в комплексе с исследованием деятельности различных звеньев военного ведомства периода милютинских реформ, а также и в пореформенный период. Все работы насыщены идеологическими клише, которые были порождением методологии догматизированного марксизма-ленинизма, который безраздельно господствовавшего в советской исторической науке.

Третий период. С распадом СССР, формированием и утверждением новой российской государственности в отечественной исторической науке произошли качественно новые изменения. К началу XXI в. был в основном преодолен методологический кризис, появились новые исследовательские приоритеты. В частности, возрос интерес к истории армии дореволюционной России. При этом ученым открылся доступ к ранее засекреченным архивным документам, которые они могли анализировать в бесцензурных условиях.

В самом общем фрагментарном констатирующем виде тема нравственного и патриотического воспитания армейского офицерства нашла отражение в крупных обобщающих работах в сюжетах, посвященных военной реформе Д. А. Милютина29.

Исследуемая тема нашла также краткое отражение в монографии С.В. Волкова, так как основное внимание автора концентрируется на вопросах обучения и боевой подготовки офицеров и системе военного чинопроизводства. Отдельные страницы монографии перенасыщены нарративом, отсутствуют какие-либо концептуальные выводы30. Военная реформа Д.А. Милютина подробно освещена в монографиях Е.П. Толмачева. Однако тема нравственного и патриотического воспитания армейского

офицерства освещена лишь в общем плане, с элементами конспективности31. Подобной оценки заслуживает и монография И. Волковой32. Критический аспект несет в себе статья А.А. Са-винкина, в которой он утверждает мысль о незавершенности милютинской военной реформы. Автор констатирует явное противоречие между достижениями русского военного теоретического наследия, доказывающего первенствующую роль морального духа, и реальной военной практикой, недооценивающей организацию нравственных сил армии33. Подобные мысли автор развил в другой своей работе34.

Несомненный интерес представляют научные труды и защищенные диссертации, посвященные общей проблеме подготовки офицерских кадров в императорской России, в которых тема нравственного и патриотического воспитания будущих армейских офицеров нашла фрагментарное постановочное отражение35.Так, в монографии В.И. Харламова подробно рассмотрена учебная работа в военных и юнкерских училищах, но воспитательному процессу уделено внимания меньше36. Лишь в общих чертах затронул тему, интересующую автора настоящего историографического обзора, в своей докторской диссертации А.М. Лушников37. Небезынтересно и то, что в 1990-е годы были защищены диссертации по различным аспектам военной истории России в XIX веке, в которых имеются некоторые фрагменты, относящиеся и к рассматриваемой теме38.

Важная черта обозреваемого периода - появление большого количества опубликованных работ и защищенных диссертаций, посвященных выявлению роли и места РПЦ в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих русской армии, в том числе и армейских офи-церов39. Правда, как утверждает М.И. Ивашко, в некоторых трудах имеет место механическое воспроизведение оценочных суждений дореволюционной историографии, пересказ наиболее известных работ об отношениях между армией и церковью, изданных в конце XIX - начале ХХ в., предопределенность содержания субъективизмом авторских выводов, необоснованная идеализация военно-религиозных отношений, искажение некоторых исторических фактов - все это снижает научный характер опубликованных работ40.

Небезынтересно и то, что в начале XXI в. было защищено большое количество диссертаций, в которых исследуемая тема нашла косвенное отражение41. Кроме того, нельзя не отметить и того, что отдельные аспекты темы нравственного и патриотического воспитания офицеров-армейцев нашли некоторое собственно историографическое осмысление (в комплексе с другими аспектами) как на уровне монографий42, так и диссертационных исследований43.

В современной историографии можно выделить следующие области исследования:

влияние реформ Д.А. Милютина на подготовку офицерских кадров; подчеркивание значимости усилий Русской Православной церкви в духовно-нравственном воспитании офицеров; раскрытие воспитательного потенциала боевых традиций и воинских ритуалов; показ роли офицерских собраний. Между тем в обозреваемом периоде исследуемая тема нашла лишь косвенное отражение. Так, отсутствуют какие-либо концептуальные выводы именно по вопросу о нравственном и патриотическом облике офицерского состава и т.д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Столетие Военного министерства: в 13 т. / Под общ. ред. Д.А. Скалона. СПб., 1902-1914; Обзор войн России от Петра Великого до наших дней: пособие для изучения воен. истории в воен. училищах: в 4 ч. / Под общ. ред. Леера. СПб., 1885-1898; Русская военная сила: история развития военного дела от начала Руси до настоящего времени: в 2 т. / Под ред. А.Н. Петрова. М.,1897; История русской армии и флота: в 15 т. / Под ред. А.С. Гришинского, В.П. Никольского, Н.Л. Клало. М., 1911-1913; Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича (18551880 гг.) / Сост. М.П. Хорошихин. СПб., 1879-1881. Т.1-6. Кроме того, юбилейное многотомное издание «Столетие военного министерства» содержит богатый статистический материал по комплектованию и убыли офицерского состава, наградам и т.д. Этот труд по своему характеру может рассматриваться и как исследование, так как содержит в себе статистические данные, имеет аналитическую часть и может использоваться в качестве источника. - И. Т.

2 Леер Г.А. Метод военных наук. СПб., 1894.

3 Петров А.Н. К вопросам стратегии. СПб., 1898; Мих-невич Н.П. Стратегия. Кн.1. СПб., 1911. С.119-120.

4 МасловИ.П. Научные исследования по тактике. СПб., 1896. Ч.11. С.88.

5 Драгомиров М.И. Военные записки. СПб., 1894; Его же. Дуэли. Киев, 1900; Его же. Избранные труды: вопросы воспитания и обучения войск. М., 1956; Его же. Подготовка войск в мирное время: воспитание и образование. Киев, 1906; Его же. Одиннадцать лет. 1895-1905 гг.: сб. оригинальных и перевод. ст. за 18951905 гг. Кн.1-2. СПб., 1909; Его же. 14 лет (1881-1894): [сб. оригинальных и перевод. ст. М. Драгомирова]. СПб., 1896.

6 Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством Военного ведомства в России. СПб., 1875; Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879; Ласкеев Ф.М. (протоиерей). Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800-1900 гг.). СПб., 1900.

7 Вахрушев М.Н. История 101 пехотного Пермского полка. 1788-1897. СПб., 1897; Гиллебрандт Б.Ф. Путеводитель по музею 115-го пехотного Вяземского полка. Рига, 1913; и др.

8 Григорович А.И. Перечень историй и памяток войсковых частей: в 2 ч. СПб., 1913.

9 Бобровский П.О. Истории полков русской армии //

Русский инвалид. 1901. №84; Соколовский М., Гулевич С. Полковая история в ее постепенном развитии // Воен.-ист. сб. 1912. №1. С.15-44.

10 Левшин Д.М. Военное образование в России: исторический очерк. СПб., 1899; Бернацкий В.А. Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений, 1863-1913; Греков О.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений 1700-1910. М., 1910.

11 Баратов Н.Н. Ставропольское юнкерское училище. 1870/1871-1897/1898. Тифлис, 1898; Антонов А.Н. Виленское пехотное юнкерское училище 1864-1899 г.: краткий ист. очерк. Вильно, 1900; Анучин Л.Г., Лохвицкий М.А., Петров А.Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-сиротского дома, 1798-1889. СПб., 1899; Исторический очерк Главного Инженерного Училища. СПб., 1869; Исторический очерк Артиллерийского училища. СПб., 1870; Поливанов А.Н. Пятидесятилетие 2-го Московского кадетского корпуса. М., 1898; Антонов А. Первый кадетский корпус. СПб., 1906; и др.

12 Послужной список М.С. Лалаева // Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф.725. Оп.52. Д.722. Л.2об.

13 Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. СПб., 1880-1892. Ч.1-3; Его же. Краткий очерк образования и развития центрального управления военно-учебных заведений. СПб., 1893; Его же. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях // Военный сборник. 1900. №1/2.

14 Бобровский П.О. Юнкерские училища: в 3т. Т.1: Историческое обозрение их развития и деятельности. СПб., 1872; Т.2: Обучение и воспитание юнкеров. СПб., 1873; Т.3: Условия благоустройства. СПб., 1876; Его же. Взгляд на образование в юнкерских училищах. СПб., 1870; Его же. Двадцатипятилетие юнкерских училищ. СПб., 1889; и др.

15 Головин Н.Н. Высшая военная школа. СПб., 1908.

16 Александер М.Н. Учебное дело в военных училищах дореволюционного периода и нынешние военные школы // Военное знание. 1922. №10. С.20-22; Гам-бурцев А.А. Строевое обучение в бывших юнкерских училищах и советских школах // Военное знание. 1922. №10. С.16-17.

17 Сусленников В. От царского юнкера и до красного курсанта // Военное знание. 1922. №10. С.36.

18 Черняк Л. Краскомы и бывшие офицеры // Военное знание. 1922. №10. С.26-27.

19 Василенко В. Офицеры в рясах (духовенство в царской армии). М., 1930.

20 Главное управление военно-учебных заведений, 1917-1920: обзор деятельности. М. [Б.и.], 1920. С.4.

21 Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М., 1945; Его же. Русский офицер за рубежом. М., 1946; Нечкина М.В. Исторические традиции русского военного героизма. М., 1942; ЧикинП. Традиции русского офицерства. [Б. м.]: Отдел агитации и пропаганды политуправления 3-го Украинского фронта, 1944; Ярушевич Е. О лучших традициях русского офицерства // Воен. вестн. 1943. №15/16; Колобяков А.Ф. Русские полководцы о воинском воспитании и обучении. Новосибирск, 1944; Жесткова Т.П. Краткий

исторический очерк развития кадетских корпусов в России. М., 1944; АлпатовН.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. №1. С.18-21; Архангельский М. Патриотизм православного духовенства // Журнал Московской Патриархии. 1944. №1. С.24-26; и др.

22 Бонч-Бруевич М.Д. Драгомиров о боевой подготовке офицеров. М., 1944; Его же. Военные реформы Д.А. Милютина // Военная мысль. 1944. №10/11. С.61-76.

23 Курбатов С.И. Реформа Д.А. Милютина в области подготовки офицерских кадров. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1948; Копылов Н. А. Военная деятельность Д. А. Милютина. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1948.

24 Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М., 1952.

25 Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - начала XX вв. 1881-1903. М., 1973. С.236.

26 Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатского типа: из опыта кадет. корпусов и воен. гимназий в России. М., 1958; Бескровный Л.Г. Военное образование в России в XIX в.: доклад на секции военной истории XIII Между-нар. конф. ист. наук. М., 1970; МещеряковГ.П. Русская мысль в XIX в. М., 1973.

27 Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. Военно-экономический потенциал России. М., 1973. С.195.

28 Серых В.Д. Воинские ритуалы. М., 1981; Кавтарадзе

A. Г. Военные специалисты на службе Республики Советов. 1917-1920 гг. М., 1988; Лебедев А. Честь. М., 1989; и др.

29 Золотарев В.А. Военная безопасность государства Российского. М., 2001; Золотарев В.А., Тюшкевич С.А. Опыт и уроки отечественной военной истории. М., 1995; Золотарев В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. М., 2001; История военной стратегии России / Под ред. В.А. Золотарева. М., 2000; История тыла российских вооруженных сил (XVIII-XX вв.). Кн.1. СПб., 2000.

30 Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.

31 Толмачев Е.П. Александр II и его время: в 2 кн. М., 1998.

32 Волкова И. Русская армия в русской истории. М., 2005.

33 Савинкин А.А. Духовное возрождение - центральная задача военной реформы // Душа армии: русская воен. эмиграция о морально-психологических основах российских вооруженных сил. М., 1997. С.561-594.

34 Савинкин А.Е. Заветные идеалы русского офицерского корпуса. М., 2000.

35 Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М., 1990; Задорожный В.Б. Из истории подготовки офицерских кадров: научный реферат. Новосибирск, 1990; Скоробогатый В.А. Военная школа в России: страницы истории. М., 1990; Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX в. М., 1991; Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. М., 1993; Кузьмин Ф.М. История Николаевской академии генерального штаба и военной академии им. М.В. Фрунзе. М., 1993; Изонов

B.В. Подготовка военных кадров в России (XIX - нач. XX вв.). Дисс. ... д-ра ист. наук. СПб., 1998.

36 Харламов В.И. Военное образование офицеров русской армии в период и после военных реформ (1860-1917 гг.). Голицыно, 1992.

37 Лушников А.М. Военно-учебные заведения России

в 1861-1941 гг.: социально-политические аспекты развития. Дисс. ... д-ра ист. наук. Ярославль, 1998.

38 Осташкин В.Н. Культурно-досуговая работа в Российской Армии (вторая половина XIX в.). Дисс. ... д-ра ист. наук. М., 1995; Белогуров С. Б. История военной периодической печати в России, XIX - начало XX вв. Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. М., 1997; Кудейкин В.Ю. Деятельность государственных органов России по правовому регулированию строительства армии (XIX в. - февр. 1917 г.). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1997; Смирнов А. А. Морально-психологическое обеспечение деятельности российской армии во второй половине XIX - начале XX веков: ист. опыт, уроки. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1997; ШеинИ.А. Развитие воинских традиций российской армии во второй половине XIX - начале XX вв.: ист. опыт и уроки. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1994;

39 Золотарев О.В. Xристолюбивое воинство русское. М., 1994; Гуськов М.Д., Ивашко М.И. Православие и российское воинство. М., 1994; Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. М., 1996; Фабрика Ю.А. Церковь и армия в России. Новосибирск, 1997; Байдаков А.В. Православное духовенство русской армии и флота (вторая половина XIX - нач. XX века). Дисс. ... канд. ист. наук. С. 57-98; Давлетшин В.Р. Институт военного духовенства в России (XVIII-XIX вв.): процесс введения и становления // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1999. №2. С.23-36; Чимаров С.Ю. Русская православная церковь и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота. 18001917. Дисс. ... д-ра ист. наук. СПб., 1999.

40 Ивашко М.И. Российская армия и церковь (XVIII -начало XX в.): историографическое исследование. Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2007. С.20.

41 Печень Н.А. Воспитание воинов российской армии отечественной историей (вторая половина XIX в. - февр. 1917 г.): опыт, проблемы, уроки. Дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2000; Минер В.Л. Церемонии и ритуалы российской армии: история зарождения и развития. Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2005; Тихомиров А.В. Офицерские собрания в России (конец XVIII - нач. XXI века). Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. СПб., 2010; Белотелов А.Л. Культура поведения офицеров русской армии XIX века: историческое исследование : дис.... канд. ист. наук. М., 2000; Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса русской армии XIX - начала XX веков: исторический анализ. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2003; КаморниковВ.Ф. Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России: 1863-1917 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2008; и др.

42 Ивашко М.И. Русская православная церковь и Вооруженные силы (XVIII - нач. XX вв.): историографическое исследование. М., 2004; Новожилов В.Ю. Формирование духовной культуры Русской армии в

XIX - начале XX века: историографическое исследование: монография. М., 2005; Ипполитов Г.М. «Духа не угашайте.». Моральный дух русской армии и его укрепление в 1870-1914 гг.: история изучения. Самара, 2008.

43 Ивашко М.И. Российская армия и церковь (XVIII - нач.

XX в.): историографическое исследование. Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2007; Мещерякова И.Г.

Деятельность органов государственной власти и во- русской армии (1870-1914 гг.): историографическое енного управления по укреплению морального духа исследование. Дисс. ... канд. ист. наук. Самара, 2004.

SOME ASPECTS OF THE STUDYING OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE ARMY OFFICER CORPS IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE 1860-1870S (A BRIEF SURVEY OF THE RUSSIAN HISTORIOGRAPHY)

© 2016 I.S. Taranova

Samara Institute - High School of Privatization and Enterprise

The article represents a brief historiographie survey which is devoted to the some aspects of the studying of moral and patriotic education of the army officer corps in the Russian Empire in the 1860-1870s. Keywords: army officer corps, moral and patriotic education, historiography, military educational institutions, regiment historiography, Russian Orthodox Church.

Irina Tarasova, Candidate of History, Vice-Dean of the Faculty of Economy and Management. E-mail: itaranova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.