образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет. - 2020. - С. 103-105.
4. Рябченков, А.С. Предпринимательство как дополнительный источник финансирования учреждений здравоохранения // В сборнике Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 5-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 6-ти томах. Отв. редактор А.А. Горохов. - Курск: Издательство Юго-Западный государственный университет, 2020. - С. 75-78.
УДК334.012.63-64; 658.11 ББК 65.292
DOI 10.24411/2412-2025-2020-10039
Абдуллаева Зарема Махмудовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Политическая экономия», Дагестанский государственный университет
Зайнутова Зулайхат Магомедаминовна - студентка бакалавриата 2 курса обучения отделения Финансы и кредит экономического факультета, Дагестанский государственный университет
Abdullaeva Zarema Mahmudovna - Ph.D in Economics, assistant professor Department of «Political Economy», Dagestan State University Zainutova Zulaikhat Magomedaminovna - Bachelor of 2 courses, Finance and credit Faculty of Economics, Dagestan State University
РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
RETROSPECTIVE AND PROSPECTS OF SUPPORT MEASURES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN RUSSIA AND
ABROAD
В статье рассмотрены основные формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в разные периоды истории, раскрыта их сущность и реальное воздействие на экономику.
В работе отражены новые меры поддержки малых и средних предприятий 2020 года, введенные по причине пандемии Covid 19. Сделан вывод о том, что Россия сегодня, к сожалению, существенно отстает от ряда государств по уровню поддержки малого и среднего предпринимательства, в то время как адаптация зарубежного опыта в данном направлении потенциально может стать точкой роста для экономики. Также авторами предложены собственные меры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, меры государственной поддержки, антикризисные меры, ретроспектива, перспективы.
The article examines the main forms and methods of state support for small businesses in the Russian Federation in different periods of history, reveals their essence and real impact on the economy. The paper reflects new measures to support small and medium-sized enterprises in 2020, introduced due to the Covid 19 pandemic. It is concluded that Russia today, unfortunately, significantly lags behind a number of countries in terms of support for small and medium-sized businesses, while the adaptation of foreign experience in this direction can potentially become a point of growth for the economy. The authors also proposed his own measures to support small and medium-sized businesses.
Keywords: small and medium-sized businesses, measures of state support, anti-crisis measures, retrospective, prospects.
Важным направлением государственной экономической политики в современных условиях является поддержка малого и среднего предпринимательства. Эффективность этой политики во многом определяет состояние и перспективы социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов.
К сожалению, приходится признать, что состояние малого и среднего бизнеса в России сегодня, является сложным и неоднозначным, причиной чему являются как состояние экономической и политической инфраструктуры страны, так и ряд исторических предпосылок. Для понимания текущего состояния политики поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в России данный вопрос следует рассмотреть в ретроспективе.
Одним из важных этапов формирования современной политики поддержки МСП выступил финансовый кризис 2008 года, который оказал сильное негативное влияние на состояние экономики страны в целом. В конце 2008 года общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» провела мониторинг, в результате которого было выявлено, что 3/4 компаний малого и среднего бизнеса ощутили на себе влияние мирового экономического кризиса [8].
В этот период в России был реализован целый ряд мер, направленных на оказание поддержки малому и среднему бизнесу, в числе которых следует выделить следующие:
- Была введена обязательная квота не менее 20% для малого предпринимательства при госзакупках, которая распространяется не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Были установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. При этом передача помещений иным хозяйствующим субъектам стала возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних предприятий.
- Внесены различные поправки в федеральные законы, направленные на совершенствование антимонопольного законодательства, законодательства о преимущественном праве выкупа имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, введение административной ответственности за несоблюдение требований федерального закона об обязательной квоте 20 %.
- Предприняты меры по развитию альтернативных форм ведения бизнеса, в частности ярмарки выходного дня и некоторые другие дополнительные меры.
Помимо указанных мер, был предложен список других, имеющих наибольшее значение для российской экономики (см. рис. 1).
Сокращение перечня товаров и услуг, которые подлежат обязательной сертификации
к к о Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов
о рц м с В 2008 году были снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства
и ^ к , И * Введение четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений 1 для поддержки наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности
о « о с Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации
3 а о ^ Предоставление возможности авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса - до 60 % в течение первого - третьего квартала текущего года
Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона
Рисунок 1. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России в кризисные периоды [10]
Следующим этапом развития политики поддержки МСП в России можно считать реализованный комплекс мер в связи с поразившим российскую экономику кризисом 2014 года. В этом году экономический спад, связанный с введением санкций против России, негативно повлиял на состояние российской экономики, в связи с чем на поддержку малого и среднего предпринимательства было выделено из бюджета более 1,5 млрд руб. Средства были направлены на поддержку сельхозпроизводителей, на финансирование проектов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), на обеспечение гарантий Агентства кредитных гарантий. В августе 2014 года был принят Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и был провозглашен курс на поддержку отечественных производителей, что активно поддержали деловые круги. Помимо этого, в рамках направления поддержки агропромышленного комплекса была разработана государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 2013-2020 годы». В рамках принятой программы были осуществлены следующие меры [3]:
- увеличен размер гранта для фермеров, которые начинают заниматься сельскохозяйственной деятельностью, что привело к увеличению числа фермеров в России;
- введено сезонное и универсальное кредитование;
- осуществлено повышение регионального финансирования;
- введено обязательное государственное страхование сельского хозяйства и другие меры.
Особое значение, начиная с 2014 года, приобрела политика поддержки предприятий, ориентированных на экспорт. Из-за падения курса рубля в 2014 году особо пристальное внимание стали уделять развитию экспортоориентированной модели экономики, в связи с чем в рамках государственной политики поддержки экспортеров были предприняты меры, в том числе, направленные и на поддержку МСП:
- предоставление налоговых и таможенных льгот предприятиям, ориентированным на экспорт продукции;
- кредитование предприятий-экспортёров на льготных условиях;
- введение системы страхования кредитов страховым агентством «ЭКСАР»;
- поддержка низкого валютного курса в интересах предприятий экспортеров;
- осуществление консультационной помощи предприятиям, ориентированным на экспорт и другое.
Нельзя утверждать, что принятые меры всецело решали проблемы, с которыми столкнулись субъекты МСП в России. Несмотря на то, что комплекс реализованных мер позволил несколько снизить давление, оказываемое экономической ситуацией на предпринимателей, в целом ситуация для субъектов МСП оставалась сложной. Не решенные в тот период проблемы в области государственной поддержки МСП, наложи-лись на изменившуюся со временем социально-экономическую ситуацию в стране и в регионе, что послужило причиной очередного витка развития политики государственной поддержки субъектов МСП.
В начале 2020 года, в связи со сложившимися обстоятельствами, связанными с пандемией Covid 19, Правительство Российской Федерации в экстренном порядке приняло ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, поскольку экономика страны находилась под угрозой. К данным мерам относятся следующие [6]:
- шестимесячная отсрочка по всем налогам, кроме налога на добавленную стоимость;
- предоставление отсрочки по страховым взносам в социальные фонды для микропредприятий;
- снижение страховых взносов для малых и средних предприятий с 30 % до 15 % на сумму заработной платы, которая будет превышать МРОТ;
- предоставление временной отсрочки платежей для малого и среднего бизнеса при аренде государственного и муниципального имущества;
- мораторий на начисление штрафов до конца 2020 года;
- ряд других мер.
В это же время ведется активная работа по разработке кредитных продуктов на условиях льготного кредитования, а также по упрощению требований для подключения к программам льготного кредитования.
Следует отметить, что разработка новых мер по поддержке субъектов МСП никак не отменяет действующие меры, дополняя их. В то же время, не теряет актуальность вопрос о достаточности реализуемых мер. Для лучшего понимания сложившейся в России ситуации, представляется целесообразным сравнить характер рассматриваемых мер поддержки у нас в стране и за рубежом.
В зарубежных странах поддержка малого и среднего предпринимательства более масштабна в сравнении с Российской Федерацией. К примеру, более масштабный характер носит финансовая поддержка МСП. Причем, данная поддержка осуществлялась не менее активно и в докризисные периоды.
На рисунке 2 представлен перечень мер государственной поддержки субъектов МСП, реализуемых разными государствами в части повышения доступности финансирования для субъектов МСП.
Меры государственной поддержки МСБ
1. Увеличени е объемов поддержки в виде гарантий по кредитам 2.Предост авление особых условий по гарантиям для стратапа бизнеса 3.Увеличе ние государств енных гарантий по экспртным операциям 4.Субсиди рование процетных ставок 5. Налогов ые льготы, отсрочка платежей 6.Фондиро вание Центральн ым банков кредитных организац ий
Государство
1. Канада, Чили, 3. Канада,
Дания, Финлянди я, Венгрия, Италия, США, Швейцари я, Великобри тания 2. Канада, Дания, Нидерланд ы Дания, Финлянди я, Новая Зеландия, Швеция, Швейцари я, Великобри тания 4. Венгрия, Чии, корея, Сербия, Словения, Испания 5. Франция, Ирландия, Италия, Испания, Великобри тания, Россия Великбрит ания
Рисунок 2. Государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) в части повышения доступности финансирования [5]
Как показал проведенный анализ, в Российской Федерации из представленных инструментов используются только налоговые льготы и отсрочка платежей.
К сожалению, Россия существенно отстает от ряда государств по уровню поддержки малого и среднего предпринимательства не только в направлении обеспечения доступности финансирования, но и по ряду других направлений поддержки.
К примеру, в Корее государственная поддержка ведется по трем основным направлениям, а именно: предоставление льготных кредитов, разработка и внедрение новых технологий, пополнение оборотных средств. В стране функционирует два банка и два фонда, деятельность которых направлена исключительно на обеспечение поддержки МСБ. В стране активно осуществляется стимулирования экспорта посредством осуществления мониторинга потенциальных рынков сбыта, снижения налогов и таможенных тарифов, а также ставок по кредитам для тех предприятий, которые ориентированы на экспорт.
В качестве другого примера можно рассмотреть Сингапур, где сравнительно низкие ставки по кредитам. Кредиты малым предприятиям на срок до 4 лет предоставляются по ставке 5 % годовых. В стране предусмотрено льготное кредитования для микрофирм с численностью персонала менее 10 человек.
Важно обратить внимание на то, что в зарубежных странах еще в XX веке предпринимались серьезные меры по развитию малого и среднего предпринимательства в кризисные периоды. К примеру, во Франции после кризисных 70-х годов были разработаны меры, направленные на поддержку субъектов МСП, которые были достаточно успешно реализованы уже в 80-е гг. За период 1980-1990 гг. в целях интенсивного развития МСП во Франции было организовано 160 бизнес-инкубаторов, благодаря которым в последствии было создано 200 тыс. новых рабочих мест. В целях развития взаимодействия крупных и малых предприятий, особенно в части модернизации производства, трансферта (перехода) технологий в сектор МСП с 1993 г. начали реализовываться госпрограммы ANVAR и ATOUT. В 1994 г. начала действовать программа SOFIREM по конверсии крупных кризисных предприятий в металлургической, оборонной и текстильной промышленности с привлечением МСП в депрессивные районы для создания новых рабочих мест [7].
В США внимание к малому бизнесу со стороны государства возросло во время II Мировой Войны, когда крупные компании были загружены военными заказами, к выполнению которых постепенно вовлекался и малый бизнес. Решением Конгресса в 1942 г. была создана «Корпорация малых военных заводов» (Small War Plants Corporation — SWPC), деятельность которой была направлена на привлечение МСП к производству и продаже продукции военного назначения. Государство взяло на себя обязанность по обеспечению взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесов. Данная организация предоставляла займы частным предприятиям и стимулировала крупные финансовые институты к кредитованию МСП.
После войны была продолжена деятельность по поддержке МСП. Так, при министерстве Коммерции был создан «Отдел Малого Бизнеса»
(Office of Small Business — OSB), который преимущественно занимался вопросами обучения и консультирования частных предпринимателей.
Представленная ретроспектива показывает глубину и масштабность мер государственной поддержки субъектов МСП за рубежом, в экономически развитых странах, в сравнении с которыми отечественная политика в данной области представляется недостаточной. Отечественная система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должна претерпеть ряд качественных изменений, прежде чем можно будет говорить о ее сравнительной эффективности. При этом необходима более масштабная адаптация зарубежного опыта в данной области, что в перспективе позволит государству создать эффективную систему поддержки малого и среднего предпринимательства. Особое значение в этой связи, имеет изучение зарубежного опыта поддержки МСП в кризисные периоды и адаптации его к российским экономическим реалиям.
Список литературы
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р. -URL:http://static.government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq 7hfPO96.pdf (дата обращения: 26.06.2020).
3. Водзинская, Е.В., Корепанова, Е.В. Влияние кризиса 2014 года на развитие сельского хозяйства в РФ // Международный научно-практический журнал агропродовольственная экономика - 2018. - URL: http://apej.ru/article/01-01-2018 (дата обращения: 25.06.2020).
4. Гоплачева, Д.О. Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ // Материалы Ростовской молодежной научно-практической конференции с международным участием Молодежная инициатива - 2017. - Ростов-на-Дону, 2017 - С.31-35.
5. Заболоцкая, В.В., Хут, Н.А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №10. - С.50.
6. Заседание Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. - URL: http://government.ru/ news/39291/(дата обращения: 26.06.2020).
7. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства. - URL: https://kfpp.ru/analytics/material/foreignsupportexp.php (дата обращения: 26.06.2020).
8. Комплекс срочных мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях, сформировавшихся под влиянием глобального мирового кризиса: предложения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». - URL: http:// www.opora.ru/examination/actual-documents/2008/11/01/kompleks-srochnykh-mer-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-v (дата обращения: 26.06.2020).
9. Сорокина, Д.А., Акулич, В.Г. Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ // Проблемы науки. - 2018. - №6 (30). -С.113.
10. Шаповалова, М. Поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - № 3. - С.50.
УДК 339.138
ББК 65.42стд1-803.4
DOI 10.24411/2412-2025-2020-10040
Магомедов Али Магомедович - кандидат экономических наук, профессор кафедры прикладной информатики, Дагестанский государственный университет
Magomedov Ali Magomedovich - Ph.D in Economics, Professor of the Department of Applied Informatics, Dagestan State University
РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
DEVELOPMENT OF INTERNET TRADE IN A PANDEMIC
Интернет-торговля - единственная сфера экономики, которая развивается опережающими темпами. Стратегические просчеты при продвижении интернет магазинов приводят к тому, что многие из интернет-магазинов закрываются, не заработав ни одного рубля. В статье рассмотрены особенности и направления развития интернет-торговли в условиях пандемии, дано описание стратегии поэтапного продвижения интернет-магазина.
Ключевые слова: пандемия, дистанционная торговля, интернет-магазин, продвижение сайта.
Internet commerce is the only sector of the economy that is developing at a faster pace. Strategic miscalculations in the promotion of online stores lead to the fact that many of the online stores are closed without earning a single ruble. The article examines the features and directions of the development of online commerce in the context of a pandemic, describes the strategy for the phased promotion of an online store.
Keywords: pandemic, distance selling, online store, website promotion.
В последние годы в целом в мире и в России в частности отмечены высокие темпы прироста показателей объема интернет-торговли, которые свидетельствуют об изменении потребительских предпочтений в сторону постепенного увеличения покупок в интернет-магазинах и сокращении приобретения товаров в традиционных торговых сетях [3]. По данным аналитической компании Data Insight, в 2019 году объём мирового рынка интернет-торговли составил $30,6 млрд.