Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ С УЧЕТОМ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ'

РАЗВИТИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ С УЧЕТОМ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЭКОНОМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / РЕЖИМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕCТИЦИЙ / СУБСИДИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / MEASURES OF STATE SUPPORT / ECONOMY OF THE FAR EAST / MODES OF FI SUPPORT FOR INVESTMENTS / SUBSIDIES / LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванченко Ольга Григорьевна, Иванченко Евгений Сергеевич

Предметом данного исследования является проблематика формирования и эффективности мер государственной поддержки развития экономики Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. В статье рассмотрены меры инвестиционной, инфраструктурной и финансовой поддержки субъектов экономики и социальной сферы Дальнего Востока, сформировавшиеся в последние годы под влиянием поставленных целей его развития, структурной трансформации экономики дальневосточных регионов и внешних вызовов, обусловленных финансовыми и экономическими кризисами. Особое внимание уделено мерам государственной поддержки развития инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке, финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, а также поддержки экономики в связи с новыми вызовами, связанными с пандемией коронавирусной инфекции. Качественное различие внешних вызовов, кризисных явлений, связанных с экономическими, финансовыми причинами, а также причинами кризиса, обусловленного вирусной пандемией, требуют постоянной трансформации и развития механизмов и мер поддержки экономики. Различие причин влечет принципиальные отличия в средствах обеспечения восстановительного роста. Показано, что постоянная корректировка и перенастройка мер поддержки развития дальневосточной экономики и бизнеса, многообразие мер, предлагаемых для ускорения развития экономики и формирования нового качества жизни для населения Дальнего Востока, не стало драйвером ускоренного роста. Новые вызовы могут стать платформой для дальнейшей трансформации структуры дальневосточной экономики и обусловливают необходимость корректирования приоритетов, инструментов и мер поддержки развития дальневосточной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SUPPORT MEASURES FOR THE FAR-EASTERN ECONOMY (TAKING INTO ACCOUNT FOR EXTERNAL CALLS)

The subject of this study is formation and effectiveness of measures of the state support for development of the economy of the Far-Eastern federal district of the Russian Federation. The article discusses measures of investment, infrastructural and financial support for the economic entities and the social sphere of the Far East, which have been formed in the recent years under the influence of the goals of its development, the structural transformation of the economy of the Far-Eastern regions and external challenges caused by fi and economic crises. Particular attention is paid to the measures of state support for development of the investment activities in the Far East, financial support for small and medium-sized businesses, as well as support for the economy in connection with the new challenges related to the coronavirus pandemic. The qualitative difference in external challenges, crisis phenomena associated with the economic, financial reasons, as well as the causes of the crisis caused by a viral pandemic require constant transformation and development of mechanisms and measures to support the economy. Difference in the reasons entails fundamental differences in the means of ensuring recovery growth. It is shown that the constant adjustment and readjustment of measures to support the development of the Far Eastern economy and business, the variety of measures proposed to accelerate the development of the economy and create a new quality of life for the population of the Far East did not become a driver of accelerated growth. New challenges can become a platform for the further transformation of structure of the Far-Eastern economy and make it necessary to adjust the priorities, tools and measures to support development of the Far-Eastern economy.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ С УЧЕТОМ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ»

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: НОВЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

ЕЮ1 10.22394/ 1818-4049-2020-92-3-44-54 УДК 332.1(571.6)

О. Г. Иванченко Б. С. Иванченко

Развитие мер поддержки дальневосточной экономики с учетом внешних вызовов

Предметам данного исследования является проблематика формирования и эффективности мер государственной поддержки развития экономики Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. В статье рассмотрены .меры инвестиционной, инфраструктурной и финансовой поддержки субъектов эконолшки и социальной сферы Дальнего Востока, сфорлшровавшиеся в последние годы под влиянием поставленных целей его развития, структурной трансформации экономики дальневосточных регионов и внешних вызовов, обусловленных финансовыми и эконо-лшческими кризисами. Особое внимание уделено ливрам государственной поддержки развития инвестиционной дeslmeлънocmu на Дальнем Востоке, финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, а также поддержки экономики в связи с новыми вызовами, связанными с пандемией коронавирусной инфекции. Качественное различие внешних вызовов, кризисных явлений, связанных с экономическими, финансовыми причинами, а также причинами кризиса, обусловленного вирусной пандемией, требуют постоянной трансформации и развития механизмов и мер поддержки экономики. Различие причин влечет принципиальные отличия в средствах обеспечения восстановительного роста. Показано, что постоянная корректировка и перенастройка Л1ер поддержки развития дальневосточной экономики и бизнеса, многообразие мер, предлагаемых для ускорения развития экономики и формирования нового качества жизни для населения Дальнего Востока, не стало драйвером ускоренного роста. Новые вызовы могут стать платфорлюй для дальнейшей трансфорлшции структуры дальневосточной эконолшки и обусловливают необходимость корректирования приоритетов, инструментов и мер поддержки развития дальневосточной экономики.

Ключевые слова: меры государственной поддержки, экономика Дальнего Востока, режимы финансовой поддержки инвестиций, субсидирование, кредитование.

Введение. За последние годы перед Дальним Востоком поставлены амбициозные задачи по развитию и росту экономики, повышению инвестиционной привлекательности, улучшению условий жизни. Их решение ориентировано на создание новых производств, рабочих мест, нового качества социальной сферы, привлека-

тельных условий для жизни людей и ведения бизнеса - на обеспечение повышения качества жизни до уровня выше среднероссийского. Реализация поставленных задач невозможна без своевременных консолидированных мер инвестиционной, инфраструктурной и финансовой поддержки субъектов экономики и социаль-

Ольга Григорьевна Иванченко — д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, Тихоокеанский государственный университет (680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136). E-mail: [email protected]

Евгений Сергеевич Иванченко - канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский государственный университет (680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136). E-mail: ivanchenkoes(3gmail. com

ной сферв1. Реализуя меры экономической и социалвной политики, государство остается гарантом в области создания условий для равного доступа к благам, для развития экономики и гармоничных взаимоотношений на всей территории странв1. Эти условия могут достигаться посредством реализации комплекса мер по поддержке хозяйствующих субъектов, включая создание условий для укрепления и роста национальной экономики в целом и в регионах. При этом следует учитывать, что любая реформа, мера государственной поддержки предопределяют поступательное движение к изменению параметров экономической системы, трансформации регуляторных условий, правил взаимодействия субъектов и могут привести к значительному изменению системы.

Ставя задачи ускоренного роста перед дальневосточной экономикой, определяя меры и инструменты их достижения, государство заведомо формирует условия для ее трансформации с учетом внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на экономические процессы в целом в стране и в дальневосточных регионах.

В целях ускоренного социально-экономического развития на отдельные территории регионов Дальнего Востока распространены особые режимы ведения предпринимательской деятельности: территории опережающего развития; режим свободного порта «Владивосток».

Одновременно определены меры финансовой поддержки субъектов малого бизнеса.

В 2019—2020 гг. разработана национальная программа развития Дальнего Востока до 2024 г. с перспективой до 2035 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 2020 г.1 В Указе сформулированы цели Национальной программы до 2024 года: в Дальневосточном федеральном округе необходимо превысить среднероссийские темпы роста показателей качества жизни населения, в том числе по таким направлениям, как повышение ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на пять лет, снижение смертности населе-

ния трудоспособного возраста не менее чем на 35 процентов, увеличение годового объема жилищного строительства в 1,6 раза; превысить среднероссийские темпы роста показателей, в том числе за счет увеличения объема накопленных инвестиций до восьми ста миллиардов рублей, создания не менее двухсот предприятий на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток, создания не менее 30 тысяч новых рабочих мест. Цели программы до 2035 г. включают достижение более высоких по отношению к среднероссийским показателей по качеству жизни и экономическому росту и прекращение миграционного оттока.

Свои коррективы в формирование приоритетов развития и мер поддержки внесли и глобальные факторы, связанные с мировыми экономическими и финансовыми кризисами. Коронавирус существенно повлиял на экономику, и, понятно, что он оставит долгосрочные последствия для мировой и российской экономики, включая ее регионы. В связи с этим принятв1е государственные меры поддержки российской экономики, разрабатываемый Общенациональный план действий в условиях пандемии формируют совершенно новый пакет мер и инструментов государственной поддержки и регулирования, способных обеспечить восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в каждом регионе страны.

Таким образом, определенные государством цели развития экономики Дальнего Востока, российские, региональные, глобальные факторы и вызовы обусловливают постоянное развитие системы мер регулирования экономики Дальнего Востока. Актуальность развития мер поддержки дальневосточной экономики нашла широкий отклик как в научных кругах [Ivanckenko, Renzin, Grigoreva, 2019. Рр. 440-1-42; Миркин, 2018; Aganbegyan, 2019; Шапиро, 2020. С. 58-62; Barro, Ursúa, Weng, 2020], так и в официальных институтах власти и

1 Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востокая от 26 июня 2020 г. Ш 427.

управления2. Остановимся на наиболее значимых мерах поддержки экономики Дальнего Востока, оказавших влияние на ее развитие.

Меры поддержки развития экономики Дальнего Востока Российской Федерации.

Создание условий для развития инвестиционной деятельности. На протяжении последних пяти лет отмечается нарастающая, однако недостаточная для решения поставленных задач по развитию экономики Дальнего Востока, динамика инвестиционной активности в целом в Дальневосточном федеральном округе ДФО) и в его регионах. Относительно невысокие темпы роста показателей объясняются тем, что пик реализации крупных инфраструктурных проектов пришелся на период до 2015 г. Это - вторая очередь строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (93 млрд рублей), строительство Кузнецовского тоннеля на

участке железной дороги Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (59,6 млрд рублей), строительство магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск - Владивосток» (около 300 млрд рублей). Высокие показатели субъектов ДФО (Сахалинская область, Якутия и Амурская область) обусловлены одновременно меньшей численностью населения и большим объемом инвестиций. Якутия - инвестиции в добывающие отрасли - 70% от общего объема инвестиций. В Амурской области — газопровод «Сила Сибири» и нефтехимический комплекс общей стоимостью порядка 1 трлн рублей. Для реализации новых инвестиционных проектов определены специальные режимы и меры поддержки инвестиций, малого и среднего предпринимательства, а также механизмы предоставления земельных участков, реализации масштабных проектов, новых проектных решений на национальном уровне (табл. 1).

2 Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЭ ; Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 годая от 07.05.2018 № 204 ; Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1 764Ю6 утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским ?уэедитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» от 30.12.2018 № 1764 ; Федеральный закон «О внесении изменений е Федеральный закон «О Це н траль ном банке Российской Федерации (Банке России)» от 03.04.2020 № 106-ФЗ ; Указ Президента Российской Федерации Ю мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востокая от 26 июня 2020 г. N 427 ; Постановление Правительства РФ «О координационном совете при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ» от 14.03.2020 № 285 ; План первоочередных .мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики е условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (утвержден Председателем Правительства РФ от 1 7.03.2020 № 2182п-П13) ; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским креди тным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства» от 02.04.2020 № 410 ; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости* от 02.04.2020 № 422 ; Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, е наибольшей степени пострадавших е условиях у худшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» от 03.04.2020 № 434 ; Постановление Правительства РФ «О внесении изменений е некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 24.04.2020 № 575 ; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитный организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитами, выданным е 2020 году системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств» от 24.04.2020 № 582 ; Потановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 20.05.2020 № 712 ; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным- организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» от 16.05.2020 № 696.

Таблица 1

Преференции н льготы

Региональный проект ТОР Свободный порт Приоритетные проекты Приоритетные проекты в области освоения лесов Масштабные проекты

Реестровый Заявительный

Налог на прибыль 0% - 5 лет 0% - 5 лет 0% - 5 лет 0% - 5 лет 15,5% на период окупаемости 20% 20%

10% - 5 лет 10% - 5 лет 13% - 5 лет 13% -5 лет

Налог на имущество 1,1% - 5 лет 2,2% 0% - 5 лет 0% - 5 лет 1,1% на период окупаемости 2,2% 2,2%

1,1% - 5 лет 0,5% - 5 лет

НДПИ (60%) 0-80% на 10 лет 0 - 80% на 10 лет 0-80% на 10 лет 100% 100% - 100%

Земельный налог Не более 1,5% Не более 1,5% 0% - 3 лет 0% - 5 лет Не более 1,5% - Не более 1,5%

Страховые взносы 30% 30% 7,6% - 10 лет 7,6% - 10 лет 30% 30% 30%

Арендная плата за землю - - - Пониженная ставка - 50% (лесной участок) 100% или 20%

Лесные участки без торгов - - - - - + -

Земельные участки без торгов - - + + - - +

Источник: составлено авторами.

Специальные режимы поддержки инвестиций на Дальнем Востоке.

Основная цель создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР, ТОСЭР) - ускоренное социально-экономическое развитие Хабаровского края, повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие обрабатывающих производств, создание рабочих мест, реализация задач устойчивого социально-экономического развития региона. Основными источниками финансирования инвестиций в создание ТОР являются средства федерального бюджета, региональных бюджетов дальневосточных регионов, внебюджетные источники, в т. ч. собственные инвестиции, привлекаемые резидентами ТОР.

Развитие территорий опережающего развития на Дальнем Востоке предполагает последовательную реализацию

трех стратегических этапов, связанных с усложнением производственных связей, ростом вовлеченности территорий в процессы международного товарообмена и эволюцией системы целей и задач функционирования ТОР на рассматриваемой территории.

Выбор специализации и стратегии развития ТОР основывается на сложившейся в регионах отраслевой структуре экономики, природно-ресурсном потенциале, наличии трудовых ресурсов, «окнах возможностей» по развитию международных торгово-экономических связей. В силу перечисленных факторов оптимальным путем реализации инвестиционных проектов на дальневосточных территориях опережающего развития стали:

локализация производств отраслей металлургии, машиностроения, строительных материалов, переработки сельхозпродукции, логистики;

развитие индустриальных парков со специализацией в отраслях машиностроения, пищевой промышленности, производства строительных материалов;

реализация проектов строительства новых транспортных терминалов, в том числе аэропортов, морских портов и железнодорожных, автотраспортных развязок и узлов;

развитие сельского хозяйства, в том числе развитие существующих и создание новых предприятий животноводства, выращивания и переработки птицы, продукции растениеводства; другие.

Определено три стратегических этапа реализации стратегии развития ТОР.

Этап ТОР 1.0 — текущая стадия реализации проекта и перспектива до 2020 года. В течение планового периода до 2020 г. на территории площадок должен быть размещен первичный пул резидентов, а также начаты работы и реализованы мероприятия, подготавливающие переход на вторую стадию. На 1 июля 2020 года на Дальнем Востоке на территориях опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток действует 450 инвестиционных проектов.

Этап ТОР 2.0 предполагает формирование в рамках площадок территорий развития производств с высокой добавленной стоимостью, способных стать драйвером развития новых либо модернизации существующих отраслей с ориентацией на межрегиональный рынок АТР. Период реализации этапа ТОР 2.0 предполагается до 2035 г.

Этап развития ТОР 3.0 в перспективе до 70 лет с текущей позиции может быть рассмотрен только как период футуристической модели развития промышленности и технологий, четкое прогнозирование развития которой на сегодняшний день реализовать не представляется возможным в силу высокой скорости развития технологий производства.

В целях ускоренного социально-экономического развития на отдельные территории регионов Дальнего Востока распространен, наряду с режимом ТОР, особый режим ведения предпринимательской деятельности - «Свободный порт Владивосток». Имеется очевидная

схожесть мер господдержки у режимов «Свободного порта Владивосток» (СПВ) с территориями опережающего социально-экономического развития. Статус СПВ, как и ТОР, территории получают на 70 лет. У режимов отсутствуют ограничения в специализации территорий, установлен минимальный порог капвложений при реализации инвестиционных проектов. Режим СПВ и ТОР предусматривает возможность установления особенностей регулирования отдельных видов отношений:

- трудовой (в части привлечения и использования иностранных работников);

- медицинской и образовательной деятельности (в части лицензирования).

Оператором режимов определена АО «Корпорация развития Дальнего Востока». Для резидентов ТОР установлен преференциальный режим осуществления предпринимательской деятельности, который включает следующие основные позиции:

1) льготную ставку по налогу на прибыль (0% - первые 5 лет с момента получения первой прибыли, последующие 5 лет - 10% региональный бюджет, 2% федеральный бюджет);

2) льготную ставку по налогу на имущество организаций (0% - первые 5 лет, последующие 5 лет - 1,1%);

3) понижающий коэффициент к налогу на добычу полезных ископаемых на 10 лет (0 — на первые 2 года, 0,2 - на 3-4 год, 0,4-5-6 год, 0,6-7-8 год, 0,8-9-10 год);

4) льготную ставку страховых взносов на уровне 7,6% на период 10 лет;

5) привлечение иностранной рабочей силы вне квот по решению Наблюдательного совета ТОР «Хабаровск» и Наблюдательного совета ТОР «Комсомольск»;

6) льготную ставку земельного налога в размере 0% - первые 3 года (зависит от нормативной базы органа местного самоуправления) ;

7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

За период действия закона о ТОР в Хабаровском крае заявлено 89 проектов с общим объемом инвестиций 130 млрд рублей и планируемым созданием 11 тыс. рабочих мест, из них заключено 40 соглашений.

На территории СПВ допускается осуществление любой не запрещенной предпринимательской деятельности. Прежде всего, режим СПВ направлен на создание и развитие производства, туризма и транспортной инфраструктуры. При этом запрещенные на его территории виды деятельности и виды деятельности, для которых не применяются отдельные меры государственной поддержки, определяются наблюдательным советом СПВ. Как и в режиме ТОР, основными налоговыми льготами для резидентов СПВ являются:

- льготы по налогу на прибыль (0% в течение 5 лет с момента получения прибыли в части регионального и федерального бюджета, 10% в течение следующих 5 лет в части регионального бюджета, 2% в части федерального бюджета);

- таможенные преференции (применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны с особенностями, установленными законодательством);

- пониженные тарифы страховых взносов установлены на том же уровне, что и для резидентов ТОР;

- льготы по налогу на имущество (0% в течение 5 лет с момента ввода объектов в эксплуатацию, 0,5% в течение следующих 5 лет).

При режиме СПВ — более значительные преференции административного характера, прежде всего, сокращенные сроки получения разрешительной документации. Федеральная поддержка и льготное финансирование программ и проектов создания преференциальных площадок для развития дальнев о сточного бизнеса и производства осуществляется федеральными финансовыми институтами: АО «Корпорация МСП», АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона».

В совокупности уникальная система преференций поддержки инвестиций, созданная для Дальнего Востока, обеспечила на начало 2020 г. вложение в экономику федерального округа свыше 500 млрд рублей, создание 36 тыс. рабочих мест, открытие 217 новых предприятий.3

Поддержка приоритетных национальных проектов и программ. Все большее

место в управлении инвестиционным развитием в регионах страны занимает синергия программного подхода и проектного управления на основе современного механизма финансирования государственных целевых программ и приоритетных национальных проектов, основывающегося на формировании нового организационно-экономического механизма национальных проектов, в настоящее время базирующаяся на финансовой взаимосвязи различных субъектов экономики — государства, региональных структур, банков, предпринимательского сектора и т. д.

Обеспечение ускоренного развития (6%) в год требует особых условий хозяйствования и мер стимулирования для развития предприятий Дальнего Востока. Однако действующие меры государственной поддержки далеко не в полной мере обеспечивают решение вопросов, связанных с транспортной, банковской доступностью, демографией, не компенсируют усиливающиеся в последние годы на Дальнем Востоке:

- демографггческие вызовы, в том числе: миграционный отток населения, снижение численности женщин репродуктивного возраста, дефицит квалици-рованных кадров;

- ограниченную транспортную доступность, удаленность дальневосточных регионов от основных поставщиков сырья, материалов, комплектующих, а также потребителей продукции. Затратность на транспортные перемещения в регионах Дальнего Востока выше среднероссийского уровня более, чем в 4 раза (в 2010 г. превышали более, чем в 2 раза);

- высокую стоимость факторов производства, включая высокие издержки на заработную плату с учетом дальневосточных и северных надбавок, северные льготы;

низкую доступность банковских услуг в удаленных территориях, включая стоимость инкассации, транспортные расходы, расходы по обслуживанию банковской инфраструктуры, затраты на охрану.

Для повышения эффективности вовлечения кредитных, гарантийных, ли-

3 УШрэ://tass.ru/екопопика/ 7570941

зинговых организаций в реализацию национальных проектов и государственных целевых программ сегодня ставятся задачи более широкого использования опыта финансирования и потенциала финансовых продуктов и услуг при определении источников финансирования и формировании механизмов их реализации в рамках каждой из социально-экономических программ, реализуемых в условиях экономики Дальнего Востока; разработки совместно с государственными органами управления новых способов сочетания принципов бюджетного и банковского финансирования; повышения стабильности ресурсной базы финансовых организаций.

Меры финансовой поддержки развития предпринимательства. Поддержка предпринимательства на Дальнем Востоке имеет особую роль в силу значительного влияния на формирование региональных бюджетов и условий жизнедеятельности. Совокупность их постоянно меняется, перенастраивается федеральными и региональными институтами власти, исходя из динамики дальневосточных, региональных, федеральных и глобальных условий и факторов развития. Наибольшую востребованность и распространение получили меры субсидирования процентных ставок по кредитованию инвестиций и текущей деятельности малого бизнеса.

1. СовЛ1естная программа субсидирования, реализуемая Минэкономразвития России и Корпорацией МСП (Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764):*

Основной федеральной мерой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2017 — 2020 годах явилась реализация Программы «8,5%» (совместная программа субсидирования, реализуемая Минэкономразвития России и Корпорацией МСП, постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764). Расширение условий льготной программы кредитования (постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 372) увеличило возможности по обеспечению сохранения и устойчивого развития для малого бизнеса за

счет:

- упрощения требований к заемщику (не учитываются задолженности по налогам, сборам, заработной плате);

- открытия возможности рефинансирования кредитов на оборотные и инвестиционные цели;

- расширения перечня приоритетных отраслей по программе (за счет включения субъектов МСП, осуществляющих производство и (или) реализацию подак-цизнвЕХ товаров; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; деятельность в сфере розшгчной и (или) оптовой торговли).

По данным Министерства экономического развития России, за I полугодие 2020 г. субъектам МСП в Хабаровском крае выдано кредитов на 18 945,1 млн руб., что практически в 2 раза превышает объем кредитования по программе в крае за 2019 год (9 817,9 млн руб.).

2. «Доступный кредит для МСП» (АО «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики»).

Программа «Доступный кредит для МСП» разработана с целью поддержки развития МСП на Дальнем Востоке и реализуется совместно с уполномоченными кредитными организациями. Кредит можно получить на пополнение оборотных средств по ставке до 10% годовых, сроком до 3 лет или на инвестиционные цели до 10 лет, до 9,2% годовых. За период действия программы только в Хабаровском крае льготные кредиты получили 92 субъекта МСП на сумму 1886,5 млн руб.

3. Льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей.

С 01.01.2017 с ель скохозяйств енны е товаропроизводители, организации и индивидуалвнв1е предприниматели, осуществляющие производство, переработку и (или) реализацию селвскохозяйствен-ной продукции, могут получить в одном из у полном оченнвгх Министерством сельского хозяйства России банков краткос-рочнвш или инвестиционный кредит по ставке не более 5%. За период действия программы льготные кредиты в Хабаровском крае получили: на инвестиционные

4 Ранее действие программы регламентировалось постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1706, льготная ставка составляла не более 6,5%.

цели 22 заемщика, на пополнение оборотных средств 50 заемщиков.

Меры поддержки эконолшки в целом и предпринимательства в условиях пандемии коронавируса.

В 2020 г. в условиях нестабильности на мировом рынке с учетом прохождения пандемии нового коронавируса задача обеспечения устойчивости экономики стала не только приоритетной, но и потребовала значительного расширения мер финансовой поддержки разных сфер хозяйственной деятельности и субъектов бизнеса. Потенциальные угрозы ухудшения финансового положения субъектов экономики обусловлены наблюдаемыми: ухудшением ожиданий и настроений, ограничениями по трудовой мобильности и транспортного сообщения, ростом инфляции и курса доллара, уменьшением налоговых доходов. В совокупности данные факторы обусловили снижение выручки, рост потребительских цен, снижение объемов строительства, рост безработицы и дефицит трудовых ресурсов, приостановку реализации инвестиционных проектов.

В этих условиях оперативное принятие нормативных решений (прежде всего: Постановление Правительства РФ от 14.03.2020 № 285 «О координационном совете при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирус-ной инфекции на территории РФ»)5; План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (утвержден Председателем Правительства РФ 17.03.2020 № 2182и-П13)6) обеспечило поддержку отраслей и субъектов экономики, оказавшихся в зоне риска.

Финансовая поддержка организаций транспорта, учреждений культуры, физической культуры и спорта; освобождение туроператоров от уплаты взносов в резервный фонд Ассоциации «Турпо-

мощы; установление порядка компенсации убытков туроператоров, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам; субсидирование процентных ставок по кредитам застройщиков в случае падения темпов продаж на иер-вичном рынке; продление разрешения на трудовую деятельность иностранным работникам; предоставление отсрочки по налоговым платежам отраслям, пострадавшим от ухудшения ситуации; поддержка лизинговых компаний (до-капитализация) ; расширение условий: льготного кредитования, включая расширение программы льготного кредитования 8,5 процентов; снятия отраслевых ограничений; реструктуризации кредитов для субъектов МСП; дофинансиро-вания региональных микрофинансовых организаций - все это в совокупности позволило сохранить инфраструктуру дальневосточной экономики и динамику основных экономических процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кредитная поддержка малого и среднего бизнеса в январе - июле 2020 г. по ДФО достигла роста 114,0% (по РФ показатель роста объемов кредитования составил 90,2%). В целом выдача кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за 7 месяцев 2020 г. к аналоигчному периоду предыдущего года показала рост, как по России (141,3%), так и по ДФО (119,6%). Значительную поддержку темпам роста кредитного портфеля оказазали снижение ключевой ставки Банком России и субсидирование процентных ставок по отдельным программам кредитной поддержки бизнеса. В июле 2020 г. средневзвешенные процентные ставки по кредитам снизились по сравнению с уровнем 2019 г. и составили: по кредитам юридическим лицам - 7,4% (снижение на 2,1 п.п.), по кредитам МСП - 8,0% (снижение на 2,5 п.п.), по потребительским кредитам - 10,9% (снижение на 2,5 п.п.), по ипотечным жилищным кредитам — 6,8% (снижение на 3,5 п.п.), по ипотечным кредитам на

5 Постановление Правительства РФ «О координационном совете при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ'« от 14.03.2020 № 285.

6 План первоочередных .мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития эконолшки в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (утвержден Председателем Правительства РФ от 1 7.03.2020 № 2182п-П13).

строительство жилья - 4,6% (снижение на 5,3 п.п.).

Дополнительные меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства (включая: введение на три месяца отсрочки по уплате страховвгх взносов; освобождение для туроператоров от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» в 2020 г.; отсрочку на оплату аренды государственного имущества; запрет на блокировку счетов налоговой службой и банками; мораторий на проверки бизнеса; отсрочку по в зв1 еканию налоговых платежей для авиаперевозчиков, туроператоров, предприятий общественного питания и гостеприимства) обеспечили сдерживание роста безработицы с начала текущего года, улучшение большинства ключевых показателей экономической статистики в июне - июле7. В целом по России в июле вырос к предыдущему месяцу грузооборот на 4,2%, розничный оборот - на 8,2%, объем платных услуг населению - на 9,3%. При этом замедлился инвестиционный спад на фоне капитальных расходов в регионах. На фоне общего спада в основных отраслях экономики в целом по РФ в ряде далвневосточных регионов сохранилась положительная динамика в отдельных отраслях. За январь - июнь: индекс промышленного производства по РФ снизился до 96,5%, его рост в Хабаровском крае составил 104,7%, в Амурской области - 102,2%; объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», по России составил 99,5%, по Хабаровскому краю - 131,9%, по Приморскому краю - 107,2%; грузооборот транспорта по России - 94%, по Хабаровскому краю - 107,8%. Инвестиционная активность при этом снижалась и на уровне РФ, и более существенно в ДФО (индексы по РФ - 96,0%, по ДФО - 91,4%). В Хабаровском крае, в отличие от ситуации в целом по РФ и ДФО, получены положительные результаты по привлечению инвестиций в основной капитал. За 6 мес. 2020 г. в экономику края привлечено свыше 72 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что в 1,2 раза выше итогов 6 мес. 2019 г. в сопоставимых ценах.

Заключение. В совокупности определение мер государственной поддержки развития инфраструктуры инвестиционной, предпринимательской деятельности на Дальнем Востоке, порядок применения льгот и преференций требуют сбалансированного подхода и должны отвечать задачам социально-экономического развития дальне в осточных регионов. Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что сложившаяся государственная поддержка уже сегодня в значительной мере перенаправлена в пользу перерабатывающих производств, проектов, KOTopBie должны развивать и создаватв производственную, транспортную инфраструктуру на территории Дальнего Востока, решать проблемы демографии и справедливой оплаты труда; транспортной, банковской доступности с целвю создания условий для жизнедеятельности не хуже, чем в центральных районах страны. Она является динамичной и постоянно корректируемой. Однако значительный потенциал мер финансовой поддержки пока остается для далвневосточнвгх регионов и инвесторов ограниченным в силу фор миров ания новых направлений и приоритетов развития, опредяемвгх программными и нормативными документами федерального уровня на период до 2035 г.

Список литературы:

1. Миркин Я. Экономика: корни роста. Нашей стране необходим сверхбыстрый рост до 4 процентов ВВП в год / / Российская газета - Федеральный выпуск. № 2 (7465). 2018. Режим доступа: https://rg.ru/2018/01/09/iakov-mirkin-rf-neobhodim-sverhbystryj-rost-do-4-procentov-wp-v-god.html (дата обращения 30.10.2019).

2. Шапиро Н. А. Основания для вос-становителвного роста бизнеса после пандемии COVID-19 / / Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2020. № 2. С. 58-62.

3. Aganbegyan A. G. О neotlozhnykh merakh ро vozobnovleniyu sotsial'no-ekonomicheskogo rosta / / Pro ble my

7 rosstat.gov. ru

prognozirovaniya. 2019. Na 1. Pp. 3—15. 442. URL: https://www.atlantis-press.

4. Ivanckenko O., Renzin O., Grigoreva com/proceedings/iscfec-18/55912434 A. The Impact of External Shocks on 5. Barro R.,J., J. F. Ursúaand J. Weng.

the Structure of Enterprise Financing: a The coronavirus and the great influenza

Retrospective of2000-2017//International pandemic: Lessons from the "spanish flu"

Scientific Conference «Far East Con» for the coronavirus's potential effects on

(ISCFEC 2018) Part of series «Advances mortality and economic activity. Working

in Economics, Business and Management Paper 2020, March, 26866, National Bureau

Research Publication Date», 2019, pp. 440- of Economic Research.

Библиографическое описание статьи

Иванченко О. Г., Иванченко Е. С. Развитие мер поддержки дальневосточной экономики с учетом внешних вызовов // Власть и управление на Востоке России. 2020. Ms 3 (92). С. 44-54. DPI 10.22394/1818-4049-2020-92-3-44-54_

Olga G. Ivanchenko - Doctor of Economic Sciences, Professor the chair of economy and management, the Pacific State University (136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, 680035, Russia). E-mail: [email protected]

Evgeniy S. Ivanchenko - Candidate of Economics, associate professor, the chair of economic theory and national economics, the Pacific State University (136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, 680035, Russia). E-mail: [email protected]

Development of support measures for the Far-Eastern economy (taking into account for external calls)

The subject of this study is formation and effectiveness of measures of the state support for development of the economy of the Far-Eastern federal district of the Russian Federation. The article discusses measures of investment, infrastructural and financial support for the economic entities and the social sphere of the Far East, which have been formed in the recent years under the influence of the goals of its development, the structural transformation of the economy of the Far-Eastern regions and external challenges caused by financial and economic crises. Particular attention is paid to the measures of state support for development of the investment activities in the Far East, financial support for small and medium-sized businesses, as well as suppottforthe economy in connection with the new challenges related to the coronavirus pandemic. The qualitative difference in external challenges, crisis phenomena associated with the economic, financial reasons, as well as the causes of the crisis caused by a viral pandemic require constant transformation and development of mechanisms and measures to support the economy. Difference in the reasons entails fundamental differences in the means of ensuring recovery growth. It is shown that the constant adjustment and readjustment of measures to support the development of the Far Eastern economy and business, the variety of measures proposed to accelerate the development of the economy and create a new quality of life for the population of the Far East did not become a driver of accelerated growth. New challenges can become a platform for the further transformation of structure of the Far-Eastem economy and make it necessary to adjust the priorities, tools and measures to support development of the Far-Eastern economy.

Keywords: measures of state support, economy of the Far East, modes of financial support for investments, subsidies, lending.

References: vypusk [Rossiyskaya Gazeta - Federal Is-

sue], no. 2 (7465). 2018. Access mode:

1. Mirkin Y. Economy: the roots of https://rg.ru/2018/01/09/iakov-mir-growth. Our country needs super-fast kin-rf-neobhodim-sverhbystiyj-rost-do-4-growth of up to 4 percent of GDP per procentov-wp-v-god.html (date of access year Rossiyskaya gazeta - Federal'nyy 30.10.2019). (In Russian).

2. Shapiro N. A. Foundations for business recovery after the COVID-19 pandemic Nauchnyy zhumal NIUITMO. Seriya Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment [Scientific journal of NRU ITMO. Series Economics and Environmental Management], 2020, no. 2, pp. 58-62. (In Russian).

3. Aganbegyan A.G. On urgent measures to resume social and economic growth Problemy prognozirovaniya [Problems of forecasting], 2019, no. 1, pp. 3—15. (In English).

4. Ivanckenko O., Renzin O., Grigoreva A. The Impact of External Shocks on the Structure of Enterprise Financing: a Ret-

Reference to the article-

rosf >ec1.yr of 2000—2017. International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2018) Part of series "Advances in Economics, Business and Management Research Publication Date ". Access mode: https:// www.atlantis-press.com/ proceedings/ iscfec-18/55912434 (In English).

5. Barro R., J., J. F. Ursúaand J. Weng. The Coronavirus and the great influenza pandemic: Lessons from the "spanish flu" for the coronavirus's potential effects on mortality and economic activity. Working Paper 2020, March, 26866, National Bureau of Economic Research. (In English).

Ivanchenko O. G., Ivanchenko E. S. Development of support measures for the Far-Eastern economy (taking into account for external calls / / Power and Administration in the East of Russia. 2020. No. 3 (92). Pp. 44-54. DOI 10.22394/1818-4049-2020-92-344-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.