Научная статья на тему 'Новая модель развития Дальнего Востока: изменение финансовой архитектуры региона'

Новая модель развития Дальнего Востока: изменение финансовой архитектуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СУБСИДИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ФИНАНСОВЫЕ КОНСОРЦИУМЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ БИРЖА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левин Ю. А., Павлов А. О., Прокопьев П. С.

В статье анализируется роль финансового фактора в развитии Дальневосточного федерального округа. Обосновывается, что основная масса проблем дальневосточных инвесторов связана с финансированием проектов, поскольку непосредственное решение их невозможно без координации кредитно-денежной политики и внедрения новых механизмов финансовой поддержки. Показано, что развитие регионов, располагающих большим ресурсным потенциалом, сдерживается высокими инфраструктурными издержками. Приводятся меры финансовой политики государства по развитию экономики Дальнего Востока. Оценивается вклад механизма субсидирования и делается вывод, что субсидирование государством крупных проектов может оказать значительное влияние на рост экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Показано, что роль регулятора в новой модели развития Дальнего Востока включает проведение особой фискальной политики. Представлены льготные налоговые нагрузки для участников инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левин Ю. А., Павлов А. О., Прокопьев П. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая модель развития Дальнего Востока: изменение финансовой архитектуры региона»

Новая модель развития Дальнего Востока: изменение финансовой архитектуры региона

сч сч

£

Б

а

2 ©

Левин Юрий Анатольевич

доктор экономических наук, профессор кафедры регионального управления и национальной политики Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России, [email protected]

Павлов Александр Олегович

директор департамента управления проектами Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, [email protected]

Прокопьев Пётр Сергеевич

студент факультета международных экономических отношений Финансового Университета при Правительстве РФ, [email protected]

В статье анализируется роль финансового фактора в развитии Дальневосточного федерального округа. Обосновывается, что основная масса проблем дальневосточных инвесторов связана с финансированием проектов, поскольку непосредственное решение их невозможно без координации кредитно-денежной политики и внедрения новых механизмов финансовой поддержки. Показано, что развитие регионов, располагающих большим ресурсным потенциалом, сдерживается высокими инфраструктурными издержками. Приводятся меры финансовой политики государства по развитию экономики Дальнего Востока. Оценивается вклад механизма субсидирования и делается вывод, что субсидирование государством крупных проектов может оказать значительное влияние на рост экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Показано, что роль регулятора в новой модели развития Дальнего Востока включает проведение особой фискальной политики. Представлены льготные налоговые нагрузки для участников инвестиционных проектов.

Ключевые слова. Финансовая политика, инвестиционный климат, финансовая инфраструктура, субсидирование, территории опережающего развития, финансовые консорциумы, региональная финансовая биржа.

Изменение финансовой архитектуры региона, требуемое новой моделью развития Дальнего Востока, предполагает создание здесь конкурентоспособного зарубежным странам АТР (частью которого непосредственно является российский Дальний Восток) инвестиционного климата и привлечении инвестиций; увеличении экспорта в страны АТР товаров, работ и услуг, производимых на территории Дальнего Востока. На Дальнем Востоке инициировано более 1400 новых частных инвестиционных проектов.

Одним из ключевых факторов, определяющих дальнейшее привлечение инвестиций на Дальнем Востоке и повышение инвестиционной привлекательности дальневосточных проектов, является координирующая денежно-кредитная политика федеральных органов власти.

К конкретным мерам политики государства как регулятора развития экономики региона относится дальнейшее развитие финансовой инфраструктуры ДФО, а также субсидирование сбережений и кредитов в новой финансовой структуре региона, в том числе путем привлечения мелких инвесторов с помощью создания инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), создания крупных региональных финансовых консорциумов и всемерное содействие институту акционирования, а в перспективе возможно создание региональной финансовой биржи.

Необходимость первоочередного решения проблем, связанных с финансированием в рамках реализации инвестиционного проекта, подтверждает в частности статистика обращений инвесторов, полученная на основе данных из системы «Личный кабинет инвестора Дальнего Востока» (рис.1).

Как видно из диаграммы, основная масса проблем связана с финансированием. Непосредственное решение ее невозможно без координации кредитно-денежной политики и внедрения новых механизмов финансовой поддержки.

Сегодня на Дальнем Востоке разрабатываются специальные механизмы финансовой поддержки инвесторов Минвостокразвития России и институтов развития Дальнего Востока. Бюджетные средства для финансирования указанных мер поддержки предусмотрены в рамках Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденной постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №308 (табл.1).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 07.11.2016 N 1137 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 1 января 2017 года было введено обязательное формирование специальных разделов госпрограмм, направленных на реализацию координирующей кредитно-денежной политики по опережающему развитию Дальнего Востока (табл.2).

В настоящее время Дальний Восток можно считать своеобразным «полигоном» для работы по координации и создания новых финансовых механизмов. Инвесторам, в числе прочих, уже предоставляются бюджетные субсидии на строительство объектов внешней инфраструктуры и административная поддержка проектов согласно Постановлению Правительства РФ от 16 октября 2014 года №1055 или льготное финансирование проектов под 5% годовых в рублях на 10 лет от АО «Фонд Развития Дальнего Востока». Вклад механизма субсидирования, представленный на диаграмме (рис.2), позволяет авторам полагать, что его результативность более отчетливо проявляется ввиду географических, природных и социально-экономических особенностей ДФО. Так, крупные инвестиции уже на этапе ввода приходятся на добычу и переработку полезных ископаемых, обработку древесины и производство изделий из дерева (табл.3). Субсидирование государством крупных проектов может оказать значительное влияние на рост экспорта в страны АТР, на социально-экономическое развитие восточных регионов.

Сдерживающим фактором регионального развития является . электроэнергия, поскольку на Дальнем Востоке совокупность затрат на ее производство выше, чем в других регионах России. Во всех девяти регионах Дальнего Востока себестоимость

Рис. 1 Статистическая диаграмма обращений инвесторов Таблица 1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОН А»

Подпрограмм) / ФЦП 2014 201$ 2016 2017 2019 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 №«0

Сюдаиие уогоин дм опер«*»«*** о CeqHOflWO- )«OHCAiH4KJH0f О |»»гГИй Дмьиеаосточнога федерального онруга 0 0 6,3 7,5 1*7 20,7 203 21,2 ол ¡2,4 ггл 22,9 ШД

ПвДОрма реалкйции тксти цноччых про««*« в Д^ьммосючнс« федерацией округе 0 0 9,9 8,5 до 17,® 19,3 20,2 20,6 21,0 214 21,9 17SJ

подпер*« реализации «(мспч^мы* Объем бюджетный ассшмэваний федерально га на подл ю-рамму впредь»

JlOlMUItHHt ШМСТИЦИСЧИО« лркьвдмгельносгнДапиего Восток* 0 0 0,65 0.65 0,65 0,69 0,70 0L72 0,73 0,74 0.76 0.77 7,1

06«П(ГЧМНС pCÍAHMrjiíB Г0С|ГДЙДО№ю4Эн программы 0,76 У 0,82 ш 0,70 0,75 0,77 СЦ79 0.® 0,82 № 0,85 14,5

ФЦП виЖОМк-ИЧИОС Я содолым* (яммтеДм*йю6осто«я байкалкмого («шона ьа пермодде 2016 год»« 16,6 29,1 0 0 0 0 0 0 0 0 9М

«ЦП •СОиММ&ЭНМЮМЖеШ)« 3ÍÜ6HT« Курндьоом островов ¡Слыашснэ» область) на 1007- 2015 годи» 27,1 0/11 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 М,7

«ЦП ■Соцридо-эюномтккое аазвнтм? Курильски* островов ¡Сахалинская область) на 2016 - 2025 гс£ы» 0 0 0JJJ 0,8 V 4,5 3,7 2fi и и 0,2 27,9

Объем, бюджетных ассигнований на реализацию программы ».1 2« 46,7 46,7 46,7 46,7 46,7 46,7 46,7 46,7 46,7 S1LB

или руб.

Таблица 2

ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИЗ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

А

ГОСПРОГРАММА ПОДПРОГРАММА/ФЦП ОСНОВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 2017 201В 2019

Создание условий дан опережающего социально-жономкческого развития ДФО Создание к развитие ТОР 7,693 9,BS9 13,32*

Социально-экономическое Поддержка реализации инеестицлзнных проехюв t ДФО проектов, реализуемы* на Дальней Востоке 8,070 7,628 5,620

развитие Дальнего бостона и Байкальского региона Повышение инвестиционной привлекательности ДФО Содействие привлечению инвестиций к развитию человеческого капитала 0,629 0,648 0,643

ФЦП ■Социально-экономическое развитие Курильских остров |Саха#имечая облапь) на 2016' 2025 годы» Финансовое обеспечение выполнения функций федеральны* государственны* органов 0,03 X X

производства и передачи электроэнергии превышает установленные предельные тарифы. В среднем цена электрической энергии для потребителей Дальнего Востока в 1,7 раза превышает среднероссийскую. При таких экономических

илрАИб.

условиях возрастают трудности с привлечением частных инвесторов в регион. Таким образом, развитие регионов Дальнего Востока, располагающих большим ресурсным потенциалом, сдерживается инфраструктурными издержками. Поэто-

му важным для ДФО направлением деятельности государства как финансового регулятора по развитию регионов Дальнего Востока являлось прямое субсидирование государством разницы в стоимости тарифов на электрическую энергию.

Попыткой выхода из положения на протяжении последних лет являлось прямое субсидирование государством разницы в стоимости тарифов на электрическую энергию. [1]. Однако, несмотря на дополнительную нагрузку на федеральный бюджет, тарифы на электроэнергию для дальневосточных потребителей все еще не смогли сравняться со среднероссийским уровнем, при которых бизнесу в регионах было бы выгодно развивать производство, обеспечивая баланс экономического, социального и технологического развития [1]. Хотя на протяжении двух с лишним десятилетий соотношения в приоритетах энергетической политики Дальнего Востока неоднократно менялись, тем не менее на разных этапах развития принципиальное расположение приоритетов оставалось неизменным и предполагало в первую очередь решение задачи обеспечения энергоснабжения по приемлемым ценам, как с точки зрения сравнительных издержек производственных потребителей региона, так и с точки зрения социальных стандартов.

Ситуация с тарифами на электроэнергию Дальнего Востока ранее оценивалась на федеральном уровне как критическая для регионального роста; высокие тарифы были признаны «сдерживающим фактором регионального развития» [1]. Начиная с 2017г. в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», Правительство России наделено правом устанавливать надбавку к цене субъектов электроэнергетики в отдельных регионах Дальнего Востока, устанавливать порядок использования средств, получаемых от применения такой надбавки и обеспечивать минимизацию ее размера [1]. В среднем снижение тарифов на Дальнем Востоке составило до 70% процента в зависимости от региона. Чтобы обеспечить такое снижение энерготарифов требуемый объём денежных перемещений составил около 30 млрд рублей. Реализация этого решения не потребовала финансирования из регионального и федерального бюджетов, поскольку Закон вводит надбавку для потребителей запада страны, за счет которой будут компенсироваться около 30 млрд руб. выпадающих доходов энергетиков ДФО. Переход к политике вырав-

© 3

В

S

9 2

сч cJ

I

a

2 e

нивания тарифов предполагает отказ от механизмов перекрестного субсидирования как альтернативной модели финансирования, размер которого в два раза ниже, чем средства, которые могут быть получены при выравнивании тарифов и требующего бюджетного финансирования [4].

Роль регулятора в новой модели развития Дальнего Востока предусматривает проведение также особой фискальной политики. Реализация фискальной политики Правительства в направлении оптимизации налоговой системы для дальневосточных целей осуществляется перманентно, начиная с нулевых годов, на основании ряда указов Президента РФ.

Безусловно, особая фискальная политика в отношении депрессивных регионов уже показала свою эффективность. Это хорошо видно на примере количества резидентов ТОР и свободного порта Владивосток (СПВ). К началу 2018г. на Дальнем Востоке России создано 18 ТОР, а также - свободный порт Владивосток (СПВ) [2]. На конец 2017 года количество резидентов в них составляло 643, а по состоянию на 31.10.2018 г. - 1326 резидентов. В 18 ТОР и СПВ общий объем инвестиций по заключенным соглашениям оценивается на уровне 2,9 трлн. руб. ( рис. 3) 1.

В ТОР государство направляет инвестиции федерального и регионального бюджетов для создания необходимой инвесторам инфраструктуры, предоставляет им дополнительные налоговые льготы для инвесторов в соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации», дополнившим, в частности часть первую НК РФ новой главой 3.3 «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» [2].

Конкретный пример фискальной политики для резидентов ТОР и СПВ, в части льгот по налогам и платежам в бюджет представлен на рис.4.

Льготные налоговые нагрузки для участников инвестиционных проектов с объемом инвестиций не менее 50 млн. руб. будут действовать до 01.01.2027г., а для участников с объемом инвестиций не менее 500 млн. руб. - до 01.01.2029 г. [2]

Проекты, получающие субсидию

13 13

Вклад механизм а в общий результат ввода новых предприятий

Chart Area

60% частных инвестиций

в новые предприятия в 2017 г. дал механизм субсидий

■ 2016 1 2017 Рис.2 Вклад механизма субсидирования

Таблица 3 Результативность действия механизма субсидирования Источник: Минвостокразвития России

Инвестиционный проект в 2017 году

Субсидий

Сумма таестицнй на этак эводэ в МИ7 году, млн. руб._

Счюити jT8o гаримбогатиипнио KMSmrailig» на мкторовденик «Дзл«ное> ЖОмли. 7 «4,00

ЗЛО »Тарынскзя ппотормигарномпэнняв ру&гей 'Строит^ьсшорн^ыню^оигарерабатымюшгоп^рийтияна ЕаэеНа-вг^чскогс 57400,00

эмотруднзга мгстородени*" цМ

»•ш

Оощмие г хмзводгва строганных и {фсфшдованннс г ипомэгериалов <КОш№.

ООО вАзияДед_руйя^н

7520,00

Наиболее крупные проекты ТОР (92% от общего объема инвестиций)

Наиболее крупные проекты СПВ от общего объема инвестиций)

№ Инвестор Инвестиции, млрд. руб.

1 Амурский ГПЗ 943.4

2 АО «ВНХКв 65S.S

3 ООО «ССК «Звезда» АО еДВЗ «Звезда» 156,5

4 зао «нхго 287,3

5 ПАО «Сибур» 575

е ООО «НРЦ» 40.3

7 ООО «РУСАГРО-ПРИМОРЬЕ». ООО «Приморский бекон» 28, в

а АО «РОК «Инаглинский «Денисовский в 20,4

в ООО «ТиЭйчРусПриморский» 16,0

итого 2 739

№ Инвестор Инвестиции, млрд. руб.

1 АО "Прайм" 30,1

2 АО "ЭТУ 27,3

3 ООО "Авиаполис Чнковский" 23,7

4 ООО "ДВВП" 23,7

5 АО "Восточный порт" 17,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в ООО "Хорошее место" 11,4

7 ООО 'Тихоокеанский бал керны й терминал" 10.4

8 ДНС Девелогтмент 4,6

9 ООО "Восток лпп 4,5

итого 153,3

Рисунок 3. Проекты ТОР и СПВ в ДФО по состоянию на июль 2018г.

на 10 лет

0% первые 5 лет 10% последующие 5 лет

0% первые 5 лет 0,5% последующие 5 лет

0%е первые 2 гада 1,6-7,2%

последующие 8 лет

Социальные взносы

0%

Налог на при&ыль

о%

Налог на имущество

о%

Налог на добьнгу полсан ы к ископаемых'

Рис. 4 Сравнение налоговых ставок

Кроме того, в настоящий момент ведется разработка и других нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее изменение финансовой архитек-

туры региона [3]. Среди них проект федерального закона «О государственной поддержке реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа

инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых производств товаров (работ, услуг) и необходимых для организации такого производства объектов инфраструктуры», который устанавливает принципы и меры государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории ДФО, порядок согласования с субъектами Российской Федерации мер поддержки в форме льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций и земельному налогу, определены порядок подготовки инвестиционного бюллетеня, подтверждающего объем и виды налоговых льгот, компенсирующих затраты на создание объектов инфраструктуры.

Литература

1. Левин Ю.А., Павлов А.О. Дальневосточные инвестиционные проекты: влияние стоимости электроэнергии на финансовые показатели // Финансовый бизнес. 2017. № 1 (186). С. 31-34

2. Левин Ю.А., Павлов А.О. Инвестиционная деятельность и налоговые режимы на Дальнем Востоке //Финансы. 2018г. № 4. С.28-30

3. Шуркалин А.К. Государственная поддержка как важный фактор преодоления кризиса в НГК России / А.К Шуркалин // В сборнике: Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы Материалы 15-й Международной конференции. 2018. С. 277281.

A new model for the Far East growth: changing the financial architecture of the region. Levin Yu.A., Pavlov A.O., Prokopiev P.S.

MGIMO (University), Far East Agency for investment and export support, Financial University under the Government of the Russian Federation The article analyzes the role of the financial factor of the economy growth at the Far Eastern Federal district. It is proved that the bulk of the problems of far Eastern investors associated with the financing of the Far East. The direct solution is impossible without the coordination of monetary policy and the introduction of new financial support mechanisms. It is shown that the development

of the regions of the Far East, which have a large resource potential, is constrained by infrastructure costs. The measures of the state policy as financial regulator of economic growth are given. The contribution of the subsidy mechanism is estimated and the conclusion is made that the state subsidization of large projects can have a significant impact on the growth of exports to the countries of the Asia-Pacific region, on the socio-economic development of the Far East. It is shown that the place and role of the regulator in the new model of development of the Far East is also determined by fiscal policy. Preferential tax loads for participants of investment projects are presented.

Keyword. Financial policy, investment climate, financial infrastructure, subsidies, priority areas, financial consortia, regional financial exchange.

References

1. Levin Yu.A., Pavlov A.O. Far Eastern investment

projects: the impact of the cost of electricity on financial performance // Financial Business. 2017. № 1 (186). Pp. 31-34

2. Levin Yu.A., Pavlov A.O. Investment activity and

tax regimes in the Far East // Finance. 2018 № 4. C.28-30

3. Shurkalin A.K. State support as an important

factor in overcoming the crisis in the oil and gas industry of Russia / AK Shurkalin // In the collection: State Administration of the Russian Federation: Challenges and Prospects Materials of the 15th International Conference. 2018. pp. 277-281.

О

3

В

s

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.