Научная статья на тему '«Ретродиалог культур: почтовая карточка» (практикум в формате культуротворческой школы для студентов-заочников юридического института)'

«Ретродиалог культур: почтовая карточка» (практикум в формате культуротворческой школы для студентов-заочников юридического института) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ПРАКТИКУМ / ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА / РЕТРОДИАЛОГ / CULTURAL SCIENCE / PRACTICAL WORK / POSTCARD / RETRO DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красников В.В., Пирожкова И.Г., Пирожков Г.П.

В статье обоснована важность формирования в вузе культуротворческой воспитывающей школы и представлен авторский опыт постановки в ее интерьере практикума по курсу «Культурология» для студентов-старшекурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Ретродиалог культур: почтовая карточка» (практикум в формате культуротворческой школы для студентов-заочников юридического института)»

Красников В.В.1, Пирожкова И.Г.2, Пирожков Г.П.3 ©

1,2Доцент, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, кафедра «История и философия»; ^Профессор, доктор культурологии, кандидат исторических наук, кафедра

«Связи с общественностью», Тамбовский государственный технический университет

«РЕТРОДИАЛОГ КУЛЬТУР: ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА» (ПРАКТИКУМ В ФОРМАТЕ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)

Аннотация

В статье обоснована важность формирования в вузе культуротворческой воспитывающей школы и представлен авторский опыт постановки в ее интерьере практикума по курсу «Культурология» для студентов-старшекурсников.

Ключевые слова: Культурология, практикум, почтовая карточка, ретродиалог. Keywords: Cultural science; practical work; postcard; retro dialogue.

Сегодня в педагогике все больше утверждается концепция культуротворческой школы, теоретики которой трактуют культуру как способ жизнедеятельности, духовно-материальную среду обитания, творимую им самим «вторую природу», образование - как процесс становления личности в природо-социокультурной среде, как сферу духовной деятельности, как институциональную систему, являющуюся универсальным способом самосохранения и развития культуры на основе воссоздания духовно-практического опыта поколений в личностном мире студента. Образовательное пространство такого учебного заведения представляется ими в виде целостной духовно-материальной среды [2], что, заметим, актуализирует изучение культурологии и значительно усиливает воспитательный момент обучения. Понятно, что эта концепция требует от педагога изменить свой взгляд на студента, увидеть в нем носителя особого культурного мира со своими ценностями, смыслами и символами. Преподаватель как носитель педагогического творчества формирует образовательное пространство, развивается в нем вместе со студентами, а главное -конструирует образовательный диалог [4].

Вышеприведенные теоретические положения подтверждают результаты реализации разработанного практикума, цель и задачи которого - углубление представлений о культуротворческой воспитывающей школе, расширение смыслосферы понятия «ретродиалог культур» и выявление его образовательно-воспитательного значения, а также углубление диалогизации обучения, формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Разработка практикума продолжает изучение как художественной ценности почтовых карточек [3], так и оснований формирования культуротворческой школы в процессе культурологизации высшего образования [5]. Технологию практикума раскрывают следующие положения. 1. Ретродиалог в когнитивном отношении предполагает широкий набор тем, по которым осмысливается прошлое государства и социума, культурные образцы, нормы, правила прошлых эпох, «мнения» культур-контрагентов. Студенты должны выработать собственные аналоги, знать историю культуры, ее региональные особенности не только по учебнику, а и по созданным ими текстам культуры. 2. При анализе исторических источников студентам предлагается обратить пристальное внимание на содержащуюся в них информацию о совокупности связей и формах коммуникации, существовавших в прошлом, о взаимоотношениях между различными культурами, на результаты межкультурного процесса. 3. Ретродиалог предлагается рассматривать как одну из важных для культурной динамики форм коммуникации, в процессе которой происходят изменения культурных паттернов - форм

© Красников В.В., Пирожкова И.Г., Пирожков Г.П., 2014 г.

социальной организации и моделей социального действия, систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни, что в учебных условиях крайне продуктивно с точки зрения инновационной деятельности.

Практикум выстроен на основе обучения через внутренний диалог, завязанный вокруг реальных текстов конкретной культуры, воспроизводящих мысли студентов и их виртуальных собеседников (например, авторов и издателей российских и зарубежных почтовых карточек начала ХХ в.) - представителей других культур, социальных статусов и возрастов. Поэтому построение диалога вокруг интеллектуальных затруднений даже у студентов-гуманитариев старших курсов требует заметного интеллектуального напряжения. Они не сразу находят оптимальные пути преодоления творческих затруднений и вхождения в тональность внутреннего диалога современного человека с виртуальными создателями старых почтовых карточек и авторами писем на них.

На основе изучения тамбовских почтовых карточек начала ХХ в. из архива Тамбовского центра краеведения [1] и материалов о культуре Тамбовского края того времени студентами в процессе выполнения заданий практикума созданы тексты-диалоги, в которых раскрыты разные виды общения, суть понятия «интенсивность коммуникации», технологии передачи информации и др. Студенты установили, что фотоснимки Тамбова на почтовых бланках появились в начале ХХ в., видовые открытки - черно-белые, тоновые и многокрасочные -напечатаны способом фототипии. Всего насчитывается более 600 тамбовских открыток, изданных до 1917 г.

Детальный разбор студенческих материалов проведен на практических занятиях. Так, в группе СИЮ-51з студент С.Б. Беликов, изучавший открытку «Тамбовъ. Домъ Асъева» (издание И.Ф. Зотова. 1910 г.), изложил историю городской усадьбы известного российского предпринимателя М.В. Асеева, представил виртуальный диалог с ее создателями и авторами почтовой карточки. Студент А.В. Усов изучил открытку с изображением Собора Троицы Живоначальной в Моршанске (издание В.И. Холуянова. 1910 г.). Рассказ о тамбовской жизни и природе края продолжила О.О. Гавриленко на основе анализа открытки с фотографией «Тамбов. Дом помощника лесничего».

Студент М.А. Христофоров, изучавший открытку «Окрестности Тамбова. Река Цна» (1900 г.), раскрыл смысл представленного на карточке пейзажа. «Глядя на фото, - сказал студент, - захотелось виртуально пообщаться с его автором, устроить, так сказать, диалог сквозь время». И вот что лишь на некоторые вопросы ему «ответил» фотограф. «Мне хотелось передать атмосферу безмятежности, которая царила в тот момент... - А попадание в кадр людей случайность? - Они представляют как бы часть природы; в атмосфере спокойствия люди забывают все проблемы, хочется плыть, что называется, по течению. На фото нет ни одной лишней детали. - А дом? - Дом как символ спокойствия и защищенности, а также своего рода отголосок тамбовских деревень. Хотелось передать ощущения людей, которые живут в простых деревянных домах на берегу реки, утренний запах свежести, его ощущаешь, открыв окно или выйдя на крыльцо... Высокие деревья, могучие стволы, тянущиеся к солнцу, - это символы веры в свои силы, но самое главное - их корни: чем они мощнее, тем стройнее дерево. Это послание будущим поколениям: куда бы не забросила жизнь - не забывайте, откуда вы родом. Только так можно преодолеть сложности жизни. Народ, не помнящий своих корней, обречен на вымирание, помните это!».

Студенты участливо слушали виртуальные диалоги коллег с жителями Тамбовского края начала ХХ в. - горожанами и селянами, купцами и строителями, фотографами и издателями, деятелями культуры и искусств. Анализ занятия показал, что студенты приобрели практический опыт разбора почтовой открытки как исторического источника, навыки применения культурологического инструментария для получения ретроинформации, в целом освоили методику работы с некоторыми текстами культуры столетней давности. Студенческие документы, наиболее содержательно раскрывающие суть практикума, переданы в архив Тамбовского центра краеведения.

Таким образом, в форме ретродиалога возможно взаимодействие актуального типа культуры с собственной исторически сложившейся культурной традицией. В этом

обучающимся помогают почтовые открытки как ценный исторический источник вырабатывания представлений студентов о прошлом в форме созданного ими самостоятельно с помощью ретродиалога текста культуры. Как показали итоги семестровых занятий, поставленный практикум, заметно активизирует интеллектуальные усилия студентов, что повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов, позитивно воздействует на работу педагога в формате культуротворческой воспитывающей школы.

Литература

1. Архив Тамбовского центра краеведения. Ф. 1. Оп. 1. Дд. 1, 8-10.

2. Валицкая А.П. - Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 12-18.

3. Пирожков Г.П. - Портрет старого города: (из истории почтовой открытки) // Тамбовские хроники. -Тамбов, 1996. - № 3. - С. 20-26.

4. Пирожков Г.П. - Ретродиалог в краеведении: методика составления // Державинские чтения. Академия экономики и управления: материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Февраль 2004 г. / Тамб. гос ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2004. - С. 64-66.

5. Dvuhzhilova I.V., Korolyova L.Yu., Pirozhkov G.P. - Traditional ethnographic services and innovative technologies aimed at making education cultural = Традиционные краеведческие сервисы и инновационные технологии культурологизации образования // Вестник ТГТУ. - 2013. - Т. 19. - № 2.- С. 458-467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.