Научная статья на тему 'Проектирование как технология формирования у студентов общекультурных компетенций'

Проектирование как технология формирования у студентов общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / OBŝEKUL′TURNAâ THE COMPETENCE OF THE / ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ / АРХИВ УСТНОЙ ИСТОРИИ / PROJECT METHODOLOGY / SOCIALLY RELEVANT PRODUCT DESIGN WORK / THE ORAL HISTORY ARCHIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирожков Г.П.

В статье представлен опыт применения учебного проектного метода. Утверждая, что проектирование стало результативным способом развития творчества студентов, эффективной технологией формирования у студентов общекультурных компетенций, автор характеризует роль студенческого научного кружка в использовании проектной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование как технология формирования у студентов общекультурных компетенций»

Пирожков Г.П. ©

Профессор, доктор культурологии, кандидат исторических наук, Кафедра «Связи с общественностью»,

Тамбовский государственный технический университет

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация

В статье представлен опыт применения учебного проектного метода. Утверждая, что проектирование стало результативным способом развития творчества студентов, эффективной технологией формирования у студентов общекультурных компетенций, автор характеризует роль студенческого научного кружка в использовании проектной методики.

Ключевые слова: проектная методика, общекультурная компетенция, общественно значимый продукт проектной работы, Архив устной истории

Keywords: project methodology, obsekul'turnaa the competence of the, socially relevant product design work, The oral history archive

Развитию личности субъекта учения, нацеленности студентов на достижение общекультурных и профессиональных компетенций служит проектная работа. Важно также и получение общественно значимого продукта. Этими основными задачами определяются принципиальные параметры ее содержания, организации, функционирования.

Убеждённость в эффективности проектных методик сделала автора давним сторонником их использования. Опыт научно-педагогической деятельности лежит в основе статьи, цель которой - осмыслить некоторые сюжеты преподавательской практики и предложить ряд рекомендаций по развитию творческой активности обучающихся.

Как подтверждает авторский опыт, учебное проектирование следует анализировать в качестве системного компонента, как важную составляющую учебно-воспитательного процесса, что позволяет выстраивать его на принципах педагогики сотрудничества. Во-первых, проектная работа чаще является групповой: каждый участник - студент, магистрант, аспирант, преподаватель - обязательно вступает в деловые отношения. Во-вторых, проект, осуществляемый творческой группой, бывает, как правило, более смелым по замыслу, в нем ярче обозначены не только образовательно-воспитательные, научные, но и социальные цели

[5; 6].

При использовании проектного метода необходимо соблюдать принципиальное условие - желание студентов участвовать в проектной работе. Пробудив интерес к проблеме проекта, надо убедить участников серьезно взяться за работу, подчеркивая, что успех будет зависеть от активности каждого. В условиях возросшего практицизма студентов часто бывает сложно сделать это, к сожалению, пока еще трудно найти желающих взяться за проект со всей ответственностью. Поэтому важен подбор коллектива единомышленников. Только после этого можно надеяться, что участие в проекте станет той формой сотрудничества, в которой, прежде всего, отразится взаимопомощь - важная особенность профессионального общения. Таким образом, важным этапом проектной работы является организационное оформление проектной группы. А формулирование темы и проблемы проекта можно считать начальным этапом творчества.

Автор издавна является активным сторонником такой положительно зарекомендовавшей себя формы вузовской работы, как студенческий научный кружок; в

© Пирожков Г.П., 2015 г.

рамках такого объединения создаются проблемные (проектные) коллективы. Из года в год под нашим руководством на базе студенческих научных культуролого-краеведческих кружков в Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ) (кафедра «Связи с общественностью») и Тамбовском филиале Московского государственного института культуры (ТФ МГИК) (кафедра «Документоведение и архивоведение») работает несколько проблемных групп. Студенты определяют темы исследований, публикуют свои работы, добиваются участия в международных конференциях [6], в престижных всероссийских научных конкурсах (например, «Национальное достояние России», автор - лауреат всероссийского конкурса) [2]. Нацеленным на вовлечение успешных студентов в научноисследовательскую работу стал многолетний проект «История тамбовских православных храмов» (исполнители - студенты-документоведы ТФ МГИК); ряд студенческих статей получил высокую оценку на V, VI и VII Всероссийских молодежных научно-практических конференциях «Религия. Культура. Человек» (Владивосток) [4; 8].

Проектная методика не утрачивает своей актуальности в преподавании на последующих курсах обучения, поэтому занятия над избранными проектами продолжаются. Важно, чтобы с каждым последующим курсом усиливалась профессиональная ориентированность студентов, что является мотивирующим фактором их эффективной учебы. Так, позитивный резонанс получил четырехлетний проект «Проведение семинарских занятий студентами по курсу "Архивоведение"» (ТФ МГИК), в ходе которого методика проведения семинаров успешными студентами была апробирована на конференциях высокого статуса, в том числе и на международной [7].

Интересной проектной работой являются практикумы, постановка которых связана с изучаемой дисциплиной и будущей специальностью студентов. Так, студентам по направлению «Документоведение и архивоведение» (ТФ МГИК) при изучении дисциплины «Архивоведение» автором предлагается практикум «Судьба моей семьи в истории России», цель которого закрепление полученных теоретических знаний и получение практических навыков работы с документальными материалами. Постановка практикума преследует создание документов, основанных на материалах, хранящихся в семейном (родовом) архиве, воспоминаниях представителей старших поколений и на рассказах людей, владеющих информацией об истории изучаемого рода, а также подготовка архивных документов для публикации. К эксперименту присоединился ряд преподавателей других учебных заведений, поставивших практикумы по методике автора: проект осуществлялся в рамках объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» (ТЦК) при региональном отделении Российской академии естественных наук. В результате создан Архив устной истории ТЦК, который пополнился ценными документами [1], опубликован ряд статей, тезисов, других материалов [подробнее см: 5; 6].

В этом учебном году в ТГТУ при изучении «Культурологии» получил поддержку опыт использования учебно-исследовательского проекта - практикума «Диалог (ретродиалог) культур», поставленный для студентов Юридического института, Института энергетики, приборостроения и радиоэлектроники и Института архитектуры, строительства и транспорта. Проект был апробирован в прошлом году в настоящем журнале [3].

Таким образом, использование метода проектов обязывает преподавателя соблюдать ряд требований. Необходимо определение интересной и важной в творческом плане темы, связанной как с изучением основной преподаваемой дисциплины, так и с будущей специальностью (профессией); существенны самостоятельная деятельность студентов и теоретико-практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. При использовании проектной работы как средства обучения следует учитывать интересы обучающегося, способствовать раскрытию его творческого потенциала. Важна и проверка (в том числе, текущая) результатов проектной работы; контроль необходим и студенту и педагогу, как для оценки, так и соответственно для самооценки. Создание интеллектуального общественно значимого продукта как результата осуществления проекта позволяют утверждать: проектная работа - это творческая деятельность, а проектная методика

способствует осознанию студентами важности изучения учебных дисциплин и роли

научного знания в профессиональном и личностном развитии, в овладении

общекультурными и профессиональными компетенциями.

Литература

1. Архив Тамбовского центра краеведения. Ф. 3 (Архив устной истории).

2. Кочетова О.А. Никольская церковь села Пушкари Тамбовского района // Национальное достояние России: сб. тезисов докл. участников ХХ1У Всерос. конф. обучающихся. - М.: «Непецино», 2009. - С. 471-472.

3. Красников В.В., Пирожкова И.Г., Пирожков Г.П. Ретродиалог культур: почтовая карточка» (практикум в формате культуротворческой школы для студентов-заочников Юридического института) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2014. - № 3 (62). -

Ч. II. - С. 382-384.

4. Никульшина Л. И. Ильинская церковь г. Мичуринска (Тамбовская область) // Религия. Культура. Человек: сб. науч. ст. Вып. V/VI. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2012. - С. 199-203.

5. Пирожков Г.П. Проектирование как средство обучения // Оралдыц гылым жаршысы: научнотеоретический и практический журнал. - Уральск (Казахстан), 2013. - № 23 (71). - С. 19-23.

6. Пирожков Г.П. Проектная работа как метод обучения // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2014. - № 1 (80). - С. 83-86.

7. Пирожков Г.П., Вахрушева Д.Ю., Ишин А.В. О методике проведения семинарских занятий студентами // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы 1 междунар. науч.-практ. конф. - Пятигорск, 2008. - С. 66-68.

8. Щёголева Е. М. Никольский храм села Бокино (Тамбовская область) // Религия. Культура. Человек: сб. науч. ст. Вып. V/VI. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2012. - С. 203-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.