Научная статья на тему 'Культурологизация вузовского образования (программа Тамбовского центра краеведения)'

Культурологизация вузовского образования (программа Тамбовского центра краеведения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТАМБОВСКИЙ ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CULTURAL SCIENCE / TAMBOV LOCAL HISTORY CENTER / CREATIVE PRACTICAL TASKS / CULTUROLOGICAL COMPETENCE / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирожков Г.П.

В статье предложены меры по активизации процесса культурологизации высшего образования, разработанные учеными-преподавателями вузов членами уникального научного объединения «Тамбовский центр краеведения»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологизация вузовского образования (программа Тамбовского центра краеведения)»

Пирожков Г.П. ©

Профессор, доктор культурологии, кандидат исторических наук, кафедра «Связи с общественностью», Тамбовский государственный технический университет

КУЛЬТУРОЛОГИЗАЦИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПРОГРАММА ТАМБОВСКОГО ЦЕНТРА КРАЕВЕДЕНИЯ)

Аннотация

В статье предложены меры по активизации процесса культурологизации высшего образования, разработанные учеными-преподавателями вузов - членами уникального научного объединения «Тамбовский центр краеведения»

Ключевые слова: культурология, краеведение; Тамбовский центр краеведения; творческие практические задания; культурологическая компетенция

Keywords: cultural science; regional studies; Tambov Local History Center; creative practical tasks; culturological competence

Особенностью формирования образовательных программ становится наполнение их сведениями о разных культурных явлениях, процессах, событиях и фактах с целью обучения и воспитания личности, способной не только осмыслить, но и развивать современную культуру. Поэтому важно чтобы процесс культурологизации образования не остановился на первоначальной стадии - лишь обращения к культурным аспектам как контексту, фону обучения и воспитания; архиважно достичь весомого результата - сформировать «человека культуры». Существенную роль в этом мы отводим культуролого-краеведению [1; 2; 4].

Эксперты Тамбовского центра краеведения (ТЦК) [6], работая над проектом «Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие сервисы и новые технологии», предложили меры по подготовке практико-ориентированных специалистов, любящих свой край, знающих его проблемы, определили пути активизации процесса культурологизации высшего образования.

1. Для всех направлений подготовки. Комплекс мер по активизации процесса культурологизации через диалогизацию обучения, использование устоявшихся методик и инновационных практик, разработан для кафедры «История и философия» Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), в частности, преподавателям рекомендовано использовать фрагменты научно-образовательного компендиума ТЦК «История и культура Тамбовского края» [5]. Проведение теоретических занятий и внеаудиторной практики уже сегодня обеспечено: достаточным объёмом методических разработок; на базе кафедры работает редколлегия журнала из Перечня ВАК; ТЦК имеет ряд изданий, Интернет-сайт. Гарантией эффективной работы является успешный кадровый состав кафедры.

Для студентов и бакалавров Юридического института ТГТУ поставлены культуролого-краеведческие практикумы («Ретродиалог культур: почтовая карточка», «Слово в коммуникации» и др.) [подробнее см. 3].

Эксперты ТЦК предложили меры по культурологизации учебно-воспитательного процесса выпускающим кафедрам Тамбовского филиала Московского государственного университета культуры и искусств (ТФ МГУКИ). Так, по профилю подготовки «Документоведение и архивоведение» логично ввести курс «Документ как культуролого-краеведческий феномен». Многие занятия можно с высокой эффективностью проводить на базе тамбовских музеев, архивов и библиотек, в которых сохранились содержательные комплексы документов и артефактов. Возможно также использование корпуса архивных и библиотечных документов, музейных экспонатов, имеющихся у общественных организаций (музей, библиотеки и архивы Международного информационного Нобелевского центра и ТЦК) и

© Пирожков Г.П., 2014 г.

частных коллекционеров (собрания экслибрисов члена ТЦК А.С. Чернова и краеведческих документов и артефактов члена ТЦК А.В. Тарасова). Для студентов ТФ МГУКИ поставлены, а для только что открытых направлений (дизайн и музеология) разрабатываются новые культуролого-краеведческие и документно-архивоведческие практикумы, суть которых - в выполнении заданий на базе местного материала, создание в учебных группах обстановки творчества с целью повышения культурологической компетенции обучающихся.

2. Для квалификации (степени) «магистр» Ряд мер ТЦК предложен Юридическому институту ТГТУ [подробнее см. 1]. В программу подготовки юристов нельзя не включить такой курс, как «Культурные права и обязанности гражданина Российской Федерации» (или как вариант: «Культурные права и обязанности гражданина в России и в зарубежных странах», а также дисциплину «Конституционное культуроведение».

ТЦК давно работает над проектом «Использование краеведческих сведений в рекламе». Установлено, что до 80% рекламной продукции содержит сведения о конкретном крае, его истории и современной жизни. Использование краеведческих сведений в рекламе обязывает соблюдать ряд правил, которые обязан знать каждый специалист. Поэтому для будущих магистров по рекламе кафедры «Связи с общественностью» ТГТУ ТЦК разработан цикл учебно-практических и научно-образовательных заданий («Использование краеведческих сведений в рекламе», «Место и роль цвета в рекламе» и др.) в рамках такой проблемы, как «История рекламы».

Весьма продуктивным было бы введение культурных аспектов в программы подготовки магистров-инженеров. Важно помнить, что культура, пронизывающая всю жизнь человека, является основным компонентом социума; без культуры общество и человек не могут жить, их существование невозможно. И если культура охватывает все сферы человеческого бытия, то её изучение должны включать в себя эти сферы, в каждой из которых она приобретает специфические формы. Именно отражение этой специфики и должно составлять культурный фон при изучении многих технических дисциплин. Кстати, в техническом вузе в ранге университета будут полезны разделы или темы, посвящённые актуальной для сегодняшнего дня проблеме соотношения культуры и техники, места инженерии в системе культуры. Для технического вуза важно и то, чтобы проекты НИР и НИРС, программы госэкзаменов содержали сюжеты о культурных явлениях, при преподавании общенаучных дисциплин фоном ряда узловых тем были культурные аспекты (культурологические подходы в исследованиях по ... профилю; культурная функция РФ; эстетическая концепция региональной власти в РФ и др.).

Ряд рекомендаций подготовлен для выпускающих кафедр для будущих магистров (социально-культурная деятельность, библиотечно-информационная деятельность), обучающихся в ТФ МГУКИ.

Особенностью основных предложений ТЦК в каркасе проекта «Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие сервисы и новые технологии» является то, что в них представлены не только коллективно выработанные программные установления, но и оригинальные авторские позиции, отражающие помимо использования, как нам представляется, обязательного материала еще и индивидуальный научный интерес и методические предпочтения каждого эксперта ТЦК.

Итак, обучение культуролого-краеведению рассматривается нами как эффективное средство культурологизации образования. Широкое использование методов, средств и музейно-архивно-библиотечных сервисов на базе краеведческих практик станет хорошим подспорьем при решении жизненной задачи - обеспечить реально высокое качество подготовки всех специалистов, необходимых для технологической модернизации производства и реструктуризации социальной сферы своего региона.

Литература

1. Двухжилова И.В., Красников В.В., Мамоян Р.А., Пирожков Г.П. Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие средства и новые технологии // Kluczowe aspekty naukowej dzialalnosci - 2014 = Ключевые аспекты научной деятельности: мaterialy X Mi^dzynarodowej

naukowi-praktycznej konferencji. 7-15 stycznia 2014 r. - Vol. 8: Filozofia. Politologija. - Przemysl (Польша): Nauka i studia. - С. 26-30.

2. Королёва Л.Ю., Пирожков Г.П. Ethnography as a philosophical and cultural phenomenon: a scientific approach = Краеведение как философско-культурологический феномен: науковедческий подход // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - Тамбов, 2012. - № 3 (41). - С. 282-289.

3. Красников В.В., Пирожкова И.Г., Пирожков Г.П. Ретродиалог культур: почтовая карточка» (практикум в формате культуротворческой школы для студентов-заочников Юридического института) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2014. - № 3 (62). - С. 000 -000.

4. Пирожков Г.П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: монография. - Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена; Гамбург: Изд-во МИНЦ, 2011. - 300 с.

5. Пирожков Г.П. Проект Тамбовского центра краеведения: программа-компендиум «История и культура Тамбовского края» (философско-культурологические и историко-краеведческие основания, цель, задачи)» // Белые пятна российской и мировой истории. - М.: Аналитика Родис, 2011. - № 1. - С. 140-159.

6. Пирожков Г.П. Тамбовский центр краеведения в социокультурном пространстве региона: монография // За 448 вёрст от Москвы. - Кн. 5 / Тамбовский центр краеведения. - Тамбов, 2012. -92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.