Научная статья на тему 'Краеведческий ретродиалог: методика создания, применение в учебной практике'

Краеведческий ретродиалог: методика создания, применение в учебной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁНЫХ И ПРАКТИКОВ «ТАМБОВСКИЙ ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ» / КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РЕТРОДИАЛОГ / ОСОБЕННОСТИ РЕТРОДИАЛОГА / ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕТРОДИАЛОГА / РЕТРОДИАЛОГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ / LOCAL HISTORY / REGIONAL PUBLIC ASSOCIATION OF SCIENTISTS AND PRACTITIONERS “TAMBOV CENTRE OF LOCAL HISTORY” / LOCAL HISTORY STUDY / RETRO-DIALOGUE / SPECIFICITY OF RETRO-DIALOGUE / PRINCIPLES TO COMPILE LOCAL HISTORY RETRO-DIALOGUE / RETRO-DIALOGUE IN PEDAGOGICAL AND EDUCATIONAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирожков Геннадий Петрович

Представлен авторский опыт работы по составлению ретродиалога как формы публикации краеведческих сведений и как жанрового культуролого-краеведческого изучения, обозначены его особенности. Показаны приемы использования авторских практикумов по составлению ретродиалогов в учебной и научно-исследовательской работе студентов. В статье впервые определяются как общеметодологические требования при составлении документа-ретродиалога, так и правила, следование которым поможет исследователю объективно и полно представить в ретродиалоге бытие и профессиональную деятельность именитой персоны, известной в России, в том или ином регионе (крае).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local History Retro-Dialogue: Techniques of Compiling, Usage in Educational Process

The paper summarizes the author’s experience of compiling a retro-dialogue as a form to present local history information and as a culturological and local history genre study. Peculiarities of a retro-dialogue are identified and techniques to apply the author’s manuals on retro-dialogues in students’ educational and research activity are described. For the first time the article establishes general methodological requirements for a retro-dialogue and reveals principles, which help a researcher to describe objectively and in full detail the life and professional activity of a historical figure of national or local significance.

Текст научной работы на тему «Краеведческий ретродиалог: методика создания, применение в учебной практике»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.7

Пирожков Геннадий Петрович

Краеведческий ретродиалог: методика создания, применение в учебной практике

Представлен авторский опыт работы по составлению ретродиалога как формы публикации краеведческих сведений и как жанрового культуролого-краеведческого изучения, обозначены его особенности. Показаны приемы использования авторских практикумов по составлению ретродиалогов в учебной и научно-исследовательской работе студентов. В статье впервые определяются как общеметодологические требования при составлении документа-ретродиалога, так и правила, следование которым поможет исследователю объективно и полно представить в ретродиалоге бытие и профессиональную деятельность именитой персоны, известной в России, в том или ином регионе (крае).

Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/1 /7.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 38-41. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

21. Штейнфельд Н. П. Малмыжские татары, их быт и современное положение // Календарь и памятная книжка Вятской губернии за 1894 год. Вятка, 1893. С. 235-279.

22. Шораф Ш. Мэр^анинец тэрж;емэи хэле // Мэр^ани: Фэнни-популяр жыентык. Казан: Ж^ыен, 2010. Б. 16-191.

23. Эхмот^анов М. И. Татар кулязма китабы. Казан: Татар. кит. нэшр., 2000. 270 б.

The Tatar Mullahs' Wills and Distribution of Parishioners' Inheritance according to the Canons of Muslim Law in the Middle Volga Region at the End of the XIX - the Beginning of the XX Century

Malikov Rashid Il'yazovich, Ph. D. in History Kazan (Volga Region) Federal University rashidbua@mail. ru

Relying on archival sources, the article for the first time examines wills of the Tatar Muslim clergy representatives and analyses the procedure of parishioners' inheritance distribution according to Islamic canons. The author provides examples from mullahs' practice, puts an emphasis on the tradition to make wills, a common phenomenon in the Tatar culture in the pre-revolutionary period. The paper reveals principles of the Muslim law (as it differs from the civil law) concerning inheritance distribution that were applied to the Russian Muslims in the Russian Empire.

Key words and phrases: mullahs; parishioners; property; will; inheritance distribution.

УДК 908:94(47) Дата поступления рукописи: 23.10.2019

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.1.7

Представлен авторский опыт работы по составлению ретродиалога как формы публикации краеведческих сведений и как жанрового культуролого-краеведческого изучения, обозначены его особенности. Показаны приемы использования авторских практикумов по составлению ретродиалогов в учебной и научно-исследовательской работе студентов. В статье впервые определяются как общеметодологические требования при составлении документа-ретродиалога, так и правила, следование которым поможет исследователю объективно и полно представить в ретродиалоге бытие и профессиональную деятельность именитой персоны, известной в России, в том или ином регионе (крае).

Ключевые слова и фразы: краеведение; региональная общественная организация учёных и практиков «Тамбовский центр краеведения»; краеведческое исследование; ретродиалог; особенности ретродиалога; правила составления краеведческого ретродиалога; ретродиалог в образовательно-воспитательных и просветительных практиках.

Пирожков Геннадий Петрович, к.и.н., д. культурологии, профессор

Международный информационный нобелевский центр, г. Тамбов gpptmb48@rambler.ru

Краеведческий ретродиалог: методика создания, применение в учебной практике

Актуальность изучения темы связана с востребованностью краеведческого знания в российском обществе [10, с. 3], заметным интересом научного сообщества к краеведческой проблематике, что подтверждает появление в последние десятилетия кандидатских и докторских диссертационных исследований, монографий и книг, статей в журналах высокого научного уровня. Важное место в преподавании ряда гуманитарных и общественных дисциплин отводится сегодня краеведческому подходу при разъяснении общетеоретических положений наук, методы краеведческой практики широко применяются на семинарских и лабораторных занятиях, в научно-исследовательской работе студентов и при организации их учебных и производственных практик, в выпускных исследованиях бакалавров и магистров, при подготовке аспирантских публикаций.

Научная новизна исследования - в выявлении условий использования краеведческих знаний в форме ре-тродиалога в преподавании ряда учебных дисциплин в вузе с целью активизации роли краеведческого образования в гуманитарной подготовке выпускников вузов; в представлении студентам возможностей через критический подход к осмыслению содержания и смыслов «старых» культурных образцов и форм творчески, с учетом российских реалий, «наращивать» новые культурные конфигурации на основе научного принципа дополнительности. Для нас важен и прикладной аспект исследования: применение современного культуролого-краеведческого инструментария позволяет предложить метод оптимизации преподавательской деятельности через использование ретродиалога в качестве апробированных автором эффективных педагогических приемов в учебной и научно-исследовательской внеучебной работе со студентами.

В начале статьи необходимо раскрыть понимание ключевых единиц статьи «краеведение» и «ретродиалог».

Краеведение рассматривается нами как:

- наука о краеведческом деле, которая имеет многовековую историю, основательное теоретическое содержание, емкую методологическую базу и достаточно обширный терминологический и понятийный аппарат (терминосистему), пространную область практического использования, а также другие характеристики, свойственные многим научным и учебным дисциплинам;

- комплекс научных дисциплин, которые различны по содержанию, методикам преподавания, методам научного исследования, однако в своей целостности ведут к всестороннему изучению региона, края, конкретного места, осмыслению их истории и культуры;

- область знания, которая во времени и пространстве характеризует деятельность людей, проживающих на конкретной территории;

- педагогическая категория как конструкция для трансляции адаптационного опыта старших поколений молодому поколению;

- любая исследовательская деятельность, как местных, так и центральных государственных и муниципальных учреждений, научных и общественных организаций, отдельных ученых с целью познать историю и культуру конкретной местности для решения важных научно-производственных и других задач [4, с. 19-20].

В широком смысле краеведение есть феномен культуротворчества, понимаемого как живое бытие культуры в ее целостности. Культуротворчество проявляется, прежде всего, в создании новых значений и ценностей. Краеведческая наука, образование и практика, которым сегодня отводится заметное место в научно-образовательной политике каждого субъекта Российской Федерации, способны оптимизировать гуманитарную подготовку выпускников вузов.

В научный дискурс прочно вошли слова с латинской приставкой "ге". Она указывает на вторичное, в ином случае - на обратное действие. Примеров тому много. В науке: рецензия, реферат, рефлексия, реконструкция и т.д.; в юридической практике: реституция, в экономике: рефинансирование и др. «Термин "ретро"... относится к пространственно-временному измерению культуры как дистанцированному диалогу с тем хронотопом, где нас "уже не будет".» [1]. Поэтому одним из способов «возвращения назад» является конструкт «ретродиалог» (беседа); «ретро» выступает как фигура проявления целеполагания субъекта в диалоге в ценностной сфере культуры. В этом плане беседа-ретродиалог приобретает символообразующий образец. Через «смотрю назад», путём воспроизведения того, что было прежде, до нас, через связь с современными реалиями культуры ретродиалог пополняет гуманитарное знание, даёт мощное приращение новых смыслов [9].

Итак, ретродиалог - это речевая коммуникация через устный или письменный обмен информацией о прошлом. В краеведении ретродиалогическое исследование и его результат - это: 1) форма публикации краеведческих сведений и 2) жанровое культуролого-краеведческое изучение жизнедеятельности и творчества именитой личности. Содержание ретродиалога (беседы) заключается в ответах краеведа на собственные вопросы, подготовленные им самим на основе изучения произведений, литературы и других материалов исторической персоны, с которой выстраивается диалог [5; 11]. Другими словами, получается «разговор» автора-современника с человеком, который творил в прежнее время, жил до нас. Поэтому с помощью ретродиалога можно убедительно воссоздать не только творческий портрет известного деятеля прошлого, но и историко-культурный фон, условия, в которых он жил и работал. Заметим, что ретродиалог применим в художественных целях для передачи, например, научных, художественных, технических, педагогических и других идей. Достаточно вспомнить, что историко-культурные основы диалога (ретродиалога) лежат в философских и дидактических приемах в античной риторике, в древнегреческой литературе (произведения-диалоги Сократа, Платона и других мыслителей прошлого принято рассматривать как особый классический литературно-публицистический жанр). Поэтому в универсальном философском смысле диалог (ретродиалог) можно понимать как специфический формат существования человека, в котором постигается и его бытие.

В российской научной публицистике и журналистике ретродиалоги как историко-биографические ретроспективные интервью впервые представлены В. А. Тархановским [12; 13, с. 95-102; 14, с. 13, 51-55, 58]. Автором - известным научным публицистом России - впервые создана значительная серия ретродиалогов с известными мыслителями прошлого.

Цель статьи - описать опыт создания ретродиалогического документа как формы передачи краеведческой информации, как жанра историко-краеведческого изучения, как эффективного средства обучения. Отсюда - конкретные задачи статьи: а) описать методику создания ретродиалога, раскрыть его специфику; б) показать общеметодологические требования и в) определить некоторые правила составления ретродиало-гического документа.

В рамках преподавательского эксперимента, нацеленного на составление ретродиалога как инструмента изучения творчества именитых людей на фоне культурной динамики региона, края или конкретного места, где каждый из них жил и работал, автором поставлены для студентов два учебных практикума - «Ретродиа-лог культур: почтовая карточка» и «Бытописание: вперед в прошлое».

Фоном конструирования ретродиалогов служит концепция культуротворческой школы, цель которой -увидеть в обучаемых носителей необычного мира культуры с собственными ценностями, смыслами и символами. Заметим, что некоторые студенты почти в каждой учебной группе не оправдывали наши ожидания успешно выполнить задание в силу своей недостаточной общекультурной подготовки. Однако такие студенты принимали в целом заинтересованное участие в обсуждении работ своих товарищей.

В процессе выполнения практикумов внимание студентов обращалось на близкое знакомство с творчеством авторов почтовых открыток как художественных произведений (первый практикум) и литературных работ, созданных на местном материале (второй практикум). В качестве сверхзадачи студентам надо было выявить художественную ценность почтовых открыток (в первом практикуме) и овладеть приемом бытописания через осмысление сюжетов из произведений местных литераторов (во втором практикуме), самое же важное - сформировать представление об историко-культурном пространстве Места, где творил тот или иной герой студенческой работы - известная персона. Внимание обучаемых нацеливалось также на выявление тех сюжетов из предлагаемых для изучения документов, которые связаны с их будущими профессиональными занятиями. Более того, необходимо было выделить примеры о сути ретродиалогического документа в самом широком понимании: виды коммуникации, горизонтальная передача сведений; структура информации и др.

Содержание практикумов и технология их выполнения более подробно описаны автором и коллегами, работавшими по нашим методикам [2; 6; 7; 15].

Указанные практикумы выполняли студенты Московского государственного университета культуры и искусств (Тамбовский филиал) (2012-2015) и Тамбовского государственного технического университета (2011-2019) на наших занятиях по дисциплинам «Отечественная история», «Архивоведение» и «Культурология». Обучающимися были созданы в большинстве своем интересные тексты-ретродиалоги, которые выносились на обсуждение на групповых семинарских занятиях и на заседаниях культуролого-краеведческих научных студенческих кружков. При выполнении практикумов большинство студентов показывало достаточно самостоятельно сформированные представления о социокультурном пространстве изучаемой местности в прошлом в связи с деятельностью известной персоны, что мы рассматриваем в рамках преподаваемых дисциплин как усиление диалогизации обучения, способствующее более активному формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов.

На основе авторского опыта и выводов коллег-преподавателей, работавших по технологии автора, постепенно сформировались основные положения методики составления ретродиалога и постановки практикумов в учебных студенческих группах.

Основным общеметодологическим принципом при создании ретродиалога должно быть изображение основной персоны изучения с точки зрения гуманизма и прогресса. Автор-краевед не может забывать о значительном воспитательном воздействии ретродиалогического материала на читателей, особенно молодежь, так как ретродиалоги, как правило, публикуются в легкодоступной жителям края периодике, широко используются в учебной и просветительно-воспитательной работе краеведческих объединений, учебных и ресурсно-информационных заведений. Например, результаты краеведческого поиска в жанре ретродиалога часто составляют основу музейно-выставочных экспозиций, радио и телепередач.

Определим основные правила составления краеведческого ретродиалога.

1. Известно, что диалог - это череда вопросов и ответов. Поэтому профессионализм автора, создающего ретродиалогический документ, в правильной формулировке каждого вопроса. В целом они должны касаться главным образом общечеловеческих проблем, показывать проявление изучаемой персоной способности работать в соответствии с принципами и правилами своей творческой лаборатории, рассказывать об общественной деятельности героя исследования и т.п. Укажем, что допустима и передача некоторых сведений о частой жизни известного человека. Разумеется, что в этом случае автор ретродиалога обязан соблюдать такт, не выходить за рамки нравственно-этических норм.

2. Необходимо помнить, что при знакомстве читающей публики с ретродиалогами должно состояться взаимопонимание между поколениями, а также между разными (социальными, профессиональными, национальными, конфессиональными и др.) группами соотечественников посредством усвоения ими различных вариантов речи. Это можно достичь лишь сравнительно короткими вопросами и ответами в ретродиалоге, а также за счет высокой образовательно-познавательной, научной или эстетической ценности ответов известной персоны на поставленные автором вопросы. Это дает «коммуникативный эффект» освоения ретро-диалога и его сюжетов и читателями разных возрастов.

3. Составителю ретродиалога необходимо особо требовательно составлять ответы на вопросы. Их текст важно максимально приближать к языку и стилю изложения изучаемой персоны и того времени, когда жил человек. Недопустимо домысливание высказываний «собеседника», вырывание фраз или сюжетов из его работы, редактирование.

4. Бывало, что известные персоны в силу многих причин или в изменившихся обстоятельствах по-разному оценивали одно и то же событие или факт, характеризовали действия известных современников, со временем меняли свои взгляды, высказывали противоречивые суждения. Это должно быть понятно, потому что это нормально. Отсюда задача автора - показать в ретродиалоге не только эволюцию взглядов «собеседника», но и - что очень важно - указать причины, объяснив их словами визави. И сделать это надо как можно точнее и убедительнее, объективнее и доходчивее.

5. Ретродиалог как форма краеведческого исследования обладает особенностями, которые кроются в специфике формы. Укажем на две.

5.1. Ретродиалог как научный текст не требует сложного научного аппарата, что не снижает научной ценности публикации. Но список источников - трудов «собеседника» - обязателен.

5.2. Исходя из опыта, утверждаем, что в качестве заголовка ретродиалогического документа лучше выбрать одно, наиболее краткое и яркое высказывание «собеседника», как, например, поступили тамбовские студенты - члены научного студенческого кружка при «Тамбовском центре краеведения» при исследовании жизни и деятельности именитых тамбовских краеведов Ивана Ивановича Дубасова (1843-1913) и Петра

Николаевича Черменского (1884-1973). Они так назвали ретродиалоги: «И. И. Дубасов: "Именно русская провинция есть суть русской жизни"» и «П. И. Черменский: "Люби всем сердцем наше радостное сегодня!"» [8].

Таким образом, опыт работы по изучению социокультурного пространства региона (или края) в жанре ре-тродиалога подтверждает: а) в краеведении сформирован новый научно-публицистический жанр - ретродиа-лог, который может успешно применяться в образовательно-воспитательных практиках; б) в форме ретродиа-лога проявляется взаимодействие современного типа культуры с исторически сформировавшейся культурной традицией через «познание и существование, в котором постигается человек и его бытие» [3, с. 244-245]. В этом студентам помогает штудирование исторических источников - документов и артефактов - фотографий, писем, почтовых открыток, художественных произведений и др., что позволяет молодым исследователям сформировать более объективные представления о прошлом региона, края или конкретной местности, выразив их в форме самостоятельного текста культуры. Что касается студентов и педагогов, работающих в представленном в статье жанре, то это значительно активизирует их интеллектуальные усилия, в целом способствуя эффективности обучения студентов. Применение в учебно-воспитательном процессе практикумов на основе ретродиалога заметно влияет на формирование у будущих специалистов как общекультурных, так и профессиональных компетенций.

Список источников

1. Бобовникова И. Музыкальное ретро - диалог «со временем» в пространстве культуры [Электронный ресурс]. URL: http://ta.cfuv.ru/wp-content/uploads/2015/07/04.pdf (дата обращения: 19.10.2019).

2. Красников В. В., Пирожкова И. Г., Пирожков Г. П. Ретродиалог культур: почтовая карточка (практикум в формате культуротворческой школы для студентов-заочников юридического института) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3 (62). Ч. 2. С. 382-384.

3. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 320 с.

4. Пирожков Г. П. Краеведение: терминологический словарь. Тамбов - М. - СПб. - Баку - Вена: Изд-во МИНЦ «Нобе-листика», 2006. 80 с.

5. Пирожков Г. П. Ретродиалог в краеведении: методика составления // Державинские чтения. Академия экономики и управления: материалы Научной конференции преподавателей и аспирантов (февраль 2004 г.). Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, 2004. С. 64-66.

6. Пирожков Г. П. Роль культуролого-краеведения в основании культуротворческой воспитывающей школы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2 (40). Ч. 2. С. 153-156.

7. Пирожков Г. П., Двухжилова И. В. Родино(крае)ведческие технологии как средство культурологизации образования // Репозиторий Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. 2014. № 3. С. 106-111.

8. Пирожков Г. П., Петрова Л. Ю., Попова О. В., Черникова Е. И. Ретродиалог в краеведении: методика составления // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы: материалы IV Всероссийской межвуз. науч. конф. (г. Тамбов, 12-13 апреля 2004 г.) / под ред. В. М. Тютюнника. Тамбов - М. - СПб. - Баку - Вена: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2004. С. 78-87.

9. Пирожков Г. П., Пирожкова И. Г. Ретродиалог (ретроспективное интервью) в культуролого-краеведении: содержание и методика составления [Электронный ресурс] // Интеграция наук: международный научно-практический журнал. 2017. № 7 (11). С. 17-21. URL: http://docs.wixstatic.com/ugd/3a03b7_e78db4ae32d14a4db50b54d345c570e2.pdf (дата обращения: 21.10.2019).

10. Тараненко Л. Г. Краеведческая деятельность библиотек в электронной среде: состояние и перспективы развития: монография / науч. ред. И. С. Пилко. Кемерово: Кемеровский гос. ин-т культуры, 2018. 288 с.

11. Тархановский В. А. Ретродиалоги // Информатика и науковедение: краткие тезисы докладов к 2 обл. науч. конф. (г. Тамбов, 27-29 мая 1986 г.). Тамбов: Московский гос. ин-т культуры, Тамбовский филиал; НТК «Информатик», 1986. С. 97-98.

12. Тархановский В. А. Ретродиалогия: в 3-х вып. М.: Академия труда и социальных отношений, 2015. Вып. 3. 131 с.

13. Тархановский В. А. Странные годы - страдные дни (исповедь научного журналиста) / под ред. и с предисл. В. М. Тютюнника. Тамбов - М. - СПб. - Баку - Вена: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2006. 223 с.

14. 75 лет Тархановскому В. А. и 50 лет творчества: библиографический указатель. М.: АТИСО, 2011. 75 с.

15. Dvuhzhilova 1 V., Korolyova L Yu., Pirozhkov G. P. Traditional ethnographic services and innovative technologies aimed at making education cultural (Традиционные краеведческие сервисы и инновационные технологии культурологизации образования) // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2013. Т. 19. № 2. С. 458-467.

Local History Retro-Dialogue: Techniques of Compiling, Usage in Educational Process

Pirozhkov Gennadii Petrovich, Ph. D. in History, Doctor in Culturology, Professor International Information Nobel Centre, Tambov gpptmb48@rambler.ru

The paper summarizes the author's experience of compiling a retro-dialogue as a form to present local history information and as a culturological and local history genre study. Peculiarities of a retro-dialogue are identified and techniques to apply the author's manuals on retro-dialogues in students' educational and research activity are described. For the first time the article establishes general methodological requirements for a retro-dialogue and reveals principles, which help a researcher to describe objectively and in full detail the life and professional activity of a historical figure of national or local significance.

Key words and phrases: local history; regional public association of scientists and practitioners "Tambov Centre of Local History"; local history study; retro-dialogue; specificity of retro-dialogue; principles to compile local history retro-dialogue; retro-dialogue in pedagogical and educational practices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.