Научная статья на тему 'Приемы эристики в преподавании'

Приемы эристики в преподавании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРИСТИКА / СПОР / ДИСКУССИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / КЛУБ "ПОИСК" / CLUB "SEARCH" / ERISTIC / DISPUTE / DISCUSSION / TEACHER / STUDENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирожков Г.П.

В статье обосновывается важность использования в учебной работе приемов искусства спора. Основываясь на собственном педагогическом опыте, автор предлагает ряд правил применения эристики в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы эристики в преподавании»

Пирожков Г.П. ©

Профессор, доктор культурологии, кандидат исторических наук, Кафедра «Связи с общественностью»

Тамбовский государственный технический университет

ПРИЕМЫ ЭРИСТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ

Аннотация

В статье обосновывается важность использования в учебной работе приемов искусства спора. Основываясь на собственном педагогическом опыте, автор предлагает ряд правил применения эристики в вузе.

Ключевые слова: эристика, спор, дискуссия, преподаватель, активность студентов, клуб «Поиск».

Keywords: eristic, the dispute, discussion, teacher, student activity, club «Search».

Эристика (от греч. eristika - искусство спора) всегда рассматривалась как средство поиска истины с помощью спора. Она учит умению убеждать и склонять человека к тому поведению, которое представляется целесообразным [5, 253]. Это «практическое искусство», его методы часто применяются в преподавании [16]. Успех будет гарантирован, если студенты заранее ознакомятся с основными правилами ведения спора. Поэтому перед проведением занятия с использованием дискуссионно-полемических сюжетов мы рекомендуем им изучить книгу А.А. Ивина «Логика для журналистов», обратив особое внимание на главу 10 (Искусство спора) [2].

Студенты должны знать, что тактические приемы, помогающие выиграть спор, бывают корректные (лояльные) и некорректные (нелояльные). Первые носят преимущественно технический характер, содержат заметный элемент хитрости; приемы второго рода - разные обманные действия. Важно знать как можно больше тактических уловок: корректных - чтобы, пользуясь дозволенными приемами, отстоять свою позицию, некорректных - чтобы предвидеть тактику неразборчивого в средствах оппонента. Важно уяснить и то, что в дискуссии всегда полезны инициатива и умение вести спор по своим правилам, еще лучше - по заранее продуманному сценарию. И наступать.

При подготовке к занятию-дискуссии для студентов часто «открытием» является информация о разновидностях спора: дискуссии - споре, направленном на достижение истины; полемике - споре с целью победить оппонентов (как и в дискуссии в ней используются только корректные приемы); эклектике - споре с целью выявить истину, но часто с помощью некорректных приемов; софистике - споре с целью одержать победу над противником с применением любых, прежде всего - нелояльных приемов. Безусловно, что софистика заслуживает осуждения.

Мы исходим из того, что использование активных форм обучения - это сильное средство формирования познавательной активности студентов. Опыт проведения занятий с использованием приемов, требующих от студентов проявления нестандартного подхода к обсуждаемым вопросам, умения защищать свою точку зрения в споре [4; 7; 11; 13; 14], позволяет также утверждать, что учебная дискуссия вызывает интерес студентов к научным проблемам, а часто - делает занятие этапом профессиональной подготовки, особенно для тех, кто готовится работать в гуманитарной сфере. Активные формы обучения ко всему же позволяют научить студентов при соблюдении ими высокой культуры спора быть терпимыми к мнению коллег [8].

© Пирожков Г.П., 2015 г.

Отметим, что большинство старшекурсников умело участвуют в дискуссии, хотя всегда в любой учебной группе специалитета, магистратуры и бакалавриата проявляются их недостатки (например, неумение использовать в качестве доводов своей правоты ранее изученный материал, часто неприятие других мнений и др.). Поэтому в организации и проведении дискуссии важна роль преподавателя, важными задачами которого должны стать воспитание у студентов уважения к другой точке зрения, к оппоненту; студент не может быть излишне категоричным и, что особенно ценно, - должен уметь признавать свои просчеты. Другими словами, преподаватель обязан сделать все, чтобы спор велся достойно.

В проведении подобных занятий с положительным результатом и высокой результативностью нам помогали не только педагогические эксперименты [1; 3; 6; 12; 15], но и опыт руководства районным дискуссионным клубом «Поиск» (разработка тем, составление программ заседаний, подбор основных оппонентов и др.) и работы ведущим диспутов на его заседаниях (Советский район г. Тамбова, 1989-1990 гг.) [17; 18].

В учебной работе для студентов наиболее интересна массовая дискуссия, когда все присутствующие на занятии кроме преподавателя находятся в одном положении: назначенных выступающих нет, и каждый вправе выступить по обсуждаемому вопросу в соответствии с регламентом занятия, определенным преподавателем, и его точка зрения принимается.

Суть групповой дискуссии - в обсуждении вопросов назначенной преподавателем группой. Это диспут. Его цель - представить возможное решение проблемы и обсудить разные точки зрения по спорным вопросам. Такие диспуты эффективны в небольших, до 10 человек, группах. Исходя из уровня подготовки студентов, групповая дискуссия может состояться в форме диалога (два основных участника, они хорошо подготовлены, имеют заранее необходимые материалы) или полилога - обмена мнениями по определенной теме, в ходе которого каждый студент защищает свою позицию, участники задают друг другу вопросы, чтобы уяснить точку зрения собеседника. Полилог эффективен, если надо осветить какую-то проблему.

Будущий специалист должен быть не только цивилизованным участником дискуссии, но и уметь вести саму дискуссию. Поэтому мы часто поручаем успешным студентам выступать в качестве ведущего, что требует от него большой подготовительной работы с педагогом и усиленной самопоподготовки [9; 10].

Таким образом, приемы эристики в обучении помогают студентам лучше овладеть базовыми положениями осваиваемых дисциплин, углублять профессиональную подготовку, учиться слышать мнение коллег, уважать точку зрения оппонентов. Чтобы оптимизировать их применение, следует знать основные принципы спора и соблюдать ряд правил: 1. Спор должен иметь свой предмет. 2. Тему спора нельзя изменять или подменять. 3. От участников спора требуется знание вопросов и проблем, о которых идет речь. 4. Существенное требование к спору - стремление выявить истину, в крайнем случае - прояснить обсуждаемую проблему. 5. В споре не надо бояться признавать свои ошибки. 6. В споре важно и то, кто задает его тему, кем и как она определяется, по какому сценарию развивается. Поэтому особые требования предъявляются к преподавателю, которому нельзя организовывать спор на учебных занятиях без особой на то необходимости: спор должен иметь место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же процессе или явлении.

Литература

1. Букина С.В. Ролевые игры (студенты о занятиях по историческому краеведению) // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы: материалы 4 Всерос. межвуз. науч. конф. (Тамбов, 12-13 апр. 2004 г.). - Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена, 2004. - С. 24-27.

2. Ивин А. А. Логика для журналистов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 224 с.

3. Красников В.В., Мамоян Р.А., Пирожков Г.П. Преподаватель - студенты: культуротворческий диалог в проектной работе // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2014. - № 4 (83). - С. 91-94.

4. Красников В.В., Пирожкова И.Г., Пирожков Г.П. Игра как технология обучения // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2014. - № 4 (83). - С. 125-127.

5. Логический словарь: ДЕФОРТ. - М.: Мысль, 1994. 268 с.

6. Пирожков Г.П. Роль проектной работы в развитии культурологической компетенции студентов // European Social Science Journal (международный научный журнал). - 2014. - № 3. - Т. 1. - С. 137-141.

7. Пирожков Г.П. Составление краеведческого каталога как изучение края (из педагогического опыта) // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2013. - № 3. - С. 131-134.

8. Пирожков Г.П. Спор, дискуссия, полемика - это искусство // 1Х Державинские чтения. Академия экономики и управления: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февраль 2004 г. / Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2004. - С. 35-37.

9. Пирожков Г.П., Вахрушева Д.Ю., Ишин А.В. О методике проведения семинарских занятий студентами // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы 1 междунар. науч.-практ. конф. - Пятигорск, 2008. - С. 66-68.

10. Пирожков Г.П., Вахрушева Д.Ю., Попова Е.А. и др. Проведение семинарских занятий студентами (о результатах эксперимента по курсу «Архивоведение» // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы: материалы 7 Всерос. межвуз. науч. конф. Тамбов, 5 марта 2008 г. - Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена, 2008. - С. 62-63.

11. Пирожков Г.П., Заяц О.А., Щукина Е.С. Семейный документальный ресурс: состав и содержание (по материалам краеведческого практикума) // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы: материалы 6 Всерос. межвуз. науч. конф. Тамбов, 11-12 апреля 2003 г. -Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена, 2006. - С. 65-68.

12. Пирожков Г.П., Ишин А.В., Клейменова О.Н. и др. Проведение студентами экспериментальных семинаров по «Архивоведению» (апробация обучающей технологии) // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы: материалы 9 Всерос. межвуз. науч. конф., Тамбов, 18 ноября 2009 г.: в 2 ч. - Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена, 2009. - Ч. 2. - С. 237-241.

13. Пирожков Г.П., Казанцева Е.В., Коновалова Т.С., Гончарик В.Д., Ульянова М.А. Деловые игры на занятиях по «Документоведению» и «Архивоведению» // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы: материалы 6 Всерос. межвуз. науч. конф. (Тамбов, 11-12 апр. 2006 г.). - Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена, 2004. - С. 88-92.

14. Пирожков Г.П., Королева Л.Ю. A game as a technique used for teaching ethnography and involving students into the ethnographic work // Вестник Тамбовского центра краеведения. - Тамбов, 2007. -№ 10. - С. 56-57.

15. Пирожков Г.П., Красников В.В., Пирожкова И.Г. Новая технология проведения документоведческого краеведческого практикума // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы: материалы 3 Всерос. межвуз. науч. конф. (Тамбов, 11-12 апр. 2003 г.). -Тамбов; М., 2003. - С. 81-83.

16. Пупышева И.Н. Эристика: учебно-методический комплекс. Рабочая программа / Тюменский гос. ун-т. 2011. [Электрон. ресурс] URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch% 3Bweb%3B%3B&text=&etext=472.GlLzY8Y9hrRuAI2VxxdG (Дата обращения 21.10.2014).

17. Сбитнева Н. «Поиск» ищет ответы // Тамбовская правда. - 1989. - 22 окт.

18. Сбитнева Н. Политклуб «Поиск» // Тамбовская правда. - 1989. - 24 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.