Научная статья на тему 'РЕТРАНСЛЯЦИЯ ШЕДЕВРОВ МИРОВОЙ КЛАССИКИ В МЕДИАКОНТЕНТЕ: НА ПРИМЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИТИРОВАННЫХ ОБРАЗЦОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ'

РЕТРАНСЛЯЦИЯ ШЕДЕВРОВ МИРОВОЙ КЛАССИКИ В МЕДИАКОНТЕНТЕ: НА ПРИМЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИТИРОВАННЫХ ОБРАЗЦОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
мультимедиа технологии в образовательном процессе / медиа-контент / курсы повышения квалификации / применение мультимедиа технологий для специалистов в сфере культуры и искусства / интегративные среды применения образцов ретрансляции образцов изобразительного и прикладного видов искусств в медиа-контенте / художественное образование / дополнительное и профессиональное музыкальное образование. / multimedia technologies in the educational process / media content / advanced training courses / application of multimedia technologies for specialists in the field of culture and art / integrative environments for the use of samples of retransmission of samples of fine and applied arts in media content / art education / additional and professional music education.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Титова С.С., Морозова О.П.

В настоящей работе представлены основные положения по работе с образцами ретрансляции изобразительного и прикладных видов искусств в педагогическом процессе, разработана и приведена классификация образцов ретрансляции изобразительного и прикладных видов искусств, приведены примеры использования указанных образцов и пути активизации внимания к использованию медиа-контента в образовательном процессе и обновления средств и методов обучения с использования медиа-контента с образцами ретрансляции изобразительного и прикладных видов искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Титова С.С., Морозова О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETRANSLATION OF WORLD CLASSIC MASTERPIECES IN MEDIA CONTENT: ON THE EXAMPLE OF APPLICATION IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF THE Cited SAMPLES OF FINE AND APPLIED ARTS

This scientific work presents the main provisions on working with samples of the retransmission of fine and applied arts in the pedagogical process, develops and provides a classification of samples of the retransmission of fine and applied arts, provides examples of the use of these samples and ways to activate attention to the use of media content in the educational process and updating the means and methods of teaching with the use of media content with samples of the retransmission of fine and applied arts.

Текст научной работы на тему «РЕТРАНСЛЯЦИЯ ШЕДЕВРОВ МИРОВОЙ КЛАССИКИ В МЕДИАКОНТЕНТЕ: НА ПРИМЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИТИРОВАННЫХ ОБРАЗЦОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ»

Олимпийского движения /Материалы региональной научно-практической конференции, ч. II. Ростов-на-Дону, 1999 - С. 68-70.

2. Губа В. П. Теория и методика современных спортивных исследований: монография / В. П. Губа, В. В. Маринич. - М.: Спорт, 2016. - 232 с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия» 2000. - 480 с.

4. Karpanina E.N., Gura A.Yu., Ron I.N. RANTIONALE OF THE SYSTEM APPROACH TO EDUCATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE UNIVERSITY. Astra Salvensis. 2018. - T. 6. N S1. C. 763-765.

РЕТРАНСЛЯЦИЯ ШЕДЕВРОВ МИРОВОЙ КЛАССИКИ В МЕДИАКОНТЕНТЕ: НА

ПРИМЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИТИРОВАННЫХ ОБРАЗЦОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ

Титова С.С.

Преподаватель кафедры «Истории. Теории музыки и композиции», преподаватель кафедры «Социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин», помощник проректора по учебно-методической работе, ответственный секретарь приемной комиссии, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», Педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский Юношеский Центр» Детский Центр развития «Синтай»

Морозова О.П.

Учитель музыки МБОУ «СОШ№55 г. Челябинска», Педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский Юношеский Центр» Детский Центр развития «Синтай»

RETRANSLATION OF WORLD CLASSIC MASTERPIECES IN MEDIA CONTENT: ON THE EXAMPLE OF APPLICATION IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF THE Cited SAMPLES OF FINE

AND APPLIED ARTS

Titova S.

Teacher of the Department of «History. Theory of music and composition», lecturer of the Department of «Social-humanitarian and Psychological-pedagogical disciplines», assistant to the vice-rector for educational and methodological work, executive secretary of the admissions committee of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky», Teacher of additional education Municipal budgetary institution of additional Education «Children's Youth

Center» Children's Development Center «Sintai»

Morozova O.

Music teacher of «Secondary school No. 55 of Chelyabinsk», Teacher of additional education Municipal budgetary institution of additional education «Children's Youth

Center» Children's Development Center «Sintai»

Аннотация

В настоящей работе представлены основные положения по работе с образцами ретрансляции изобразительного и прикладных видов искусств в педагогическом процессе, разработана и приведена классификация образцов ретрансляции изобразительного и прикладных видов искусств, приведены примеры использования указанных образцов и пути активизации внимания к использованию медиа-контента в образовательном процессе и обновления средств и методов обучения с использования медиа-контента с образцами ретрансляции изобразительного и прикладных видов искусств.

Abstract

This scientific work presents the main provisions on working with samples of the retransmission of fine and applied arts in the pedagogical process, develops and provides a classification of samples of the retransmission of fine and applied arts, provides examples of the use of these samples and ways to activate attention to the use of media content in the educational process and updating the means and methods of teaching with the use of media content with samples of the retransmission of fine and applied arts.

Ключевые слова: мультимедиа технологии в образовательном процессе, медиа-контент; курсы повышения квалификации; применение мультимедиа технологий для специалистов в сфере культуры и искусства; интегративные среды применения образцов ретрансляции образцов изобразительного и прикладного видов искусств в медиа-контенте; художественное образование; дополнительное и профессиональное музыкальное образование.

Keywords: multimedia technologies in the educational process, media content; advanced training courses; application of multimedia technologies for specialists in the field of culture and art; integrative environments for the use of samples of retransmission of samples of fine and applied arts in media content; art education; additional and professional music education.

Основной текст статьи:

Образовательная среда образовательных организаций сферы культуры и искусства нередко представлена комплексной структурой с обусловленными такой структурой особенностями. Обучение по направлениям подготовки и специальностям сферы культуры и искусства предполагает наличие в учебных планах дисциплин «Мировая художественная культура», «Творчество», «История современного искусства», «История искусства», «История развития искусства», «Социология искусства», «Массовая культура», «Теория современной композиции» и варианты таких дисциплин. На каждом уровне образования такие дисциплины присутствуют в разном объеме, но так или иначе подобного рода курсы действуют.

В поле нашего исследования включено изучение применения в педагогической деятельности цитированных образцов изобразительного и прикладных видов искусств. Предметом исследования выступает ретрансляция шедевров мировой классики в медиаконтенте.

Объектом исследования выступил вопрос изучения применения в педагогической деятельности цитированных образцов изобразительного и прикладных видов искусств на базе образовательных организаций - комплексов. Базами исследования выступили образовательная организация высшего образования - ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» и образовательная организация дополнительного художественного образования - МБУ ДО «ДЮЦ» дЦр «Синтай».

В настоящее время авторы работы являются действующими преподавателями и авторами программ по следующим дисциплинам:

О.П. Морозова - «Творчество» (МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай»), С.С. Титова «Массовая культура», «Теория современной композиции», «Формирование готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий», «Медиаконтент и мультимедиа технологии».

Направленность на обновление средств обучения, расширение спектра иллюстрируемого материала, применение современных ресурсов культурного наследия выявил возможность обоснованного применения в педагогической деятельности цитированных образцов изобразительного и прикладных видов искусств в качестве средств обучения при условии изучения и систематизации существующих образцов ретрансляции шедевров мировой классики изобразительного и прикладных видов искусств в медиаконтенте.

Изучив образцы ретрансляции произведений изобразительного и прикладного видов искусств в медиа-контенте была разработана классификация (автор Титова С.С.) примеров образцов ре-

трансляции шедевров мировой классики изобразительного и прикладных видов искусств в медиа-контенте (кинофильмы, мультипликационные фильмы, рекламные видео и пр.). Образцы для анализа ретрансляции произведений изобразительного и прикладного видов искусств в медиа-контенте собирались совместно авторами - С.С. Титовой и О.П. Морозовой в ходе осуществления преподавательской деятельности.

В настоящее время существует большое количество образцов такой ретрансляции различных видов, но к сожалению, в настоящее время нам не известны научные труды, в которых бы была представлена точка зрения об упорядоченном видении и представлении о способах и основаниях по ретранслированию произведений изобразительного и прикладного видов искусств в медиа-контенте. Существующие работы носят обзорный иллюстративный перечислительный характер и не раскрывают сути и механизма ретрансляции. Данное противоречие продиктовало необходимость разработки классификации для указанного ретранслирования.

Основаниями для классификации, по мнению Титовой С.С., автора настоящей научной работы, служат следующие параметры:

1) По упоминанию наименования произведения изобразительного и прикладного видов искусств: а) не упоминается, но демонстрируется (портрет В.А. Моцарта в кино «Невероятные приключения итальянцев в России» 1973 сцена эвакуации из оперного театра, видео рекламы средства от боли и спазма «Спазмалгон» (2020) - демонстрация картины Э. Мунка «Крик», видео рекламы конфет - картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» из серии «Русские художники и их картины» Красный октябрь конфеты «Мишка косолапый» (для изготовления рекламы и упаковки фабрика Эйнема привлекала непосредственно самих художников -М.А. Врубеля, Л.С. Бакста, И.Я. Билибина, А.Н. Бенуа), на конфетах указывали дополнительную рекламу, придуман слоган В. Маяковским «Если хочешь кушать мишку, заведи себе «Сберкнижку» на этот сюжет написана песня «Мишка где твоя сберкнижка» (1990), исп. Например В. Сорокин и ансамбль «Мираж», реклама майонеза «Провансаль» и реклама «KFC» («Рождение супернового социума») картина П.О. Ренуара «Завтрак гребцов», «Джаконда» («Мона Лиза») Л. Да Винчи - реклама «Экономстрой. С окнами лучше!» (2016) и реклама средства для укладки волос, картина «Неизвестная» И. Крамской - реклама авто Mazda, «Купание красного коня» К. Петров-Водкин, «Иван царевич на сером волке» В. Васнецов, «Девочка на шаре» П. Пикассо - реклама авто Mazda из серии проекта «Mazda шедевр» (2005-2006). Реклама о выставке работ Серова «Девочки с персиками» В.А. Серова (2015). Аналогичные примеры приведены в работе «Шедевры мирового искусства, которые

удачно вписались в рекламу» [7]), песня «Джа-конда» («Улыбка Моны Лизы») муз. Д. Тухманов, сл. Т. Сашко, исп. А. Градский);

б) упоминается только наименование и демонстрируется (картина репродукции «Русалки» в кино «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (там же ест литературная цитата «.. .Русалка на ветвях сидит» из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина сцена Шурика и Лиды), сцена на ярмарке «Налетай, торопись! Покупай живопись», кстати изготовленные кошки появятся в фильмах «Любовь и голуби», «Ты мне- я тебе», «Не может быть!» ),

в) упоминается и наименование и автор произведения и демонстрируется (Пизанская башня в мультфильме «Иван царевич и серый волк» сцена полета на ковре самолете по достопримечательностям, «Портрет молодого человека с кружевным воротничком» кино «Старики разбойники» 1971, сюжет похищение и возврат картины Рембрандта, любимая картина главного героя Н.С. Мячикова - В. Ван Гог «Пейзаж в Овере после дождя»; Сериал «Казанова» 2020 сцена в музее картин, Фильм «Лучшее предложение» 2013, режиссер Дж. Торна-торе - картины Ренуара, Гейнсборо, «Немая» и «Форнарина» Рафаэля, «Красавица» и «Виоланта» Тициана, Л. Кранаха, Гольбейна, Росетти, Модильяни, Рембрандта, Рубенса, Гойи, П. Кристуса, «Портрет Жанны Самари» П.О. Ренуара, «Рождение Венеры» В. Бугро, картина Янского «Жажда» -как синтез работ художников-авангардистов XX века);

г) упоминается только автор и демонстрируется (Айвазовский картина в кино «Бабушка легкого поведения» сцена продажи поддельной картины, ограничение по возрасту к просмотру, возможно использовать только фрагменты для иллюстрации; кино «Любовь-морковь» 2006 - роспись плафона в «Гранд Опера М. Шагал сцена в театре и экспертиза картины «Над городом», главная героиня искусствовед; Кино «Мост в Терабитию» 2007, режиссер Г. Чупо - картина П. Брейгеля «Ярмарка с театральным представлением» на выставке, учительница показывает мальчику, который рисует в тетрадке),

д) упоминается, но не демонстрируется (слова песни группы Ленинград «На лабутенах» (слова «На выставке Ван Гога») - цепное цитирование песни в кино «Бабушка легкого поведения», причем здесь же есть пример цепного музыкального цитирования - «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» в песне Р. Вильямса «Party Like A Russian»);

2) По продолжительности и значимости демонстрации образа в медиаконтенте: а) однократное (портрет В.А. Моцарта в кино «Невероятные приключения итальянцев в России» 1973),

б) фоновое (звучание песни как фон к сюжету и атмосфере кино - слова песни группы Ленинград «На лабутенах» (слова «На выставке Ван Гога») в кино «Бабушка легкого поведения»),

в) центральное место в целой сцене «Любовь-морковь» - картина «Над городом» М. Шагал, И.К. Айвазовский картина «Кораблекрушение» в кино

«Бабушка легкого поведения» 2017, режиссер М. Вайсберг - деньги от продажи подделки данной картины послужили основой для побега главного героя и дальнейших приключений), сцена загадки картины для участников игры-приглашенных на торжественное мероприятие в кино «Цикада 3301. Квест для хакера» (2021) режиссер А. Ричсон - В. Ван Гог «Череп с горящей сигаретой» 1885),

г) центральное место во всем медиа-контенте -Рембрандт «Портрет молодого человека» в кино «Старики разбойники», картина «Щегол» 2019 как история картины и ее роль в жизни мальчика пример цитат в целом сериале «Игра в кальмары» - об том упоминается в работе «От «Крика» Мунка до «Званого ужина» Джуди Чикаго: как создатели «Игры в кальмара» делают отсылки к произведениям искусства» [5]),

д) специальный медиа-контент или в основе генерального замысла - о художнике, о виде искусства (пример цитат в целом цикле передач «Спокойной ночи - малыши!»: «История искусств вместе с Хрюшей. Детям об искусстве». (примеры таких образцов с точным указанием цитируемого произведения указаны в нижеследующей таблице настоящей работы), Фильм «Винсент и Тео» 1990 режиссер: Р. Олтмен, фильм «Баския» 1996 режиссер: Д. Шнабель, «Поллок»2000 режиссер: Э. Харрис, «Фрида» 2002 Режиссер: Д. Тэймор, «Девушка с жемчужной сережкой» 2003 Режиссер: П. Веббер, «Модильяни» 2004 Режиссер: М. Дэвис, «Эль Греко» 2009 режиссер: Я. Смарагдис, «Роден» 2017 режиссер: Ж. Дуайон, «Микеланджело. Бесконечность» 2019 режиссер: Э. Имбуччи, «Леонардо да Винчи. Неизведанные миры» 2019 режиссер: Х. Г. Ламберт. Примеры таких видео описаны, например, в работе «12 фильмов о художниках и скульпторах, которые вдохновляют» [6].).

е) медиа-контент о жизни художника в целом, представленного в виде художественного фильма, например: «По семейным обстоятельствам» 1977 режиссёр А. Коренева, 1977 - образ художника Николая Павловича - мужа Галины Аркадьевны - делал, например, рисунки города, «От семьи не убежишь» 2018, режиссер Д. Бун - сцена выставки современного искусства после потери памяти, сатира на современное искусство, хотя главный герой после потери памяти вернулся в детскую память, до аварии занимался производством современной мебели; Фильм «Полночь в Париже» 2011, режиссер В. Аллен - главный герой попадает в прошлое и видится с Пикассо, Хемингуэем; фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна (2021), режиссер У. Шарп - главный герой - английский художник, после утраты жены и кота начал рисовать кошек, чтобы прокормить семью с сестрами. Авторами настоящей работы пополняется синхронистическая таблица примерами все новых образцов медиа-контента, в том числе и вышедших в 2021, пример тому - Кошачьи миры Луиса Уэйна (2021)).

3) По способу воспроизведения цитирования: а) непосредственная демонстрация (присутствие в видео самого произведения искусства - картины, скульптуры, постройки и т.д.),

б) воссоздание по мотивам произведения, при этом воссоздание идет на уровне узнаваемости общих черт образа с некоторыми дополнениями или изменениями - Фильм: «Жажда жизни», В. Ми-нелли (1956) антураж по мотивам картины: «Ночное кафе», В. Ван Гог (1888)), Фильм: «Звезда родилась», Дж. Кьюкор (1954) воссоздан антураж картины : «Танцовщицы», Э. Дега (1883), Фильм: «Остров проклятых», М. Скорсезе (2009) воссоздан антураж картины «Поцелуй», Г. Климт (1908), Фильм: «Меланхолия», Ларс фон Триер (2012) -воссоздание антуража картины «Офелия», Д.Э. Милле (1852), Фильм: «Приключения барона Мюнхгаузена», Т. Гиллиам (1988) и фильм «Красотка» Г. Маршалла (1990), воссоздание сцены из картины «Рождение Венеры», С.Боттичелли (1484), Фильм: «Овечий сыр», П.П. Пазолини (1963) воссоздание картины «Снятие с креста», Дж. Б. Фьорентино (1521), «Мечтатели», Бернардо Бертолуччи (2003) воссоздание образа героини Евы

Гринн с шедевра Венера Милосская из Антиохии на Меандре (130 год до н.э.), Фильм: «Врождённый порок» (Пол Томас Андерсон, 2014) воссоздание сцены картины «Тайная вечеря» (Леонардо да Винчи, 1495 - 1498). Ряд примеров приведены в работах «41 произведение живописи, зашифрованное в культовых фильмах» [2], «Как режиссеры цитируют шедевры мировой живописи: 15 отсылок в кино к искусству» [4], «Film Meets Art: 25 кинокадров, повторивших картины известных художников» [3] и пр.).

Мы не исключаем наличие и иных оснований для классификации. Но , в настоящее время, данная классификация осуществлена исходя из известных нам образцов ретрансляции произведений изобразительного и прикладного видов искусств в медиа-контенте.

Изученные образцы систематизируются в сводные синхронистические таблицы образцов.

Таблица 1

Примерный список медиа-контента с ретрансляцией произведений изобразительного и прикладного

№ п/п Наименование медиа-контента Год медиа-контента

1. Кинофильм «Модильяни» 2004

2. Кинофильм «Полночь в Париже» 2011

3. Кинофильм «Микеланджело. Бесконечность» 2019

4. Кинофильм «Девушка с жемчужной сережкой» 2003

5. Кинофильм «Фрида» 2002

6. Кинофильм «Поллок» 2000

7. Кинофильм «Баския» 1996

8. Кинофильм «Винсент и Тео» 1990

9. Кинофильм «Щегол» 2019

10. Кинофильм «Цикада 3301. Квест для хакера» 2021

11. Кинофильм «Старики разбойники» 1971

12. Кинофильм «Мост в Терабитию» 2007

13. Кинофильм «Любовь-морковь» 2006

14. Кинофильм «Лучшее предложение» 2013

15. Кинофильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965

16. Кинофильм «Бабушка легкого поведения» 2017

17. Кинофильм «Врождённый порок» 2014

18. Кинофильм «Овечий сыр» 1963

19. Кинофильм «Красотка» 1990

20. Кинофильм «Приключения барона Мюнхгаузена» 1988

21. Кинофильм «Меланхолия» 2012

22. Кинофильм «Остров проклятых», 2009

23. Кинофильм «Жажда жизни» 1956

24. Кинофильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна 2021

25. Кинофильм «От семьи не убежишь» 2018

26. Кинофильм «По семейным обстоятельствам» 1977

27. Кинофильм «Леонардо да Винчи. Неизведанные миры» 2019

28. Кинофильм «Невероятные приключения итальянцев в России» 1973

29. Кинофильм «Роден» 2017

30. Кинофильм «Эль Греко» 2009

31. реклама «Мишка косолапый» 1890 и 1922

32. реклама «Спазмалгон» 2020

33. мультфильм «Иван царевич и серый волк 3» 2015

34. сериал «Игра в кальмары» 2021

35. цикл передач «История искусств вместе с Хрюшей. Детям об искусстве» 2016 и 2020

36. песня «Джаконда» 1972

37. реклама авто Mazda 2005-2006

38. реклама «Экономстрой. С окнами лучше!» 2016

39. реклама майонеза «Провансаль» 1990-е

Для уточнения и более подробной систематизации, к такой таблице, например, можно включить данные о режиссере кинофильмов, о наименовании и авторе Ретранслируемых образцов изобразительного и прикладного видов искусств.

Пример такой систематизации приведем на основе анализа цикла передач «История искусств вместе с Хрюшей. Детям об искусстве» [11]. При использовании данных иллюстраций в образовательном процессе необходимо наиболее

Таблица 2

Пример систематизации образцов ретрансляции произведений изобразительного и прикладного видов

точно транслировать наименование вида искусства, образцов ретрансляции и автора произведения о причине того, что обучающиеся максимально запоминают информацию представленную в рамках обучения и подкрепленную видео рядом медиа-контента и переучить при допущении какой-либо неточности со стороны преподавателя преподносимой информации окажется крайне долго и трудоемко.

Раздел искусства Наименование передачи о искусстве Перечень образцов ретрансляции изобразительного и прикладного видов искусств в медиа-контенте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скульптура «История искусств вместе с Хрюшей - Знаменитые скульптуры - Детская передача» 31.05.2016 1) Рим капитолийский холм - Конная бронзовая статуя императора М. Аврелия; 2) Лондон Трафальгарская площадь - колонна Нельсона; 3) Дания Копенгаген - Э. Эриксен памятник Русалочке -героине сказки Г.Х. Андерсена; 4) А.М. Опекушин - памятник А.С. Пушкину г. Москва; 5) В.И. Мухина - Рабочий и Колхозница г. Москва;

живопись «История искусств вместе с Хрюшей - Русская портретная живопись - Обучающая программа для детей» 30.05.2016 г. 1) И.Н. Никитин - Парадный портрет канцлера Г.И. Головкина, 2) Л. Каравак Парадный портрет императрицы Анны Иоановны (династия Романовых); 3) И.Я. Вишняков - Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны (дочери Петра I и Екатерины I); 4) Ф.С. Рокотов - Парадный портрет Екатерины II (Великой); 5) Д.Г. Левицкий - Парадный портрет Екатерины II (Великой); 6) В.Л. Боровиковский - Левицкий - портрет Екатерины II (отвержен Екатериной);

декоративное искусство: витраж, изразцы (архитектура) «История искусств вместе с Хрюшей - Витражи -Детская передача про искусство» 05.09.2016 г. 1) Витражи из стекла Нотр-дам-де-Пари (геометрические и растительные орнаменты); 2) Степан Полубес - Изразцы из глины - Крутицкое подворье г. Москва (Святые ворота и Терем - муравленые цветные);

1) Смальтовая мозаика - Церковь Сан-Витале - г. Равенна, 2) Мозаика Собор Св. Софии в Киеве; 3) М.В. Ломоносов - Портрет Петра I; 4) М.В. Ломоносов - Полтавская баталия; 5) Павел Корин - Ал. Невский Свод центрального зала станции метро Комсомольская г. Москва; 6) станция метро Маяковская по эскизам художника А.А. Дейнеко;

мозаика (вечная живопись) «История искусств вместе с Хрюшей - Искусство мозаики - Детям об искусстве» 24.06.2016 г.

архитектура «История искусств вместе с Хрюшей - Древнегреческая архитектура - Детям об искусстве» 03.10.2016 г. 1) Акрополь в Афинах; 2) Храм Ники Аптерос; 3) скульптура Ника Самофракийская (Лувр); 4) Храм богине Афине - Парфенон; 4) Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (зал Греческий дворик, макет Парфенона, портик храма Эрехтейона);

орнамент «История искусств вместе с Хрюшей - Орнамент -Детям об искусстве» 08.04.2020 г. 1) Глиняные сосуды; 2) Скалы пещеры; 3) Предметы быта (вазы, ковры, посуда); 4) Геометрический орнамент - керамическая посуда в Древней Греции; 5) Древнегреческие амфоры (миандр - течение, круговорот); 6) Растительный орнамент - листья, цветы, плоды; 7) Зооморфный орнамент - животные и птицы (петушки, птицы) на Руси (сарафаны, деревянные окна и наличники);

скульптура История искусств вместе с Хрюшей - Скульптор П. К. Клодт - Детям об искусстве» 26.02.2020 г. 1) Барон П.К. Клодт - Бронзовая квадрига на здании Большого театра г. Москва; 2) небольшие статуэтки из бронзы (лошадки); 3) Шестерка лошадей под управлением богини Славы -Санкт-Петербург; 4) Укротители коней Аничков мост Санкт-Петербург; 5) К. Клодт (внук П.К.) - Москва - копии коней около московского ипподрома; 6) Памятник баснописцу И.А. Крылову (летний сад в Санкт-Петербурге; горельеф из персонажей басен);

архитектура «История искусств вместе с Хрюшей - Кремль - Детям об искусстве» 04.03.2020 г. 1) Кремль как пример русского зодчества; (соборы, дворцы, башни, стены); 2) Соборная площадь - Успенский собор; 3) Грановитая палата; 4) 20 башен, например с курантами, боровицкая (картина А. Васнецова - мастер исторического жанра «Древнерусский город»);

живопись «История искусств вместе с Хрюшей - ИНТЕРЬЕР В ЖИВОПИСИ - Детям об искусстве» 07.02.2020 г. 1) внутреннее пространство здания - античная фреска (иллюзия архитектурного пространства - колонны, фризы, арки); 2) Рафаэль - фреска «Афинская школа»; 3) Тициан - интерьеры соборов; 4) Я. Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» Комнатный мир; 5) Я. Ван Эйк «Святой Иероним» Комнатный мир; 6) Ян Вермеер - картины с изображением нидерландских интерьеров; 7) А.Г. Веницианов - картина «Утро помещицы»; 8) Э. Гау - дворцы Москвы и Санкт-Петербурга (малый тронный зал Зимнего дворца, интерьерные акварели -портреты залов);

живопись, скульптура «История искусств вместе с Хрюшей - Выпуск 1 -Обучающая программа для детей» 29.02.2016 г. живопись: 1) Рембрандт - портреты; 2) И. Левитан - пейзажи «Осенний пейзаж», 3) П. Сезанн - натюрморты; 4) Я. Вермеер - картина «Искусство живописи»; скульптура: 1) ваяние - бронзовые и мраморные статуи древнегреческих мастеров (античность и ренессанс); 2) Л. да Винчи, 3) Микеланджело Буонарроти - произведения скульптуры («Утренняя заря», «Аврора»);

графика «История искусств вместе с Хрюшей - ГРАФИКА -Детям об искусстве» 21.01.2020 г. 1) П.П. Рубенс - «Карандашный портрет сына»; 2) В.А. Серов - «портрет балерины Карсавиной»; 3) В.А. Серов - рисунки к басням А.И. Крылова, например: «Ворона и лисица»; 4) А. Саврасов - «пейзаж с отражением деревьев» 5) И.Е. Репин - портрет актрисы «Элеоноры Дузе»

натюрморт «История искусств вместе с Хрюшей - Натюрморт -Обучающая программа для детей» 02.05.2016 г. 1) Ж.Б. Шарден - «натюрморт с атрибутами искусств»; 2) Эваристо Баскенис - натюрморты с музыкальными инструментами; 3) К. Петерс - «Натюрморт с вазой, кувшином и сухофруктами»; 4) Караваджо - «Юноша с корзиной фруктов» и портрет и натюрморт;

пейзаж «История искусств вместе с Хрюшей - Пейзаж - Обучающая программа для детей» 23.05.2016 г. 1) Пейзаж как фон - Л. да Винчи - «портрет Джаконды»; 2) Пейзаж как фон Рафаэль - портрет «Знатная дама»; 3) Клод Желле (Лорен) - «Похищение Европы»; 4) П.П. Рубенс «Пейзаж с радугой»; 5) П.П. Рубенс «Пейзаж с замком Стен».

архитектура и скульптура «История искусств вместе с Хрюшей - Чудеса света -Детям об искусстве» 26.09.2016 г. 1) Три египетские пирамиды; 2) Храм из белого мрамора Артемиды в г. Эфесе; 3) Фидий - Статуя Зевса Олимпийского; 4) Колосс Родосский - 36 м; 5) Висячие сады Семирамиды - башня с орошением; 6) Мавзолей в Галикарнассе; 7 Александрийский маяк - 120 м.

зодчество «История искусств вместе с Хрюшей - Деревянное зодчество - Детям об искусстве» 31.10.2016 1) Маленькая церковь из Муромского монастыря; 2) Церковь 1714 г., построенная при Петре I (без единого гвоздя, кроме чешуек (лемехов) куполов. 22 купола);

живопись и скульптура «История искусств вместе с Хрюшей -АНИМАЛИСТЫ - Детям об искусстве» 08.01.2020 г. живопись: 1) Ван Дейк «Девочки и собачка» 2) Тициан «Мадонна с кроликом» 3) А. Дюрер «портрет зайца» 4) Л. да Винчи «Дама с горностаем»; 5) Г. Курбе «Косули у ручья»; 6) М. Франц «Пасущиеся косули»; 7) Наскальные рисунки; 8) В древнем Египте корова, украшенная звездами (Богиня Нут); 9) В.М. Васнецов «Иван царевич на сером волке», «Три богатыря» (на лошадях); 10) К. Брюллов «Всадница» (лошадь и две собачки); 11) В. Маковский «Девочка с гусями в поле»; скульптура: 1) Древний Египет статуэтки кошек (дочь бога солнца Ра); 2) Анубис - божество в виде шакала; 3) Древний Рим - бронзовая капитолийская «Волчица»

живопись «История искусств вместе с Хрюшей - Исторический жанр живописи - Детская передача про искусство» 29.08.2016 г. 1) В.Суриков «Переход Суворова через Альпы»; 2) П. ди Козимо «Персей освобождает Андромеду».

живопись «История искусств вместе с Хрюшей - Бытовой жанр в живописи - Обучающие программы для детей» 01.08.2016 г. 1) Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»; 2) Я. Вермеер «Служанка с кувшином молока»; 3) Живопись Древнего Египта - посадка риса, сбор урожая; 4) П. де Хох «Кладовая», «Хозяйка и служанка»; 5) П. де Хох «Музицирующее семейство»

живопись и скульптура, фрески История искусств вместе с Хрюшей - Эпоха Ренессанса - Обучающая программа для детей» 27.06.2016 г. 1) В античности - «Парфенон», бронзовые и мраморные статуи; 2) Микеланджело Буонарроти - роспись сикстинской капеллы (и стены и потолок) и Собор святого Петра в Риме; 3) Рафаэль «Автопортрет»; 4) Рафаэль «Сикстинская Мадонна»; 5) Фрески Рафаэля (красками по мокрой штукатурке) «Афинская школа»;

архитектура (застывшая музыка) История искусств вместе с Хрюшей - Пизанская башня - Архитектура -Обучающая программа для детей» 11.04.2016 г. 1) Пизанская (падающая) башня - 54,5 м; 2) Италия, Болонья - две башни с наклоном (Азинелли и Гаризенда); 3) Лондон - Биг-Бен (башня с часами под наклоном); 4) Китая - древняя пагода из голубого кирпича 7 этажей;

В настоящее время разработана программа курсов повышения квалификации

««Профессиональное музыкальное искусство в историческом аспекте» (проводится обучение по данной программы на базе Центра дополнительного образования ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» с 2021 года) видится возможным расширения уже существующей программы за счет включения к рассмотрению результатов материала настоящей работы в отношении образцов ретрансляции изобразительного и прикладного видов искусств в медиа-контенте и их применения в педагогическом процессе при преподавании по программам профессионального образования и

дополнительного художественного образования в сфере культуры и искусства.

Программа разработана преподавателями кафедры «Истории, теории музыки и композиции» ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского»: Титовой С.С. и Кучер Н.Ю. в ходе осуществления диссертационного исследования Титовой С.С. на тему: «Формирование готовности будущих педагогов-музыкантов к развитию полимодальных музыкально-образных представлений у младших школьников средствами мультимедиа технологий».

Авторами настоящего труда тема применения мультимедиа технологий и медиа-контента в образовательном процессе разрабатывается в ряде работ, например: «Методы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мульти-медиа технологий» [8], «Ретрансляция материала шедевров мировой музыкальной классики в образцах медиаконтента (видео-

реклама, кинофильмы, мультипликационные фильмы): педагогический аспект» [9] и др.

В рамках обозначенных курсов повышения квалификации были представлены основы работы по двум реализуемым программам (автор Титова С.С.): программа для студентов по программам высшего образования: «Формирование готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» (на базе ГБОУ ВО «ЮУр-ГИИ им. П.И. Чайковского») и программа для обучающихся ДШИ: «Медиаконтент и мультимедиа технологии» (на базе МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай»).

Результатах внедрения и апробации программы курсов повышения описаны в научном труде, рецензируемым ВАК - «Формирование готовности педагогов-музыкантов к применению мультимедиа технологий и медиа-контента» (авторы Титова С.С., Кучер Н.Ю.) [10].

Целесообразность такого расширения видится в привлечении большего круга слушателей к проблеме трактовки и использования мульти-медиа ресурсов и медиа контента не только в среде преподавателей музыкального направления, но и среди преподавателей направления изобразительное и прикладные виды искусств

Список литературы

1. 10 сцен из кинофильмов, которые были вдохновлены картинами великих художников Режим доступа: URL: https:// https://interesnoznat.com/vdoxnovenie/10-scen-iz-kinofilmov-kotorye-byli-vdoxnovleny-kartinami-velikix-xudozhnikov.html (Дата обращения: 09.12.2021).

2. 41 произведение живописи, зашифрованное в культовых фильмах Режим доступа: URL: https://www.vashdosug.ru/msk/cinema/article/257000 3/ (Дата обращения: 09.12.2021).

3. Film Meets Art: 25 кинокадров, повторивших картины известных художников https://fishki.net/2643946-film-meets-art-25-kinokadrov-povtorivshih-kartiny-izvestnyh-hudozhnikov.html (Дата обращения: 09.12.2021).

4. Константину, К. Как режиссеры цитируют шедевры мировой живописи: 15 отсылок в кино к искусству 21.08.2021 Режим доступа: URL: https://peopletalk.ru/article/kak-

rezhissery-tsitiruyut-shedevry-mirovoj -zhivopisi-15-otsylok-v-kino-k-iskusstvu/ (Дата обращения: 09.12.2021).

5. Константину, К. От «Крика» Мунка до «Званого ужина» Джуди Чикаго: как создатели «Игры в кальмара» делают отсылки к произведениям искусства 27.10.2021 Режим доступа: URL: https:// https://peopletalk.ru/article/ot-krika-munka-do-zvanogo-uzhina-dzhudi-chikago-kak-sozdateli-igry-v-kalmara-delayut-otsylki-k-proizvedeniyam-iskusstva/ (Дата обращения: 09.12.2021).

6. Серябина, М. 12 фильмов о художниках и скульпторах, которые вдохновляют 30.09.2020 Режим доступа: URL: https://www.gq.ru/entertainment/artists-movies (Дата обращения: 09.12.2021).

7. Суходоева. А. Шедевры мирового искусства, которые удачно вписались в рекламу Режим доступа: URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26536/3553278/ (Дата обращения: 09.12.2021).

8. Титова, С.С. Методы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мульти-медиа технологий / С.С. Титова // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. - ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - С. 245-255.

9. Титова, С.С. Ретрансляция материала шедевров мировой музыкальной классики в образцах медиаконтента (видео-реклама, кинофильмы, мультипликационные фильмы): педагогический аспект / С.С. Титова, О.А. Фигловская // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. - 2019. - № 7 (июль). - с. 80-89.

10. Титова, С.С. Формирование готовности педагогов-музыкантов к применению мультимедиа технологий и медиа-контента / С.С. Титова, к.п.н. Н.Ю. Куечр // Современное педагогическое образование. - №12, 2021.

11. Цикл передач «История искусств вместе с Хрюшей. Детям об искусстве» Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/playlist?list= PLo_x7MtgUPj0ZyCjuQWT5AR0o4A-KTZki (Дата обращения: 09.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.