Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ'

РЕСУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
младшие подростки / коллективная идентичность / формирование коллективной идентичности / внеурочная деятельность / ресурсы внеурочной деятельности / педагогические условия актуализации ресурсов / younger adolescents / collective identity / collective identity-building / extracurri-cular activities / extracurricular activities / pedago-gical conditions for the updating of resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краса Екатерина Анатольевна

В статье обоснована необходимость формирования у младших подростков коллективной идентичности как способности осознанно выбирать и деятельно выражать принадлежность к различным сообществам. Раскрыты ак-туальные в младшем подростковом возрасте формы коллективной идентичности. В каче-стве эффективного средства формирования коллективной идентичности обоснована вне-урочная деятельность, включающая изучение курсов внеурочной деятельности и комплекс социальных и культурных практик. Раскрыт потенциал внеурочной деятельности в форми-ровании коллективной идентичности младших подростков посредством описания ее комплекс-ных ресурсов: коллективообразующего, ком-муникативного, деятельностного, информационного, ценностного, креативного. Опреде-лены педагогические условия актуализации названных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краса Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources of extracurricular activities in the formation of collective identity of younger adolescents

The article substantiates the necessity of for-mation of a collective identity among younger ado-lescents as the ability to consciously choose and actively express belonging to different communi-ties. The most relevant forms of collective iden-tity in the younger teens were revealed. The po-tential of extracurricular activities in the formation of the collective identity of young adolescents through the description of its complex resources: collective, communicative, action, information, va-lue, creative. The pedagogical conditions for the up-dating of these resources have been determined.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ»

3. Бояк Т. Н., Замураева П. Б. Тендерный аспект социализации личности // Вестник ЗабГУ. - 2013. - № 12 (103). - URL: https://cy-berleninkaru/article/n/gendernye-otnosheniya-kak-uslovie-sotsializatsii-lichnosti/viewer (дата обращения: 12.04.2023).

4. Зайцева М. А. Исследование отношения студенческой молодежи к репродуктивному здоровью // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - С. 34-39.

5. Захарова Е. М., Берникова С. М., Баки-на М. И., Андреева М. В. Проблема интернет-зависимости в школьной, молодежной и взрослой среде // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2020. - № 12. - С. 82-86.

6. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб.: Але-тейя, 2004. - 408 с.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред.от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023). -URL: https://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34661/d4344568bd586d541d 39273855ba64ba9d18e84a/ (дата обращения 05.09.2023).

8. Кон И. С. Мальчик - отец мужчины. -М.: Время, 2017. - 702 с.

9. Минина Е. М. Валеологическое просвещение студентов педагогических специальностей вузов // Трудовое воспитание и профориентация молодежи в условиях рынка труда: сборник тезисов докладов и сообщений к региональной научно-практической конференции. - Курган: Изд-во КГУ, 1998. - С. 73-74.

10. Поведение сексуальное [Электронный ресурс]. - URL: https://lawbooks.news/psiholo-giya_888_890/povedenie-seksualnoe-6325.html (дата обращения 01.04.2023).

11. Федеральный закон № 135-ФЗ от 30 июня 2013 г. «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона» «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/do-cuments/2013/06/30/deti-site-dok.html (дата обращения 03.04.2023).

Е. А. Краса

УДК 371.4; 371.8; 373.4

РЕСУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Оведение. Современное образование должно быть ориентировано не только на усвоение знаний, но и на самоопределение, социализацию, формирование ценностных ори-ентаций обучающихся. Значимое влияние на самоопределение и социализацию оказывает коллективная идентичность - осознание человеком своей принадлежности определенным группам и сообществам, эмоциональной и моральной связи с ними, понимание значимости такой принадлежности и активная позиция в ее становлении - способность осознанно выбирать и деятельно выражать принадлежность к различным сообществам, признавая и сохраняя собственную индивидуальность.

Развитие педагогической науки и практики в 1990-е годы, когда приоритет в целевых ориентирах образования отдавался развитию индивидуальности, а в методах - конкуренции и соревновательности, показал, что абсолютизация в педагогике развития индивидуальности личности непродуктивна. Не менее важны воспитание коллективизма, потребности принадлежать коллективу, чувства «мы» большего, чем «я», способности работать в команде, строить взаимоотношения с коллективами, в коллективах, между коллективами. Воспитание названных качеств тесно связано с формированием коллективной идентичности.

Особо значимым для формирования коллективной идентичности является младший подростковый возраст (5-6 класс), когда на первый план выходят самоутверждение и признание в детском коллективе, меняется ведущий вид деятельности с учения на общение со свер-

стниками, переживается кризис подросткового возраста, связанный с утверждением самостоятельности, независимости от взрослых. Подросток пытается понять и утвердить свое Я, но сделать это он может только в коллективе.

В воспитании младшего подростка особенно важны следующие вопросы, связанные с формированием коллективной идентичности: с какими сообществами будет отождествлять себя подросток? Будет ли он осознанно выбирать группы принадлежности? Сможет ли он понять и выразить собственную индивидуальность в этих сообществах, не станет ли «игрушкой ролевых ожиданий подростковой группы» [8, с. 7]? Смогут ли подростки осознанно формировать нормы и ценности создаваемых ими сообществ? Будут ли эти ценности социально значимыми? Сможет ли подросток деятельно выражать свою коллективную идентичность, принимая и выражая ценности группы, участвуя в ее делах и в то же время не поддаваясь манипулятивному влиянию группы?

В младшем подростковом возрасте важно сформировать стремление принадлежать сообществам, основанным на социально значимых ценностях, способность осознанно выбирать группы принадлежности, соотнося их ценности со своими жизненными ценностями и целями, деятельно выражать свою групповую принадлежность, участвуя в жизни и делах группы. Решение этих задач мы рассматриваем как формирование коллективной идентичности младших подростков.

Значимым потенциалом формирования коллективной идентичности младших подростков обладает внеурочная деятельность, включающая как изучение курсов внеурочной деятельности, так и участие подростков в различных культурных и социальных практиках.

Формулировка цели статьи, ее актуальность. Цель настоящей статьи - раскрыть потенциал внеурочной деятельности в формировании коллективной идентичности младших подростков через описание комплексных ресурсов такой деятельности и педагогических условий их актуализации.

Идентичность личности как социально-философская категория и психологический фе-

номен, ее виды, формы, закономерности, факторы, условия становления и формирования выступают объектом изучения в философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистике.

В педагогике идентичность личности, процесс и способы ее становления и формирования изучаются в рамках исследований, посвященных жизненному самоопределению, формированию Я-концепции, социализации подрастающего поколения.

В психологии, социологии, философии изучены сущность, содержание, факторы становления, виды и формы выражения коллективной идентичности, ее современные трансформации, способы конструирования в различных социальных контекстах.

Проблема формирования коллективной идентичности детей и подростков изучается в педагогических исследованиях, посвященных выявлению воспитательного потенциала детских коллективов, детско-взрослых общностей, детских общественных объединений и организаций.

С педагогических позиций изучены отдельные формы коллективной идентичности детей и подростков и способы их формирования: социокультурная, этнокультурная, гражданская, школьная.

Однако потенциал внеурочной деятельности в формировании коллективной идентичности младших подростков и педагогические условия его реализации не изучены в педагогической науке.

Изложение основного материала статьи. Коллективная идентичность младших подростков - многомерный феномен, который может быть рассмотрен на двух уровнях:

- на индивидуальном уровне (коллективная идентичность личности подростка) - осознание и деятельное выражение подростком значимой для него связи с различными сообществами. Коллективная идентичность личности отражает наличие общностей, с которыми у подростка существует познавательная, эмоциональная, моральная связь, принадлежность к которым осознается как личностно значимая

и выражается в чувстве «мы», принятии норм, целей и ценностей общности, стремлении быть причастным к ней, в реализации принадлежности общности через определенные действия;

- на коллективном или надындивидуальном, групповом (коллективная идентичность подросткового сообщества) - понимание подростковым сообществом своих целей, ценностей, норм - того, что отличает его от других сообществ.

Коллективная идентичность личности подростка включает следующие компоненты:

- когнитивный - осознание своей принадлежности определенным сообществам;

- эмоционально-оценочный - эмоциональная оценка такой принадлежности (позитивная, негативная, неопределенная), испытание стени-ческих или астенических эмоций в отношении группы и своей принадлежности к ней. Подросток может гордиться или стесняться своей принадлежности определенному сообществу, испытывать чувство радости или вины, неполноценности;

- аксиологический - понимание значимости, ценности такой принадлежности;

- поведенческий - выражение принадлежности сообществу в конкретных действиях -например, выражение ценностей группы в одежде, манере поведения, участие в общих мероприятиях, событиях, делах.

Признаками коллективной идентичности младших подростков выступают:

- субъектность - основана на утверждении своей индивидуальности, самости, осознанном выборе групп принадлежности;

- избирательно -ценностный характер -связана с ценностным самоопределением подростка, соотнесением своих ценностей и ценностей группы принадлежности;

- социальная обусловленность - обусловлена социальным контекстом, в который погружен подросток, формируется через взаимодействие с другими, с группами, в коллективе и через коллектив;

- неустойчивость - для младшего подросткового возраста характерны постоянный поиск групп принадлежности, переход из одной группы в другую;

- множественность - подросток одновременно осознает принадлежность к различным сообществам - дружеской компании, неформальной группе по интересам, виртуальному сообществу в социальных сетях, семье, классу, этнокультуре и т.п.;

- коммуникативная природа - коллективная идентичность осознается и проявляется подростком через общение, коммуникации со сверстниками, родителями, учителями, ближайшим окружением;

- деятельный характер выражения - коллективная идентичность выражается в конкретных действиях, поступках. Так, дружеская идентичность выражается в конкретной помощи и поддержке, оказываемой друзьям, школьная - в хорошей учебе, соблюдении школьных норм и правил, достойном представлении своей школы на конкурсах и мероприятиях, гражданская - в участии в общественной, волонтерской деятельности с целью помощи своему городу, стране и т. п.

Актуальными в младшем подростковом возрасте выступают следующие формы коллективной идентичности:

- семейная - осознание принадлежности своей семье как коллективу, принятие и выполнение ролей сына (дочери), брата (сестры);

- дружеская - отождествление себя с группой сверстников, с которыми складываются дружеские взаимоотношения во дворе, в школе, в классе, в учреждении дополнительного образования;

- идентичность детского формального коллектива - отождествление подростком себя с группой, в которой он учится (школьный класс, кружок, спортивная секция в учреждении дополнительного образования), принятие и реализация роли «ученик своего класса», «товарищ своих одноклассников» [4];

- неформальная - идентичность с неформальными объединениями и виртуальными сообществами: поклонники той или иной музыкальной группы, компьютерной игры, спортивной команды, «тайный союз», клуб, объединение по интересам, на основе хобби, сообщество в виртуальной среде и т. п.;

- школьная - отождествление себя со школьным сообществом - коллективом школы, в которой учится младший подросток, чувство гордости за достижения своей школы, переживание за неудачи, стремление внести вклад в развитие школы хорошей учебой и участием в ее жизни, принятие и реализация роли «ученик данной школы» [4];

- организационная - значимое для подростка чувство принадлежности к детской общественной организации (объединению, движению): скауты, «Движение первых», волонтеры и др.;

- субкультурная - отождествление себя с представителями той или иной молодежной субкультуры - социально ориентированной (волонтеры, исторические реконструкторы, толкиенисты, защитники природы, сторонники здорового образа жизни и т.п.), асоциальной или нейтральной (эмо, готы, панки, хиппи, скинхэды и т. п.);

- этнокультурная - отождествление себя со своим этносом, его представителями, ценностями, языком, обычаями и традициями;

- региональная - отождествление с общностью, локализованной в границах региона проживания подростка - город (село), край (область);

- гражданская - значимое для подростка осознание принадлежности к российскому народу, его обычаям, традициям, культуре, демонстрация такой принадлежности; признание российского государства своим.

Описанные формы коллективной идентичности младших подростков связаны друг с другом по типу взаимовложения - «матрешки». Они выстраиваются от меньших по численности общностей (семья, группа друзей) к более многочисленным (школа, этнос, государство), от основанных на реальном, непосредственном взаимодействии членов общности (дружеская компания, класс) - к номинальному, воображаемому (государство, этнос). Каждый предыдущий уровень коллективной идентичности служит основой для формирования следующего уровня. «Вложенные» одна в другую, эти идентичности вносят вклад в формирование коллективной идентичности

младшего подростка как интегрального качества, многомерного феномена, отражающего осознание подростком себя как коллективного субъекта, сформированность чувства «мы» как большего, чем «я». Для каждой формы коллективной идентичности может быть определен свой набор ситуаций, через проживание которых происходит ее формирование.

В научных исследованиях процессы, в результате которых личность начинает осознавать и выражать свою связь с сообществами, обозначаются терминами «становление коллективной идентичности», «развитие коллективной идентичности», «формирование коллективной идентичности».

Становление коллективной идентичности -естественный процесс, обусловленный как действиями самой личности, так и социальным контекстом. Какие-то формы коллективной идентичности являются унаследованными (например, семейная, этнокультурная), какие-то -вновь обретенными по инициативе самой личности или в результате попадания в определенное сообщество, социальную среду.

Развитие коллективной идентичности личности - «качественные преобразования, приводящие к изменению ее структуры и содержания» [5, с. 100].

Формирование коллективной идентично -сти - процесс ее целенаправленного конструирования социальными субъектами (педагогами, родителями, политическими деятелями, государством) или самой личностью.

Формирование коллективной идентичности личности младших подростков - целенаправленный процесс развития у младших подростков способности осознанно выбирать и деятельно выражать принадлежность к различным сообществам (группам, коллективам), понимая и сохраняя собственную индивидуальность.

В формировании коллективной идентичности младших подростков задействованы такие механизмы, как рефлексия, поиск и выбор групп принадлежности, ценностное самоопределение, самоутверждение в группе, выполнение социальных ролей.

Значимым потенциалом в формировании коллективной идентичности младших подростков обладает внеурочная деятельность, под которой в настоящей статье будет пониматься «деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях» [3, с. 11]. Внеурочная деятельность включает как изучение курсов внеурочной деятельности, так и участие подростков в различных социальных и культурных практиках, реализуемых на добровольных началах, по инициативе обучающихся. Внеурочная деятельность носит добровольный характер, основывается на развитии и поддержке детских инициатив и носит воспитывающую направленность, чем и определяются ее возможности в формировании коллективной идентичности младших подростков.

В определении потенциала внеурочной деятельности в формировании коллективной идентичности младших подростков мы опирались на работу А. Н. Махинина, М. В. Шакуровой, В. С. Остапенко. Авторы выделяют ресурсы формирования у обучающихся российской гражданской идентичности: культурно-символические ресурсы и историческую память как ресурс. По аналогии нами выделены следующие ресурсы внеурочной деятельности, раскрывающие ее потенциал в формировании коллективной идентичности младших подростков: коллективообразующий, коммуникативный, деятельностный, информационный, ценностный, креативный.

Опишем данные ресурсы подробнее.

Коллективообразующий ресурс: внеурочная деятельность предоставляет более широкое поле, чем урочная, для создания детских групп, коллективов, общностей как формальных, так и неформальных. Только путем включения подростка в такие сообщества, выстраивания взаимоотношений и коллективной деятельности, совместного проживания эмоциональных состояний, событий формируется кол-

лективная идентичность. Это могут быть микрогруппы для выполнения исследовательских, творческих, социально-образовательных проектов, неформальные объединения по интересам - клубы, сообщества, временные детские коллективы для реализации культурных и социальных практик, детско-взрослые общности - «первичные малые группы детей и взрослых, объединенные на основе эмоционально-психологической включенности, чувства единения и принадлежности к группе, проявляющих схожие потребности и интересы» [27, с. 52].

Коммуникативный ресурс: организация во внеурочной деятельности учебных и социальных коммуникаций способствует формированию детских коллективов и общностей, включению подростков в существующие коллективы, самоутверждению и принятию в них. Важным условием является принятие и реализация подростками в процессе таких коммуникаций гуманистических ценностей (сопереживание, взаимопомощь, честность и справедливость в отношениях, доброжелательное отношение друг к другу, преобладание кооперации над конкуренцией). С целью организации таких коммуникаций могут быть применены разработанные в педагогике методики: методика организации групповой работы обучающихся Х. Й. Лийметса; методика организации коллективной познавательной деятельности обучающихся М. Д. Виноградовой, И. Б. Пер-вина, позволяющая реализовать воспитательный потенциал групповой работы; коллективный способ обучения В. К. Дьяченко; технология обучения в сотрудничестве Р. Джонсон, Д. Джонсон и др.

С целью формирования коллективной идентичности младших подростков необходимо использовать потенциал как непосредственных, так и онлайн-коммуникаций. Онлайн-комму-никации могут быть использованы для образной репрезентации коллективной идентичности, организации дистантного взаимодействия. Средствами могут выступать видеоблоги, социальные сети, видеоплатформы (^Иок), видеоканалы, мемы и др.

Для снижения рисков негативного влияния онлайн-коммуникаций на формирование коллективной идентичности младших подростков необходимо научить подростков понимать и учитывать особенности онлайн-коммуника-ций (анонимный характер общения, отсутствие физических и социальных ограничений, возможность быть тем, кем на самом деле не являешься, привлекательные формы представления информации, снижающие критичность ее оценки и др.), их отличия от непосредственного эмоционального контакта; формировать умения отличать социально ориентированные и асоциальные сообщества, пропагандирующие национализм, насилие, агрессию, потребительство и др., избегать навязывания той или иной коллективной идентичности, попадания в «индивидуальную зависимость от коллективной идеологии» [18].

Для формирования коллективной идентичности важно создание в школе особой культуры коммуникаций, направленной на включение всех учеников и учителей в школьное сообщество («школа как семья», «школа как дом»). В основу ее должны быть положены гуманистические ценности: безусловное принятие педагогами и одноклассниками всех учеников, в том числе с особыми образовательными потребностями так же, как и безусловное принятие всеми учениками всех учителей; исключение случаев буллинга и дискриминации; взаимная поддержка и сотрудничество.

Деятельностный ресурс внеурочной деятельности в формировании коллективной идентичности младших подростков выражается в возможности организации многообразных по содержанию, целям, способам выполнения видов коллективной деятельности детей: учебная (познавательная), исследовательская, проектная, творческая, игровая, трудовая, общественная, волонтерская, спортивно-оздоровительная, досугово-развлекательная, туристско-краеведческая, художественная [3]. Формами организации такой деятельности могут выступать выполнение групповых творческих, исследовательских, социально-образовательных проектов, групповая учебная работа при изуче-

нии курсов внеурочной деятельности, организация коллективных творческих дел, коллективная организация и проведение различных мероприятий и др. Основными условиями положительного влияния коллективной деятельности на формирование коллективной идентичности младших подростков выступают:

- совместно-распределенный характер, когда для выполнения задания ученикам нужно синхронизировать свои действия, когда выполнение определенного действия одним ребенком зависит от деятельности другого ученика;

- педагогическое сопровождение коммуникаций подростков в процессе коллективного выполнения деятельности с целью соблюдения гуманистических норм и ценностей, формирования доброжелательных взаимоотношений, преодоления возникающих трудностей в построении коммуникаций.

Информационный ресурс внеурочной деятельности в формировании коллективной идентичности младших подростков выражается в возможности предоставления подросткам во внеурочное время достоверной информации о различных группах, общностях, объединениях, субкультурах, о принимаемых ими ценностях, об их истории и традициях. Такая информация может предоставляться в рамках курсов внеурочной деятельности обществоведческой направленности, на классных часах, этических беседах, в рамках «Разговоров о важном», а также может быть найдена, систематизирована и презентована одноклассникам самими подростками на основе задания учителя.

Ценностный ресурс внеурочной деятельности в формировании коллективной идентичности заключается в том, что общение, коллективная деятельность во внеурочное время по собственной инициативе, на добровольных началах имеют для подростков большую ценность, чем обязательные, регламентированные деятельность и общение на уроках. Внеурочная деятельность содержит возможности для совместного проживания значимых событий, эмоциональных состояний, создания символов, традиций, истории подростковых сообществ,

что и способствует формированию коллективной идентичности, а также в возможности включения в содержание внеурочной деятельности информации о социально значимых ценностях различных социальных групп и общностей, презентации таких ценностей подросткам.

Креативный ресурс внеурочной деятельности в формировании коллективной идентичности младших подростков выражается в возможности создания в школе креативной среды, способствующей формированию активной позиции подростков в становлении коллективной идентичности. Такая среда должна обеспечивать вовлечение подростков в процесс социального творчества, стимулировать у них потребность в коллективном творческом сотрудничестве; предоставлять свободу самореализации [19].

Основными педагогическими условиями актуализации названных ресурсов в формировании коллективной идентичности младших подростков выступают:

- добровольный характер внеурочной деятельности, поддержка и развитие детских инициатив и детского самоуправления;

- реализация курса внеурочной деятельности «Я и мы», направленного на формирование коллективной идентичности младших подростков, основанной на социально значимых ценностях, и активной позиции в ее становлении. Содержание курса включает 9 модулей: «Мое Я», «Мое «Мы», «Наше «мы», «Социальные сообщества», «Самопроектирование коллективной идентичности личности», «Конструирование коллективной идентичности общности», «Построение продуктивных коммуникаций в подростковом сообществе», «Организация коллективной деятельности подросткового сообщества», «Развиваем наши сообщества»;

- организация различных видов коллективной внеурочной деятельности подростков: познавательной, проектной, творческой, волонтерской, досугово-развлекательной и др.;

- педагогическое сопровождение коммуникаций подростков в коллективной деятельности.

Выводы. Актуальными целями воспитания младших подростков выступают:

- формирование коллективной идентичности, основанной на социально значимых ценностях и способствующей саморазвитию, реализации жизненных целей и ценностей;

- формирование активной позиции в становлении коллективной идентичности, выражающейся в осознанном выборе сообществ для идентификации, деятельной реализации принадлежности к ним с сохранением собственной свободы, индивидуальности.

Значимым потенциалом в достижении названных целей обладает внеурочная деятельность.

Потенциал внеурочной деятельности в формировании коллективной идентичности младших подростков может быть раскрыт через описание ее комплексных ресурсов: кол-лективообразующего (создание различных групп, коллективов и общностей по инициативе как самих подростков, так и педагогов), коммуникативного (поле для построения учебных и внеучебных коммуникаций), деятельностно-го (организация различных видов коллективной деятельности подростков), информационного (предоставление информации о различных социальных сообществах и поддерживаемых ими ценностях), ценностного (презентация социально значимых ценностей как основы выбора объектов коллективной идентификации), креативного (создание креативной среды, способствующей формированию активной позиции подростков в становлении коллективной идентичности).

Данные ресурсы актуализируются при создании в школе следующих педагогических условий: добровольный характер внеурочной деятельности, поддержка и развитие детских инициатив и детского самоуправления, изучение курса внеурочной деятельности «Я и мы», организация многообразных видов коллективной внеурочной деятельности, педагогическое сопровождение коммуникаций подростков в коллективной деятельности.

АННОТАЦИЯ

В статье обоснована необходимость формирования у младших подростков коллектив-

ной идентичности как способности осознанно выбирать и деятельно выражать принадлежность к различным сообществам. Раскрыты актуальные в младшем подростковом возрасте формы коллективной идентичности. В качестве эффективного средства формирования коллективной идентичности обоснована внеурочная деятельность, включающая изучение курсов внеурочной деятельности и комплекс социальных и культурных практик. Раскрыт потенциал внеурочной деятельности в формировании коллективной идентичности младших подростков посредством описания ее комплексных ресурсов: коллективообразующего, коммуникативного, деятельностного, информационного, ценностного, креативного. Определены педагогические условия актуализации названных ресурсов.

Ключевые слова: младшие подростки, коллективная идентичность, формирование коллективной идентичности, внеурочная деятельность, ресурсы внеурочной деятельности, педагогические условия актуализации ресурсов.

SUMMARY

The article substantiates the necessity of formation of a collective identity among younger adolescents as the ability to consciously choose and actively express belonging to different communities. The most relevant forms of collective identity in the younger teens were revealed. The potential of extracurricular activities in the formation of the collective identity of young adolescents through the description of its complex resources: collective, communicative, action, information, value, creative. The pedagogical conditions for the updating of these resources have been determined.

Key words: younger adolescents, collective identity, collective identity-building, extracurricular activities, extracurricular activities, pedagogical conditions for the updating of resources.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасов Н. А., Ирышкова Т. А Некоторые аспекты изучения и формирования коллективной идентичности в условиях общественно-политических преобразований в России // Научные достижения и открытия совре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менной молодежи: сб. статей победителей международ. науч.-практ. конф.: в 2 частях.- Пенза: Наука и просвещение, 2017. - Ч. 1. -С. 1518-1520.

2. Байбородова Л. В., Широкова Е. В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. -С. 36-42.

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

4. Григорьев Д. В. Сопричастность России и русскому миру: формирование идентичности ребенка в школе // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. -Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018. - С. 57-83.

5. Злоказов К. В. Современные модели развития идентичности личности (в контексте эриксонианской традиции) // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. -С. 99-109.

6. Кардашов А. А. Формирование этнокультурной идентичности старших школьников средствами коллективного воспитания: проблемы и тенденции // Вестник Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювено-логия. Социокинетика. - 2012. - № 1. - С. 27-29.

7. Краковский А. П. О подростках: Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. - М.: Педагогика, 1970. - 271 с.

8. Мастеров М. Б. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. - Рига: ПЦ «Эксперимент», 1996. - 190 с.

9. Махинин А. Н., Шакурова М. В., Остапенко В. С. Российская идентичность сегодня: проблемы и ресурсы формирования (социально-педагогический контекст): монография. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. - 188 с.

10. Михайлова Н. В. Спортивное боление и коллективная идентичность // Ученые записки Комсомольского-на Амуре государственного технического университета. - 2019. -№ 11-2 (38). - С. 90-98.

11. Мудрик А. В. Социализация: новации последних десятилетий // Сибирский педагогический журнал. - 2023. - №2 3. - С. 6-15.

12. Оберемко О. А. Пространственно-деятельная идентичность как представление о «территории свободы» //Социологический журнал. - 2008. - № 3. - С. 62-81.

13. Поляков С. Д. Воспитание: видимое и невидимое. Координаты реалистического воспитания // Социальная педагогика. - 2023. -№ 2. - С. 15-27.

14. Поляков С. Д. Заметки о современном состоянии и перспективах детского общественного движения в России // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2021. - Т. 27. - № 4. - С. 73-81.

15. Руденко И. В. «Педагогические маневры» сопровождения ученического самоуправления (от идей Л. И. Новиковой к современной практике) // Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой. - М.: Педагогический поиск, 2018. - С. 390-395.

16. Сапожникова Т. Н. Методы педагогического сопровождения жизненного самоопределения воспитанников организаций для детей-сирот //Профилактика зависимостей. - 2019. -№ 2 (18). - С. 45-49.

17. Сапожникова Т. Н., Рожков М. И Социально-педагогическое сопровождение деятельности детских объединений и организаций // Инновационные модели и технологии современного образования: материалы конференции. - Ярославль: Ярославский гос. пед. университет им. К. Д. Ушинского, 2013. -С. 221-229.

18. Симонян Э. Г. Кризис коллективной идентичности и культурная травма // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 4. -С. 172-178.

19. Скуднова И. Б. Креативная среда как фактор становления коллективной идентичности молодежи // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. - 2012. -№ 1. - С. 16.

20. Тэджфел Х., Тернер Дж. Теория социальной идентичности и межгруппового поведения // Психология межгрупповых отношений. - Чикаго, 1986. - 285 с.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Минпросвеще-ния России от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]. - URL: https://irorb.ru/wp-content/up-loads/2021/09/fgos-ooo-prikaz-minprosvesche-niya-rossii-ot-31.05.2021--287.pdf.

22. Хренов Н. А. От идеологии к цивилизации: трансформация коллективной идентичности современной России как следствие культурологического поворота // Верхневолжский филологический вестник. - 2020. - № 2 (21). -С. 238-245.

23. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцати-летние школьники - «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. -1998. - № 3. - С. 17-31.

24. Шакурова М. В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности: монография. -Воронеж: ВГПУ, 2006. - 200 с.

25. Шевела Н. И. Формирование коллективной идентичности // Национальные культуры в межкультурной коммуникации: матер. VII Международ. науч.-практ. конф. - Минск: изд-во Белорусского государственного университета, 2023. - С. 77-80.

26. Шипулин В. О. Динамика российской коллективной идентичности: информационно-коммуникативный контекст // Ученые записки Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2020. - № 2 (27). -С. 25-30.

27. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность как условие становления ценностно-смысловой ориентации ребенка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серии: «Педагогика», «Психология». - 2013. - Т. 1. - № 28. - С. 51-61.

28. Юськаева Э. И. Коллективная идентичность в дискурсе сетевых сообществ // Возможности и угрозы цифрового общества: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. - Ярославль, 2021. - С. 303-308.

29. Poletta F., Jasper J. Collective Identity and Social Movements // Annual Review of Sociology. - 2001. - №° 27. - P. 285.

Ж

В. В. Лактионов

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Оведение. Модернизация системы образования предполагает обновление содержания и результативности обучения и воспитания, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии личности и формировании у нее гражданских, социальных и профессиональных компетенций. Тенденции в сфере образования основываются на возрастающих потребностях общества в профессиональной подготовке педагогических специалистов, предполагающей формирование духовно-нравственной культуры у будущих педагогов с развитым образным мышлением, умеющих творчески подойти к решению профессиональных задач в любых сферах деятельности.

Педагог дополнительного образования должен не только обладать высоким профессионализмом и развитыми ключевыми и специальными педагогическими компетенциями, но и осуществлять экспериментальные и перспективные разработки в проектной деятельности, определяющие основные условия формирования инновационной политики Российской Федерации, что позволяет повысить уровень, предоставляемых образовательных услуг, удовлетворить потребности современного общества.

Прогноз востребованности услуг дополнительного образования имеет большое значение для всего образования в целом, поскольку на его основе возможно рассчитать потребность вузов в тех или иных специальностях, формирование рынка образовательных услуг, проектирование сетей учреждений дополнительного образования, осуществление необходимого финансирования и планируемой подготовки педагогических кадров.

Формулировка цели статьи, ее актуальность. В связи с вышесказанным, целью статьи является обоснование социального заказа на педагогических работников, обладающих н еобходимыми полифункциональными профессиональными компетенциями, позволяющими обучать детей и подростков в рамках системы дополнительного образования.

Актуальность внедрения основ туристско-краеведческой направленности в образовательный процесс обучающихся определена Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, в рамках реализации которой определена необходимость создания всеобъемлющих условий для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность с целью ознакомления и изучения культуры, традиций, истории, природы, деятельности выдающихся людей соответствующего региона как малой родины, так и всего Отечества в целом.

Для развития туристско-краеведческой направленности существует потребность в организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.