Научная статья на тему 'Формирование у младших подростков «Образа я» в процессе внеурочной деятельности'

Формирование у младших подростков «Образа я» в процессе внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«образ Я» / самопознание / самореализация / младший подростковый возраст / внеурочная деятельность / "image of me" / self-knowledge / self-realization / younger adolescence / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О В. Грашина, В В. Полякова

Актуальнейшей проблемой разных наук о личности человека является изучение генезиса сознания и самосознания. Большое количество психологопедагогических исследований разного времени посвящено анализу такой части самосознания как «образ Я». Изучением феномена «образа Я» в разные периоды занимались множество ученых, принадлежавших к различным, порой противоречащим друг другу, направлениям научной мысли. Вопрос о содержании «образа Я», особенностей его формирования в разных возрастных периодах, использования средств урочной и внеурочной деятельности в процессе формирования остается дискуссионным и в настоящее время. Статья раскрывает некоторые аспекты формирования положительного образа «Я» у младших подростков в процессе внеурочной деятельности. Рассмотрены особенности образа «Я» у младших подростков, принципы и направления организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. Представлены результаты экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О В. Грашина, В В. Полякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF YOUNGER TEENAGERS «IMAGE OF ME» IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The most urgent problem of different Sciences of human personality is the study of the Genesis of consciousness and self-consciousness. A large number of psychological and pedagogical studies of different times devoted to the analysis of such a part of self-consciousness as the ";image of me". The study of the phenomenon of ";image of me" in different periods engaged in a lot of scientists belonging to different, sometimes contradictory, directions of scientific thought. The question of the content of the ";image of me", the features of its formation in different age periods, the use of means of fixed and extracurricular activities in the process of formation remains debatable at the present time. The article reveals some aspects of the formation of a positive ";image of me" in younger adolescents in the process of extracurricular activities. The features of the ";image of me" in younger adolescents, the principles and directions of the organization of extracurricular activities in accordance with the FGOS ООО are considered. The results of the experimental study are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших подростков «Образа я» в процессе внеурочной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ «ОБРАЗА Я» В ПРОЦЕССЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.В. Грашина1, заведующий лабораторией В.В. Полякова , директор школы

1Тольяттинский государственный университет

2

ГБОУ СОШ с. Верхние Белозерки

1(Россия, г. Тольятти)

2

(Россия, Самарская область, с. Верхние Белозерки)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11683

Аннотация. Актуальнейшей проблемой разных наук о личности человека является изучение генезиса сознания и самосознания. Большое количество психолого-педагогических исследований разного времени посвящено анализу такой части самосознания как «образ Я». Изучением феномена «образа Я» в разные периоды занимались множество ученых, принадлежавших к различным, порой противоречащим друг другу, направлениям научной мысли. Вопрос о содержании «образа Я», особенностей его формирования в разных возрастных периодах, использования средств урочной и внеурочной деятельности в процессе формирования остается дискуссионным и в настоящее время.

Статья раскрывает некоторые аспекты формирования положительного образа «Я» у младших подростков в процессе внеурочной деятельности. Рассмотрены особенности образа «Я» у младших подростков, принципы и направления организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. Представлены результаты экспериментального исследования.

Ключевые слова: «образ Я», самопознание, самореализация, младший подростковый возраст, внеурочная деятельность.

Актуальнейшей задачей образования на современном этапе его развития в соответствии с требованиями ФГОС ООО является создание оптимальных условий для личностной и социальной самореализации обучающихся. В ситуации постоянно меняющихся общественных условий и с учетом специфики возрастного развития подрастающее поколение сталкивается с трудностями определения личностной идентичности. Реализация потенциальных возможностей личности подростка требует опоры на имеющиеся у него представления о себе, о своих потребностях, ценностях и способностях, то есть на положительный «образ Я».

Анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме «образа Я» позволяет говорить о устойчивом интересе ученых к данной области. Существует огромное количество теорий и подходов, освещающих отдельные аспекты проблемы формирования «образа Я». Большинство исследователей изучают

формирование «образа Я» в тесной связи с самосознанием личности. Несмотря на наличие расхождений в понимании «образа Я» и отдельных его проявлений, исследователи сходятся во мнении, что «образ Я» есть элемент самоопределения, влияющий на переработку человеком информации о его личности и регуляцию его поведения в определенных условиях. «Образ Я» - динамическое образование личности. «Образ Я» есть предпосылка и следствие социального взаимодействия человека. Фактически индивид обладает множеством «образов Я», в определенных ситуациях взаимодействия с социумом одни из них выходят на первый план самосознания [ 1].

В течение подросткового возраста происходит интенсивное формирование личности. Подростки характеризуются усилением стремления к самовосприятию и самопознанию, к пониманию своего места в жизни. На основе осознания себя как субъекта отношений с окружающими у подростков формируется образ собственного

«Я». Происходит повышение значимости представлений о себе, образование сложной системы самооценок, которые базируются на первых попытках самоанализа, сопоставления себя с окружающими. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я-концепции» [5]. Но становление «Я-концепции» - это новообразование старшего подросткового возраста. Для младших подростков уместнее говорить о формировании «образа Я». Взрослеющий подросток переходит к качественно новому осознанному отношению к себе как к члену общества. Возрастные новообразования подросткового возраста обеспечивают возможность формирование «образа Я» как целостной и непротиворечивой системы знаний о себе и своем месте в мире, соответствующей реальной действительности и индивидуальным представлениям подростка.

В младшем подростковом возрасте усиливается стремление детей к самовосприятию и самопознанию, актуализируется интерес к своему внутреннему миру, происходит осознание самого себя, своих мотивов и потребностей, своей позиции в отношениях с окружающими, формируется образ собственного «Я», определяются внутренние критерии для самооценивания. Младшие подростки активно стремятся к определению своей роли и места в обществе, но испытывают в этом процессе серьезные трудности. Подростков характеризует настойчивое стремление к самостоятельности, избегание вмешательства взрослых в их жизнь, активное отстаивание собственных убеждений. Подросток отчуждается от взрослого, интенсивно взаимодействует со сверстниками. Среда сверстников определяет самоощущение ребенка, реализует его потребность в признании и самоутверждении. Тем не менее, взрослый продолжает оставаться важным и значимым для подростка, несмотря на акты негативизма и отстранения [4].

В течение младшего подросткового возраста интенсивно формируются разные компоненты «образа Я»: «психическое Я», «физическое Я», «социальное Я». Форми-

рование «психического Я» связано с оценочными и аффективными установками, младшие подростки интенсивно усваивают их под воздействием культуры, других людей и особенностей своего «Я», у них развивается «идеальное Я» и «воображаемое Я». Социальное «Я» младших подростков дифференцируется, они описывают себя как носителей большинства социальных ролей, не всегда полно понимая причины дифференциации своего поведения. Отдельные черты «образа Я» младшего подростка диссоциированы, сочетание различных «образов Я» дисгармонично. Поэтому процесс формирование положительного «образа Я» подростков требует последовательного психолого-

педагогического сопровождения. Одним из средств формирования «образа Я» младших подростков является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть процесса образования в период подросткового возраста, объединяющая все виды деятельности обучающихся, исключая учебную, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность предполагает активность обучающихся, которую они проявляют вне уроков. Подобная активность определяется интересами и потребностями школьников, направленна на познание и преобразование себя и окружающей действительности. Она выполняет важную роль в развитии обучающихся и формировании коллектива. Содержание и формы внеурочной деятельности обучающихся разнообразны и складываются из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом. Основанием для разработки и реализации конкретных форм внеурочной деятельности являются виды деятельности детей. Формы организации этих видов деятельности разнообразны: экскурсии, кружки, конференции, олимпиады, выставки, викторины, соревнования, спортивные клубы и секции, круглые столы, диспуты, юношеские организации, краеведческая работа, школьные научные общества, поисковые и научные исследо-

вания, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, выставки творческих работ, художественные студии, театрализованные представления, компьютерные занятия, выпуски газет, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, военно-

патриотические объединения, тематические лагерные смены, летние школы. В процессе организации внеурочной деятельности используются словесные, наглядные и практические методы [2, 3].

Проблема формирования личности обучающихся в процессе внеурочной деятельности является предметом изучения большого количества исследований. Ученые изучают аспекты формирования социально-ценностной направленности личности школьников, способностей к творческой деятельности, патриотической активности, позитивной «Я-концепции», самооценки, становления индивидуальности и пр. Анализируя имеющиеся программы внеурочной деятельности, можно сказать, что часть из них ставит перед собой более широкие цели, часть рассчитана на старший подростковый возраст, часть представляет собой скорее коррекционно-развивающие программы. Формирование «образа Я» у младших подростков требует разработки специализированной программы, учитывающей особенности данного этапа онтогенеза и специфику организации внеурочной деятельности.

Для исследования сформированности у младших подростков «образа Я» предлагается использовать следующие диагностические процедуры: методика «Автопортрет» (Р. Бернс, модификация Е.С. Романовой, С.Ф. Потемкиной), тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой), методика изучения самооценки (Т. Демо, С.Я. Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан), тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев), методика «Шкала оценки своей компетентности» (С. Хартер, адаптация Н.С. Чернышевой), тест «Рисунок семьи» (А.Л. Венгер).

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ с. Верхние

Белозерки м.р. Ставропольский Самарской области. В исследовании приняли участие 44 младших подростка, обучающихся в 56-х классах.

Диагностическое исследование уровня сформированности «образа Я» у младших подростков показало, что около 30% испытуемых достигли высокого уровня сформированности «образа Я». Младшие подростки данной группы удовлетворены собственной внешностью, демонстрируют выраженный интерес к своему внутреннему миру, описывают свои качества, относящиеся к разным сферам жизни, адекватно оценивают и принимают свои как положительные, так и отрицательные качества. Они характеризуются гармоничной дифференцированной самооценкой, проявляют уважение к своей личности, ждут от окружающих положительного отношения, демонстрируют уверенность и самопринятие. Младшие подростки высоко оценивают свою успешность во взаимодействии со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности, удовлетворены своими друзьями, своей популярностью среди сверстников. Подростки удовлетворены своим положением в семье, понимают свое место в семейной иерархии, могут обратиться за помощью к кому-либо из родителей.

Для большинства подростков, принимавших участие в исследовании, характерен средний уровень (более 40%). То есть они не вполне удовлетворены своим внешним обликом, им не нравятся отдельные части своего облика. Они проявляют интерес к своему внутреннему миру, но описывая себя, используют однотипные качества, социальные роли. Младшие подростки недостаточно принимают себя, либо не принимают отдельные свои проявления. Они недостаточно удовлетворены своим положением среди сверстников, затрудняются проявить активность, недостаточно принимают себя в отношениях со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Подростки осознают свою роль в семье, но видят себя отстраненными от остальных членов семьи. Испытывают затруднения в нахождении взаимопонима-

ния с членами семьи, конфликтуют с братьями и сестрами.

Практически треть испытуемых отличается низким уровнем, они не удовлетворены своим физическим обликом, испытывают затруднения при описании своего внутреннего мира, демонстрируют тревожность, неохотно обсуждают свои качества, дают им неопределенные оценки. Для них характерны недостаточные самопринятие, самоуважение, самоинтерес. Самооценка этих подростков характеризуется как дисгармоничная, слабо диффе-

ренцированная. Младшие подростки демонстрируют неудовлетворенность собой в сфере отношений со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности, не принимают себя, им сложно завести друзей. Подростки не видят себя в контексте семейных отношений, либо испытывают дискомфорт в семье (рис. 1).

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость проведения с младшими подростками специальной работы, направленной на повышение уровня сформированности «образа Я».

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Высокий уровень

42,3

44,4

Средний уровень

Низкий уровень

Контрольная группа

I Экспериментальная группа

Рис. 1. Уровни сформированности у младших подростков «образа Я» (констатирующий

этап), %

Для осуществления формирующего эксперимента была разработана программа внеурочной деятельности социальной направленности. Программа составлена для учащихся 11-12 лет. Общее количество: 36 часов - 30 часов практических занятий; 6 часов теоретических занятий. Занятия проводятся два раза в неделю (по одному занятию длительностью 40-45 минут). Занятия проводятся в группе детей из 12-18 человек.

Отличительной особенностью данной программы является то, что формирование «образа Я» младших подростков происходит от погружения в основы знаний об индивидуально-психологических особенностях личности человека к определению этих особенностей у подростков, а затем к практической деятельности, в которой подростки приобретают приемы и способы

обретения уверенности в себе, осознания ценности собственной личности, самопознания и саморазвития. Программа предполагает использование такой формы внеурочной деятельности как групповой тренинг, так как в коллективе сверстников подросток имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности. В программе используются мини-лекции, беседы, психодиагностические методики, психологические упражнения, ролевые игры, дискуссии, средства изобразительной деятельность, рефлексия результатов и пр., которые реализуются в фронтальной, групповой и индивидуальной формах работы. Все методы и формы работы подобраны с учетом возрастных особенностей младших подростков.

Содержание программы внеурочной деятельности ориентировано на осознание младшими подростками своего «образа Я» и его переоценку, интеграцию личностных качеств, осознание способностей, возможностей, умений; познание подростками себя как личности и определение своего потенциала; осознание младшими подростками своих проблем и определение направления развития личности; мотивацию младших подростков к саморазвитию; рефлексию и самоконтроль своих успехов и неудач; способность корректировать

программу своих действий по саморазвитию. В программе реализуются виды деятельности, интересные детям младшего подросткового возраста, организован целенаправленный процесс самопознания в группе сверстников.

Повторное диагностическое исследование уровня сформированности «образа Я» у младших подростков показало значимые изменения у младших подростков, принявших участие в реализации программы (рис. 2).

60 50 40 30 20 10

55,6

Высокий уровень

42,3

Средний уровень

23,1

Низкий уровень

Контрольная группа

■ Экспериментальная группа

Рис. 2. Уровни сформированности у младших подростков «образа Я»

(контрольный этап), %

Это доказывает эффективность проведенной работы. Программа внеурочной деятельности «Я - человек. Но какой?» позволяет успешно формировать «образ

Я» младших подростков и может быть использована в образовательно-воспитательном процессе образовательных организаций.

Библиографический список

1. Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 6. - С. 4-10. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_17715253_53173196.pdf (дата обращения: 30.12.2018).

2. Содержание и организация внеурочной деятельности современных школьников: опыт и проблемы реализации: Монография [под ред. С.Д. Якушевой]. - Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. - 196 с.

3. Руденко И.В. Общественное воспитание как ценностный блок школьного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т.2. №1 (36). - С. 83-90. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru /download/elibrary_28822822_79030892.pdf (дата обращения: 22.10.2019).

4. Четверткова А.В. Качества личности современного подростка психологический портрет // Человек в мире культуры. - 2016. - №2. - С. 87-92. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestva-lichnosti-sovremennogo-podrostka-psihologicheskiy-portret (дата обращения: 08.12.2018).

0

5. Шерешкова Е.А., Курочкина М.Г. Психологические механизмы формирования позитивного самоотношения в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3 (39). - С. 142-147.

FORMATION OF YOUNGER TEENAGERS «IMAGE OF ME» IN THE PROCESS OF

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

O.V. Grashina1, Head of the Laboratory V.V. Polyakova2, Director of the School 1Togliatti State University

2SBEI Secondary school in Verkhniye Belozerka 1(Russia, Togliatti)

2(Russia, Samara region, Verkhniye Belozerki)

Abstract. The most urgent problem of different Sciences of human personality is the study of the Genesis of consciousness and self-consciousness. A large number of psychological andped-agogical studies of different times devoted to the analysis of such a part of self-consciousness as the "image of me". The study of the phenomenon of "image of me" in different periods engaged in a lot of scientists belonging to different, sometimes contradictory, directions of scientific thought. The question of the content of the "image of me ", the features of its formation in different age periods, the use of means of fixed and extracurricular activities in the process of formation remains debatable at the present time.

The article reveals some aspects of the formation of a positive "image of me " in younger adolescents in the process of extracurricular activities. The features of the "image of me " in younger adolescents, the principles and directions of the organization of extracurricular activities in accordance with the FGOS ООО are considered. The results of the experimental study are presented.

Keywords: "image of me", self-knowledge, self-realization, younger adolescence, extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.