Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земсков Александр Евгеньевич

Введение. Обеспечение готовности представителей нового поколения граждан к вхождению в общественное окружение посредством их приобщения к социальному опыту, выступает в качестве одной из наиболее значимых задач, возникающих перед системой образования, вынужденной оперативно реагировать на регулярные социокультурные и экономические трансформации, которым подвержено современное российское общество. Данное обстоятельство обусловило возникновение общественного заказа, имеющего своей целью - воспитание социально ответственной и разносторонне развитой личности. Именно овладение социальным опытом призвано способствовать полноценности и многогранности личностного развития ребёнка через ознакомление с ценностями, которые впоследствии обеспечат его становление активным субъектом общественных отношений, небезразличным социуму. Данные обстоятельства наглядно демонстрируют - социальный опыт младших подростков сформирован недостаточно, что, в свою очередь, подтверждает актуальность обозначенной проблемы и обуславливает необходимость выявления основных этапов процесса формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности. Материалы и методы. Исследование базируется на принципах индивидуализации, рефлексии, мотивации, учета возрастных особенностей младших подростков. Среди методов, следует выделить сравнительный и ретроспективный анализ, интерпретация, изучение и анализ нормативных документов; анализ систематизация и обобщение научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности. Результаты исследования. Выявлена этапность процесса формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности. Приведена характеристика каждого из этапов: первый этап - ценностно-установочный направлен на формирование у младших подростков установки на ценностное отношение к миру, самим себе и другим людям; второй этап - информационно-познавательный непосредственно связан с формирование необходимых теоретических знаний и представлений младших подростков о социальной действительности и нормах общественного взаимодействия; на третьем - деятельностно-практическом этапе предполагается вовлечение младших подростков в различные формы внеурочной деятельности социальной направленности с целью формирования у них умений и навыков, необходимых для дальнейшего участия в социально-значимой и личностно-значимой деятельности; четвёртый - аналитико-коррекционный этап направлен на формирование рефлексивных умений, необходимых для конструктивного участия в социально-значимой и личностно-значимой деятельности; осмысления и осознания её результатов; объективной самооценки. Выводы и заключение. Проведённое исследование позволило установить, что соблюдение обозначенной этапности способствует достижению трёх уровней результатов внеурочной деятельности, что в свою очередь, позволяет обеспечить эффективность процессов воспитания и социализации младших подростков и, как следствие, способствует формированию их социального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE STAGES OF FORMATION OF THE SOCIAL EXPERIENCE OF YOUNGER ADOLESCENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Introduction: Ensuring the readiness of representatives of a new generation of citizens to enter the public environment through their familiarization with social experience is one of the most significant tasks facing the education system, which is forced to respond quickly to regular socio-cultural and economic transformations that modern Russian society is subject to. This circumstance led to the emergence of a public order, which has as its goal the upbringing of a socially responsible and diversified personality. It is the mastery of social experience that is designed to contribute to the fullness and versatility of the child's personal development through familiarization with the values that will subsequently ensure that he becomes an active subject of social relations, not indifferent to society. These circumstances clearly demonstrate that the social experience of younger adolescents is not sufficiently formed, which, in turn, confirms the relevance of the identified problem and necessitates the identification of the main stages in the process of forming the social experience of younger adolescents in extracurricular activities. Materials and methods: The study is based on the principles of individualization, reflection, motivation, taking into account the age characteristics of younger adolescents. Among the methods, one should single out comparative and retrospective analysis, interpretation, study and analysis of regulatory documents; analysis systematization and generalization of scientific and methodological literature devoted to the problem of forming the social experience of younger adolescents in extracurricular activities. Results: The stages of the process of forming the social experience of younger adolescents in extracurricular activities are revealed. The characteristics of each of the stages are given: the first stage - value-setting is aimed at forming in younger teenagers an attitude towards the world, themselves and other people; the second stage - information-cognitive is directly related to the formation of the necessary theoretical knowledge and ideas of younger adolescents about social reality and the norms of social interaction; at the third - activity-practical stage, it is supposed to involve younger adolescents in various forms of extracurricular activities of a social orientation in order to form their skills and abilities necessary for further participation in socially significant and personally significant activities; the fourth - analytical and corrective stage is aimed at the formation of reflective skills necessary for constructive participation in socially significant and personally significant activities; comprehension and awareness of its results; objective self-assessment. Discussion and Conclusions: The conducted research made it possible to establish that the observance of the indicated phasing contributes to the achievement of three levels of the results of extracurricular activities, which in turn makes it possible to ensure the effectiveness of the processes of education and socialization of younger adolescents and, as a result, contributes to the formation of their social experience.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности Theory, methodology and organization of socio-cultural activities

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-78-93 УДК 37.013.42

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Земсков Александр Евгеньевич

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5570-7383 E-mail: hmfanaticus@mail.ru

Аннотация. Введение. Обеспечение готовности представителей нового поколения граждан к вхождению в общественное окружение посредством их приобщения к социальному опыту, выступает в качестве одной из наиболее значимых задач, возникающих перед системой образования, вынужденной оперативно реагировать на регулярные социокультурные и экономические трансформации, которым подвержено современное российское общество. Данное обстоятельство обусловило возникновение общественного заказа, имеющего своей целью - воспитание социально ответственной и разносторонне развитой личности. Именно овладение социальным опытом призвано способствовать полноценности и многогранности личностного развития ребёнка через ознакомление с ценностями, которые впоследствии обеспечат его становление активным субъектом общественных отношений, небезразличным социуму. Данные обстоятельства наглядно демонстрируют - социальный опыт младших подростков сформирован недостаточно, что, в свою очередь, подтверждает актуальность обозначенной проблемы и обуславливает необходимость выявления основных этапов процесса формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности.

Материалы и методы. Исследование базируется на принципах индивидуализации, рефлексии, мотивации, учета возрастных особенностей младших подростков. Среди методов, следует выделить сравнительный и ретроспективный анализ, интерпретация, изучение и анализ нормативных документов; анализ систематизация и обобщение научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности.

Результаты исследования. Выявлена этапность процесса формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности. Приведена характеристика каждого из этапов: первый этап - ценностно-установочный направлен на формирование у младших подростков установки на ценностное отношение к миру, самим себе и другим людям; второй этап - информационно-познавательный непосредственно связан с формирование необходимых теоретических знаний и представлений младших подростков о социальной действительности и нормах общественного взаимодействия; на третьем - деятельност-но-практическом этапе предполагается вовлечение младших подростков в различные формы внеурочной деятельности социальной направленности с целью формирования у них умений и навыков, необходимых для дальнейшего участия в социально-значимой и личностно-значимой деятельности; четвёртый - анали-тико-коррекционный этап направлен на формирование рефлексивных умений, необходимых для конструктивного участия в социально -значимой и личностно-значимой деятельности; осмысления и осознания её результатов; объективной самооценки.

Выводы и заключение. Проведённое исследование позволило установить, что соблюдение обозначенной этапности способствует достижению трёх уровней результатов внеурочной деятельности, что в свою очередь, позволяет обеспечить эффективность процессов воспитания и социализации младших подростков и, как следствие, способствует формированию их социального опыта.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, младший подросток, социализация, социальный опыт, формирование, этап

Для цитирования: Земсков А. Е. Характеристика этапов формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности // Педагогика: история, перспективы. 2023. Том. 6. № 1-2 . с. 78-93 БОТ: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-78-93

Благодарность. Автор выражает благодарность доктору педагогических наук В. П. Голованову за полезные рекомендации и ценные советы в подготовке материалов статьи.

Original article

CHARACTERISTICS OF THE STAGES OF FORMATION OF THE SOCIAL EXPERIENCE OF YOUNGER ADOLESCENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Aleksandr Evgenyevich Zemskov

Mordovian State Pedagogical University Saransk, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5570-7383 E-mail: hmfanaticus@mail.ru

Abstract . Introduction: Ensuring the readiness of representatives of a new generation of citizens to enter the public environment through their familiarization with social experience is one of the most significant tasks facing the education system, which is forced to respond quickly to regular socio-cultural and economic transformations that modern Russian society is subject to. This circumstance led to the emergence of a public order, which has as its goal the upbringing of a socially responsible and diversified personality. It is the mastery of social experience that is designed to contribute to the fullness and versatility of the child's personal development through familiarization with the values that will subsequently ensure that he becomes an active subject of social relations, not indifferent to society. These circumstances clearly demonstrate that the social experience of younger adolescents is not sufficiently formed, which, in turn, confirms the relevance of the identified problem and necessitates the identification of the main stages in the process of forming the social experience of younger adolescents in extracurricular activities. Materials and methods: The study is based on the principles of individualization, reflection, motivation, taking into account the age characteristics of younger adolescents. Among the methods, one should single out comparative and retrospective analysis, interpretation, study and analysis of regulatory documents; analysis systematization and generalization of scientific and methodological literature devoted to the problem of forming the social experience of younger adolescents in extracurricular activities.

Results: The stages of the process of forming the social experience of younger adolescents in extracurricular activities are revealed. The characteristics of each of the stages are given: the first stage - value-setting is aimed at forming in younger teenagers an attitude towards the world, themselves and other people; the second

stage - information-cognitive is directly related to the formation of the necessary theoretical knowledge and ideas of younger adolescents about social reality and the norms of social interaction; at the third - activity-practical stage, it is supposed to involve younger adolescents in various forms of extracurricular activities of a social orientation in order to form their skills and abilities necessary for further participation in socially significant and personally significant activities; the fourth - analytical and corrective stage is aimed at the formation of reflective skills necessary for constructive participation in socially significant and personally significant activities; comprehension and awareness of its results; objective self-assessment. Discussion and Conclusions: The conducted research made it possible to establish that the observance of the indicated phasing contributes to the achievement of three levels of the results of extracurricular activities, which in turn makes it possible to ensure the effectiveness of the processes of education and socialization of younger adolescents and, as a result, contributes to the formation of their social experience.

Keywords: extracurricular activities, younger teenager, socialization, social experience, formation, stage

For citation: Zemskov A.E. Characteristics of the stages of formation of the social experience of younger adolescents in extracurricular activities // Pedagogy: History, Prospects. 2023. Vol. 6. № 1-2 p. 78-93. (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-78-93

Acknowledgements: The author expresses his gratitude to Doctor of Pedagogical Sciences V. P. Golovanov for useful recommendations and valuable advice in the preparation of the article materials.

Введение. Обеспечение готовности представителей нового поколения граждан к вхождению в общественное окружение посредством их приобщения к социальному опыту, выступает в качестве одной из наиболее значимых задач, возникающих перед системой образования, вынужденной оперативно реагировать на регулярные социокультурные и экономические трансформации, кото78-93рым подвержено современное российское общество. Данное обстоятельство обусловило возникновение общественного заказа, имеющего своей целью -воспитание социально ответственной и разносторонне развитой личности.

Именно овладение социальным опытом призвано способствовать полноценности и многогранности личностного развития ребёнка через ознакомление с ценностями, которые впоследствии обеспечат его становление активным субъектом общественных отношений, небезразличным социуму.

Основные государственные документы в системе образования - Закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и др. - ориентируют систему отечественного образования на приобретение индивидом социального опыта путём интеграции в общественную среду, присвоения ценностей многочисленных групп, построения общественных связей на основе непрерывного репродуцирования системы социальных отношений.

Проблема формирования социального опыта видится нам наиболее значимой по отношению к представителям такой возрастной категории как младшие подростки.

Акцентирование исследовательского внимания на обозначенной группе обусловлено тем обстоятельством, что именно в младшем подростковом возрасте происходит зарождение такого уникального по своей природе новообразования как чувство взрослости, что неминуемо влечёт за собой смену ключевых мотивационных тенденций присущих личности, стремящейся утвердить за собой достойное место среди ближайшего окружения. Кроме того, характерной особенностью данного периода является возникновение у младших подростков личностной рефлексии, способствующей эффективности в поисках способов самореализации в различных видах деятельности.

Актуальность рассматриваемого вопроса также подтверждается результатами, полученными в ходе проведённого опроса, анализ которых наглядно свидетельствует о том, что характерными чертами, присущими значительной части респондетов (представителей интересующей нас возрастной группы) являются: отсутствие мотивации к принятию участия в социально-значимой деятельности (41%) и отсутствие стремления к расширению круга общения (37%).

Данные обстоятельства наглядно демонстрируют - социальный опыт младших подростков сформирован недостаточно, что, в свою очередь, подтверждает актуальность обозначенной проблемы и обуславливает необходимость выявления основных этапов процесса формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности.

Материалы и методы. Исследование базируется на принципах индивидуализации, рефлексии, мотивации, учета возрастных особенностей младших подростков. Среди методов, следует выделить сравнительный и ретроспективный анализ, интерпретация, изучение и анализ нормативных документов; анализ систематизация и обобщение научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности. Отправной точкой для организации исследования послужил опрос, в котором приняли участие 196 учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. о. Саранск (МОУ «СОШ № 1») и муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 26» г. о. Саранск (МОУ «Лицей № 26»).

Результаты и обсуждение. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил установить, что на сегодняшний день термин «социальный опыт» обрёл статус межотраслевой категории.

Так, вопросам связанным с раскрытием сущности социального опыта свои исследования посвятили учёные -философы А. Н. Аверин, С. Э. Крапивенский, Т. П. Малькова и др.; социологи Л. Н. Коган, И. С. Кон, А. Я. Флиер [1] и др.

Основываясь на результатах исследований данной категории в различных областях научного знания, педагогическая наука, в свою очередь, трактует социальный опыт индивида как самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок [ 2].

Обозначенные положения обуславливают приоритетный статус проблемы сопоставления общественного опыта (воспроизводящегося в культуре и выраженного во всём многообразии знаний, аккумулированных человечеством, и подготовленного к трансляции будущим поколениям) и социального опыта индивида. Материалы современных исследований в области педагогики и психологии позволяют нам придерживаться следующей позиции в данном вопросе: социальный опыт ребёнка представляет собой уникальный результат его обучения, воспитания и социализации [3].

Решение обозначенной проблемы, на наш взгляд, предполагает не только рассмотрение процессуального аспекта вопроса, но и детального учёта возрастных особенностей субъекта социализации и приобретает особое значение в отношении представителей такой возрастной категории как младшие подростки, в виду происходящих трансформаций, затрагивающих мотивационную сферу их личности, стремящейся утвердить своё место в ближайшем окружении, изменений в механизмах мышления, начинающего носить рефлексивный характер [4].

Вместе с тем, проведённый анализ научной литературы позволяет установить, что, несмотря на очевидную значимость указанных возрастных особенностей в контексте рассмотрения вопроса организации процесса формирования социального опыта, данный аспект остаётся слабо изученным [5].

Большинством учёных-исследователей, уделивших своё внимание рассмотрению характерных особенностей младших подростков, данный возрастной период признаётся одним из сложнейших в поле педагогической практики в виду нескольких значимых обстоятельств:

- во-первых это невозможность точного соотношения указанного возраста

с чёткими хронологическими границами, и его несопоставимость с опре-

делённым уровнем образования, например, в отличие от младшего школьного детства;

- во-вторых это начальная стадия пубертата, приспособления к новым для себя группам, попыток проявления общественной самостоятельности [6].

Несмотря на это, такие специфические черты, присущие младшим подросткам, как: склонность к утверждению собственного положения в коллективе через общение, осуществляющийся в ходе социального взаимодействия с ближайшим окружением, рефлексивный оборот (возникновение «ориентировки на себя»), высокая сензитивность, стремление к достижению общественного признания путём принятия участия в социально значимой деятельности позволяют нам считать данный возраст одним из наиболее подходящих периодов для формирования социального опыта [7].

Опираясь на определение социального опыта, данное А. В. Мудриком, и учитывая характерные психолого-педагогические особенности интересующей нас возрастной группы, считаем возможным определить сущность понятия «социальный опыт младшего подростка» как индивидуальный синтез ценностных ориентаций, знаний и представлений о нормах поведения, принятых в обществе, умений и навыков социального взаимодействия, обусловленного характерным для младшего подростка стремлением к утверждению своей позиции и сопровождающегося внутренним осмыслением за счёт становления нового типа мышления, носящего рефлексивный характер, способствующий его успешной интеграции в общественные отношения в будущем [7].

Основываясь на понимании сущности понятия «социальный опыт младшего подростка», в его структуре нами выделяются следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.

Так, аксиологический компонент включает в себя ценностные ориентации, определяющие социальные установки личности младшего подростка; когнитивный компонент включает в себя представления и знания младшего подростка о социальной действительности и нормах взаимодействия, принятых в обществе; деятельностный компонент выражен совокупностью социальных умений и навыков младших подростков, способствующих приобретению опыта социального взаимодействия, и направлен на их практическую реализацию в рамках осуществления социально - значимой и личностно - значимой деятельности на основании сформированных социальных норм, представлений и ценностей; рефлексивный компонент основывается на признании рефлексивной позиции младшего подростка, его готовности к внутреннему осмыслению и анализу опыта социального взаимодействия, а также своей деятельности и её результата.

Интериоризация социального опыта у младшего подростка осуществляется несколькими, находящимися в тесной связи, способами: во-первых, в условии действия традиционного механизма социализации, а во-вторых - ин-

ституционального. В первом случае происходит овладение ребёнком образцами и нормами поведения, характерными для его родных и ближайшего окружения, тогда как в результате контакта с многочисленными социальными институтами он приобретает знания о нормах поведения, принятых в том, или ином обществе, а так же опыт имитации общепринятого поведения [8].

Проведённый анализ образовательной практики и научных работ (Е. Б. Евладова [9], Т. С. Пчелинцева [10], Г. К. Селевко [11] и др.) позволяет установить, что широкими возможностями в вопросе содействия социализации подрастающего поколения обладает внеурочная деятельность.

В соответствии с ФГОС, внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [12].

На данный момент обозначенный вид деятельности, определяющийся требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), реализуется на основании вариативной части базисного учебного плана.

Потенциал внеурочной деятельности в контексте организации процесса формирования социального опыта младших подростков определяется:

- расширением диапазона приобретаемых социальных ролей,

- организованной коммуникацией с товарищами, предоставляющей

необходимые условия для самореализации,

- разнообразием форм деятельности для добровольного выбора;

- включением в многочисленные виды общественно-значимой деятельности.

Кроме того, ещё одним значительным преимуществом внеурочной деятельности, отвечающим новым вызовам, возникающим перед современной системой образования, является возможность её реализации в дистанционной форме, предполагающей организацию:

- виртуальных экскурсий;

- кинолекториев;

- мастер-классов;

- исследовательских проектов и т.д. [13]

При реализации внеурочной деятельности следует принимать во внимание её воспитательные результаты, распределённые по трём уровням [14].

Так, первый уровень предполагает приобретение общественных знаний, начального осознания повседневной реальности и социальной действительности.

В свою очередь, результаты второго уровня заключаются в приобретении опыта позитивного отношения к основным социальным ценностям.

Характеристикой результатов третьего уровня является интериоризация опыта самостоятельного социального действия [15].

Обращает на себя внимание сходство, прослеживающееся при соотнесении содержания каждого из представленных уровней со смысловым наполнением компонентов социального опыта младших подростков, представленным нами ранее, что подтверждает ориентированность внеурочной деятельности на его формирование и позволяет определить этапность процесса формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности.

Так, первый этап - ценностно-установочный направлен на формирование у младших подростков установки на ценностное отношение к миру, самим себе и другим людям.

Второй этап - информационно-познавательный непосредственно связан с формирование необходимых теоретических знаний и представлений младших подростков о социальной действительности и нормах общественного взаимодействия.

В свою очередь, на третьем - деятельностно-практическом этапе предполагается вовлечение младших подростков в различные формы внеурочной деятельности социальной направленности с целью формирования у них умений и навыков, необходимых для дальнейшего участия в социально -значимой и лич-ностно-значимой деятельности.

Четвёртый, завершающий этап - аналитико-коррекционный направлен на формирование рефлексивных умений, необходимых для конструктивного участия в социально-значимой и личностно-значимой деятельности; осмысления и осознания её результатов; объективной самооценки. Реализация данного этапа призвана содействовать формированию самооценки младшего подростка, заострению его внимания на вопросе групповых ценностей, как неотъемлемых составляющих социального опыта.

Значимым условием выступает систематичность создания обстоятельств для планомерного включения младшего подростка в ситуации рефлексивной деятельности, что призвано обеспечить сформированность у него таких компонент как: умение давать критическую оценку результату, полученному в ходе участия в тех, или иных видах деятельности, умение определять причины возникновения трудностей в рамках выполнения каких-либо действий, умение держать под контролем свои поступки и действия.

Основанная на соблюдении вышеобозначенных этапов, организация рассматриваемого процесса призвана содействовать в достижении желаемого уровня сформированности социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности, показателями чего может служить:

- доминирование общественно ориентированных ценностей над ценностями личностного характера;

- ярко выраженная потребность принятия участия в общественно -полезной деятельности;

- устойчивые знания в области содержания базовых общественных ценностей;

- осознанность в применении тех, или иных видов вербальной и невербальной коммуникации;

- инициативность в процессе общения с окружающими;

- систематическая направленность на увеличение круга общения;

- умение оценить эмоциональные реакции партнера по коммуникации и адекватно реагировать на них;

- умение правильно распределить обязанности в ходе совместной деятельности;

- проявление активности в осуществлении коллективной деятельности;

- наличие адекватной самооценки при достаточном уровне критичности.

Примером соблюдения обозначенной этапности в организации формирования социального опыта младших подростков может служить внедрение в процесс внеурочной деятельности авторской программы «Вместе лучше!», рассчитанной на один учебный год. Программа предполагает активное вовлечение младших подростков в различные формы внеурочной деятельности социальной направленности и включает в себя шесть основных разделов:

- «Введение»;

- «Правила и нормы поведения»;

- «Искусство общения»;

- «Организация деятельности»;

- «Социальные практики»;

- «Подведение итогов».

Содержание первого раздела «Введение» направлено на актуализацию проблемы недостаточной сформированности социального опыта у младших подростков, их мотивацию на конструктивное взаимодействие с окружающими людьми и представлено групповой беседой «Почему вместе лучше?» и вводно -установочным занятием, посвящённым вопросам знакомства с оболочкой программы и структурой индивидуального рефлексивного дневника.

В свою очередь, второй раздел программы - «Правила и нормы поведения», включает в себя: групповую беседу «Наши ценности и нормы» и ролевую игру «Роли и маски».

Проведение данных мероприятий призвано способствовать приобретению знаний содержания базовых социальных ценностей, ролей и норм поведения, принятых в обществе.

Содержание третьего раздела «Искусство общения» направлено на развитие умения младших подростков устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Данный раздел включает в себя серию тренинговых занятий: «Секреты общения», «Шаг навстречу», «Конструктивное взаимодействие со значимым взрослым», «Умей сказать "Нет!"» и «Нет - конфликтам!».

Содержание четвёртого раздела «Организация деятельности» ориентировано на оказание содействия младшим подросткам в развитии их умения организовать совместную деятельность и направить окружающих людей на достижение поставленной цели. Данный раздел включает в себя следующие мероприятия: групповая беседа «Мы команда» и тренинг «Синергия».

Пятый раздел программы - «Социальные практики» направлен на предоставление младшим подросткам возможности реализовать полученные в ходе освоения содержания предыдущих блоков знания, умения и навыки.

Содержание данного раздела представлено такими мероприятиями, как конкурс проектов «Фестиваль социальной рекламы», деловая игра «Обществу без нас не обойтись!», благотворительная акция «Поделись теплом с другом!», встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Диалог поколений», акция «Открытка герою», конкурс экологического рисунка «Сбережём природу вместе!» и др.

Содержание шестого раздела программы - «Подведение итогов» посвящено рефлексивной оценке деятельности младших подростков и предполагает включение их в такие виды деятельности как: написание эссе «Вместе лучше?», прохождение заключительного анкетирования, а также участие в итоговом занятии «Копилка социального опыта» [16].

Кроме того, одним из эффективных средств, способствующих формированию у младших подростков отношения к себе как субъекту внеурочной деятельности, может выступать «индивидуальный рефлексивный дневник младшего подростка», предусматривающий работу с заданиями, содержательное наполнение которых соответствует каждому из этапов процесса формирования социального опыта.

Так, например, в рамках первого, ценностно-установочного этапа формирования социального опыта, младшим подросткам предлагается выполнить такие задания в индивидуальном рефлексивном дневнике как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подумай и проранжируй по степени важности для тебя признаки социально опытного человека;

- поразмышляй и ответь на вопросы:

а) Какие ценности ты бы назвал общечеловеческими и почему?

б) Как ты считаешь, что такое социальные ценности?

- составь собственную пирамиду ценностей и объясни свой выбор и т. д.

На информационно-познавательном этапе формирования социального опыта, младшим подросткам предлагается выполнить следующие задания в индивидуальном рефлексивном дневнике:

Третьему, деятельностно-практическому этапу формирования социального опыта, соответствует выполнение младшими подростками следующих заданий:

- проанализируй свои действия по итогам знакомства / беседы с новым для тебя человеком;

- по мере принятия участия в мероприятиях, заполни таблицу («Мой вклад в общее дело», «Как изменились мои взгляды на проблему», «Опыт, приобретённый мной по итогам участия в мероприятии») и т. д.

Примером задания, соответствующего завершающему, аналитико-коррекционному этапу, может являться задание индивидуального рефлексивного дневника - «К вершинам социального опыта»:

- обозначь на какой из ступеней лесенки ты находился до того как принял участие в работе и на какой ты находишься в данный момент. Аргументируй свой выбор в соответствии с предложенными характеристиками каждой ступени и т. д.

Выводы и заключение. Таким образом, проведённое исследование позволило установить, что последовательность формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности определяется этапностью (ценностно-установочный, информационно-познавательный, деятельностно-практический, аналитико-коррекционный) исследуемого процесса.

Учёт обозначенной этапности способствует достижению трёх уровней результатов внеурочной деятельности, что в свою очередь, позволяет обеспечить эффективность процессов воспитания и социализации младших подростков и, как следствие, способствует формированию их социального опыта.

Основанная на соблюдении вышеобозначенных этапов, организация процесса формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности призвана содействовать углублению знаний младших подростков о ключевых общественных ценностях, ролях и нормах поведения, которые приняты в обществе; развитию навыков коммуникации и организаторских умений, освоению различных форм и способов общения и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. - Москва : Академический проект, 2000. - 496 с. - Текст : непосредственный.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / А. В. Мудрик. - Москва : Академия, 2014. - 239 с. - Текст : непосредственный.

3. Неясова, И. А. Социальный опыт как педагогический феномен / И. А. Неясова. - Текст : непосредственный // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 8 (41). - С. 18-20.

4. Шалмина, А. Г. Возрастные особенности формирования социального опыта детей младшего школьного возраста / А. Г. Шалмина, И. А. Неясова. - Текст : непосредственный // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». -2020. - № 1. - С. 591-596.

5. Земсков, А. Е. Возрастные особенности младшего подростка в рамках проблемы формирования социального опыта / А. Е. Земсков. - Текст : непосредственный // Проблемы образования в условиях инновационного развития : сборник научных статей по материалам всероссийской научно-практической конференции, 22 мая 2019 г. / редколлегия: Т. И. Шукшина, Ж. А. Каско, С. Н. Горшенина; Мордовский государственный педагогический институт. - Саранск, 2019. - С. 50-56. - ISBN 978-5-81561098-9.

6. Маракушина, И. Г. Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка / И. Г. Ма-ракушина, А. Н. Буторина, О. Е. Кузнецова. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2014. - № 2 (39). - С. 152-156.

7. Земсков, А. Е. Формирование социального опыта младших подростков в современных условиях / А. Е. Земсков. - Текст : непосредственный // Глобальный научный потенциал. - 2019. - № 11 (104). - С. 18-22.

8. Долгова, А. А. Формирование социального опыта подростков в условиях дополнительного образования / А. А. Долгова. - Текст : непосредственный // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс : Материалы II Международной научно-практической конференции Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ», Борисоглебск, 15-16 октября 2021 года. - Москва : Перо, 2021. - С. 353-357. - ISBN 978-500189-725-5.

9. Евладова, Е. Б. Возможности развития самоорганизации во внеурочной деятельности школьников (анализ проблемы на основе «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» и ФГОС второго поколения) / Е. Б. Евладова. - Текст : непосредственный // Теория и практика самоорганизации : научно-методическое пособие для педагогов и руководителей образовательных организаций / под редакцией М. Р. Мирошкиной. - Москва : Научная библиотека. - 2017. - С. 71-76.

10. Пчелинцева, Т. С. Организация внеурочной деятельности в школе в рамках обучения и сопровождения педагогов / Т. С. Пчелинцева. - Текст : непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. -2018. - № 4. - С. 105-108. - DOI 10.24158/spp.2018.4.19.

11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие для студентов вузов / Г. К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с. - ISBH 87953-127-9. - Текст : непосредственный.

12. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915). - Текст : непосредственный.

13. Земсков, А. Е. Возможности внеурочной деятельности в формировании социального опыта младших подростков / А. Е. Земсков. - Текст : непосредственный // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - № 1 (45). -С. 25-29.

14. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов; 2-е издание. - Москва : Просвещение, 2011. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025672-8. - Текст : непосредственный.

15. Колесникова, О. М. Формы внеурочной деятельности школьников / О. М. Колесникова. - Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. - 2018. - № 4-2 (32). - С. 46-48.

16. Земсков, А. Е. Характеристика педагогических условий формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности / А. Е. Земсков. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы образования : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции - 57-е Евсевьевские чтения, 15-16 апреля 2021 г. / редколлегия: М. В. Антонова, Т. И. Шукшина, Ж. А. Каско, В. И. Лаптун; Мордовский государственный педагогический университет. - Саранск, 2021. - С. 175-179. - ISBN 978-5-8156-1346-1.

REFERENCES

1. Flier, A. Ya. Culturology for culturologists. A. Ya. Flier. Moscow : Academic Project, 2000. 496 p. Text : direct.

2. Mudrik, A. V. Social pedagogy : a textbook for students in the field of training "Psychological and pedagogical education" / A. V. Mudrik. Moscow : Academy, 2014. 239 p. - Text : direct.

3. Neyasova, I. A. Social experience as a pedagogical phenomenon. I. A. Ne-yasova. Text : direct. Global scientific potential. 2014. № 8 (41). P. 18-20.

4. Shalmina, A. G. Age-related features of the formation of the social experience of children of primary school age. A. G. Shalmina, I. A. Neyasova. Text : direct. Osovsky pedagogical readings "Education in the modern world: new time - new solutions". 2020. No. 1. p. 591-596.

5. Zemskov, A. E. Age features of a younger teenager within the framework of the problem of formation of social experience. A. E. Zemskov. Text : direct.

Problems of education in the conditions of innovative development : collection of scientific articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical conference, May 22, 2019. editorial board: T. I. Shukshina, J. A. Kasko, S. N. Gorshenina; Mordovian State Pedagogical Institute. Saransk, 2019. pp. 50-56. ISBN 978-5-8156-1098-9.

6. Marakushina, I. G. Age approach to the analysis of psychological and pedagogical problems of a modern younger teenager. I. G. Marakushina, A. N. Bu-torina, O. E. Kuznetsova. - Text : direct. Man and education. 2014. № 2 (39). P. 152-156.

7. Zemskov, A. E. Formation of the social experience of younger adolescents in modern conditions. A. E. Zemskov. Text : direct. Global scientific potential. 2019. № 11 (104). P. 18-22.

8. Dolgova, A. A. Formation of the social experience of adolescents in the conditions of additional education. A. A. Dolgova. Text : direct. Epistemological foundations of modern education: topical issues of promoting fundamental knowledge in the educational process : Materials of the II International Scientific and Practical Conference of the Borisoglebsk branch of the VSU, Boriso-glebsk, October 15-16, 2021. Moscow : Pero, 2021. pp. 353-357. ISBN 978-500189-725-5.

9. Evladova, E. B. Opportunities for the development of self-organization in extracurricular activities of schoolchildren (analysis of the problem based on the "Strategy for the development of education in the Russian Federation until 2025" and the second-generation Federal State Educational Standard). E. B. Evladova. - Text : direct. Theory and practice of self-organization : a scientific and methodological guide for teachers and heads of educational organizations. edited by M. R. Miroshkina. Moscow : Scientific Library. 2017. p. 7176.

10. Pchelintseva, T. S. Organization of extracurricular activities at school within the framework of training and support of teachers. T. S. Pchelintseva. Text : direct. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2018. No. 4. pp. 105-108. DOI 10.24158/spp.2018.4.19.

11. Selevko, G. K. Modern educational technologies : a textbook for university students. G. K. Selevko. Moscow : Public Education, 1998. 256 p. ISBN 87953-127-9. Text : direct.

12. On Amendments to the Federal State Educational Standard of Basic General Education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1644 dated December 29, 2014 (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on February 06, 2015 Registration number 35915). Text : direct.

13. Zemskov, A. E. The possibilities of extracurricular activities in the formation of the social experience of younger adolescents. A. E. Zemskov. Text : direct. Humanities and education. 2021. № 1 (45). P. 25-29.

14. Grigoriev, D. V. Extracurricular activities of schoolchildren. Methodical constructor : a manual for a teacher. D. V. Grigoriev, P. V. Stepanov; 2nd edition. Moscow : Prosveshchenie, 2011. 223 p. (Standards of the second generation). ISBN 978-5-09-025672-8. Text : direct.

15. Kolesnikova, O. M. Forms of extracurricular activities of schoolchildren. O. M. Kolesnikova. Text : direct. Bulletin of scientific conferences. 2018. № 4-2 (32). P. 46-48.

16. Zemskov, A. E. Characteristics of pedagogical conditions for the formation of the social experience of younger adolescents in extracurricular activities. A.E. Zemskov. Text : direct. Actual problems of education : collection of scientific articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference - 57th Eusebiev Readings, April 15-16, 2021. Editorial board: M. V. Antonova, T. I. Shukshina, J. A. Kasko, V. I. Laptun; Mordovian State Pedagogical University. Saransk, 2021. p. 175-179. ISBN 978-5-8156-1346-1.

Информация об авторе: Земсков Александр Евгеньевич - Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5570-7383 E-mail: hmfanaticus@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about author: Zemskov Aleksandr Evgenyevich - Mordovian State Pedagogical University Saransk, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5570-7383 E-mail: hmfanaticus@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 23.01.2023 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 14.02.2023

Принятакпубликации / Accepted for publication: 27.02.2023

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests

© Земсков А.Е. 2023 © «Педагогика: история, перспективы» 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.