особенно лицам с ограниченными физическими возможностями.
Применение методик и тестов самоконтроля при самостоятельных занятиях, представленных в исследовании, позволит улучшить функциональные показатели и уровень здоровья студентов специальной медицинской группы, а также поможет сформировать опыт самостоятельного выполнения заданий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкин В.М. Методика индивидуальной адаптации спортсменов к тренировочным нагрузкам / В.М. Башкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). -С. 17-22.
2. Башкин В.М. Адаптация организма спортсменов к тренировочным нагрузкам: монография / В.М. Башкин. - Санкт-Петербург: ГУАП, - 2018. -165 с.
3. Болотин А.Э., Бакаев В.В. Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов / Болотин А.Э., Бакаев В.В. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 1 (107). - С. 24-28.
4. Карпова С.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп в ходе применения унифицированных тренировочных комплексов / С.Н. Карпова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 7 (173). - С. 80-83.
REFERENCES
1. Bashkin, V.M. (2012), "Methodology of individual adaptation of athletes to training loads", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (94), pp. 17-22.
2. Bashkin, V.M. (2018), Adaptation of an organism of sportsmen to training loads, monograph, GUAP, St. Petersburg, 165 p.
3. Bolotin, A.E. and Bakaev V. V. (2014), "Pedagogical technology of healthy lifestyle management of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (107), pp. 24-28.
4. Karpova, S.N. (2019), "Psychological and pedagogical conditions necessary to improve the health of students of special medical groups during the use of unified training complexes" , Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), рp. 80-83.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.05.2023
УДК 796.062
РЕСУРСЫ СПОРТИВНОГО КЛУБА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Галина Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, Татьяна Анатольевна Глазина, кандидат педагогических наук, Татьяна Александровна Анплева, старший преподаватель, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Аннотация
Проблема социализации студентов первого курса в высшем учебном заведении на сегодняшний день не теряет своей актуальности. В статье авторы описывают влияние работы студенческого спортивного клуба на социализацию студентов в новых условиях обучения. Авторами представлены основные направления деятельности студенческого спортивного клуба, приводятся результаты исследования по выявлению уровня социализации обучающихся, активно принимающих участие в спортивной жизни вуза. В качестве определения уровня социализации была использована методика Ч.Д. Спилбергера, адаптированная на русский язык Ю. Л. Ханиным: «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности». Исследование показало, что привлечение молодежи к занятиям в спортивных секциях, проведение спортивно-массовых мероприятий и праздников способствуют более успешному процессу социализации студентов-первокурсников.
Ключевые слова: студенты, спортивный клуб, социализация, спортивно-массовые мероприятия, тестирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p85-88
SPORTS CLUB RESOURCES IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF FIRST-
YEAR STUDENTS
Galina Vladimirovna Bobrova, the candidate of pedagogical sciences, Tatiana Anatolyevna
Glazina, the candidate of pedagogical sciences, Tatiana Alexandrovna Anpleva, the senior
teacher, Orenburg State University
Abstract
The problem of socialization of first-year students in higher education today does not lose its relevance. In the article, the authors describe the impact of the student sports club on the socialization of students in the new learning environment. The authors present the main activities of the student sports club, the results of a study to identify the level of socialization of students who actively participate in the sports life of the university. As a definition of the level of socialization, the method of C.D. Spielberger, adapted into Russian by Yu. L. Khanin, was used: "The scale of assessment of the level of reactive and personal anxiety". The study showed that attracting young people to classes in sports sections, holding mass sports events and holidays contribute to a more successful process of socialization of first-year students.
Keywords: students, sports club, socialization, mass sports events, testing.
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос социализации студентов первого курса к новым условиям обучения, привлекает внимание ученых-педагогов. По словам исследователей, социализация - это процесс вхождения первокурсников в новую для них творчески организованную образовательную среду вуза, результатом которого являются: устойчивая профессиональная ориентация на получение высшего образования, высокая самоорганизация при усвоении образовательной программы, продуктивно-ориентированное содержание и конструктивный характер педагогического общения. В то же время существуют определенные трудности социализации первокурсников: повышение уровня обучения, формирование нового коллектива, изменением взаимоотношений с преподавателями с одной стороны, и недостаточной эмоциональной зрелостью с другой. Данные факторы приводят к появлению состояния дискомфорта, возникающего из-за действий, идущих вразрез с собственными ожиданиями от перехода статуса школьника в статус студента. Проблемы социализации обучающегося приводят к снижению уровня его мотивации к учебной деятельности, ухудшению успеваемости, что отражается на посещаемости занятий, и как следствие, приводит к прекращению обучения в вузе.
Ученые отмечают, что в процессе социализации студентов высших учебных заведений большое значение имеет привлечение их к активным формам общественной деятельности, где одним из инструментов социализации может быть участие студентов в волонтерском движении, развитие их общественной активности во время учебной и вне учебной деятельности [1].
Анализируя литературные источники по данной проблеме, можно сделать вывод о наличии определённого педагогического опыта, направленного на реализацию тех или иных подходов и технологий в обучении, а также создание для обучающихся соответствующих организационно-педагогических условий. При этом в современных исследованиях доказана положительная роль физической культуры в социализации обучающихся к другой обстановке и новому окружению. Л.И. Лубышева отмечает перспективность физической культуры как инструмента социализации личности, опираясь на её многохарактерность, связи с различными сторонами общественной, трудовой, культурной деятельности, где физическая культура является не только сферой проявления творчества и социальной активности, но и компонентом в процессе формирования личности [2]. Физическая культура способствует достижению определенных успехов в приобретении знаний, в творчестве, в чувствах и общении, в физическом и духовном развитии. При этом автор подчеркивает, что
достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и профессиональную деятельность, создает психологический комфорт.
В социализации и адаптации студентов-первокурсников большое влияние оказывает работа студенческого спортивного клуба. В Оренбургском государственном университете функционирует спортивный клуб, под эгидой которого, организуются физкультурно-массовые мероприятия, ведется работа спортивных секций, развивается студенческий спорт по восьми направлениям: мини-футбол, гандбол, волейбол, баскетбол, плавание, лыжный спорт, настольный теннис и аэробика. Университет традиционно проводит Спартакиады -«Первокурсник», «Университет», студенты принимают участия в городских, областных и во Всероссийских студенческих соревнованиях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотезой нашего исследования является предположение, что привлечение студентов-первокурсников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, а также включение их в тренировочный процесс по видам спорта способствует к скорейшей адаптации в высшем учебном заведении.
Цель исследования - определить степень социализации студентов-первокурсников, активно включившихся в спортивную жизнь вуза, и сопоставить ее с уровнем социализации студентов, которые не посещают спортивно-массовые мероприятия.
Методы исследования - сбор и анализ литературных источников по данной проблеме, тестирование, результаты обрабатывались методами математической статистики, в частности для выявления достоверности полученных данных использовался расчет ^кри-терия Стьюдента.
Одним из методов определения уровня социализации является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергер и адаптированная на русский язык Ю.Л. Ханиным. Методика позволяет определить уровень тревожности личности. Тревожность во многом обуславливает отношение человека в обществе, его норму поведения. Поэтому показатель личностной и ситуативной тревожности способствует определению степени социализации исследуемого. Под личностной тревожностью понимается устойчивое индивидуальное свойство, отражающее предрасположенность человека к беспокойству, что отражается на его поведенческой реакции. Ситуативная тревожность показывает степень переживаемых эмоций: психологическое напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность [3].
Исследования проводилось на базе Оренбургского государственного университета. В исследовании принимали участие 60 студентов-первокурсников. На первом этапе исследования (первая декада сентября) всем студентам предлагалось пройти он-лайн тестирование «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности». В аналогичный период среди первокурсников были созданы группы студентов, желающих принимать участие в спортивно-массовых мероприятиях вуза. Группы представляли собой команды, выступающие за факультеты. Для исследования было отобрано 3 команды факультетов по 12 человек - в дальнейшем мы отнесли этот контингент к разряду «экспериментальная группа». В течение первого семестра команды участвовали в Спартакиаде «Первокурсник», в спортивно-массовых мероприятиях «День Здоровья» и «День студента». В декабре в течение недели, предстоящей перед сессией, студентам было предложено повторно пройти он-лайн тестирование. Тестирование повторно также прошли студенты, которые не были привлечены к спортивно-массовым мероприятиям и занятиям в спортивных секциях, всего 24 обучающихся (контрольная группа).
Первое тестирование показало средний результат группы студентов проявивших желание участвовать в спортивной жизни вуза, личностная тревожность - 33.37, ситуативная тревожность - 37.25 баллов. У студентов, которые повели себя в отношении спортивно-массовых мероприятий пассивно, средний результат личностной тревожности составил
29.14 балла, ситуативной тревожности - 34.0. Сопоставление полученных результатов выявило незначимость в сравнительных характеристиках оценки социализации студентов.
Повторное тестирование, проводимое перед экзаменационной сессией первого семестра, выявило средний результат у экспериментальной группы - личностная тревожность - 46.87, средний показатель ситуативной тревожности составил 49.15 баллов. В контрольной группе за аналогичный период оценки уровня реактивной и личностной тревожности также повысились - 32.87 и 35.25 соответственно. Статистическая обработка результатов показала эмпирическое значение в зоне t (3.3) - в зоне значимости. Следовательно, результат сопоставления позволяет сделать вывод о доказанности выдвинутой нами гипотезы.
ВЫВОД
Проведенные исследования показали положительную динамику в социализации студентов первого курса, привлеченных к физкультурно-массовым мероприятиям и к занятиям в спортивных секциях под эгидой спортивного клуба Оренбургского государственного университета. Активное участие в соревновательной деятельности, а также привлечение первокурсников в спортивные секции вуза, даёт им большую возможность в общении со студентами других курсов и факультетов, что позволяет быстрее влиться в студенческое сообщество и, в итоге, положительно влияет на социализацию студенческой молодежи. Функционирование студенческого спортивного клуба позволяет ускорить социализацию студентов-первокурсников в системе образовательной деятельности вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекиров С.Н. Проблема социализации студентов-первокурсников педагогической направленности/С. Н. Бекиров // Педагогический вестник. - 2018. - № 3. - С. 5-7.
2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - Москва : Академия, 2016. - 260 с.
3. Психологические тесты Шкала тревоги Спилберга-Ханина, STAI. - URL: https://psytests.org/anxiety/stai-run.html (дата обращения 3.04.2023).
REFERENCES
1. Bekirov, S.N.(2018), "The problem of socialization of first-year students of pedagogical orientation", Pedagogicheskii vestnik, № 3, pp 5-7.
2. Lubysheva L.I. (2001), Sociology of physical culture and sports, Academy, Moscow,
3. Psychological tests Spielberg-Hanin Anxiety Scale, STAI, available at: https://psytests.org/anx-iety/stai-run.html (accessed 3.march 2023)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.05.2023
УДК. 376.2
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СВОДА СТОП У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ МЕТОДОМ ПЛАНТОГРАФИИ
Наталия Александровна Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Гусейнпаша
Физули оглы Керимов, студент, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
Аннотация
В статье представлены результаты оценки состояния свода стоп у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ методом плантографии. Исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 1 города Сургута. В эксперименте приняли участие обучающиеся младшего школьного возраста с ОВЗ в возрасте от 8 до 11 лет, в количестве 20 человек. Цель исследования - провести оценку