Научная статья на тему 'Ресурсы развития коммуникативного опыта педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации'

Ресурсы развития коммуникативного опыта педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CULTURE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ИНТЕРАКЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ И ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / PROFESSIONAL AND PERSONAL POSITION AND PERSONIFICATION / МОДУЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGY: COMMUNICATION PEDAGOGICAL / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION / МОДУЛЬНАЯ / ПРОЕКТНАЯ / РОЛЕВАЯ-ИГРОВАЯ / MODERNIZATION / MODULAR CONSTRUCT / MODULAR DESIGN / ROLE-PLAYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кордюкова Татьяна Ивановна

Рассмотрены модернизация и персонификация содержания повышения квалификации для развития коммуникативного опыта педагога дополнительного образования. Предлагается решение андрагогической проблемы и акцентируется внимание к повышению квалификации при выборе наиболее эффективных методических способов развития опыта взрослого педагога-специалиста. Обосновывается необходимость развития социально-личностной компетентности, профессионального взаимодействия, применения андрагогической персонифицированной модели и модульной программы повышения квалификации, что способствует профессионально-личностному развитию обучающихся педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources of Communication Experience Development of Teacher of Additional Education in the System of Refresher Courses

The article deals with the modernization and personification of the content of training for the development of communicative experience of teachers of additional education, therefore we offer the decision of andragogical problems and focus our attention to the qualifications in selecting the most effective methodical ways of development experience of a mature teacher-specialist. The author substantiates the necessity of development of socio-personal competences, professional interaction, the application of andragogical personalized models and modular training programs that encourages professional and personal development of students teachers.

Текст научной работы на тему «Ресурсы развития коммуникативного опыта педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации»

УДК 374.6

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© 2014 г. Т.И. Кордюкова

Кордюкова Татьяна Ивановна -методист,

отдел воспитательной работы, Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,

пер. Гвардейский, 2/51, г. Ростов-на-Дону, 344011. E-mail: institut@roipkpro.ru.

Kordyukova Tatyana Ivanovna -Methodist,

Department of Educational Work, Rostov Institute Advanced Training and Professional Retraining of Education Workers,

Gvardeysky Lane, 2/51, Rostov-on-Don, 344011. E-mail: institut@roipkpro.ru.

Рассмотрены модернизация и персонификация содержания повышения квалификации для развития коммуникативного опыта педагога дополнительного образования. Предлагается решение андрагогической проблемы и акцентируется внимание к повышению квалификации при выборе наиболее эффективных методических способов развития опыта взрослого педагога-специалиста. Обосновывается необходимость развития социально-личностной компетентности, профессионального взаимодействия, применения андрагогической персонифицированной модели и модульной программы повышения квалификации, что способствует профессионально-личностному развитию обучающихся педагогов.

Ключевые слова: моделирование, педагогическое взаимодействие, педагогическая культура, коммуникативная компетентность, интеракция, профессионально-личностная позиция и персонификация, модульный конструкт, интерактивные технологии: коммуникационная педагогическая, информационно-коммуникационная, модульная, проектная, ролевая-игровая.

The article deals with the modernization and personification of the content of training for the development of communicative experience of teachers of additional education, therefore we offer the decision of andragogical problems andfocus our attention to the qualifications in selecting the most effective methodical ways of development experience of a mature teacher-specialist. The author substantiates the necessity of development of socio-personal competences, professional interaction, the application of andragogical personalized models and modular training programs that encourages professional and personal development of students teachers.

Keywords: modernization, simulation, interaction, pedagogical culture, communicative competence, interaction, professional and personal position and personification, modular construct, interactive technology: communication pedagogical, information and communication, modular design, role-playing.

В данной статье постараемся доказать возможность развития коммуникативного опыта в системе повышения квалификации. Нами представлена модернизация и персонификация содержания повышения квалификации и

развитие коммуникативного опыта педагога дополнительного образования как доминанты исследования.

Анализ историко-педагогических предпосылок развития отечественной системы до-

полнительного профессионального педагогического образования, контексты других педагогических исследований позволяют утверждать, что развитие коммуникативного опыта педагога дополнительного образования обусловлено потребностями современного общества, государства и личности. Следовательно, необходимо совершенствование коммуникативного педагогического опыта как компонента общей педагогической культуры педагога дополнительного образования.

Концептуальными основами нашего исследования явились труды, в которых коммуникативный педагогический опыт рассматривается как важное и жизненно необходимое условие и фактор развития общей педагогической культуры [1 - 10].

Поскольку повышение квалификации педагогов дополнительного образования является специальной областью непрерывного профессионального педагогического образования, включающего социально-педагогические цели, функции, содержание и особенности применения форм, методов и технологий повышения квалификации взрослых специалистов, важным фактором его развития выступает потребность взрослой личности в совершенствовании культуры общения и взаимодействия.

Повышение квалификации представлено в нашем исследовании как многомерный процесс целенаправленного взаимодействия участников: обучающих (преподавателей) и обучающихся (ПДО, повышающих профессиональную квалификацию). Межличностное общение и взаимодействие обучающихся педагогов между собой в учебной группе и в экспериментальных микрогруппах инициировало развитие коммуникативного опыта.

Принимая во внимание особенности взрослой личности, мы были намерены:

- развивать опыт педагогов ускоренно и комплексно;

- мотивировать взрослых на приобретение профессиональной коммуникативной педагогической компетентности;

- решать учебные педагогические задачи (курсовое задание) в условиях интеракции, при этом коммуникативный опыт рассмотреть как итоговый индивидуальный или коллективный педагогический продукт и как результат коммуникативного развития зрелой личности педагога.

В нашем исследовании повышение профессиональной педагогической квалификации представлено как решение андрагогической проблемы. Акцентировано внимание к повышению квалификации при выборе наиболее эффективных методических способов развития опыта специалиста.

Ресурсы системы повышения квалификации по развитию коммуникативной педагогической культуры представлены расширением пространственно-временного континуума педагогического общения и взаимодействия и ценностно-смысловым содержанием Программы повышения квалификации. Ресурсное обеспечение повышения профессиональной педагогической квалификации включало: содержательно-организационные ресурсы - определение целей и задач, содержания и технологий, этапов и результатов развития коммуникативного педагогического опыта, ориентированного на профессионально-личностную культуру современного педагога дополнительного образования; ценностно-смысловые ресурсы -выявление ценностей и смыслов, представленных в содержании педагогически значимой информации для практической деятельности; технологические ресурсы - применение педагогических технологий, ориентированных на социокультурное развитие и персонификацию зрелого педагога как субъекта образовательно-воспитательного процесса (учебные проблемные ситуации, диалог, дискуссия, ролевая игра, педагогическое моделирование, проектирование и конструирование); индивидуально-личностные ресурсы - проектирование и реализация индивидуальных профессионально-личностных траекторий и рефлексия в контексте педагогического мастерства.

В условиях модернизации дополнительного педагогического образования обновляется профессиональная методология обучающих и обучающихся (преподавателей и педагогов), сотрудничающих в различных педагогических интерактивных формах обучения взрослых (диалог, дискуссия, мастер-класс, мозговой штурм, мини-конкурс, стажерская и социокультурная практики, педагогический тренинг, применение интерактивных технологий общения и др.). Среда государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт по-

вышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО), способствующая развитию коммуникативного опыта зрелого педагога, обновлялась педагогическими содержательными конструктами и метафорическими элементами, что качественно ускорило развитие мотивационно-ценностно-смысловой сферы личности взрослых и открыло возможность для удовлетворения ожиданий педагогов в решении практических задач. Применение интерактивных элементов, технологий развития коммуникативного опыта и оказание методической помощи и профессиональной поддержки в процессе занятий обусловили развитие коммуникативного опыта педагога дополнительного образования.

Совместная педагогическая деятельность возникала в условиях вовлечения сообщества заинтересованных и профессионально мотивированных педагогов в полезный энергоемкий обмен педагогическими идеями и опытом.

В процессе исследования нами определены:

- комплексный интегрированный развивающий подход как условие развития коммуникативного опыта и одна из доминант исследования, который позволил реализовать управление качеством повышения квалификации в единстве умственной, нравственной, мыслительной и коммуникативной активности педагога-специалиста;

- позитивная динамика коммуникативной личности педагога как закономерный результат деятельности в системе повышения квалификации представлена целостно, многообразие качеств личности совокупны и выступают как проявление личностных структур.

Эффективность процесса развития коммуникативного опыта ПДО в период курсовой подготовки обеспечивали следующие педагогические приемы:

- конструирование модусов коммуникативной творческой среды в период курсовой подготовки;

- ролевое участие ПДО в интерактивных формах обучения;

- коррекция затруднений ПДО по материалам диагностики;

- персонификация ПДО в курсовой и межкурсовой период (творческая реализация, издательская деятельность, участие в реализации интерактивных технологий, разработка творческих проектов);

— расширение пространственно-временного континуума посредством интерактивной деятельности в учебных микрогруппах, парах и индивидуально.

Позитивная динамика коммуникативного опыта как компонента общей педкультуры ПДО выявлена по следующим признакам:

— быстрая, своевременная и точная ситуативная ориентировка и адаптация во взаимодействии с партнерами в учебной группе;

— стремление к взаимопониманию других членов учебной группы (преподавателей и обучающихся педагогов) в профессионально-личностном контексте содержания повышения квалификации;

— ориентация в деловом контакте не только на выполнение академических требований, но и на личностное состояние и профессиональные возможности партнеров из учебного сообщества, коллег по учебной группе, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим; уверенность в себе и педагогическом опыте коллег, открытое общение и адекватность в процессе курсовой подготовки;

— владение педагогической ситуацией во временном учебном коллективе курсов, гибкость, готовность проявить и поддержать инициативу коллег в процессе педагогического общения и взаимодействия;

— взаимная поддержка стремления организовать творческую совместную деятельность в учебной группе с целью достижения высокого итогового результата повышения квалификации (решения курсовых групповых и индивидуальных заданий).

Нами была разработана и апробирована персонифицированная андрагогическая модель повышения профессиональной квалификации, ориентированная на развитие коммуникативной педагогической компетентности педагога дополнительного образования.

Актуальность модульной программы повышения квалификации обусловлена возрастающей потребностью в педагогах-специалистах, стремящихся и способных организовать образовательно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования, отвечающий современным вызовам гуманизации и гуманитаризации отечественного образования.

Содержание модели представляют: цель (совершенствование качества повышения квалификации взрослых и опыта модернизации

содержания регионального повышения квалификации педагогов дополнительного образования), реализация педагогических функций обучающихся педагогов (воспитательная, развивающая, образовательная, эмоциональная, информационная, компенсаторная и др.). Изучение развития педагогического коммуникативного опыта представлено в содержании деятельности педагогов, повышающих профессиональную квалификацию преподавателей региональной системы повышения квалификации. Творческая активность обучающихся педагогов определяется нами как проектировоч-но-конструктивная, инновационная, профессиональное партнерство, лидерская, коррекци-онная, научно-практикоориентированная, взаимно мотивирующая.

Конструкт персонифицированной модели повышения квалификации представлен вариантами педагогического процесса: адаптивно-диагностическим, содержательно-практическим, индивидуально-коллективно-творческим и результативным.

Исследуемый нами процесс развития коммуникативного опыта педагога дополнительного образования структурно представлен содержательными компонентами: ценностно-смысловым (аксиологическим): ценности и смыслы профессионального педагогического общения и взаимодействия, позиция зрелого педагога как носителя и посредника педагогической культуры; содержательно-информационным (о своей современной роли (миссии) по отношению к воспитанникам, коллегам, социуму; когнитивной потребности в процессе педагогического взаимодействия); технологическим (развивающие педагогические алгоритмы, педтехнология как способ передачи педопыта), личностно-творческим (смыслоориентация, элементы исследовательской деятельности как личностно-смысловой сферы); эмоционально-волевым (позитивное восприятие себя и коллег, педагогическая ответственность и профессионально-личностное развитие); коммуникативным (социально-педагогическое взаимодействие с социумом, родителями, воспитанниками, коллегами, уважение и принятие инаковости других, толерантность, владение технологиями диалогового и полилогового общения, взаиморазвивающего сотрудничества с воспитанниками и коллегами); результативно-рефлексивным (способность к развитию личностно-профессионального и социокультурного опыта).

Материалами исследования подтверждено, что групповая динамика педагогов дополнительного образования уникальна в развивающей среде повышения квалификации. Педагог как субъект педагогического процесса и личность, обладающая профессиональной социально-педагогической и социокультурной позицией, имеет возможность применять развивающий потенциал модусов воспитательной учебно-научно-организационной среды повышения квалификации.

В содержании модульной программы повышения квалификации педагога дополнительного образования было предусмотрено педагогическое взаимодействие, направленное на его профессионально-личностное развитие, поскольку миссия педагога дополнительного образования раскрывается в реализации гуманности, коммуникативности, практичности, мобильности и творчестве.

Применяемые нами интерактивные технологии (коммуникационная педагогическая, информационно-коммуникационная, модульная, проектная, ролевая-игровая и др.) позволили обучающимся педагогам осваивать содержание профессионально-личностно-ориентированной модели повышения квалификации в учебных ситуациях, максимально приближенных к действительности современной системы дополнительного образования детей. Эти технологии способствовали проявлению культурно-профессионально-личностной активности: инициативы, коммуникативности, осознанной мотивации к усвоению содержания повышения квалификации. Диагностический инструментарий представлен нами в следующем: психологическое тестирование по самооценке уровня затруднений в развитии коммуникативного педагогического опыта; методика КОС (коммуникативных и организаторских способностей); методика СЖО (смысло-жизненных ориентаций) по самооценке уровня смысложизненных ориентаций; тестирование уровня общительности по методу Ф. Ряховского; разработанные нами анкеты, содержащие вопросы по выявлению уровня коммуникативного опыта педагога, резервов конкурентоспособности, резервов совершенствования содержания повышения квалификации; смыслодидактическое тестирование по освоению модулей программы повышения квалификации педагога дополнительного образования.

Исследование проводилось по материалам репрезентативной выборки, определяющей характеристику генеральной совокупности педагога дополнительного образования Ростовской области. Сравнив результаты входного, промежуточного и итогового этапов диагностического обследования, мы выявили динамику квали-метрических данных по всем показателям диагностического инструментария. Рассмотрев ква-лиметрические характеристики измеряемых качеств на репрезентативной выборке при динамике процесса повышения квалификации, мы выявили, что пропорционально возросли уровни самооценки коммуникативного опыта и профессиональной педагогической компетентности педагога дополнительного образования.

Также отмечено, что к завершению повышения квалификации снизился уровень затруднений в накоплении педагогического коммуникативного опыта и реализованы ожидания педагогов дополнительного образования. Поэтому с уверенностью можно констатировать расширение границ коммуникации и профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Психологическое тестирование помогло выявить взаимовлияние развития коммуникативного опыта обучающихся и их готовности к профессионально-личностному саморазвитию. Так, в процессе повышения квалификации увеличилось количество педагогов дополнительного образования - сторонников демократического стиля общения. Также возросло число педагогов, способных реализовать социально-педагогические роли: коммуникатора, модератора, фасилитатора, исследователя, разработчика, лидера, новатора и др. Резервы совершенствования программного обеспечения выявлены на достаточном уровне удовлетворенности обучающихся педагогов процессом повышения квалификации, что подтверждает практикоориентированную направленность содержания Программы ПК. Диагностика показала позитивные изменения в самооценке педагогов, определяющие степень усвоения содержания учебной модульной программы. Уровень самооценки педагога дополнительного образования увеличился в среднем от 40 до 90 %, что указывает на сохранение позиции, занимаемой обследуемыми относительно нормального статистического распределения. Анализируя результаты тестирования, можно говорить об удовлетворен-

ности обучающихся педагогов содержанием повышения квалификации и о том, что им оказана методическая помощь в решении профессионально-педагогических проблем.

Мотивация педагогов дополнительного образования к педагогическому взаимодействию реализована в системе динамичного и ускоренного развития взрослой личности. В аксиологическом, технологическом и лично-стно-творческом аспектах нами актуализированы педагогические ценности в контексте культуры межличностного общения и взаимодействия.

В процессе проведенного исследования выявлено, что возможность развития социально-личностной компетентности расширила функциональную сферу деятельности, а взаимодействие обучающихся педагогов и преподавателей способствовало профессионально-личностному развитию обучающихся педагогов.

Андрагогическая персонифицированная модель обучения и модульная программа повышения квалификации способствовали активной профессионально-личностной деятельности взрослых обучающихся.

Данное исследование раскрывает перспективу для творческого поиска по проблеме разработки научно-практических подходов к взаиморазвитию коммуникативного опыта и профессиональной компетентности педагога дополнительного образования средствами системы повышения квалификации. Результаты могут быть реализованы в образовательно-воспитательном пространстве Ростовской области, педагогических коллективах общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. 2003. № 2. С. 2 - 6.

2. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.

3. Бондаревская Е.В. Концепции и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ / под ред. В.И. Мареева. Ростов н/Д, 2007. 80 с.

4. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие / под общ. ред. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д, 1995. 170 с.

5. Knowls M.S., Holton E.E., Swanson R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th edition / London; New York; etc., 2005. 378 p.

6. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. М., 2002. 145 с.

7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практикоориентиро-ванных образовательных концепций). М., 1998. 605 с.

Поступила в редакцию

8. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятель-ность - модель саморазвития человека. Москва; Нижний Новгород, 1991. 195 с.

9. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 7.

10. Ясвин В.А., Газман О.С., Вейс Р.М., Крылова Н.Б. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. 2000. № 2. С. 16 - 22.

17 июня 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.