Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКОЙ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

РЕСУРСЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКОЙ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
257
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПОЛНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА / ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергеев Виктор Сергеевич

В статье представлены методические рекомендации для пополнения словарного запаса школьников лексикой ограниченного употребления на уроках русского языка, приведены примеры разноуровневых лексических заданий и упражнений, подобраны актуальные учебно-методические источники для организации работы над словом ограниченного употребления в школьном курсе русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES FOR REPLENISHING THE SCHOOLCHILDREN’S VOCABULARY WITH WORDS OF LIMITED USE AT THE RUSSIAN LESSONS

The article presents methodological recommendations for enrichment of the schoolchildren’s vocabulary with lexical units of limited use at the Russian language lessons, provides examples of multi-level lexical tasks and exercises, selects relevant educational and methodological sources for organizing work on the word of limited use in the school course of the Russian language.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКОЙ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 372.881.161.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-254-263

ББК 74.268.19=411.2,3

РЕСУРСЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКОЙ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

RESOURCES FOR REPLENISHING THE SCHOOLCHILDREN'S VOCABULARY WITH WORDS OF LIMITED USE AT THE RUSSIAN LESSONS

Сергеев Виктор Сергеевич

Аспирант, ассистент кафедры методики преподавания русского языка, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

E-mail: victorjkr@gmail.com

Sergeev Victor S.

A PhD post-graduate student, Assistant Lecturer at of Methods of Teaching Russian, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University (MPGU) E-mail: victorjkr@gmail.com

Аннотация. В статье представлены методические рекомендации для пополнения словарного запаса школьников лексикой ограниченного употребления на уроках русского языка, приведены примеры разноуровневых лексических заданий и упражнений, подобраны актуальные учебно-методические источники для организации работы над словом ограниченного употребления в школьном курсе русского языка.

Ключевые слова: пополнение словарного запаса, лексика ограниченного употребления, лексические упражнения, дидактические материалы.

Abstract. The article presents methodological recommendations for enrichment of the schoolchildren's vocabulary with lexical units of limited use at the Russian language lessons, provides examples of multi-level lexical tasks and exercises, selects relevant educational and methodological sources for organizing work on the word of limited use in the school course of the Russian language.

Keywords: vocabulary enrichment, vocabulary of limited use, lexical exercises, didactic materials.

Для цитирования: Сергеев В. С. Ресурсы пополнения словарного запаса школьников

Cite as: Sergeev V. S. Resources for replenishing the schoolchildren's

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Сергеев В. С., 2022

лексикой ограниченного употребления на уроках vocabulary with words of Limited use at the

русского языка // Проблемы современного Russian Lessons. Problemy sovremennogo

образования. 2022. № 5. С. 254-263. DOI: obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 254-263. DOI:

10.3 1 862/22 1 8-8711-20 2 2-5-2 54-263. 10.31862/2218-8711-2022-5-254-263.

Одной из важнейших задач школьного курса русского языка является неуклонное увеличение словарного запаса обучающихся. От языкового опыта школьника, формирующегося в урочной деятельности, во многом зависит, какие элементы русского национального языка будут реализованы в его речи в той или иной ситуации общения. В этом деле особыми возможностями обладают темы по разделу «Лексика», на которых происходит изучение разных групп лексических единиц русского языка, к примеру, лексики ограниченного употребления (территориально ограниченной, социально ограниченной, лексики пассивного запаса).

Многоплановость и полифункциональность разных групп лексики ограниченного употребления в русском языке определяют многомерность и многогранность ее изучения в школе, обеспечивают использование разнообразных и разноуровневых лексических упражнений на уроке.

Полифункциональными речевыми единицами являются диалектизмы. Диалектная лексика, выполняя различные функции (моделирующая, номинативная, эмотивная. -см. классификацию Л. Г. Самотик [1]), находит свое выражение в разговорном, художественном и публицистическом стилях. В официально-деловом и научном стилях диалектизмы обычно не представлены. Как выразительное средство речи они могут быть использованы лишь в тех стилях, в которых выход за нормативные границы лексики русского литературного языка в народные говоры стилистически оправдан. К примеру, в художественном стиле диалектизмы позволяют передавать особенности речи героев литературного произведения, являются источником речевой экспрессии, отражают местный колорит [2, с. 214].

Выделяемые в социально ограниченной лексике две группы лексических единиц - специальная лексика и жаргонная лексика [3, с. 113] - также являются разнородными как в плане функционирования в языке, так и по отношению к общелитературному языку. Существенные различия, обусловленные номинативными функциями, стилистикой и т. д. специальных слов, наблюдаются между терминологической и профессиональной лексикой. Например, в редакционных издательствах специалист, подбирающий иллюстрации, называется «бильд-редактором» (это термин), а в профессиональной среде его сокращенно обычно называют «бильдом» (это профессионализм).

Другая форма социально ограниченной лексики - жаргонизмы. Жаргонизмы находятся за пределами русского литературного языка. Носителем социального жаргона является молодежь, которая делает его важнейшим и престижным элементом собственной поп-культуры. В таком способе речевого самовыражения приоритет отдается эмоционально-игривому началу, стремлению к антинорме.

Как отмечает Л. Л. Федорова, «...в антинорме главное - шок, элемент насмешки. Стихия, формирующая современный жаргон, - все новое и нетрадиционное, отвергаемое литературой и эстетической нормой» [4, с. 272]. Данная тенденция в лингвистике относится к демократизации и жаргонизации русского языка.

В школьном преподавании русского языка необходимо формировать критическое отношение у молодежи к данному языковому явлению: объяснять смысл и происхождение того или иного жаргонного слова, анализировать особенности употребления жаргонизма согласно конкретной речевой ситуации. Справедливо суждение А. Д. Дейкиной о том, что полезно обращать внимание учащихся на целесообразность использования в общении такой лексики, в том числе матерных слов, которые являются показателем «вульгарности речи и нарушения этических норм поведения» [5, с. 12]. Несмотря на то, что жаргонизмы не входят в состав литературного языка и считаются в большей степени негативной чертой современного русского языка, жаргонную лексику можно встретить в произведениях художественной литературы, писатели и публицисты используют ее для придания реалистичности изображаемому, для создания речевого портрета героя, стилизации и др.

К группам лексики ограниченного употребления, выделяемым с точки зрения пассивного запаса языка, считаем целесообразным относить устаревшие слова (архаизмы и историзмы), неологизмы, а также «неосвоенные» заимствования, которые не являются общеупотребительными в современном русском литературном языке. Данные группы лексических единиц могут быть представлены во всех стилях русского языка. В языке художественной литературы и публицистике они выполняют специфические функции (помимо функции экспрессивности и выразительности речи, функции речевой характеристики персонажа): делают тексты уникальными, позволяют обозначить временные рамки действия [6, с. 93-94].

На наш взгляд, велика роль учителя-русиста в планировании и проведении работы по изучению лексики ограниченного употребления, который должен на основе определенных принципов организации словарной работы, на материале специально отобранных текстов и упражнений, с учетом интересов и потребностей обучающихся обеспечивать достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Вместе с тем современному педагогу-словеснику целесообразно задуматься, как обучающийся выбирает лексическую единицу в процессе речевого высказывания, как он воспринимает речь, содержащую лексику ограниченного употребления. Также полезно учитывать точки зрения лингвистов и методистов-русистов и результаты их исследований, посвященных проблемам парадигматических отношений в практике преподавания - синонимии, омонимии, паронимии, антонимии и др. применительно к лексике, входящей в пассивный запас языка, обращаться к диахроническому аспекту в развитии языка. Так, по верному наблюдению А. Д. Дейкиной, «экстраполяция исторических представлений на современное лингвокультурное пространство является одной из основных функций учителя и позволяет реализовать этические, эстетические, гносеологические аспекты преподавания» [7, с. 59].

Обращение к лексике, ограниченной в употреблении с точки зрения диахронии (неологизмы, историзмы, архаизмы и др.), позволяет формировать системный взгляд на русский язык, обеспечивает возможность освещения современных вопросов, связанных с развитием русского национального языка в новых социокультурных условиях.

Для организации работы по пополнению словарного запаса школьников лексикой ограниченного употребления актуальны цели, сформулированные М. Т. Барановым [8, с. 233-234] (рис. 1).

Учет приведенных на рисунке целей, на наш взгляд, необходим в процессе обучения лексике русского языка, он имеет важное значение в формировании основных ориентиров в деле обогащения словарного запаса современных школьников лексикой ограниченного употребления.

Для формирования словарного запаса учащихся средней школы и активного использования новой лексики в речи, в том числе лексики ограниченного употребления, важна целенаправленная семантизация незнакомых слов и разбор отдельных значений слов на уроках русского языка.

Развитию словарного запаса учащихся 5-6-х классов способствуют лексико-фра-зеологические упражнения. В разделах учебников, посвященных изучению лексики

Количественное увеличение запаса слов

пополнение лексикона новыми словами

Качественное совершенствование имеющегося лексикона

уточнение лексического значения и сферы употребления известных слов замена нелитературных слов в лексиконе литературными

Обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными

словами

работа над контекстным употреблением слов - над точностью и целесообразностью употребления слов в зависимости от цели, темы, ситуации

и стиля создаваемого текста

Рис. 1. Цели обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка

ограниченного употребления, представлена система разнообразных лексических упражнений (приведем наиболее распространенные типы с опорой на материалы современных учебников русского языка для 5-6-х классов УМК под ред. А. Д. Дейкиной) [9]:

• упражнения, направленные на поиск в тексте слова ограниченного употребления;

• упражнения, в которых предлагается подобрать синонимы, антонимы, омонимы к слову ограниченного употребления;

• упражнения, направленные на тренировку определения значения слова ограниченного употребления;

• упражнения, направленные на овладение умениями работать со справочной литературой с целью извлечения информации о лексическом значении слова ограниченного употребления;

• упражнения, направленные на поиск ошибок в использовании слова ограниченного употребления в предложении или тексте;

• упражнения комплексного характера на обобщение и углубление имеющихся знаний о словах ограниченного употребления.

Приведенные упражнения способствуют усвоению школьниками теоретических сведений и понятий в области лексики ограниченного употребления, а также активизации и обогащению словарного запаса обучающихся, воспитанию внимания к слову ограниченного употребления как элементу русской национальной культуры, отражающему выразительность и неповторимость русской речи. Выполнение подобных упражнений должно сопровождаться подготовительными тематическими беседами, направленными на формирование коммуникативной культуры личности. Так, в зависимости от темы и содержания урока могут быть проведены различные беседы со школьниками:

6-й класс, тема «Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления»:

• беседа с учениками о слове как единице русского языка и его роли в речевом портрете личности с опорой на высказывание: «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» (М. Горький);

• беседа о том, для чего необходимо изучать лексику ограниченного употребления на уроках русского языка и нужно ли уметь пользоваться словами ограниченного употребления в своей речи.

6-й класс, тема «Профессионализмы»:

Обсуждение пословицы «Не место красит человека, а человек - место».

• Как данная пословица связана с владением человеком русским языком?

• Какое место занимает изучение лексики русского языка в формировании речевого портрета человека?

• Какие другие похожие пословицы вы знаете?

• Можно ли данную пословицу отнести к сфере какой-либо профессии?

• Сделайте вывод о том, когда человек будет гармонично смотреться и находиться в выбранной профессиональной области? (знает свое дело, знает лексику своей профессии (термины, профессионализмы) и др.).

• Как вы думаете, как уроки русского языка способны помочь в изучении профессиональной лексики? На что стоит обратить особое внимание?

6-й класс, тема «Устаревшие слова»:

• Перед вами высказывание педагога К. Д. Ушинского: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в великое историческое целое».

• Назовите ключевые слова в данном высказывании.

• С какими пластами лексики вы можете соотнести слова: живущие, будущие?

• С каким пластом лексики вы можете соотнести слово «отжившие»?

• Какую роль играют неологизмы и устаревшие слова в лексическом фонде современного русского языка?

Остановимся подробнее на важном типе упражнений, обладающем большим потенциалом при пополнении словарного запаса школьников лексикой ограниченного употребления, - лексическом анализе слова.

Лексический анализ слова позволяет формировать у школьников системный взгляд на слово, принадлежащее к лексике ограниченного употребления, установить его парадигматические связи с общеупотребительной лексикой на основе подбора синонимов, антонимов.

В УМК по русскому языку под ред. М. М. Разумовской учащимся предлагается лексический анализ слова ограниченного употребления. Для выполнения этого задания педагог обращает школьников к различным лингвистическим словарям (этимологическому, толковому, синонимов, антонимов, омонимов). В учебнике дается план лексического анализа слова и образец письменного выполнения анализа, в который входят значимые следующие характеристики слова ограниченного употребления [7, с. 59-60]:

1. Лексическое значение слова (с помощью словаря).

2. Тип значения (прямое или переносное) в данном контексте.

3. Синонимы, антонимы, омонимы (при наличии).

4. Стилистическая окраска слова, особенности употребления в речи.

5. Установление происхождения слова (заимствованное или исконно русское).

Следует учитывать и другое мнение о лексическом анализе слова. Так, Н. М. Шанский в монографии «Лексикология современного русского языка» рассматривает слово с точки зрения: «1) его смыслового значения; 2) места в общей системе лексики; 3) происхождения; 4) употребляемости; 5) сферы применения в процессе общения; 6) его экспрессивно-стилистического характера» [11, с. 4]. Такая многомерная характеристика слова ограниченного употребления является очень перспективной для углубленного уровня изучения русского языка в школе.

Мы считаем целесообразным обращение к лексическому разбору слова, ограниченного в употреблении, при изучении соответствующих тем в 6-х классах и при повторении раздела «Лексика» в последующих классах, а также на любом уроке русского языка в качестве лексической пятиминутки. Именно лексический разбор слова ограниченного употребления не только позволяет всесторонне охарактеризовать его, но и дает

возможность продемонстрировать школьникам, что каждое слово русского языка, в том числе слово ограниченного употребления, - знак культуры и принадлежность к русскому национальному языку в его системе и своеобразии.

При отсутствии в календарно-тематическом планировании тем, посвященных лексическому разбору слова ограниченного употребления, или при нехватке времени на проведение полноценного лексического разбора на уроке можно использовать элементы анализа. К примеру, в 6-м классе при изучении темы «Жаргонизмы» может быть проведена следующая работа:

Слово «няшный» является популярным сленговым словом в русском языке. Оно заменило большое количество других выразительных русских слов. Подберите синонимы к этому слову. Запишите предложение, в котором вы чаще всего встречаете употребление в речи слова «няшный». Приведите пример речевой ситуации, в которой использование данного слова недопустимо.

Применительно к обучению лексике ограниченного употребления в школьном курсе русского языка отметим такую особенность упражнений, как интегративность, которая предполагает усвоение соответствующих лингвистических понятий и определение их роли в русском национальном языке, пополнение словарного запаса школьников новой лексикой, а также приобретение актуальных знаний о географическом, историческом, культурном и социальном своеобразии России. Так, при изучении темы «Диалектизмы» в 6-м классе после чтения теоретического материала учебника школьникам может быть предложена дополнительная информация о диалектной лексике: слово учителя о территориальном своеобразии русской речи, сопровождаемое показом трех основных групп диалектов (севернорусские, южнорусские и среднерусские диалекты) на диалектологической карте нашей страны.

Одним из современных способов организации урока русского языка является включение в урок игровых приемов обучения. Включение в урок изучения лексики ограниченного употребления игры или элементов игры поможет добиться более прочных знаний у обучающихся, а также способствует повышению познавательного интереса школьников и мотивации к изучению нашего учебного предмета в целом.

С целью пополнения словарного запаса обучающихся на уроках по изучению лексики ограниченного употребления могут быть использованы следующие игровые приемы и задания:

• игра «Следопыты» (устно). Определите профессию работника по его словарю (6-й класс, тема «Профессионализмы»);

• игра «Хлопаем в ладоши». (Условие: вам будут названы слова, а вы хлопаете в ладоши, если слово является жаргонизмом) (6-й класс);

• ролевая игра: моделирование различных речевых ситуаций (при изучении темы «Жаргонизмы» в 6-м классе);

• игровой прием «верю - не верю», направленный на повторение и обобщение знаний по лексике ограниченного употребления (6-й класс).

Использование игровых приемов на уроке русского языка в процессе изучения лексики ограниченного употребления позволяет заинтересовать школьников новым

учебным материалом, помогает решить проблему непонимания слабыми учениками сложного языкового материала. Это объясняется тем, что в ходе игровой учебной деятельности у обучающихся появляется возможность разобраться в новой теме в процессе другой формы работы.

Для оснащения современного урока русского языка дидактическими материалами и организации обучения школьников лексике ограниченного употребления учителям полезно использовать актуальные учебно-методические источники. Так, высокий интерес представляет статья В. Д. Янченко «Путешествие в далекое прошлое: учим школьников различать историзмы и архаизмы» [12, с. 11-15]. В ней автором предложены дидактические материалы для урока русского языка в 6-м классе на тему «Путешествие в далекое и близкое прошлое». Статья предназначена для отработки умений школьников различать устаревшие слова - архаизмы и историзмы, входящие в пассивный словарный запас. В другой статье В. Д. Янченко совместно с Ли Яньпин «Роль текстов-миниатюр в развитии познавательного интереса учащихся к русскому языку» [13, с. 222-230] интересны предложенные авторами различные формы работы с текстами-миниатюрами исторического содержания (диалог с текстом, дискуссия на основе исторической миниатюры, сочинение-эссе с дополнительным грамматическим заданием). Предложенные авторами статьи задания и формы работы, несомненно, могут использоваться при пополнении словарного запаса школьников лексикой ограниченного употребления.

Таким образом, каждая из групп лексики ограниченного употребления имеет свои особенности и сферу использования, которые педагог-словесник должен учитывать, обращаясь к данной теме в школьном курсе русского языка. Пополнение словарного запаса школьников лексикой ограниченного употребления дает возможность обучающимся реализовывать коммуникативные намерения в различных бытовых ситуациях, умение вступать в коммуникацию и поддерживать беседу, учитывая социокультурную обстановку, помогает становлению культурной идентичности современных школьников.

Список литературы

1. Самотик Л. Г. Лексика современного русского языка: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2012. 510 с.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М.: Логос, 2010. 432 с.

3. Рублева О. Л. Лексикология современного русского языка: учебник. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. 257 с.

4. Федорова Л. Л. Современное состояние молодежной речи: к определению жаргона // Русский язык сегодня: сб. ст. Вып. 2. / РАН Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова / отв. ред. Л. П. Крысин. М.: Азбуковик, 2003. С. 271-279.

5. Дейкина А. Д. Работа над семантикой слова как задача школьного курса русского языка // Проблемы современного филологического образования. Вып. 7: межвуз. сб. науч. ст.: памяти С. А. Леонова, Н. А. Демидовой, Б. П. Кирдана. М.: МПГУ; Ярославль: Ремдер, 2007. С. 12-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Полякова О. А. Лексика ограниченного употребления в рекламных и PR-текстах (функциональный аспект) // Труды РГУПС, 2017. № 1. С. 86-95.

7. Дейкина А. Д. Полифония и гармония в преподавании русского языка // Проблемы современного образования. 2013. № 1. С. 54-72.

8. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2001. 368 с.

9. Русский язык. УМК для 5-9 кл. / А. Д. Дейкина, Т. П. Малявина, О. Н. Левушкина [и др.]. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

10. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. М.: Дрофа, 2020. 175 с.

11. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка: учеб. пособие. 4-е изд., доп. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 312 с.

12. Янченко В. Д. Путешествие в далекое прошлое: учим школьников различать историзмы и архаизмы // Русский язык в школе и дома. 2020. № 4. С. 11-15.

13. Янченко В. Д., Яньпин Ли. Роль текстов-миниатюр в развитии познавательного интереса учащихся к русскому языку // Теоретические и методологические проблемы обучения современному русскому языку: сб. материалов Межрегион. науч. конф. (г. Москва, 23 сентября 2016) / сост. Н. Б. Самсонов. М.: Диона, 2016. С. 222-230.

References

1. Samotik L. G. Leksika sovremennogo russkogo yazyka: Textbook. Moscow: Flinta, 2012. 510 p.

2. Golub I. B. Russkiy yazyk i kultura rechi. Moscow: Logos, 2010. 432 p.

3. Rubleva O. L. Leksikologiya sovremennogo russkogo yazyka: Textbook. Vladivostok: TIDOT DVGU, 2004. 257 p.

4. Fedorova L. L. Sovremennoe sostoyanie molodezhnoy rechi: k opredeleniyu zhargona. In: Russkiy yazyk segodnya. Iss. 2. Coll. of works at RAN In-t rus. yaz. im. V. V. Vinogradova. Ed. L. P. Krysin. Moscow: Azbukovik, 2003. Pp. 271-279.

5. Deykina A. D. Rabota nad semantikoy slova kak zadacha shkolnogo kursa russkogo yazyka. In: Problemy sovremennogo filologicheskogo obrazovaniya. Issue 7: interschool coll. of works: in memory of S. A. Leonov, N. A. Demidova, B. P. Kirdan. Moscow: MPGU, Yaroslavl: Remder, 2007. Pp. 12-20.

6. Polyakova O. A. Leksika ogranichennogo upotrebleniya v reklamnykh i PR-tekstakh (funktsionalnyy aspekt). Trudy RGUPS. 2017, No. 1, pp. 86-95.

7. Deykina A. D. Polifoniya i garmoniya v prepodavanii russkogo yazyka. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2013, No. 1, pp. 54-72.

8. Baranov M. T., Ippolitova N. A., Ladyzhenskaya T. A., Lvov M. R. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole: Textbook for high school students. Ed. M. T. Baranov. Moscow: Akademiya, 2001. 368 p.

9. Deykina A. D., Malyavina T. P., Levushkina O. N., Ryauzova O. Yu., Khamraeva E. A. Russkiy yazyk. Textbook for 5-9 kl. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2019.

10. Razumovskaya M. M., Lvova S. I., Kapinos V. I. et al. Russkiy yazyk. 6 klass: Textbook. In 2 parts. Part 1. Moscow: Drofa, 2020. 175 p.

11. Shansky N. M. Leksikologiya sovremennogo russkogo yazyka: Textbook. Moscow: LIBROKOM, 2009. 312 p.

12. Yanchenko V. D. Puteshestvie v dalekoe proshloe: uchim shkolnikov razlichat istorizmy i arkhaizmy. Russkiy yazyk v shkole i doma. 2020, No. 4, pp. 11-15.

13. Yanchenko V. D., Janping Li. Rol tekstov-miniatyur v razvitii poznavatelnogo interesa uchashchikhsya k russkomu yazyku. In: Teoreticheskie i metodologicheskie problemy obucheniya sovremennomu russkomu yazyku. Proceedings of International scientific conference (Moscow, 23 September 2016). Comp. N. B. Samsonov. Moscow: Diona, 2016. Pp. 222-230.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5

Статья поступила в редакцию 14.05.2022 The article was received on 14.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.