Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
206
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ / НОРМА / ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛЕКСИКА / ВНЕЛИТЕРАТУРНАЯ ЛЕКСИКА / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ШКОЛЬНИКОВ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергеев Виктор Сергеевич

В статье рассмотрены актуальные вопросы изучения на уроках русского языка в 6-х классах тем по лексике ограниченного употребления. Данная группа лексических единиц проанализирована в нормативном аспекте: с точки зрения соответствия/несоответствия русскому литературному языку. Как известно, именно школа как государственный институт ответственна за обучение современных школьников разным аспектам функционирования языковой нормы, чему способствует весь школьный курс русского языка, в том числе изучение раздела «Лексика». Обучение лексике русского языка происходит одновременно с усвоением школьником языковой картины мира, особенностей социума, традиций и культуры русского народа. В условиях современной социокультурной ситуации педагогу-словеснику важно целенаправленно формировать культурное языковое пространство для сохранения высокого уровня функциональной грамотности обучающихся. Лексика ограниченного употребления является аспектом языка с социокультурным компонентом. В связи с этим изучение в школе вопроса функционирования разных групп лексики ограниченного употребления в русском языке должно быть обеспечено на уроке социокультурным сопровождением. Большое значение в работе над речевой культурой обучающихся при изучении разных групп лексики ограниченного употребления имеет грамотно подобранный развивающий социокультурный материал (комментарии учителя, упражнения, тексты социокультурной направленности и др.). Материалы исследования, предложенные в статье, апробированы ее автором в ходе проведения опытно-экспериментального обучения в школах города Москвы в рамках подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и показали свою эффективность при изучении лексики ограниченного употребления на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE ASPECT IN TEACHING LIMITED USE VOCABULARY IN LESSONS OF RUSSIAN

The article deals with topical issues of studying topics connected with the vocabulary of limited use in the Russian language lessons in the 6th grade. This group of lexical units is analyzed in the normative aspect: from the point of view of compliance/noncompliance with the Russian literary language. It is well-known that it is the school as a state institution that is responsible for teaching modern schoolchildren various aspects of the language norm functioning, which is facilitated by the entire school course of the Russian language, including the study of the „ Vocabulary” section. Teaching the vocabulary of the Russian language goes hand in hand with the assimilation by the student of the linguistic picture of the world, the characteristics of society, the Russian traditions and culture. In the current socio-cultural situation, it is important for a language teacher to purposefully form a cultural language space in order to maintain a high level of functional literacy of students. Vocabulary of limited use is an aspect of language with a socio-cultural component. In this regard, studying different groups of the Russian language limited-use vocabulary functioning at school, in our opinion, should be provided with socio-cultural support. Well-chosen developing socio-cultural material (teacher’s comments, exercises, texts of a socio-cultural orientation, etc.) is of great importance when working on the speech culture of students in the study of different groups of vocabulary of limited use. The research materials were tested by the author of the article in the course of experimental training in Moscow schools as part of the preparation of a thesis for the degree of PhD in Education and showed their effectiveness in studying limited use vocabulary in the lessons of Russian.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.19=411.2,3

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-171-181

НОРМАТИВНЫМ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В. С. Сергеев

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы изучения на уроках русского языка в 6-х классах тем по лексике ограниченного употребления. Данная группа лексических единиц проанализирована в нормативном аспекте: с точки зрения соответствия/несоответствия русскому литературному языку. Как известно, именно школа как государственный институт ответственна за обучение современных школьников разным аспектам функционирования языковой нормы, чему способствует весь школьный курс русского языка, в том числе изучение раздела «Лексика». Обучение лексике русского языка происходит одновременно с усвоением школьником языковой картины мира, особенностей социума, традиций и культуры русского народа. В условиях современной социокультурной ситуации педагогу-словеснику важно целенаправленно формировать культурное языковое пространство для сохранения высокого уровня функциональной грамотности обучающихся. Лексика ограниченного употребления является аспектом языка с социокультурным компонентом. В связи с этим изучение в школе вопроса функционирования разных групп лексики ограниченного употребления в русском языке должно быть обеспечено на уроке социокультурным сопровождением. Большое значение в работе над речевой культурой обучающихся при изучении разных групп лексики ограниченного употребления имеет грамотно подобранный развивающий социокультурный материал (комментарии учителя, упражнения, тексты социокультурной направленности и др.). Материалы исследования, предложенные в статье, апробированы ее автором в ходе проведения опытно-экспериментального обучения в школах города Москвы в рамках подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и показали свою эффективность при изучении лексики ограниченного употребления на уроках русского языка.

Ключевые слова: лексика ограниченного употребления, норма, литературная лексика, внелитературная лексика, словарный запас школьников, речевая культура.

© Сергеев В. С., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Сергеев В. С. Нормативный аспект в обучении лексике ограниченного употребления на уроках русского языка // Наука и школа. 2022. № 5. С. 171-181. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-5-171-181.

NORMATIVE ASPECT IN TEACHING LIMITED USE VOCABULARY IN LESSONS OF RUSSIAN

V. S. Sergeev

Abstract. The article deals with topical issues of studying topics connected with the vocabulary of limited use in the Russian language lessons in the 6th grade. This group of lexical units is analyzed in the normative aspect: from the point of view of compliance/non-compliance with the Russian literary language. It is well-known that it is the school as a state institution that is responsible for teaching modern schoolchildren various aspects of the language norm functioning, which is facilitated by the entire school course of the Russian language, including the study of the „Vocabulary" section. Teaching the vocabulary of the Russian language goes hand in hand with the assimilation by the student of the linguistic picture of the world, the characteristics of society, the Russian traditions and culture. In the current socio-cultural situation, it is important for a language teacher to purposefully form a cultural language space in order to maintain a high level of functional literacy of students. Vocabulary of limited use is an aspect of language with a socio-cultural component. In this regard, studying different groups of the Russian language limited-use vocabulary functioning at school, in our opinion, should be provided with socio-cultural support. Well-chosen developing socio-cultural material (teacher's comments, exercises, texts of a socio-cultural orientation, etc.) is of great importance when working on the speech culture of students in the study of different groups of vocabulary of limited use. The research materials were tested by the author of the article in the course of experimental training in Moscow schools as part of the preparation of a thesis for the degree of PhD in Education and showed their effectiveness in studying limited use vocabulary in the lessons of Russian.

Keywords: vocabulary of limited use, norm, literary vocabulary, non-literary vocabulary, vocabulary of schoolchildren, speech culture.

Cite as: Sergeev V. S. Normative aspect in teaching limited use vocabulary in lessons of Russian. Nauka i shkola. 2022, No. 5, pp. 171-181. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-171-181.

1. Введение

Русский язык, являясь языком русской нации, охватывает все сферы человеческой деятельности, обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разных мыслей, создания произведений любых жанров и т. д. Применительно к школьному курсу русского языка эта идея, несомненно, является значимой и

магистральной в обучении. Однако, решая современную задачу формирования функционально грамотной личности выпускника школы, учитель-словесник должен научить школьников умело и осознанно пользоваться богатым и выразительным русским языком, учитывая речевую ситуацию, условия общения.

В связи с этим актуален вопрос охвата в школьном курсе русского языка

различных аспектов функционирования языковой нормы, ее реализации в речи школьников в соответствии с конкретными ситуациями общения.

2. Цель статьи

В данной статье актуализированы вопросы обучения школьников лексике ограниченного употребления на уроках русского языка с целью совершенствования речевой культуры обучающихся, в связи с чем рассмотрены группы лексики ограниченного употребления с точки зрения их соответствия нормам русского литературного языка, предложены задания, которые позволяют обратить внимание школьников на языковые и социокультурные условия использования слов ограниченного употребления в речи.

3. Состояние изучения вопроса.

Методы и результаты исследования

3.1. О важности обращения к нормативному аспекту при

обучении лексике ограниченного

употребления на уроках русского языка

Школа как государственный институт ответственна не только за образование подрастающего поколения, но и решает важные вопросы поддержания языковой нормы. Стратегически значимые тезисы по данному вопросу сформулированы А. Д. Дейкиной в статье «Полифония и гармония в преподавании русского языка», а именно:

• сохранять и оберегать «языковой капитал»;

• регулировать пользование родным языком и национальной культурой;

• сохранять связь с культурной и исторической традицией;

• формировать положительное отношение к русскому языку, не давая обесценивать его;

• направлять обучающихся в творческом освоении русского языка;

• помогать критически осмысливать происходящие в языке изменения [1, с. 57].

Обучение школьников лексике ограниченного употребления на уроках русского языка связано с необходимостью совершенствования их речевой культуры, формированием представления о нормированности/ненормированности использования в речи разных групп лексики ограниченного употребления. Такая потребность обусловлена также усиливающимся в последние годы вниманием исследователей к речевому портрету говорящего, пользующегося родным языком. По мнению Ю. В. Щербининой, «...современную социокультурную ситуацию можно определить как лексический взрыв - стремительное и неконтролируемое заполнение речевого пространства множеством новых слов. Происходит это на пересечении разных языков (обилие иноязычных неологизмов), реальности и виртуальности (заимствования из интернет-дискурса, компьютерной терминологии), делового и бытового общения (переход профессионализмов в разряд общеупотребительных слов)» [2, с. 12].

Действительно, в речи молодежи наблюдается тенденция к отказу от норм современного русского языка, стремление к «антинорме» и жаргонизации, языковой игре, чрезмерному использованию заимствований и пр. Кроме того, сленговые выражения, просторечия и пр. встречаются в текстах современных песен, современной литературе и меди-атекстах, являющихся неотъемлемой частью современной массовой культуры и т. д. Данная тенденция в лингвистике относится к демократизации и жаргони-зации русского языка. Учитель-русист, оценивая данные изменения и использование жаргонизмов в речи обучающихся, должен учитывать, что жаргон является неотъемлемой частью

русского языка, а стремление школьников к антинорме может быть временным явлением.

При обучении лексике ограниченного употребления словеснику важно учесть особенности использования изучаемой на уроке группы лексических единиц в разных стилях русского языка, в конкретной речевой ситуации в соответствии с нормами словоупотребления (лексическими, грамматическими, орфоэпическими, этическими). Д. Н. Шмелев справедливо отмечал: «Для того чтобы язык выполнял свою основную функцию, служил средством общения, он должен быть одинаково понятен людям разных социальных коллективов и возрастных групп» [3, с. 173]. Уроки русского языка, на которых изучают разные группы лексики ограниченного употребления, должны давать школьнику ответы на важные вопросы: «Зачем в русском национальном языке существует лексика ограниченного употребления?», «В каких ситуациях я могу ее использовать?».

Показательно, что в исследованиях начала XXI в. в качестве приоритетного направления современной парадигмы языкового образования подчеркивается ориентация на социальные нормы коммуникативного поведения обучающихся [4, с. 107], к которым в области лексики ограниченного употребления относятся: интеллектуально-коммуникативный стиль, принятый в данном дискурсе, формирующий базу коммуникативного поведения носителя лексики ограниченного употребления; нормы общения между представителями разных поколений, профессий, социальных и территориальных групп; правила хорошего тона, обусловленные особенностями использования в речи лексики ограниченного употребления; языковое оформление конкретных действий, ритуалов, принятых в определенной социальной, территориальной или иной общности и т. д.

3.2. Взгляд на лексику ограниченного

употребления с позиции соответствия литературной норме

Как известно, литературный язык включает в себя нормированную, кодифицированную лексику. Именно такая лексика, чаще всего - во фрагментах произведений мастеров слова, в первую очередь является предметом изучения в школьном курсе русского языка. Однако не стоит забывать и о другой разновидности русского национального языка -внелитературной лексике, находящейся за пределами современной литературной нормы. Для лексики ограниченного употребления, являющейся в русском языке полифункциональным явлением, данное разделение применимо, более того, оно позволяет уточнить в учебных целях особенности разных групп такой лексики, связанные со стилистическим расслоением русского языка, в том числе с позиции нормативности/ненормативности их употребления в речи в зависимости от социокультурной обстановки.

В терминологическом словаре Д. Э. Розенталя, М. А. Теленковой указано: «Внелитературная лексика - это слова, находящиеся за пределами литературного языка (диалектизмы, арготизмы, жаргонизмы, вульгаризмы)» [5]. В школьном курсе русского языка из отмеченных учеными групп лексики ограниченного употребления предметом изучения являются диалектизмы и жаргонизмы.

И. Б. Голуб в книге «Русский язык и культура речи» обращается к внелите-ратурной лексике в связи с рассмотрением стилевого расслоения языковых средств. Ученый отмечает, что ярким набором языковых средств, выходящих за рамки нормированного литературного языка, отличается разговорный стиль. И. Б. Голуб также добавляет: «Это не значит, что разговорная речь всегда вступает в противоречие с литературными языковыми правилами. <...> В нем есть разновидности сниженной, грубой

речи, просторечие, впитавшее влияние местных говоров, и т. д. Но разговорная речь интеллигентных, образованных людей вполне литературна, и в то же время она резко отличается от книжной, связанной строгими нормами других функциональных стилей» [6, с. 25]. Как же выделить ту нелитературную лексику ограниченного употребления, которой следует обучать современных школьников? И надо ли использовать в школьном курсе русского языка такую лексику?

Идея обращения к нормативному аспекту при обучении лексике ограниченного употребления соотносится с неотъемлемой задачей школьного курса - обогащением словарного запаса обучающихся на уроках русского языка. Еще М. Т. Баранов в книге «Методика преподавания русского языка в школе» писал о необходимости работы над качеством лексикона обучающихся и «замене нелитературных слов в лексиконе литературными» [7, с. 233], а также обучения умению пользоваться вновь усвоенными словами («работа над контекстным употреблением слов -над точностью и целесообразностью употребления слов в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля создаваемого текста» [7, с. 234]). Эта мысль развивается в более поздних исследованиях других авторов. Так, А. Д. Дейкина в статье «Работа над семантикой слова как задача школьного курса русского языка» пишет: «В связи с задачей обогащения словаря учащихся не только в количественном, но и в качественном отношении следует точнее и глубже рассматривать вопрос о грубой лексике, которая часто не несет в себе информационного смысла и даже не всегда отражает эмоционально или экспрессивно выраженную реакцию на что-либо, а стала вредной "привычкой" отдельных групп молодежи, противоречащей этике речевого поведения в окружающей среде» [8, с. 12].

С учетом того, что работа по обогащению словаря школьников ведется как в количественном, так и в качественном направлении, учителю-русисту следует строго разграничить, словами каких групп лексики ограниченного употребления он пополняет активный и пассивный словарь обучающихся (историзмы, архаизмы, неологизмы, профессиональные слова), а какие изучает только как лингвистическое явление.

Несмотря на то, что лексика ограниченного употребления является периферийной лексикой в русском национальном языке, она очень заметна в языке. К примеру, профессионализмы и термины играют большую роль в профессиональной деятельности человека и выполняют значимую социальную функцию в языке - являются средством коммуникации в той или иной профессиональной сфере.

Жаргонизмы в речи обучающихся - отклонение от литературной нормы, которое учитель относит к речевым (стилистическим) ошибкам. Однако нарочито игнорировать роль жаргона представляется нецелесообразным (в том числе и с воспитательной точки зрения). Данная группа лексики ограниченного употребления играет важную роль в реальной жизни школьников (да и взрослых тоже), и базовый курс русского языка не может не отразить ее. Гораздо полезнее не превращать жаргон в «запретный плод», а показать с научной точки зрения, в чем проявляются привлекательные черты жаргонизмов (например, образность многих из них, возможность с их помощью обозначить принадлежность к своей социальной группе и др.), а также в чем состоит опасность их использования (появление «общего жаргона», вытесняющего общение на литературном языке).

Также целесообразно обращать внимание школьников на то, что жаргонизмы являются не только стилистически сниженной лексической единицей, но и часто имеют неточные значения,

нарушая понятность речи. Например, слово убойный в зависимости от конкретной речевой ситуации может означать «прекрасный», «интересный», «хороший», «ценный», «надежный» и др.. Это говорит о том, что использование жаргонизмов может делать речь говорящего не только грубой, но и неточной.

В школьном преподавании русского языка необходимо формировать критическое отношение у молодежи к данному языковому явлению: объяснять смысл и происхождение того или иного слова ограниченного употребления, анализировать особенности его употребления согласно конкретной речевой ситуации.

3.3. О включении в уроки изучения лексики ограниченного употребления

развивающего социокультурного материала

В контексте школьного лингвистического образования успешность развития языковой личности обучающегося связана с овладением ею национально-языковой картиной мира, которая в большей степени проявляется именно в лексическом составе русского языка.

Определение содержания обучения лексике предполагает выделение различных групп культурно маркированных единиц и изучение особенностей отражения в них специфики русской национальной культуры, ментальности и пр. Такая работа развивает всю ценностно-смысловую сферу личности школьников и предполагает формирование у обучающихся ценностного отношения к русскому языку. Необходима и ориентация на социокультурные условия изучения родного языка, так как, постигая язык, школьник изучает и все то, что отражается в этом языке, -мир, общество, окружающую действительность и т. д. Кроме того, лексика является наиболее подвижной частью языка, именно в ней в первую очередь находят отражение все социальные изменения. Исследование вопросов

обучения школьников определенным группам лексики позволяет проследить эти изменения, выделить актуальную лексику, обусловленную определенной социокультурной ситуацией, а также обратить внимание на социокультурные условия выхода слов в пассивный состав русского языка.

Овладение лексикой ограниченного употребления на уроках русского языка дает обучающимся возможность реали-зовывать коммуникативные намерения в различных бытовых ситуациях, умение вступать в коммуникацию и поддерживать беседу, учитывая социокультурную обстановку. Кроме того, изучение на уроках русского языка разных групп лексики ограниченного употребления в соотнесении с литературным и нелитературным языком повышает лингвистическую компетенцию обучающихся и расширяет их общую эрудицию, способствует воспитанию языковой личности школьника, выработке у него языкового идеала (то есть идеального образа, языкового эталона, образца) [9, с. 39]. Этому могут способствовать различные задания, в которых предлагается заменить в текстах нецелесообразно использованные слова ограниченного употребления общелитературными либо отметить опыт удачного использования в текстах слов ограниченного употребления согласно речевой ситуации.

Безусловно, обучение разделу «Лексика» в школьном курсе русского языка требует особого отбора содержания, обогащающего учащихся знаниями об истории развития лексики русского языка, ее многомерности, о значении разных групп лексики в понимании истории и культуры русского народа.

Для этого необходимо систематическое и последовательное включение в содержание уроков русского языка развивающего социокультурного материала, направленного не только на расширение и углубление знаний школьников о лексике русского языка, но в большей

степени - на воспитание ученика, любящего свой малый край и Отечество, способного к успешному взаимодействию с представителями других социальных, территориальных групп, различных сфер деятельности и профессиональных областей. В связи с этим в содержании обучения лексике ограниченного употребления в школьном курсе русского языка целесообразно выделить следующие компоненты:

1) лингвистический (общеупотребительная лексика; лексика ограниченного употребления; группы слов ограниченного употребления и др.);

2) страноведческий (реалии страны, отдельных регионов, которые обеспечивают слой ограниченной в употреблении лексики, специфические особенности русской культуры, отраженные в лексике ограниченного употребления, в том числе в ретроспективе, и т.д.);

3) прагматический (правила речевого поведения, этикетные нормы общения в различных ситуациях с использованием слов ограниченного употребления);

4) этический (знакомство с особенностями менталитета носителей русского языка, моральными ценностями значимых для школьников социальных групп, известных территориальных говоров и т. п.).

Языковая модель мира личности школьника напрямую зависит от сформированных в процессе изучения русского языка как учебного предмета установок, мотивов, жизненных доминант, которые, несомненно, находят отражение в создаваемых ею текстах. Становление языковой личности обучающегося происходит при поддержке развивающего потенциала лексики ограниченного употребления. Учащиеся при этом учатся верно использовать русский язык в культурно и социально обусловленных ситуациях, расширяют индивидуальную картину мира в процессе приобщения к языковой картине мира русского национального языка, осмысления ценностей родного языка и культуры.

Большое значение при подготовке и проведении урока изучения единиц языка с социокультурным компонентом (лексики ограниченного употребления) имеет грамотно подобранный развивающий социокультурный материал. Такой материал помимо социокультурной направленности содержит основу для формирования речемыслительной деятельности обучающихся, развития критического отношения к изучаемому лингвистическому явлению, в том числе в отношении нормативности/ненормативности реализации разных групп лексики ограниченного употребления в речи современной языковой личности школьника как носителя русской культуры. При этом развивающий социокультурный материал, на наш взгляд, должен удовлетворять следующим критериям:

• социокультурная ценность;

• соответствие коммуникативным и познавательным потребностям обучающихся;

• тематичность и функциональность явлений;

• информативность;

• соответствие уровню учащихся;

• ориентация на современную действительность.

Полезными в организации такой работы на уроках русского языка являются задания и упражнения, предполагающие анализ речевых ситуаций, в которых встречаются слова ограниченного употребления, анализ речевого портрета человека, использующего слова ограниченного употребления в своей речи и др.

Современному педагогу-словеснику, обучающему русскому языку в социокультурном аспекте, целесообразно обращать внимание на то, как школьник выбирает лексическую единицу в процессе речевого высказывания, как он воспринимает речь, содержащую лексику ограниченного употребления. Также полезно учитывать точки зрения лингвистов и методистов-русистов и результаты их исследований, посвященных

проблемам парадигматических отношений в практике преподавания - синонимии, омонимии, паронимии, антонимии и др. применительно к лексике, входящей в пассивный запас языка, обращаться к диахроническому аспекту в развитии языка.

4. Материалы заданий и упражнений,

направленных на изучение лексики ограниченного употребления в нормативном аспекте

Приведем примеры некоторых заданий, помогающих раскрыть обучающимся нормативный аспект функционирования нелитературных слов ограниченного употребления в русском национальном языке. Предложенные задания прошли успешную апробацию в 6-х классах двух школ города Москвы (ГБОУ Школы №2054 и ГБОУ «Школа имени дважды Героя Советского Союза И. С. Полбина») в 2021-2022 учебном году.

Тема «Профессионализмы»

1. Беседа по пословице «Не место красит человека, а человек - место»:

• Как данная пословица связана с владением человеком русским языком?

• Какое место занимает изучение лексики русского языка в формировании речевого портрета человека?

• Какие другие похожие пословицы вы знаете?

• Можно ли данную пословицу отнести к сфере какой-либо профессии? Приведите примеры, в какой ситуации вы могли бы использовать данную пословицу в отношении речи говорящего.

• Сделайте вывод о том, когда человек будет гармонично смотреться и находиться в выбранной профессиональной области? (знает свое дело, знает лексику своей профессии (термины, профессионализмы) и др.).

• Как вы думаете, как уроки русского языка способны помочь в изучении

профессиональной лексики? На что стоит обратить особое внимание?

2 . Работа по отрывку из поэтического текста.

• Вы, наверное, знаете стихотворение В. В. Маяковского «Кем быть?». О чем оно? Вот некоторые строки из этого стихотворения:

У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься?

• Напишите в 2-3 предложениях, кем вы хотите стать и почему. Какие профессиональные слова вы будете употреблять в своей речи?

Тема «Диалектизмы»

1. Прочитайте рассказ-миниатюру В. Бокова «Синонимы». Предположите, куда ушла Люба.

Мы подошли с учительницей Полиной к дому бабки Труновой, чтобы поговорить с ее внучкой, не сыграет ли она роль в пьесе...

- Где Люба? - спросил я.

- По батожья ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы.

- По что?

- Ну, по петушки.

- По что? По что?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- По стебени.

- Не понимаю вас.

- Ах, батюшка, какой ты бестолковый. По... (щавель).

• Объясните, почему рассказчик не мог понять, куда ушла Люба.

• Найдите в тексте диалектизмы, замените их словами литературного языка. С какой целью их использовал автор в данном отрывке?

• Как вы думаете, можно ли в современном мире встретить диалектную речь? Есть ли у вас опыт общения с людьми из диалектной местности?

• Каково ваше отношение к людям, использующим в своей речи диалектные

слова? В каких ситуациях может быть уместно использование диалектных слов в речи современного человека?

2. Соотнесите слова из речи жителей Санкт-Петербурга с синонимами в общелитературном языке:

Пышка Проездной

Парадная Бордюр

Сахарная трубочка Гречка

Поребрик Подъезд

Садик Пончик

Греча Шаурма

Карточка Вафельный рожок

Шаверма Сквер

Работа в парах:

• Придумайте комическую историю (в форме диалога), в которой жители города Москвы и Санкт-Петербурга не поняли друг друга. Подготовьтесь представить получившийся диалог классу.

Тема «Жаргонизмы»

1. Прочитайте диалоги. Найдите ошибки, которые допускают в речи носители языка.

Текст для анализа № 1

- Где взял такой топовый шмот?

- Чувак на вписке дал ссылку на па-блик реселлера.

- И как? Норм цены?

- Чекни сам, я скину тебе в телегу.

- А это не скам? Точно отправят товар?

- Мне все пришло, так что магазин годный. Погугли отзывы, если что.

Текст для анализа № 2

- Видел тизер новой игры в сторис у разрабов?

- Нет. А что там?

- Мне зашло! Графон топ! Я уже оставил предзаказ.

- А что по требованиям к железу?

- Пока не знаю. Мой комп, наверное, не потянет.

- Будешь покупать новый?

- Да, щас собираюсь в магаз, го со мной?

- Сорян, сейчас не варик, буду готовиться к пробнику по русскому.

• Назовите слова, искажающие русскую речь.

• Выполните перевод «с русского на русский» (замените жаргонные слова на стилистически нейтральные синонимы). Чтобы проверить сленговое значение слов, при необходимости обратитесь к электронным или печатным словарям.

2 . Ролевая игра.

Моделирование и разыгрывание ситуаций (класс делится на 3 группы):

A. Молодежь, которая разговаривает на сленге.

Б. Старшее поколение, осуждающее такую речь.

B. Интеллигенция, борцы за чистоту языка.

3. Выполните одно задание на выбор:

A. Назовите причины нарушения правильности и чистоты речи.

Б. Дайте описание человека, не владеющего чистой и правильной речью.

B. Составьте советы по совершенствованию речи для одноклассников.

Г. Составьте советы по совершенствованию речи для учащихся младших классов.

5. Заключение

Таким образом, обучая школьников лексике ограниченного употребления на уроках русского языка, следует различать понятия литературная и внелитера-турная лексика. С учетом того, что русский национальный язык неоднороден, в его составе функционируют особые разновидности языка, необходимо формировать речевую культуру обучающихся, показывая широкие возможности функционирования разных групп слов

ограниченного употребления в русской речи, обязательно обращая внимание на уместность и целесообразность использования слов ограниченного употребления в речи говорящего.

Системное представление социокультурного лексического и текстового материала при изучении лексики ограничен-

ного употребления на уроках русского языка позволяет повысить мотивацию учащихся к учению, так как включает лексику в личностно значимую систему обучения через трансляцию нормативного аспекта использования слов разных групп лексики ограниченного употребления в различных речевых ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейкина А. Д. Полифония и гармония в преподавании русского языка // Проблемы современного образования. 2013. № 1. С. 54-72. URL: http://pmedu.ru/res/2013_1_7.pdf (дата обращения: 20.08.2022).

2. Щербинина Ю. В. Книга - текст - коммуникация. Словарь-справочник новейших терминов и понятий. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. 304 с.

3. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика: учеб. пособие. М.: Книжный дом «ЛИ-БРОКОМ», 2019. 336 с.

4. Низкодубов Г. А., Кузьмина А. М., Ростовцева В. М. Социокультурный подход в контексте современной парадигмы языкового образования // Вестник ТГПУ. 2006. № 9. С. 104-108.

5. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 399 с.

6. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 432 с.

7. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 368 с.

8. Дейкина А. Д. Работа над семантикой слова как задача школьного курса русского языка // Проблемы современного филологического образования / редколл.: А. Д. Дейкина и др. М.: МПГУ; Ярославль: Ремдер, 2007. С. 12-20.

9. Янченко В. Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1999. 298 с.

REFERENCES

1. Deykina A. D. Polifoniya i garmoniya v prepodavanii russkogo yazyka. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2013, No. 1, pp. 54-72. Available at: http://pmedu.ru/res/2013_1_7.pdf (accessed: 20.08.2022).

2. Shcherbinina Yu. V. Kniga - tekst - kommunikatsiya. Slovar-spravochnik noveyshikh terminov i ponyatiy. Moscow: FORUM: INFRA-M, 2015. 304 p.

3. Shmelev D. N. Sovremennyy russkiy yazyk. Leksika: ucheb. posobie. Moscow: Knizhnyy dom "LIBROKOM", 2019. 336 p.

4. Nizkodubov G. A., Kuzmina A. M., Rostovtseva V. M. Sotsiokulturnyy podkhod v kontekste sovremennoy paradigmy yazykovogo obrazovaniya. Vestnik TGPU. 2006, No. 9, pp. 104-108.

5. Rozental D. E., Telenkova M. A. Slovar-spravochnik lingvisticheskikh terminov: posobie dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1985. 399 p.

6. Golub I. B. Russkiy yazyk i kultura rechi: ucheb. posobie. Moscow: Logos, 2010. 432 p.

7. Baranov M. T., Ippolitova N. A., Ladyzhenskaya T. A., Lvov M. R. Metodikaprepodavaniya russkogo yazyka v shkole: uchebnik dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Ed. by M. T. Baranova. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2001. 368 p.

8. Deykina A. D. Rabota nad semantikoy slova kak zadacha shkolnogo kursa russkogo yazyka. In: Deykina A. D. et al. Problemy sovremennogo filologicheskogo obrazovaniya. Moscow: MPGU; Yaroslavl: Remder, 2007. Pp. 12-20.

9. Yanchenko V. D. Puti formirovaniya lingvisticheskoy kompetentsii uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka v sredney shkole. PhD dissertation (Education). Moscow, 1999. 298 p.

Сергеев Виктор Сергеевич, аспирант, ассистент кафедры методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет e-mail: victorjkr@gmail.com

Sergeev Victor S., PhD postgraduate student, Assistant Lecturer, Methods of Teaching Russian Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: victorjkr@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.09.2022 The article was received on 28.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.