(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017
Сентякова Татьяна Евгеньевна МАУ "Центр туризма и ремесел "Высокий берег"
ctr.vysokiybereg@mail .т 8 (34147) 2-72-62
РЕСУРСЫ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Крестный ход - торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту с иконами, хоругвями и другими святынями, главным образом, с большим крестом, от которого само шествие и получило название [1].
Крестный ход - торжественное и запоминающееся событие в жизни верующего человека. Также крестный ход играет огромную роль в поднятии и возрождении крепкого русского духа и национального самосознания. Проведение Крестного хода на территории Сарапульского района, несомненно, сыграть свою заметную роль и положит начало для развития такого направления туризма как паломничество — религиозный туризм.
Религиозный туризм — туризм, основывающийся на религиозных потребностях людей различных конфессий. Паломничество, или путешествие с религиозными целями — одна из старейших форм туризма, имеющая глубокие исторические корни: Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena; ок. 250—330) — мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей. Она почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).
Сегодняшние причины паломничества разные, начиная от обычного любопытства и заканчивая поездками к святыням веры.
Паломнические туры очень познавательный и полезный вид туризма, с большой долей просветительно-познавательной составляющей.
Во время паломнических поездок у туристов появляется прекрасная возможность узнать об истории, традиция, легендах древних монастырей и храмов, поближе познакомиться с духовными традициями какой-либо религии, поездки по святым местам способствуют углублению веры, поиску смысла жизни.
Паломничество является прекрасным образовательным инструментом. В целом, такие туры будут интересны как верующим людям, так и всем, кто интересуется историей нашей страны или религией.
Территория Сарапульского района обладает большими ресурсами для развития паломнического туризма.
Ресурсы паломнического туризма в Сарапульском районе
В Сарапульском районе на сегодняшний день готовы принять у себя и провести экскурсии для туристов по 6 храмам-памятникам архитектуры XIX века:
- Богоявленская церковь в селе Нечкино;
- Преображенская церковь в селе Мазунино;
- Успенская церковь в селе Яромаска;
- Церковь Михаила Архангела в селе Кигбаево;
- Церковь Покрова Богородицы в селе Выезд;
- Церковь Троицы в селе Мостовое.
2 храма, вновь построенных в с. Тарасово, — Храм Святого Пророка Илии, в селе Шадрино — Храм Флора и Лавра и строящийся храм в селе Сигаево — Свято-Владимирский храм.
Одним и ресурсов развития туризма на территории Сарапульского района являются общественные национальные центры, их у нас 28. Из них — 17 русских, 7 удмуртских, 2 татарских и 2 марийских, которые есть в каждом муниципальном образовании. Они расскажут туристам об истории, культуре, традициях и обычаях своего народа.
Используя выше перечисленные ресурсы, мы разработали паломнические туры духовно-патриотической направленности:
Первый вариант Паломнического тура — «Вся культура из храма», однодневный тур.
(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017
Маршрут тура:
Выезд из города Ижевска.
Первая остановка в д. Данилово Киясовского района.
- экскурсия в свято Даниловском монастыре.
- экскурсия в Духовно-патриотический центр.
Вторая остановка в деревне Выезд Сарапульского района.
- экскурсия по церкви Покрова Богородицы. Третья остановка в селе Кигбаево.
- обед в кафе.
- экскурсия по Церкви Михаила Архангела. Четвертая остановка в селе Мостовое.
- экскурсия по Церкви Святой Троицы. Пятая остановка в селе Мазунино.
- экскурсия по Преображенской церкви.
- молебен о путешественниках.
- русская вечерка в общественном центре русской культуры «Солнцеворот».
- выставка-ярмарка народных умельцев села.
- мастер-класс.
- чаепитие.
Трансфер в г. Ижевск.
Второй вариант Паломнического тура — «Вся культура из храма», однодневный тур. Маршрут тура:
Выезд из Сарапула или Ижевска. Первая остановка в селе Нечкино.
- экскурсия по Богоявленской церкви.
- молебен.
- посещение общественного центра удмуртской культуры «Кам тулкымъёс».
Вторая остановка в селе Яромаска.
- экскурсия по Успенской церкви.
- посещение общественного центра русской культуры «Светелка», знакомство с традиционным русским костюмом, обрядами и фольклором русского народа.
- выставка-ярмарка народных умельцев.
264
- мастер-класс.
Обед в г. Сарапуле (или в СТЦ «Нечкино» в зависимости от маршрута).
Сарапульский Казанский крестный ход: перспективы развития
Сарапульский крестный ход — один из старейших в России проводится с 1657 года в память о чудесном избавлении Сарапула и окрестностей от эпидемии моровой язвы принесением из Николо-Березовки чудотворного образа Святителя Николая, а поскольку совпадал с празднованием Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани 8 (21 по нов. стилю) июля -назывался «Казанским».
До 1916 года встреча иконы Николая Чудотворца проходила так: «за образом ходили в лодке добровольцы - паломники, местные жители и окольные крестьяне. Для этой цели мещанское общество нанимало большую лодку, на которую ставился балдахин с иконописью на наружных стенах. Образ ставился под балдахин, а духовенство помещалось в лодке. 6 июля лодка уже стояла у Сарапульского перевоза, разукрашенная флагами, и имела в кормовой части одну или две пушки. В лодку забирались паломники из местных жителей с кожаными сумками через плечи с широкими же кожаными лямками. Лямки эти при следовании лодки вверх по Каме паломниками надевались на грудь и прицеплялись к главной бичеве. Часов в 8 утра лодки, при пушечных залпах, на вёслах отправлялись за образом в Николо-Берёзовку. 7 июля в Николо-Берёзовке после обедни образ переносился на лодку, которая затем отходила бичевой тягой к Сарапулу. По дороге являлись паломники и также присоединялись к тянувшим бичеву добровольцам. Бичевники сменялись раза три. По дороге лодка останавливалась в попутных селениях, где крестьяне встречали образ и служили молебен. В этот же день в Сарапул с раннего утра со всех концов сходились и съезжались крестьяне, привозили товары на ярмарку. Часов с 12 дня богомольцы с кусками холста - жертвой св. Николаю -направлялись по Больше-Покровской улице в луга, к ним присоединялись нарядно одетые горожане с детьми. По пути из домов выносили кадцы прохладного квасу, которым бесплатно угощали богомольцев и детей. Приезжали к вечеру экипажи с семьями купцов с приезжими гостями. В то время купцы щеголяли дорогими выездами.
Вечереет. Все ждут момента, когда покажется из-за мыса лодка с образом. Ещё минута - слышится пушечный выстрел, второй, третий, народ моментально поднимается на ноги. Все спешат к берегу, чтобы увидеть лодку.
265
Снимают шапки. Лодка, которую тянет босая и мокрая по горло толпа, уже плавно выбегает из-за мыса. Выносят образ, выходят священники. Дымок на корме лодки - это огниво, где накаливают железный гвоздь для выстрела из пушки.
Холсты - «приклад» - связываются в цепь - огромное кольцо, которое поддерживают богомольцы и охраняют икону от натиска толпы. Процессия начинает быстро двигаться к городу» [2].
C 1916 года по традиции, заложенной епископом Амвросием, ныне прославленных в лике святых икону святителя Николая Чудотворца привозят на пароходе: «5 июля на Каменском пароходе «Марианна» в Николо-Берёзовку уехал епископ Амвросий, где отслужит в женском монастыре в Соборе, а затем 7 июля на одном пароходе с образом чудотворной иконы выедет в Сарапул. Это первый случай за всё время существования викариатства в Сарапуле, когда епископ выезжает для встречи чудотворного образа в Николо -Берёзовку и будет сопровождать его с самой высадки в лугах. Прежние архиереи обыкновенно встречали икону у церкви Покрова» [3].
Трогательные воспоминания о Сарапульском Казанском крестном ходе оставила Зоя Алексеевна Ерошкина: «Когда я вспоминаю жизнь нашего дома, я чувствую, что могу ее передать только в тех моментах, которые были для меня в детстве выдающимися, значительными, радостными. Это, наверное, объясняется возрастом — ребенку свойственно видеть и запоминать, главным образом то, что его поражает, радует, веселит. Но я не боюсь, что такой передачей я погрешу против правды, прикрашу эту давно ушедшую жизнь, так как даже эти, якобы выдающиеся, моменты достаточно ясно говорят, что она из себя представляла.
Самыми значительными днями в жизни города, а, следовательно, и нашей семьи, были дни местного праздника «Казанской» и приуроченной к нему ярмарки» [4], что подтверждается и свидетельствами её современников: на крестный ход в Сарапул «стечение народа бывает до семидесяти тысяч человек» [5].
После революционных событий 1917 года источников о прохождении Сарапульского Казанского крестного хода нет [6]. Казалось, традиция в Сарапуле утрачена навсегда. Но с 23 по 26 июля 2009 г. после почти 90-летнего перерыва эта заботами краеведа Виктора Сергеевича Ерастова, по благословению приснопамятного митрополита Ижевского и Удмуртского Николая, и Высокопреосвященнейшего архиепископа Уфимского и
Стерлитамакского Никона прошел первый после перерыва Крестный ход. Сарапульская делегация прибыла из Николо-Березовки на теплоходе «Амур».
19 — 25 июля 2010 года вновь состоялся Сарапульский Казанский крестный ход. Икона доставлена в Сарапул на теплоходе «Москва 123» Начальником крестного хода был назначен протоиерей Виктор Сергеев (с 25 июля 2014 г. Преосвященный Виктор — епископ Глазовский и Игринский).
21 — 24 июля 2011 года прошел третий после перерыва крестный ход и впервые он был совершен на автобусах с переправой через Каму на пароме в районе села Тарасово. По ходу движения крестного хода в г. Камбарке, селах Тарасово и Мазунино совершались молебны.
После восстановления 26 декабря 2013 г. епархиального статуса Сарапула Сарапульский Казанский крестный ход 20 — 25 июля 2014 года возглавил преосвященный епископ Сарапульский и Можгинский Викторин (Костенков). Чудотворную икону привезли в село Ершовку, откуда на теплоходе «Волна» переправили в Сарапул через Каму.
Во время Крестного хода с 20 по 28 июля 2015 года Высокопреосвященный Викторин восстановил традицию, заложенную священномучеником Амвросием Сарапульским, и сам на катере отправился в Николо-Березовку за иконой Святителя Николая.
Крестный ход 2016 года стал самым протяженным и полным исключительных событий: за иконой на катере отправился Преосвященный епископ Сарапульский и Можгинский Антоний и привёз её в Сарапул в сопровождении Преосвященного епископа Нефтекамского и Бирского Амвросия. На берегу Камы паломников встречали Высокопреосвященнейший митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин и Преосвященный епископ Глазовский и Игринский Виктор, многочисленные верующие. Впервые за всю историю Сарапула было совершено вечернее богослужение четырьмя архиереями Русской Православной Церкви. Крестный ход проходил с 20 июля по 9 августа 2016 года, закончился Божественной литургией на Красной (Соборной) площади в день памяти Священномученика Амвросия епископа Сарапульского. Среди многочисленных гостей, прибывших в город во время Сарапульского Казанского крестного хода, нельзя не выделить 25 июля 2016 года паломничество Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона. По свидетельству
руководителя Миссионерского отдела Сарапульской епархии В.С.Ерастова, в крестном ходе 2016 года прияло участие более 20 000 паломников [7].
В этом году в связи с завершением строительство моста через Каму в районе села Тарасово Администрации Сарапульского района было предложено изучить возможность организации шествия Сарапульским Казанским крестным ходом иконы Святителя Николая Мирликийского из села Николо-Березовка в город Сарапул.
Учитывая расстояние от села Николо-Березовка до города Сарапула, предлагаем рассмотреть вариант проведения Сарапульского Казанского Крестного хода в 2017 году в форме шествия на всём протяжении с молебнами в населённых пунктах и ночлегом в заранее выбранных местах (таб. 1).
Таблица 1
Дата Место мероприятие
15 июля 2016 г. (суббота) Село Николо-Березовка Молебен. Начало крестного хода из села
Село Тарасово Храм Илии пророка Встреча иконы и шествия
Молебен
Обед
Село Мазунино Храм Преображения Господня Молебен
Ужин
Культурная программа
Ночлег у родника
16 июля 2016 г. (воскресенье) Деревня Непряха Молебен
Деревня Усть-Сарапулка Молебен
Обед
Село Сигаево Свято-Владимирский храм Молебен
Город Сарапул Храм преподобного Серафима Саровского Всенощное бдение
Даты выбраны нами не случайно, а для того, чтобы привлечь наибольшее количество верующих людей к данному событию.
Предлагаемая часть Программы Сарапульского Казанского крестного хода требует не только утверждения церковноначалия, но и согласования органов местного самоуправления по территориям, которых пройдёт шествие.
Литература:
1. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. СПб., 1895. Т. 32. С. 648-649.
2. «Прикамская жизнь» № 147 от 7 июля 1916 г.
3. Там же.
4. На реке [Текст]: [повесть] / З. Ерошкина - Сарапул : [б. и.], 2007. (МУП "Сарапульская городская типография") - 424 с.: ил.; 24 см. - (Память Сарапула: культурный проект; [кн. 3] Вступ.ст. - Пеганова Т.Б.; Худож. - Машкина Л.Г.; Идея проекта - Ерастов В.С.; Ред. коллегия -Ахтамянова Г.Р., Быкова Л.Ю., Креклина С.В., Лукас О.Г., Пеганова Т.Б., Сухинина С.Ю.). - Библиогр.: с. 421. - 1500 экз.. - ISBN 978-5901304-21-1 (в пер.).
5. «Прикамская жизнь» от 1 июля 1910 года
6. Опалева Е.С. История крестных ходов города Сарапула / Е. С. Опалева // Десятые Татищевские чтения : мат-лывсерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 20-21 ноября 2013 года). — Екатеринбург : УМЦ УПИ, 2013. — С. 419-424.
7. ТК «Моя Удмуртия» http://www.myudm.ru/news/2016-08-11/bolee-20-tysyach-chelovek-prinyaH-uchastie-v-krestnom-hode-nikolaya-chudotvortsa-v-.