Научная статья на тему 'Воскресенская церковь г. Сарапула'

Воскресенская церковь г. Сарапула Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
377
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воскресенская церковь г. Сарапула»

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Монахиня Екатерина (Королёва) Благовещенская женская монашеская община при Архиерейском подворье Храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» города Сарапула http ://bmsarapul.pravorg .ru/ +7 (34147) 2-24-26 [email protected]

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ г. САРАПУЛА

Свое выступление на III Рождественских образовательных чтениях Сарапульской Епархии на тему «1917 — 2017: Уроки столетия» хочу посвятить храму, который в богоборческие годы был единственным действующим в городе. Пусть это будет моим объяснением в любви Дому Господню.

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:

36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

31

Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни

39

Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем [Рим.]

***

Многие здесь крестились, венчались и отпевали своих родных. Храмы как люди, переживают трагические периоды истории. Все мы хорошо знаем, что после революции 1917 года в нашей стране уничтожались храмы, преследовались священнослужители и миряне - безбожной властью делалось все, чтобы полностью уничтожить православную веру. Слушая воспоминания почившего настоятеля митрофорного протоиерея Вячеслава Остроумова, удивлялась, как несмотря на все планы полного уничтожения православия на нашей Родине, Церковь выстояла. Можно сказать, что прошедшее столетие стало ярким доказательством действия Божия, через страдания и войны возвращения нашего народа Промыслом Божиим от богоотступничества ко Христу.

Революционные события октября 1917 года не были выбором русского народа, это было действие внешних сил, попущенное Богом за грехи и для духовного очищения. События революции и последующей гражданской войны имели можно сказать нравственный характер -каждый человек решал для себя, с кем быть в этой ситуации, с Богом или богоборцами. Нам важно извлечь из этого уроки, и больше не повторять прежних исторических ошибок. Именно для этого мы сегодня вспоминаем события столетней давности.

Сейчас мы видим, как реставрируются и строятся храмы, как люди своими руками и пожертвованиями восстанавливает их из руин. Возрождается духовная жизнь, люди приходят в храмы Божии и молятся там, как это делали их предки, для которых вера была основой жизни.

Сейчас мы все понимаем, как важно сотрудничество государства и Церкви в деле сохранения культурных традиций, воспитания детей и молодежи, сохранения духовности мира и согласия в обществе, сопротивления всякого рода злу, экстремизму и терроризму. По сути, эти антиобщественные явления: прежде всего, терроризм и экстремизм -лежат в основе государственных переворотов и мировых войн. Урок прошедшего столетия и в том, чтобы уберечь от этого наше общество.

Что мы можем сделать? Передать будущему поколению свои православные традиции, свою любовь к храмам, к его святыням. Рассказать о преданиях, связанных с ними.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Церковь Воскресения Христова. Маленькая, очень уютная церквушка была построена в 1817 г. на деньги купцов Федора и Григория Ижболдиных по проекту архитектора С.Е. Дудина в формах раннего классицизма, утвержденному городничим А. Дуровым, отцом известной кавалер-девицы Надежды Дуровой. Церковь, имеет форму удлиненного креста, северная и южная ветви которого скруглены и образуют пределы, а восточная, также полукруглая, служит алтарем. Над средоокрестием возведен низкий полусферический купол, лишенный барабана и увенчанный восмериком с главной. Окна арочные, заключены в легкие прямоугольные обрамления, с запада над входом поставлена колокольня, представляющая собою цилиндрический объем со шпилем, прорезанный внизу круглыми окнами-медальонами, а выше — сквозными арочными пролетами; в простенках между которыми — спаренные рустованные пилястры.

Уже в начале XX века (1909 — 1910 гг.) с северной стороны к церкви был пристроен новый придел, в честь равноапостольной княгини Ольги, сооруженный на средства Ольги Ивановны Ижболдиной (родной сестры великого русского пейзажиста И.И. Шишкина) и ее супруга Дмитрия Григорьевича Ижболдина. Ольгу Ивановну называли святой женщиной, за ее доброту и благотворительность. До сих пор сохранился около Воскресенской церкви большой памятник из черного мрамора с надписью: «Потомственная почетная гражданка Ольга Ивановна Ижболдина». До 1894 года Воскресенская кладбищенская церковь являлась приписной к Вознесенскому собору. По указу Св. Синода от 22 июня 1894 г. открыт самостоятельный приход. К приходу церкви относились жители г. Сарапула.

В 1930-е годы кладбище, окружавшее церковь было разрушено; надгробия послужили фундаментами для жилых домов и щебнем для дорог города, кресты - переплавлены и пущены на нужды индустриализации. В начале 1930-х годов было закрыто кладбище, с колокольни сброшен колокол. Но внешний и внутренний облик и убранство - иконостас, алтарь, клиросы, плиточный пол все сохранилось до наших дней.

В 2017 году храм будет праздновать 200-летний юбилей.

«Какая великая благодать Божия посетила сей св. храм, а в нём и весь наш Богоспасаемый град Сарапул! Весьма знаменательно и назидательно для нас, - святыня эта давно таилась в нашем городе, долгое время была как бы под спудом; а ныне неожиданно явлена нам, не ведавшим о ней и не искавшим её. В этом нельзя не видеть действия особого Промысла Божия о нашем граде».

Хотя эти слова были сказаны епископом Владимиром более двух веков назад о другой Крестовой церкви, но они очень подходят для Воскресенской церкви.

История России и история христианства давно переплетены теснейшим образом. Зачастую историческую реликвию не отделишь от православной святыни. Посмотришь описания церквей - тут мощи святых угодников, тут древнее Евангелие или старинная чудотворная икона.

Смотришь старые газеты и понимаешь, что даже тот, кто не имел возможности отправиться в паломничество, всё равно не был оторван от остального православного мира. 1900 год - в Сарапул доставляют в Старцевогорский монастырь икону Св. Гурия, Казанского Чудотворца с частицами его мощей. Сам Преосвященнейший Никодим, Епископ Сарапульский, хлопотал об этом. Казанский Владыка сочувственно отнёсся к этому духовному порыву - просьбе «о даровании сей святыни новоучреждённому Сарапульскому Старцевогорскому монастырю». Был крестный ход к пристани, и многолюдная встреча святыни.

В июне следующего 1901 года в Сарапуле состоялось торжественное перенесение из Николаевского единоверческого храма в Крестовую церковь при Архиерейском доме Афонских святынь: иконы Божьей Матери - Милующей, «Достойно есть», и ковчега с частью Древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей Св. Иоанна, Предтечи Господня, Св. Первомученника Архидиакона Стефана и Св. Великомученика Георгия Победоносца. Заметим, что, судя по архивным документам, ходатайствовал об этом минимум дважды сам протоиерей Сарапульской единоверческой церкви Кирилл Рябов.

Тайно по ночам переносили святыни в Воскресенскую церковь, когда во время гонений храмы закрывали и сносили.

В результате сейчас в сарапульском Воскресенском храме постоянно находятся святыни, которым мог бы гордиться любой кафедральный собор:

— Частица Животворящего Креста Господня;

— Частица камня от Гроба Господня;

— Частица мощей целителя Пантелеймона;

— Частица мощей Святого великомученика и победоносца Георгия;

— Частица мощей Святого мученика Трифона;

— Частица мощей Святого мученика Акакия;

— Частица мощей Святого мученика младенца Кирика;

— Частица мощей святого мученика Игнатия;

— Частица мощей святого Харалампия.

Про Великорецкий крестный ход в Вятской губернии каждый знает, но разве менее известен у предков был крестный ход Сарапульский или Николо-Березовский, когда особо почитаемую всеми окрестными жителями чудотворную икону доставляли из Николо-Березовки в Сарапул в память избавления от моровой язвы аж четыре сотни лет назад. Сейчас к этой традиции наш город возвращается. Ничего удивительного, что к иконе этой было у православного населения столь благоговейное отношение.

Еще удивительнее, что в нашем храме есть точная копия иконы Николая Чудотворца Николо-Березовского. И по его молитвам в наше время происходят чудеса, спасаются тонущие, находят дорогу заблудившиеся.

Разве не чудом было, что в июне 1904 года Сарапул посетил сам Иоанн Кронштадтский! «Великий молельщик за русский народ» навестил своего духовного ученика - Сарапульского епископа Михея, ранее служившего на флоте капитаном 1 -го ранга и избравшего новую стезю во многом под влиянием отца Иоанна.

«После высадки на пристани высокочтимый пастырь в сопровождении преосвященного Михея и громадной толпы народа отбыл в собор, где и совершил совместно с епископом Михеем и в сослужении 24 местных и приглашенных из уезда священников божественную литургию. Само собой разумеется, небольшой старинный собор далеко не

был в состоянии вместить всю эту массу народа, которая хотела присутствовать в храме, где молился любимейший и популярнейший в обширной матушке России священнослужитель; большинство богомольцев запрудило прилегающую к собору площадь, ожидая выхода и благословения о. Иоанна Кронштадтского, дорогого всем «батюшки».

Заметьте, последнее слово в заметке в «Вятских епархиальных ведомостях» дано в кавычках. Явно подразумевается не столько обозначение священного сана - батюшка Иоанн, но в первую очередь и нечто тёплое, домашнее, родственное. Большая старая фотография в деревянной раме, висит в нашем храме рядом с иконами - портрет Иоанна Кронштадтского, один из тех, что хранились век назад во многих деревенских избах в красном углу и уже тогда были сродни иконам. А потом хозяева передали свою реликвию в храм.

Ничего удивительного, что уже в то время Иоанна Кронштадтского многие почитали как святого человека, а ведь канонизировали батюшку в России лишь в 1990-м году. Не одно Божье слово было его оружием в борьбе за душу человеческую. Священник неоднократно жертвовал на храмы и школы Вятской губернии, на расширение храмов Сарапульского уезда...

Очень почитают у нас в городе великомученика Георгия Победоносца, мощи которого тоже есть в Воскресенском храме, со святой Афонской Горы. Может это из-за легенды, записанной Н.И. Блиновым, о змее-князьке, что с его появлением умножилось число змей. Они нападали на городской скот - коров, овец убивали, кровь высасывали. Народ помолился, и змея-князька заманили в ловушку. Поэтому у сарапульских иконописцев был столь любим сюжет о великомученике Георгии.

Замечательное событие от иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», полученной для благочестивого поклонения из обители Русского Пантелеимонового монастыря Святой Афонской Горы, происшедшее более 100 лет назад, с благоговейностью,хранимую,в храме. Описано в книге «Сказания о некоторых достопамятных событиях и чудесах Божией Матери, совершившихся в недавнее время на святой горе Афонской». С.Петербург. 1865. Стр. 89 — 91. Случай Ангельского ночного молебного служения перед чудотворной иконой.

Увы, всё переменилось в советское время. В том же Сарапуле в 1920-е при Воскресенской церкви закрыто кладбище, где было много кирпичных склепов. Иные ушлые молодчики приноровились разбирать и продавать этот кирпич, о чём и подал жалобу священник И. С. Колчин, настоятель храма. Уполномоченный по делам религии фиксирует в своём отчете 1953-го года:

«Так, гражданин г. Сарапула Суслов Григорий Александрович, без определённых занятий, 16 мая стал разбирать один из таких склепов. В склепе оказался гроб с похороненным священником. Суслов вскрыл этот гроб, ломом отделил череп от скелета, затем взял этот череп, оторвал от него бороду и выбросил бороду и череп. Находившееся в гробу евангелие взял и унёс домой. Так как могила находилась у дороги, то около могилы собралось несколько граждан, которые с возмущением наблюдали эти действия. Затем они направились в церковь, выражая своё негодование и протест...».

Конечно, судьба многих наших святынь в безбожные годы оказалась печальной. Так повсюду. Удивительное и чудесное оказалось под запретом, но ведь души и памяти никакие запреты не касаются.

Церковная жизнь продолжается. Прошлое и настоящее переплетаются прочной нитью. Интересное открытие для себя сделала, поработав в нашем городском Архиве. Оказалось, что Жилин Николай Филиппович, который построил церковно-приходскую школу, здание, на сегодняшний день переданное нам в аренду на 5 лет Сарапульской Епархии, для возрождения монашеской жизни в городе, был старостой в Воскресенской церкви с 1906 года. При нем был построен Ольгин придел.

Иоанн Кронштадтский молился в Благовещенском женском монастыре.

Чудотворная икона Св. Николая из Николо-Березовки находилась в монастырском храме во время торжественного празднования двадцатипятилетнего юбилея игумении Ангелины 8/21 сентября 1901 года.

Мы в этом году праздновали 135 летний юбилей Благовещенского женского монастыря, отслужив литию около Благовещенского собора, возможно рядом с захороненной первой игуменией монастыря.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

«Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам».

А.С. Пушкин ясно и гениально определяет эти Божественные основания для «животворящей святыни».

В Воскресенской церкви нашли многие святыни свое пристанище для сохранения православия в нашем городе.

Долгие годы именно эта церковь была единственной действующей церковью в городе, которая и спасла город. Есть предание с последним крестом над Сарапулом.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец, прибывший по приглашению епископа Михея (тогда еще епархия была в Сарапуле) и в своей проповеди предсказал, хотя тогда еще никто и не помышлял о закрытии церквей, о страшных гонениях, что если упадет последний крест с купола церкви, город Сарапул провалится под землю. Но Господь Бог помиловал, и город, и церковь для возрождения Православия в наши дни.

Подводя итоги XX столетия, задумываясь о причинах трагических событий, можно сделать вывод, что глубинным источником трагедии была подмена ценностных ориентиров, навязывания абсолютно атеистической идеологии, которая дала очень сильные корни, последствия чего мы переживаем до сих пор. Нам нужно сделать все, чтобы больше этого не допустить. Убеждена, что утверждение в обществе истинных духовных ценностей, данных нам Господом в Евангельских заповедях, является залогом духовного здоровья, мира и социального благополучия общества.

Наш Владыка Антоний, епископ Сарапульский и Можгинскийдля духовного возрастания и покаяния,подарил Благовещенской женской монашеской общине при Архиерейском подворье Храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» города Сарапулановую святыню, ковчег с мощами святителя Игнатия Брянчанинова, покровителя всех православных и монашествующих. Поскольку Владыка Игнатий в свое время освятил известные источники кавказских минеральных вод,

пользуясь целебной силой источников, он считается покровителем санаторно-курортного лечения, паломников и туристов.

Помоги нам, Господи, по молитвам святителя Игнатия и владыки нашего Антония, зародить в сердцах тех, кто к нам приходит любовь к Богу, родным храмам, обителям и Отечеству.

Литература и источники:

1 .Фонды ЦГА УР;

2. Архив Администрации города Сарапула;

3. Епархиальные ведомости за 1901 г.

4. Новгородские Епархиальные ведомости за 1904г.

5. Федорченко-Шемякина Л.И. «Судьбы церквей и духовенства» Сарапул,1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.