Научная статья на тему 'Ресурсы образовательной организации как лидера развития и реализации социального партнерства'

Ресурсы образовательной организации как лидера развития и реализации социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное партнерство / территориальное лидерство / школьная управленская команда / ресурсы образовательной организации / матрица ресурсов / social partnership / territorial leadership / a school management team / resources of the educational organization / a resource matrix

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Наталья Львовна, Осипова Ольга Петровна, Савенкова Елена Викторовна, Шклярова Ольга Анатольевна

Успех выстраивания продуктивного социального партнерства по инициативе и при лидерстве образовательной организации обеспечивается, прежде всего, эффективной управленческой школьной командой, а также объективной и достаточно полной оценкой ресурсов, что является основанием для определения стратегии управления и конкретизации направлений проектирования программы взаимодействия с социумом. В статье представлены основные подходы к проведению процедуры анализа ресурсов, актуальных для социального партнерства. Авторами не только разработана матрица ресурсов для характеристики и анализа качества ресурсов, необходимых для осуществления продуктивного взаимодействия в реализации социального партнерства, но и описаны результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеева Наталья Львовна, Осипова Ольга Петровна, Савенкова Елена Викторовна, Шклярова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources of an educational organization as a leader in the development and implementation of social partnership

The success of building a productive social partnership on the initiative and with the leadership of an educational organization is ensured, first of all, by an effective school management team as well as an objective and fairly complete assessment of resources, which is the basis for determining a management strategy and concretizing directions, designing a program of interaction with society. The article presents the main approaches to the analysis of resources relevant to social partnership. The authors not only developed a matrix of resources to characterize and analyze the quality of resources necessary for the implementation of a productive interaction in the implementation of social partnership, but also described the results of the study.

Текст научной работы на тему «Ресурсы образовательной организации как лидера развития и реализации социального партнерства»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-176-189

ББК 74

РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЛИДЕРА РАЗВИТИЯ

И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

RESOURCES OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A LEADER IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL PARTNERSHIP

Галеева Наталья Львовна

Профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Институт социально-гуманитарного образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат биологических наук, доцент E-mail: nl.galeeva@mpgu.su

Galeeva Natalya L.

Professor at the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University (MPGU), PhD in Biology, Associate Professor E-mail: nl.galeeva@mpgu.su

Осипова Ольга Петровна

Заведующий кафедрой управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Институт социально-гуманитарного образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, доцент E-mail: op.osipova@mpgu.su

Osipova Olga P.

Head of the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University (MPGU), ScD in Education, Associate Professor

E-mail: op.osipova@mpgu.su

Савенкова Елена Викторовна

Доцент кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Институт социально-гуманитарного образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент E-mail: ev.savenkova@mpgu.su

Savenkova Elena V.

Assistant Professor at the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University (MPGU), PhD in Education, Associate Professor

E-mail: ev.savenkova@mpgu.su

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Галеева Н. Л., Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А., 2023

Шклярова Ольга Анатольевна

Профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Институт социально-гуманитарного образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: oa.shklyarova@mpgu.su

Аннотация. Успех выстраивания продуктивного социального партнерства по инициативе и при лидерстве образовательной организации обеспечивается, прежде всего, эффективной управленческой школьной командой, а также объективной и достаточно полной оценкой ресурсов, что является основанием для определения стратегии управления и конкретизации направлений проектирования программы взаимодействия с социумом. В статье представлены основные подходы к проведению процедуры анализа ресурсов, актуальных для социального партнерства. Авторами не только разработана матрица ресурсов для характеристики и анализа качества ресурсов, необходимых для осуществления продуктивного взаимодействия в реализации социального партнерства, но и описаны результаты исследования.

Ключевые слова: социальное партнерство, территориальное лидерство, школьная управленская команда, ресурсы образовательной организации, матрица ресурсов.

Для цитирования: Галеева Н.Л., Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Ресурсы образовательной организации как лидера развития и реализации социального партнерства // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 176-189. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-176-189.

Shklyarova Olga A.

Professor at the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University (MPGU), PhD in Education, Associate Professor

E-mail: oa.shklyarova@mpgu.su

Abstract. The success of building a productive social partnership on the initiative and with the leadership of an educational organization is ensured, first of all, by an effective school management team as well as an objective and fairly complete assessment of resources, which is the basis for determining a management strategy and concretizing directions, designing a program of interaction with society. The article presents the main approaches to the analysis of resources relevant to social partnership. The authors not only developed a matrix of resources to characterize and analyze the quality of resources necessary for the implementation of a productive interaction in the implementation of social partnership, but also described the results of the study.

Keywords: social partnership, territorial leadership, a school management team, resources of the educational organization, a resource matrix.

Cite as: Galeeva N. L., Osipova O. P., Savenkova E. V., Shklyarova O. A. Resources of an educational organization as a leader in the development and implementation of social partnership. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 176-189. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-176-189.

Статус образовательной организации как территориально значимой структуры, влияющей на формирование и динамику развития ближайшего социума, обеспечивающего удовлетворение не только образовательных, но и культурно-просветительских, культурно-досуговых интересов и потребностей значительной части населения данной территории, активно позиционируется в отечественной педагогической, социальной, управленческой практике. Гражданские, общественно значимые социальные инициативы, участие образовательных организаций в их разработке и проведении вошли в историю педагогической науки и стали одной из широкомасштабных форм активной воспитательной работы по трудовому, военно-патриотическому, профориентационному, экологическому, культурно-просветительскому, спортивно-оздоровительному, краеведческо-туристскому и другим направлениям.

В настоящее время роль образовательной организации как территориального лидера активно развивается в формате активизации социально-партнерских отношений с различными территориальными структурами и общественными объединениями активных граждан [1].

Термин «социальное партнерство» первоначально был введен для обозначения социально-трудовых отношений во взаимодействии работодателей и профсоюзов. В сфере социально-трудовых отношений основные принципы социального партнерства определены в статье 24 ТК РФ и отражают международно-правовые нормы взаимодействия сторон в различных формах социального партнерства, а также сложившиеся традиции ведения коллективных переговоров между партнерами [2; 3].

Конец ХХ и начало XXI в. ознаменовались всплеском интереса теоретиков и практиков образовательной сферы социума к проблемам социального партнерства как инструмента формирования новой системы цивилизованных общественных отношений в гражданском обществе [4]. Появилось большое количество диссертационных исследований, посвященных теме социального партнерства в образовании [5; 6]

Суть социального партнерства в образовании в настоящее время осознается и теоретиками, и практиками как создание и реализация такой системы взаимодействия интересов власти, бизнеса и общества, в результате которой появляются результаты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. С позиции праксиологического подхода социальное партнерство в сфере образования сегодня - это «форма совместно распределенной деятельности между различными субъектами -коллективными и индивидуальными, которые имеют разные интересы в социально-экономической и политической сферах» [7-9].

Большинство исследователей феномена социального партнерства в образовательной деятельности согласны с мнением, что «социальное партнерство в образовательной деятельности - это больше, чем кооперация или корпоративное решение проблемы образования, ибо оно включает в себя развитие у субъектов проектной культуры, разделяемой партнерами как среды для разделения задач» [10].

Можно считать конструктивным позицию авторов, которые рассматривают социальное партнерство школы с позиции социального управления, используя два

основных принципиальных подхода - концептуальный и инструментальный [11]. Такая позиция позволяет не только проектировать цели отношений между различными социальными слоями, группами в масштабах всего социума, исходя из концепции трехсекторного взаимодействия (государство, бизнес, некоммерческие организации), но и обеспечивает конструктивное проектирование технологий взаимодействия социальных субъектов как партнеров в рамках реализации конкретных задач.

В сфере образования реализация социального партнерства позволяет образовательным организациям не только успешно управлять собственным развитием, апробируя и реализуя новые общественно значимые функции, но и позиционировать себя как лидера в этой деятельности. При этом социальное партнерство в системе образования реализуется в трех основных форматах:

- «партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;

- партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества» [12].

Именно последнее направление актуализировало необходимость рассмотреть образовательную организацию как коллективного лидера социального партнерства для определения уровня ее готовности успешно выступать в качестве инициатора и реализатора совместно распределенной деятельности в ближайшем социуме (районе, округе, городе, селе), определяя суть такой деятельности, как участие в «комплексном взаимодействии различных субъектов открытого образовательного пространства, основанном на взаимном доверии с целью решения возникающих проблем на основе интеграции имеющихся ресурсов» [13].

Исследователями сферы образования активно обсуждаются вопросы социального партнерства, которые изучаются в рамках педагогической и экономической наук. Однако социолого-управленческий аспект гармоничного взаимодействия различных социальных групп в процессе развития образовательной сферы общества, как правило, остается за пределами исследования.

Если рассматривать социальное партнерство в этом аспекте, то можно констатировать, что исследования данного феномена в основном посвящаются первым этапам его проектирования - обсуждению стратегии и тактики социального партнерства (зачем и с чем делать), составлению планов совместной работы (что и когда делать), выбор технологий взаимодействия (как делать) (рис. 1).

Гораздо реже в публикациях освещаются проблемы реализации последнего этапа в проектировании процесса социального партнерства (с помощью чего или при участии кого делать). На кафедре управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой активно проводятся исследования этапа проектирования ресурсов в процессе опережающего управления качеством образовательных систем [14; 15]. Целью исследования

стало изучение социального партнерства на основе системно-ресурсного подхода, разработка и апробация материалов, обеспечивающих для образовательной организации возможность уже на этапе проектирования оценить уровень ресурсной готовности школы и выявить «точки роста» ресурсной базы, необходимой для реализации взаимодействия с партнерами.

Рис. 1. Логика проектирования деятельности в социально-культурной системе

на основе системного подхода

В исследовании была использована классификация ресурсной базы функционирования и развития социально-культурной сферы (к которой относятся и образовательные организации), необходимо и достаточно отражающая основные направления деятельности в каждой организации [16-18].

На основе этой классификации была разработана матрица ресурсов для характеристики и анализа качества ресурсов, необходимых для осуществления продуктивного взаимодействия в реализации социального партнерства.

Ниже описаны результаты апробации проведенного нами исследования. В качестве базы исследования были определены методом случайной выборки (более 200 слушателей) 17 образовательных организаций (ОО) Центрального и Северо-Восточного административных округов г. Москвы, школьные управленческие команды которых обучались по программе повышения квалификации «Технологии лидерства» (МПГУ), в рамках московского инновационного проекта «Городское лидерство».

Одним из условий для прохождения обучения по данной дополнительной профессиональной программе было представительство команды от образовательной

организации. В составе команды обязательно должен быть директор, а также представители менеджмента высшего, среднего, начального уровня управления образовательной организации, резерв управленческих кадров. Команде каждой образовательной организации было предложено проанализировать уровень реализации/ использования семи групп ресурсов по трехбалльной шкале оценивания:

• 2 балла: ресурсы, описанные в данной позиции, реализованы на высоком уровне;

• 1 балл - ресурс реализуется, но реализация требует коррекции;

• 0 баллов - ресурс практически не реализован.

Командное обсуждение системы ресурсного обеспечения позволило коллегиально оценить актуальный уровень реализации каждой группы ресурсов, выявить и обсудить дефициты по конкретным ресурсам в каждой группе. Дальнейшее обсуждение в рамках выполнения задания предполагало выдвижение и обсуждение управленческих инициатив по преобразованию дефицитов в точки роста, определяя для каждой образовательной организации направления деятельности по созданию и реализации ресурсной базы социального партнерства в ближайшем социуме.

Для авторов статьи анализ самооценки респондентами внешних и внутренних ресурсов был интересен по ряду причин:

- во-первых, с точки зрения перспективности исследований теоретико-методологических основ территориального лидерства, социального партнерства как организационно-педагогического фактора, влияющего на повышение эффективности и качество достижения целей и задач образования, в первую очередь воспитательной направленности;

- во-вторых, для объективизации заключения по практической значимости, простоте, доступности в использовании диагностического инструментария, позволяющего выстраивать управление важными направлениями работы образовательной организации - социальным партнерством, проектной, инновационной и другой деятельностью на ресурсной основе, а также дальнейшем масштабированием опыта через программы на уровне профессионального образования;

- в-третьих, как обоснование для улучшения собственной ресурсной базы, позволяющей реализовать принцип опережающего управления: ведь образовательные организации многие дефициты своих ресурсов (в первую очередь, кадровых и информационно-методических) будут компенсировать за счет выстраивания новых связей с МПГУ, кафедрой УОС им. Т. И. Шамовой.

Рассмотрим подробнее результаты проведенного самоанализа уровня ресурсной готовности образовательных организаций (ОО), участвовавших в исследовании.

В табл. 1 представлены результаты анализа уровня готовности нормативной базы ОО для успешной реализации социального партнерства. С позиции квалиметрии выбранный балльный формат оценивания соответствует следующим уровням качества: диапазон оценки 2-1,7 баллов определяет оптимальный уровень, 1,6-1,3 балла - допустимый уровень, 1,2-1 - критический уровень. Недопустимый уровень ресурса соответствует значению самооценки ниже 1 балла.

Таблица 1

Актуальный уровень реализации нормативных ресурсов социального партнерства ОО

Конкретизация нормативных ресурсов социального партнерства ОО Самооценка (баллы)

1.1. Наличие в Программе развития образовательной организации раздела по развитию конструктивных связей с учреждениями социально-культурной сферы в районе 1,3

1.2. Наличие в Программе воспитания раздела «Социальное партнерство» или «Культурно-просветительская и досуговая деятельность ОО» 1,6

1.3. Закрепление в Уставе школы возможности проектирования и реализации социальных проектов и программ 1,3

1.4. Наличие нормативно-правовых актов, типовых договоров, регулирующих сетевое взаимодействие образовательных организаций в районе 1,4

1.5. Наличие договоров ОО с социальными партнерами по использованию материально-технического оснащения для реализации взаимодействия в социальных проектах и программах 1,5

1.6. Наличие договора с учреждениями медицинского профиля о консультативной помощи в условиях реализации инклюзивного образования 0,9

Очевидно, что респонденты определили уровень наличия почти всех указанных в матрице нормативных ресурсов как допустимый, при этом выявлены недостатки в Программе развития ОО описания ресурсов по связям с учреждениями социально-культурной сферы в районе и необходимость уточнения в Уставе школы указания на возможность такой деятельности.

Одновременно выявляется недопустимый уровень нормативного обеспечения конструктивных связей с учреждениями медицинского профиля, что снижает качество образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования.

Анализ результатов самооценивания школьными командами качества реализации кадровых ресурсов представлен в табл. 2.

Таблица 2

Актуальный уровень реализации кадровых ресурсов социального партнерства ОО

Конкретизация кадровых ресурсов социального партнерства ОО Самооценка (баллы)

2.1. Высокий и достаточный уровень компетентности членов управленческой команды ОО по проектированию и реализации системы проектов и программ взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы в районе 1,7

2.2. Наличие в управленческой команде специалиста по связям с общественностью, коммуникациям с населением района и реализации социального партнерства 1,8

2.3. Высокий и достаточный уровень компетентности педагогических работников ОО по реализации системы взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы в районе, с родительской общественностью 1,7

2.4. Организация научно-методической поддержки для корпоративного обучения педагогических сотрудников по развитию социального партнерства 1,1

Анализ данных табл. 2 требует от авторов статьи сосредоточить свою профессиональную деятельность на позиции 4, обеспечивая научно-методическую поддержку педагогических сотрудников по развитию социального партнерства. В данной группе ресурсов эта позиция определена практически на границе критического и недопустимого уровня.

Интересно, что первые три позиции оценены школьными управленческими командами на оптимальном уровне, что позволяет выявить недостаточный уровень осознания смысла понятия «компетентность» у респондентов, так как заявленный оптимальный уровень компетентности руководства и педагогического коллектива не соответствует одновременному присутствию выявленных при самооценке дефицитов. Этот факт также для авторов статьи определяет содержательный аспект в разработке ресурсов научно-методической поддержки для обучения педагогических сотрудников по развитию социального партнерства.

Из трех подгрупп информационно-методических ресурсов (табл. 3) респондентами был выделена одна позиция (3.1), практически определяющая недостаточный уровень всей ресурсообеспеченности процесса социального партнерства.

Таблица 3

Актуальный уровень реализации информационно-методических ресурсов

социального партнерства ОО

Конкретизация информационно-методических ресурсов социального партнерства ОО Самооценка (баллы)

3.1. Наличие и использование необходимой информации по истории и развитию социально-культурной среды района, использование московского онлайн-сервиса «Социальный навигатор» https://www.mos.гu/news/item/117905073/?ysclid=leyf2syi сс810220502 0,9

3.2. Аналитические материалы мониторинга качества взаимодействия школы с учреждениями социально-культурной сферы (отчет по самообследованию, публичный доклад руководителя или иная информация в открытых источниках) 1,6

3.3. Изучение и использование лучшего опыта реализации социального партнерства и участия других ОО в социальных проектах и программах - волонтерство, профпросвещение и т. п. 1,5

Очевидно, что реализовать участие в социальном партнерстве (а тем более лидерство) в ситуации отсутствия необходимой информации о социально-культурной среде района практически невозможно. Становится понятным активная заинтересованность руководителей школ в использовании московского онлайн-сервиса «Социальный навигатор», предложенного нами в процессе обучения респондентов по программе повышения квалификации «Технологии лидерства» в рамках московского инновационного проекта «Городское лидерство».

Анализ результатов оценивания остальных двух позиций позволяет определить, что у школ есть необходимость активнее мониторить качество взаимодействия школы с учреждениями социально-культурной сферы и изучать опыт социального партнерства других образовательных организаций.

Реализацию следующей группы ресурсов - социально-демографических - практически все участники оценили на допустимом уровне (табл. 4).

Таблица 4

Актуальный уровень реализации социально-демографических ресурсов, социального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

партнерства ОО

Конкретизация социально-демографических ресурсов социального партнерства ОО Самооценка (баллы)

4.1. Реализация эффективных и конструктивных связей с учреждениями и общественными организациями района 1,6

4.2. Наличие и реализация программ взаимодействия с родительской общественностью, с сообществом выпускников 1,5

4.3. Реализация эффективных и конструктивных связей с учредителями (ОЧУ и др.) 1,7

4.4. Организация сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, организация и проведение педагогических конференций, форумов, семинаров 1,5

4.5. Организация сетевого взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы в рамках предметных олимпиад, конкурсов, викторин и т. п. 1,7

Также на достаточном уровне определен уровень наличия материально-технических условий для инициации социальных проектов и программ и проведения социально-значимых мероприятий для жителей микрорайона (табл. 5).

Таблица 5

Актуальный уровень реализации материально-технических ресурсов социального

партнерства ОО

Конкретизация материально-технических ресурсов социального партнерства ОО Самооценка (баллы)

5.1. Наличие материально - технических условий для реализации социального партнерства, инициации социальных проектов и программ 1,7

5.2. Наличие материально-технических ресурсов, используемых для проведения социально-значимых мероприятий для жителей микрорайона 1,6

Ресурсы морально-этической группы (табл. 6) обеспечивают умение потенциальных партнеров участвовать в совместной деятельности, основанной на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает желание продолжать сотрудничество, так как социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками, который позволяет конструктивно и результативно решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров. Вследствие этого данная группа ресурсов требует актуализации на каждом этапе выстраивания партнерских отношений.

Очевидно, что наиболее высокий уровень в этой группе ресурсов определяется членами управленческих команд при оценивании владения специальными компетенциями лидерства. Одновременно у педагогов школ, по мнению тех же респондентов, уровень мотивации к участию во взаимодействии с социальными партнерами существенно

ниже. А у обучающихся желание участвовать в организации мероприятий для своего микрорайона еще ниже.

Таблица 6

Актуальный уровень реализации морально-этических ресурсов социального партнерства ОО

Конкретизация морально-этических ресурсов социального партнерства ОО Самооценка (баллы)

6.1. Высокий уровень мотивации членов управленческой команды на овладение специальными компетенциями лидерства 1,9

6.2. Высокий уровень мотивации членов педагогического коллектива на участие во взаимодействии с учреждениями и общественностью района 1,5

6.3. Положительный опыт проведения совместных с социальными партнерами социально-значимых мероприятий на базе школы 1,7

6.4. Проведение мероприятий социальной направленности по инициативе обучающихся 1,4

6.5. Проведение мероприятий социальной направленности по инициативе учителей, классных руководителей, других педагогических работников 1,6

6.6. Проведение традиционных мероприятий социальной направленности по инициативе школы в районе 1,5

Анализ уровня реализации финансовых ресурсов социального партнерства в ОО, проведенных респондентами, показал, что в этой группе ресурсов только некоторые школы используют средства от приносящей доход деятельности для обеспечения деятельности социального партнерства. Ниже всего определен школами такой источник финансирования деятельности социального партнерства, как спонсорские средства (табл. 7).

Таблица 7

Актуальный уровень реализации финансовых ресурсов социального партнерства ОО

Конкретизация финансовых ресурсов социального партнерства ОО Самооценка (баллы)

7.1. Использование при организации конструктивных связей с учреждениями района дополнительных источников финансирования в виде средств от участия в целевых программах, грантов 0,88

7.2. Использование дополнительных источников финансирования в виде спонсорских средств 0,64

7.3. Использование дополнительных источников финансирования в виде средств от приносящей доход деятельности 1,3

7.4. Финансирование сетевого взаимодействия из средств, выделяемых из фонда оплаты труда на основании положения о распределении стимулирующих выплат 0,88

В диаграмме на рис. 2 обобщены данные проведенного анализа ресурсной готовности участвовавших в исследовании образовательных организаций к успешной реализации партнерского взаимодействия с учреждениями и организациями социума.

Материально-технические I 1,65

Социально-демографические I 1,6

Кадровые I 1,6

Морально-этические I 1,6

Информационно-методические 1 1,3

Нормативные I 1,3

Финансовые I 1,1

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8

Рис. 2. Среднее значение актуального уровня ресурсов, обеспечивающих социальное партнерство в 17 образовательных организациях ЦАО и СВАО г. Москвы

В ресурсной теории организации важен принцип взаимосвязи ресурсов, который говорит о том, что успех организации зависит от качества ее ресурсов. Каждый ресурс влияет на общее качество, поэтому повышение качества каждого из них приводит к успеху всей системы. Но также верно, что ухудшение качества одного ресурса может негативно сказаться на всей системе [19].

В этом аспекте анализ проведенного исследования позволяет сделать вывод, важный для каждой образовательной организации: подготовка ресурсной базы для успешного осуществления социального партнерства в образовательной организации должна, в первую очередь, обеспечить рост уровня нормативных, информационно-методических и финансовых ресурсов. Особенно это касается обеспечения образовательных организаций, которые планируют заявить и успешно реализовать лидерскую позицию во взаимодействии с различными партнерами.

Таким образом, подводя промежуточные итоги исследования, мы можем констатировать, что кафедра УОС им. Т. И. Шамовой МПГУ планирует использовать результаты данного исследования как источник создания новых курсов и программ для системы дополнительного образования, в том числе для обновления дисциплин программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»; для обновления программ рабочих дисциплин магистратуры, разработки новых форм взаимодействия с образовательными организациями для превращения выявленных дефицитов в точки успешного роста качества образования.

Список литературы

1. Шклярова О. А., Тиунова В. В. Проектный менеджмент как ресурс развития образовательной организации: практико-ориентированная моногр. М.: 5 за знания, 2018. 286 с.

2. Аверин А. Н. Социальное партнерство в сфере труда. М.: Издательство: РАГС, 2011.

3. Статья 24 ТК РФ (действующая редакция). Основные принципы социального партнерства. URL: https://sttkrf.ru/247ysdid4h7htd28z6283718437 (дата обращения: 30.04.2023).

4. Авдеенко М. В., Алешина Т. М., Понкратова В. Н. Социальное партнерство в сфере образования: учеб. пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2006. 60 с.

5. Кирсанова Е. А. Генезис понятия социального партнерства в условиях модернизации образования // Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований: сб. ст. XIX Междунар. науч.-практ. конф. аспирантов. 2016. С. 93-104.

6. Леснянская Л. А. Педагогические условия реализации социального партнерства в образовательной среде школы: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2012. 278 с.

7. Дроздов Н. А. Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2016. № 4. С. 68-73.

8. Петровский А. М., Голубева О. В., Седых Д. В. Правовые аспекты партнерства в сфере образования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 64-67.

9. Рогач О. В. Перспективы использования механизма социального партнерства в образовательном пространстве средней школы // Социодинамика. 2017. № 1. С. 16-26.

10. Мухаметзянова Г. В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. 2010. № 7. С. 2-7.

11. Зеленецкая Т. И. Социальное партнерство в образовании: школа и местное сообщество // Идеи и идеалы. 2012. № 2. С. 84-90.

12. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учеб.-метод. пособие для администрации и учителей общеобразоват. учреждений / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. 96 с.

13. Мащенко О. Н. Социальное партнерство в образовании: от теории к практике: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Вост.-Сиб. акад. образования, 2011. 168 с.

14. Галеева Н. Л. Ресурсы, обеспечивающие качество опережающего управления в образовательной системе «учитель - ученик» (по материалам 12-й секции Шамовских чтений 2021) // Наука. Управление. Образование. РФ. 2021. № 1. С. 31-37.

15. Галеева Н. Л. Дидактика управления и управление в дидактических системах // Педагогическое образование и наука. 2019. № 1. С. 100-109.

16. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Питер, 2008. 792 с.

17. Клочкова Л. И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 2-3.

18. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник. М.: МГУКИ, 2008. С. 13-24.

19. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.

References

1. Shklyarova O. A., Tiunova V. V. Proektnyy menedzhment kak resurs razvitiya obrazovatelnoy organizatsii: praktiko-orientirovannaya monogr. Moscow: 5 za znaniya, 2018. 286 p.

2. Averin A. N. Sotsialnoe partnerstvo vsfere truda. Moscow: Izdatelstvo: RAGS, 2011.

3. Statya 24 TK RF (deystvuyushchaya redaktsiya). Osnovnye printsipy sotsialnogo partnerstva. Available at: https://sttkrf.ru/24?ysclid=lh7htd28z6283718437 (accessed: 30.04.2023).

4. Avdeenko M. V., Aleshina T. M., Ponkratova V. N. Sotsialnoe partnerstvo v sfere obrazovaniya: ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo MGOU, 2006. 60 p.

5. Kirsanova E. A. Genezis ponyatiya sotsialnogo partnerstva v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya. In: Filosofiya obrazovaniya, psikhologiya i pedagogika: teoreticheskie i prakticheskie aspekty sovremennykh issledovaniy. Proceedings of the XIX International scientific-practical scientific-practical conference of PhD post-graduate students. 2016. Pp. 93-104.

6. Lesnyanskaya L. A. Pedagogicheskie usloviya realizatsii sotsialnogo partnerstva v obrazovatelnoy srede shkoly. PhD dissertation (Education). Chita, 2012. 278 p.

7. Drozdov N. A. Sotsialnoe partnerstvo v obrazovanii: sushchnost i soderzhanie ponyatiya. Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2016, No. 4, pp. 68-73.

8. Petrovskiy A. M., Golubeva O. V., Sedykh D. V. Pravovye aspekty partnerstva v sfere obrazovaniya. Karelskiy nauchnyy zhurnal. 2017, Vol. 6, No. 4 (21), pp. 64-67.

9. Rogach O. V. Perspektivy ispolzovaniya mekhanizma sotsialnogo partnerstva v obrazovatelnom prostranstve sredney shkoly. Sotsiodinamika. 2017, No. 1, pp. 16-26.

10. Mukhametzyanova G. V. Prioritetnye zadachi professionalnogo obrazovaniya v sovremennoy teorii i praktike. Srednee professionalnoe obrazovanie. 2010, No. 7, pp. 2-7.

11. Zelenetskaya T. I. Sotsialnoe partnerstvo v obrazovanii: shkola i mestnoe soobshchestvo. Idei i idealy. 2012, No. 2, pp. 84-90.

12. Avvo B. V. Sotsialnoe partnerstvo v usloviyakh profilnogo obucheniya: ucheb.-metod. posobie dlya administratsii i uchiteley obshcheobrazovat. uchrezhdeniy. Ed. by A. P. Tryapitsyna. St. Petersburg: KARO, 2005. 96 c.

13. Mashchenko O. N. Sotsialnoe partnerstvo v obrazovanii: ot teorii k praktike: ucheb.-metod. posobie. Irkutsk: Vost.-Sib. akad. obrazovaniya, 2011. 168 p.

14. Galeeva N. L. Resursy, obespechivayushchie kachestvo operezhayushchego upravleniya v obrazovatelnoy sisteme "uchitel - uchenik" (po materialam 12-y sektsii Shamovskikh chteniy 2021). Nauka. Upravlenie. Obrazovanie. RF. 2021, No. 1, pp. 31-37.

15. Galeeva N. L. Didaktika upravleniya i upravlenie v didakticheskikh sistemakh. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2019, No. 1, pp. 100-109.

16. Ariarskiy M. A. Sotsialno-kulturnaya deyatelnost kak predmet nauchnogo osmysleniya. St. Petersburg: Piter, 2008. 792 p.

17. Klochkova L. I. Realizatsiya idey resursnogo podkhoda v razvitii vospitaniya Shkolnikov: k voprosu o sisteme ponyatiy. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2014, No. 3, pp. 2-3.

18. Chizhikov V. M., Chizhikov V. V. Teoriya ipraktika sotsiokulturnogo menedzhmenta: textbook. Moscow: MGUKI, 2008. Pp. 13-24.

19. Kiseleva T. G., Krasilnikov Yu. D. Sotsialno-kulturnaya deyatelnost: textbook. Moscow: MGUKI, 2004. 539 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

Статья поступила в редакцию 07.05.2023 The article was received on 07.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.