Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КИТАЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КИТАЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация образования / международное сотрудничество в области образования / китайское образование в условиях цифровизации / академическая мобильность / digitalization of education / international cooperation in the field of education / Chinese education in the context of digitalization / academic mobility

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оу Жоусянь, Осипова Ольга Петровна

Целью данной статьи является изучение опыта, особенностей и влияния Китая в сфере образования в условиях цифровизации с опорой на международную версию Национальной платформы государственных услуг «умного образования» Китая и Национальной платформы «умного образования». В материалах исследования описываются статус создания платформ, рассматриваются основные содержательные особенности данных платформ, включая электронные учебные ресурсы, сервисные проекты, обширная поддержка шестью языками и многие другие функции. В представленном материале обсуждается влияние цифровизации на образование в Китае. Авторы попытались обосновать использование национальных платформ Китая как определенный ресурс международного сотрудничества, академической мобильности обучающихся и преподавателей. Изучая международную версию Национальной платформы государственных услуг «умного образования» Китая и Национальной платформы «умного образования», мы можем получить более глубокое понимание опыта и особенностей Китая в условиях цифровизации образования, а также его последствий для развития глобального образования в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оу Жоусянь, Осипова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL EDUCATIONAL PLATFORMS OF CHINA AS AN EFFECTIVE RESOURCE FOR INTERNATIONAL COOPERATION

The purpose of this article is to study the experience, characteristics and influence of China in the field of education in the context of digitalization, based on the international version of the National Platform for Public Services of “Smart Education” of China and the National Platform for “Smart Education”. The research materials describe the status of the creation of platforms, discuss the main content features of these platforms, including electronic learning resources, service projects, extensive support in six languages and many other functions. The presented material discusses the impact of digitalization on education in China. The authors try to justify the use of Chinese national platforms, as a certain resource for international cooperation, academic mobility of students and teachers. By studying the international version of China’s National Smart Education Public Service Platform and the National Smart Education Platform, we can gain a deeper understanding of China’s experience and characteristics in the digitalization of education, as well as its implications for the development of global education in the context of digitalization.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КИТАЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 371.215 ББК 74.04

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-151-159

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КИТАЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Оу Жоусянь, О. П. Осипова

Аннотация. Целью данной статьи является изучение опыта, особенностей и влияния Китая в сфере образования в условиях цифровизации с опорой на международную версию Национальной платформы государственных услуг «умного образования» Китая и Национальной платформы «умного образования». В материалах исследования описываются статус создания платформ, рассматриваются основные содержательные особенности данных платформ, включая электронные учебные ресурсы, сервисные проекты, обширная поддержка шестью языками и многие другие функции. В представленном материале обсуждается влияние цифровизации на образование в Китае. Авторы попытались обосновать использование национальных платформ Китая как определенный ресурс международного сотрудничества, академической мобильности обучающихся и преподавателей. Изучая международную версию Национальной платформы государственных услуг «умного образования» Китая и Национальной платформы «умного образования», мы можем получить более глубокое понимание опыта и особенностей Китая в условиях цифровизации образования, а также его последствий для развития глобального образования в условиях цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация образования, международное сотрудничество в области образования, китайское образование в условиях цифровизации, академическая мобильность.

Для цитирования: Оу Жоусянь, Осипова О. П. Национальные образовательные платформы

Китая как эффективный ресурс международного сотрудничества // Наука и школа. 2024.

№ 2. С. 151-159. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-151-159.

© Оу Жоусянь, Осипова О. П., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

NATIONAL EDUCATIONAL PLATFORMS OF CHINA

AS AN EFFECTIVE RESOURCE FOR INTERNATIONAL COOPERATION

Ou Rouxian, O. P. Osipova

Abstract. The purpose of this article is to study the experience, characteristics and influence of China in the field of education in the context of digitalization, based on the international version of the National Platform for Public Services of "Smart Education" of China and the National Platform for "Smart Education". The research materials describe the status of the creation of platforms, discuss the main content features of these platforms, including electronic learning resources, service projects, extensive support in six languages and many other functions. The presented material discusses the impact of digitalization on education in China. The authors try to justify the use of Chinese national platforms, as a certain resource for international cooperation, academic mobility of students and teachers. By studying the international version of China's National Smart Education Public Service Platform and the National Smart Education Platform, we can gain a deeper understanding of China's experience and characteristics in the digitalization of education, as well as its implications for the development of global education in the context of digitalization.

Keywords: digitalization of education, international cooperation in the field of education, Chinese education in the context of digitalization, academic mobility.

Cite as: Ou Rouxian, Osipova O. P. National educational platforms of China as an effective resource for international cooperation. Nauka i shkola. 2024, No. 2, 151-159. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-151-159.

Цифровизация образования в Китае достигла значительного прогресса и стала важной частью развития не только самого образования, но и экономики Китая. С 29 по 31 января 2024 г. в Китае проходила Всемирная конференция по цифровому образованию. Данная конференция проходила под эгидой Министерства образования Китайской Народной Республики, Национальной комиссии Китая по делам ЮНЕСКО и Муниципального народного правительства Шанхая. Основной тезис конференции - «Цифровое образование: Применение, обмен, опыт, инновации». На организованных дискуссионных площадках обсуждались вопросы цифровой грамотности всех участников образовательного процесса, повышение квалификации учителей в области использования информационных технологий в образовательном процессе, вопросы цифровизации управления образованием, вопросы развития цифрового образовательного пространства, искусственный интеллект и цифровая этика, а также оценка уровня цифрового образования (обучения) в Китае. Проведение данной конференции способствовало обмену опытом, выстраиванию эффективного международного сотрудничества в сфере глобального цифрового образования, обсуждению возможности создания Всемирного альянса цифрового образования. Основными целями и задачами Всемирного альянса цифрового образования выступают: необходимость способствовать развитию сферы цифрового образования; совместно изучать новейшие тенденции и направления развития цифрового образования (обучения); способствовать сотрудничеству между преподавателями, политиками, менеджерами системы образования. Президент Пекинского педагогического университе-

та, который выполняет функции секретаря Всемирного альянса цифрового образования, поздравил новых членов, в том числе представителей Московского педагогического государственного университета (МПГУ, Россия). Данные меры демонстрируют открытый дух сотрудничества Китая в области цифровизации образования и придают новую жизненную силу и импульс развитию глобального справедливого цифрового образования (обучения).

Какие же основные тенденции развития цифровизации образования определяет Правительство Китая на ближайшую перспективу? Прежде всего, Правительство отреагировало на заявление Саммита ООН по трансформации образования, выполнило обязательства перед ЮНЕСКО в области проектирования современной электронной информационно-образовательной среды, сосредоточило внимание на потребностях учащихся, преподавателей и запросах работодателей. На Всемирной конференции участникам со всего мира была продемонстрирована международная версия платформы государственных услуг «умного образования» (https:// csmartedu.cn)1. Данная платформа создана под руководством Министерства образования Китая и может предоставлять образовательные услуги обучающимся по всему миру. Международная платформа поддерживает шесть официальных языков ООН: китайский, английский, французский, русский, испанский и арабский языки. Международная платформа состоит из трех основных разделов: информационная колонка, ресурсный сервис и сервисный зал, предоставляющий пользователям обширные рекомендации по обучению и получению различных услуг в электронном виде. В информационной колонке представлена актуальная информация о проведении научно-практических мероприятий (о международных конференциях, совещаниях, вебинарах и т. д., а также постоянно обновляется информация о важных мероприятиях по международному обмену (академической мобильности) и сотрудничеству в области цифрового образования). Раздел ресурсного обслуживания запускает и обновляет большое количество курсов, охватывающих 12 предметных областей и 17 профессиональных категорий. Данные ресурсы сопровождают (проектируют) компетентные преподаватели более чем из 100 образовательных учреждений Китая. Представлено большое количество ресурсов, связанных с серией цифровых музейных ресурсов, предоставляющих обучающимся исчерпывающие учебные практико-ориентированные материалы в цифровом виде. Раздел сервисного зала фокусируется на двух направлениях обучения как за рубежом, так и на организации обучения в Китае с использованием электронного обучения. По нашему мнению, данная образовательная платформа сотрудничества будет способствовать глобальному обмену образовательными ресурсами, технологическим инновациям и транснациональному сотрудничеству в сфере образования, предоставляя больше возможностей и ресурсов для всех участников образовательного процесса со всего мира в условиях цифровизации [1]. Создание и продвижение китайской международной версии платформы государственных услуг «умного образования» не только демонстрирует характеристики открытости образовательной практики Китая, но и обеспечивает реальный путь и ориентир для цифровой трансформации глобального образования, а также вносит важный вклад в продвижение устойчивого развития и улучшение глобального образования в условиях цифровизации2.

1 URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/20240iy

t20240130_1113445.html (дата обращения: 30.01.2024).

fr 2024-02-01 04:27 ЛЖ. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/UZnC4rJlMVG9YjrUoLvrKw (дата об-

ращения: 18.02.2024).

Таким образом, в контексте цифровизации образования создание и продвижение китайской международной версии платформы государственных услуг «умного образования» отражает особенности образовательной политики и практики Китая и оказывает положительное влияние на глобальное развитие образования во всем мире.

Прежде всего, многоязычная поддержка платформы отражает международное видение Китая, дух открытости и взаимовыгодного сотрудничества. Поддерживая шесть официальных языков Организации Объединенных Наций, платформа позволяет учащимся со всего мира более легко получать доступ к образовательным ресурсам и услугам, что в полной мере способствует межкультурному обмену и сотрудничеству, академической мобильности обучающихся, преподавателей. Под академической мобильностью мы понимаем «не только обмен студентами, преподавателями, учеными, но и обмен образовательными программами (в том числе виртуальными и франшизными). В данную категорию международного сотрудничества входит создание международных сетей, формирование новых международных академических программ, исследовательских инициатив, проектов и др.» [2, с. 109].

Китай придерживается позиции активного участия и взаимодействия в международных обменах, в процессах академической мобильности. Данное обстоятельство вносит определенный вклад в развитие как глобальной цифровизации общества, так и в развитие национальной, региональной цифровизации общества [3; 4]. Подтверждением этому служит рассматриваемая нами Международная платформа умного образования, которая не только предоставляет актуальные электронные образовательные (учебные) ресурсы, но и оказывает педагогическую, консультационную поддержку учащимся по всему миру, помогая реализации справедливого образования и повышению качества образования. Платформа умного образования предоставляет также уникальные сервисные и просветительские проекты. Удобный и понятный интерфейс, технические возможности платформы позволяют оперативно обслуживать всех участников образовательного процесса, что способствует укреплению международного сотрудничества в сфере образования, способствует развитию глобальной доступности образования в целом.

В 2022 г. Китай запустил «Национальную платформу государственных услуг в области умного образования» (https://www.smartedu.cn/) в качестве комплексной интегрированной платформы для национальных государственных услуг в области образования. На данной площадке предоставлены высококачественные образовательные ресурсы, различные образовательные услуги. Размещенный материал и услуги структурированы по следующим основным направлениям: обучение учащихся, повышение квалификации учителей, управление школой (образовательными системами), расширение социальных возможностей и образовательные инновации, охватывая при этом три основных сектора: базовое образование, профессиональное образование и высшее образование. Также широко представлены ресурсы, всесторонне охватывающие моральное воспитание, интеллектуальное воспитание, физическое воспитание, эстетическое воспитание и трудовое воспитание обучающихся. Мы можем констатировать, что платформа стремится стать незаменимым помощником (участником) для обучения и общения учащихся и преподавателей; платформой для повышения квалификации педагогических работников; платформой для подготовки и проведения уроков, лабораторных работ; платформой для управления научными школами; платформой социального обучения и услуг, а также платформой для продвижения реформы образования и научно-практических исследований в области развития образования.

По состоянию на декабрь 2023 г. совокупное число зарегистрированных пользователей платформы превысило 100 млн, более 36,7 млрд просмотров и 2,50 млрд посетителей, охватывающих все регионы Китая3. По мнению участников, «Национальная платформа государственных услуг в области умного образования» предоставляет большое количество учебных ресурсов, соответствующих учебным программам, включая основы начальных и средних школ. Существует более 88 000 образовательных ресурсов, 19 000 материалов по профессиональному образованию и 27 000 онлайн-курсов для системы высшего образования4. Платформа также включает в себя множество внеклассных материалов для всестороннего обучения и воспитания учащихся, охватывающих такие области, как психическое здоровье и благополучие, спорт и искусство и др. «Национальная платформа государственных услуг в области умного образования» Китая получила премию ЮНЕСКО имени короля Хамада бин Иссы Аль Халифа по итогам информатизации образования 2022 г. Это высшая награда за информатизацию образования в системе Организации Объединенных Наций5. В сфере базового образования в настоящее время уровень доступа в Интернет в начальных и средних школах Китая (включая учебные заведения) достиг 100%, что на 75% больше, чем в 2012 г. Среди них 99,9% школ имеют экспортную пропускную способность более 100 МБ, более трех четвертей школ имеют покрытие беспроводной сети, а 99,5% школ имеют мультимедийные классы. В марте 2022 г. Министерство образования Китая пересмотрело и обновило первоначальную облачную платформу национальной сети начальных и средних школ до Национальной платформы интеллектуального образования для начальной и средней школы6. Платформа включает моральное воспитание, преподавание по учебной программе, физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, внеклассные услуги, подготовка учителей, семейное образование, опыт реформы образования и другие разделы, всего 53 раздела. По состоянию на начало 2024 г. общее количество ресурсов платформы достигло 88 000, что более чем вдвое превышает показатель начала 2023 г. (44 000). Кроме того, проект также охватывает наращивание цифрового потенциала, обеспечивая обучение более 13 млн учителей, принося пользу учащимся в отдаленных и сельских районах, тем самым улучшая качество и справедливость образования в Китае.

В сфере профессионального образования официально будет действовать «Национальная платформа интеллектуального образования профессионального образования» (https://www.smartedu.cn/home/province?name=%E8%81%8C %E6%95%99). Данный ресурс был запущен в марте 2022 г. Платформа имеет такие модули, как нравственное воспитание, преподавание по учебным программам, физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, обучение виртуальной симуляции, повышение квалификации учителей и актуальные учебные материалы. По состоянию на февраль 2024 г. с ресурса организован доступ к 1173 национальным и провинциальным библиотекам профессиональных учебных ресурсов, более чем 6700 высококачественным открытым онлайн-курсам и более чем 2200 открытым видеокурсам, охватывающим почти 600 специальностей

3 -URL: http://www.xinhuanet.com/edu/20240130/bb

0d1dae0a9b485799623f7f27800e23/c.html (дата обращения: 01.02.2024).

4 URL: https://news.cctv.com/2024/01/26/ARTI-YDkPWHocxO5AleoXqxty240126.shtml (дата обращения: 12.02.2024).

5 URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/ s5987/202306/t20230610_1063656.html (дата обращения: 06.02.2024).

6 URL: http://www.moe.gov.cn/fbh/live/2022/54251/ sfcl/202203/t20220301_603272.html (дата обращения: 10.02.2024).

и 215 образцовых виртуальных симуляционных курсов. Возможность работать с данным ресурсом имеется у всех жителей Китая7.

В области высшего образования данный ресурс « Национальная платформа интеллектуального образования профессионального образования» близок к национальной платформе интеллектуального образования высшего образования, в которой есть такие рубрики, как идеологические и политические курсы, спорт, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, учебные материалы, виртуальные эксперименты, последипломное образование, педагогическое образование и исследования, внеклассное развитие и академические лекции. Министр образования Китая отметил, что участникам образовательных отношений была предоставлена платформа с участием 76 000 известных в науке преподавателей из высших учебных заведений и 27 000 преподавателей-практиков8.

Что касается трудоустройства выпускников - на платформе представлен и этот раздел, также представлены такие области, как вступительные экзамены, сертификация ученых степеней и обучение за рубежом. В то же время, активно помогая трудоустройству и предпринимательству студентов колледжей, мы помогаем им реализовать свои стремления к трудоустройству и даем мощный импульс экономическому и социальному развитию Китая.

Таким образом, мы можем констатировать, что заявленные и рассмотренные нами национальные платформы Китая являются уникальным и эффективным продуктом цифровой трансформации общества. Данные платформы предоставляют всем участникам (пользователям) возможность организации электронного обучения и электронного образования, тем самым способствуя реализации справедливого образования и, как следствие, повышению качества образования; являются хранилищем (электронной библиотекой) актуальных учебных, образовательных и просветительских ресурсов; оказывают поддержку в предоставлении государственных услуг практически во всех областях.

Промежуточные итоги цифровизации образования Китая в основном рассматриваются в рамках проведения национальных, региональных и международных конференций по цифровому образованию/обучению не только в самом Китае, но и в России. Так, в 2023 г., в рамках недели памяти Т. И. Шамовой на кафедре управления образовательными системами МПГУ была проведена секция «Теоретико-методологические проблемы проектирования содержания, методов и технологий обучения в условиях цифровизации образования», где более 20 обучающихся из Китая (магистранты, аспиранты) представили исследования по проблеме реализации образовательного процесса на всех уровнях образования в период цифровизации. Рассматриваемая нами Международная платформа Китая может служить удобной международной дискуссионной площадкой для экспертов в области образования, политиков, теоретиков и практиков цифровизации образования. Как следовало из представленного коммюнике Всемирного альянса цифрового образования, основной задачей является содействие цифровой трансформации образования и двусторонним и многосторонним обменам в области цифрового образования/обучения, развития искусственного интеллекта.

Благодаря приведенному выше скромному анализу Международной версии Национальной платформы интеллектуального образования Китая и Национальной платформы интеллектуального образования Китая, мы можем сделать вывод о том,

7 -'^«„(2О23^2Д13 0). URL:

http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/moe_176/202302/t20230213_1044377.html (дата обращения: 16.02.2024).

8 - + URL: http://www.moe.gov.cn/fbh/live/2024/55785/sfcl/202401/ t20240126_1112431.html (дата обращения: 01.02.2024).

что данный опыт интеграции является успешным. Являясь типичным представителем приложений интегрированного масштаба, образовательная платформа демонстрирует всесторонний охват цифрового образования/обучения на разных этапах, предоставляя удобные и эффективные услуги обучающимся, учителям, преподавателям и населению.

Платформа охватывает все этапы образования, включая моральный, интеллектуальный, физический, художественный и трудовой аспекты, достигая комплексной интеграции и единого управления образовательными ресурсами. Образовательные платформы продолжают увеличивать предложение высококачественных образовательных ресурсов, включая курсы, учебники, учебные пособия и т. д., удовлетворяя потребности различных учащихся и повышая качество и эффективность образования и преподавания. Услуги, предоставляемые образовательными платформами, не ограничены временем и пространством, обеспечивая круглосуточное обслуживание. Обучающиеся и преподаватели могут получить необходимые им образовательные ресурсы и поддержку в любое время и в любом месте. Цифровизация глубоко меняет все аспекты глобального общества, включая социальную структуру, рынок труда, повседневную жизнь и методы общения и обучения. В сфере образования важной составляющей стала циф-ровизация. Удобное развитие цифровых ресурсов и их применение в образовательной профессиональной деятельности, появление и развитие цифровизации образования, а также использование интернет-ресурсов и электронного обучения обеспечили богатство обучающих ресурсов и методов обучения для преподавания, что еще больше способствует инновациям и развитию образования9.

Правительство Китая предприняло важные шаги в международном сотрудничестве и совместном использовании ресурсов в области образования, оказывая влияние в следующих областях. Во-первых, будет укрепляться международное сотрудничество в сфере образования: Образовательная платформа предоставляет учащимся со всего мира платформу для обмена образовательными ресурсами, что поможет укрепить образовательное сотрудничество и обмены между странами и будет способствовать развитию транснациональных образовательных проектов. Во-вторых, необходимо продвигать многоязычное образование: условия, поддерживающие несколько языков, способствуют развитию многоязычного образования, позволяя учащимся получать образовательные ресурсы и услуги в знакомой им языковой среде. В-третьих, совершенствовать инновации в образовательных технологиях. Платформа может стимулировать инновации в применении образовательных технологий, включая платформы онлайн-обучения, интеллектуальные образовательные приложения и т. д., чтобы более эффективно удовлетворять потребности учащихся во всем мире. В-четвертых, укреплять глобальную осведомленность об образовании всех участников образовательного процесса. Предоставление обширных учебных рекомендаций поможет повысить образовательную осведомленность учащихся во всем мире и воспитать у будущих граждан большую социальную ответственность и актуальную цифровую грамотность. В-пятых, продвижение цифровых государственных услуг. Создание электронных залов обеспечивает пользователям удобный доступ к государственным услугам, способствует развитию цифровых государственных услуг и повышает эффективность взаимодействия правительства и граждан. В-шестых, содействие инклюзивности глобального образования. Предоставляя государственные образовательные услуги, данная платформа помогает повысить

9 Там же.

инклюзивность и равенство образовательных ресурсов во всем мире, а также предоставляет больше возможностей тем, кто не может получить доступ к традиционным образовательным ресурсам.

Следовательно, мы можем констатировать, что официальный запуск «Международной версии китайской национальной платформы государственных услуг по умному образованию» знаменует собой более уверенный шаг в цифровой трансформации Китая в сфере образования. С концепцией «цифровое образование приносит пользу всем учащимся» платформа широко собирает высококачественные цифровые образовательные ресурсы, создает новое пространство обучения, предоставляет услуги общественного благосостояния в области обучения, а также представляет собой реальный путь и ориентир для цифровой трансформации глобального образования. Успешный опыт китайской национальной платформы интеллектуального образования является полезным примером цифровой трансформации глобального образования, обеспечивает поддержку и помощь в развитии и совершенствовании глобального образования. В совокупности эти меры демонстрируют лидерство и инновационный дух Китая в области цифровизации образования, подают достойный пример глобальной цифровой трансформации образования и предоставляют необходимые платформы и возможности для сотрудничества между странами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поддуба С. Г., Осипова О. П. Цифровая образовательная среда в практике деятельности общеобразовательных организаций // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5, № 3. С. 144-162.

2. Осипова О. П., Стабровская А. В. Академическая мобильность как ресурс формирования кадрового потенциала // Наука и школа. 2021. № 6. С. 108-114. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-6-108-114.

3. Савенкова Е. В. Влияние цифровой трансформации коммуникативнык технологий и систем на обеспечение деловыгх коммуникаций менеджера образования // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб.науч. тр. XI Междунар. науч-практ. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами» (25.01.2019): в 2 ч. Ч. 2. М.: 5 за знания: МПГУ 2019. С. 327-331.

4. Ресурсы образовательной организации как лидера развития и реализации социального партнерства / Н. Л. Галеева, О. П. Осипова, Е. В. Савенкова, О. А. Шклярова // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 176-189. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2023-5-176-189.

REFERENCES

1. Podduba S. G., Osipova O. P. Tsifrovaya obrazovatelnaya sreda v praktike deyatelnosti obshcheo-brazovatelnykh organizatsiy. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie. 2022, Vol. 5, No. 3, pp. 144-162.

2. Osipova O. P., Stabrovskaya A. V. Akademicheskaya mobilnost kak resurs formirovaniya kadro-vogo potentsiala. Nauka i shkola. 2021, No. 6, pp. 108-114. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-6-108-114.

3. Savenkova E. V. Vliyanie tsifrovoy transformatsii kommunikativnykh tekhnologiy i sistem na obespechenie delovykh kommunikatsiy menedzhera obrazovaniya. In: Sovremennye vektory razvitiya obrazovaniya: aktualnye problemy i perspektivnye resheniya. Proceedings of the XI International

scientific-practical conference "Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly upravleniya obrazovatelnymi sistemami" (25.01.2019). In 2 vols. Vol. 2. Moscow: 5 za znaniya: MPGU, 2019. Pp. 327-331.

4. Galeeva N. L., Osipova O. P., Savenkova E. V., Shklyarova O. A. Resursy obrazovatelnoy organizatsii kak lidera razvitiya i realizatsii sotsialnogo partnerstva. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 176-189. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2023-5-176-189.

Оу Жоусянь, аспирант кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Ша-мовой, Московский педагогический государственный университет

e-mail: rouxian@mail.ru

Ou Rouxian, PhD post-graduate student, Educational Systems Management Department named after T. I. Shamova, Moscow Pedagogical State University

e-mail: rouxian@mail.ru

Осипова Ольга Петровна, заведующий кафедрой управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, профессор, доктор педагогических наук, Московский педагогический государственный университет

e-mail: op.osipova@mpgu.su

Osipova Olga P., ScD in Education, Full Professor, Head, Educational Systems Management Department named after T. I. Shamova, Moscow Pedagogical State University

e-mail: op.osipova@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 16.02.2024 The article was received on 16.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.