Научная статья на тему 'К СТРАТЕГИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ В ТЕЧЕНИЕ 14-ГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА (НА ПРИМЕРЕ ШАНХАЙСКОГО ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

К СТРАТЕГИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ В ТЕЧЕНИЕ 14-ГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА (НА ПРИМЕРЕ ШАНХАЙСКОГО ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
14-Й ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН КИТАЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В КИТАЕ / ШАНХАЙСКИЙ ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАБОР ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оуян Мэйхэ, Чжо И, Сюн Инцзе

Одна из основных государственных задач Китая в рамках 14-го пятилетнего плана (2021-2025) является продвижение интернационализации образования. На фоне резкого снижения международной студенческой мобильности и обострения глобальной конкуренции в сфере образования перед Китаем стоит актуальный вопрос: как привлечь иностранных учащихся в национальные университеты. В данной статье рассматриваются проблемы и стратегии Шанхайского политико-юридического университета по набору иностранных студентов в аспектах управления процессом приема в вуз, разработки учебных программ и подготовки преподавательских кадров; показано, что наиболее эффективными мерами по привлечению иностранных студентов являются оптимизация топ-дизайна, повышение качества обучения и реализация ассимиляционного управления иностранными студентами; сделан авторами вывод о том, что в течение 14-го пятилетнего плана вызовы и возможности сосуществуют в сфере международного образования, китайским университетам необходимо предпринять разумные меры для повышения конкурентоспособности и академической привлекательности на международном рынке образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оуян Мэйхэ, Чжо И, Сюн Инцзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO IMPROVE THE ATTRACTIVENESS OF CHINESE UNIVERSITIES TO INTERNATIONAL STUDENTS DURING THE “14TH FIVE-YEAR PLAN” PERIOD (TAKE SHANGHAI UNIVERSITY OF POLITICAL SCIENCE AND LAW AS AN EXAMPLE)

The post-epidemic era is in the critical time of the education internationalization development in China’s “14th Five-Year Plan” period (2021-2025). Under the unfavorable conditions of the reduction of international personnel exchanges, the unsatisfactory quality of online teaching, and the intensified international competition in education, how to attract international students to study in China is an unavoidable issue for Chinese universities. This paper takes the international student enrollment of Shanghai University of Political Science and Law as the case study object, and starts from three aspects: enrollment management, curriculum construction, and teaching staff construction for international students. The quality of teaching international students, the implementation of convergent management for international students to better integrate them into Chinese society and life is an effective measure to improve the enthusiasm of international students to study in China. During the “14th Five-Year Plan” period, Study in China has both challenges and opportunities. As long as the planning is reasonable and the measures are appropriate, we can increase the attractiveness of Chinese universities to international students and empower the development of Study in China.

Текст научной работы на тему «К СТРАТЕГИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ В ТЕЧЕНИЕ 14-ГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА (НА ПРИМЕРЕ ШАНХАЙСКОГО ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

5.4.7. Социология управления

Sociology of Management

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-88-95

К стратегии по привлечению иностранных студентов в китайские вузы в течение 14-го пятилетнего плана (на примере Шанхайского политико-юридического университета)

Оуян Мэйхэа ©, Чжо Иь ©, Сюн Инцзеc ©

Шанхайский политико-юридический университет, г. Шанхай, Китай

a E-mail: henry_ouyang20076@126.com ь E-mail: elvazhouyi@shupl.edu.cn c E-mail: 13482813557@163.com

Аннотация. Одна из основных государственных задач Китая в рамках 14-го пятилетнего плана (2021-2025) является продвижение интернационализации образования. На фоне резкого снижения международной студенческой мобильности и обострения глобальной конкуренции в сфере образования перед Китаем стоит актуальный вопрос: как привлечь иностранных учащихся в национальные университеты. В данной статье рассматриваются проблемы и стратегии Шанхайского политико-юридического университета по набору иностранных студентов в аспектах управления процессом приема в вуз, разработки учебных программ и подготовки преподавательских кадров; показано, что наиболее эффективными мерами по привлечению иностранных студентов являются оптимизация топ-дизайна, повышение качества обучения и реализация ассимиляционного управления иностранными студентами; сделан авторами вывод о том, что в течение 14-го пятилетнего плана вызовы и возможности сосуществуют в сфере международного образования, китайским университетам необходимо предпринять разумные меры для повышения конкурентоспособности и академической привлекательности на международном рынке образования.

Ключевые слова: 14-й пятилетний план Китая, обучение иностранных студентов в Китае, Шанхайский политико-юридический университет, набор иностранных студентов, академическая привлекательность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Оуян Мэйхэ, Чжо И, Сюн Инцзе. К стратегии по привлечению иностранных студентов в китайские вузы в течение 14-го пятилетнего плана (на примере Шанхайского политико-юридического университета) // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 2. С. 88-95. РО!: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-88-95

К СТРАТЕГИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ В ТЕЧЕНИЕ 14-ГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА (НА ПРИМЕРЕ ШАНХАЙСКОГО ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Оуян Мэйхэ, Чжо И, Сюн Инцзе -

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-88-95

How to Improve the Attractiveness

of Chinese Universities to International Students

During the "14th Five-Year Plan" Period

(Take Shanghai University of Political Science and Law

as an Example)

Ouyang Meihea ©, Zhou Yib ©, Xiong Yingjiec ©

Shanghai University of Political Science and Law, Shanghai, China

a E-mail: henry_ouyang20076@126.com b E-mail: elvazhouyi@shupl.edu.cn c E-mail: 13482813557@163.com

Abstract. The post-epidemic era is in the critical time of the education internationalization development in China's "14th Five-Year Plan" period (2021-2025). Under the unfavorable conditions of the reduction of international personnel exchanges, the unsatisfactory quality of online teaching, and the intensified international competition in education, how to attract international students to study in China is an unavoidable issue for Chinese universities. This paper takes the international student enrollment of Shanghai University of Political Science and Law as the case study object, and starts from three aspects: enrollment management, curriculum construction, and teaching staff construction for international students. The quality of teaching international students, the implementation of convergent management for international students to better integrate them into Chinese society and life is an effective measure to improve the enthusiasm of international students to study in China. During the "14th Five-Year Plan" period, Study in China has both challenges and opportunities. As long as the planning is reasonable and the measures are appropriate, we can increase the attractiveness of Chinese universities to international students and empower the development of Study in China.

Key words: "14th Five-Year Plan", Study in China, Shanghai University of Political Science and Law, enrollment, attractiveness

ВВЕДЕНИЕ

Китай приветствует иностранных студентов к себе на учебу. Фактически, в истории Нового Китая Цин-хуаский университет был первым высшем учебным заведением, которое приняло иностранных студентов [5]. С тех пор, как началось проведение политики реформы и открытости в Китае количество иностранных учащихся сильно увеличилось: на начальном этапе проведения данной политики обучалось в Китае всего 1236 иностранных студентов [12: 84], а в конце 2018 г. их общее количество достигло 492 185 человек [10]. Следует отметить, что «обучение в Китае эффективно способствует процессу интернационализации образования в странах происхождения студентов и активному участию Китая в глобальном управлении образованием» [4: 141]. Иностранные студенты в Китае активно интегрируются в повседневную жизнь, а также испытывают глубокие чувства к китайскому народу, и среди них появилась группа талантов, которые отлично владеют китайским языком, хорошо знакомы с китай-

ским обществом, культурой и дружелюбно относятся к Китаю. Си Цзиньпин неоднократно указывал, что «необходимо укреплять связи и диалоги между различными цивилизациями и углублять взаимное понимание и признание, чтобы люди со всего мира могли понимать и уважать друг друга» [8: 461]. 20 мая 2020 г. Си Цзиньпин упомянул в ответе на письмо пакистанских студентов, обучающихся в Пекинском университете науки и техники: «Китай приветствует замечательных молодых людей из разных стран, приехавших учиться в Китай. Я также надеюсь, что каждый из вас узнает больше о Китае, расскажет миру больше о Китае, который вы видели» [9], кроме того, он призвал иностранных студентов больше общаться со своими китайскими сверстниками и объединять усилия с молодежью из всех стран мира, чтобы внести свой вклад в развитие связей между народами и формирование сообщества единой судьбы человечества. Несмотря на то, что за последние десять лет число иностранных студентов в Китае значительно выросло, но существуют еще такие проблемы, как «замедление роста количества иностранных

студентов и низкий уровень подготовки» [7], поэтому перед лицом всех китайских университетов стоит задача - в условиях глобальной пандемии коронавируса повысить качество обучения и академическую привлекательность, которая является ключом к продвижению интернационализации образования Китая.

Существенное повышение академической привлекательности китайских университетов в конечном счете зависит от качества обучения и его управления. В последние годы Министерство образования КНР четко заявляло, что для привлечения больше иностранных студентов в Китай необходимо поставить качество обучения на приоритетное место, оптимизировать систему управления и идти по пути интенсивного развития образования. Согласно «Административным мерам по приему и обучению иностранных студентов», изданным Министерством образования КНР в 2017 г., все высшие учебные заведения должны реформировать механизм набора иностранных студентов, проводить квалификационные и вступительные экзамены для иностранных учащихся, которые подали заявку на обучение в Китае [1]. В 2020 г. был опубликован документ «Положения об ускорении и расширении внешней открытости в области образования Китая в новую эпоху», в котором указывается, что внешняя открытость образования представляет собой явную черту модернизации образования и ее движущую силу, нам следует придерживаться одной «основной позиции», в том смысле устойчиво придерживаться политики открытости образования, следует активнее продвигать взаимное заимствование между цивилизациями, взаимопонимание и взаимодоверие между странами в целях формирования новой картины в сфере образования Китая [6]. Кроме того, согласно данному документу, правительство Китая поощряет отечественные университеты проводить сертификацию качества обучения иностранных студентов со стороны отраслевой организации и прилагать больше усилий к созданию механизма управления качеством образования, чтобы обеспечить здоровое и упорядоченное развитие международного образования в Китае. Следует отметить, «работы по сертификации качества обучения позволяют вузам приобрести соответствующие опыты и сформировать образовательную концепцию, суть которой является качество» [2: 41], что имеет важное значение в совершенствовании системы обучения иностранных учащихся, их управлении и повышении международной конкурентоспособности национальных университетов.

Приведем в пример опыты и стратегии Шанхайского политико-юридического университета (далее ШПЮУ) по привлечению и обучению иностранных учащихся.

1. ДОСТИЖЕНИЯ ШПЮУ ПО ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИЕ 13-ГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА

Продвигая развитие ШОС и строительство проекта «Один пояс, один путь», в течение 13-го пятилетнего плана (2016-2020) ШПЮУ сосредоточивался на осуществлении функции «Центра международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС» по продвижению работы университета в привлечении,

Таблица 1

Достижения ШПЮУ в сфере обучения иностранных студентов в течение 13-й пятилетки [SHUPL's Achievements in international student education during the "13th Five-Year Plan" period]

Значимые достижения [Iconic achievement] Год [Year]

Утверждена программа стипендии правительства Китая (проект самостоятельного набора студентов) - стипендия для студентов по гуманитарным обменам между Китаем и США [Approved the independent enrollment program "Special Degree Scholarship for Sino-US Humanities Exchange" of the Chinese government scholarship by MoU] 2016

Утверждена программа стипендии шанхайского правительства [Approved the "Supporting Local Government Scholarship Program" of the Chinese government scholarship by MoU] 2016

Утверждено положение о проведении показательных занятий на английском языке для иностранных студентов среди университетов в Шанхае [Approved as model English-taught course for international students in Shanghai Universities] 2016

Утверждено положение о приеме иностранных студентов в рамках программы стипендии правительства Китая «Шелковый путь» [Approved to recruit international students under the "Silk Road" Chinese Government Scholarship Program by MoU] 2017

ШПЮУ был избран постоянным членом Шанхайской ассоциации исследований в сфере обучения иностранных студентов [Elected as an executive director unit of Shanghai Higher Education Research Association for international students in China] 2017

ШПЮУ вошел в состав Китайской ассоциации по подготовительным образованию иностранцев за рубежом [Selected as the first group of preparatory centers of the "Overseas Preparatory Education Alliance for Study in China"] 2017

Создано 6 баз практики для иностранных студентов [Established 6 practical teaching bases for international students] 2017-2019

Проведено 15 англоязычных курсов для иностранных студентов [Construct 15 all-English courses for international students] 2018-2019

Создано 3 зарубежных подготовительных отделения (Кыргызстан-Казахстан-Марокко) [Established 3 overseas preparatory colleges (Kyrgyzstan, Kazakhstan, Morocco)] 2018-2019

Общее число стран происхождения иностранных студентов достигло 85 [The total number of international students from 85 countries] 2015-2020

Общее количество обучающихся (иностранных граждан) достигло 500 человек [The number of international students in school up to 500] 2020

Успешно пройдена сертификация качества обучения иностранных студентов [Won the national education quality certification for Study in China by CEAIE] 2020

Оуян Мэйхэ, Чжо И, Сюн Инцзе -

обучении иностранных студентов, по расширению и оптимизации списка стран происхождения учащихся. В данный период ШПЮУ направлял усилия на подготовку иностранных специалистов прикладного профиля, владеющих теоретическими основами, имеющих новаторское мышление и международный кругозор. За пять лет при службе строительству проекта «Один пояс, один путь» путем предоставления своего ума и варианта, ШПЮУ в сфере обучения иностранных студентов сформировал новую образовательную модель с китайской, шанхайской и университетской спецификой. Следует отметить, что на период 13-й пятилетки ШПЮУ добился больших успехов по обучению иностранных студентов (табл. 1): количество иностранных студентов и видов программ стипендии правительства Китая значительно увеличилось; была успешно пройдена сертификация качества обучения иностранных студентов в 2020 году и т. д., все эти достижения заложили прочную основу для привлечения иностранных студентов в ШПЮУ в течение 14-й пятилетки.

2. СТРАТЕГИИ ШПЮУ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ 14-ГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА

В данный момент иностранные студенты, обучающиеся в ШПЮУ, приехали из 70 стран, и основная масса иностранных студентов представлена выходцами из государств-членов ШОС, они составляют больше 50% от общего количества иностранных студентов в ШПЮУ (табл. 2). Для того чтобы привлечь больше иностранных абитуриентов, ШПЮУ собирается акцентировать внимание на следующие аспекты.

1. Оптимизация топ-дизайна. В течение 14-го пятилетнего плана (2021-2025) одной из главных задач ШПЮУ является активное продвижение бренда «обучение в ШПЮУ» за рубежом, для реализации данной задачи Шанхайский политико-юридический университет на уровне топ-дизайна будет принимать государства - члены ШОС и страны, расположенные вдоль маршрута «Одного пояса и одного пути» как страны первостепенного значения для целевого набора иностранных студентов; страны Европы, Америки и Австралии - как страны базы для расширения списка зарубежных стран происхождения учащихся.

2. Реформирование системы приема иностранных студентов. В ШПЮУ во-первых, будет создан механизм сотрудничества, который позволит интегрировать разрозненные действия функциональных подразделений и направлять их усилия на весь процесс набора иностранных студентов, и в рамках данного механизма будет реализованы быстрый обмен информацией о статусе студентов и совместное управление процессом приема; во-вторых, будет создан механизм координации, который поможет определить обязанности функциональных подразделений и институтов при университете в планировании приема студентов, определении их специальностей и составлении учебной программы и т.д.; в-третьих, будет использован механизм аттестации во всех этапах работы со иностранными студентами: это и прием, и обучение, и оценивание, и управление и т.д.

3. Эффективное использование интернет-ресурсов в целях создания мультиплексных платформ для привлечения иностранных студентов. Для того, чтобы привлечь иностранных студентов, будет публикован иноязычный буклет на университетском сайте, на портале «Совет стипендиальных программ Китая» и на сайтах других интернет-СМИ; будет создана информационная система по структурированию информации об иностранных учащихся, их стипендии и учебных материалах для того, чтобы ответить требованиям к ассимиляционным управлению иностранными студентами. Кроме того, для продвижения бренда «обучение в ШПЮУ» будут направлены усилия на проявление функции различных платформ и организаций, таких, как Центра международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС, университетских ассоциаций, китайско-иностранных форумов, университетов-партнеров и т.д.; а также в целях расширения международного влияния ШПЮУ будет продвигать усиление связей с китайскими организациями за рубежом, международными организациями в Китае, научными организациями и Китайской народной ассоциацией дружбы с зарубежными странами.

Таблица 2

Количество иностранных студентов из государств-членов ШОС [Number of students from SCO member countries at SHUPL]

Государства - члены ШОС SCO Member country] Количество студентов в ШПЮУ [Students]

Российская Федерация [The Russian Federation] 61

Республика Казахстан [The Republic of Kazakhstan] 42

Кыргызская Республика [Kyrgyz Republic] 20

Республика Таджикистан [The Republic of Tajikistan] 11

Республика Узбекистан [Republic of Uzbekistan] 24

Исламская республика Пакистан [Islambic Republic of Pakistan] 3

Всего [Total] 161

3. УКРЕПЛЕНИЕ МЯГКОЙ СИЛЫ ШПЮУ В РАМКАХ 14-ГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА

Для выполнения 14-го пятилетнего плана в целях ускорения работы по повышению академической привлекательности и качества обучения в ШПЮУ требуется многосторонняя работа.

1. Совершенствование образовательных программ. На основе существующих образовательных программ бакалавриата и магистратуры будет в ШПЮУ разработана новая программа для иностранных студентов; будут оптимизированы методы обучения, его форма и процедура защиты дипломной

работы с учетом различий иностранных студентов в учебно-воспитательном процессе.

2. Обновление модели подготовки иностранных студентов. ШПЮУ будет изыскивать модель гибкого обучения и систему подготовки специалистов, в рамках которой у студентов будет возможность беспрепятственно изучать все связанные со своей специальностей предметы, которые преподают в разных институтах; кроме того, в ШПЮУ будет создан механизм сотрудничества между институтами для реализации взаимной отправки преподавателей, взаимного выбора предметов и взаимного признания результатов обучения; будут обновлены общие предметы путем дополнения открытых курсов и курсов по китайской культуре и языку; а также будут приложены усилия на ряд учебных деятель-ностей для продвижения интернационализации ШПЮУ, такие, как совместное обучение студентов, взаимную отправку преподавателей, межуниверситетские обмены студентов, обучение за рубежом, краткосрочные стажировки педагогических кадров и т.д.

3. Создание образовательной платформы по распространению китайского языка и культуры. В течение 14-го пятилетнего плана способствуя расширению масштаба обучения иностранцев и их всестороннему развитию, ШПЮУ будет наращивать усилия с целью войти в список китайских университетов первого класса по обучению иностранных студентов; будет создана образовательная платформа по распространению китайского языка и культуры, которая позволит иностранным учащимся познакомиться с китайской лингвокультурой и интегрироваться в повседневную жизнь Китая; кроме того, ШПЮУ будет увеличивать количество иностранных студентов посредством активизации программ стажировки, программ языковой практики и программ студенческого обмена. Вместе с тем, будут проведены профилирующие предметы по специальности «международное образования китайского языка» и курсы по китайской культуре, на основе которых ШПЮУ будет продвигать открытие новой специальности - «деловой китайский язык» в целях повышения языковой компетентности иностранных студентов.

4. Разработка учебных программ и курсов, преподаваемых на английском языке. Следует отметить, что важным способом внедрения зарубежных образовательных ресурсов является актуализация англоязычных программ в вузе, которая имеет большое значение в аспекте привлечения иностранных студентов и повышения академической привлекательности вузов. В настоящее время в ШПЮУ активно ведут многочисленные курсы на английском языке (табл. 3), на основе которых будут оптимизированы соответствующие учебные программы с акцентом создания ряд англоязычных курсов с высокой конкурентоспособностью среди китайских и зарубежных университетов; кроме того, ШПЮУ будет принимать результаты по обучению, воспитанию иностранных студентов и работы по разработке англоязычных программ как важные показатели для оценки эффективности работы преподавате-

лей в целях поощрения всех педагогических кадров к созданию и проведению англоязычных занятий для иностранных учащихся.

5. Создание облачной платформы по международному образованию. Перед лицом глобальной пандемии коронавируса и ее негативных последствий в сфере образования в ШПЮУ будет создана облачная платформа для информатизации процесса обучения и его управления; будет создана еще интеллектуальная обучающая система, которая позволит эффективно использовать внутренние, зарубежные образовательные ресурсы и проводить дистанционное обучение. В рамках 14-й пятилетки ШПЮУ стремится к совершенствованию системы для проведения экзамена ШК1 и созданию в финалах за рубежом суб-систем для реализации взаимного запроса информации о статусе студентов и взаимного признания результатов обучения; Кроме того, ШПЮУ будет запускать программу "интернет + открытое образование", ориентированную на очную и дистанционную подготовку специалистов, которые экстренно нуждаются в продвижении и развитии китайских крупных промышленных проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Таблица 3

Англоязычные курсы в ШПЮУ [All English-taught courses of SHUPL]

Идентификационный номер [Code] Курс [Courses]

22B017023 Введение в сравнительное правоведение [Introduction to Comparative Law]

22E016017 Международное инвестиционное право и урегулирование инвестиционных споров [International Investment Law: Practice and Dispute Resolution]

21E014003 Международное право [Public International Law]

22E016013 Альтернативные способы разрешения правовых споров [Alternative Dispute Resolution Mechanism]

22E015009 Составление юридических документов (на опыте США и Англии) [Anglo-American Legal Writing]

22E016027 Международное финансовое право:теория и практика [International Financial Legal Practice]

22E015011 Составление юридических документов (на опыте США и Англии) и юридическое рассуждение [Anglo-American Legal Writing and Reasoning]

1 Экзамен HSK - международный квалификационный экзамен по китайскому языку.

Оуян Мэйхэ, Чжо И, Сюн Инцзе

Идентификационный номер [Code] Курс [Courses]

22E015006 Международный коммерческий арбитраж [International Commercial Arbitration]

21E015002 Международное экономическое право [International Economic Law]

22E014002 Судебная система США и гражданско-процессуальное законодательство [American Judicial System and Civil Litigation Legal Practice]

21E016004 Международное частное право [Private International Law]

22E015010 Гражданское и торговое право за рубежом [Foreign Civil and Commercial Law]

22E016018 Англо-американское договорное право [Anglo-American Contract Law]

211126003 Международные организации [International Organizations]

211126006 Международная политическая экономия [International Political Economy]

211126005 Введение в дипломатию [Diplomacy]

21I126004 Теория международной политики [International Political Classics]

22I996004 Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика [Asia Pacific Politics and Economics]

21I123003 Теория международных отношений [International Relations Theory]

22I107001 Теория науки управления [Management Classics (English Original)]

21I116002 Теория политологии [Political Science Classics]

22C016002 Финансовое право [Financial Law]

22B195006 Сравнительное право интеллектуальной собственности [Intellectual Property Comparative Law]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21B015006 Теория права интеллектуальной собственности [Intellectual Property Law]

22G045017 Торговая документация [Documentary Service]

Продолжение табл. 3

Идентификационный номер [Code] Курс [Courses]

21G045002 Теория и практика международной торговли [International Trade Practice]

22G046022 Трансграничная электронная торговля [Cross-border E-commerce Practice]

21G046008 Управление логистикой [Logistics Management]

21G044004 Учет расходов [Cost Accounting]

21G045001 Финансовая наука: теория и практика [Finance]

21G064004 Управленческая наука: теория и практика [Management]

21G055012 Банковское дело и валютная политика [Money and Banking]

21G044001 Международная торговля: теория и практика [International Trade]

22G165001 Упарвлеченский учет [Management Accounting]

21G045012 Деловая переписка [Foreign Trade Correspondence]

22G045026 Деловой перевод (высший уровень) [Advanced Business Translation]

22G995013 Международный коммерческий договор (семинар) [International Commercial Contracts (Seminar)]

21G053002 Управление человеческими ресурсами [Human Resource Management]

21G043004 Международная торговля [International Business]

22D025010 Обзор по тюремной системе в Западной Европе и США [Outline of the Western Prison System]

22D024002 Уголовно-исполнительная система в Китае и за рубежом [Comparison of Chinese and Foreign Criminal Enforcement Systems]

21F144008 Нравственное воспитание в Западной Европе и США [Selected Readings of Classical Works on Western Moral Education]

21F145004 Социальные течения в современном мире [Contemporary Foreign Social Thoughts]

Окончание табл. 3

Идентификационный номер [Code] Курс [Courses]

21H073005 Система социального обеспечения в Китае и за рубежом [Comparison of Chinese and Foreign Social Security Systems]

21H093009 Введение в демографию [Demography]

21H072002 История развития социологической мысли в Западной Европе и США [History of Western Social Thought]

21H075005 Введение в социальную антропологию [Social Anthropology]

21H084006 История социальной работе [Selected Readings of Social Work Originals]

EJD001003 Уголовное право - теория и исследование [Intensive Reading of the Original Criminal Law]

22D015014 Система уголовного правосудия США [US Criminal Justice System]

22B015027 Составление юридических документов [Legal Writing]

22B016002 Римское право [Roman Law]

21G993002 Макроэкономика [Macroeconomics]

21K215006 Телевидение - теория и практика [Film and Television Theory Research]

22E015001 Правовая система ВТО [WTO legal System]

21G047001 Моделирование международной торговли [International Trade Simulation]

22K996002 Исcледование по «Пулитцеров-ской премии» [Special Research of Pulitzer Prize]

22E016003 Международное инвестиционное право [International Investment Law]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение 14-го пятилетнего плана международное образование в Китае столкнется с тремя вызовами, принесенными глобальной пандемией коронавируса:

• вызовом мышлению;

• вызовом системе учебного управления;

• вызовом обучению и воспитанию иностранных студентов [11: 29-31].

Учитывая тот факт, что укрепление международного обмена и сотрудничества становится важным путем содействия интернационализации образования Китая, китайские вузы должны придерживаться принципа «научного руководства и управления в разработке политики и в перспективном планировании китайского образования» [3: 77]. Следует отметить, что пандемия коронавируса принесла китайским университетам не только кризис, но и возможности в сфере обучения иностранных учащихся:

1) высокие результаты в борьбе с коронавирусом позволяют Китаю сохранять стабильный темп экономического роста, что создает иностранным студентам благополучные условия для обучения;

2) строгие меры профилактики коронавирусной инфекции и массовая вакцинация превратили Китай в «безопасный порт» для иностранных учащихся;

3) в послепандемический период Китай будет расширять и углублять открытость сферы образования, что принесет китайским университетам больше политических дивидендов.

Для выполнения 14-го пятилетнего плана по продвижению и развитию деятельности по обучению иностранных учащихся китайские университеты должны сосредоточиться на следующих аспектах.

1. Детализация показателей оценки эффективности работы по международному образованию. Китайские университеты должны принять численность иностранных студентов, уровень их подготовки и качества обучения как ключевые показатели для измерения уровня интернационализации университетов; кроме того, вузам следует включить результаты по обучению иностранных студентов, составлению учебных пособий и другим учебным деятельностям в число показателей оценки эффективности работы преподавателей, продвигать повышение качества обучения и его управления в целях усиления конкурентоспособности Китая на международном рынке образовательных услуг.

2. Создание механизма стимулирования. Следует выделить больше средств преподавателями, которые занимаются обучением иностранных студентов. Высшие учебные заведения должны оказать помощь и поддержку в разработке инновационных проектов по обучению иностранных учащихся и в аспекте обмена передовым опытом в данной сфере, необходимо награждать передовых преподавателей и управленческих персоналов за их внесенные вклады в обучении и воспитании иностранных студентов.

3. Усиление профессиональной подготовки преподавателей. Необходимо усилить подбор, руководство и подготовку специалистов (особенно профессионалов, ведущих преподавание на английском языке) и инновационных команд в сфере обучения иностранных учащихся.

Мы уверены, что повышение качества обучения будет способствовать укреплению академической привлекательности Китая в течение 14-го пятилетнего плана, а совершенствование механизма приема поможет привлечь больше выдающихся международных студентов и устранять для них препятствия при поступлении в китайские вузы.

Оуян Мэйхэ, Чжо И, Сюн Инцзе -

ЛИТЕРАТУРА

1. Административные меры по приему и обучению иностранных студентов [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gov.cn/xinwen/2017-06/02/content_5199249.htm (дата обращения: 07.01.2022).

2. Ван Юпин, Луан Фенчи. Проблема по сертификации качества обучения иностранцев в Китае // Всемирная информация об образовании. 2020. № 9. С. 41.

3. Ву Анна, Чжан Цзыхао. Политика и практика интернационализации и развития российского высшего образования // Высшее образование Китая. 2021. № Z2. С. 77.

4. Е Синь, Цзи Чжуохао, Чэнь Шаоцзюнь. Опыт интернационализации высшего образования в развитых странах // Высшее образование Цзянсу. 2021. № 12. С. 141.

5. Первая группа иностранных студентов в Университете Цинхуа [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu. com/a/85617341_405690 (дата обращения: 13.01.2021).

6. Положения об ускорении и расширении внешней открытости в области образования Китая в новую эпоху [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/ s5147/202006/t20200623_467784.html (дата обращения: 07.01.2022).

7. Се Вэйхуэй, Чэнь Кэ. Исследование стратегии по приему иностранных студентов из Средней Азии // Исследование по высшему инженерному образованию. 2021. № 1. С. 150.

8. Си Цзиньпин. О государственном управлении: монография. Т. 3. Пекин: Изд-во лит-ры на иностр. языках, 2020. С. 461.

9. Си Цзиньпин. Ответное письмо пакистанским студентам, обучающимся в Пекинском научно-техническом университете [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet. com/politics/leaders/2020-05/18/c_1125999459.htm (дата обращения: 07.01.2022).

10. Статистика по обучения иностранцев в Китае в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_ xwfb/gzdt_gzdt/s5987/201904/t20190412_377692.html (дата обращения: 02.01.2021).

11. Цю Яньхай. Обучение международных студентов в Китае в условиях эпидемии // Ученые Шэньчжоу. 2020. № 5. С. 29-31.

12. Ю Фузенг. Образование иностранных студентов в Китае за 30 лет реформ и открытости. Пекин: Изд-во Пекинского ун-та языка и культуры, 2009. С. 84.

REFERENCES

1. Administrative measures for the admission and training of international students in schools [Electronic resource]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017-06/02/content_5199249.htm (data of accesses: 07.01.2022).

2. Wang Yuping, Luan Fengchi. Analysis on the development of educational quality certification for study in China. World Education Information. 2020. No. 9. P. 41. (In China)

3. Wu Anna, Zhang Zihao. Policies and practices of the international development of higher education in Russia. Higher Education in China. 2021. No. Z2. P. 77. (In China)

4. Ye Xin, Ji Zhuohao, Chen Shaojun. Experience and Enlightenment of the New Development of Higher Education Internationalization in Developed Countries. Jiangsu Higher Education. 2021. No. 12. P. 141. (In China)

5. The first group of "foreign students" in New China at Tsinghua University [Electronic resource]. URL: https://www.sohu. com/a/85617341_405690 (data of accesses: 13.01.2021).

6. Eight departments including the Ministry of Education issued opinions on accelerating and expanding the opening up of education in the new era [Electronic resource]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s5147/202006/t20200623_ 467784.html (data of accesses: 07.01.2022).

7. Xie Weihui, Chen Ke. Research on the recruitment strategies of international students from five Central Asian Countries. Higher Engineering Education Research. 2021. No. 1. P. 150. (In China)

8. Xi Jinping. On the governance of China: Monograph. Vol. 3. Beijing: Foreign Languages Press, 2020. P. 461.

9. Xi Jinping. Reply letter to all Pakistani students at Beijing University of Science and Technology [Electronic resource]. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/leaders/2020-05/ 18/c_1125999459.htm (data of accesses: 07.01.2022).

10. Statistics of studying abroad in China in 2018 [Electronic resource]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/2019/ t20190412_3779692.html (data of accesses: 02.01.2021).

11. Qiu Yanghai. Reflections on education for study in China under the epidemic. Shenzhou Scholars. 2020. No. 5. Pp. 29-31. (In China)

12. Yu Fuzeng. The international students education in China for 30 years since the reform and opening up. Beijing: Beijing Language and Culture University Press, 2009. P. 84.

Статья проверена программой Антиплагиат

Р е ц е н з е н т: Юэ Ця, кандидат гуманитарных наук; научный руководитель магистранта Шанхайского политико-юридического университета; пост-доктор Восточно-китайского политико-юридического университета; заместитель начальника Центра исследований при Комиссии по юридическим услугам для ШОС (Китай); член редколлегии журнала «Социально-политические науки»

Статья поступила в редакцию 11.03.2022, принята к публикации 15.04.2022 The article was received on 11.03.2022, accepted for publication 15.04.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Оян Мэйхэ, профессор; директор Института международного обмена и связи Шанхайского политико-юридического университета; начальник отдела по сотрудничеству международных связей Шанхайского политико-юридического университета. Шанхай, Китай. ORCID: 0000-0002-4875-2805; E-mail: henry_ ouyang20076@126.com

Чжоу И, старший преподаватель, заместитель директор Института международного обмена и связи Шанхайского политико-юридического университета. Шанхай, Китай. ORCID: 0000-0002-3744-3636; E-mail: elvazhouyi@shupl.edu.cn

Сюн Инцзе, старший преподаватель Института международного образования Восточно-Китайского университета политических наук и права. Шанхай, Китай. ORCID: 0000-0003-0029-5884; E-mail: 13482813557@163.com

ABOUT THE AUTHORS

Ouyang Meihe, Professor; Director at the Department of International Communication and Exchange of the Shanghai University of Political Science and Law. Shanghai, China. ORCID: 0000-0002-4875-2805; E-mail: henry_ouyang20076@126.com

Zhou Yi, senior lecturer, Deputy Director at the Department of International Communication and Exchange of the Shanghai University of Political Science and Law. Shanghai, China. ORCID: 0000-0002-3744-3636; E-mail: elvazhouyi@shupl.edu.cn

Xiong Yingjie, senior lecturer at the Department of Education Internationalization and International Communication of the East China University of Political Science and Law. Shanghai, China. ORCID: 0000-00030029-5884; E-mail: 13482813557@163.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.