Научная статья на тему 'Методологическая компетентность современного педагогического работника: роль, состояние, пути развития'

Методологическая компетентность современного педагогического работника: роль, состояние, пути развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональные компетенции педагогического работника / методологическая компетентность / методологическая грамотность / педагогическая деятельность / professional competencies of a pedagogical worker / methodology of education / methodological approach / methodological competence / organizational and managerial activity / methodological literacy / pedagogical activity / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Петровна, Савенкова Елена Викторовна, Шклярова Ольга Анатольевна

Методологическая компетентность существенно влияет на эффективность и качество профессиональной деятельности педагогических работников, так как определяет соответствие их готовности и конструктивность их реакции на изменения (новые тенденции, результаты научно-образовательных нововведений и т. п.), позиционируемые в науке, инновационной практике. Именно методологическая компетентность выступает гарантом проектирования и реализации оптимального педагогического управленческого решения с учетом лучших традиций и инноваций в педагогической науке и практике. Так как организационно-управленческая деятельность в образовательных системах является показателем качества ведения профессиональной деятельности, в статье представлена совокупность методологических подходов, актуальных в определении методологии организационно-управленческой деятельности педагогических работников. Разработаны основные критерии и сформированные умения для оценивания развитости методологической компетентности у обучающихся вузов и системы дополнительного профессионального образования. В статье представлены результаты экспресс-опроса, в котором педагогическим работникам предлагалось оценить значимость теоретико-методологических основ в практической деятельности педагогов, необходимость систематического соприкосновения педагогических работников с философско-методологическими знаниями. Сделаны выводы о необходимости методологической составляющей в содержании дополнительных профессиональных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ольга Петровна, Савенкова Елена Викторовна, Шклярова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A MODERN PEDAGOGICAL WORKER: ROLE, STATE, WAYS OF DEVELOPMENT

Methodological competence significantly affects the efficiency and quality of the professional activities of teachers in educational systems, as it determines the compliance of their readiness and the constructiveness of their response to changes (new trends, results of scientific and educational innovations, etc.) positioned in science, innovative practice. It is the methodological competence that acts as a guarantor of the design and implementation of the optimal pedagogical managerial decision, taking into account the best traditions and innovations in pedagogical science and practice. Since the organizational and managerial activity of teachers in educational systems is an indicator of the quality of professional activities, the article presents a set of methodological approaches that are relevant in determining the methodology of organizational and managerial activities of teachers. The main criteria and developed skills for assessing the development of methodological competence of students at universities and the system of additional professional education have been developed. The article presents the results of an express survey in which teachers were asked to assess the importance of theoretical and methodological foundations in the practical activities of teachers, the need for systematic contact of teachers with philosophical and methodological knowledge. Conclusions are drawn about the need for a methodological component in the content of additional professional programs.

Текст научной работы на тему «Методологическая компетентность современного педагогического работника: роль, состояние, пути развития»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

О. А. Шклярова

Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С. 54-69 Values and Meanings. 2023. No.4 (86). P. 54-69 (In Rus) УДК 378

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-4 - 54-69

Методологическая компетентность

современного педагогического работника: роль, состояние, пути развития

Осипова Ольга Петровна1, Савенкова Елена Викторовна2, Шклярова Ольга Анатольевна3

1Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования

E-mail: op.osipova@mpgu.su; https://orcid. org/0000-0002-2539-876X

2 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования E-mail: ev.savenkova@mpgu.su; https://orcid. org/0009-0002-4584-5587

3 Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования

E-mail: oa.shklyarova@mpgu.su; https://orcid. org/0000-0002-7884-1008

1А3 Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

Аннотация. Методологическая компетентность существенно влияет на эффективность и качество профессиональной деятельности педагогических работников, так как определяет соответствие их готовности и конструктивность их реакции на изменения (новые тенденции, результаты научно-образовательных нововведений и т.п.), позиционируемые в науке, инновационной практике. Именно методологическая компетентность выступает гарантом проектирования и реализации оптимального педагогического управленческого решения с учетом лучших традиций и инноваций в педагогической науке и практике. Так как организационно-управленческая деятельность в образовательных системах

© Осипова О.П., Савенкова Е.В., Шклярова О., 2023

54

является показателем качества ведения профессиональной деятельности, в статье представлена совокупность методологических подходов, актуальных в определении методологии организационно-управленческой деятельности педагогических работников. Разработаны основные критерии и сформированные умения для оценивания развитости методологической компетентности у обучающихся вузов и системы дополнительного профессионального образования. В статье представлены результаты экспресс-опроса, в котором педагогическим работникам предлагалось оценить значимость теоретико-методологических основ в практической деятельности педагогов, необходимость систематического соприкосновения педагогических работников с философско-методологическими знаниями. Сделаны выводы о необходимости методологической составляющей в содержании дополнительных профессиональных программ.

Ключевые слова: профессиональные компетенции педагогического работника, методологическая компетентность, методологическая грамотность, педагогическая деятельность.

Для цитирования: Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Методологическая компетентность современного педагогического работника: роль, состояние, пути развитияII Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С.54-69.

METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A MODERN PEDAGOGICAL WORKER: ROLE, STATE, WAYS OF DEVELOPMENT

Olga P. Osipova 1, Elena V. Savenkova 2, Olga A. Shklyarova3

1 Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Management of Educational Systems named after T. I. Shamova, Institute for Social and Humanitarian Education

E-mail: op.osipova@mpgu.su; https://orcid.org/0000-0002-2539-876X

2 PhD (Pedagogy), Associate Professor, Department of Management of Educational Systems named after T. I. Shamova, Institute for Social and Humanitarian Education E-mail: ev.savenkova@mpgu.su; https://orcid.org/0009-0002-4584-5587

3 PhD (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Management of Educational Systems named after T. I. Shamova, Institute for Social and Humanitarian Education

E-mail: oa.shklyarova@mpgu.su; https://orcid.org/0000-0002-7884-1008 u'3 Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

Abstract. Methodological competence significantly affects the efficiency and quality of the professional activities of teachers in educational systems, as it determines the compliance of their readiness and the constructiveness of their response to changes (new trends, results of scientific and educational innovations, etc.) positioned in science, innovative practice. It is the methodological competence that acts as a guarantor of the design and implementation of the optimal pedagogical managerial decision, taking into account the best traditions and innovations in pedagogical science and practice. Since the organizational and managerial activity of teachers in educational systems is an indicator of the quality of professional activities, the article presents a set of methodological approaches that are relevant in determining the methodology of organizational and managerial activities of teachers. The main criteria and developed skills for assessing the development of methodological competence of students at universities and the

system of additional professional education have been developed. The article presents the results of an express survey in which teachers were asked to assess the importance of theoretical and methodological foundations in the practical activities of teachers, the need for systematic contact of teachers with philosophical and methodological knowledge. Conclusions are drawn about the need for a methodological component in the content of additional professional programs.

Key words: professional competencies of a pedagogical worker; methodology of education; methodological approach, methodological competence, organizational and managerial activity, methodological literacy, pedagogical activity, teacher.

For citation: Osipova O. P., Savenkova E. V., Shklyarova O. A. Methodological competence of a modern pedagogical worker: role, state, ways of development// Values and meanings. 2023. No. 4 (86). С.54-69. (In Rus).

«Если теория направлена на получение знания о самой действительности, то методология направлена на процесс получения знания. Иначе говоря, между теорией и методологией всегда сохраняется соотношение цели и средства».

И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин «Становление и сущность системного подхода»

Потребность в формировании духовно-нравственной, культурной, интеллектуально и социально активной личности, соответствующей цивилизационному уровню развития российского общества, требует от педагогического работника обладания комплексом компетенций, отвечающих современным запросам. В перечне актуальных для современного педагога компетенций особое место, на наш взгляд, отводится методологической компетентности.

Методологическая компетентность определяется специалистами как научно-теоретическая основа грамотного выполнения основных функций, продуктивного решения педагогических задач во всех видах педагогической деятельности: организационно-управленческой, методической, проектной, научно-исследовательской, культурно-просветительской, сопроводительной. По нашему мнению, профессиональная деятельность специалистов педагогической направленности, основанная на глубоких системных научно-теоретических знаниях методологии, определяет их профессиональную мобильность, жизнеспособность в условиях динамичного развития образовательных систем. Именно поэтому методологический модуль в содержании образовательных программ высшего образования по педагогическому направлению включен в обязательный блок учебного плана. Среди требований, предъявляемых к выпускнику педагогического вуза -готовность самостоятельно получать новые

знания путём постановки и решения творческих задач в области педагогической деятельности. Из этого следует, «...что предметные знания в новой области приобретаются не путем «заучивания» в готовом виде, а путем их самостоятельного «открытия» и «изобретения» с помощью методологических знаний (что значительно сокращает сроки овладения новыми знаниями и существенно повышает их качество) ...» [11, с. 386].

Методология педагогической деятельности как предмет научного исследования в процессе развития педагогической науки на протяжении многих десятилетий сохраняет устойчивый интерес специалистов, занимающихся разными аспектами функционирования и развития образовательных систем на всех уровнях их организации. Ведущие ученые педагоги, основатели авторских научно-педагогических концепций практически единодушно подчеркивают, что знание методологии, философии современного образования важно не только при проектировании, принятии грамотного педагогического решения, но и организации деятельности участников образовательных взаимоотношений по его реализации. Таким образом, чтобы сформировать у выпускников педагогических вузов современное профессиональное мышление, необходимо обучать их не только и не столько методике, сколько методологии решения педагогических задач. Как показывает личный педагогический опыт, обладание выпускниками необходимыми методическими и технологическими компетенциями не избавляет педагогического работника от необходимости владения методологией целостного педагогического процесса, выстроенного на знаниях законов, закономерностей, противоречий, принципов, движущих его сил. Только обладая методологической компетентностью, педагогический работник может принять профессионально и, что не маловажно, нравственно и ценностно обоснованное, нестандартное, инновационное решение.

Процесс формирования и последующего совершенствования методологической компетентности следует рассматривать как фактор устойчивого профессионально-личностного развития педагогических работников (рис. 1). Непрерывность развития науки и практики расширяет горизонты восприятия теоретико-методологического знания, определяющего тенденции и тренды образования. Теоретико-методологическое знание как фундаментальная основа эффективной профессиональной деятельности, побуждает к его использованию/применению при проектировании новшеств для решения педагогических задач, освоению,

адаптации и апробации позиционируемых нововведений, инноваций в сфере образования.

Методология познания

Исследования в сфере образования

Профессиональная деятельность в сфере образования

Познание объектов, процессов, явлений в образовательных системах

Развитие науки Развитие практики

Совершенствование образовательной системы, качества образовательного процесса и результатов

Т

Т

X

Методологическая компетентность работников в сфере образования

Рис. 1. Методология в профессиональной деятельности педагогических работников

Следует подчеркнуть, что методологические знания лежат в осно-веформирования педагогически целесообразных взаимоотношений, экспериментальной и инновационной деятельности. Таким образом, методологические идеи, подходы, принципы, концептуальныеположе-нияпозволяютопределитьи обосноватьстратегию профессиональной деятельности по обеспечению качества образования, созданию условий для эффективного управления образовательным процессом, с учетом безопасностиисохранности здоровьяобучающихся.

Мырассматриваем педагогическую деятельность как управленческую на любомуровне организациии функционированияобразовательной системы. В основе реализации управленческих функций лежит методология управленческой деятельности в сфере образования.

В форматеметодологическойосновыпрофессиональной деятель-ностисовременныхпедагогическихработников в любой образовательной системе следуетрассматриватьсовокупностьидей, научно-теоретических, организационно-управленческих подходов, на основе которых формируются ключевые принципы. В публикациях предста-

вителей научной школы управления образовательными системами С. Н. Беловой, С. Г. Воровщикова, Т. М. Давыденко, Ю. Н. Загуменного, И. В. Ильиной, Ю. А. Конаржевского, Г. Н. Подчалимовой, В. А. Сластенина, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, О. А. Шкляровой и др. подчеркивается значимость методологической компетентности в реализации профессиональной, в частности организационно-управленческой деятельности педагогических работников. Ю. А. Конаржевский подчеркивал «...фило-софско-методологические идеи, подходы формируют базовые ценности, которые задают стратегию и тактику практической деятельности педагогических работников в образовательных организациях.» [4, с. 234]

Так, не утратили своей актуальности описанные в монографии Т. М. Давыденко и Т. И. Шамовой «Управление образовательным процессом в адаптивной школе» философско-методологические идеи, определяющие построение содержательного, организационного, методического и управленческого компонентов при формировании и функционировании образовательной среды общеобразовательной организации. Авторы выделили и описали теоретико-методологические идеи синергетиче-ского, гуманитарно-культурологического, личностно-деятельностного, рефлексивного, диалогического подходов, а также открытости образовательной среды, творчества, приоритета положительной обратной связи и интегративности образования [13, с. 27-58]. П. И. Третьяков в публикациях, посвященных управлению качеством образования, описывает системный, функциональный, ситуационный, процессный, национально-региональный теоретико-методологические подходы.

Анализ методологических идей, актуальных в профессиональной деятельности современных педагогических работников и получивших признание в профессиональном сообществе, позволил пополнить представленный ряд: системно-деятельностный, компетентностный, прак-сеологический, аксиологический, здоровьесберегающий, проектный, командный подходы — методологией цифровизации, конструктивной коммуникации, киберсоциализации. Мы акцентировали внимание на философско-теоретических идеях, актуальных в определении методологии организационно-управленческой деятельности педагогических работников, так как ее реализация является показателем определенного качества ведения профессиональной деятельности.

Философское исследование организационно-управленческой деятельности педагогических работников, позволяющее сформулировать

понимание предмета и описать предметное поле, осуществляется на основе «...методологического, мировоззренческого анализа основных идей, понятий, теорий ... обосновании возможности применения единых подходов к проблемам управления.» [6, с. 45].

Концептуальный уровень методологии организационно-управленческой деятельности педагогических работников, объединяющий подходы к организации организационно-управленческой деятельности, представлен на рис. 2. Попытаемся описать данную схему. Концептуальными основаниями организационно-управленческой деятельности педагогических работников определены подходы, среди которых:

— компетентностный подход, как основной инструмент развития (формирования, совершенствования) компетентности педагогических работников;

— аксиологический подход, ориентирующий не только на профессиональные знания и умения, но и на опыт ценностного отношения к профессии, позволяющий удовлетворять интересы педагогов в самореализации и саморазвитии в профессиональной деятельности, формировании ценностей и норм поведения в профессиональной среде;

— системно-деятельностный подход, способствующий развитию личности педагога, выделяет сотрудничество между педагогическими работниками в достижении целей, ориентирует в реализации организационно-управленческой деятельности на целенаправленную активность педагогических работников по выполнению управленческих функций;

— гуманитарно-культурологический подход, подчеркивающий, что педагогический работник должен быть «личностью культурной», реализующей общие научные требования, которые, по мнению В. М. Шепеля [14], должны быть повсюду, где есть люди, подвергающиеся управленческому воздействию;

— интегративный подход, направлен на развитие профессионализма, позволяет повышать эффективность организационно-управленческой деятельности педагогических работников при объединении потенциала всех ее участников.

Таким образом, опираясь на рассмотрение методологии с позиции философской ориентации (исследования объектов, предметов, понятий, принципов), при реализации организационно-управленческой деятельности педагогических работников, необходимо опираться на совокупность подходов, описание которых, с точки зрения заложенных

в них методологических идей, позволяет осуществлятьцеленаправлен-ное вдедеяетвие ни утастникос (^(едяоонлт^с^оного прекоса и обовкиы де ятелдяюсеи.

Кемеедеяднетдя^1й аеехее

Сятдемнеаееядеденетдн^1й аеехее

Лцчнетднеаесцендцселвян^IЙ аеехее

Аотяедетячетояй аеехее

Дявкетячетояй аеехее

Гумвяцдвснеа оудедуредетячетояй аеехее

Ретуртяеш аеехее

Ввдеедетячетояй (зееселеетОесетвющяй) аеехее

Кемвлеяеш аеехее

Псвотеедетячетояй аеехее

Рефдеотяляый аеехее

Прееодяеш аеехее

Рис. 2 Методологическиеосновы организационно-управленческой деятельностипедагогическогоработника

Теоретико-методологические знания — основасовершенствования методологическойграмотностипедагога. Методологическая грамотность предполагает глубокое теоретическое осмысление и осознание позиционно-смысловых, ценностныхориентаций,которыепроявляются в профессиональной деятельности, поведении. Классическая традиционная трактовка методологической компетентности сводится к описанию готовности к организации, проведению или участию в разных по типу, виду и направленностям научно-педагогических исследований.

Так, В. В. Смирнова рассматривает методологическую компетентность как «.составляющий компонент профессиональной компетентности, который и может обеспечить творческую направленность педагогической

деятельности учителя, предусматривающую объективную оценку своих возможностей и возможностей ученика, владение общей культурой интеллектуальной (исследовательской) деятельности, умение ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства» [12, с. 101].

Э. М. Казин, Н. В. Коваленко пишут: «.Методологическая компетентность определяется набором знаний, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.» [3, с. 186].

Таким образом, методологическая компетентность современного педагога — интегративная характеристика, основными компонентами которой являются:

— система знаний, определяющих профессионально-личностную ментальность и жизнеспособность в активно меняющейся окружающей среде;

— осознание и признание позиции «педагог-исследователь» как личностно значимой;

— владение основами организации и проведения научно-педагогической, опытно-экспериментальной, инновационной деятельности;

— наличие позитивного опыта научно-исследовательской деятельности;

— готовность организовывать творческие профессиональные объединения для реализации опытно-экспериментальной, инновационной работы, масштабировать полученный опыт в педагогическую практику.

Методологическая компетентность педагога — это динамическое состояние, процесс, который характеризуется устойчивым профессиональным развитием не зависимо от уровня имеющегося образования, опыта его работы и показателей успеха. Философско-методологический компонент в профессионально-личностной характеристике мы рассматриваем как ментальную составляющую целостной личности педагога. Полагаем, что именно процесс совершенствования методологической компетентности определяет профессиональную мобильность, пластичность, динамизм современного педагога, т.е. является основой его вита-генности (профессиональной жизнеспособности) и требует приложения достаточно целенаправленных усилий.

Недостаточный интерес педагогических работников к вопросам

методологии во многом объясняется тем, что вопросах соотношения методологических и теоретических проблем педагогической науки и практики, соотношения методологии и философии образования остается достаточно много неясного в освоения и реализации практических механизмов. Вызывает недоумение отсутствие понимания ценности философского и методологического знания как основы личностных ориентаций, установок, принципов, во много влияющих на характер и успех профессиональной деятельности. Подтверждением данного тезиса служат результаты проведённого нами исследования. Так, в течение 4 лет (2019-2022) в рамках изучения дисциплин «Стратегия и тактика управления образовательными системами» и «Проектный менеджмент», которые входят в учебный план программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», мы проводили экспресс-опрос. В общей сложности в опросе приняли участие 237 слушателей, среди которых действующие педагогические работники общеобразовательных организаций, среднего профессионального образования и около 5% вузовских работников. Респондентам было предложено по четырехбаль-ной шкале оценить, насколько объективны и значимы в практической работе педагогов ниже представленные утверждения, где: 3 балла — совершенно верно; 2 балла — чаще «да», чем «нет»; 1 балл — чаще «нет», чем «да»; 0 баллов — «нет». Каждое утверждение демонстрировалось на слайде презентации.

Утверждение 1. Педагоги нашей образовательной организации имеют четкие представления о тенденциях и трендах развития образования, воспринимают их как вектор для повышения эффективности, инновационного совершенствования профессиональной деятельности.

Утверждение 2. Методологические основы в научной и практической деятельности имеют разное значение и трактовки среди ученых и педагогов-практиков.

Утверждение 3. Теоретико-методологические знания (закономерности, принципы, механизмы и т.п.) важны при разработке и реализации проектов и программ.

Утверждение 4. Педагоги ориентируются и выполняют принципы методологических подходов в образовательном процессе /практике деятельности: а) гуманной педагогики, б) личностно-ориентированного образования, в) системно-деятельностного подхода, г) паритет здоровья и обучения в образовании (валеологический/ здоровьесберегающий

подход) (p/s оценивается каждый пункт четвертого утверждения).

В первой же аудитории слушателями был задан уточняющий вопрос: А что, если в образовательной организации как ключевой позиционируется методологический подход, которого нет в утверждении? Было предложено назвать подходы, которые рассматриваются как теоретико-методологическая основа деятельности и/или управления в конкретной образовательной организации.

Утверждение 5. Важно в управлении профессиональной деятельностью педагогических работников постоянно возвращаться к обсуждению, изучению и апробации механизмов практической реализации теоретико-методологических идей, подходов, принципов. Например, в формате научно-методической работы.

Ниже представим основные результаты проведенного исследования (таблица 1).

Таблица 1

Обобщенные результаты экспресс-опроса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Номер Кол-во Количественный выбор /% от общего числа

вопроса участников респондентов

0б 1б 2б 3б

1 237 28/12% 50/21% 114/48% 45/19%

2 237 0/0 47/19,8% 109/46,2% 81/34%

3 237 38/16% 52/22% 89/37,5% 58/24,5

4а 237 48/20,2% 79/33,3% 71/30% 39/16,5%

4б 237 50/21% 81/34,3% 76/32% 30/12,7%

4в 237 26/11% 58/24,5% 90/38% 63/26,5

4 г 237 30/12,7% 107/45% 71/30% 29/12,3%

5 237 23/10% 47/20% 103/43% 64/27%

Лишь 27% выразили согласие и аргументировали необходимость систематического соприкосновения педагогических работников с фи-лософско-методологическими знаниями. Еще 43% отметили, что такая работа необходима в условиях стратегии инновационной деятельности и развития образовательных организаций. При дальнейшем обсуждении позиций на занятии, выполнении заданий и итоговой процедуре аттестации, практически 70% слушателей выразили согласие и подчеркнули важность периодического участия в обсуждении теоретико-методоло-

гических идей, подходов, обмена концептуальными и теоретическими характеристиками, основополагающими принципами при проектировании и принятии педагогического/управленческого решения. Следует отметить, что 54% респондентов входили в состав команды менеджмента образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. При организации процедуры опроса не стояла задача выявить или оценить состояние теоретико-методологической компетентности педагогических работников. Мы полагали, что опрос позволит активизировать внимание, мотивировать слушателей к осмыслению уже знакомых теоретико-методологических основ педагогической науки и практики, расширит представления об их значимости в изучении, разработки адаптационных механизмов с учетом ресурсов и готовности образовательной организации к реализации современных трендов развития образования. Акцентирование внимания на инструменталь-ности и значимости теоретико-методологических основ в практической деятельности предполагало их целенаправленное изучение в ходе выполнения заданий в процессе самостоятельной работы и подготовки итогового проекта.

Проведенное микроисследование и обсуждение значимости методологической компетентности педагогических работников как фактора качества функционирования и конкурентоспособности образовательной организации подтвердило необходимость усиления внимания к вопросам ее формирования и непрерывного совершенствования во время обучения на уровне бакалавриата и магистратуры по направлениям Педагогическое и Психолого-педагогическое образование.

Один из классиков отечественной методологии педагогической науки В. А. Сластенин в своих работах подчеркивал: «... чтобы проследить динамику формирования нового стиля педагогического мышления (методологической компетентности), предстоит выйти за рамки провозглашенных педагогами профессиональных установок и подвергнуть изучению их реальные действия в различных ситуациях.» [11, с. 397]. На основании данного тезиса и опираясь на выводы Г. С. Саволайнен, утверждающей, что методологическая компетентность педагога с позиции личностно-ориентированной парадигмы обеспечивается установлением неразрывной диалектической связи двух видов педагогической деятельности — мыслительной и практической, и обосновавшей перечень умений, необходимых для сформированной методологической компетентности

обучающихся педагогических вузов [10], а также учитывая собственный опыт преподавания в магистратуре по направлению подготовки «Педагогическое образование», мы выделили следующие основные критерии и сформированные умения для оценивания сформированности методологической компетентности у обучающихся вузов и слушателей системы дополнительного профессионального образования.

Критерии Сформированные умения

Участие во всех видах практик(рассредоточенная, управленческая, стажировка на программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании») видеть проблему и соотносить с ней фактический материал (по Г. С. Саволайнен); грамотно описывать, аргументированно оценивать педагогическую ситуацию с позиции методологических и теоретических идей, подходов, принципов (соответствие, наличие отклонений, несоответствие и т.п.); осмысливать (описывать, анализировать, характеризовать, выявлять положительные моменты и недостатки и т.п.) опыт педагогической деятельности в образовательных системах; демонстрировать готовность и умения командного взаимодействия административно-управленческой команды и педагогических работников в процессе включенного наблюдения и освоения умений по выполнению различных профессиональных функций; проявлять профессионально-личностную рефлексию приобретаемого опыта практической деятельности в образовательной система.

Подготовка и презентация проектов в рамках научно-исследовательской или образовательной деятельности, например: курсовая работа, отчет по практике, представление промежуточных результатов исследования(научная статья) выдвигать предположение и мысленно предполагать, каковы условия и последствия ее реализации, разрабатывать алгоритм реализации решения проблемы (по Г. С. Саволайнен); демонстрировать опыт реализации компетенций педагогического проектирования; давать пояснения по выполнению и/или организации проектной деятельности в образовательной системе; аргументировать выбор и содержание педагогического проекта во время обсуждения или его презентации (защиты).

Выбор направления научно-педагогического исследования (темы магистерский диссертации) ориентироваться (называть, комментировать, делать ссылки на авторитетные источники информации и т.п.) в актуальных тенденциях развития образования и перспективных направлениях развития педагогической науки; обосновывать методологический аппарат исследования.

Публикационная активность обучающихся предвидеть возможные затруднения и быть готовым к поиску новых вариантов решения (по Г. С. Са-волайнен); уметь творчески отражать результаты исследования в контексте научного и обыденного знания; описывать, грамотно оформлять результаты собственного поиска (выполненных исследовательских мероприятий).

Защита магистерской диссертации уметь адекватно оценивать достигнутые результаты и свою роль в данном процессе (по Г. С. Са-волайнен); уметь обосновывать и описывать подходы и процедуры в процессе постановки задач исследования, изучения проблемы исследования, проверки гипотезы, достижения цели.

Необходимость методологической составляющей в профессиональном педагогическом образовании обуславливается тем, что каждый педагогический работник должен обоснованно и сознательно использовать теории и концепции для эффективного ведения педагогической деятельности. Еще в начале прошлого века С. И. Гессен подчеркивал, что бессознательное восприятие педагогом психологических и физиологических сведений превращает педагогический процесс в домашнюю педагогику [2]. Сформированная методологическая компетентность педагогических работников позволяет осознавать педагогическую деятельность и осмысливать ее в категориях педагогической науки, является показателем его готовности к работе в современных условиях непрерывно развивающегося образования. Именно поэтому при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ методологическая составляющая должна быть отражена как один из основных компонентов содержания.

Литература

1. Аренова А. Х. Методологическая культура педагога в современных условиях высшего образования / А. Х. Аренова // Global Science and Innovations: Central Asia (см. в книгах). 2021. Т. 8, № 1(12). С. 62-65. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_46283719_49131600.pdf (дата обращения: 25.04.2023).

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.

3. Коваленко Н. В., Казин Э. М. Формирование методологической компетентности учителя физической культуры в системе повышения квалификации // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metodologicheskoy-kompetentnosti-uchitelya-fizicheskoy-kultury-v-sisteme-povysheniya-

kvalifikatsii (дата обращения: 25.04.2023).

4. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 2012. 400 с.

5. Коршунова О. В. Методологическая компетентность современного учителя //Вестник ВятГУ 2012. № 1-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskaya-kompetentnost-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 25.04.2023).

6. Новиков Д. А. Методология управления. М.: Либроком, 2011. 128 с. (Серия «Умное управление»).

7. Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Педагогические риски в профессиональной деятельности педагогов в условиях организации электронного обучения // Проблемы современного образования. 2022. № 3. С. 164-176. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-164-176

8. Осипова О. П., Шклярова О. А. Формирование организационной культуры будущих менеджеров образования в процессе освоения магистерских программ // Социология образования. 2017. № 5. C.21-33.

9. Подготовка научно-педагогических кадров: разработка и представление диссертационного исследования. 150-летию МПГУ посвящается: учебно-методическое пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Н. Л. Галеева, О. П. Осипова, Е. В. Савенкова, О. А. Шклярова, И. Ю. Черникова; под ред. проф. О. П. Осиповой. Москва: МПГУ, 2022. 266 с.

10. Саволайнен Г. С. Спецкурс «Методология и методы научно-педагогического исследования» как условие становления методологической компетентности студентов педагогического вуза. URL: http://geum.ru/next/art-204457.php (дата обращения: 01.04.2023).

11. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 488 с.

12. Смирнова В. В. Методологическая компетентность педагога в контексте непрерывного образования //ЧиО. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskaya-kompetentnost-pedagoga-v-kontekste-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 03.04.2023).

13. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.

14. Шепель В. М. Управленческая антропология. Для менеджеров. М.: Народное образование, 1999. 432 с.

15. Шклярова О. А. Школа как исследовательская лаборатория: о методологической компетентности учителя. //Управление школой. 2010. № 12 (519). С. 41-45.

References

• Arenova A. H. Metodologicheskaya kul'tura pedagoga v sovremennyh usloviyah vysshego obrazovaniya / A. H. Arenova // Global Science and Innovations: Central Asia (sm. v knigah). 2021. T. 8, № 1(12). S. 62-65. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46283719_49131600. pdf (data obrashcheniya: 25.04.2023). [In Rus].

• Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu /Otv. red. I sost. P. V. Alekseev. M.: «Shkola-Press»,1995. 448s. [In Rus].

• Kovalenko N. V., Kazin E. M. Formirovanie metodologicheskoj kompetentnosti uchitelya fizicheskoj kul'tury v sisteme povysheniya kvalifikacii // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2010. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metodologicheskoy-kom-petentnosti-uchitelya-fizicheskoy-kultury-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii. (data obrashcheniya: 25.04.2023). [In Rus].

• Konarzhevskij Yu. A. Sistema. Urok. Analiz. Pskov: POIPKRO, 2012.— 400 s. [In Rus].

• Korshunova O. V. Metodologicheskaya kompetentnost' sovremennogo uchitelya //Vestnik VyatGU. 2012. № 1-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskaya-kompe-

tentnost-sovremennogo-uchitelya (data obrashcheniya: 25.04.2023). [In Rus].

• Novikov D. A. Metodologiya upravleniya. M.: Librokom,2011. 128 s. (Seriya «Umnoe uprav-lenie»). [In Rus].

• Osipova O. P., Savenkova E. V., Shklyarova O. A. Pedagogicheskie riski v professional'noj deyatel'nosti pedagogov v usloviyah organizacii elektronnogo obucheniya // Problemy sovre-mennogo obrazovaniya. 2022. № 3. S. 164-176. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-164-176. [In Rus].

• Osipova O. P. Shklyarova O. A. Formirovanie organizacionnoj kul'tury budushchih menedzherov obrazovaniya v processe osvoeniya magisterskih programm //Sociologiya obrazovaniya. 2017. № 5. S. 21-33. [In Rus].

• Podgotovka nauchno-pedagogicheskih kadrov: razrabotka i predstavlenie dissertacionno-go issledovaniya. 150-letiyu MPGU posvyashchaetsya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya magistrantov, aspirantov i soiskatelej / N. L. Galeeva, O. P. Osipova, E. V Savenkova, O. A. Shklyarova, I. Yu. Chernikova; pod red. prof. O. P. Osipovoj. Moskva: MPGU, 2022. 266 s. [In Rus].

• Savolajnen G. S. Speckurs «Metodologiya i metody nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya» kak uslovie stanovleniya metodologicheskoj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. http://geum.ru/next/art-204457.php (data obrashcheniya: 01.04.2023). [In Rus].

• Slastenin V A. Pedagogika / V A. Slastenin. M.: Izdatel'skij Dom MAGISTR-PRESS, 2000. 488 s. [In Rus].

• Smirnova V. V. Metodologicheskaya kompetentnost' pedagoga v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya // ChiO. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheska-ya-kompetentnost-pedagoga-v-kontekste-nepreryvnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 03.04.2023). [In Rus].

• Shamova T. I. Davydenko T. M. Upravlenie obrazovatel'nym processom v adaptivnoj shkole. M.: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2001. 384 s. [In Rus].

• Shepel' V. M. Upravlencheskaya antropologiya. Dlya menedzherov. M.: Narodnoe obra-zovanie,1999. 432 s. [In Rus].

• Shklyarova O. A. Shkola kak issledovatel'skaya laboratoriya: o metodologicheskoj kompetentnosti uchitelya. //Upravlenie shkoloj. 2010. № 12.(519). S. 41-45. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 17.05.2023; одобрена после рецензирования 12.06.2023;

принята к публикации 31.07.2023.

The article was submitted 17.05.2023; approved after reviewing 12.06.2023; accepted for

publication 31.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.