Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Юлия Геннадьевна

В статье проводится анализ понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии», выделены и охарактеризованы их ресурсы и функции, способствующие развитию компонентов здоровьесберегающей компетентности будущего педагога, что позволит достичь поставленной цели - сформировать здоровьесберегающую компетентность будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES AND OPPORTUNITIES OF HEALTH-SAVING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES THAT INFLUENCE THE FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER

The article analyzes the concept of «health - saving pedagogical technologies», identifies and characterizes their resources and functions that contribute to the development of the components of the health - saving competence of the future teacher, which will achieve the goal - to form the health - saving competence of the future teacher.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

УДК 378.17

РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

RESOURCES AND OPPORTUNITIES OF HEALTH-SAVING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES THAT INFLUENCE THE FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCE

OF THE FUTURE TEACHER

Абакумова Юлия Геннадьевна

аспирант

Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург, Россия Abakumova Julija Gennad'evna postgraduate student Orenburg State Pedagogical University

Orenburg, Russia

Аннотация. В статье проводится анализ понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии», выделены и охарактеризованы их ресурсы и функции, способствующие развитию компонентов здоровьесберегающей компетентности будущего педагога, что позволит достичь поставленной цели - сформировать здоровье-сберегающую компетентность будущего педагога.

Abstract. The article analyzes the concept of «health-saving pedagogical technologies», identifies and characterizes their resources and functions that contribute to the development of the components of the health-saving competence of the future teacher, which will achieve the goal - to form the health-saving competence of the future teacher.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровьесберегающая компетентность будущего педагога, здоровьесберегающие педагогические технологии.

Keywords: health, health care, health-saving competence of the future teacher, health-saving pedagogical technologies.

Серьезная модернизация современного образования характеризуется изменением самого образовательного процесса, ориентируя на свободное, естественное развитие человека, его осознанность и самостоятельность, мобильность и конкурентоспособность как будущего специалиста, свободно, грамотно действующего в стремительно изменяющихся информационных потоках.

В настоящее время этап образования нацелен на обеспечение всех участников образовательного процесса возможностью проявить свой творческий потенциал, свои возможности, что может быть достигнуто путем внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода, как целеполагающей основы, так и оценивания результативности образовательной деятельности.

Отдельно в своей работе мы выделяем здоровьесберегающую компетентность будущего педагога, которая способствует обеспечению охраны жизни и здоровья,

формированию культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса. Анализ литературы позволил установить, что проблема формирования здоровьесберегающей компетентности отражена в трудах И. А. Зимней, И. Р. Рыбиной, Е. А. Юговой, О. И. Мезенцевой, Н. И. Чуктуровой. Теоретические обобщения позволили определить здоровьесберегающую компетентность будущего педагога как интегративное личностно-профессиональное качество, проявляющееся в едином комплексе знаний, умений, навыков, направленных как на готовность к собственной здоровьесберегающей деятельности, так и к профессиональной деятельности, способствующей формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся [1].

Определенную роль в формировании здоровьесберегающей компетентности играют здоровьесберегающие педагогические технологии, способствующие формированию компонентов здоровьесберегающей компетентности будущего педагога на основе системно-целостного понимания их сущности.

Различные ученые вкладывают в определение понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии» разные смыслы.

Н. К. Смирнов одним из первых ввел в научно-педагогический оборот категорию «здоровьесберегающие педагогические технологии», как комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, как качественную характеристику всех педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье обучающихся и преподавателя[6].

А. М. Митяева под здоровьесберегающими педагогическими технологиями подразумевает совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, дополняющих традиционные технологии обучения и воспитания, наделяющих их признаком здоровьесбережения [4].

Здоровьесберегающие педагогические технологии - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса [5].

Дзятковская Е. Н. здоровьесберегающие педагогические технологии трактует как методическую систему, направленную на решение задач информационно-психологической безопасности и развития обучающихся, как педагогических предпосылок его здоровья [3].

Под здоровьесберегающими педагогическими технологиями будем понимать систему функционирования педагогического процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, учитывающего характеристики образовательной среды и условия, способствующие реализации установок на здоровьесбережение как преподавателей, так и обучающихся.

В ходе анализа и синтеза теоретических подходов различных ученых, нами были выделены и охарактеризованы следующие взаимосвязанные между собой ресурсы здоровьесберегающих технологий, способствующие развитию компонентов здоровьесберегающей компетентности будущего педагога:

- Стимулирующий, как система нормативно установленных образцов здо-ровьесберегающей деятельности, отраженных в традициях, нормативно-правовых

актах, примерах профессионального поведения. Данный ресурс включает в себя возможность осознания потребности будущего педагога в получении и умножении знаний о здоровье и здоровьесбережении, в необходимости вести здоровый образ жизни, развивать интересы в сфере здравоохранения, применять на практике здоровьесберегающие приемы и методы и осуществлять их в профессиональной деятельности. Актуализация данного ресурса способствует реализации возможности мотивационно-ценностного компонента здоровьесберегающей компетентности будущего педагога.

- Дидактический, как совокупность программно-методического обеспечения исследуемого процесса (рабочие программы дисциплин, факультативы, элективные курсы). Заключает в себе систему знаний о здоровьесозидании, создании собственной персонифицированной модели здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации. Актуализация данного ресурса способствует реализации возможности когнитивного компонента здоровьесберегающей компетентности будущего педагога.

- Методологический, как совокупность методов, форм и средств включения будущего педагога в освоение и расширение опыта по здоровьесбережению. Данный ресурс включает в себя возможность развития ценностей и установок, необходимых для правильной работы организма, повышающих общую работоспособность: соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание, гигиена, занятия физической активностью, профилактика заболеваний, способствуя реализации возможности деятельностного компонента здоровьесберегающей компетентности будущего педагога.

- Диагностический, как совокупность диагностических средств, позволяющих персонифицировать исследуемый процесс в зависимости от конкретного обучающегося и педагога с учетом их личностных способностей и возможностей, целевых ориентиров. Данный ресурс заключает в себе возможность формирования субъективного опыта здоровьесбережения в организации субъект-субъект взаимодействия участников образовательных отношений, способствуя реализации возможности коммуникативного компонента здоровьесберегающей компетентности будущего педагога.

- Организационный, как совокупность образовательных практик, нацеленных на развитие психологических качеств личности - эмоций и воли по сохранению и укреплению собственного здоровья и других субъектов образования. Данный ресурс заключает в себе возможность развития психологического настроя и волевых установок личности будущего педагога. Положительные эмоции благоприятно сказываются на упрочнении желания заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. С помощью воли человек осуществляет регуляцию и саморегуляцию своего здоровья [2]. Актуализация данного ресурса способствует реализации возможности эмоционально-волевого компонента здоровьесберегающей компетентности будущего педагога.

Анализ научных источников позволил выделить следующие функции здо-ровьесберегающих технологий, влияющих на формирование здоровьесберегающей компетентности будущего педагога:

1. Саморегуляции, проявляющейся в развитии у будущего педагога сознательного контроля за здоровьесберегающей деятельностью, принятия им ответственных решений в соответствии с собственными интересами и интересами окружающих.

2. Самореализации, обеспечивающей освоение и передачу будущему педагогу опыта ведения здорового образа жизни, преемственности традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, получение новой информации по формированию индивидуального здоровья, его сохранению и укреплению.

3. Интегративности, способствующей синтезу педагогических средств для решения вопросов направленности будущего педагога на здоровьесбережение в образовательном процессе.

4. Прогностичности, ориентирующей на реализацию мониторинга информации о состоянии здоровья будущего педагога, отслеживание эффективности применяемых форм и методов здоровьесбережения, анализ факторов, перспективно влияющих на формирование его здоровьесберегающей компетентности.

5. Перспективности, реализующей сохранение и укрепление здоровья будущего педагога для освоения и обновления им здоровьесберегающего опыта с учетом адаптации к профессии, реализации профессиональных функций по здоровье-сбережению в образовании.

При внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс необходимо соблюдать такие принципы, как:

- Комплексности (учет состояния здоровья участников образовательного процесса, среды, условий, установок, способствующих здоровьесбережению).

- Инновационности (поиск и использование новых знаний о здоровом образе жизни, их применение в повседневной жизни и нестандартных жизненных ситуациях).

- Непрерывности (постоянное пополнение запаса знаний и умений на протяжении не только образовательного процесса, но и всей жизни).

В перспективе исследования формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога на основе здоровьесберегающих технологий - поиск условий, необходимых и достаточных для актуализации выделенных ресурсов (стимулирующего, дидактического, методологического, диагностического, организационного) и соответствующих им возможностей достижения эффективности исследуемого процесса.

Литература

1. Абакумова Ю. Г. Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога / Ю. Г. Абакумова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 9 (197). - С. 3-6.

2. Береснева Л. Н. Компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий как источник формирования культуры здоровья детей и молодежи / Л. Н. Береснева // Концепт. - 2016. - Т. 17. - С. 554-558.

3. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии: новые

акценты // Психология здоровья и личностного роста. - 2010. - № 1.

4. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. - 2-е изд. - Москва : Академия, 2010. -192 с.

5. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя сельской школы / В. О. Петров // Сельская школа как личностно-ориентированная образовательная система : Материалы научно-практической конференции (май 2004г.). Вып.1. - Ростов-н/Д : РГПУ, 2004.

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. - Москва : АРКТИ, 2005. - 320 с.

References

1. Abakumova J. G. Kriterii i urovni sformirovannosti zdorov'esberegajushhej kompetentnosti budushhego pedagoga [Levels and criteria of completeness health caring competence of future teacher]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, no. 9 (197), pp. 3-6.

2. Beresneva L. N. Komponenty zdorov'esberegajushhih obrazovatel'nyh tehnologij kak istochnik formirovanija kul'tury zdorovja detej i molodezhi [Components of health-saving educational technologies as a source of forming a culture of health of children and youth]. Koncept, 2016, Vol. 17, pp. 554-558.

3. Dzjatkovskaja E. N. Zdorov'esberegajushhie obrazovatel'nye tehnologii: novye akcenty [Health-saving educational technologies: new accents]. Psikhologiya zdorov'ya i lichnostnogo rosta - Psihologija zdorovja i lichnostnogo rosta, 2010, no. 1.

4. Mitjaeva A. M. Zdorov'esberegajushhie pedagogicheskie tehnologii [Health-saving pedagogical technologies]. 2th ed. Moscow, Akademija Publ., 2010,192 p.

5. Petrov V. O. Zdorov'esberegajushhie tehnologii v dejatel'nosti uchitelja sel'skoj shkoly [Health-saving technologies in the activities of a rural school teacher]. Sel'skaya shkola kak lichnostno-orientirovannaya obrazovatel'naya Sistema. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii (may 2004 g.). Vyp. 1. [Rural school as a personality-oriented educational system. Materials of the scientific-practical conference (May 2004). Issue 1]. Rostov-on-Don, RGPU Publ., 2004. (In Russia).

6. Smirnov N. K. Zdorov'esberegajushhie tehnologii i psihologija zdorovja v shkole [Health-saving technologies and health psychology at school]. Moscow, ARKTI Publ., 2005, 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.