Научная статья на тему 'Ресурсы активизации взаимодействия родителем и детей в социокультурном пространстве села'

Ресурсы активизации взаимодействия родителем и детей в социокультурном пространстве села Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL PARTNERSHIP / PARENTAL LECTURE / FAMILY / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котькова Г.Е., Абдулкадер А.Л.

В статье акцентируется внимание на совместной деятельности семьи и школы как ресурсе социокультурного пространства села, формирующем единое ценностно-смысловое пространство в контексте соуправления образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES TO ACTIVATE THE INTERACTIONS PARENTS AND CHILDREN IN THE SOCIAL-CULTURAL SPACE OF VILLAGE

The article focuses on the joint activities of the family and school as a resource of the socio-cultural space of the village, which forms a single value-semantic space in the context of the co-management of the educational process.

Текст научной работы на тему «Ресурсы активизации взаимодействия родителем и детей в социокультурном пространстве села»

УДК 37+371.487 КОТЬКОВА Г.Е.

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, заведующая Лабораторией сельской школы

E-mail: kotkova-57@mail.ru АБДУЛКАДЕР А. Л.

аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: soranmaw@gmail.com

UDC 37+371.487 KOTKOVA G.E.

Doctor of pedagogical Sciences, Professor of Department of theory and history social pedagogy and social work, Orel State University, head of the Laboratory of rural school

ABDULKADER A.L. Graduate student, Orel State University E-mail: soranmaw@gmail.com

РЕСУРСЫ АКТИВИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕЛА

RESOURCES TO ACTIVATE THE INTERACTIONS PARENTS AND CHILDREN IN THE SOCIAL-CULTURAL SPACE OF VILLAGE

В статье акцентируется внимание на совместной деятельности семьи и школы как ресурсе социокультурного пространства села, формирующем единое ценностно-смысловое пространство в контексте соуправления образовательным процессом.

Ключевые слова: социальное партнерство, родительский лекторий, семья, воспитание.

The article focuses on the joint activities of the family and school as a resource of the socio-cultural space of the village, which forms a single value-semantic space in the context of the co-management of the educational process.

Keywords: social partnership, parental lecture, family, upbringing.

Проблема семьи и семейного воспитания в социокультурном пространстве современного села стала наиболее актуальна в последнее время. Многими исследованиями подтвержден факт глубокого системного кризиса семьи глобального масштаба [3].

Среди причин социально-экономического характера можно назвать падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и социальных гарантий для детей; отсутствие работы у взрослого населения; жилищная проблема; усиление влияния криминальных групп в микросреде и социальных сетях.

Среди психолого-педагогических причин семейного неблагополучия необходимо отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. Родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь, главным образом, на личные интересы. Многие родители уверены, что их главная задача - обеспечить содержание ребенка в семье, а воспитание - дело школы. Самоустранение родителей порождает безразличием, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или отказываются от них, что приводит к росту социального сиротства в стране.

В других случаях отчуждение между родителями и ребенком приводит к тому, что он, будучи безнадзорным,

уходит на улицу, где основной средой его воспитания и референтной для него группой становится компания сверстников. Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между родителями и детьми, являются безразличие родителей; конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми [2, 4].

Сельская школа строит свою политику в отношении семьи с учетом общих наметившихся тенденций. Сохранение единого воспитательно-образовательного пространства между семьей и образовательным учреждением является важнейшим фактором, формирующим социальное самочувствие и духовные качества личности ребенка, подростка. Напомним, что под социальным самочувствием в педагогической науке понимается интегральная относительно устойчивая характеристика, отражающая доминирующие социальные позиции, степень удовлетворенности различными аспектами. Интерес к данной проблеме со стороны практической педагогики, педагогической науки очень велик, так как педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей. Известный детский психиатр М.И. Буянов [1, с. 9] считает, что все в мире относительно: и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий

© Котькова Г.Е., Абдулкадер А. Л. © Kotkova G.E. Abdulkader A.L.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

для развития ребенка.

Сегодня в условиях концептуальной педагогической неопределенности особый интерес в области семейной политики приобретают работы А. С. Агавеляна, А.И. Антонова, С.А. Беличевой, С.В. Дармодехина, О.В. Дорохиной, Е.В. Елизаровой, Г.И. Глимантовой, С.Д. Мезенцева, Ф.А. Мустаевой, А.Д. Плотникова и др., в которых прослеживается развитие российской семьи и делается акцент на повышение роли государства в укреплении и развитии семьи посредством реалистичной семейной политики [5].

Особое значение имеет активизация взаимодействия родителей и детей для улучшения социального самочувствия всех участников образовательного процесса. К сожалению, на первый план выступают чаще материальные ценности, становясь выше ценностей духовных, и данную тенденцию приходится учитывать педагогической общественности.

Дополняя друг друга, семья и школа содействуют гармоничному и разностороннему развитию ребенка. Именно развитие ребенка требует единства, согласованности в системе воспитательно-образовательных воздействий взрослых, и роль семьи в создании такой системы трудно переоценить.

Формирование культуры взаимодействия семьи и образовательного учреждения должно положить начало повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей, что поспособствует созданию оптимальных условий для развития личности ребенка, его социализации в воспитывающем пространстве. Такое пространство надо уметь создать. И от того, насколько оно оказывается наполненным воспитательным потенциалом, какова его «архитектура» в условиях окружающего социума, во многом зависит устойчивость воспитательной системы образовательного учреждения и расширение его влияния на окружающую среду.

Проиллюстрируем это на конкретных примерах жизнедеятельности сельских школ. Наша практика показывает, что единое воспитательное пространство сельской школы состоит из двух взаимозависимых областей- организованной и неупорядоченной сред.

Социокультурное пространство села состоит из компонентов. Организованная среда включает в себя семью, школу, учреждения культуры и спорта, то есть то, что является управляемой частью воспитательного пространства.

Неупорядоченная часть социокультурного пространства включает все то, с чем сталкивается ребенок на улице, в прилегающем микрорайоне, вступая в разнообразные ситуации внешкольного общения (природная, предметная, общественная среда). Особую роль в XXI веке играет аудиовещательная среда, глобальная компьютерная сеть (Интернет).

Секрет нашей деятельности кроется в том, что мы нашли свои пути перевода и приближения неорганизованной, стихийной среды в чреду организованную и управляемую. Эти две области воспитательного пространства сельской школы подчинены единому управ-

ляемому процессу - положительному влиянию на личность ребенка через создание условий, благоприятных для такого развития.

Компоненты социокультурного пространства села реализуют различные функции воспитания и педагогического сопровождения, создавая условия для личностного развития ребенка:

• образовательные учреждения (СМКШ, школа-сад, школа, отделения Центра детского творчества) обеспечивают условия для реализации субъектной позиции ребенка, обучают методам решения проблем, формируют социально-значимые компетенции;

• семья обеспечивает выживание ребенка, корректировку жизненных смыслов, начальную социализацию, становление личностных компетенций;

• учреждения культуры (дом культуры, филиалы учреждений дополнительного образования) реализуют функцию воспитания, оптимизируя этноэстетическое развитие личности, формирование основ ее менталь-ности, творческой направленности и этноэстетической компетентности;

• учреждения здравоохранения (здравпункты, амбулатории) предупреждают возникновение проблемы, страхуют от возможных опасностей, формируя социальную компетентность здравоохранения;

• учреждения системы социальной защиты населения (реабилитационные центры, ППМС-центры. органы опеки и попечительства), правоохранительных органов обеспечивают экстренную помощь в кризисных ситуациях и социальную защиту детства; формируют компетентность социального взаимодействия с обществом;

• церковь, общественные организации, объединения по месту жительства, интернет-клубы, СМИ создают условия для понимания нравственной необходимости; формируют гражданственность и социальную компетентность в общении.

Оптимальной организационной единицей воспитательного потенциала компонентов социокультурного пространства села в адаптивном комплексе является служба педагогического сопровождения (разноведомственная рабочая группа на базе СМКШ), в состав которой входят педагоги и специалисты организаций -социальных партеров школы, за счет системного взаимодействия которых и обеспечивается реализация задач личностного развития ребенка. При этом инструментарий, используемый службой в модели, есть средство педагогизации сельской среды в соответствии с возможностями и зоной ответственности интегрированных функций компонентов как субъектов системы педагогического сопровождения личностного развития ребенка [6, с.26].

Этап адаптации родителей к обучению их детей в сельской школе мы проводим через работу специального лектория. Этой же цели служат и традиционные дни семейного досуга в школе, методические уроки для родителей по обучению их оказанию помощи ребенку в подготовке домашнего задания и др. К данному аспекту

деятельности школы мы относим и работу с неблагоприятными семьями, которая с учетом специфики микрорайона школы включает разные формы и содержание.

В процесс первой беседы важно побудить родителей к свободному, откровенному обсуждению проблем ребенка, интересующих их вопросов. Необходимо также вместе выяснить представления родителей о причинах возникших трудностей и средствах их разрешения. В последующих беседах сообщаются результаты изучения личности, обсуждается программа совместных действий. Консультации должны проходить в атмосфере понимания, уважения к личности ребенка и родителям, стремления дать положительную оценку воспитательных действий родителей, повысить их уверенность в своих силах.

Посещение на дому дает возможность обсуждать, конкретные ситуации, реально складывающиеся взаимоотношения между родителями и их детьми. Распространенная ошибка в работе с родителями сельских школьников - установка на то, что нет необходимости в разностороннем развитии детей - будущих тружеников села, а поэтому уровень школьных требований к ним может быть снижен, а получаемые знания ограничены. Эта установка передается и детям. Трудно ломать такую установку, но педагогу/специалисту важно убедить родителей в ее несостоятельности и бесперспективности для будущего [2].

Необходимо активизировать ресурсы социокультурного пространства села для успешного взаимодействия родителей и детей. За основу взаимодействия школы и семьи мы взяли две известные формы:

- традиционную, предполагающую тематические родительские собрания, индивидуальные беседы (в соответствии с графиком проведения родительских собраний), то есть просвещение, формирование в среде родителей элементарных представлений о современной системе образования, о социальном партнерстве.

- инновационную, связанную с новшествами как элементами воспитательного пространства конкретной школы, которая заключается в том, чтобы помочь значительной части родителей разобраться в сущности новейших подходов к воспитанию, в особенностях тех учебников и учебных программ, по которым обучаются дети.

Именно это и явилось основой для работы постоянно действующего при сельской школе клуба для родителей «Клуб семейной педагогики» - это система просвещения родителей путем накопления элементарных базовых знаний в вопросах обучения, воспитания детей с учетом их возрастных и личностных особенностей. В то же время - это и воспитание педагогической культуры родителей через учебно-методическое сопровождение семьи в социокультурном пространстве села. Тематику встреч определяют либо родители, либо ситуации, либо специалисты учреждений-компонентов социокультурного пространства.

Две основные задачи решает данный ресурс в формате взаимодействия:

- помощь родителям и, как результат, развитие определенных умений (качеств) у детей;

- стимулирование помощи от семьи, т.е. получение обратной связи в вопросах воспитания и развития детей.

Практические цели такого клуба многообразны. Это и коррекция внутрисемейных отношений и формирование образа будущей семьи, и моделирование желаемых отношений в семье. Создание таких клубов диктуется необходимостью улучшения системы социально-воспитательных связей сельской школы с сегодняшней семьей.

В состав клуба вместе с учителями входят школьники 12-13 лет и члены их семей - бабушки, дедушки, мамы, папы, сестры, братья. Желательно, чтобы у клуба были свои спонсоры: родители, школа, общественные организации, фермеры. Обмен опытом семейной педагогики возможен с помощью СМИ (газеты, журналы, Интернет-новости).

Насущные задачи такого клуба сегодня - социально-педагогическая диагностика уровня взаимопонимания в семьях школьников для формирования комфортных духовно-нравственных отношений его участников. Ведь число конфликтных семей в селе сегодня неуклонно растет, и объясняется это тем, что дети и родители часто приписывают друг другу поступки и их мотивы, не соответствующие реальным. Поэтому важно определить, есть ли взаимопонимание в семье и какие факторы ему мешают.

Формирование гуманных и реалистических установок на полноценное общение в семье происходит гораздо интенсивнее, если удается заблаговременно помочь детям и взрослым понять то, что семья это не только средство развития их личности, но единый и органичный коллектив. Именно этот коллектив либо духовно обогащает всех его участников, либо понижает уровень развития всех. Третьего, как правило, не бывает.

Взрослым участникам «Клуб семейной педагогики» нужен не меньше, чем подросткам, чтобы осознать, что необходимо не только физически, материально и морально помогать детям, но и развивать навыки и привычку альтруистического поведения по отношению к собственным родителям, бабушкам и дедушкам. Сегодняшним родителям нужна большая помощь в осознании сущности взаимодействия в социуме.

Ученые-практики уверены, что воспитание детей должно стать фактором непосредственной организации их повседневной жизни и опыта в условиях политико-культурных трансформаций образования. В Орловской области действует сетевая инновационная площадка ФГНУ «ИИСДиВ» РАО на базе Лаборатории сельской школы Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева [7].

Педагоги десяти образовательныхучреждений в 2017 году включились в реализацию проекта инновационной площадки «Активизация социально-педагогических ресурсов села по созданию воспитывающей среды детства». Каждое ОУ реализует свой подпроект.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Так, педагогическим коллективом МБОУ «Змиевская СОШ» Свердловского района Орловской области в рамках работы над темой «Педагогическое просвещение родителей через развитие взаимодействия школы и сельской администрации» была разработана программа работы консультационного пункта социально-педагогической помощи на базе Котовской сельской администрации, проведены совместные заседания творческой группы педагогов школы со специалистами Котовской сельской администрации, заключён договор о сотрудничестве. Педагоги ОУ участвовали в работе научно- практической конференции «Перспективы отраслевого взаимодействия и комплексной реабилитации».

В ноябре 2018-2019 учебного года, проведенный нами опрос обучающихся и их родителей (26 респондентов), направленный на изучение трудностей общения в семье, показал, что одним из наиболее распространенных препятствий в отношениях между взрослыми и детьми является взаимное непонимание и недоверие. В ответах респондентов раскрываются различные стороны этой проблемы: «родители не авторитетны для детей»; «возрастная разница создает проблему отцов

и детей», «родители чрезмерно опекают детей»; «подростки неискренни: врут хитрят, изворачиваются»; «родители, дети не желают выслушивать точку зрения друг друга, отстаивают свою правду некорректными методами»; «подростки не могут доверить родителю свои секреты»; «стремление подростка к самостоятельности родители не готовы принять» и пр.

Данные ответы в очередной раз подтверждают актуальность и необходимость организации специальной психологической работы, направленной на гармонизацию детско-родительских отношений.

Таким образом, и традиционные, и нетрадиционные методы совместной деятельности семьи и школы формируют коллектив родителей и единое ценностно-смысловое пространство семьи и школы в контексте соуправления образовательным процессом. Сегодня он выходит далеко за рамки учебной программы. Включая в себя общегражданские, социальные и другие компетенции, образовательный процесс направлен не только на получение знаний, но и на формирование личностных качеств подрастающего поколения, воспитание гражданина.

Библиографический список

1. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для студентов ВУЗ. М.: Психология, 2011. 192с.

2. Актуальные проблемы формирования педагогической культуры учителя сельской школы: сборник научных и методических работ, представленных на региональную научно-практическую конференцию / под ред. Г.Е. Котьковой. Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева». 2016. 377с. с ил.

3. Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Орел, 19-20 октября 2017 г.) Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность» (г. Орел. 18-20 октября 2017 г.). Ч.2 / под общ. ред. Г.Е. Котьковой. Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», 2017. 634 с. ISBN 978-5-9929-0510-6

4. Воспитательные ресурсы социокультурного пространства села: монография / под общ. ред. Г.Е. Котьковой / Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ». 2014. 200 с.

5. Гурьянова М.П. Социальный педагог в сельской России / М.П. Гурьянова // Научно-популярное издание. - Москва.: Изд-во «Современное образование». 2014. 248 с.

6. Котькова Г.Е. Теория и технология педагогического сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве села: автореф. дис. ...док. пед. наук: 13.00.01 / Г.Е. Котькова. Тула, 2011. 43с.

7. Лаборатория сельской школы в Орловском образовательном пространстве / информационно-методическое пособие / редактор составитель - Котькова Г.Е. Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ». 2014. 146с.

References

1. Artamonov E.I. Psychology of family relations with the basics of family counseling: a textbook for university students. M .: Psychology, 2011. 192s.

2. Actual problems of formation of the pedagogical culture of a teacher of a rural school: a collection of scientific and methodological works submitted to a regional scientific-practical conference / ed. G.E. Kotkova. - Oryol: FGBOU VO OGU named after I.S. Turgenev. 2016. 377с. with silt.

3. Education and problems of social security of childhood in co-time Russia: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Orel, October 19-20, 2017) of the National Pedagogical Symposium «Education and National Security» (Orel. 18 -20 October 2017) . Part 2 / under the general. ed. G.E. Kotkova. Orel: FGBOU VO OGU named after I.S. Turgeneva, 2017. 634 p. ISBN 978-5-9929-0510-6

4. Educational resources of the sociocultural space of the village: monograph / ed. ed. G.E. Kotkova / Orel: FGBOU VPO «OSU». 2014. 200 p.

5. GuryanovaMP Social teacher in rural Russia / M.P. Guryanova // Scientific-popular edition. Moscow .: Modern Education Publishing House. 2014. 248 p.

6. Kotkova G.E. Theory and technology of pedagogical support of the personal development of the student in the socio-cultural space of the village: Author. dis. ... doc ped. Sciences: 13.00.01 / G.E. Kotkova. Tula, 2011. 43p.

7. Laboratory of a rural school in the Oryol educational space / information and methodological manual / compiler editor Kotkova G^. Orel: OSU. 2014. 146s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.