_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
орнаментикой создают ассоциацию с придворными медленными галантными, манерными танцами, с изящной пластикой и грацией:
Любопытно, что в этой теме используются такие средства музыкальной выразительности, которые близки старинному танцу сарабанда: трехдольный размер, нисходящий ход в басу, подчеркивание второй доли и медленный темп.
В целом, формообразование в диалогах имеет определенные сходства с формой строфического типа. Соответственно, композиция диалогов представляет собой следование друг за другом нескольких разделов, завершаемых каденциями. Темы некоторых диалогов близки темам-тезисам популярного в то время органного жанра ричеркар, который встречался в основном в нидерландской, итальянской и немецкой традициях. Парный стреттный принцип вступления голосов, приемы развития, многократные промежуточные каденции - все это также является характерными особенностями ричеркара.
Сопоставление регистров выявляет еще одну ассоциацию с принципом барочного музицирования, а именно: контрасты по типу изложения - solo/tutti, противопоставления динамики, ладовые и тональные контрасты при монообразности произведения в целом.
В итоге, главная особенность композиции диалогов - это сопоставление одновременно звучащих двух и более регистров. Причем противопоставлялись как отдельные регистры, так и их комбинации. Если в пьесе используется больше двух регистров или их комбинаций, происходит их поочередное звучание. В качестве тембра мог выступать один регистр или регистровая комбинация.
Таким образом, художественная идея диалогов заключается в сопоставлении контрастных звуковых комплексов. Это своего рода игра тембров и регистров, в диалогической форме которой можно усматривать определенные элементы театрального действа с участием нескольких «персонажей». Список использованной литературы:
1. Браудо И. А. Об органной и клавирной музыке / И.А. Браудо. - Л., 1976. - 152 с.
2. Кривицкая Е. Д. История французской органной музыки. Очерки / Е.Д. Кривицкая. - 2-е изд. - М.: Композитор, 2010. - 336 с.
3. Нерсесов Я. Н. Они определяли моду / Нерсесов Я.Н. - М., 2006. - 348 с.
© Зайцева Л.А., 2017
УДК 745/749
Е.А. Чайкина
Студентка кафедры ИЭОП ХГУ им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, РФ E-mail: [email protected] Н.Л. Авдеева
Ст. преподаватель кафедры ИЭОП ХГУ им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, РФ E-mail: [email protected]
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ, КАК ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания молодежи на примере применения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
ресурсосберегающих технологий при обучении плетению из бересты.
Ключевые слова
Экологическое воспитание, ресурсосберегающие технологии, декоративно-прикладное искусство,
плетение из бересты.
Наша Родина - Россия, знаменита огромными природными, материальными и людскими ресурсами. Однако чтобы двигаться к новым рубежам, нужны люди, всесторонне развитые, обладающие чувством ответственности, за судьбу страны. К понятию всестороннего развития в полной мере относится экологическая грамотность. Долгие годы природные богатства России считались не только великими, но и неисчерпаемыми, однако новое время поставило нас перед неприятным фактом, когда спасти окружающую природу означает спасти себя. Поэтому во всех отраслях, где используются исчерпаемые природные материалы, требуется планировать их использование как можно более бережно. В первую очередь это относится к гигантам нефтепромысла и индустрии, но и прочие области, использующие природные богатства не должны разбрасываться ресурсами бездумно [2-3].
К таким отраслям относятся народные ремесла, использующие древесные материалы, в том числе и бересту. Эта отрасль декоративного искусства прочно заняла место на рынках сувениров и ее востребованность определяет интерес населения различных возрастов к соответствующим кружкам декоративного творчества в системе дополнительного образования и организации полезного досуга.
Однако для работы таких кружков в масштабах страны требуется большое количество снятой с деревьев бересты, значительная часть которого перейдет в брак, что прямо противоположно требованиям настоящего времени - беречь природные ресурсы [3].
Исследования, проведенные по теме, выявили следующее [1-5]:
1. Предыстория берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Ранее человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами -"берегинями". У каждого народа были свои почитаемые деревья. У многих народов российской федерации среди священных и любимых деревьев встречается, береза.
2. Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту - тысячи деревянных предметов, фрагментов берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой, росписью. Без бересты невозможно было представить себе быт крестьянина. В строительстве ее использовали в качестве изоляторов от сырости - благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки, они служили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.
3. Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти.
4. В последние годы «пошла мода» на изделия из бересты. Спрос довольно высок, и берестяным промыслом ныне занимаются многие ремесленники, кустарно или организованно.
5. Сырье положено заготавливать только в местах плановой вырубки и строго в период сокодвижения - в мае - июне, когда кора безболезненно отходит от ствола, и березы не особенно страдают от принудительного «раздевания», хотя это не всегда выполняется.
Важно, что в отходы уходит около 30% объема сырья, от доли на изделие, но при обучении мастеров и любителей брак доходит до 100%, что не позволяет в полной мере обучить приемам плетения интересных и оригинальных изделий вынуждая останавливаться на простейших.
Таким образом, в результате анализа технологии декоративных работ связанных с плетением из бересты с точки зрения экологичности процесса (методы добычи сырья) можно сделать вывод,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
использование природной бересты в начале процесса обучения, когда основная масса материала переходит в брак из-за низких умений школьников нерационально и экологически расточительно. Однако для равноценной замены бересты на другой поделочный материал (так как результатом обучения должно стать получение навыков работы именно из бересты) нужно провести большое количество опытов и исследований по соответствию основных свойств берестяных лент и заменителя.
Для решения этой проблемы были испробованы различные варианты методик и материалов: от ткани до тонколистового пластика. Наиболее оптимальный вариант показали некоторые общедоступные сорта бумаги, в том числе обои средней плотности с неярким рисунком.
Указанная методика была внедрена и опробована в учебном процессе студентов специальности «Технология и предпринимательство» Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова в г. Абакане. В результате, за счет применения не дефицитных заменяющих материалов значительно улучшилась материальная база кафедры, усовершенствована методика преподавания, расширился круг выполненных творческих проектов и выпускных квалификационных работ по теме, повысился интерес студентов к выбранной профессии и профессиональное мастерство педагогов. Список использованной литературы
1. Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. / Н.И.Каплан, Т.Б. Митлянская. -М.: Высш. Школа, 1980. - 426 с.
2. Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы и на плановый период до 2020 года. Федеральный портал «Российское образование». [Электронный ресурс]: URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 14.02.2017).
3. Непрерывное экологическое образование: проблемы, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. г. Томск, 2006г. - Томск: STT, 2006. - 234с.
4. Страна мастеров. Плетение из бересты. [Электронный ресурс]: URL: http://stranamasterov.ru/find/nodes/%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0% B5%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B 1 %D0%B5%D 1%80%D0%B5%D 1%81%D 1%82%D1%8B (дата обращения: 14.02.2017).
5. Финягин, В.В. Дерево. Изделия из бересты. / В.В. Финягин - М.: АСТ, 2001, - 82 с.
© Чайкина Е.А., Авдеева Н.Л., 2017