Научная статья на тему 'Органные диалоги Ф. Куперена'

Органные диалоги Ф. Куперена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
189
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОРГАН / БАРОККО / ДИАЛОГ / РЕГИСТР / Ф. КУПЕРЕН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцева Лилия Александровна

В данной статье представлен аналитический обзор одного из жанров французской органной музыки эпохи барокко. В ходе исследования оказалось, что французская органная музыка имеет ряд особенностей, отличающих ее от немецкой, итальянской и других органных школ. Именно во Франции органные жанры тесно взаимодействуют с культурой королевского двора, которая несомненно повлияла как на жанры, формы, так и на специфику музыкального языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органные диалоги Ф. Куперена»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 786.6

Зайцева Лилия Александровна

аспирантка Красноярского государственного института искусств,

г. Красноярск, РФ E-mail: gofman484@mail.ru

ОРГАННЫЕ ДИАЛОГИ Ф. КУПЕРЕНА Аннотация

В данной статье представлен аналитический обзор одного из жанров французской органной музыки эпохи барокко. В ходе исследования оказалось, что французская органная музыка имеет ряд особенностей, отличающих ее от немецкой, итальянской и других органных школ. Именно во Франции органные жанры тесно взаимодействуют с культурой королевского двора, которая несомненно повлияла как на жанры, формы, так и на специфику музыкального языка.

Ключевые слова Орган, барокко, диалог, регистр, Ф. Куперен.

Форма диалога в музыкальных произведениях встречается довольно таки часто. Достаточно вспомнить такие примеры как респонсорное и антифонное пение в средневековой музыкальной традиции, чередование реплик тутти и соло в оркестровых сюитах и концертах эпохи барокко, диалогичность музыкальных тем в сонатно-симфоническом цикле, и, конечно, диалоги в вокальных композициях и оперных дуэтах. Однако, «диалог» как самостоятельная жанровая категория встречается практически только во французской органной музыке. Начиная с XVII века в органных сюитах французских композиторов все более чаще встречаются жанры под названием Dialogue. В основе композиции каждого Dialogue (далее - диалог - Л.З.) представлена индивидуальная регистровка, либо комбинация регистров с обязательным звучанием на разных мануалах. В качестве примера обратимся к органным диалогам французского композитора XVII века Франсуа Куперена1.

С своих диалогах композитор использует такие комбинации регистров: Trompette и Chromhorne, Trompette, Clarion и Tierce, Voix humanis. Практически все темы диалогов основаны на танцевальных оборотах, что, в свою очередь, говорит о влиянии светской придворной культуры того времени. Дансантность ритмического рисунка, опора на каждую сильную долю вызывают ассоциации с некоторыми танцевальными движениями - реверансами, шагами, прыжками. Ведь известно, что во времена Людовика XIV были особенно популярны торжественные мероприятия с участием танцевальных представлений. Примеры главных тем двух разных диалогов:

На примере очевидно, что темы имеют определенные сходства в ритмическом рисунке и мелодическом нисходящем движении «ломанного» типа.

Другая группа диалогов, темы которых вместе с двудольным метром, ритмом «шага», создает некоторые ассоциации с жанровой природой марша:

В диалоге с регистром Voix humanis («человеческий голос») сочетание танцевальности с

1 Примеры взяты из Органных месс композитора, датируемые 1690 годом.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

орнаментикой создают ассоциацию с придворными медленными галантными, манерными танцами, с изящной пластикой и грацией:

Любопытно, что в этой теме используются такие средства музыкальной выразительности, которые близки старинному танцу сарабанда: трехдольный размер, нисходящий ход в басу, подчеркивание второй доли и медленный темп.

В целом, формообразование в диалогах имеет определенные сходства с формой строфического типа. Соответственно, композиция диалогов представляет собой следование друг за другом нескольких разделов, завершаемых каденциями. Темы некоторых диалогов близки темам-тезисам популярного в то время органного жанра ричеркар, который встречался в основном в нидерландской, итальянской и немецкой традициях. Парный стреттный принцип вступления голосов, приемы развития, многократные промежуточные каденции - все это также является характерными особенностями ричеркара.

Сопоставление регистров выявляет еще одну ассоциацию с принципом барочного музицирования, а именно: контрасты по типу изложения - solo/tutti, противопоставления динамики, ладовые и тональные контрасты при монообразности произведения в целом.

В итоге, главная особенность композиции диалогов - это сопоставление одновременно звучащих двух и более регистров. Причем противопоставлялись как отдельные регистры, так и их комбинации. Если в пьесе используется больше двух регистров или их комбинаций, происходит их поочередное звучание. В качестве тембра мог выступать один регистр или регистровая комбинация.

Таким образом, художественная идея диалогов заключается в сопоставлении контрастных звуковых комплексов. Это своего рода игра тембров и регистров, в диалогической форме которой можно усматривать определенные элементы театрального действа с участием нескольких «персонажей». Список использованной литературы:

1. Браудо И. А. Об органной и клавирной музыке / И.А. Браудо. - Л., 1976. - 152 с.

2. Кривицкая Е. Д. История французской органной музыки. Очерки / Е.Д. Кривицкая. - 2-е изд. - М.: Композитор, 2010. - 336 с.

3. Нерсесов Я. Н. Они определяли моду / Нерсесов Я.Н. - М., 2006. - 348 с.

© Зайцева Л.А., 2017

УДК 745/749

Е.А. Чайкина

Студентка кафедры ИЭОП ХГУ им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан, РФ E-mail: chaykina.1996@inbox.ru Н.Л. Авдеева

Ст. преподаватель кафедры ИЭОП ХГУ им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан, РФ E-mail: ninavdeeva1@yandex.ru

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ, КАК ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания молодежи на примере применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.