Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал муниципальной системы образования в опережающем развитии города'

Ресурсный потенциал муниципальной системы образования в опережающем развитии города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM / PRE-SCHOOL / COMPULSORY AND ADDITIONAL EDUCATION / THE AVAILABILITY AND QUALITY OF EDUCATION / NATIONAL EDUCATION STANDARDS / HEALTH PROTECTION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гричаникова Ирина Александровна, Ковалев Алексей Юрьевич, Киреева Ольга Анатольевна

В статье представлен анализ развития муниципальной системы образования Белгорода с позиций рассмотрения ее как одного из основных ресурсов опережающего развития города. Прослеживая динамику позитивных изменений и механизмов достижения стратегических ориентиров в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, авторы акцентируют внимание на структуроформирующх факторах моделирования школы 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гричаникова Ирина Александровна, Ковалев Алексей Юрьевич, Киреева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESOURCE POTENTIAL OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM IN A FASTER DEVELOPMENT OF THE CITY

The article presents the analysis of the development of the municipal educational system in Belgorod from the viewpoint of considering it as one of the main resources of the city’s advancing development. Following the dynamics of the positive changes and the mechanisms to achieve strategic guidelines in the sphere of pre-school, compulsory and additional education, the authors concentrate their attention on the structure forming factors of modeling the school of 2025.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал муниципальной системы образования в опережающем развитии города»

№ 36 (308). - URL: http://www.golosbel.ru/anatolii-vasserman-bolonskaya-sistema-prestuplenie-protiv-chelovechestva (дата обращения: 04.02.2016).

3. Шаракшанэ С. Укороченные стандарты — наше будущее? // Российская философская газета. — 2009. — № 6 (32).

4. Шевченко Е. В. Будущее европейского образования: Бо-лонский процесс // Зона европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 г.). — СПб. : Изд-во СПбГТУ, 2002.

УДК/UDC 37(470.325) И. А. Гричаникова, А. Ю. Ковалев, О. А. Киреева

I. Grichanicova, A. Kovalev, O. Kireeva

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОПЕРЕЖАЮЩЕМ РАЗВИТИИ ГОРОДА

THE RESOURCE POTENTIAL OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM IN A FASTER DEVELOPMENT OF THE CITY

В статье представлен анализ развития муниципальной системы образования Белгорода с позиций рассмотрения ее как одного из основных ресурсов опережающего развития города. Прослеживая динамику позитивных изменений и механизмов достижения стратегических ориентиров в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, авторы акцентируют внимание на структуроформирующх факторах моделирования школы 2025 года.

The article presents the analysis of the development of the municipal educational system in Belgorod from the viewpoint of considering it as one of the main resources of the city>s advancing development. Following the dynamics of the positive changes and the mechanisms to achieve strategic guidelines in the sphere of pre-school, compulsory and additional education, the authors concentrate their attention on the structure forming factors of modeling the school of 2025.

Ключевые слова: муниципальная система образования, дошкольное, общее и дополнительное образование, доступность и качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты, технологии здоро-вьесбережения.

Keywords: the municipal educational system, pre-school, compulsory and additional education, the availability and quality of education, National Education Standards, health protection technologies.

Интенсивное развитие современного российского общества, становление приоритетов ускорения научно-технического прогресса,

развития высокотехнологичных производств и инновационных основ экономики обусловливает растущую потребность опережающего развития образовательного потенциала общества. Существующая система образования характеризуется определенной инерционностью, что замедляет ее реагирование на внешние требования. Поэтому современные исследователи все чаще говорят о необходимости создания условий для опережающего развития образования, которое будет отвечать перспективным потребностям общества.

Смысл опережающего развития образовательного потенциала общества состоит в том, что изменения в области образования, следуя за научно-технологическим прогрессом, опережают изменения в экономике, производстве и создают для них основания не только содержательные, но и социальные. Отсутствие же в образовательной политике ориентации на опережение развития экономики приводит к стагнации и самой системы образования. При этом нужно отметить, что инвестирование государством в образовательный потенциал общества по вторичному принципу после ожидаемой стабилизации экономической сферы ставит под угрозу сохранение инфраструктуры, способной к освоению этих вложений и их качественному преобразованию в содержательный результат. Поэтому опережающее развитие образовательного потенциала общества становится все более актуальным и для современных ученых, и для практиков.

Опережающее развитие образования предполагает ряд содержательно важных постулатов. Первый — система образования ориентиро-

вана на перспективные потребности общества. Второй — учебные заведения адаптированы, включены в рыночные отношения и применяют экономические механизмы собственного финансового обеспечения, что позволяет им поддерживать стабильное и независимое финансовое состояние. Третий — высокое качество образования, нацеленное на формирование у обучающихся потребности в постоянном самообразовании и саморазвитии. Основой модели опережающего образования является развитие личности, ориентированной на формирование универсальных профессиональных компетенций и личностных качеств, позволяющих сохранять конкурентоспособность в изменяющихся условиях внешней среды [7].

Определяя задачи опережающего образования, следует выделить две основных. Во-первых, подготовка высокообразованной, креативной личности, способной к самообразованию. Во-вторых, внедрение в систему образования инновационных форм, технологий и средств обучения, позволяющих повысить адаптационную способность выпускников учебных заведений к перспективным потребностям постоянно трансформирующегося рынка труда.

Анализ качеств, которые необходимы современному молодому человеку для успешной социальной адаптации в условиях стремительно формирующегося общества, свидетельствует о том, что опережающее развитие системы образования должно быть нацелено на формирование ряда принципиально новых качеств. Значимость этих качеств позволяет рассматривать их в совокупности как новую образовательную парадигму, соответствующую требованиям инновационно ориентированной экономики. К наиболее важным из этих качеств относятся:

1) опережающий характер образования. Его направленность на развитие творческих способностей личности и умение принимать ответственные решения в условиях неопределенности;

2) фундаментальность образования. Его ориентация на изучение фундаментальных законов развития природы, человека и общества, а также новых технологий;

3)доступность образования для широких масс населения, которая необходима для повышения общего уровня интеллектуального и духовного развития общества, снижения уровня социального неравенства;

4) существенное повышение качества образования и содержательное развитие современной школы.

Идея опережающего образования возникла в России в 1995-1996 годы. Как научно обоснованная концепция она была представлена на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996), нашла поддержку и получила отражение в итоговых документах конгресса. Основные принципы и приоритеты развития системы российского образования определены стратегическими документами федерального, регионального и местного уровней. В первую очередь это государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» [1 ]. В 2016 году данная программа выходит на второй этап своей реализации — с января стартовала федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО] на 2016-2020 годы [2]. Ее реализация строится на проектно-целевом подходе в отличие от классического программно-целевого подхода федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Среди приоритетных задач — развитие современных механизмов, содержания и технологий дошкольного, общего и дополнительного образования.

В то же время эффективность концепции обеспечивается на уровне субъектов и муниципалитетов, которые строят образовательную политику с учетом своих экономических и социально-культурных особенностей, включая ее в систему приоритетов развития и стратегических ориентиров [6]. Так, основные направления развития образования в Белгородской области и непосредственно в областном центре (Белгород) определены Стратегией развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 20132020 годы [3] и Стратегией развития города Белгорода до 2025 года [5]. В этих документах система образования рассматривается как одна из ведущих отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования, обеспечение современных условий воспитания и обучения детей и школьников, здоровьеформи-рующая деятельность являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения. Поэтому важнейшим показателем эффективности функционирования системы образования является удовлетворенность населения качеством общего, дошкольного и дополнительного образования. В настоящее время значение показателей удовлетворенности

соответствует ориентирам, заданным Стратегией развития города Белгорода.

Для того чтобы сделать возможным дальнейший рост стратегических показателей, необходим долгосрочный прогноз развития муниципальной системы образования, моделирующий ее перспективное состояние с опорой на социальный заказ общества, нужен некий образ школы 2025 года. Это позволит, оттолкнувшись от актуального уровня развития системы образования, разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих формирование школы будущего.

Для системы образования идеи опережающего развития особенно близки, поскольку цели образования направлены в будущее. Поэтому принципиально важно уже сейчас сформулировать характеристики школы 2025 года и сформировать образ выпускника, чей интеллектуальный, творческий и духовный потенциал станет источником инновационного развития Белгородской агломерации и региона в целом.

Основу устойчивого развития муниципальной системы образования и реализации ее ресурсного потенциала для опережающего развития нашего областного центра составляет городская целевая программа «Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015-2020 годы» [4]. Ее мероприятия нацелены на максимальное сосредоточение и эффективное использование имеющихся финансовых, временных, кадровых ресурсов.

Характеризуя степень реализации общедоступности дошкольного, общего и дополнительного образования, в первую очередь следует оценить ее инфраструктурную обеспеченность, то есть обеспеченность местами в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях всего детского населения города Белгорода. На начало 2016 года для муниципальной системы дошкольного образования эта проблема сохраняет свою актуальность.

В настоящее время в городе Белгороде действует многоуровневая система дошкольных организаций различных организационно-правовых форм. Услуги дошкольного образования получают более 19 тысяч детей. 66 муниципальных дошкольных образовательных учреждений успешно внедряют в образовательные программы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), призванный обеспечить качество дошкольного образования на основе требований к условиям реализации образовательных программ до-

школьного образования, их структуре и результатам освоения. Внедрение стандарта ставит перед муниципальной системой образования новые задачи. Это и модернизация материально-технической базы, и повышение профессиональной компетентности педагогических работников, и совершенствование предметно-развивающей среды.

Большое значение для развития сферы дошкольного образования имеет развитие государственно-частного партнерства, которое с 2011 года строится на плотном взаимодействии с негосударственными учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность и предоставляющими услугу присмотра и ухода за детьми. Органы управления муниципальной системой образования не только курируют данную деятельность, но и совместно с Ассоциацией частных детских садов осуществляют нормативно-правовое и информационно-методическое сопровождение. Результатом этого партнерства является успешное функционирование 44 частных детских садов, которые посещают более 1200 воспитанников. Расширение спектра дошкольных организаций говорит не только о диверсификации рынка услуг дошкольного образования города, но и о зарождении механизмов конкуренции между частным и муниципальным секторами, которые стимулируют повышение качества предоставляемых услуг.

За последние три года возрос более чем в 5,5 раза охват детей услугами дошкольного образования в рамках деятельности вариативных форм. Тем не менее проблема обеспечения местами в детских садах детей в возрасте от 2 до 4 лет остается актуальной. В течение последних лет она решалась за счет внутренних резервов муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ). Однако в микрорайонах массового жилищного строительства (Крейда, Южные микрорайоны города) объективно назрела необходимость строительства дошкольных учреждений для решения проблемы.

Проблема развития инфраструктуры образования в полной мере относится и к системе общего образования. В 2015/16 учебном году сеть общеобразовательных учреждений города представлена 44 организациями, в которых обучаются 35,5 тысячи школьников. Из них 5,5 тысячи школьников обучаются во вторую смену, так как совокупная проектная мощность наших школ — 30 тысяч мест. Наибольшее количество обучающихся наблюдается в уч-

реждениях, расположенных в центре города и микрорайонах с интенсивным жилищным строительством, что снижает удовлетворенность населения услугами общего образования. Поэтому следующим приоритетом для муниципальной системы образования является ликвидация диспропорции распределения контингента обучающихся и уход от двухсменного режима обучения.

Тем большую важность для развития муниципальной системы образования Белгорода имеет стартовавшая в 2016 году программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя их прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях», целью которой является перевод российских школ на односменное обучение. Белгородская область активно включилась в ее реализацию, приняв в свою очередь 29 декабря 2015 года программу «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Белгородской области на 2016-2025 годы». В Белгороде в соответствии с программой за счет строительства новых школ, пристроя к зданиям школ, а также эффективного использования имеющихся помещений, включая организации дополнительного образования, будет создано необходимое количество дополнительных мест, что позволит организовать обучение в одну смену.

Перспективным направлением работы по повышению доступности образования на ближайшее время является создание образовательных комплексов, тем более что первые наработки уже есть. В общеобразовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, созданы условия для интеграции общего и дополнительного образования, во всех общеобразовательных учреждениях города работают педагоги дополнительного образования учреждений культуры или спорта. В некоторых из них функционируют структурные подразделения учреждений дополнительного образования.

Но это лишь элементы образовательных комплексов, которые позволят обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного образования, эффективно использовать финансовые, материальные и кадровые ресурсы образовательных учреждений, а главное — уделить больше внимания ребенку, сохраняя его здоровье, отслеживая особенности развития, воспитания и обучения, а также развить его таланты и способности путем интеграции деятельности всех работающих с ним

специалистов. Первым станет образовательный комплекс, созданный на базе гимназии № 1 Белгорода.

Создание образовательных комплексов также будет способствовать совершенствованию системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей. Сложившаяся в городе функциональная система включает организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, в том числе и по индивидуальным учебным планам. Хорошо зарекомендовали себя такие формы работы с одаренными детьми, как организация работы городской школы для одаренных детей, к преподаванию в которой ежегодно привлекаются педагоги вузов Белгорода; организация летних профильных смен в детских оздоровительных лагерях и участие в выездных школах; олим-пиадно-конкурсное движение и др. Значимым элементом системы поддержки одаренных детей является выплата персональных стипендий главы администрации города Белгорода. Для повышения результативности в этом направлении необходимо последовательное применение активных методов, позволяющих организовать уникальное творческое взаимодействие педагога и обучающихся, создать оптимальные условия для интенсивного развития личности.

Особую значимость сохраняет создание условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это является одним из основных и неотъемлемых факторов их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

С целью создания условий для инклюзивного обучения с 2011 года финансовую поддержку по федеральной государственной программе «Доступная среда на 2011-2015 годы» получили 14 образовательных организаций, в которых была создана универсальная безбарьерная среда, приобретен автотранспорт, закуплено специальное учебное и реабилитационное оборудование.

В 17 общеобразовательных учреждениях города функционирует 31 класс для детей с задержкой психического развития, которые обучаются по специализированным адаптивным программам. В 2016/17 учебном году предполагается открытие первого в городе ресурсного класса для детей с расстройством аутистического спектра. Создавая условия для учета индивидуальных потребностей де-

тей с особыми образовательными запросами, муниципальная система образования ориентирована на формирование активной жизненной и гражданской позиции у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством вовлечения их в очные, заочные и дистанционные конкурсы, смотры, соревнования, учебные, научные и творческие проекты.

Образование сегодня рассматривается государством и обществом как основа нравственного, физического и психического здоровья нации, воспитания национального самосознания, сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала. Именно на этих принципах должна выстраиваться система образования в школе 2025 года.

Перед современной школой все более отчетливо формулируется заказ на качественное и доступное образование, предполагающее в первую очередь воспитание подрастающего поколения. При этом источником этого заказа выступает не только общество, но и государство, законодательно закрепившее равнозначность обучения и воспитания как компонентов общего процесса образования. В федеральных государственных образовательных стандартах воспитательная деятельность рассматривается как обязательный элемент педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении.

Ключевым в построении воспитательного процесса должен стать аксиологический подход, предполагающий формирование ценностной парадигмы личности. В этом контексте большое значение приобретает духовно-нравственное воспитание, содержание которого необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой становится сегодня важнейшим условием опережающего развития. Совершенствование образовательного процесса в современной школе невозможно без привлечения ценностей православной культуры как традиции, в русле которой складывались повседневные обычаи, развивались литература и искусство русского народа.

Комплексным средством решения задач воспитания и социализации личности обучающихся является кадетское движение, которое позволяет формировать личность с четко выраженной гражданско-патриотической позицией. Начиная с 2011 года, кадетское движение в белгородских школах успешно развивается, расширяется вариативность со-

держания программ, получают развитие новые направления. В настоящее время оно реализуется в 13 школах города.

Школа 2025 года — это школа, выпускник которой — высокообразованная личность, готовая к активному созидательному труду в солидарном обществе, не только к жизни в «Умном городе», но и к участию в его постоянном созидании. Решение этой задачи непосредственно связано с двумя направлениями деятельности муниципальной системы образования, во-первых, с внедрением ФГОС, а во-вторых, с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, в максимальной ориентации системы на учет, с одной стороны, индивидуальных особенностей личности, с другой — на потребности общества и государства.

ФГОС выступает основополагающим элементом качества образования. Поэтому создание необходимых условий для реализации федеральных образовательных стандартов на уровне дошкольного и общего образования является одним из приоритетных направлений развития системы образования. В 2011/12 учебном году был осуществлен массовый переход на ФГОС начального общего образования в первых классах всех школ города. С 1 сентября 2015 года во всех общеобразовательных учреждениях города началась реализация ФГОС основного общего образования. Переход системы образования на стандарт общего образования уже сейчас позволяет отметить положительный эффект. Сформированы организационно-управленческие механизмы обеспечения готовности общеобразовательных учреждений города к реализации ФГОС. В основном приведены в соответствие требованиям стандарта кадровые, материально-технические условия образовательных учреждений, совершенствуется система оценки качества образования. Вместе с тем актуальной остается задача ресурсного обеспечения внеурочной деятельности, оснащения образовательного процесса современным компьютерным и учебно-лабораторным оборудованием [8].

Качество общего образования школьников города является объектом оценки как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. Одним из механизмов получения независимой оценки качества образования является включенность муниципалитета в оценочные процедуры международного, всероссийского и регионального уровней. Ежегодно в региональных мониторинговых исследованиях

принимают участие обучающиеся 1-х классов (мониторинг готовности к обучению в школе), 4-х классов (мониторинг учебных достижений по русскому языку и математике), 5-х классов (мониторинг уровня обученности по русскому языку и математике). В этом учебном году муниципалитет принял участие во всероссийских проверочных работах.

В городе сложилась муниципальная система оценки качества образования. Проводятся муниципальные тестирования по предметам учебного плана обучающихся 9-х, 11 -х классов, мониторинговые исследования учебных достижений обучающихся 3-10-х классов. Общеобразовательные учреждения включены в систему комплексного электронного мониторинга, фиксация внеучебных достижений обучающихся осуществляется с использование автоматизированной системы «Виртуальная школа», включающей раздел «Электронное портфолио обучающегося». В научно-методическом информационном центре создан отдел оценки качества образования, одним из основных направлений деятельности которого является совершенствование системы оценки качества образования. В частности, разработка новых подходов к процедурам и критериям оценки качества образования в связи с введением ФГОС общего образования, включение в систему отслеживания не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов, совершенствование инструментария комплексного мониторинга качества образования.

Существенное влияние на качество образования оказывает видовое разнообразие предоставляемых образовательных услуг, которое актуально прежде всего на старшей ступени, когда школьник готовится к осознанному выбору траектории своего профессионального развития. В этом смысле большое значение приобретает организация профильного обучения.

В муниципальной системе образования этап экстенсивного развития профильного обучения завершился. Уже сейчас достигнуты значения всех формальных показателей по данному направлению. Поэтому на первое место выходит задача сделать профильное обучение средством индивидуализации. Для этого основным фактором при формировании учебного плана должен быть запрос будущего старшеклассника и его родителей.

Профильное обучение теснейшим образом связано с построением индивидуальной профессиональной траектории каждого обучающегося. Задача «подготовить ребят к про-

фессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны», сформулированная Президентом России В. В. Путиным, требует от каждого образовательного учреждения разработки комплекса мероприятий по организации профориентаци-онной работы. Ее содержательным компонентом должны быть и профессиональные пробы, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, и организация учебных занятий непосредственно на предприятиях, и другие новые формы работы.

Опережающий характер в муниципалитете носит технологическое образование. Школьники должны получать знания по использованию не того оборудования, которое применяется в современном производстве сегодня, а того, которое будет востребовано завтра. Выполняя поручение губернатора Белгородской области Е. С. Савченко, муниципальной системой образования Белгорода реализован проект «Внедрение технологий 3D-моделирования в процесс обучения в образовательных учреждениях города Белгорода». Проведенные в рамках проекта мероприятия не только позволили оснастить все общеобразовательные учреждения соответствующим оборудованием, но и включить в образовательные программы школ курсы и модули, содействующие развитию инженерного творчества учащихся.

Конечно, приоритетным направлением остается обучение старшеклассников рабочим профессиям. В целях повышения качества их подготовки в этом учебном году апробируется модель взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования: политехническим, машиностроительным, механико-технологическим колледжами, техникумом общественного питания.

Важным элементом повышения общего качества образования и решения проблем социализации детей являются программы дополнительного образования и их интеграция с дошкольным и общим образованием. Дети и подростки Белгорода имеют возможность заниматься по дополнительным общеобразовательным программам по шести направлен-ностям: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической.

Программы дополнительного образования осваивают 92 % общего количества детей Белгорода. По данному показателю муниципальная система образования давно уже перевы-

полнила все федеральные и областные планы. Однако в соответствии с показателями, заложенными в Стратегии развития города Белгорода, каждый школьник должен быть вовлечен в систему дополнительного образования по его интересам и потребностям. И здесь есть над чем работать.

Качество предоставляемой образовательной услуги в сфере дополнительного образования подтверждается тем, что обучающиеся учреждений дополнительного образования демонстрируют свою конкурентоспособность на международном и всероссийском уровнях. Тем не менее следует признать, что современного ребенка не всегда устраивают традиционные формы обучения в учреждениях дополнительного образования, которые представляют несколько измененный школьный урок по образовательным программам, разработанным 10-20 лет назад, часто на устаревшем оборудовании.

Решение амбициозной задачи по полному охвату детей и подростков услугами дополнительного образования должно строиться прежде всего на активном освоении различных образовательных технологий, использовании разнообразных форм деятельности, расширении возрастного диапазона программ. Основной задачей учреждений дополнительного образования становится расширение вариативности образовательных услуг. При этом услуги дополнительного образования должны быть привлекательными для разных категорий детей: одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, девиантным поведением и т. д.

Стоящие перед образованием задачи может решить только умный, творческий, инициативный педагог. В условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней ключевым является вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов. В связи с этим региональная система повышения квалификации была переформатирована. Значительное место в ней заняли стажировочные площадки, в рамках которых педагог может познакомиться с наиболее успешным опытом своих коллег. В прошедшем учебном году 16 общеобразовательных учреждений города работали в режиме стажировочной площадки, что позволило не только транслировать имеющийся опыт, но и познакомиться с интересными наработками коллег из других регионов. В частности, по созданию образовательных комплексов интересен опыт Москвы, Иркутска, Новосибир-

ска. С 2013 года по инициативе Научно-методического информационного центра в 27 образовательных учреждениях города созданы ресурсные центры по методическому сопровождению актуальных направлений развития муниципальной системы образования.

Не меньше внимания заслуживает профессиональная квалификация руководящего состава образовательных учреждений. Современное законодательство наделяет его широкими полномочиями, что диктует серьезные требования не только и не столько к педагогической квалификации руководителя, сколько к его правовой грамотности, сформированно-сти управленческих компетенций, навыкам хозяйственника. Другими словами, руководитель современного образовательного учреждения — это новатор, готовый и способный к изменениям. В городе уже есть примеры успешных руководителей, собравших вокруг себя команды единомышленников, чьими усилиями их образовательные учреждения уже сейчас можно назвать действующим ресурсом опережающего развития города. Именно они являются основой для создания кадрового резерва руководителей, они и будут строить школу 2025 года. Основная нагрузка по подготовке и работе с кадровым резервом руководителей ложится на управление образования и Научно-методический информационный центр. Основу обучения руководителей составляет не столько знакомство с теорией образовательного менеджмента, сколько изучение наиболее ценного опыта управления непосредственно в образовательных учреждениях.

Таким образом, проведенный анализ развития муниципальной системы образования за последние годы позволяет сделать вывод о том, что поступательный характер этого процесса показал повышение уровня потребности построения среднесрочного прогнозирования и моделирования школы 2025 года. Основным условием реализации этой задачи является признание полисубъектного характера образовательного процесса и необходимости объединения усилий всех его участников. Многокомпонентность выстраиваемой структуры и разноплановость ее составляющих ориентированы на обеспечение опережающего развития всех сфер жизнедеятельности современного города.

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 //Офици-

альный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 04.04.2016).

2. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 06.04.2016).

3. Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Белгородской области от 28.10.2013 г. № 431-пп // Официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области. — URL: http://www.belregion.ru/upload/iblock/f73/431-pp.pdf (дата обращения: 05.04.2016).

4. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление администрации города Белгорода от 11.11.2014 г. № 230// Сайт органов местного самоуправления города Белгорода.—URL: http://www.beladm.ru/upload/iblock/ 42c/42c807a8388b35012fe58ecf5535e1d4.pdf (дата обращения: 13.04.2016).

5. О внесении изменений в решение Совета депутатов города Белгорода от 30.01.2007 г. № 413 «Об утверждении Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на 2012-2016 годы» [Электронный ресурс] : решение Совета депутатов г. Белгорода от 26.02.2015 г. № 194 // Официальный сайт Белгородского городского Совета депутатов. — URL: http://www.sovetdep31.ru/assets/files/ doc/resheniaSD/194.docx (дата обращения: 11.04.2016].

6. Безматерных Т. А. Управление развитием муниципальной системы образования в условиях мегаполиса [Электронный ресурс] : моногр. — Ростов н/Д : РЮИ РПА Минюста России, 2015. — URL: https://rostov. rpa-mu.ru/Media/rostov/Obuchauschimsia/Nauchye_ trudy/Bezmaternyh_monografia.pdf (дата обращения: 11.04.2016]

7. Игнатова И. Б., Гричаникова И. А. Инновационно-ориентированное развитие вуза искусств и культуры — фактор достижения устойчивости на рынке образовательных услуг // Alma mater = Вестник высшей школы — 2013. — № 5. — С. 4-8.

8. Посохова Н. В. Маркетинг образовательных услуг // Общество: социология, психология, педагогика. — 2011. — № 3-4 — С. 107-110.

УДК/UDC 37.014.3 Н. В. Ярославцева

N. Jaroslavceva

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОИСК КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЕГО СОВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

QUALITY OF EDUCATION: SEARCH FOR CRITERIA OF EVALUATION OF ITS CONTEMPORARY CHARACTERISTICS

В статье исследуются проблемы парадиг-мального анализа качества современного образования в России. Ставится вопрос о необходимости выявления содержания его современной парадигмы в соответствии с национальными задачами нашего государства. Анализируются качественные характеристики образовательных систем прошлого. Образование определенного типа является ответом на возникающие перед обществом социальные проблемы, а его содержание выражает социальные потребности общества, в соответствии с которым должны формироваться критерии оценки качества образования.

The article discusses the paradigmatic analysis of the quality of modern education in Russia. The aim is to identify the content of the modern paradigm in accordance with the national objectives of our country. The author analyzes the qualitative characteristics of the educational systems of the past. It is concluded

that the formation of a certain type is a response to the emerging social problems. The content of education expresses the social needs of the society. In accordance with the content we need to form criteria for assessing the quality of education.

Ключевые слова: качество образования, его современная парадигма, ее содержание в условиях транзитивного общества, качественные характеристики образовательных систем прошлого и современности.

Keywords: quality of education, its modern paradigm, its content in conditions of the transitive society, the qualitative characteristics of the educational systems of the past and present.

Состояние российского образования, проблемы которого постоянно отмечает руководство государства, остро ставит перед ним вопрос объективной оценки его качества, без

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.