Научная статья на тему 'Опыт разработки и реализации стратегии опережающего развития образования как стратегии развития муниципалитета'

Опыт разработки и реализации стратегии опережающего развития образования как стратегии развития муниципалитета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / STRATEGY OF PRIORITY DEVELOPMENT / MANAGEMENT EDUCATION / QUALITY EVALUATION SYSTEM / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубовицкая Юлия Валерьевна

Представлены теоретические аспекты и практика реализации стратегии опережающего развития образования; описаны механизмы инновационных организационно-методических практик, реализующихся в учреждениях образования на территории отдельного муниципального образования. Описаны управленческие, экономические и организационно-методические условия развития образования; особое внимание уделено матричной системе управления, организационно-методическому и информационно-технологическому сопровождению реализации стратегии, муниципальной системе оценки качества образования, консультационному центру по подготовке выпускников к итоговой аттестации, а также автоматизированной информационной системе «Сетевой город. Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубовицкая Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF THE STRATEGY OF PRIORITY DEVELOPMENT OF EDUCATION AS THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE MUNICIPALITY

Presents the theoretical aspects and the practice of implementing the strategy of advanced development of education; describes the mechanisms of innovative organizational and methodological practices that are implemented in the educational institutions on the territory of a separate municipal entity. Special attention is paid to the consistency of the developed strategy with the priority directions of development of the territory, taking into account the complex non-linear forms of organization of non-equilibrium structural elements of different legal forms and different levels of jurisdiction, which allows to predict and develop a new image of the educational system at the municipal level. Describes combination of developing innovative mechanisms to ensure efficient implementation of measures included in the strategy of priority development of the municipal education system, namely: administrative, economic and organizational-methodical conditions for the development of education (system investment policy), with particular focus on matrix management system, organizational-methodical and information-technological support of implementation of the strategy (based on the network principle of organization of municipal innovative practices); municipal system of education quality assessment (with a focus on rapid responsiveness to external needs of the educational space and the requests of society and of the labour market), consulting center for training of graduates for final certification, and also automated information system “Network city. Education.”

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и реализации стратегии опережающего развития образования как стратегии развития муниципалитета»

УДК 14.01.75

00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-167-172

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА

Ю. В. Дубовицкая

Управление образования администрации ЗАТО Северск Томской области

Представлены теоретические аспекты и практика реализации стратегии опережающего развития образования; описаны механизмы инновационных организационно-методических практик, реализующихся в учреждениях образования на территории отдельного муниципального образования. Описаны управленческие, экономические и организационно-методические условия развития образования; особое внимание уделено матричной системе управления, организационно-методическому и информационно-технологическому сопровождению реализации стратегии, муниципальной системе оценки качества образования, консультационному центру по подготовке выпускников к итоговой аттестации, а также автоматизированной информационной системе «Сетевой город. Образование».

Ключевые слова: стратегия опережающего развития, управление образованием, система оценки качества, автоматизированная информационная система.

Проблема развития образования - основная в совокупности научных и практических задач развития общества, на решение которой направлены усилия и ученых, и управленцев, и практиков. Это связано с ключевой позицией системы образования как специализированной сферы жизни общества, ориентированной другими общественными сферами и направленной на развитие человека в нравственном, интеллектуальном, эстетическом и физическом направлениях. Место образования в системе приоритетов и векторы ее развития активно обсуждаются в отечественной научной литературе, рассматривая образование как уникальный социокультурный феномен, объект социальной практики и научного исследования. Так, В. И. Казакова рассматривает проблемы развития образования в целом и педагогических инноваций в частности сквозь призму формирования «креативного класса» [1], в фокусе исследовательского внимания находятся специфика функционирования и изменений системы образования на уровне страны (В. Крауш [2], Ю. П. Куликова [3], Б. В. Сазонов [4]), регионов (Г. В. Леонидова, М. А. Головчин, Т. С. Соловьева, Л. О. Кочешкова [5]) и отдельных учреждений (В. Г. Александрова [6], О. Н. Калачи-кова [7]), что позволяет обобщить и предъявить эффективные форматы организации образовательной деятельности (модели образования, содержание образования, система оценки качества и пр.).

Х. Г. Тхагапсоев в своем исследовании стратегий развития образования в современной отечественной практике пишет: «Такой сложный феномен, как образование, может определяться и трактоваться по-разному, но что оно является основной формой воспроизводства культуры и ключевым механизмом социализации человека в контексте вызо-

вов времени и места, едва ли нужно доказывать. В этом смысле перипетии культуры и цивилизации, политики и идеологии, экономики и технологии, их взлеты и кризисы неизбежно становятся судьбой образования» [8].

В целом понятие системы образования рассматривается как сложный и многоаспектный феномен, понимаемый прежде всего как общественно организуемый и нормируемый процесс, «представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности» [9], что формирует общие целевые ориентиры в отношении развития системы образования.

В условиях действующего российского законодательства зафиксированы векторы изменения направлений деятельности муниципальной системы образования (МСО) - важнейшего кластера в структуре стратегически приоритетных зон социально-экономического развития территории. Сегодня муниципалитет имеет собственную политику и стратегию развития образования, основанную на органичном сочетании национальных приоритетов и интересов жителей муниципальной территории, что фокусно отражается и на формируемой образовательной политике, согласованной с запросами местной социокультурной среды, значимой для успешности социальных нововведений.

Современная МСО представляет собой не просто явление «преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций, органов управления образованием и подведомственных им

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 9 (186)

учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования» (ст. 8 Закона РФ «Об образовании») [10], но прежде всего - управляемую систему взаимодействия всех ее субъектов. В данном случае это имеет особое значение, поскольку речь идет о муниципалитете, имеющем особый территориальный статус закрытого административного территориального образования.

В связи с этим приоритетные направления развития муниципальной системы образования согласуются с целью развития территории, так как сегодня она представляет собой сложную нелинейную форму организации неравновесных структурных элементов, различных организационно-правовых форм и разноуровневой подведомственности. Именно этой спецификой был обусловлен выбор стратегии опережающего развития муниципальной системы образования ЗАТО Северск (2015) [11], базированной на осмыслении «стратегий развития педагогических процессов и систем, когда на основе анализа реального состояния и современных требований создается новый облик системы» [12].

Главной особенностью стратегии опережающего развития муниципальной образовательной системы ЗАТО Северск выступает одновременное разноуровневое управление процессами реализации приоритетных направлений (идеологических констант) во всех типах образовательных организаций и их социальных партнеров1. Такое управление обеспечивает «сквозное» повышение эффективности и качества образовательных услуг, выступая механизмом, обеспечивающим формирование условий для успешности каждого обучающегося.

В идеологическом плане выбранная стратегия базируется:

- на системной инвестиционной политике, направленной на развитие приоритетных направлений;

- внедрении в образовательную систему сетевых принципов организации муниципальных инновационных практик;

- формировании системы мониторинга качества образования с целью оперативного реагирования

1 Формат данного материала не позволяет раскрыть все аспекты реализации разработанной и реализуемой стратегии опережающего развития образования в ЗАТО Северск. Так, за рамками осталось представление организационно-содержательных условий реализации приоритетных направлений (идеологических констант) стратегии опережающего развития - это комплекс аналитических, стратегических и организационных действий, осуществляемых на уровне учреждений образования (дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования), чему будет посвящена отдельная статья.

на внешние потребности образовательных организаций вышестоящего уровня и рынка труда;

- непрерывном совершенствовании профессиональной компетентности педагогического корпуса как фактора успешной реализации принципов опережающего развития;

- создании высокотехнологичной образовательной среды как ресурса формирования базиса «сквозных» компетенций обучающихся.

Ключевой идеей стратегии опережающего развития МСО было определено матричное управление ресурсами, качеством и инновациями для всех типов образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, учреждений дополнительного образования), принципиальным отличием которого выступила одновременность управления по нескольким направлениям - проектному и функциональному. При этом проектное направление обеспечивает совокупность управленческих эффектов (преемственность, синергетический эффект, партнерство, «накопительный» результат и др.), реализующиеся через сетевые мероприятия в системе «ресурсы - инновации - качество», а функциональное направление позволяет обеспечивать взаимосвязь системы «ресурсы - качество образовательного результата», осуществлять анализ и коррекцию эффективности управленческой деятельности.

Резервом системы образования в рамках стратегии опережающего развития выступает оптимальный баланс использования ресурсов (к ним относятся финансово-материальные: денежные средства; имущество; оборудование; нематериальные: компетенции; информационные, временные, организационно-управленческие, кадровые и иные), позволяющий работать во взаимодействии, создавая дополнительные синергетические свойства при условии их сбалансированности и соответствия целям и задачам.

Развитие системных инновационных практик муниципалитета осуществляется через эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровне, обеспечивая решение стратегических задач развития образовательной инфраструктуры и высокого качества образования в соответствии с потребностями самой системы и социума. В данном контексте качество образования рассматривается как социальная категория, характеризующая состояние и результативность процесса развития открытых образовательных систем, его соответствие целям образования, потребностям, ожиданиям, запросам личности и различных социальных групп в достижении высокого образовательного результата. Управление качеством образования в таком случае выступает как планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных

действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Реализуемая стратегия опережающего развития образования основана на принятии позиции, что «качество управленческой поддержки определяется последовательностью и полнотой ее содержания» [7, с. 9], что способствует достижению устойчивой результативности решения поставленных задач инвестиционной политики, обеспечивающей развитие системы образования.

В контексте реализуемой стратегии особенностью управления финансовыми ресурсами выступает распределение финансовых средств в соответствии с разработанными методиками расчета межбюджетных трансфертов для образовательных организаций. Стоит отметить, что базовой инвестицией в сферу образования является стабильное финансирование, позволяющее планомерно и корректно по отношению к поставленным задачам осуществлять решение материально-технических (капитальный и текущий ремонт зданий учреждений образования, обеспечение соответствия требованиям санитарных норм и правилам пожарной безопасности, создание условий для комфортного пребывания детей, развитие материально-технической базы и др.) и собственно профессионально ориентированных (повышение квалификации работников образования, участие в конкурсах и олимпиадах и пр.) задач.

Наряду с этим ведущей инвестицией является «кадровый капитал» образования. Так, сегодня в сфере образования ЗАТО Северск работает более 1,7 тыс. педагогов, из них 69,5 % - с высшим образованием, 39,95 % имеют категории, 13,88 % - удо -стоены отраслевых наград и званий, а доля молодых специалистов составляет 12,6 % от общей численности педагогов.

Организационно-методическое и информационно-технологическое сопровождение реализации стратегии опережающего развития осуществляется в рамках деятельности «Ресурсного центра образования» (РЦО) ЗАТО Северск.

Работа методистов, инженеров-программистов, сотрудников психолого-медико-педагогической комиссии, психологов, социальных педагогов и других специалистов направлена на обеспечение информационных, методических, организационных и иных запросов широкого спектра потребителей. Одним из приоритетных направлений работы является реализация конкурсных проектов в рамках социального партнерства РЦО и организаций образования, культуры, спорта, организация повышения квалификации работников системы образования Северска и Томской области; методическое сопровождение реализации сетевых муниципальных образовательных практик и др.

С 2011 г. РЦО оказывает организационно-методическое и информационное сопровождение всероссийских проектов, в том числе реализации проекта «Школа Росатома» в ЗАТО Северск, направленного на поддержку уникальных образовательных практик, сложившихся в городах присутствия предприятий атомной отрасли.

Важнейшее направление деятельности РЦО -повышение квалификации работников образования, направленное на развитие профессиональной компетентности, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования, освоение ими современных способов решения профессиональных задач. Для развития компетентности педагогов разработано более 50 информационно-методических продуктов (программы, проекты, методические рекомендации и др.). Сегодня учебный отдел РЦО реализует более 60 дополнительных профессиональных образовательных программ, среди которых «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа), «Образовательная робототехника в условиях реализации ФГОС общего образования (начальный уровень)» (72 часа), «Создание персонального сайта педагога» (48 часов), «Методика и технологии интенсификации работы с одаренными детьми» (72 часа) и др.

Эффективность работы подтверждается достижениями на конкурсах профессионального мастерства, таких как «Методист года», «Учитель года России», «Воспитатель года России» и др.

Центральным аргументом оценки эффективности и продуктивности разработанной стратегии выступает, несомненно, система оценки качества. Альберт Эйнштейн утверждал, что «все должно быть сделано настолько просто, насколько это возможно, но не проще» - именно этот постулат выступил ориентиром при разработке данного направления стратегии.

Базовыми механизмами управления реализацией стратегии опережающего развития выступила муниципальная система оценки качества образования, автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование» (далее - АИС «Сетевой город»), кадровый резерв для замещения должностей руководителей образовательных учреждений. Далее дана краткая охарактеристика названных механизмов.

Муниципальная система оценки качества образования (МСОКО) выступает одним из ключевых механизмов управления и включает в себя совокупную независимую оценку качества образования на региональном, муниципальном и школьном уровнях.

Задачами МСОКО являются формирование единых критериев оценки качества образования, а также обеспечение информационного, аналитического

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

и экспертного сопровождения мониторинга муниципальной системы образования, индивидуальных достижений обучающихся; основные пользователи результатов МСОКО, во-первых, обучающиеся и их родители; во-вторых, Дума ЗАТО Северск, Общественный совет по развитию образования в ЗАТО Северск и структурные подразделения администрации ЗАТО Северск; в-третьих, Департамент общего образования Томской области; в-четвертых, образовательные и научные учреждения, работодатели и их объединения, общественные организации, все заинтересованные в оценке качества образования.

Значимым результатом использования МСОКО становится повышение уровня информированности потребителей услуг при принятии обоснованных решений по вопросам управления качеством образования. Закономерным в данном ключе является то, что муниципальная образовательная система ЗАТО Северск с 2013 г. является пилотной площадкой Центра оценки качества образования Том -ской области по внедрению общемуниципального и внутришкольного мониторинга оценки качества образования.

Параллельно с программой мониторинговых исследований с 2012 г. реализуется Комплекс мероприятий по повышению качества школьного образования, ежегодно утверждаемый приказом управления образования. Основным механизмом по выполнению целевых ориентиров для организаций общего образования вот уже несколько лет являются двухсторонние соглашения о взаимодействии по реализации Комплекса мероприятий по повышению качества школьного образования на территории ЗАТО Северск между управлением образования и каждой общеобразовательной организацией. Структура соглашения включает в себя сгруппированные плановые показатели эффективности деятельности организаций по следующим направлениям: организационная и диагностическая деятельность, мониторинг, итоговый и промежуточный анализ качества образования, профилактическая работа с обучающимися, имеющими трудности в обучении.

Еще одним эффективным нововведением по повышению качества школьного образования стало создание Консультационного центра по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Основная деятельность консультационного центра - проведение обучающих тренингов для старшеклассников, мастер-классов и семинаров для педагогов, что

обеспечивает повышение психологической готовности и предметной компетентности выпускников и методического мастерства педагогов с целью повышения качества итоговой аттестации. Обращение в центр обучающихся и их родителей (законных представителей), учителей, руководителей и выпускников прошлых лет носит добровольный характер, вместе с тем анализ деятельности консультационного центра подтверждает его актуальность и востребованность.

Автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование» (АИС) - механизм, позволяющий формировать единое образовательное и информационное пространство, а основной задачей является внедрение электронного документооборота в систему образования, автоматизация отчетности. Однако кроме административных функций АИС «Сетевой город» обладает полноценным функционалом по поддержке процесса обучения в дистанционной форме. АИС «Сетевой город» - это электронный дневник, журнал и коммуникативная площадка, которые объединяют всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов, администрации учреждений, специалистов ресурсного центра образования и управления образования). АИС «Сетевой город» обеспечивает комплексное решение управленческих, образовательных, информационных и коммуникационных задач, автоматизацию процессов сбора, хранения и анализа статистической информации (успеваемость, посещаемость, движение обучающихся и др.). В настоящее время в АИС «Сетевой город» ЗАТО Северск входят 18 школ, 27 детских садов, организован сетевой биолого-химический профиль, который посещают дети из разных учреждений.

Итак, на основании обзора деятельности системы образования муниципалитета, реализуемой в логике разработанной стратегии, можно констатировать, что совокупность саморазвивающихся инновационных механизмов обеспечивает эффективную реализацию комплекса мер, способствующих успешной социализации выпускников и формированию благоприятного общественного мнения о качестве предоставляемых образовательных услуг. При этом эффективное разноуровневое управление процессами осуществляется через программно-проектный метод с использованием матричной системы управления и консолидации ресурсов за счет расширения социального партнерства и использования межведомственного подхода.

Список литературы

Казакова В. И. О некоторых противоречиях формирования креативных педагогических практик. URL: http://cyberteninka.m/artide/n/o-nekotoryh-protivorechiyah-formirovaniya-kreativnyh-pedagogicheskih-praktik#ixzz4aunwMepg (дата обращения: 15.12.2016). Крауш В. Некоторые комментарии к проекту государственной программы развития образования. URL: http://budget-solution.ru/expert/ gpro (дата обращения: 26. 02.2017).

3. Куликова Ю. П. Управление качеством национального образования как направление государственной политики России // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2012. № 7. С. 58-62.

4. Сазонов Б. В. Проблемы и пути модернизации российского образования. URL: http://www.fondgp.ru/lib/mmk/49 (дата обращения: 14.02.2017).

5. Леонидова Г. В., Головчин М. А., Соловьева Т. С., Кочешкова Л. О. Анализ программных разработок развития образования // Проблемы развития территории. 2013. Вып. 1 (63). С. 109-120.

6. Александрова В. Г. Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта. URL: https://teacher-of-russia.ru/seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_aleksandrova_vg.pdf (дата обращения: 01.03.2017).

7. Калачикова О. Н. Управленческая поддержка образовательных инноваций в деятельности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009. 28 с.

8. Тхагапсоев Х. Г. На путях в миражи? (к современным стратегиям развития образования в России) // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 21-29.

9. Шишов С. Е. Образование как ценность: структура и смыслы понятия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). С. 50-63.

10. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения: 21.02.2017).

11. Дубовицкая Ю. В. Стратегия опережающего развития муниципальной системы образования ЗАТО Северск // URL: http://edu.tomsk-7.ru/ images/dejatelnoct/publdoklad/strategij.doc (дата обращения: 14.03.2017).

12. Кудайбердиев Т. К. Управление развитием содержания регионального образования (современная казахстанская модель образования) // URL: http://cinref.ru/razdel/03800pedagog/10/137846.htm (дата обращения: 21.02.2017).

Дубовицкая Юлия Валерьевна, кандидат педагогических наук, начальник управления образования, администрация ЗАТО Северск Томской области (ул. Ленина, 38, Северск, Томская обл., Россия, 636000). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 31.03.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-167-172

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF THE STRATEGY OF PRIORITY DEVELOPMENT OF EDUCATION AS THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE MUNICIPALITY

Yu. V. Dubovitskaya

Department of Education ofAdministration ofRestricted Administrative and Territorial unit Seversk of the Tomsk region,

Seversk, Tomsk region, Russian Federation

Presents the theoretical aspects and the practice of implementing the strategy of advanced development of education; describes the mechanisms of innovative organizational and methodological practices that are implemented in the educational institutions on the territory of a separate municipal entity. Special attention is paid to the consistency of the developed strategy with the priority directions of development of the territory, taking into account the complex non-linear forms of organization of non-equilibrium structural elements of different legal forms and different levels of jurisdiction, which allows to predict and develop a new image of the educational system at the municipal level.

Describes combination of developing innovative mechanisms to ensure efficient implementation of measures included in the strategy of priority development of the municipal education system, namely: administrative, economic and organizational-methodical conditions for the development of education (system investment policy), with particular focus on matrix management system, organizational-methodical and information-technological support of implementation of the strategy (based on the network principle of organization of municipal innovative practices); municipal system of education quality assessment (with a focus on rapid responsiveness to external needs of the educational space and the requests of society and of the labour market), consulting center for training of graduates for final certification, and also automated information system "Network city. Education."

Key words: strategy of priority development, management education, quality evaluation system, automated information system.

References

1. Kazakova V. I. Onekotorykhprotivorechiyakh formirovaniya kreativnykhpedagogicheskikhpraktik[About some of the contradictions of formation of creative pedagogical practices] (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-protivorechiyah-formirovaniya-kreativnyh-pedagogicheskih-praktik#ixzz4aunwMepg (accessed 15 December 2016).

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

2. Kraush V. Nekotorye kommentarii k proektu Gosudarstvennoy programmy razvitiya obrazovaniya [Some comments on the draft of the State program of education development] (in Russian). URL: http://budget-solution.ru/expert/gpro (accessed 26 February 2017).

3. Kulikova Yu. P. Upravleniye kachestvom natsional'nogo obrazovaniya kak napravleniye gosudarstvennoy politiki Rossii [Management of national education as state policy for Russia]. International Journal of Applied and Fundamental Research, no. 7, 2012, pp. 58-62 (in Russian).

4. Sazonov B. V. Problemy iputi modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya [Problems and ways of modernization of Russian education]. URL: http:// www.fondgp.ru/lib/mmk/49 (accessed 14 February 2017).

5. Leonidova G. V., Golovchin M. A., Solov'eva T. S., Kocheshkova L. O. Analiz programmnykh razrabotok razvitiya obrazovaniya [Analysis of projects on education development programmes]. Problemy razvitiya territorii - Problems of Territory's Development, 2013, no. 1 (63), pp. 109120 (in Russian).

6. Aleksandrova V. G. Innovatsii kak sposob izmeneniya kachestva pedagogicheskoy real'nosti v protsesse tvorcheskogo osvoeniya professional'nogo opyta [Innovation as a way to change the quality of the pedagogical reality in the process of creative development of professional expertise]. URL: https://teacher-of-russia.ru/seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_aleksandrova_vg.pdf (accessed 1 March 2017).

7. Kalachikova O. N. Upravlencheskayapodderzhka obrazovatel'nykh innovatsiyvdeyatel'nostipedagogovobshheobrazovatel'noyshkoly. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Managerial support of educational innovations in the activities of teachers of secondary school. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Tomsk, 2009. 28 p. (in Russian).

8. Tkhagapsoev Kh. G. Na putyakh v mirazhi? (k sovremennym strategiyam razvitiya obrazovaniya v Rossii) [On the tracks in the Mirage? (to the modern strategies of education development in Russian)]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2012, no. 7, pp. 21-29 (in Russian).

9. Shishov S. E. Obrazovaniye kak tsennost': struktura i smysly ponyatiya [Education as a value: the structure and meanings of the concept]. Tsennosti i smysly - Values and Meanings, 2010, no. 2 (5). pp. 50-63 (in Russian).

10. Federal'nyy zakon RF ot 29.12.2012 g. no. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal law of the Russian Federation from 29.12.2012 no. 273-FZ "On education in Russian Federation"]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (accessed 21 February 2017).

11. Dubovitskaya Yu. V. Strategiya operezhayushchego razvitiya munitsi-pal'noy sistemy obrazovaniya ZATO Seversk [The Strategy of priority development of the municipal education system of Restricted Administrative and Territorial Unit Seversk] (in Russian). URL: http://edu.tomsk-7. ru/images/dejatelnoct/publdoklad/strategij.doc (accessed 14 March 2017).

12. Kudayberdiev T. K. Upravleniye razvitiem soderzhaniya regional'nogo obrazovaniya (sovremennaya kazakhstanskaya model' obrazovaniya) [Managing the development of content for regional education (modern Kazakhstan model of education)] (in Russian). URL: http://cinref.ru/ razdel/03800pedagog/10/137846.htm (accessed 21 February 2017).

Dubovitskaya Yu. V., Department of Education of Administration of Restricted Administrative and Territorial Unit Seversk of the Tomsk region (ul. Lenina, 38, Seversk, Tomsk region, Russian Federation, 636000). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.