Научная статья на тему 'Ресурсный подход и возможности его применения к организации физического воспитания населения по месту жительства на базе общеобразовательной школы'

Ресурсный подход и возможности его применения к организации физического воспитания населения по месту жительства на базе общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / РЕСУРСЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / PHYSICAL EDUCATION / RESOURCE-BASED APPROACH / PHYSICAL RECREATION / RESOURCES OF A COMPREHENSIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гунажоков Игорь Кимович, Гонежук Анзор Газиевич, Коджешау Маджид Халидович, Хашханок Айвар Казбекович

Объектом исследования, результаты которого изложены в данной статье, является содержание физического воспитания граждан, предметом принципы, средства, методы использования ресурсов общеобразовательной школы для эффективной организации данного процесса. Результатами исследований выступают обоснованные критерии, принципы и направления деятельности по реализации ресурсного подхода к организации физического воспитания населения по месту жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гунажоков Игорь Кимович, Гонежук Анзор Газиевич, Коджешау Маджид Халидович, Хашханок Айвар Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource approach and its application to the organization of physical education of a community on the basis of a secondary school

The object of research is the content of physical education of citizens, the subject the principles, means, methods of using resources of a secondary school for the effective organization of the process. The results of the study are reasonable criteria, principles and actions for the implementation of the resource approach to the organization of physical education of the population in the community.

Текст научной работы на тему «Ресурсный подход и возможности его применения к организации физического воспитания населения по месту жительства на базе общеобразовательной школы»

УДК 371.037.1 ББК 74.200.54 Р-44

Гунажоков Игорь Кимович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, т.: (8772)593971;

Гонежук Анзор Газиевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, т.: (8772)593971;

Коджешау Маджид Халидович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, т.: (8772)593973;

Хашханок Айвар Казбекович, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры спортивной борьбой Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, т.: (8772)593978.

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(рецензирована)

Объектом исследования, результаты которого изложены в данной статье, является содержание физического воспитания граждан, предметом - принципы, средства, методы использования ресурсов общеобразовательной школы для эффективной организации данного процесса. Результатами исследований выступают обоснованные критерии, принципы и направления деятельности по реализации ресурсного подхода к организации физического воспитания населения по месту жительства.

Ключевые слова: физическое воспитание, ресурсный подход, физическая рекреация, ресурсы общеобразовательной школы.

Gunazhokov Igor Kimovich, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Institute of Physical Culture and Judo ofAdygh State University, tel.: (8772) 593971;

Gonezhuk Anzor Gazievich, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Institute of Physical Culture and Judo of Adygh State University, tel.: (8772) 593971;

Kodzheshau Majid Khalidovich, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Sports Disciplines of the Institute of Physical Culture and Judo of Adygh State University, tel. (8772) 593973;

Khashkhanok Aivar Kazbekovich, Candidate of Pedagogy, senior lecturer of the Department of Wrestling of the Institute of Physical Education and Judo of Adygh State University, tel. (8772) 593978.

RESOURCE APPROACH AND ITS APPLICATION TO THE ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF A COMMUNITY ON THE BASIS OF A SECONDARY SCHOOL

(reviewed)

The object of research is the content of physical education of citizens, the subject - the principles, means, methods of using resources of a secondary school for the effective organization of the process.

The results of the study are reasonable criteria, principles and actions for the implementation of the resource approach to the organization of physical education of the population in the community.

Keywords: physical education, resource-based approach, physical recreation, resources of a comprehensive school.

С научно-экономических позиций ресурсы представляют собой имеющиеся запасы, источники средств, к которым обращаются в случае нужды; необходимые и достаточные возможности для достижения целей деятельности - индивидуальной и общественной, управленческой и производительной [1, 2 и др.]. Человеческие ресурсы имеют основополагающее значение для обеспечения результативности деятельности, так как именно работники создают, используют, совершенствуют остальные виды ресурсов. Наличие материальных, финансовых, информационных и других ресурсов, их необходимое и достаточное количество - второй фактор эффективности деятельности любой организации [2].

Методология привлечения, создания, использования и развития ресурсной базы организации составляет основное содержание ресурсного подхода к управлению деятельностью [3]. При этом к числу приоритетных задач относятся задачи привлечения, эффективного использования и адекватной оценки кадров - результаты их решения ложатся в основу разработки ресурсных стратегий организации.

Как отмечает Ю.В. Синягин, при реализации ресурсного подхода к управлению деятельностью значение имеет трудовой потенциал работников - совокупность полностью либо частично возобновляемых, а также невозобновляемых личностных ресурсов, важных для осуществления той или иной деятельности [4]. К возобновляемым ресурсам относятся состояние здоровья, способности рационально организовать свой труд и др. Они непосредственно зависят от образа жизни, профессионального опыта, профессиональной компетентности специалиста - то есть, от его собственных усилий, - и могут выступать компенсаторами невозобновляемых ресурсов (возраста, стажа, опыта работы) [5].

Общие теоретические положения ресурсного подхода, адаптированные применительно к сфере социокультурной деятельности, позволяют задать методологические принципы организации физического воспитания населения по месту жительства; при этом в качестве ведущего комплексного инструмента деятельности мы рассматриваем систему средств физической рекреации:

- многоваритивность - как предоставление возможностей удовлетворять потребности в активном отдыхе в разных формах, разной интенсивности и объемов нагрузки;

- комплексность воздействий и самореализация - как обеспечение системного влияния мероприятий на мотивационно-ценностную, интеллектуальную, двигательную, волевую личностные сферы, создание возможностей для самореализации всех участников физкультурно-рекреационных мероприятий;

- обогащение (развитие, совершенствование) личностных качеств, характеристик, отношений занимающихся посредством содержания физкультурно-рекреационных мероприятий;

- эргономичность - как выбор средств, методов, режимов, содержания физ-культурно-рекреационной деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями и интересами занимающих;

- полисубъектное взаимодействие - ориентация физкультурно-рекреационных мероприятий на расширение и укрепление межличностных связей, обеспечение конструктивных межличностных и межгрупповых взаимодействий [4, 5, 6, 7].

Анализ ресурсной базы общеобразовательной школы, современных нормативно-правовых основ ее функционирования, используемых средств и методов управления деятельностью позволяет утверждать, что общеобразовательная школа имеет полный спектр возможностей эффективно осуществлять физическое воспитание населения по месту жительства - ввиду того, что ее функционирование может осуществляться сообразно принципам и условиям ресурсного подхода:

(1) Содержание физкультурно-рекреационной деятельности предполагает вариативное использование общеобразовательной школой информационных,

методических, социально-демографических ресурсов как содержания процесса физического воспитания населения по месту жительства.

(2) Оптимальность ресурсного обеспечения физкультурно-рекреационных мероприятий может определяться на основании показателей физического, социального, психологического здоровья населения.

(3) Организация деятельности общеобразовательной школы по физическому воспитанию населения по месту жительства является экономически мало-затратной, юридически обоснованной и подкреплена наличием полноценного кадрового ресурса для ее осуществления.

(4) Соблюдаются критериальные условия привлечения ресурсов для деятельности: имеются возможности привлекать необходимые ресурсы в должном количестве; рациональное использование и развитие ресурсов обеспечит достижению целей и задач физического воспитания населения.

(5) Общеобразовательная школа является, своего рода, владельцем ресурсов, которые могут долгосрочно использоваться (материальные и информационные ресурсы школы), накапливаться (профессиональный опыт сотрудников и т.п.) и возобновляться (силы сотрудников).

(6) Критериями эффективности использования ресурсов общеобразовательной школы для организации физического воспитания населения по месту жительства выступают: рост показателей физического, социального и психологического здоровья обучающихся и членов их семей; развитие дружеских отношений между жителями одного микрорайона [1].

Значимость эффективной организации физического воспитания населения, прежде всего, по месту жительства, обосновывается его потенциальной социальной и личностной пользой, связанной с позитивным влиянием на совершенствование человеческого капитала.

Известно, что ресурсами развития государства, общества, личности являются здоровье человека, его работоспособность, уровень физического развития, личностная культура, профессиональная компетентность и т.п. В свою очередь, повышение показателей физического, психического, социального здоровья во многом обеспечивается здоровым образом жизни, личностной культурой, интериоризацией гражданами системы общечеловеческих гуманистических ценностей. Эффективная организация физического воспитания населения способствует становлению навыков здорового образа жизни, формированию личностной физической культуры, следствием чего является, в числе прочего, повышение физической и умственной работоспособности - а это позволяет человеку постоянно совершенствовать профессиональные знания, навыки и умения, расширять общую эрудицию и пр.

Кроме того, участие граждан в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводящихся в микрорайонах их проживания и составляющих содержание процесса физического воспитания населения, обеспечивает поддержание и совершенствование социального и психологического здоровья благодаря укреплению семейных связей, расширению контактов с соседями и т.п.

Таким образом, правомерно утверждать, что физическое воспитание граждан выступает комплексным механизмом управления человеческим капиталом [1]. Организация данного процесса с использованием ресурсных возможностей общеобразовательной школы позволяет наиболее эффективно решать важные государственные задачи здоровьесбережения населения в сложных социально-экономических условиях российской действительности.

Литература:

1. Гунажоков И.К., Османов Р.З. Принципы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. Вып. 2. С. 159-168.

2. Осадник В. Значение интеграции рыночного и ресурсного подходов для стратегического управления предприятием // Управление предприятием. 2001. №4. С. 4755.

3. Профессионально-значимые личностные качества спортивного педагога / Гунажоков И.К. [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. Вып. 2. С. 128-134.

4. Синягин Ю.В. Методика оценки управленческого потенциала руководителей // Акмеология: научно-практический журнал. 2007. №1(21). С. 60-71.

5. Солдатов В.В. Стратегическое управление ресурсами // Современные аспекты экономики. 2010. №5. С. 25-28.

6. Хашханок А.К. Ресурсная значимость общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. 197 с.

7. Юрьева М.Н. Личностно-профессиональное становление студента-хореографа в вузе: интегративно-ресурсный подход // Профессионализация личности в образовательных институтах и практической деятельности: теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования: матер. Второй междунар. науч.-практ. конф. Прага, 2013. С. 75-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.