Научная статья на тему 'Ресурсная значимость общеобразовательной школы в организации физического воспитания населения по месту жительства'

Ресурсная значимость общеобразовательной школы в организации физического воспитания населения по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / РЕСУРСЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / PHYSICAL EDUCATION OF THE POPULATION IN THE COMMUNITY / THE RESOURCES OF A COMPREHENSIVE SCHOOL / SPORTS AND RECREATION / PHYSICAL RECREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хашханок Айвар Казбекович

В данной статье приведены результаты исследования, посвященного выявлению потенциальных возможностей и ресурсов (материально-технических, информационно-методических, кадровых и т.д.) общеобразовательной школы в организации активного отдыха граждан по месту жительства в контексте решения актуальных государственных задач физического воспитания широких слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хашханок Айвар Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource significance of a secondary school in the physical education of the community

This article presents the results of the study on the identification of potential opportunities and resources (material, technical, information and methodical, personnel, etc.) of secondary schools to organize leisure of the citizens in the community in the context of solving national tasks of physical education of the general public.

Текст научной работы на тему «Ресурсная значимость общеобразовательной школы в организации физического воспитания населения по месту жительства»

УДК 373.3.037.1 ББК 74.267 Х-29

Хашханок Айвар Казбекович, старший преподаватель Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, т.: 8(952)9809381.

РЕСУРСНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

(рецензирована)

В данной статье приведены результаты исследования, посвященного выявлению потенциальных возможностей и ресурсов (материально-технических, информационнометодических, кадровых и т.д.) общеобразовательной школы в организации активного отдыха граждан по месту жительства в контексте решения актуальных государственных задач физического воспитания широких слоев населения.

Ключевые слова: физическое воспитание населения по месту жительства, ресурсы общеобразовательной школы, физкультурно-активный отдых, физическая рекреация.

Khashkhanok Ivar Kazbekovich, senior lecturer of the Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University, tel.: 89529809381.

RESOURCE SIGNIFICANCE OF A SECONDARY SCHOOL IN THE PHYSICAL EDUCATION OF THE COMMUNITY

(Reviewed)

This article presents the results of the study on the identification ofpotential opportunities and resources (material, technical, information and methodical, personnel, etc.) of secondary schools to organize leisure of the citizens in the community in the context ofsolving national tasks ofphysical education of the general public.

Keywords: physical education of the population in the community, the resources of a comprehensive school, sports and recreation, physical recreation.

На первый план среди актуальных задач, решаемых физической культурой и спортом, сегодня выходит оптимизация процесса физического воспитания и образования широких кругов населения, развитие массовой физической культуры [1, 2 и др.]. Важной в данном контексте мерой является расширение числа бесплатных и льготных физкультурно-спортивных секций, в том числе за счет задействования спортивных баз школ, средних специальных учебных заведений, вузов и муниципальных учреждений [3, 4 и др.].

Для организации активного отдыха населения по месту жительства целесообразно использовать средства и методы физкультурно-рекреационной деятельности. Она предполагает организацию отдыха населения в его свободное время, восстановление сил с помощью средств физического воспитания и включает занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охоту, массовые физкультурно-спортив-ные мероприятия [5, 6 и др.].

В современных социально-экономических условиях снижение затратности мер по организации физического воспитания населения представляется одним из значимых критериев выбора форм, методов, мест и пр. физкультурно-спортивной работы. Методологическим ориентиром в данном контексте может стать ресурсный подход, предлагающий практические способы повышения результативности использования имеющихся, привлечения недостающих ресурсов, совершенствования и обогащения ресурсной базы любой деятельности [7, 8 и др.]. С позиций данного подхода представляется целесообразным и возможным изучение и использование ресурсной базы общеобразовательной школы для организации активного отдыха населения по месту жительства как фундаментальной задачи физического воспитания граждан.

Несмотря на то, что необходимость целенаправленной деятельности по организации физического воспитания населения по месту жительства подтверждается практикой, мы не обнаружили исследований, связанных с конкретными организационно-методи-ческими рекомендациями по организации активного семейного отдыха населения по месту жительства средствами физической рекреации. Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы реализации возможностей общеобразовательной школы в организации физического воспитания населения по месту жительства.

Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволяют констатировать

следующее.

Фундаментальной задачей физического воспитания населения является рациональная (физкультурно-активная) организация досуга граждан, обеспечивающая поддержание у людей хорошего самочувствия и работоспособности, сохранения здоровья, один из показателей здорового образа жизни человека. Общеобразовательная школа обладает необходимым ресурсным потенциалом для решения данной задачи:

- имеет необходимые ресурсов для эффективной организации физического воспитания населения по месту жительства: административные (существует система взаимодействия с органами государственной власти, имеется государственный заказ на осуществление физического воспитания населения по месту жительства), нормативные (совокупность правовых, технологических и инструктивных документов, предписывающих организационный порядок подготовки и осуществления деятельности по физическому воспитанию населения посредством организации их активного отдыха по месту жительства), финансовые (законодательно определенные нормативы оплаты внеучебной работы учителя физической культуры, воспитательной деятельности классного руководителя), материально-технические (спортивные залы, комплексы, площадки, инвентарь и оборудование), социально-демографические (учащиеся и члены их семей), кадровым (учителя физической культуры, административный и технический персонал), информационно-методические (методический и технологический инструментарий физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации), морально-этические (профессионально-педагогические ценностные ориентации и установки), организационно-управлен-ческие (возможность разработки и реализации проектов и программ физического воспитания населения средствами физической рекреации);

- имеет возможности при необходимости привлекать дополнительные кадровые ресурсы (сотрудников и студентов вузов и факультетов физической культуры), обогащать организационно -управленческие и совершенствовать информационно-методические ресурсы для организации физического воспитания населения;

- подавляющая доля ресурсов общеобразовательной школы имеет оптимальные характеристики, а именно: долгосрочность использования (здания, сооружения, инвентарь и оборудование, фундаментальная научная информация и пр.), накапливаемость (внешние и внутренние связи, компетенции и опыт специалистов, используемые методики и технологии), возобновляемость (физические и психологические силы).

В целом, выбор общеобразовательной школы в качестве ресурсной базы процесса физического воспитания населения по месту жительства является экономически, юридически и кадрово оправданным. Эффективность использования ресурсного потенциала общеобразовательной школы для организации физического воспитания населения по месту жительства обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

1) Опора на принципы реализации ресурсного подхода в социокультурной сфере: многоваритивности деятельности, структурной целостности и комплексности воздействий на личность, обогащения и развития личности, эргономичности деятельности, самореализации личности, полисубъектного взаимодействия, эффективности управления.

2) Использование физкультурно-рекреационных форм организации активного отдыха населения (оздоровительный туризм, спортивные и подвижные игры, игры на местности, физкультурно-спортивные конкурсы и эстафеты).

3) Определение содержания деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям: исследовательскому (мониторинг внешней среды), просветительско-прапа-гандистскому (вовлечение участников в сферу физкультурно-активного отдыха), организационному (планирование ресурсов и определение критериев их использования), практическому (использование ресурсов для организации физического воспитания населения), контролирующему (оценка результативности деятельности).

4) Ориентация на индивидуальные досуговые и физкультурно-спортивные предпочтения, а также на физические и психологические возможности граждан при выборе содержания и определении временных аспектов деятельности по организации физического воспитания населения.

Критериями эффективности деятельности общеобразовательной школы по организации физического воспитания населения средствами физической рекреации выступают: наличие практики активного отдыха в семье, положительное отношение к физической культуре, подверженность простудным заболеваниям, семейный микроклимат, знание способов организации физкультурноактивного семейного отдыха, хорошее самочувствие; отношение к участию в физкультурнорекреационных мероприятиях, активность участия в физкультурно-рекреационной деятельности и

состав участников; самостоятельная организация физкультурно-активного семейного отдыха, его выраженность в структуре семейного досуга.

Организацию активного отдыха населения по месту жительства средствами физической рекреации целесообразно осуществлять в соответствии со следующими обоснованными и установленными нами этапами:

- исследовательский, целью которого является выявление физкультурно-рекреа-ционных потребностей населения и степени осведомленности потенциальных участников о значении для личности физкультурно-активного отдыха и о способах и средствах его организации;

- просветительско-пропагандистский, на котором решаются задачи мотивации населения к активному семейному отдыху, привлечения учащихся и их родителей к физкультурнорекреационной деятельности посредством просвещения в области средств, методов физической рекреации, ее значения для формирования здоровья граждан и пропаганды здорового образа жизни;

- организационный, предполагающий составление плана физкультурно-рекреаци-онной деятельности, подбор содержания и разработку сценариев физкультурно-рекреа-ционных мероприятий;

- деятельностный (основной этап), который непосредственно предполагает реализацию запланированных и разработанных физкультурно-рекреационных мероприятий;

- контрольный, предполагающий оценку и анализ результатов, внесение на этой основе корректив в содержание текущей и перспективной работы.

Разработанная программа организации активного семейного отдыха населения средствами физической рекреации создает возможность системной реализации выявленных организационнопедагогических условий. Ее основными характеристиками являются следующие:

- место проведения физкультурно-рекреационных мероприятий - внутренняя тер-ритория школы, пришкольная территория, территория микрорайона, природные условия за пределами микрорайона; в программу включаются мероприятия длительностью 1,5-3 часа и 7-8 часов;

- при организации активного семейного отдыха населения акцентируется внимание на образовательном компоненте деятельности, а именно: осуществляется предварительная и текущая разъяснительно-пропагандистская работа с потенциальными и актуальными участниками;

- развлекательный эффект как обязательное требование к физкультурно-рекреа-ционным мероприятиям обеспечивается включением в регламент показательных выступлений физкультурников и спортсменов и культурной программой (концертных номеров участников);

- все мероприятия отвечают требованию доступности по времени и месту проведения, сложности заданий, величине физических нагрузок;

- каждое физкультурно-рекреационное мероприятие включает организационную и основную части; организационная часть посвящается ознакомлению участников с регламентом мероприятия, подведению итогов и награждению победителей, разбору сценария следующего мероприятия; содержание основной части составляют подвижные и спортивные игры, игры с элементами ориентирования на местности, конкурсы и эстафеты, походы и пр.;

- предполагается следующая периодичность деятельности: в учебный период проводятся еженедельные физкультурно-массовые мероприятия выходного дня, основное содержание которых включает совместные (семейные) подвижные игры, конкурсы, спортивные соревнования, походы и т.д.: в период каникул организуются ежедневные физкультурно-массовые мероприятия для школьников и семейные физкультурно-массовые мероприятия в выходные дни.

Эффективность разработанной программы подтверждается результатами ее экспериментальной апробации, которая осуществлялась в реальном образовательном процессе средней общеобразовательной школы №18 города Майкопа. О действенности программы свидетельствуют следующие факты: в экспериментальной группе статистически значимо

увеличилось количество семей, в которых практикуется активный семейный отдых, а семейный микроклимат определяется как благоприятный, улучшилось отношение участников к физической культуре и повысился уровень их знаний в области способов организации физкультурно -активного семейного отдыха, увеличилось количество участников с низкой подверженностью простудным заболеванием и со стабильно хорошим самочувствием (Р<0,05). Полученные результаты являются достаточно стабильными, более половины семей-членов экспериментальной группы (в среднем 51,3%) характеризовались самостоятельной организацией активного семейного отдыха средствами физической рекреации по окончании действия программы. В контрольной группе подобных позитивных изменений зафиксировано не было.

Таким образом, в проведенном нами исследовании обоснован ресурсный потенциал

общеобразовательной школы и возможности его эффективного использования для физического воспитания населения по месту жительства. Реализация авторской программы организации активного семейного отдыха населения позволяет рационально организовать свободное время жителей микрорайона средствами физической рекреации, способствует улучшению их самочувствия, укреплению здоровья, формированию мотивации к активному отдыху, к физической культуре и в целом - к ведению здорового образа жизни.

Литература:

1. Путин В.В. Наша основная задача - развитие массовой физической культуры и массового спорта среди молодежи и детей: стенограмма беседы В.В. Путина с В.Л. Мутко, 4 июля 2008 г. URL: http://www.rosnation.ru/mdex.php?D=247.

2. Хакунов Н.Х. Формирование базовой физической культуры личности в учебных заведениях. Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. 152 с.

3. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. URL: http: //www .sportspravka.com/main.mhtml ?Part=356.

4. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы. URL: http: //www .sportspravka.com/mam.mhtml?Part=356.

5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.

6. Рыжкин Ю.Е. Физическая рекреация в сфере досуга человека // Теория и практика физической культуры. 2002. №5.

7. Голов А.А. Кумулятивные процессы, ресурсный подход и тайна высокого профессионализма. URL: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10872.html

8. Шебек С. Ресурсы: квалификация и классификация. URL:

http://www.finansy.ru/st/post 1267947534.html

References:

1. Putin V.V. Our main task - to develop mass physical culture and sports among young people and children: transcript of the conversation between V. V. Putin and V.L. Mutko, July 4, 2008.URL: http://www.rosnation.ru/index.php7D=247

2. Khakunov N.Kh. Formation of basic physical culture of personality in educational institutions. Maikop: Publishing House of ASU, 2007. 152 p.

3. The strategy of development of physical culture and sports up to 2020. URL: http://www.sportspravka.com/main.mhtml7Part=356.

4. Federal Target Program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006 - 2015". URL: http://www.sportspravka. com/main.mhtml7Part=356.

5. Kuramshin Y.F. Theory and methods of physical culture: a textbook. M.: Sov. Sports, 2004. 464p.

6. Ryzhkin Y.E. Physical recreation in leisure time of a person // Theory and Practice of Physical Culture. 2002. - №5.

7. Golov A.A. Cumulative processes, resource-based approach and secrets of professionalism. URL: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalos/pases/10872.html

8. Shebek S. Resources: qualification and classification. URL: http://www.finansy.ru/st/post 1267947534.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.