11. Volodin A. A., Bondarenko N. G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «Organizatsionno-peda-gogicheskie usloviya», Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki, 2014, no. 2, available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya. (In Russian)
Карпенко Леонид Александрович, преподаватель ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум», главный региональный эксперт WSR по компетенции «Электроника», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Karpenko L. A., lecturer, Chelyabinsk radio engineering college, chief regional expert WSR of "Electronics" competence, Chelyabinsk, e-mail: chrt74@ gmail.com
Сведения для цитирования: Малиновский, Е. С. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности педагогического коллектива профессиональной образовательной организации [Текст] / Е. С. Малиновский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 59-63.
УДК 377 ББК 74.57
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е. С. Малиновский
Реализация инновационного проекта на базе профессиональной образовательной организации затрагивает все стороны ее функционирования, заставляет пересмотреть все имеющиеся возможности и ресурсы, не только материально-техническую базу, но и кадровый потенциал, финансовые возможности, систему управления. В статье описан опыт организации ресурсного обеспечения инновационной деятельности педагогического коллектива.
Ключевые слова: инновации, ресурсное обеспечение инновационной деятельности.
В настоящее время система среднего профессионального образования находится в состоянии бурного развития инновационной деятельности. Одним из важных условий для прогрессивного внедрения инноваций в образовательный процесс является полное понимание руководителем и педагогическим коллективом всей их важности и перспективности для образовательной организации. Главная задача управления — создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности всех участников инноваций, направить на реализацию инновационного проекта все необходимые ресурсы.
Ресурсное обеспечение инновационной деятельности в условиях профессиональной образовательной организации включает в себя нормативное обеспечение, организацию управления, кадровое, материально-техническое, на-
учно-методическое, финансово-экономическое обеспечение, социальный ресурс [1].
К нормативному обеспечению относятся нормативные документы различных уровней, регламентирующие педагогическую деятельность по разработке, апробации и внедрению инноваций в деятельность профессиональной образовательной организации (федеральные, областные, отраслевые нормативные акты, нормативные акты локального характера).
Важным аспектом в реализации инновационного проекта является создание системы управления инновационной деятельностью педагогического коллектива — совокупности индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций. Как показал практический опыт, для координации деятельности всех участников инновационного
проекта целесообразно создание координационного совета, в состав которого могут входить руководители, председатели цикловых комиссий и преподаватели, имеющие опыт педагогического исследования, ученые, представители социальных партнеров. Основными формами деятельности педагогического коллектива по принятию управленческих решений инновационного характера являются педагогический совет, методический совет, заседания цикловых комиссий.
С целью формирования содержания инновационной деятельности, реализации инноваций в образовательном пространстве колледжа создаются временные творческие коллективы (далее — ВТК) из числа преподавателей, мастеров производственного обучения, сотрудников колледжа. В контексте инновационного проекта по формированию системы непрерывного образования на основе компетентностного подхода на базе Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова основными направлениями деятельности ВТК были определены: теоретическая разработка модели системы непрерывного образования, требований к разработке, содержанию и оформлению образовательных программ, организация взаимодействия с социальными партнерами и др.
Основным ресурсом инновационной деятельности являются кадры — педагогические работники и сотрудники колледжа.
Оценка кадрового ресурса профессиональной образовательной организации осуществляется по различным основаниям: возраст педагогических работников, стаж работы, уровень образования, уровень квалификации педагогических работников, иные профессиональные различия. Необходимо обратить особое внимание на системность инновационной работы педагогического коллектива и готовность педагогических работников к реализации инноваций [2; 3], поскольку в условиях инновационной деятельности необходимо глубоко изучать научную, специальную литературу, нормативную документацию, проводить в диалоге обсуждение обнаруженных проблем, достигать консенсуса в разрешении проблемных вопросов.
В колледже сформирована система повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации инновационной деятельности, реализации образовательных программ в системе непрерывного образования, современных тенденций в системе профессионального образования. Она включает в себя:
- обязательное повышение квалификации в соответствии с требованиями ФЗ «Об образо-
вании в Российской Федерации» один раз в три года в форме курсов или стажировки;
- повышение квалификации на базе колледжа в форме посещения методических совещаний, практических семинаров, мастер-классов, заседаний временных творческих коллективов, цикловых комиссий, научно-практических конференций;
- самообразование.
Для поддержки и развития активной инновационной деятельности педагогических работников и сотрудников колледжа создана система мотивации: стимулирование и выплаты по результатам инновационной деятельности. Новой формой является грантовая поддержка инновационной деятельности преподавателей — финансирование внедрения инновационных предложений в практику образовательной деятельности колледжа.
Практический опыт показал, что такой подход к кадровому обеспечению позволяет достигнуть максимально эффективных результатов инновационной деятельности.
Отметим, что для достижения целей инновационной деятельности необходимо современное материально-техническое обеспечение, которое включает в себя материально-техническую базу, программно-техническое, информационное обеспечение, необходимое для эффективного внедрения инновационных продуктов. Так, для реализации дополнительных образовательных программ требуется приобретение программного обеспечения, учебного оборудования, приборов. Примером может служить приобретение учебного оборудования, в частности конструктора «Агёшпо», для реализации дополнительной образовательной программы по изучению работы микроконтроллеров, инициатором которой выступили сами обучающиеся. Это оборудование используется также для организации НОУ, выполнения дипломных проектов и даже в работе других кружков (например, кружка ландшафтного дизайна).
Научно-методический ресурс инновационной деятельности профессиональной образовательной организации включает в себя:
- научное обоснование ключевых идей (методические подходы, основные положения педагогической, психологической теории, теории научно-исследовательской, инновационной деятельности и др.);
- методическое, учебно-программное обеспечение [учебники, учебные, методические пособия, методические указания по выполнению лабораторных (практических) работ, курсовых,
дипломных проектов, методические рекомендации по управлению учебно-познавательной деятельностью, самостоятельной работой и др.];
- педагогические технологии, методики, методы, приемы, средства реализации образовательного процесса (информационные технологии, коммуникативные технологии, кейс-метод, метод портфолио и др.);
- средства контроля и диагностики (анкеты, опросники, тестовые материалы, критерии оценки, их показатели и др.).
Финансово-экономическое обеспечение реализации инновационной деятельности. Финансирование реализации образовательных программ в системе непрерывного образования на основе компетентностного подхода осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Социальный ресурс — потенциальные возможности всех участников образовательного процесса [профессиональная образовательная организация, обучающиеся, их родители, население города (как потенциальные потребители образовательных услуг), работодатели, орга-
ны власти, организации различных сфер жизнедеятельности общества], направленные на повышение его эффективности. Развитие связей социального партнерства в осуществлении образовательной деятельности должно затрагивать основные направления деятельности профессиональной образовательной организации: учебный процесс, воспитательный процесс, организацию практического обучения, досуговой деятельности обучающихся и др., повышение квалификации педагогических коллективов, реализацию научной, научно-методической, научно-исследовательской деятельности и т. д.
Формами взаимодействия могут выступать совместные мероприятия, встречи, стажировки, консультации, экскурсии, выставки, конференции, акции. Для повышения эффективности взаимодействия целесообразно организовать работу коллегиальных органов с участием различных социальных партнеров (рис. 1).
Как показал опыт практической деятельности, в целях координации совместной работы целесообразно проводить научно-практические
Рис. 1. Коллегиальные органы с участием социальных партнеров
конференции, на которых обсуждаются актуальные вопросы подготовки кадров (например, «Кадры. Город. ЖКХ», «Развитие профессионального образования в Пластовском муниципальном районе»), совещания с руководителями предприятий и организаций, заседания совета работодателей.
На основании вышесказанного отметим, что формирование необходимого и достаточного ресурсного обеспечения инновационной деятельности профессиональной образовательной организации и правильное, рациональное управление ресурсами создает все условия для достижения эффективных результатов. В настоящее время в ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» реализация регионального инновационного проекта по фор-
мированию системы непрерывного образования на основе компетентно стного подхода показывает положительные результаты, в том числе:
- расширение спектра предоставляемых населению образовательных услуг и увеличение числа их потребителей;
- актуализация инновационного потенциала педагогических кадров, мобильность коллектива при формировании образовательных программ, ведение кадровой политики, направленной на развитие кадров, обеспечение уровня их профессионального и личного роста (более 80 % педагогических работников приняли участие в разработке и реализации образовательных программ в рамках инновационного проекта);
- увеличение количества обучающихся, занятых в кружках, секциях и творческих
объединениях, а также участников конкурсов, олимпиад, выставок;
- формирование традиций, связанных с образовательной деятельностью: проведение научно-практических конференций обучающихся ко Дню колледжа, тематических недель по специальностям, студенческих форумов и др.;
- повышение уровня образовательной культуры обучающихся колледжа, расширение диапазона познавательных интересов, понимание ими образования как деятельности, ведущей к профессиональному и социально-культурному развитию, нацеленность на дальнейшее обучение по программам профессионального образования (с каждым годом увеличивается ко -
личество выпускников, поступающих в высшие учебные заведения);
- развитие материально-технической базы колледжа в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки обучающихся;
- развитие социального партнерства с другими образовательными организациями. Так, заключены договоры о сотрудничестве со школами Копейского городского округа, на основе которых осуществляется реализация образовательных проектов (проведение совместных научно-практических конференций, мастер-классов, реализация образовательных программ профориентационной и профессиональной направленности и др.).
Библиографический список
1. Организация разработки новаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ИИрэ:// helpiks.org/6-7584.html.
2. Инновационная деятельность педагога в современных условиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah.
3. Долгова, В. Этапы инновационного процесса в образовании [Электронный ресурс] / В. Долгова. — Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/55385.
4. Борытко, Н. М. Управление образовательными системами [Текст] : учебник для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова. — Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 48 с.
5. Круглов, В. Н. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности : Кадровый аспект [Электронный ресурс] / В. Н. Круглов, С. А. Пауков // Науч.-метод. электрон. журнал «Концепт». — 2016. — Т. 49. — С. 33-41. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76631.htm.
6. Макарова, С. Э. Инновации в образовании [Электронный ресурс] / С. Э. Макарова // Современные научные исследования и инновации. — 2015. — № 1. — Ч. 3. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538.
7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика — рычаг образования [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm.
For citation: Malinovsky, E. S. Resource support of innovative activity of the pedagogical team of professional educational organization [Text] / E. S. Malinovsky // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 59-63.
RESOURCE SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE PEDAGOGICAL TEAM OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
E. S. Malinovsky
The implementation of an innovative project on the basis of a professional educational organization affects all aspects of its functioning, makes it necessary to revise all the available opportunities and resources, not only the material and technical base, but also human resources, financial capabilities, management system. The article describes the experience of organizing the resource support of the innovative activity of the teaching staff.
Key words: innovations, resource support of innovation.
References
1. Organizatsiya razrabotki novatsiy, available at: https://helpiks.org/6-7584.html. (In Russian)
2. Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagoga v sovremennykh usloviyakh, available at: http://www.infor-mio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah. (In Russian)
3. Dolgova V. Etapy innovatsionnogo protsessa v obrazovanii, available at: http://gisap.eu/ru/ node/55385. (In Russian)
4. Borytko N. M., Solovtsova I. A. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: uchebnik dlya studen-tov ped. vuzov , Volgograd : Izd-vo VGIPK RO, 2006, 48 p. (In Russian)
5. Kruglov V. N., Paukov S. A. Resursnoe obespechenie innovatsionnoy deyatel'nosti: Kadrovyy aspect, Nauch.-metod. elektron. zhurnal «Kontsept», 2016, T. 49., pp. 33-41, available at: http:// e-koncept.ru/2016/76631.htm. (In Russian)
6. Makarova S. E. Innovatsii v obrazovanii, Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2015 no. 1., Ch. 3., available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538. (In Russian)
7. Khutorskoy A. V. Pedagogicheskaya innovatika — rychag obrazovaniya, available at: http:// eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm. (In Russian)
Малиновский Евгений Станиславович, Malinovsky E. S., director, Khokhryakov Kopei-
директор ГБПОУ «Копейский политехнический sk polytechnic college, Chelyabinsk region, Kopeisk,
колледж им. С. В. Хохрякова», Челябинская обл., e-mail: [email protected] г. Копейск, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Типушкова, Н. В. К проблеме готовности педагогических работников к деятельности в условиях реализации инновационного проекта [Текст] / Н. В. Типушкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 63-67.
УДК 377 ББК 74.57
К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Н. В. Типушкова
Инновационный потенциал педагогического коллектива — это совокупность социокультурных и творческих характеристик, которые выражаются в готовности педагогических работников совершенствовать педагогическую деятельность. Наличие инновационного потенциала связано со способностью продуцировать (создавать) новые идеи, а главное — моделировать их в практической деятельности.
Ключевые слова: инновационный процесс, готовность к инновационной деятельности, инновационная деятельность педагогических работников.
Важнейшим средством обновления и модернизации профессионального образования являются инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях. Инновационная педагогическая деятельность требует новых подходов в организации научно-методической работы в профессиональных образовательных организациях. Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от системы управления и эффективности каждой ее подсистемы.
Следует учитывать, что термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки [1]. Инновационный процесс в образовании — процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязин-ский). Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т. И. Шамо-ва). Инновационный процесс в образовательном учреждении — комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.).