Научная статья на тему 'Инновационное развитие профессиональной образовательной организации'

Инновационное развитие профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1044
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский Евгений Станиславович, Антропов Владимир Алексеевич

В статье рассмотрен опыт инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации, проанализированы основные пути развития учреждения с учетом инновационной составляющей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малиновский Евгений Станиславович, Антропов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of professional educational organizations

The article describes the experience of innovative activity in professional educational organizations, analyzes the main ways of development of the institutions, taking into account the innovation component.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие профессиональной образовательной организации»

4 |

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Инновационное развитие профессиональной образовательной организации

МАЛИНОВСКИЙ Евгений

Станиславович,

директор Копейского политехнического колледжа имени С. В. Хохрякова, г. Копейск,

Челябинская область

В'

;

Аннотация

В статье рассмотрен опыт инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации, проанализированы основные пути развития учреждения с учетом инновационной составляющей

Ключевые слова:

инновационная деятельность образовательных организаций СПО, непрерывное образование, региональная площадка по реализации инновационного проекта

АНТРОПОВ

Владимир Алексеевич,

доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Урaльского госудaрствен-ного университета путей общения, Екатеринбург

настоящий момент в Российской Федерации происходит активная фаза модернизации образования, в том числе и системы среднего профессионального образования. Образование как один из ключевых компонентов социокультурной системы вынуждено адаптироваться к новым условиям, при которых невозможно сохраниться, не внедряя нового и не совершенствуя процесс управления им. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» заложил основы для инновационной деятельности в профессиональных образовательных организациях, определил ее юридическую и организационную форму [1]. Главным стержнем инновационного механизма является понимание руководителем образовательной организации необходимости инновационного пути.

К этому выводу нас подводит Стратегия инновационного развития России до 2020 года, в которой одной из основных задач утверждается необходимость развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций [2]. В связи с этим в образовательных организациях системы среднего профессионального образования возрастает потребность в проведении ряда мероприятий, направленных на создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в секторы экономики, определяющие ее инновационное развитие.

Как известно, инновационная деятельность — это деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [3].

Исходя из этого понимания, нами выделяются следующие инновационные направления в сфере профессионального образования:

- совершенствование научно-педагогического процесса на базе разумного сочетания законов профессионального образования и законов расширенного воспроизводства [4];

- развитие инфраструктуры научно-педагогического процесса подготовки кадров, прежде всего его учебно-методического обеспечения [5];

- переосмысление организационно-правового обеспечения, исходя из необходимости понимания новой роли среднего профессионального образования в соответствии с принятием нового закона об образовании;

- совершенствование механизмов финансово-экономического и материально-технического обеспечения системы среднего профессионального образования [6].

Инновационным следует считать и формирование современной модели личности и деятельности преподавателя колледжа, все в большей степени играющего роль тьютора, а не «светоча знаний».

Наработки по всем этим направлениям идут как в режиме теоретического осмысления, так и в виде экспериментальной апробации на базе созданных инновационных площадок в образовательной организации с привлечением к участию в них максимального количества педагогических работников.

Анализ развития в регионе инновационной деятельности образовательных организаций СПО показал устойчивую положительную динамику. Так, в 2001 году в Челябинской области действовала одна региональная инновационная площадка, в 2007-м — уже шесть, а в 2014-м — 18. Спектр исследований на них достаточно широкий. Так, на базе Челябинского колледжа информационно-промышленных технологий и художественных промыслов реализуется тема «Создание технологий, реализуемых на основе корпоративных учебно-производственных центров и индивидуально-массовых форм обучения в образовательных учреждениях, а в Южно-Уральском многопрофильном колледже — «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов учреждения среднего профессионального образования, обучающихся по специальности технического профиля [7].

Ключевой проблемой в инновационной деятельности Копейского политехнического колледжа имени С. В. Хохрякова стала разработка и реализация системы непрерывного образования на основе компетентностного подхода.

Наличие экспериментальной площадки предполагает системность инновационной работы всего педагогического коллектива и готовность педагогических работников к реализации инноваций, поскольку в условиях инновационной деятельности необходимо глубоко изучать научную, специальную литературу, нормативную документацию, проводить в диалоге обсуждение обнаруженных проблем, достигать консенсуса в разрешении проблемных вопросов.

Особое значение все это приобретает в период оптимизации деятельности профессиональных образовательных организаций. Так, Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова был создан в 2013 году на базе трех учреждений среднего профессионального образования: Копейского горноэкономического колледжа, Копейского профессионального техникума имени С. В. Хохрякова и профессионального училища №134 (г. Пласт). В настоящий

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

момент в колледже обучаются 1987 человек, из них 1580 — по очной форме обучения.

Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова осуществляет образовательную деятельность по 17 программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих по укрупненным группам: Техника и технология строительства; Информатика и вычислительная техника; Электро- и теплоэнергетика; Машиностроение; Прикладная геология, горное дело, нефтяное дело и геодезия; Экономика и управление.

Открытая в 2014 году на базе колледжа региональная площадка по реализации инновационного проекта позволила не только определить новые подходы к функционированию системы непрерывного образования, но и проанализировать всю деятельность коллектива колледжа, внести изменения в управление инновационным поведением его членов.

Практический опыт показал, что достигнуть максимально эффективных результатов будет возможно, если разделить педагогический коллектив на творческие коллективы (методические объединения), которые разрабатывали бы определенное направление инновационного проекта. В результате деятельности таких групп была осуществлена теоретическая разработка вопроса функционирования системы непрерывного образования на базе ПОО (созданы модели траекторий развития абитуриента, обучающегося, выпускника, внедрено более 80 инновационных дополнительных образовательных программ, в том числе по углубленному изучению дисциплин, гражданскому, патриотическому воспитанию, творческому развитию, адаптации обучающихся, подготовке к участию в научно-исследовательской деятельности, олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства и др.). Кроме того, был получен опыт практической реализации инновационных проектов педагогических работников.

Одним из таких проектов стал проект по внедрению идей бережливого производства в практическую подготовку обучающихся колледжа. Была разработана и внедрена в учебный процесс образовательная программа по основам бережливого производства, на базе мастерских колледжа были созданы соответствующие стенды, иллюстирирующие производственные ситуации.

Другим направлением реализации инновационных проектов стала про-фориентационная деятельность, рассматриваемая нами как неотъемлемая часть системы непрерывного образования. Преподавателями колледжа разработана и внедряется система работы со школами с 6 класса на основе двухчасовых программ общения со школьниками. В 2017 году колледжем реализуется общегородской проект популяризации рабочих профессий «Профессиональные кадры Копейска». Согласие на участие в проекте дали 33 организации Копейского городского округа: предприятия, органы местного самоуправления, СМИ, союзы предпринимателей, государственные и муниципальные учреждения образования, культуры, спорта, занятости, молодежи.

В рамках инновационного проекта значительное внимание уделяется социальному партнерству как необходимому условию повышения эффективности подготовки обучающихся колледжа. В качестве инновационного проекта педагогическим коллективом колледжа предложена к реализации Программа взаимодействия с предприятиями (утверждена 1 сентября 2016 года). Главной задачей Программы является переход на новые уровни взаимоотношения колледжа с работодателями с учетом необходимости вне-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

дрения практико-ориентированной дуальной модели обучения. Реализация программы позволит создать инновационный механизм участия социальных партнеров в жизнедеятельности колледжа через создание и деятельность совета работодателей в Копейске и Пласте, новые формы совместной работы по организации практики и т.п.

Компетентностный подход позволил рассмотреть воспитательную деятельность как важную часть системы непрерывного образования. Мотивация педагогических работников колледжа к инновационному поведению позволила в значительной степени повысить эффективность кружковой работы, управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, техническим творчеством. Так, инновационным предложением стала идея открытия спортивного студенческого клуба «Олимп» (действует с 1 сентября 2016 года). Соединение инициативы преподавателей и управленческого решения позволило систематизировать в колледже всю спортивную внеучеб-ную работу с обучающимися.

В течение трех лет функционирования инновационной площадки на базе колледжа проведено 7 научно-практических конференций, в том числе с участием школьников Копейского городского округа (обобщенный опыт представлен в 22 номерах журнала «Инновационное развитие колледжа»).

Инновационное развитие профессиональной образовательной организации требует и от руководителя, и от педагогических работников инновационного поведения, т.е. «активного систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение — это максимальное развитие индивидуальности. Чтобы быть новатором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности» [8].

Инновационное поведение может проявляться и в определении перспектив деятельности. Так, по завершении деятельности инновационной площадки в колледже были проведены две научно-практические конференции:

- с международным участием — «Непрерывное образование как мировая тенденция», в которой приняли участие представители Германии, Луганской народной республики, многих городов Челябинской области и города Москвы;

- педагогических работников колледжа — «Система непрерывного образования на основе компетентностного подхода: опыт реализации на базе профессиональной образовательной организации».

Дальнейшая инновационная работа педагогического коллектива будет направлена на реализацию инновационных проектов в сфере оценки качества образования, профориентации, внедрения новых педагогических технологий и методов обучения, систематизации кадровой политики, создания Регионального специализированного центра компетенций по профессии автомаляр. С 1 сентября 2017 года на базе колледжа открываются основные профессиональные образовательные программы из числа наиболее востребованных специальностей и профессий среднего профессионального образования Т0П-50, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Для эффективной реализации идей, сформированных по итогам деятельности инновационной площадки, с 1 сентября 2017 года на базе Ресурсного центра колледжа начнет работу Многофункциональный центр прикладных квалификаций, который позволит продолжать траектории развития выпускника после освоения ими основной профессиональной образовательной программы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Эффективность выполнения определенных действий на различных стадиях инновационного процесса в профессиональной образовательной организации СПО во многом зависит от субъектов управления, их способности осуществлять принятые управленческие решения с целью успешного внедрения инноваций.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // URL: http://fcpsr.ru/images/2017/ йосите^/погтайука/Федеральный_закон_от_29.12.2012_273-Ф3.рй£

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Консорциум КОДЕКС. Библиотека правовой и научно-технической документации [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/902317973.

3. Антропов В. А. Инновации в профессиональном образовании: вопросы для дискуссии // Вестник УрГУПС. — 2013. — №2. С. 78-83.

4. Антропов В. А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. — 103 с.

5. Антропов В.А., Антропова И. П. Разработка концепции формирования учебно-методического комплекса / Актуальные проблемы управления персоналом в условиях социально-экономической модернизации страны: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 апр. 2012 г.). — Ч. 2. / Под общ. ред. О. В. Охотникова. — Екатеринбург: УрФУ 2012. — 284 с.

6. Конова Т.А., Антропов В.А., Нестеров В. Л. Научно-методические основы организации материально-технического обеспечения подготовки кадров для нужд железнодорожного транспорта: Монография. — Екатеринбург: УрГУПС, 2015. — 211 с.

7. Система среднего профессионального образования Челябинской области: По пути инноваций / Под ред. Е. П. Сичинского. — Челябинск: Издательство ЧИРПО, 2015.

8. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2008. — 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.