Научная статья на тему 'Инновационный проект "внедрение идей бережливого производства в образовательный процесс ГБПОУ “Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова”"'

Инновационный проект "внедрение идей бережливого производства в образовательный процесс ГБПОУ “Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова”" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / LEAN PRODUCTION / SOCIAL PARTNERSHIP / ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зязева Ольга Дмитриевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения идей бережливого производства в образовательный процесс колледжа. Раскрывается ряд аспектов бережливого производства в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зязева Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROJECT “IMPLEMENTATION OF IDEAS OF CAREFUL PRODUCTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF KHOKHRYAKOV KOPEISK POLYTECHNIC COLLEGE”

The article deals with topical issues of introducing ideas of lean manufacturing in the educational process of the college. Some aspects of lean manufacturing in college are revealed.

Текст научной работы на тему «Инновационный проект "внедрение идей бережливого производства в образовательный процесс ГБПОУ “Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова”"»

MODEL OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION ON THE BASIS OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE CONDITIONS OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

S. K. Angelovskaya

Accelerating the pace of change of production technologies in the modern economy leads to an increase in the gap between the qualifications obtained by graduates of professional educational organization secondary vocational education, and the requirements of employers, which, in turn, actualizes the development of continuing education. The article analyzes the experience of the implementation on the basis of professional educational organization of the system of continuous education based on the competence approach.

Key words: system of continuous education based on the competence approach, formal education, non-formal education, informal education, trajectories of education.

References

1. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon [prinyat Gos. Dumoi 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.], available at: Konsul'tantPlyus. (In Russian)

2. Kontseptsiya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda, available at: http://www.dpo-edu.ru. (in Russian)

3. Zeyer E. F., Zavodchikov D. P., Zinnatova M. V., Lebedeva Ye. V. Individual'naya obrazovatel'naya trayektoriya kak ustanovka sub"yekta v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya, Nauchnyy dialog, 2017, no. 1. pp. 266-279. (In Russian)

4. Maksimova M. V. Innovatsionnyye podkhody k formirovaniyu uchebnoy motivatsii u studentov srednikh professional'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Rossii, Materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «21 vek: fundamental'naya nauka i tekhnologii», 2015, pp. 117-122. (In Russian)

5. Strategiya razvitiya sistem podgotovki rabochikh kadrov i formirovaniya prikladnykh kvalifikat-siy v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g., available at: Konsul'tantPlyus (In Russian)

Ангеловская Светлана Константиновна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», кандидат педагогических наук, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: [email protected]

Angelovskaya S. K., deputy director of educational and methodical work, Khokhryakov Kopeisk polytechnic college, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk region, Kopeisk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Зязева, О. Д. Инновационный проект «Внедрение идей бережливого производства в образовательный процесс ГБПОУ "Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова"» [Текст] / О. Д. Зязева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 50-54.

УДК 377 ББК 74.57

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ВНЕДРЕНИЕ ИДЕЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ГБПОУ "КОПЕЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С. В. ХОХРЯКОВА"»

О. Д. Зязева

В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения идей бережливого производства в образовательный процесс колледжа. Раскрывается ряд аспектов бережливого производства в колледже.

Ключевые слова: бережливое производство, социальное партнерство, дополнительные образовательные программы.

В настоящее время идеи lean production («лин продакшн» — «бережливое производство») обретают особую актуальность в связи с оптимизацией и необходимостью сокращения расходов на всех уровнях экономики, как в частном, так и в государственном секторе. Идеи бережливого производства признаны на мировом уровне как средство повышения национальной конкурентоспособности и экономической безопасности.

Бережливое производство — это концепция управления, которая направлена на оптимизацию всех процессов с максимальной ориентацией на рынок и с учетов мотивации каждого работника.

Lean-технологии, или технологии бережливого производства, постепенно выходят за рамки производственной сферы и внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня не подлежит сомнению тот факт, что образование является локомотивом, который определяет эффективное развитие остальных отраслей экономики. Мы уже неоднократные наблюдали положительные результаты внедрения технологий бережливого производства как за рубежом, так и в России. Обращаясь к истокам происхождения технологий бережливого производства, отметим, что родоначальником этой системы является инженер Тайити Оно, который работал в японской автомобильной компании «Toyota Motor Corporation». Именно Тайити Оно объединил все известные на то время методы эффективного производства, что позволило вывести автомобильное предприятие на новый уровень работы. Эта уникальная система получила название «Toyota Production System». С тех пор lean-технологии стали применяться в Европе и США, чуть позже — в России [1]. Изначально технологии бережливого производства применялись в промышленном производстве, затем стали использоваться также в торговле, сфере услуг, государственном управлении, здравоохранении и образовании. В научной и специальной литературе неоднократно обсуждались вопросы необходимости внедрения технологии бережливого производства в образовании [2]. Прежде всего, это связано с возможностью получения значимых и качественных результатов труда за довольно короткий срок. На наш взгляд, метод бережливого производства дает возможность развития эффективных процессов в обра-

зовании, а также позволяет выявить негативные факторы в системе образования.

Использование идей бережливого производства применительно к образовательному процессу представляет немалый интерес. И для эффективной оптимизации образовательных процессов среднего профессионального учебного заведения необходимо ориентироваться на основные заинтересованные в деятельности колледжа стороны: учредителя — в лице органов исполнительной власти, студентов — потребителей образовательных услуг, работодателей — заказчиков специалистов.

Студенты являются непосредственными потребителями образовательных услуг, они хотят, чтобы полученные ими знания и навыки были востребованы в их профессиональной деятельности. По окончании обучения они рассчитывают, что их затраты на образование (временные, материальные и др.) окупятся благодаря эффективному трудоустройству. Эффективное трудоустройство выпускника выражается в его карьерном и профессиональном росте, величине заработной платы, быстрой адаптации на предприятии.

Для того чтобы выпускники могли найти хорошую работу, колледжу необходимо поддерживать тесную связь с заказчиками специалистов — работодателями, поскольку именно они определяют перечень необходимых компетенций в соответствующей профессиональной деятельности.

Работодатели — это та категория потребителей, которая диктует, какой должна быть образовательная услуга, чтобы выпускник колледжа смог максимально реализовать себя в профессиональной сфере и быть востребованным на рынке труда.

Традиционно система непрерывного профессионального образования предполагает последовательное освоение обучающимися образовательных программ, направленных на повышение или совершенствование имеющихся профессиональных знаний, умений, практического опыта.

В рамках реализации инновационного проекта мы пришли к выводу, что специалист должен не только освоить профессиональные знания и овладеть умениями, но и обладать профессиональным сознанием, во многом определяющим качество его работы.

В этой связи нами разработана дополнительная образовательная программа «Бережливое производство», которая отражает методы внедрения современной производственной кон -цепции и направлена на формирование у обучающихся способностей рациональной организации рабочего пространства.

Образовательная программа реализуется в трех направлениях:

- как самостоятельная программа дополнительного образования через дополнительные образовательные услуги;

- как элемент программ учебной, производственной практик;

- через систему внеклассных мероприятий.

В первом направлении слушателями программы могут быть представители предприятий, студенты, педагоги [3].

Во втором направлении в ходе учебной и производственной практики используется система бережливого производства 58, которая позволяет поддерживать организованность выполнения конкретной производственной ситуации с максимальным эффектом и минимальным уровнем затрат времени на подготовительно-заключительные работы [4].

За 2016/17 уч. г. обучение по данной программе прошли 47 учебных групп колледжа.

В группе ТЭО («техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования») третьего курса провели мониторинг результатов внедрения системы 58 в процесс практического обучения.

В данной группе на учебной практике в начале и в конце учебного года провели проверку организации рабочего пространства, заполнили чек-листы на каждого студента.

По окончании проверки подвели итоги: в начале учебного года рациональность организации рабочего пространства в группе составляла 65 %, в конце учебного года — 80 %.

В результате можно сделать вывод, что использование данной системы обеспечивает формирование у студентов профессионального сознания, улучшение производственных показателей, а именно:

- чистота рабочего места;

- сокращение времени на выполнение технологического задания;

- сокращение продолжительности цикла;

- увеличение рабочего пространства;

- повышение степени безопасности;

- сокращение потерь учебного времени;

- повышение надежности оборудования учебной базы;

- готовность студентов к организации рабочего пространства на производстве при прохождении производственной практики, при трудоустройстве.

В третьем направлении реализация программы «Бережливое производство» проходит через систему внеклассных мероприятий (классные часы, круглые столы с приглашение работодателей, экскурсии на предприятия, где используется система 58, и др.).

Для мастерских колледжа разработана наглядная агитация по бережливому производству, призывающая держать в чистоте свое рабочее место.

Необходимо отметить, что для успешного внедрения данной образовательной программы нами сделано следующее:

- разработана дорожная карта реализации внедрения системы 58 в процесс практического обучения в колледже;

- разработан чек-лист проверки внедрения концепции 58 в процесс практического обучения;

- проведено обучение педагогов.

В разработке данной программы активно принимали участие работодатели, у которых на предприятии работает система «Бережливое производство». С работодателями проводились различные мероприятия в виде встреч, круглых столов, совета работодателей на тему «Организация современного производства: "бережливое производство"», на котором выступали представители наших социальных партнеров: ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» и АО «Копейский машиностроительный завод». Представители предприятий поделились опытом внедрения бережливого производства на предприятии, затем обсуждали вопрос об актуальности изучения в образовательном процессе бережливого производства, о внедрении системы 58 в программы практики [3].

На совете работодателей присутствовали руководители предприятий, студенты колледжа, учащиеся школ.

Обучение педагогов проходило в процессе проведения методических совещаний с присутствием представителей предприятий, на которых реализуется система 58, педагогического совета, совещания по практике и в процессе работы творческой группы по реализации программы.

Таким образом, обучив педагогов, разработав образовательную программу, проанализировав ее внедрение в разных формах, мы можем сделать выводы, что реализация образовательной программы идет успешно.

Библиографический список

1. Волкова, И. А. Отраслевые особенности внедрения системы бережливости [Текст] / И. А. Волкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2016. — № 3(36). — С. 21-25.

2. ГОСТ Р 56020-2014. Бережливое производство : Основные положения и словарь [Текст]. — М. : Стандартинформ, 2014. — 33 с.

3. LEAN : Бережливое производство : практическое руководство по внедрению [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/docs/lean.pdf.

4. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kpk74.ru/images/kpk/studentu/praktika_i_trudoustroistvo/polojenie_po_ praktike_2015_2016.pdf.

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

6. Волкова, И. А. Повышение качества образования на основе применения бережливых технологий [Текст] / И. А. Волкова // Новые технологии оценки качества образования : сб. материалов XI Форума экспертов в сфере профессионального образования. — М. : Гильдия экспертов в сфере проф. образования, 2016. — С. 219-225.

7. Вумерк, Д. П. Бережливое производство : Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании [Текст] / Д. П. Вумерк, Д. Т. Джонс. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2004.

8. Васильев, В. Л. Бережливое производство в высшей школе : Новые задачи [Текст] / В. Л. Васильев, М. М. Ганиев // Компаньон. — 2011. — № 3 (11). — С. 88-93.

9. Кондратьев, Э. В. Фундаментализация знаний бережливого производства в высшей школе [Текст] / Э. В. Кондратьев, К. В. Новиков // Менеджмент в социальных и экономических системах : сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конференции. — Пенза : Пензенский гос. ун-т архитектуры и строительства ; Межотраслевой науч.-информац. центр. — 2014. — С. 39-42.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgos.ru.

11. Концепция «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/production_management/ files/koncepciya-berejlivyj.html.

12. Клочков, Ю. П. Применение концепции Lean для повышения производительности труда на примере ОАО «КАМАЗ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mpt.tatarstan.ru/ rus/info.php?id=392034.

13. Официальный сайт Института комплексных стратегических исследований [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf762.pdf.

For citation: Zyazeva, O. D. Innovative project "Implementation of ideas of careful production in the educational process of Khokhryakov Kopeisk polytechnic college" [Text] / O. D. Zyazeva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 50-54.

INNOVATIVE PROJECT "IMPLEMENTATION OF IDEAS OF CAREFUL PRODUCTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF KHOKHRYAKOV KOPEISK POLYTECHNIC COLLEGE"

O. D. Zyazeva

The article deals with topical issues of introducing ideas of lean manufacturing in the educational process of the college. Some aspects of lean manufacturing in college are revealed.

Key words: lean production, social partnership, additional educational programs.

References

1. Volkova I. A. Otraslevye osobennosti vnedreniya sistemy berezhlivosti, Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2016, no. 3(36), pp. 21-25. (In Russian)

2. GOST R 56020-2014. Berezhlivoe proizvodstvo: Osnovnye polozheniya i slovar' Moskva: Standartinform, 2014, 33 p. (In Russian)

3. LEAN : Berezhlivoe proizvodstvo : prakticheskoe rukovodstvo po vnedreniyu, available at: http://www.up-pro.ru/docs/lean.pdf. (In Russian)

4. Polozhenie o praktike obuchayushchikhsya, osvaivayushchikh osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, available at: http://kpk74.ru/ images/kpk/studentu/praktika_i_trudoustroistvo/polojenie_po_praktike_2015_2016.pdf. (In Russian)

5. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon : [prinyat Gos. Dumoy 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.], available at: Konsul'tantPlyus. (In Russian)

6. Volkova I. A. Povyshenie kachestva obrazovaniya na osnove primeneniya berezhlivykh tekh-nologiy, Novye tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniya: sb. materialov XI Foruma ekspertov v sfere professional'nogo obrazovaniya, 2016, pp. 219-225. (In Russian)

7. Vumerk D. P. Berezhlivoe proizvodstvo : Kak izbavit'sya ot poter' i dobit'sya protsvetaniya vashey kompanii, Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2004. (In Russian)

8. Vasil'ev V. L., Ganiev M. M. Berezhlivoe proizvodstvo v vysshey shkole: Novye zadachi, Kompan'on, 2011, no. 3 (11), pp. 88-93. (In Russian)

9. Kondrat'ev E. V., Novikov K. V. Fundamentalizatsiya znaniy berezhlivogo proizvodstva v vy-sshey shkole, Menedzhment v sotsial'nykh i ekonomicheskikh sistemakh: sb. statey VI Mezhdunar. nauch.-prakt. Konferentsii, 2014, pp. 39-42. (In Russian)

10. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty, available at: http://fgos.ru. (In Russian)

11. Kontseptsiya «Berezhlivyy region» v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge — Yugre, available at: http://www.up-pro.ru/library/production_management/files/koncepciya-berejlivyj.html. (In Russian)

12. Klochkov Yu. P. Primenenie kontseptsii Lean dlya povysheniya proizvoditel'nosti truda na primere OAO «KAMAZ», available at: http://mpt.tatarstan.ru/rus/info.php?id=392034. (In Russian)

13. Ofitsial'nyy sayt Instituta kompleksnykh strategicheskikh issledovaniy, available at: http:// www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf762.pdf. (In Russian)

Зязева Ольга Дмитриевна, руководитель производственной практики ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: kpk107@ mail.ru

Zyazeva O. D., head of industrial practice, Khokhryakov Kopeisk polytechnic college, Chelyabinsk region, Kopeisk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Карпенко, Л. А. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia : Опыт ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» [Текст] / Л. А. Карпенко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 54-59.

УДК 377 ББК 74.57

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS RUSSIA: ОПЫТ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Л. А. Карпенко

В статье обозначены актуальность и проблемы проведения итоговой государственной аттестации выпускников системы среднего профессионального образования, представлено авторское видение решения проблемы на основе опыта проведения дeмoнcтpaционного экзамена по стандартам WorldSkills Russia на базе ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.