Участие работодателей в разработке
образовательных программ и требований к профессиональным и личным компетенциям студентов
Закрепление работодателями наставников за обучающимися на производстве
Дуальная модель
Прохождение практической части обучения на рабочем месте на производстве
Разработка и утверждение типовых нормативных документов
Рис. 4. Механизмы практико-ориентированной (дуальной) модели обучения
- участие работодателей в разработке образовательных программ и требований к профессиональным и личным (в том числе общекультурным и общепрофессиональным) компетенциям студентов;
- прохождение практической части обучения на рабочем месте на производстве;
- закрепление работодателями наставников за обучающимися на производстве, наличие корпоративных стимулов для наставников ( а-териальное и нематериальное вознаграждение);
- разработка и утверждение типовых нормативных документов, обеспечивающих внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в субъекте Российской Федерации [2] (трехсторонние договоры).
В настоящее время подготовлен договор о социальном партнерстве Первомайского техникума и ЗАО «Русская медная компания» в обучении кадров. Прогнозируется потребность компании в востребованных специалистах. На рабочих встречах с руководством компании обсуждаются вопросы перспективного сотрудничества (рис. 5). В текущем году техникум лицензировал ряд специальностей, которые входят в ТОП-50 для Челябинской области.
Рис. 5. Перспективы сотрудничества
Учитывая специфику предприятия, мы готовы предоставить услуги по подготовке, переподготовке кадров, по организации курсов повышения квалификации.
Библиографический список
1. В Челябинской области внедрят стандарт кадрового обеспечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/178649420779520.html.
2. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload/iblock/c73/Standart_KPR_upd.pdf.
3. Алешина, О. Г. Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами [Текст] / О. Г. Алешина // Педагогика : традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 32-34.
УДК 377 Е. С. Малиновский, директор Копейского
политехнического колледжа (КПК) им. С. В. Хохрякова, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с актуализацией инновационного потенциала образовательного учреждения, то есть ресурсов, необходимых и достаточных для реализации на практике ключевых идей регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
Ключевые слова: инновационный потенциал профессиональной образовательной организации, кадровая политика, модернизация образовательного пространства.
Достаточно важным и актуальным в настоящее время является вопрос развития кадрового потенциала промышленных предприятий. Недостаток квалифицированных кадров является одним из сдерживающих факторов развития промышленного производства. Именно поэтому в практику подготовки специалистов внедряется региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, предусматривающий подготовку кадров для промышленности на основе международных стандартов, реализацию механизмов практико-ориентированного (дуального) образования.
Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [1] предлагает принципиально новые подходы к организации профессионального образования, определяя в качестве точек роста и движения ключевые элементы: реализацию практико-ориентиро-ванной модели обучения, изменение подходов в профориентационной работе, прогнозирование потребности в кадрах, внедрение независимой оценки и повышение компетенций педагогических работников.
Ожидается, что при введении новых подходов во взаимоотношения между заинтересованными сторонами — губернатором, правительством, министерством, образовательными организациями, предприятиями — произойдет переформатирование работы профессиональных образовательных организаций, а именно: образовательные организации и бизнес станут партнерами в подготовке кадров, объединят свои ресурсы с целью получения максимально эффективного результата в развитии экономики как региона, так и государства в целом.
На наш взгляд, процессы внедрения регионального стандарта затронут все стороны функционирования образовательных организаций, заставят пересмотреть все имеющиеся возможности и ресурсы, не только материально-техническую базу, но и кадровый потенциал, финансовые возможности, систему управления.
В этой связи есть необходимость поднять вопрос об актуализации инновационного потенциала образовательной организации, т. е. поиска и развития нераскрытых возможностей, дополнительных путей движения, интеграции подвижных гибких компонентов, обеспечивающих ее адаптивность и динамичность.
Одной из ключевых задач является формирование работоспособного коллектива единомышленников, готовых и способных к внедрению инноваций.
Последние три года коллектив Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова активно занимается модернизацией образовательного пространства с учетом современных тенденций.
С 2014 г. на базе колледжа действует инновационная площадка на тему «Разработка и реализация системы непрерывного образования на основе компетентностного подхода». Образовательный процесс рассматривается как система взаимосвязанных образовательных программ: профориентационных, воспитательных, развивающих, спортивных, патриотических, профессиональных.
Благодаря их реализации подготовка к конкурсам профессионального мастерства формата WorldSkШs, классные часы, внеучебная спортивная и творческая деятельность, профессиональная ориентация, профилактика, кружковая работа превратились из системы отдельных мероприятий в составную часть траекторий развития личности абитуриентов, обучающихся колледжа и выпускников.
Достоинствами данных образовательных программ являются возможность адаптации содержания к любому возрасту, свободное планирование количества часов, использование разнообразных форм реализации. Примером может служить образовательная программа «Инженерные решения в архитектуре», направленная на развитие проектных умений у студентов специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Программа рассчитана на 96 часов и реализуется в форме кружковой работы. В ходе занятий студенты разрабатывают самостоятельные проекты зданий и изготавливают их макеты, что позволяет развивать не только профессиональные компетенции, но и творческий потенциал личности.
В итоге выстроенная в колледже образовательная траектория обучающегося обеспечивает его личностный и профессиональный рост с учетом индивидуальных особенностей [2].
Не менее важным направлением является изменение подходов к содержанию и формам профориентационной работы с той целью, что-
бы в колледж приходили мотивированные на будущую профессиональную деятельность абитуриенты.
В колледже в рамках реализации инновационного проекта разработаны образовательные программы для учащихся школ, которые позволяют в течение нескольких лет предлагать школьникам актуальную информацию о востребованных в городе и регионе профессиях, состоянии экономического развития, требованиях к личным и профессиональным качествам специалистов.
Итоги такой работы видны по набору на специальность «подземная разработка полезных ископаемых». С 2012 по 2015 г. набора на данную специальность не было, несмотря на высокую потребность предприятия в специалистах. Благодаря системной профориентаци-онной работе в 2016 г. был осуществлен набор в количестве 22 человека. Отметим также в качестве результата реализации образовательных программ профориентационной направленности увеличение конкурса на обучение в колледже по профессии «автомеханик» до двух человек на место.
Из вышесказанного следует, что реализация предлагаемого подхода к организации профори-ентационной деятельности позволила колледжу осуществлять работу с абитуриентами на более профессиональном и результативном уровне, проводить профориентационные выставки, научно-практические конференции с участием школьников, профессиональные пробы с использованием приобретенного оборудования. Все это хорошо сочетается с идеей профессиональной навигации, заложенной в региональном стандарте.
Изменения, связанные с внедрением регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, актуализируют новые формы сотрудничества с работодателями.
На первый план, на наш взгляд, выйдут такие формы взаимодействия, которые способствуют построению открытого диалога между предприятиями и образовательными организациями.
Практика деятельности показала, что одной из таких форм являются конференции с работодателями, на которых не только обсуждаются проблемы определенной сферы экономической жизни города, региона, связанные с подготовкой кадров, но и осуществляется поиск механизмов их решения. Таким опытом для колледжа стало проведение на его базе совместной с организациями сферы ЖКХ Копейского городского
округа конференции «Кадры. Город. ЖКХ», на которой обсудили актуальные вопросы кадрового обеспечения жизненно важной сферы городского хозяйства. В ходе обсуждения была выявлена явная потребность в квалифицированных кадрах и, как следствие, открыта новая профессия «мастер ЖКХ»; внесены изменения в номенклатуру направлений подготовки в ресурсном центре колледжа.
Примером эффективного взаимодействия может служить опыт совместной работы с предприятием по добыче полезных ископаемых «Южуралзолото», расположенным в Пла-стовском муниципальном районе. В настоящий момент утверждена программа совместных действий, в которой заложены мероприятия, позволяющие не только решить проблемы обеспечения кадровых потребностей, но и внедрить и реализовать механизм дуального обучения. Результатом реализации данной программы стало возобновление подготовки кадров по очень востребованной на предприятии специальности «подземная разработка полезных ископаемых», впервые проведены совместные недели социального партнерства, готовится к открытию многофункциональный центр прикладных квалификаций с участием предприятия.
Такой подход позволяет совместно с бизнесом решать актуальные вопросы подготовки кадров на требуемом современным производством уровне. Хотя следует отметить, что до сих пор вопрос о перспективном планировании и прогнозе востребованности специалистов стоит очень остро, особенно в малых городах, к числу которых относятся Копейск и Пласт, где расположен филиал колледжа.
Отметим, что актуализация инновационного потенциала коллектива колледжа невозможна без существенных изменений в кадровой политике образовательной организации [3].
В нашем понимании кадровая политика в колледже включает в себя:
- системную деятельность по обучению педагогического и непедагогического персонала, в том числе работе на новом учебном оборудовании;
- использование «эффективных контрактов» в мотивации труда;
- внедрение системы нематериального стимулирования, в том числе программы здоровь-есбережения для сотрудников;
- содействие в реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов;
- привлечение к педагогической деятельности и мотивация молодых специалистов;
- поддержка участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства.
Важным звеном кадровой политики является переход на профессиональный стандарт педагога профессионального образования, который более четко определяет функции преподавателя и мастера производственного обучения.
Целенаправленная кадровая политика формирует готовность педагогических работников к изменениям и внедрению инноваций.
Библиографический список
Это является особенно важным при внедрении регионального стандарта: педагогическому коллективу колледжа понятны его ключевые идеи и механизмы реализации, что, в свою очередь, позволит заложить основы кадрового обеспечения промышленного роста во всей Челябинской области.
В заключение отметим, что объединение ресурсов профессиональной образовательной организации с ресурсами бизнеса и власти позволит в полной мере реализовать инновационные идеи в сфере образования.
1. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload_docs/staffing/standart_KPR.pdf.
2. Образовательная траектория [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://social_ pedagogy.academic.ru.
3. Пастюк, О. В. Кадровый менеджмент как основа управления современной образовательной организацией [Электронный ресурс] / О. В. Пастюк. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
УДК 377 Н. А. Пименова, директор Челябинского
государственного промышленно-гуманитарного техникума (ЧГПГТ) им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected] Е. В. Годлевская, доц. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В РАМКАХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: АСПЕКТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
В статье раскрывается феномен системы наставничества как ключевого элемента, обеспечивающего повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках дуальной системы обучения, реализуемой ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» и ПАО «ЧТПЗ». Выявлены противоречия, лежащие в области формирования и развития профессионально-образовательного пространства личности педагога, и намечены пути их решения. Представлена существующая на текущий момент модель повышения квалификации педагогов в рамках дуального обучения.
Ключевые слова: дуальное обучение, система наставничества, квалификация, профессионально-образовательное пространство личности.
Человечество на протяжении всего периода своего исторического развития использовало систему наставничества для передачи новых организационных форм деятельности. Однако все накопленные формы наставничества по отдельности не могут в полной мере выполнять те задачи, которые на современном этапе стоят перед системой профессионального образования
и производством в силу быстрой смены господствующих техник и технологий. Необходим синтез всех существующих форм по основанию профессионально-образовательного пространства личности [1]. Под профессионально-образовательным пространством личности будем понимать взаимодействие личности с миром профессий и способами получения професси-