Научная статья на тему 'Актуализация инновационного потенциала профессиональной образовательной организации в условиях внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста'

Актуализация инновационного потенциала профессиональной образовательной организации в условиях внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / VET INNOVATION POTENTIAL / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PERSONNEL POLICY / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / EDUCATIONAL SPACE MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский Е.С.

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с актуализацией инновационного потенциала образовательного учреждения, то есть ресурсов, необходимых и достаточных для реализации на практике ключевых идей регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE VET INNOVATION POTENTIAL IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL STANDARD OF THE SPECIALISTS PROVISION FOR INDUSTRIAL GROWTH

The article explores some aspects of the VET innovation potential actualization, i.e. the resources which are necessary and sufficient for practical realization of the key ideas of the regional standard of the specialists provision for the industrial growth.

Текст научной работы на тему «Актуализация инновационного потенциала профессиональной образовательной организации в условиях внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста»

Участие работодателей в разработке

образовательных программ и требований к профессиональным и личным компетенциям студентов

Закрепление работодателями наставников за обучающимися на производстве

Дуальная модель

Прохождение практической части обучения на рабочем месте на производстве

Разработка и утверждение типовых нормативных документов

Рис. 4. Механизмы практико-ориентированной (дуальной) модели обучения

- участие работодателей в разработке образовательных программ и требований к профессиональным и личным (в том числе общекультурным и общепрофессиональным) компетенциям студентов;

- прохождение практической части обучения на рабочем месте на производстве;

- закрепление работодателями наставников за обучающимися на производстве, наличие корпоративных стимулов для наставников ( а-териальное и нематериальное вознаграждение);

- разработка и утверждение типовых нормативных документов, обеспечивающих внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в субъекте Российской Федерации [2] (трехсторонние договоры).

В настоящее время подготовлен договор о социальном партнерстве Первомайского техникума и ЗАО «Русская медная компания» в обучении кадров. Прогнозируется потребность компании в востребованных специалистах. На рабочих встречах с руководством компании обсуждаются вопросы перспективного сотрудничества (рис. 5). В текущем году техникум лицензировал ряд специальностей, которые входят в ТОП-50 для Челябинской области.

Рис. 5. Перспективы сотрудничества

Учитывая специфику предприятия, мы готовы предоставить услуги по подготовке, переподготовке кадров, по организации курсов повышения квалификации.

Библиографический список

1. В Челябинской области внедрят стандарт кадрового обеспечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/178649420779520.html.

2. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload/iblock/c73/Standart_KPR_upd.pdf.

3. Алешина, О. Г. Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами [Текст] / О. Г. Алешина // Педагогика : традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 32-34.

УДК 377 Е. С. Малиновский, директор Копейского

политехнического колледжа (КПК) им. С. В. Хохрякова, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: 25012000@inbox.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с актуализацией инновационного потенциала образовательного учреждения, то есть ресурсов, необходимых и достаточных для реализации на практике ключевых идей регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.

Ключевые слова: инновационный потенциал профессиональной образовательной организации, кадровая политика, модернизация образовательного пространства.

Достаточно важным и актуальным в настоящее время является вопрос развития кадрового потенциала промышленных предприятий. Недостаток квалифицированных кадров является одним из сдерживающих факторов развития промышленного производства. Именно поэтому в практику подготовки специалистов внедряется региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, предусматривающий подготовку кадров для промышленности на основе международных стандартов, реализацию механизмов практико-ориентированного (дуального) образования.

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [1] предлагает принципиально новые подходы к организации профессионального образования, определяя в качестве точек роста и движения ключевые элементы: реализацию практико-ориентиро-ванной модели обучения, изменение подходов в профориентационной работе, прогнозирование потребности в кадрах, внедрение независимой оценки и повышение компетенций педагогических работников.

Ожидается, что при введении новых подходов во взаимоотношения между заинтересованными сторонами — губернатором, правительством, министерством, образовательными организациями, предприятиями — произойдет переформатирование работы профессиональных образовательных организаций, а именно: образовательные организации и бизнес станут партнерами в подготовке кадров, объединят свои ресурсы с целью получения максимально эффективного результата в развитии экономики как региона, так и государства в целом.

На наш взгляд, процессы внедрения регионального стандарта затронут все стороны функционирования образовательных организаций, заставят пересмотреть все имеющиеся возможности и ресурсы, не только материально-техническую базу, но и кадровый потенциал, финансовые возможности, систему управления.

В этой связи есть необходимость поднять вопрос об актуализации инновационного потенциала образовательной организации, т. е. поиска и развития нераскрытых возможностей, дополнительных путей движения, интеграции подвижных гибких компонентов, обеспечивающих ее адаптивность и динамичность.

Одной из ключевых задач является формирование работоспособного коллектива единомышленников, готовых и способных к внедрению инноваций.

Последние три года коллектив Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова активно занимается модернизацией образовательного пространства с учетом современных тенденций.

С 2014 г. на базе колледжа действует инновационная площадка на тему «Разработка и реализация системы непрерывного образования на основе компетентностного подхода». Образовательный процесс рассматривается как система взаимосвязанных образовательных программ: профориентационных, воспитательных, развивающих, спортивных, патриотических, профессиональных.

Благодаря их реализации подготовка к конкурсам профессионального мастерства формата WorldSkШs, классные часы, внеучебная спортивная и творческая деятельность, профессиональная ориентация, профилактика, кружковая работа превратились из системы отдельных мероприятий в составную часть траекторий развития личности абитуриентов, обучающихся колледжа и выпускников.

Достоинствами данных образовательных программ являются возможность адаптации содержания к любому возрасту, свободное планирование количества часов, использование разнообразных форм реализации. Примером может служить образовательная программа «Инженерные решения в архитектуре», направленная на развитие проектных умений у студентов специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Программа рассчитана на 96 часов и реализуется в форме кружковой работы. В ходе занятий студенты разрабатывают самостоятельные проекты зданий и изготавливают их макеты, что позволяет развивать не только профессиональные компетенции, но и творческий потенциал личности.

В итоге выстроенная в колледже образовательная траектория обучающегося обеспечивает его личностный и профессиональный рост с учетом индивидуальных особенностей [2].

Не менее важным направлением является изменение подходов к содержанию и формам профориентационной работы с той целью, что-

бы в колледж приходили мотивированные на будущую профессиональную деятельность абитуриенты.

В колледже в рамках реализации инновационного проекта разработаны образовательные программы для учащихся школ, которые позволяют в течение нескольких лет предлагать школьникам актуальную информацию о востребованных в городе и регионе профессиях, состоянии экономического развития, требованиях к личным и профессиональным качествам специалистов.

Итоги такой работы видны по набору на специальность «подземная разработка полезных ископаемых». С 2012 по 2015 г. набора на данную специальность не было, несмотря на высокую потребность предприятия в специалистах. Благодаря системной профориентаци-онной работе в 2016 г. был осуществлен набор в количестве 22 человека. Отметим также в качестве результата реализации образовательных программ профориентационной направленности увеличение конкурса на обучение в колледже по профессии «автомеханик» до двух человек на место.

Из вышесказанного следует, что реализация предлагаемого подхода к организации профори-ентационной деятельности позволила колледжу осуществлять работу с абитуриентами на более профессиональном и результативном уровне, проводить профориентационные выставки, научно-практические конференции с участием школьников, профессиональные пробы с использованием приобретенного оборудования. Все это хорошо сочетается с идеей профессиональной навигации, заложенной в региональном стандарте.

Изменения, связанные с внедрением регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, актуализируют новые формы сотрудничества с работодателями.

На первый план, на наш взгляд, выйдут такие формы взаимодействия, которые способствуют построению открытого диалога между предприятиями и образовательными организациями.

Практика деятельности показала, что одной из таких форм являются конференции с работодателями, на которых не только обсуждаются проблемы определенной сферы экономической жизни города, региона, связанные с подготовкой кадров, но и осуществляется поиск механизмов их решения. Таким опытом для колледжа стало проведение на его базе совместной с организациями сферы ЖКХ Копейского городского

округа конференции «Кадры. Город. ЖКХ», на которой обсудили актуальные вопросы кадрового обеспечения жизненно важной сферы городского хозяйства. В ходе обсуждения была выявлена явная потребность в квалифицированных кадрах и, как следствие, открыта новая профессия «мастер ЖКХ»; внесены изменения в номенклатуру направлений подготовки в ресурсном центре колледжа.

Примером эффективного взаимодействия может служить опыт совместной работы с предприятием по добыче полезных ископаемых «Южуралзолото», расположенным в Пла-стовском муниципальном районе. В настоящий момент утверждена программа совместных действий, в которой заложены мероприятия, позволяющие не только решить проблемы обеспечения кадровых потребностей, но и внедрить и реализовать механизм дуального обучения. Результатом реализации данной программы стало возобновление подготовки кадров по очень востребованной на предприятии специальности «подземная разработка полезных ископаемых», впервые проведены совместные недели социального партнерства, готовится к открытию многофункциональный центр прикладных квалификаций с участием предприятия.

Такой подход позволяет совместно с бизнесом решать актуальные вопросы подготовки кадров на требуемом современным производством уровне. Хотя следует отметить, что до сих пор вопрос о перспективном планировании и прогнозе востребованности специалистов стоит очень остро, особенно в малых городах, к числу которых относятся Копейск и Пласт, где расположен филиал колледжа.

Отметим, что актуализация инновационного потенциала коллектива колледжа невозможна без существенных изменений в кадровой политике образовательной организации [3].

В нашем понимании кадровая политика в колледже включает в себя:

- системную деятельность по обучению педагогического и непедагогического персонала, в том числе работе на новом учебном оборудовании;

- использование «эффективных контрактов» в мотивации труда;

- внедрение системы нематериального стимулирования, в том числе программы здоровь-есбережения для сотрудников;

- содействие в реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов;

- привлечение к педагогической деятельности и мотивация молодых специалистов;

- поддержка участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства.

Важным звеном кадровой политики является переход на профессиональный стандарт педагога профессионального образования, который более четко определяет функции преподавателя и мастера производственного обучения.

Целенаправленная кадровая политика формирует готовность педагогических работников к изменениям и внедрению инноваций.

Библиографический список

Это является особенно важным при внедрении регионального стандарта: педагогическому коллективу колледжа понятны его ключевые идеи и механизмы реализации, что, в свою очередь, позволит заложить основы кадрового обеспечения промышленного роста во всей Челябинской области.

В заключение отметим, что объединение ресурсов профессиональной образовательной организации с ресурсами бизнеса и власти позволит в полной мере реализовать инновационные идеи в сфере образования.

1. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload_docs/staffing/standart_KPR.pdf.

2. Образовательная траектория [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://social_ pedagogy.academic.ru.

3. Пастюк, О. В. Кадровый менеджмент как основа управления современной образовательной организацией [Электронный ресурс] / О. В. Пастюк. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

УДК 377 Н. А. Пименова, директор Челябинского

государственного промышленно-гуманитарного техникума (ЧГПГТ) им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: pgt_25@rambler.ru Е. В. Годлевская, доц. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: elengodl@ya.ru

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В РАМКАХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: АСПЕКТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

В статье раскрывается феномен системы наставничества как ключевого элемента, обеспечивающего повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках дуальной системы обучения, реализуемой ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» и ПАО «ЧТПЗ». Выявлены противоречия, лежащие в области формирования и развития профессионально-образовательного пространства личности педагога, и намечены пути их решения. Представлена существующая на текущий момент модель повышения квалификации педагогов в рамках дуального обучения.

Ключевые слова: дуальное обучение, система наставничества, квалификация, профессионально-образовательное пространство личности.

Человечество на протяжении всего периода своего исторического развития использовало систему наставничества для передачи новых организационных форм деятельности. Однако все накопленные формы наставничества по отдельности не могут в полной мере выполнять те задачи, которые на современном этапе стоят перед системой профессионального образования

и производством в силу быстрой смены господствующих техник и технологий. Необходим синтез всех существующих форм по основанию профессионально-образовательного пространства личности [1]. Под профессионально-образовательным пространством личности будем понимать взаимодействие личности с миром профессий и способами получения професси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.