Научная статья на тему 'Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи'

Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ / МОДЕРНИСТЫ / EDUCATION / EDUCATIONAL STRATEGY / PROFESSION / PROFESSIONAL STRATEGY / YOUTH / TRADITIONALISTS / MODERNISTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавлева Ирина Александровна

В статье анализируются результаты исследования посвященного образовательным и трудовым ориентациям российской молодежи. Рассматриваются новые формы и условия изменения отношений к получению образования, его качеству, скорости и возможности трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource and educational potential of modern youth

The article analyzes the results of a study on the educational and labor orientations of Russian youth. New forms and conditions of changing attitudes towards obtaining education, its quality, speed and employment opportunities are considered.

Текст научной работы на тему «Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи»

Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи

Журавлева Ирина Александровна

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета, [email protected]

В статье анализируются результаты исследования посвященного образовательным и трудовым ориентациям российской молодежи. Рассматриваются новые формы и условия изменения отношений к получению образования, его качеству, скорости и возможности трудоустройства. Ключевые слова: образование, образовательная стратегия, профессия, профессиональная стратегия, молодежь, традиционалисты, модернисты

Современный мир требует готовности поменять свои цели и задачи, быстро меняться и адаптироваться к новым течениям и требованиям времени. Особенно остро это касается образования и профессиональной реализации. Молодежь становится острием социальных трансформаций и её стратегии и возможности в адаптации к переменам формируют новый контекст социальных и естественных рамок общественного воспроизводства. В данной работе мы проанализируем образовательные и трудовые стратегии российской молодежи.

Модернизация системы образования, ее сильные и перспективные проекты, наряду с провалами и достаточно противоречивыми перспективами отражены в ряде публикаций И. А. Журавлевой [1,2], С. В. Малых [3,4,5], роль образования и ценности молодежи отражены в работах А. В. Колесникова, А. С. Сте-паненко и О. А. Полюшкевич [7,8].

Исследование проходило в 2018 году в котором приняли участие 1800 молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет, обучающихся в вузах г. Иркутска на разных специальностях.

В ходе исследования мы смогли всех респондентов разделить на «традиционалистов» и «модернистов». Традиционалисты - те, кто придерживается сложившихся траекторий и руководствуется общепринятыми ценностями. «Модернисты» - те, кто предпочитает разру-

шать устоявшиеся уклады и формирует новые рамки и стратегии социальной адаптации. Для них более характерна социальная ответственность, инициативность, независимость, стремление к профессиональному совершенствованию, открытость новому опыту, толерантность к окружающим и уважительное отношение к законам.

По результатам опроса, демонстрируют модернистские поведенческие намерения 34% респондентов и 38% - традиционалистские. У остальных наблюдается смешанный тип поведенческих паттернов (28%).

В ходе исследования мы интересовались наиболее важными событиями, произошедшими с ними за последние годы, а также просили оценить, улучшилась или ухудшилась их жизнь за это время, удалось ли им реализовать задуманное. Помимо этого, мы интересовались образовательными и профессиональными планами молодых людей.

Основные результаты исследования. Молодые люди «модернистского направления» все чаще рассматривают возможность нестандартных видов занятости (неполный рабочий день, неформальная занятость, фриланс, удаленная работа и т.д.). Это позволяет апробировать и воплотить в жизнь альтернативные модели успешности.

«Моя будущая работа будет точно нежёстком графике с «<9 до 17», она будет по свободному графику проходить и в то время, что мне более удобно» (С.Е., 18 лет). «Меня привлекает неформальная занятость, фриланс - выполнил проект и уехал отдыхать в Таиланд» (М.А., 19 лет).

Для «традиционалистов» все еще характерны более привычные и

типичные сферы деятельности: работа по найму, социальный пакет и т.д.

«Мне важен гарантированный социальный пакет, стабильность. Я бы хотела работать в государственных органах, пусть и с небольшой, но стабильной зарплатой» (Е.В., 20 лет). «Я не хочу руководить, хочу быть хорошим специалистом, чтобы мне платили за это деньги на большом предприятии - это даст стабильность и уверенность в своем будущем, а также уважение со стороны семьи и друзей» (Л.О., 22 года).

Также влияет общая социальная установка на расширение компетенций и профессиональных навыков, требующая от молодых людей получения дополнительного образования (помимо основного), подработки, стажировок и практик вне учебного процесса. При этом, традиционные и модернистские установки влияют на конкретный выбор места обучения и специальности, места работы во время обучения или её отсутствия.

Среди активных и амбициозных «модернистов» в 3 раза больше тех, кто не ограничивается одним образованием. Они или в период обучения учатся сразу в двух вузах, либо после получения степени бакалавра планируют идти в две магистратуры по разным специальностям, некоторые из них думают об аспирантуре или о зарубежных стажировках.

«Я знаю, что сегодня нужны «супер-специалисты», чтобы получать достойную зарплату и жить так как хочется. Поэтому я обучаюсь сразу по двум специальностям - на «нефтегазе» на бюджете, на «юриспруденции» на коммерческой

основе. Успеваю все. Мне это нравится» (М.Д., 20 лет). «Я закончила бакалавриат по специальности «(государственное и муниципальное управление», получила прекрасную базу и в магистратуру осознанно пошла по двум направлениям, в два вуза: в ИГУ на специальность «(юриспруденция» и в БГУ на специальность «(финансы и кредит». Мне необходимо для моей карьеры быть хорошим специалистом и в праве и в финансах» (А.Ю., 23 года). «Я уже на 1 курсе магистратуры по специальности « бизнес информатика», но уже готовлюсь к вступительным экзаменам в аспирантуру, особенно к английскому языку. Я планирую поступать на специальность «(математическое моделирование экономических процессов», уже сейчас я это совмещаю с небольшой своей компанией, которая занимается продвижением интернет-бизнеса. Пока купил себе машину без кредита, к концу магистратуры планирую купить также на свои деньги квартиру, чтобы не снимать больше жилье» (Н.Н., 22 года).

Более того, около 30% процентов модернистов имеют или свое дело, или самостоятельную занятость, которая приносит им доход, позволяющий удовлетворять свои потребности и быть относительно независимым от родителей и иных родственников. Они финансово самостоятельны и в более 50% случаев живут отдельно от родителей в своем или арендуемом жилье. Только 10% модернистов живут в общежитиях.

«(Я полагаю, что самостоятельность надо прививать как

можно раньше и возможность заработать себе на квартиру, хотя бы на съемную - это показатель твоей успешности и вообще каких-то жизненных перспектив» (Р.А., 21 год). «Мне нравится комфортно жить. И при этом я не хочу зависеть от родителей. Для себя еще на 1 курсе бакалавриата решил -что буду сам себе зарабатывать на квартиру, личные деньги. И вот уже заканчиваю магистратуру -живу в своей квартире, имею свеженькую машину, которые я купил без родительских денег, на деньги со своего дела. Как закончу - хочу выйти на новый уровень и открыть несколько компаний в альтернативных сферах. Сегодня все быстро меняется - нужна страховка, на случай непредсказуемых перемен. А стабильной достойной жизни мне хочется всегда» (Л.А., 23 года).

Для «модернистов» образование достаточно ценно само по себе -оно выступает вкладом в будущее, ресурсным состоянием. Оно вписывается в план их карьеры. Они как правило четко знают что, где и как хотят получить.

«Я горжусь тем, что в этом году заканчиваю химический факультет ИГУ, я тут учился на бакалавриате и вот уже завершаю магистратуру, параллельно завершаю магистратуру по экономике. Это классическое образование, знания, которые мне нужны и интересны. Я уже сегодня зарабатываю на сочетании своих знаний в химии и экономике, продавая успешные бизнес-идеи и реализуя сам какие-то из них на практике» (О.Л., 24 года). «Образование - это ценный инструмент, но им надо

уметь пользоваться. Если не можешь применить свои знания -грош им цена. Я умею, могу и хочу. Я умею себя дорого продавать -это моя ценность. Я психолог по базовому образованию, в магистратуре я учился на специальностях «маркетинг» и «психология бизнеса» (С.С., 24 года).

«Традиционалисты» наоборот, даже получая хорошее образование не всегда понимают где смогут работать, как применять полученные знания и навыки. Они, как правило, обучаются только в одном вузе, не всегда уверены что обучаются там где хотят и чему хотят, но при этом не готовы перейти в другой вуз, на другую специальность из-за собственной не уверенности и опасения того, что они подведут родителей. Они живут либо вместе с родителями, либо в общежитии, только 10% традиционалистов снимают квартиру и живут самостоятельно.

«Я не могу точно сказать, где смогу устроиться на работу. Я на хорошем счету в университете и рассчитываю, что меня могут позвать в аспирантуру. Это была бы хорошая перспектива остаться в вузе» (Н.Е., 23 года). «Я пошла учиться на историка, так как мама так сказала, что учителем в школе всегда смогу быть, но мне всегда интересна была психология. Но перейти на эту специальность я не решилась. Возможно, после того как закончу, через пару лет - пойду на второе высшее или в магистратуру по психологии» (А.В., 21 год). «Я живу с родителями и прислушиваюсь к их советам. Хотя если бы я решал, я бы пошел на экономиста, но отец ска-

зал, что юристы более перспективны. Поэтому сейчас заканчиваю бакалавриат, в магистратуру тоже пойду на юриста» (Т.Т., 20 лет).

Анализируя ответы респондентов, можно сказать, что «традиционалисты» в большей степени оторваны от реальности, они защищены родителями, рамками, идеалами, которые не всегда могут быть достаточными для того чтобы противостоять тем реалиям жизни, в которые они входят сегодня. И более чем у половины «традиционалистов» в планы не входит работа по специальности.

«Модернисты» же более гибкие, активные, целеустремленные, готовы меняться и подстраиваться под те требования, что предъявляет им жизнь, но и они от неё хотят получить по максимуму. Они хотели бы реализовать свой потенциал по основной специальности или смежной с ней сферой, найти реализацию и практическое воплощение тех знаний, что получили за годы обучения.

Для «традиционалистов» продолжение образования в аспирантуре - это способ защититься, не принимать решений, которые могут изменить их жизнь. Для «модернистов» - магистратура - это новая ступень для роста, возможности апробировать свои идеи, получить определенную известность и авторитет в своих кругах.

«Хорошая работа» в представлениях «модернистов» и «традиционалистов» также отличается. Для модернистов она - необычная, креативная, интересная, постоянно требующая принятия нестандартных решений. Среди них около 40%

тех, кто готов работать на «ответственной» или «интересной», но перспективной должности при скромном вознаграждении, если это принесет свои плоды в будущем.

«Я могу себя попробовать в разных сферах, поэтому важен опыт и реализация чего-то такого, что раньше никто не делал. То, что даст мне возможность потом сказать - я « такой один». Разве это не круто?» (М.С., 20 лет). «Некоторые должности служат стартом для будущего. Я хочу быть политиком, поэтому сейчас готов работать на скромной должности по оплате, но то что я делаю - позволяет мне познакомиться со всеми, кто сможет мне помочь выстроить свою карьеру в будущем» (Г.А., 23 года).

Для «традиционалистов», «хорошая работа» - это «не напряжная» и «хорошо оплачиваемая». Они готовы быть «не на самой престижной должности», но зато «хорошо оплачиваемой». «Да сейчас сложно с работой. Поэтому работаю, где есть возможность. Платят хорошо - и ладно. Не жалуюсь» (М.М., 24 года). «Для стабильности надо получить, пусть и не большие, но стабильные деньги» (А.В., 21 год).

Среди наиболее важных событий, произошедших в их жизни за последние годы, «модернисты» нередко называли достижения в области саморазвития, что говорит о высоком инновационном потенциале этой группы молодежи. Одни акцентировали внимание на прочитанных книгах, полученных знаниях, пройденных тренингах, стажировках или практиках и освоенных навыках (изучение иностранных языков, приобретение хобби, открытие в себе

новых способностей и т.п.); по словам других, узнанное настолько повлияло на их мировоззрение, что способствовало формированию иного взгляда на окружающий мир, что повлекло за собой открытие бизнеса, поступление на другую специальность и т.д.

«Для меня важным событием стало посещение тренингов Азата Валеева - я иначе посмотрел на свою жизнь, понял, что могу в ней поменять. И сделал это. Ничуть не жалею, что стал менять и меняться» (П.А., 25 лет). «Я прочитала книгу «Бедный папа. Богатый папа» - и это перевернуло мое представление о том, кто я, где я и что делаю. Я начала небольшой бизнес - мое хобби стало приносить мне стальные, пусть и не очень большие деньги, но каждый месяц (по 40 тысяч). Я получила новый толчок и интерес к обучению, к знаниям, которые я получаю и как их могу применять в своей жизни» (В.Е., 22 года). «Я прошла стажировку и поняла - где и как хочу работать. Мой наставник на предприятии - показал мне реальные перспективы. И я понимаю -что все зависит от меня. Я хочу получить, то что является результатом моего образования, навыков, связей» (С.В., 24 года).

Между тем ни один «традиционалист» не посчитал нужным рассказать о своем интеллектуальном и духовном росте за прошедшие годы. Среди этой группы, важными событиями стали - семейный отдых за границей (как правило, Турция или Таиланд, реже Корея).

«Важное событие - это поездка в Турцию этим летом. Солнце, море и песок - вот это красивая жизнь...» (М.Т., 21 год). «Я очень

ждала поездки в Таиланд на этот новый год - столько эмоций я не получала еще никогда в жизни» (С.Е., 23 года).

Интересно сравнить планы на будущее «модернистов» и «традиционалистов». На наш взгляд, планы первых амбициознее и имеют более четкие очертания, однако и они недолгосрочны (в среднем - на три года). Что касается «жизненных проектов» традиционно ориентированной молодежи, то они отличаются осторожностью, но при этом более долгосрочны - на 10-15 лет.

Модернисты: «Я планирую достигнуть финансовых результатов в своем бизнесе и сделать интересную выпускную работу в магистратуре» (П.А., 24 года). «Я планирую расширить исследования, которыми занимаюсь не один год и поехать на стажировку в Кёльнский университет, где на сегодняшний день самое лучшее оборудование в обсерватории, мне уже пришло предварительное приглашение» (О.Л., 23 года). «Я планирую поехать на годовую стажировку в Великобританию и при этом продолжать обучение в магистратуре. Это поможет мне собрать материал для моей кандидатской диссертации, а если все сложится удачно в Кембридже, то я защищу PhD в Англии» (М.Ю., 25 лет).

Традиционалисты: «Я устроюсь на работу к своему отцу - это гарантии и стабильность на лет 10. А там уже и сам стану руководителем отдела» (Р.Д., 24 года). «Планирую уйти на государственную службу - там понятны мне мои перспективы, да и стажировку я уже

там проходил» (Л.И., 23 года). Другой тенденцией «традиционалистов» выступает прекариат (от лат. ргесапит - нестабильный, негарантированный и «пролетариат»): многие из них пытаются «компенсировать» свою профессиональную несостоятельность доходами от сдачи квартир, полученных в наследство.

«Сдавать квартиру бабушки я планирую лет 10 точно, а сам буду жить вместе с родителями. Это же гарантированные деньги!» (С.М., 22 года). «Я бы хотела разменять родительскую трехкомнатную квартиру на две поменьше и одну из них сдавать, а во второй жить. Это позволит меньше работать и жить в удовольствие» (Е.Е., 22 года). «Я рассчитываю на социальные пособия. Стипендия для инвалидов - в разы больше обычной. Поэтому сейчас мне вполне хватает. Как закончу вуз -планирую и дальше жить на пособие» (А.Н., 25 лет). «Яхочу сдавать квартиру в Иркутске, а на эти деньги жить в Таиланде - там вполне безбедно это можно сделать» (И.И., 24 года).

Таким образом, подводя итоги, отметим, что «модернистов» от «традиционалистов» прежде всего отличают стремление к стратегическому планированию карьеры и принципиально иное -- более серьезное и уважительное - отношение к образованию, выбору профессии, содержанию выполняемой работы, получаемым навыкам, они готовы и хотят применять на практике все то, чему они научились в процессе обучения. Желанию самостоятельно чего-то добиться, быть независимыми и ответственными уже на этапе обучения в вузе.

В то время как многие «традиционалисты» не только не намерены «делать карьеру», но и воспринимают труд как обременительную повинность; их мечта - быть свободными от каких-либо трудовых обязанностей, живя, например, на средства от сдачи доставшейся в наследство недвижимости. Образование они получают потому что «надо» и там где захотели родственники. Свои желания или не ставят во главу угла или их вовсе не имеют.

Для «модернистов» более приемлем так называемый калейдоскоп карьеры - трудовой стратегии, учитывающей индивидуальные особенности личности и позволяющей адаптировать профессиональный маршрут к происходящим в жизни человека переменам [9]. Они будут более адаптивны и востребованы на рынке труда, а «традиционалисты» в силу своей ригидности далеко не всегда смогут встроиться в новые, постоянно меняющиеся реалии жизни.

Перспективы социального моделирования [6], могут сформировать новые условия для социокультурного воспроизводства для молодых людей нового типа, где «традиционалистам» станет все труднее вписаться в новые реалии жизни, а более адаптивны будут «модернисты». Социальные рамки для молодежи расширяются, поэтому важно понимать как они смогут их использовать для личностного развития и успешной социализации.

Литература

1. Журавлева И.А. Модернисты и традиционалисты: образовательные траектории российской молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 31-34.

2. Журавлева И.А. Образование в ресурсном пространстве молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XVII Всероссийской научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Редколлегия: В.В. Петров, А.Н. Артемова, О.А. Персидская, А.А. Сан-женакова. 2019. С. 136-139.

3. Малых С. В. «Справедливое образование»: современные реалии отечественных университетов // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира. Сборник материалов. 2018. С. 1233-1234.

4. Малых С. В. Академическая мобильность как ресурс интернационализации университетов // Социология. 2018. № 3. С. 222-226.

5. Малых С. В. Университетское образование и профессиональная карьера // Высшее образование, социальные науки и национальная безопасность Материалы конференции. Иркутск. 2018. С. 210-212.

6. Полюшкевич О. А., Борисова Ю. В., Батьянова Л. Н., Иванов Р. В. Основы социального моделирования: учебное пособие. Иркутск, 2017. 198 с.

7. Полюшкевич О. А., Колесников В. А. Роль образования в жизненном мире молодежи // В мире научных открытий. 2013. № 3-1 (39). С. 312-327.

8. Полюшкевич О. А., Степа-ненко А. С. Трансформация ценностей россиян: герои и обыватели // Политика и общество. 2012. № 9 (93). С. 4-13.

9. Mainiero L. A., Sullivan S. E. The opt-out revolt: Why people are leaving companies to create kaleidoscope careers. Mountain View (CA): Davies-Black, 2006. 238 p.

ц Гп::д. 1

Resource and educational potential of modern youth

Zhuravleva I.A.

Institute of Social Sciences of Irkut

The article analyzes the results of a study on the educational and labor orientations of Russian youth. New forms and conditions of changing attitudes towards obtaining education, its quality, speed and employment opportunities are considered.

Key words: education, educational strategy, profession, professional strategy, youth, traditionalists, modernists

References

1. Zhuravleva I.A. Modernists and traditionalists:

educational trajectories of Russian youth // Alma mater (Bulletin of higher education). 2019.No 6.P. 31-34.

2. Zhuravleva I.A. Education in the youth resource space // Actual problems of humanitarian and social research. Materials of the XVII All-Russian scientific conference of young scientists in the field of humanities and social sciences. Editorial Board: V.V. Petrov, A.N. Artemova, O.A. Persian, A.A. Sanzhenakova. 2019.S. 136-139.

3. Malykh S. V. "Fair education": modern realities of domestic universities // Social injustice in the sociological dimension: challenges of the modern world. Collection of materials. 2018.S. 1233-1234.

4. Malykh S. V. Academic mobility as a resource

for the internationalization of universities // Sociology. 2018. No. 3. S. 222-226.

5. Malykh S. V. University education and professional career // Higher Education, Social Sciences and National Security Conference proceedings. Irkutsk 2018.S. 210-212.

6. Polyushkevich O. A., Borisova Yu. V., Batyanova L. N., Ivanov R. V. Fundamentals of social modeling: a training manual. Irkutsk, 2017.198 p.

7. Polyushkevich O. A., Kolesnikov V. A. The

role of education in the vital world of youth // In the world of scientific discoveries. 2013. No. 3-1 (39). S. 312-327.

8. Polyushkevich O. A., Stepanenko A. S. Transformation of the values of Russians: heroes and inhabitants // Politics and society. 2012. No. 9 (93). S. 4-13.

9. Mainiero L. A., Sullivan S. E. The opt-out

revolt: Why people are leaving companies to create kaleidoscope careers. Mountain View (CA): Davies-Black, 2006.238 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.