Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи
Журавлева Ирина Александровна
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета, [email protected]
В статье анализируются результаты исследования посвященного образовательным и трудовым ориентациям российской молодежи. Рассматриваются новые формы и условия изменения отношений к получению образования, его качеству, скорости и возможности трудоустройства. Ключевые слова: образование, образовательная стратегия, профессия, профессиональная стратегия, молодежь, традиционалисты, модернисты
Современный мир требует готовности поменять свои цели и задачи, быстро меняться и адаптироваться к новым течениям и требованиям времени. Особенно остро это касается образования и профессиональной реализации. Молодежь становится острием социальных трансформаций и её стратегии и возможности в адаптации к переменам формируют новый контекст социальных и естественных рамок общественного воспроизводства. В данной работе мы проанализируем образовательные и трудовые стратегии российской молодежи.
Модернизация системы образования, ее сильные и перспективные проекты, наряду с провалами и достаточно противоречивыми перспективами отражены в ряде публикаций И. А. Журавлевой [1,2], С. В. Малых [3,4,5], роль образования и ценности молодежи отражены в работах А. В. Колесникова, А. С. Сте-паненко и О. А. Полюшкевич [7,8].
Исследование проходило в 2018 году в котором приняли участие 1800 молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет, обучающихся в вузах г. Иркутска на разных специальностях.
В ходе исследования мы смогли всех респондентов разделить на «традиционалистов» и «модернистов». Традиционалисты - те, кто придерживается сложившихся траекторий и руководствуется общепринятыми ценностями. «Модернисты» - те, кто предпочитает разру-
шать устоявшиеся уклады и формирует новые рамки и стратегии социальной адаптации. Для них более характерна социальная ответственность, инициативность, независимость, стремление к профессиональному совершенствованию, открытость новому опыту, толерантность к окружающим и уважительное отношение к законам.
По результатам опроса, демонстрируют модернистские поведенческие намерения 34% респондентов и 38% - традиционалистские. У остальных наблюдается смешанный тип поведенческих паттернов (28%).
В ходе исследования мы интересовались наиболее важными событиями, произошедшими с ними за последние годы, а также просили оценить, улучшилась или ухудшилась их жизнь за это время, удалось ли им реализовать задуманное. Помимо этого, мы интересовались образовательными и профессиональными планами молодых людей.
Основные результаты исследования. Молодые люди «модернистского направления» все чаще рассматривают возможность нестандартных видов занятости (неполный рабочий день, неформальная занятость, фриланс, удаленная работа и т.д.). Это позволяет апробировать и воплотить в жизнь альтернативные модели успешности.
«Моя будущая работа будет точно нежёстком графике с «<9 до 17», она будет по свободному графику проходить и в то время, что мне более удобно» (С.Е., 18 лет). «Меня привлекает неформальная занятость, фриланс - выполнил проект и уехал отдыхать в Таиланд» (М.А., 19 лет).
Для «традиционалистов» все еще характерны более привычные и
типичные сферы деятельности: работа по найму, социальный пакет и т.д.
«Мне важен гарантированный социальный пакет, стабильность. Я бы хотела работать в государственных органах, пусть и с небольшой, но стабильной зарплатой» (Е.В., 20 лет). «Я не хочу руководить, хочу быть хорошим специалистом, чтобы мне платили за это деньги на большом предприятии - это даст стабильность и уверенность в своем будущем, а также уважение со стороны семьи и друзей» (Л.О., 22 года).
Также влияет общая социальная установка на расширение компетенций и профессиональных навыков, требующая от молодых людей получения дополнительного образования (помимо основного), подработки, стажировок и практик вне учебного процесса. При этом, традиционные и модернистские установки влияют на конкретный выбор места обучения и специальности, места работы во время обучения или её отсутствия.
Среди активных и амбициозных «модернистов» в 3 раза больше тех, кто не ограничивается одним образованием. Они или в период обучения учатся сразу в двух вузах, либо после получения степени бакалавра планируют идти в две магистратуры по разным специальностям, некоторые из них думают об аспирантуре или о зарубежных стажировках.
«Я знаю, что сегодня нужны «супер-специалисты», чтобы получать достойную зарплату и жить так как хочется. Поэтому я обучаюсь сразу по двум специальностям - на «нефтегазе» на бюджете, на «юриспруденции» на коммерческой
основе. Успеваю все. Мне это нравится» (М.Д., 20 лет). «Я закончила бакалавриат по специальности «(государственное и муниципальное управление», получила прекрасную базу и в магистратуру осознанно пошла по двум направлениям, в два вуза: в ИГУ на специальность «(юриспруденция» и в БГУ на специальность «(финансы и кредит». Мне необходимо для моей карьеры быть хорошим специалистом и в праве и в финансах» (А.Ю., 23 года). «Я уже на 1 курсе магистратуры по специальности « бизнес информатика», но уже готовлюсь к вступительным экзаменам в аспирантуру, особенно к английскому языку. Я планирую поступать на специальность «(математическое моделирование экономических процессов», уже сейчас я это совмещаю с небольшой своей компанией, которая занимается продвижением интернет-бизнеса. Пока купил себе машину без кредита, к концу магистратуры планирую купить также на свои деньги квартиру, чтобы не снимать больше жилье» (Н.Н., 22 года).
Более того, около 30% процентов модернистов имеют или свое дело, или самостоятельную занятость, которая приносит им доход, позволяющий удовлетворять свои потребности и быть относительно независимым от родителей и иных родственников. Они финансово самостоятельны и в более 50% случаев живут отдельно от родителей в своем или арендуемом жилье. Только 10% модернистов живут в общежитиях.
«(Я полагаю, что самостоятельность надо прививать как
можно раньше и возможность заработать себе на квартиру, хотя бы на съемную - это показатель твоей успешности и вообще каких-то жизненных перспектив» (Р.А., 21 год). «Мне нравится комфортно жить. И при этом я не хочу зависеть от родителей. Для себя еще на 1 курсе бакалавриата решил -что буду сам себе зарабатывать на квартиру, личные деньги. И вот уже заканчиваю магистратуру -живу в своей квартире, имею свеженькую машину, которые я купил без родительских денег, на деньги со своего дела. Как закончу - хочу выйти на новый уровень и открыть несколько компаний в альтернативных сферах. Сегодня все быстро меняется - нужна страховка, на случай непредсказуемых перемен. А стабильной достойной жизни мне хочется всегда» (Л.А., 23 года).
Для «модернистов» образование достаточно ценно само по себе -оно выступает вкладом в будущее, ресурсным состоянием. Оно вписывается в план их карьеры. Они как правило четко знают что, где и как хотят получить.
«Я горжусь тем, что в этом году заканчиваю химический факультет ИГУ, я тут учился на бакалавриате и вот уже завершаю магистратуру, параллельно завершаю магистратуру по экономике. Это классическое образование, знания, которые мне нужны и интересны. Я уже сегодня зарабатываю на сочетании своих знаний в химии и экономике, продавая успешные бизнес-идеи и реализуя сам какие-то из них на практике» (О.Л., 24 года). «Образование - это ценный инструмент, но им надо
уметь пользоваться. Если не можешь применить свои знания -грош им цена. Я умею, могу и хочу. Я умею себя дорого продавать -это моя ценность. Я психолог по базовому образованию, в магистратуре я учился на специальностях «маркетинг» и «психология бизнеса» (С.С., 24 года).
«Традиционалисты» наоборот, даже получая хорошее образование не всегда понимают где смогут работать, как применять полученные знания и навыки. Они, как правило, обучаются только в одном вузе, не всегда уверены что обучаются там где хотят и чему хотят, но при этом не готовы перейти в другой вуз, на другую специальность из-за собственной не уверенности и опасения того, что они подведут родителей. Они живут либо вместе с родителями, либо в общежитии, только 10% традиционалистов снимают квартиру и живут самостоятельно.
«Я не могу точно сказать, где смогу устроиться на работу. Я на хорошем счету в университете и рассчитываю, что меня могут позвать в аспирантуру. Это была бы хорошая перспектива остаться в вузе» (Н.Е., 23 года). «Я пошла учиться на историка, так как мама так сказала, что учителем в школе всегда смогу быть, но мне всегда интересна была психология. Но перейти на эту специальность я не решилась. Возможно, после того как закончу, через пару лет - пойду на второе высшее или в магистратуру по психологии» (А.В., 21 год). «Я живу с родителями и прислушиваюсь к их советам. Хотя если бы я решал, я бы пошел на экономиста, но отец ска-
зал, что юристы более перспективны. Поэтому сейчас заканчиваю бакалавриат, в магистратуру тоже пойду на юриста» (Т.Т., 20 лет).
Анализируя ответы респондентов, можно сказать, что «традиционалисты» в большей степени оторваны от реальности, они защищены родителями, рамками, идеалами, которые не всегда могут быть достаточными для того чтобы противостоять тем реалиям жизни, в которые они входят сегодня. И более чем у половины «традиционалистов» в планы не входит работа по специальности.
«Модернисты» же более гибкие, активные, целеустремленные, готовы меняться и подстраиваться под те требования, что предъявляет им жизнь, но и они от неё хотят получить по максимуму. Они хотели бы реализовать свой потенциал по основной специальности или смежной с ней сферой, найти реализацию и практическое воплощение тех знаний, что получили за годы обучения.
Для «традиционалистов» продолжение образования в аспирантуре - это способ защититься, не принимать решений, которые могут изменить их жизнь. Для «модернистов» - магистратура - это новая ступень для роста, возможности апробировать свои идеи, получить определенную известность и авторитет в своих кругах.
«Хорошая работа» в представлениях «модернистов» и «традиционалистов» также отличается. Для модернистов она - необычная, креативная, интересная, постоянно требующая принятия нестандартных решений. Среди них около 40%
тех, кто готов работать на «ответственной» или «интересной», но перспективной должности при скромном вознаграждении, если это принесет свои плоды в будущем.
«Я могу себя попробовать в разных сферах, поэтому важен опыт и реализация чего-то такого, что раньше никто не делал. То, что даст мне возможность потом сказать - я « такой один». Разве это не круто?» (М.С., 20 лет). «Некоторые должности служат стартом для будущего. Я хочу быть политиком, поэтому сейчас готов работать на скромной должности по оплате, но то что я делаю - позволяет мне познакомиться со всеми, кто сможет мне помочь выстроить свою карьеру в будущем» (Г.А., 23 года).
Для «традиционалистов», «хорошая работа» - это «не напряжная» и «хорошо оплачиваемая». Они готовы быть «не на самой престижной должности», но зато «хорошо оплачиваемой». «Да сейчас сложно с работой. Поэтому работаю, где есть возможность. Платят хорошо - и ладно. Не жалуюсь» (М.М., 24 года). «Для стабильности надо получить, пусть и не большие, но стабильные деньги» (А.В., 21 год).
Среди наиболее важных событий, произошедших в их жизни за последние годы, «модернисты» нередко называли достижения в области саморазвития, что говорит о высоком инновационном потенциале этой группы молодежи. Одни акцентировали внимание на прочитанных книгах, полученных знаниях, пройденных тренингах, стажировках или практиках и освоенных навыках (изучение иностранных языков, приобретение хобби, открытие в себе
новых способностей и т.п.); по словам других, узнанное настолько повлияло на их мировоззрение, что способствовало формированию иного взгляда на окружающий мир, что повлекло за собой открытие бизнеса, поступление на другую специальность и т.д.
«Для меня важным событием стало посещение тренингов Азата Валеева - я иначе посмотрел на свою жизнь, понял, что могу в ней поменять. И сделал это. Ничуть не жалею, что стал менять и меняться» (П.А., 25 лет). «Я прочитала книгу «Бедный папа. Богатый папа» - и это перевернуло мое представление о том, кто я, где я и что делаю. Я начала небольшой бизнес - мое хобби стало приносить мне стальные, пусть и не очень большие деньги, но каждый месяц (по 40 тысяч). Я получила новый толчок и интерес к обучению, к знаниям, которые я получаю и как их могу применять в своей жизни» (В.Е., 22 года). «Я прошла стажировку и поняла - где и как хочу работать. Мой наставник на предприятии - показал мне реальные перспективы. И я понимаю -что все зависит от меня. Я хочу получить, то что является результатом моего образования, навыков, связей» (С.В., 24 года).
Между тем ни один «традиционалист» не посчитал нужным рассказать о своем интеллектуальном и духовном росте за прошедшие годы. Среди этой группы, важными событиями стали - семейный отдых за границей (как правило, Турция или Таиланд, реже Корея).
«Важное событие - это поездка в Турцию этим летом. Солнце, море и песок - вот это красивая жизнь...» (М.Т., 21 год). «Я очень
ждала поездки в Таиланд на этот новый год - столько эмоций я не получала еще никогда в жизни» (С.Е., 23 года).
Интересно сравнить планы на будущее «модернистов» и «традиционалистов». На наш взгляд, планы первых амбициознее и имеют более четкие очертания, однако и они недолгосрочны (в среднем - на три года). Что касается «жизненных проектов» традиционно ориентированной молодежи, то они отличаются осторожностью, но при этом более долгосрочны - на 10-15 лет.
Модернисты: «Я планирую достигнуть финансовых результатов в своем бизнесе и сделать интересную выпускную работу в магистратуре» (П.А., 24 года). «Я планирую расширить исследования, которыми занимаюсь не один год и поехать на стажировку в Кёльнский университет, где на сегодняшний день самое лучшее оборудование в обсерватории, мне уже пришло предварительное приглашение» (О.Л., 23 года). «Я планирую поехать на годовую стажировку в Великобританию и при этом продолжать обучение в магистратуре. Это поможет мне собрать материал для моей кандидатской диссертации, а если все сложится удачно в Кембридже, то я защищу PhD в Англии» (М.Ю., 25 лет).
Традиционалисты: «Я устроюсь на работу к своему отцу - это гарантии и стабильность на лет 10. А там уже и сам стану руководителем отдела» (Р.Д., 24 года). «Планирую уйти на государственную службу - там понятны мне мои перспективы, да и стажировку я уже
там проходил» (Л.И., 23 года). Другой тенденцией «традиционалистов» выступает прекариат (от лат. ргесапит - нестабильный, негарантированный и «пролетариат»): многие из них пытаются «компенсировать» свою профессиональную несостоятельность доходами от сдачи квартир, полученных в наследство.
«Сдавать квартиру бабушки я планирую лет 10 точно, а сам буду жить вместе с родителями. Это же гарантированные деньги!» (С.М., 22 года). «Я бы хотела разменять родительскую трехкомнатную квартиру на две поменьше и одну из них сдавать, а во второй жить. Это позволит меньше работать и жить в удовольствие» (Е.Е., 22 года). «Я рассчитываю на социальные пособия. Стипендия для инвалидов - в разы больше обычной. Поэтому сейчас мне вполне хватает. Как закончу вуз -планирую и дальше жить на пособие» (А.Н., 25 лет). «Яхочу сдавать квартиру в Иркутске, а на эти деньги жить в Таиланде - там вполне безбедно это можно сделать» (И.И., 24 года).
Таким образом, подводя итоги, отметим, что «модернистов» от «традиционалистов» прежде всего отличают стремление к стратегическому планированию карьеры и принципиально иное -- более серьезное и уважительное - отношение к образованию, выбору профессии, содержанию выполняемой работы, получаемым навыкам, они готовы и хотят применять на практике все то, чему они научились в процессе обучения. Желанию самостоятельно чего-то добиться, быть независимыми и ответственными уже на этапе обучения в вузе.
В то время как многие «традиционалисты» не только не намерены «делать карьеру», но и воспринимают труд как обременительную повинность; их мечта - быть свободными от каких-либо трудовых обязанностей, живя, например, на средства от сдачи доставшейся в наследство недвижимости. Образование они получают потому что «надо» и там где захотели родственники. Свои желания или не ставят во главу угла или их вовсе не имеют.
Для «модернистов» более приемлем так называемый калейдоскоп карьеры - трудовой стратегии, учитывающей индивидуальные особенности личности и позволяющей адаптировать профессиональный маршрут к происходящим в жизни человека переменам [9]. Они будут более адаптивны и востребованы на рынке труда, а «традиционалисты» в силу своей ригидности далеко не всегда смогут встроиться в новые, постоянно меняющиеся реалии жизни.
Перспективы социального моделирования [6], могут сформировать новые условия для социокультурного воспроизводства для молодых людей нового типа, где «традиционалистам» станет все труднее вписаться в новые реалии жизни, а более адаптивны будут «модернисты». Социальные рамки для молодежи расширяются, поэтому важно понимать как они смогут их использовать для личностного развития и успешной социализации.
Литература
1. Журавлева И.А. Модернисты и традиционалисты: образовательные траектории российской молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 31-34.
2. Журавлева И.А. Образование в ресурсном пространстве молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XVII Всероссийской научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Редколлегия: В.В. Петров, А.Н. Артемова, О.А. Персидская, А.А. Сан-женакова. 2019. С. 136-139.
3. Малых С. В. «Справедливое образование»: современные реалии отечественных университетов // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира. Сборник материалов. 2018. С. 1233-1234.
4. Малых С. В. Академическая мобильность как ресурс интернационализации университетов // Социология. 2018. № 3. С. 222-226.
5. Малых С. В. Университетское образование и профессиональная карьера // Высшее образование, социальные науки и национальная безопасность Материалы конференции. Иркутск. 2018. С. 210-212.
6. Полюшкевич О. А., Борисова Ю. В., Батьянова Л. Н., Иванов Р. В. Основы социального моделирования: учебное пособие. Иркутск, 2017. 198 с.
7. Полюшкевич О. А., Колесников В. А. Роль образования в жизненном мире молодежи // В мире научных открытий. 2013. № 3-1 (39). С. 312-327.
8. Полюшкевич О. А., Степа-ненко А. С. Трансформация ценностей россиян: герои и обыватели // Политика и общество. 2012. № 9 (93). С. 4-13.
9. Mainiero L. A., Sullivan S. E. The opt-out revolt: Why people are leaving companies to create kaleidoscope careers. Mountain View (CA): Davies-Black, 2006. 238 p.
ц Гп::д. 1
Resource and educational potential of modern youth
Zhuravleva I.A.
Institute of Social Sciences of Irkut
The article analyzes the results of a study on the educational and labor orientations of Russian youth. New forms and conditions of changing attitudes towards obtaining education, its quality, speed and employment opportunities are considered.
Key words: education, educational strategy, profession, professional strategy, youth, traditionalists, modernists
References
1. Zhuravleva I.A. Modernists and traditionalists:
educational trajectories of Russian youth // Alma mater (Bulletin of higher education). 2019.No 6.P. 31-34.
2. Zhuravleva I.A. Education in the youth resource space // Actual problems of humanitarian and social research. Materials of the XVII All-Russian scientific conference of young scientists in the field of humanities and social sciences. Editorial Board: V.V. Petrov, A.N. Artemova, O.A. Persian, A.A. Sanzhenakova. 2019.S. 136-139.
3. Malykh S. V. "Fair education": modern realities of domestic universities // Social injustice in the sociological dimension: challenges of the modern world. Collection of materials. 2018.S. 1233-1234.
4. Malykh S. V. Academic mobility as a resource
for the internationalization of universities // Sociology. 2018. No. 3. S. 222-226.
5. Malykh S. V. University education and professional career // Higher Education, Social Sciences and National Security Conference proceedings. Irkutsk 2018.S. 210-212.
6. Polyushkevich O. A., Borisova Yu. V., Batyanova L. N., Ivanov R. V. Fundamentals of social modeling: a training manual. Irkutsk, 2017.198 p.
7. Polyushkevich O. A., Kolesnikov V. A. The
role of education in the vital world of youth // In the world of scientific discoveries. 2013. No. 3-1 (39). S. 312-327.
8. Polyushkevich O. A., Stepanenko A. S. Transformation of the values of Russians: heroes and inhabitants // Politics and society. 2012. No. 9 (93). S. 4-13.
9. Mainiero L. A., Sullivan S. E. The opt-out
revolt: Why people are leaving companies to create kaleidoscope careers. Mountain View (CA): Davies-Black, 2006.238 p.