2. Критическое планирование, которое предполагает наделение горожан широким выбором властных полномочий - например, возможностью выбирать не только муниципальных депутатов, но и глав районной полиции, прокуратуры и т.п.
По мнению докладчика, вышеприведенные подходы охватывают все существующие способы разрешения городских конфликтов. Вместе с тем практика применения насилия, столь популярная в российском социуме, не является способом разрешения конфликтов.
В качестве сторон конфликтов лектор называет жителей, органы власти и застройщиков. Несмотря на то что каждая из сторон преследует собственные интересы, нельзя сказать, что достижение компромисса между ними невозможно. В нашей стране, с сожалением констатирует Медведев, «право на город» нередко ущемляется. Это требует от горожан социальной активности и умения планомерно отстаивать свои интересы.
В Москве, например, большое распространение получили случаи, когда жители нескольких домов, районных кластеров коллективно нанимают для проведения экспертиз и тому подобных работ независимых специалистов: архитекторов, экологов, юристов и пр. Известен случай, когда жители района «Раменки», так и не дождавшись помощи от столичных властей, на собственные средства построили так называемый народный мост.
В заключение И.Р. Медведев подчеркнул необходимость создавать жизнь родного города своими руками. Несмотря на трудности, у жителей российских городов достаточно для этого возможностей. Он убежден, что желание защищать окружающее городское пространство, вкладывать в него свои время, действия, финансы позволит создать город, в котором хочется жить.
М.А. Ядова
2018.04.008. М.А. ЯДОВА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. (Обзор).
Ключевые слова: образовательные и трудовые стратегии; постсоветская молодежь; Россия; современные и традиционные ценности.
Введение в проблему. В настоящей работе анализируются образовательные, трудовые стратегии и практики российской моло-
дежи. В условиях социальных трансформаций особое значение приобретают умение адаптироваться к постоянным социальным изменениям и способность к резкой смене привычного, в том числе профессионального, маршрута жизненного пути. Сегодня у молодежи имеется достаточно возможностей сконструировать свою жизнь уникальным образом.
Полученные сведения основываются на данных индивидуальных глубинных интервью с представителями постсоветского поколения, демонстрирующими так называемые современные и традиционные поведенческие установки. Интервью проводились в 2014 г. Участниками интервью стали юноши и девушки, отнесенные по результатам проведенного ранее автором анкетирования к «модернистам» и «традиционалистам»1. За современный тип поведения принимались основные характеристики модели «современной личности», предложенной американским социологом А. Инкелесом: социальная ответственность, инициативность, независимость, стремление к профессиональному совершенствованию, открытость новому опыту, толерантность к окружающим и уважительное отношение к законам2. «Традиционалистами» считались обладатели противоположных современным качеств. По результатам опроса, среди старшеклассников 22,9% опрошенных демонстрируют модернистские поведенческие намерения и лишь 7% - традиционалистские. В группе студентов колледжей «модернистов» совсем немного - около 5%, а «традиционалистов» уже 15%. Большинство же респондентов в обеих ресурсных группах выбирают смешанный тип поведенческих интенций.
Информантов спрашивали о наиболее важных событиях, произошедших с ними за последние годы, а также просили оценить, улучшилась или ухудшилась их жизнь за это время, удалось ли им реализовать задуманное. Кроме того, в гайд интервью был включен вопрос о дальнейших жизненных планах информантов. При обсуждении каждой из предложенных тем так или иначе за-
1 На первом этапе, в 2008-2009 гг., было опрошено 1600 старшеклассников и учащихся колледжей г. Москвы, по 800 человек в каждой группе. Возраст респондентов - 15-18 лет. Старшеклассники условно были отнесены к сильноресурсной страте, а студенты колледжей - к слаборесурсной.
2 Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern. - Cambridge (МА): Harvard univ. press, 1974. - P. 19-32, 289-302.
трагивались вопросы, связанные с профессиональным самоопределением респондентов.
Всего были проинтервьюированы 22 «модерниста» и 21 «традиционалист». На момент этого этапа исследования возраст опрошенных составил от 20 до 23 лет. Интервью в зависимости от пожеланий и возможностей респондентов проводились «лицом к лицу», по телефону и с использованием программ для обмена мгновенными сообщениями.
Основные результаты исследования. Анализ транскриптов интервью показал, что многие информанты тяготеют к нестандартным формам занятости. Напомним, что под типичной занятостью обычно понимают работу по найму, выполняемую на постоянной основе в режиме полного рабочего дня. В свою очередь, к формам нестандартной занятости относят: временную, неполную, неформальную, недо-, сверх- и самозанятость1. Впрочем, подобный выбор вполне объясним: вовлекаясь в атипичные трудовые отношения, молодежь получает шанс на практике реализовать альтернативные модели успешности. Диктуемая временем необходимость постоянного профессионального совершенствования заставляет юношей и девушек выбирать формы занятости, дающие возможность совмещать работу и учебу.
Наш опыт изучения биографий молодых россиян с модернистскими и традиционалистскими поведенческими установками позволил выявить различия в выборе ими образовательных и профессиональных стратегий. Для амбициозных «модернистов» характерно нежелание ограничиваться одним образованием: завершающие высшее образование планируют поступать в аспирантуру, получить второе высшее или продолжить образование за рубежом; выпускники колледжей стали студентами вузов; некоторые открыли свое дело и т. п.
В целом «модернисты» рассматривают образование как своего рода вложение в будущее, и у них есть более или менее четкий план развития собственной карьеры. С «традиционалистами» ситуация иная: даже получая достойное образование, они с трудом представляют, что им это даст в будущем.
1 Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - С. 8-9. - (Препринт ШР3/2005/05).
Сравнивая ожидания респондентов с имеющейся действительностью, нельзя не заметить, что в наибольшей степени планы с реальностью расходятся у «традиционалистов», прежде всего из сильноресурсной группы. Чуть менее половины сильноресурсных «традиционалистов» бросили вузы, в которых учились. Наиболее распространенной причиной этого стало тяжелое финансовое положение семьи и невозможность оплачивать учебу. Впрочем, по словам респондентов, случившееся не стало для них трагедией.
Большинство слаборесурсных «традиционалистов», учившихся в колледжах, к моменту интервью свое обучение завершили, однако среди них по специальности работают единицы, преимущественно обладатели «денежных» профессий - работники автосервиса, слесари; некоторые юноши устроились охранниками, курьерами. Девушки, как правило, работают секретарями, продавцами-консультантами, промоутерами, операторами на телефоне. Впрочем, по признанию многих участников интервью, трудиться по специальности в их планы не входило изначально. Уровень самооценки этих информантов напрямую зависит от уровня их материального положения: зарабатывающие мало демонстрируют неудовлетворенность жизнью, хорошо зарабатывающих, но также не имеющих достаточного образования, все устраивает.
В целом «традиционалистов» - как высоко-, так и низкоресурсных - отличает готовность работать, не используя свое образование в должной мере. Кстати, в этом они схожи со значительной частью отечественной молодежи. Д.Л. Константиновский, ссылаясь на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, отмечает, что в настоящее время, «при массовой устремленности молодежи в учебные заведения, формальное образование от четверти до трети юношей и девушек недоисполь-зуется»1.
В группе «модернистов» значительного расхождения между желаемым и осуществившимся замечено не было. Напротив, планы большинства реализовались: учащиеся колледжей, мечтавшие о высшем образовании, поступили в вузы, прежние студенты-
1 Константиновский Д. Л. Российская молодежь: Образование и занятость // Россия и Китай: Молодежь XXI века: Монография / Отв. редакторы: М.К. Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. - М: Новый хронограф, 2014. -С. 290.
первокурсники работают над дипломными проектами, кто-то готовится к обучению в аспирантуре и т.д. В единичных случаях планы некоторых «модернистов» были нарушены жизненными обстоятельствами. Например, одна сильноресурсная «модернистка» ушла в академический отпуск в связи с рождением ребенка; другой молодой человек, после колледжа поступивший в университет, также вынужден был «взять академический», для того чтобы помогать заболевшей матери воспитывать младших брата и сестру. Впрочем, оба настроены завершить образование. Для этих информантов характерна стратегия «отложенного старта».
Для нескольких «модернистов» ключевым вариантом развития карьеры стало открытие собственного дела, однако ни один из них не признал свой бизнес-опыт успешным. Основной причиной постигшей их профессиональной неудачи информанты считают не столько собственные ошибки, сколько сложившиеся в современной России тяжелые условия для ведения бизнеса.
Еще одна особенность, отличающая «модернистов» от «традиционалистов», - более вдумчивое и уважительное отношение к труду вообще и к своему делу в частности. Несмотря на то что «модернисты», так же как и «традиционалисты», стремятся к высокому заработку, для них большую важность представляет содержание выполняемой работы. Может быть, поэтому некоторые «модернисты», рассказывая о своих первых профессиональных шагах, отмечали постигшее их разочарование если не в профессии, то в организации трудового процесса там, где им довелось работать. Как правило, подобные ощущения у респондентов были вызваны не слишком порядочным поведением со стороны руководства.
«Традиционалистам» профессиональные «страдания» «модернистов» чужды: для них хорошая работа, как правило, должна соответствовать лишь двум требованиям - быть хорошо оплачиваемой и «не слишком напряжной».
Вместе с тем, анализируя транскрипты интервью с «традиционалистами», несложно заметить то чувство неловкости, с которым последние говорят о своем нынешнем месте работы. Зачастую, как будто предупреждая ненужные вопросы, юноши и девушки спешат пояснить: «не самая престижная» должность, зато «зарплата хорошая».
Среди наиболее важных событий, произошедших в их жизни за последние годы, «модернисты» нередко называли достижения в области саморазвития, что говорит о высоком инновационном потенциале этой группы молодежи. Одни акцентировали внимание на прочитанных книгах, полученных знаниях и освоенных навыках (изучение иностранных языков, приобретение хобби, открытие в себе новых способностей и т.п.); по словам других, узнанное настолько повлияло на их мировоззрение, что способствовало формированию иного взгляда на окружающий мир. Между тем ни один «традиционалист» не посчитал нужным рассказать о своем интеллектуальном и духовном росте за прошедшие годы.
Интересно сравнить планы на будущее «модернистов» и «традиционалистов». На наш взгляд, планы первых амбициознее и имеют более четкие очертания, однако и они недолгосрочны (в среднем - на год). Что касается «жизненных проектов» традиционно ориентированной молодежи, то они отличаются прагматизмом и несвойственной возрасту осторожностью.
Изучая изменения в притязаниях и профессиональных стратегиях современных выпускников школ, отечественные социологи В. Магун и М. Энговатов выделили две группы молодых людей с противоположными мировоззренческими позициями. Одни ожидают, что родители обеспечат их непосредственными благами (подарят дачу, квартиру, дадут возможность отдыхать или жить за границей), для других помощь старших родственников заключается в приобретении универсальных ресурсов (достойное образование, социальный капитал и т. п.), которые впоследствии позволят им самостоятельно достичь успеха. По словам исследователей, каждое новое поколение все меньше нацелено на получение «готовых» благ, стремясь к использованию ресурсов для получения хорошего образования и работы 1 . Вместе с тем, как показывают результаты нашего исследования, подобные ориентации «на самостоятельность» разделяет далеко не вся молодежь.
К сожалению, часть «традиционалистов» можно отнести к прекариату: многие из них пытаются «компенсировать» свою профессиональную несостоятельность доходами от сдачи квартир, по-
1 Магун В., Энговатов М. Молодежь: Высокие притязания и новые стратегии // Менеджер по персоналу. - Киев, 2008. - № 9. - С. 14.
лученных в наследство. Напомним, что термин «прекариат» (от англ. precarious - ненадежный, опасный, сомнительный) был предложен британским исследователем Г. Стендингом для обозначения своеобразного аналога пролетариата постиндустриального общества1 . Прекариат, как правило, составляют малообеспеченные, безработные или перебивающиеся случайными заработками люди, которые практически лишены профессиональной идентичности и трудовых гарантий. По мнению ученого, социальная неудовлетворенность прекариата делает его «опасным классом».
Рассмотрим наиболее показательные примеры квазитрудовых стратегий «традиционалистов», которые основаны преимущественно на получении пассивного дохода, дополненного случайными заработками.
Так, один участник исследования по окончании колледжа не пошел работать по специальности помощником машиниста электропоезда, а устроился продавцом «в палатку... потом уволился, где-то с год не работал». Спустя время ему в наследство досталась двухкомнатная квартира. В настоящий момент основной доход информанта - от сдачи в аренду квартиры: суммы, которые он иногда получает, подрабатывая «в Интернете», очень малы, и их едва хватает на карманные расходы.
Другой «традиционалист» сознательно выбрал жизнь «на пособие». Бросив институт на втором курсе и оказавшись перед перспективой быть призванным в армию, он решил «оформлять инвалидность». По словам информанта, несмотря на то что у него действительно есть проблемы со здоровьем, без протекции родственницы, имеющей «связи в медицинской экспертизе», «вторую группу» ему бы «не дали».
Еще один участник исследования мечтает поскорее окончить университет и уехать в Прагу, куда несколько лет назад переехала жить его двоюродная сестра с мужем. Причем жить в Чехии он планирует за счет сдачи в аренду двух московских квартир, имеющихся у его родителей. Справедливости ради отметим, что последние не поощряют планы сына.
1 Standing G. The precariat: The new dangerous class. - L.; N.Y.: Bloomsbury,
2011.
О жизни в качестве квартирного рантье мечтают не только юноши, но и девушки. Например, 22-летняя информантка, работающая воспитателем в детском саду, мечтает разменять трехкомнатную квартиру, в которой живет. По замыслу информантки, «обменяв одну квартиру на две, можно было бы одну сдавать и работать в менее напряжном режиме».
Понимая утопичность мечты о «нетрудовой» жизни, эти респонденты готовы смириться с необходимостью периодически или не слишком много работать; однако при этом им важно иметь стабильный пассивный доход в виде финансовых средств от сдачи квартиры или социальных выплат «как подспорье».
Выводы. Подводя итоги, отметим, что «модернистов» постсоветского поколения от «традиционалистов» прежде всего отличают стремление к стратегическому планированию карьеры и принципиально иное -- более серьезное и уважительное - отношение к образованию, выбору профессии, содержанию выполняемой работы. В то время как многие «традиционалисты» не только не намерены «делать карьеру», но и воспринимают труд как обременительную повинность; их мечта - быть свободными от каких-либо трудовых обязанностей, живя, например, на средства от сдачи доставшейся в наследство недвижимости.
В современном социуме, характеризующемся индивидуализацией и вариативностью путей профессионального развития, наиболее адекватным, по мнению некоторых исследователей, представляется выбор так называемой калейдоскоп-карьеры - трудовой стратегии, учитывающей индивидуальные особенности личности и позволяющей адаптировать профессиональный маршрут к происходящим в жизни человека переменам1. Мы предполагаем, что в дальнейшем значительная часть российской молодежи будет предпочитать «калейдоскопный» способ построения карьеры.
1 Mainiero L.A., Sullivan S.E. The opt-out revolt: Why people are leaving companies to create kaleidoscope careers. - Mountain View (CA): Davies-Black, 2006.