€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙЙЙ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 316.346.32-057.875
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова
(Пензенский государственный университет)
Рассматриваются основы формирования модернизационного потенциала в условиях социокультурной модернизации российского общества. На основе результатов исследования среди студентов высших учебных заведений регионов Среднего Поволжья анализируется модернизационный потенциал молодежи.
Ключевыге слова: модернизационный потенциал; студенческая молодежь; модернизация.
Ключевое значение в новых современных социально-экономических условиях приобретает исследование модернизационного потенциала российского общества, различных социальных групп. Несомненно, в российском социуме существует определенный модернизацион-ный потенциал. Так, данные общероссийских социологических центров (Левада-центр, исследования ИС РАН и др.) фиксируют присутствие ценностных ориентаций и качественных характеристик человеческого капитала, необходимых для реализации модернизационного проекта. В то же время практически все исследователи модернизационной проблематики солидарны с тем, что в настоящих условиях модернизационные ориентации и ценности не выступают значимым регулятором повседневных практик: россияне в целом позитивно оценивают личную инициативность, индивидуальность, самостоятельность и независимость, однако дают негативные оценки ценностной характеристики российской действительности, в особенности выражают неуверенность в востребованности «инновационных» качеств для достижения жизненного успеха [5]. Активизировать поведенческие стратегии населения, соотносящиеся с российским модернизационным проектом, — первоочередная задача государства.
В настоящее время особую актуальность приобретает исследование социокультурных основ модернизации в России. В рамках этого направления следу-
ет выявить объем человеческих ресурсов, обладающих потенциалом модерни-зационного развития, выделить группы — «носители» модернизационных изменений. На основе этого можно будет говорить о модернизационых ориентациях и ценностях, модернизационном потенциале населения.
В целом модернизационные ориентации и ценности могут быть рассмотрены в широком смысле как ценностные ориентации и социальные установки населения в различных сферах жизнедеятельности: социально-экономической, политической, духовно-нравственной — в условиях движения к обществу «модер-нити». Они составляют фундамент мо-дернизационного потенциала.
Современные российские исследователи выделяют различные виды потенциала. По мнению Г. И. Осадчей, социальный потенциал представляет собой «интегральное понятие, характеризующее возможности государства, фирм... личности, групп, населения. различных сфер жизнедеятельности и общества в целом в решении перспективных задач социального развития» [7, с. 236]. И. Е. Дискин, В. В. Федоров определяют социальный потенциал модернизации как совокупность социально-экономических ресурсов различных слоев и групп населения, которые могут быть реализованы в ходе модернизационного проекта [9]. Под инновационным потенциалом страны А. А. Давыдов понимает возможности для разработки, внедрения и распро-
© Кошарная Г. Б., Рожкова Л. В., 2012
111!111Й1И1!Ш № 2,
странения новшеств (в том числе новых идей, технологий, методов управления, социокультурных образцов и др.) [3]. Т. И. Заславская определяет уровень социально-инновационного потенциала через «способность и готовность общества к радикальному преобразованию собственного устройства, своих основополагающих институтов и, соответственно, социальной структуры» [4, с. 11].
Обобщая различные точки зрения, можно сделать вывод, что модернизаци-онный потенциал есть совокупность социально-экономических, культурных, нравственных, идейно-политических ресурсов (способностей, возможностей и готовности) слоев и групп населения российского общества, которые могут быть реализованы в ходе модернизационнно-го проекта. Эти ресурсы подразделяются по различным сферам: политической, экономической, культурной, духовнонравственной и др., тесно взаимосвязанным. Так, в политической сфере о формировании модернизационного потенциала свидетельствует включенность в политические процессы, готовность участвовать в политической жизни страны (выборы, митинги), позитивное восприятие органов власти, доверие государственным институтам, готовность к самоорганизации. В экономической сфере важным критерием является формирование потенциала предпринимательской активности населения (индивидуальная ответственность, самостоятельность, активная жизненная позиция, склонность к состязательности и риску и др.), отсутствие патерналистских ожиданий в отношении государства. В рамках культурной, духовно-нравственной сфер необходимы поиск единства в многообразии, признание многообразия культур, формирование позитивной идентичности, моральнонравственной ценностной системы населения, толерантности.
Особое значение в рамках реализации модернизацинных преобразований, построения инновационной экономики отводится человеческому потенциалу и человеческому капиталу. Качество человеческого потенциала (как совокупность
имеющихся у человека ресурсов, неразрывно связанных с его личностью) имеет важное значение для оценки перспектив модернизации российского общества. Следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция рассматривать понятие «человеческий потенциал» как более полное и объемлющее, чем «человеческий капитал», как интегральное понятие [12, с. 8].
Наиболее ценными качествами человеческого капитала в условиях социокультурной модернизации являются, на наш взгляд, самостоятельность в действиях, независимость во взглядах, рациональность, инициатива и ответственность. Развитие этих качеств в людях должно стать первоочередной стратегической задачей современной власти.
В сложившихся условиях развития российского общества приоритетным направлением стала технологическая и экономическая модернизация. Вместе с тем проведение подобной модернизации невозможно без социальных субъектов, обладающих модернизационными ориентациями и ценностями, инновационным типом мышления. По мнению известного российского социолога Н. Е. Тихоновой, «.место России в глобализирующемся мире связано. с качеством ее человеческого потенциала, со способностью населения на микроуровне поддерживать модернизационные инициативы» [11, с. 6].
В рамках исследований ИС РАН «Готово ли российское общество к модернизации» были проанализированы представления россиян о субъектах, социальных группах, способных осуществить модернизацию. Как оказалось, около 70 % опрошенных считают, что акторами модернизационных проектов могут стать интеллигенция, молодежь, предприниматели [10]. Следует также отметить, что роль предпринимателей и молодежи как субъектов модернизации, по оценкам россиян, увеличивается.
Запросы населения относительно типа социально-экономического развития России во многом неоднородны [1, с. 34]. В российском обществе традицио-налистски и патерналистски настроенная
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
часть населения (традиционалисты) сосуществует с теми, чье видение мира строится на идеях личной ответственности, инициативы, индивидуальной свободы (модернисты). Последняя как социальная группа только начинает формироваться. В целом и модернисты, и традиционалисты — это сторонники отличных от других идеальных моделей общества,
в чем и проявляется специфика социокультурной модернизации современного российского общества. По данным исследований ИС РАН (2010 г.), доля модернистов составляет 23 %, традиционалистов — 15 % (рис. 1). Модернистский тип сознания более распространен среди экономически активного городского населения (около 30 %).
2010 г., все население
2010 г., экономически активное городское население
2006 г., экономически активное городское население
□ Традиционалисты □ Промежуточные ■ Модернисты Р и с. 1. Доля модернистов и традиционалистов в российском обществе, % [2]
Молодое поколение, имеющее модернизированный тип сознания, только начинает формироваться в российском обществе и достаточно противоречиво в своих оценках [8]. По данным исследований Н. Е. Тихоновой, среди молодежи (до 25 лет) доля модернистов составляет 36—37 %.
С целью изучения степени распространенности традиционалистских и модернистских ориентаций было проведено социологическое исследование среди студентов вузов четырех регионов Среднего Поволжья (п = 1 254; 2010 г.). Необходимо отметить, что в одних регионах России уже достаточно полно сформировано экономическое пространство с более модернизированной структурой; другие территории модернизируются более медленно и с сильными дисбалан-
сами, что соответственно отражается на уровне модернизационного потенциала.
В авторском исследовании при выделении полярных типов мировоззрения мы опирались на интегральный показатель, используемый в исследованиях ИС РАН в сочетании с критериями «модели современного человека» А. Инкельса. Было установлено, что группа молодых людей, являющихся последовательными носителями типа ментальности, характерного для эпохи модерна, немногочисленна, — 26 % респондентов; группа последовательных сторонников традиционалистской ориентации составила 9 % в целом по выборке. Наибольшее количество респондентов (65 %) принадлежит к так называемому смешанному (промежуточному) типу (рис. 2).
№ 2, 2012
%
смешанного типа
Р и с. 2. Распределение респондентов по типам мировоззрения, % от числа опрошенных [6]
Сегодня общественное сознание в России не монолитно. В этом плане правы те авторы, которые говорят о противоположности традиционалистского и либерального начал как базовой характеристике российского общественного сознания. «Ядра» групп — носителей соответствующего типа сознания — относительно невелики; поскольку около половины всех россиян относятся к смешанному типу сознания. Это — наглядное проявление «промежуточного» характера нынешней эпохи, отражающего неустойчивость сложившейся ситуации. Среди факторов, повышающих «вероятность попадания в состав модернистски ориентированных групп», Н. Е. Тихонова выделяет условия социализации, возраст, социально-профессиональный статус, место жительства, образование и некоторые другие [11, с. 137].
Как показали результаты авторского исследования, модернисты относятся к группе сильноресурсных респондентов (успешные в учебе, со средним и высоким уровнем семейного дохода, воспитываемые в полных, высокообразованных семьях, а традиционалисты — в большей степени к группе слаборесурсных, хотя разница практически незначительна. В первой группе больше
всего представителей татарской национальности (36 %), во второй — мордовской (16 %). Среди студентов, придерживающихся модернизационных ориентаций, преобладают мужчины (35 % против 19 % женщин); среди представителей смешанного типа — женщины (71 против 57 %). Лиц, отличающихся модернизационной ориентацией, больше в полных семьях (27 против 22 %), где родители имеют высшее образование (30 против 18 %). 30 % модернистов учеба дается с трудом, 24 % учатся средне и всего 18 % — на 4 и 5. Модернистов больше всего на II курсе — 32 % — и меньше всего на I — 20 % (на V курсе доля модернистов составляет 29 %). Придерживаются модернизацион-ных ориентаций чаще всего студенты технического профиля — 33 % (на социально-гуманитарных специальностях — 21 %).
Согласно данным массовых опросов, по своим взглядам и поведенческим практикам студенты из мегаполисов более «современны», нежели россияне из нестоличных поселений. По результатам авторского исследования, модернистов больше всего среди тех, кто проживал до поступления в вуз в мегаполисах (43 %). Выявлена тенденция снижения
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
количества модернистов по мере уменьшения размера поселения: 43 % из них до поступления в вуз проживали в мегаполисе; 32 — в крупном городе, 26 — в большом и среднем городе, 20 — в малом городе, 18 % — в селах и поселках.
Особенности социально-экономического развития региональных социумов также накладывают свой отпечаток на мировоззрение молодежи. Результаты проведенного исследования показали, что модернизированное сознание более всего присуще студентам, проживающим в Татарстане, — 35 %, а менее всего — получающим образование в Мордовии — 17 %.
Таким образом, результаты авторского исследования выявили следующее: наибольшее количество студентов вузов принадлежат к так называемому смешанному типу. Это можно объяснить тем, что группа студентов находится в состоянии неопределенности, их ценностное сознание еще не до конца сформировано и постоянно трансформируется. Модер-низационные ориентации зависят практически от всех рассматриваемых показателей (условий) — гендерных различий, типа поселения до поступления в вуз, типа семьи, наличия высшего образования родителей, курса, профиля специальности, региона. Было установлено, что модернизационные взгляды не зависят от вероисповедания респондентов. Вместе с тем модернистов больше среди тех, кто исповедует ислам (37 %), и меньше среди тех, кто придерживается православной веры (22 %).
Проводимая в настоящее время политика комплексной модернизации экономики страны и социального уклада не может быть эффективной без социальной поддержки и эффективного политического сопровождения этой политики. Вопрос о роли молодежи в модернизации России, бесспорно, актуален. Данные общероссийских и авторского исследований свидетельствуют, что модерниза-ционный потенциал в российском обществе присутствует, причем наиболее выражен он у молодого поколения. Молодежь может выступить субъектом мо-
дернизации, поддержать модернизацион-ные проекты, способна и готова взять на себя необходимые функции и ответственность в процессе модернизации России. Ей по плечу роль «двигателя» модернизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горшков, М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки / М. К. Горшков // Социол. ис-след. — 2010. — № 12.
2. Готово ли российское общество к модернизации : аналитический доклад : [подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ]. — Москва, 2010.
3. Давыдов, А. А. Инновационный потенциал России : настоящее и будущее [Электронный ресурс] / А. А. Давыдов // Официальный сайт ИС РАН. — Режим доступа: http://www.isras.ru/ blog_modem_3 .html.
4. Заславская, Т И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики / Т. И. Заславская // Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. — Москва, 2002.
5. Инновационный и предпринимательский потенциал общества [Электронный ресурс]. Обследование Левада-Центра по заказу ЦМИ. Январь 2012. — Режим доступа: http://www.sbrf.ru/ common/img/uploaded/files/pdf/press_center/2012/1/ IPPS.pdf.
6. Кошарная, Г. Б. Модернизация ценностей современной студенческой молодежи / Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова // Социал.-гуманит. знания. — 2011. — № 6.
7. Осадчая, Г. И. Потенциал социальный / Г. И. Осадчая // Социологическая энциклопедия : в 2 т. — Москва, 2003. — Т. 1. — С. 236—237.
8. Российская идентичность в социологическом измерении : аналитический доклад : [подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ]. — Москва, 2007.
9. Социальный потенциал российской модер-
низации (на материале Южного федерального округа) [Электронный ресурс] / И. Е. Дискин, В. В. Федоров. — Режим доступа: http://
enginrussia.ru/other/file/modern/Ppt0000001 .ppt.
10. Тихонова, Н. Е. Акторы российской модернизации в восприятии населения и в реальности / Н. Е. Тихонова // Вестн. Ин-та социологии. — 2011. — № 3.
11. Тихонова, Н. Е. Социокультурная модернизация в России : (опыт эмпирического анализа) / Н. Е. Тихонова // Обществ. науки и современность. — 2008. — № 2.
12. Человеческий потенциал России : интеллектуальное, социальное, культурное измерение. — Москва : Институт человека РАН, 2002.
Поступила 21.05.12.