Научная статья на тему 'Модернизационный потенциал студенческой молодежи'

Модернизационный потенциал студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNISING POTENTIAL / STUDENTS / MODERNISATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кошарная Галина Борисовна, Рожкова Лилия Валерьевна

Рассматриваются основы формирования модернизационного потенциала в условиях социокультурной модернизации российского общества. На основе результатов исследования среди студентов высших учебных заведений регионов Среднего Поволжья анализируется модернизационный потенциал молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernising Potential of Students

The article explores the fundamentals of a modernising potential in conditions of socio-cultural modernisation of the Russian society. Based on research results, gained from of the Middle Volga regions’ undergraduate students, the author explores the modernising potential of young people.

Текст научной работы на тему «Модернизационный потенциал студенческой молодежи»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙЙЙ

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.346.32-057.875

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова

(Пензенский государственный университет)

Рассматриваются основы формирования модернизационного потенциала в условиях социокультурной модернизации российского общества. На основе результатов исследования среди студентов высших учебных заведений регионов Среднего Поволжья анализируется модернизационный потенциал молодежи.

Ключевыге слова: модернизационный потенциал; студенческая молодежь; модернизация.

Ключевое значение в новых современных социально-экономических условиях приобретает исследование модернизационного потенциала российского общества, различных социальных групп. Несомненно, в российском социуме существует определенный модернизацион-ный потенциал. Так, данные общероссийских социологических центров (Левада-центр, исследования ИС РАН и др.) фиксируют присутствие ценностных ориентаций и качественных характеристик человеческого капитала, необходимых для реализации модернизационного проекта. В то же время практически все исследователи модернизационной проблематики солидарны с тем, что в настоящих условиях модернизационные ориентации и ценности не выступают значимым регулятором повседневных практик: россияне в целом позитивно оценивают личную инициативность, индивидуальность, самостоятельность и независимость, однако дают негативные оценки ценностной характеристики российской действительности, в особенности выражают неуверенность в востребованности «инновационных» качеств для достижения жизненного успеха [5]. Активизировать поведенческие стратегии населения, соотносящиеся с российским модернизационным проектом, — первоочередная задача государства.

В настоящее время особую актуальность приобретает исследование социокультурных основ модернизации в России. В рамках этого направления следу-

ет выявить объем человеческих ресурсов, обладающих потенциалом модерни-зационного развития, выделить группы — «носители» модернизационных изменений. На основе этого можно будет говорить о модернизационых ориентациях и ценностях, модернизационном потенциале населения.

В целом модернизационные ориентации и ценности могут быть рассмотрены в широком смысле как ценностные ориентации и социальные установки населения в различных сферах жизнедеятельности: социально-экономической, политической, духовно-нравственной — в условиях движения к обществу «модер-нити». Они составляют фундамент мо-дернизационного потенциала.

Современные российские исследователи выделяют различные виды потенциала. По мнению Г. И. Осадчей, социальный потенциал представляет собой «интегральное понятие, характеризующее возможности государства, фирм... личности, групп, населения. различных сфер жизнедеятельности и общества в целом в решении перспективных задач социального развития» [7, с. 236]. И. Е. Дискин, В. В. Федоров определяют социальный потенциал модернизации как совокупность социально-экономических ресурсов различных слоев и групп населения, которые могут быть реализованы в ходе модернизационного проекта [9]. Под инновационным потенциалом страны А. А. Давыдов понимает возможности для разработки, внедрения и распро-

© Кошарная Г. Б., Рожкова Л. В., 2012

111!111Й1И1!Ш № 2,

странения новшеств (в том числе новых идей, технологий, методов управления, социокультурных образцов и др.) [3]. Т. И. Заславская определяет уровень социально-инновационного потенциала через «способность и готовность общества к радикальному преобразованию собственного устройства, своих основополагающих институтов и, соответственно, социальной структуры» [4, с. 11].

Обобщая различные точки зрения, можно сделать вывод, что модернизаци-онный потенциал есть совокупность социально-экономических, культурных, нравственных, идейно-политических ресурсов (способностей, возможностей и готовности) слоев и групп населения российского общества, которые могут быть реализованы в ходе модернизационнно-го проекта. Эти ресурсы подразделяются по различным сферам: политической, экономической, культурной, духовнонравственной и др., тесно взаимосвязанным. Так, в политической сфере о формировании модернизационного потенциала свидетельствует включенность в политические процессы, готовность участвовать в политической жизни страны (выборы, митинги), позитивное восприятие органов власти, доверие государственным институтам, готовность к самоорганизации. В экономической сфере важным критерием является формирование потенциала предпринимательской активности населения (индивидуальная ответственность, самостоятельность, активная жизненная позиция, склонность к состязательности и риску и др.), отсутствие патерналистских ожиданий в отношении государства. В рамках культурной, духовно-нравственной сфер необходимы поиск единства в многообразии, признание многообразия культур, формирование позитивной идентичности, моральнонравственной ценностной системы населения, толерантности.

Особое значение в рамках реализации модернизацинных преобразований, построения инновационной экономики отводится человеческому потенциалу и человеческому капиталу. Качество человеческого потенциала (как совокупность

имеющихся у человека ресурсов, неразрывно связанных с его личностью) имеет важное значение для оценки перспектив модернизации российского общества. Следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция рассматривать понятие «человеческий потенциал» как более полное и объемлющее, чем «человеческий капитал», как интегральное понятие [12, с. 8].

Наиболее ценными качествами человеческого капитала в условиях социокультурной модернизации являются, на наш взгляд, самостоятельность в действиях, независимость во взглядах, рациональность, инициатива и ответственность. Развитие этих качеств в людях должно стать первоочередной стратегической задачей современной власти.

В сложившихся условиях развития российского общества приоритетным направлением стала технологическая и экономическая модернизация. Вместе с тем проведение подобной модернизации невозможно без социальных субъектов, обладающих модернизационными ориентациями и ценностями, инновационным типом мышления. По мнению известного российского социолога Н. Е. Тихоновой, «.место России в глобализирующемся мире связано. с качеством ее человеческого потенциала, со способностью населения на микроуровне поддерживать модернизационные инициативы» [11, с. 6].

В рамках исследований ИС РАН «Готово ли российское общество к модернизации» были проанализированы представления россиян о субъектах, социальных группах, способных осуществить модернизацию. Как оказалось, около 70 % опрошенных считают, что акторами модернизационных проектов могут стать интеллигенция, молодежь, предприниматели [10]. Следует также отметить, что роль предпринимателей и молодежи как субъектов модернизации, по оценкам россиян, увеличивается.

Запросы населения относительно типа социально-экономического развития России во многом неоднородны [1, с. 34]. В российском обществе традицио-налистски и патерналистски настроенная

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

часть населения (традиционалисты) сосуществует с теми, чье видение мира строится на идеях личной ответственности, инициативы, индивидуальной свободы (модернисты). Последняя как социальная группа только начинает формироваться. В целом и модернисты, и традиционалисты — это сторонники отличных от других идеальных моделей общества,

в чем и проявляется специфика социокультурной модернизации современного российского общества. По данным исследований ИС РАН (2010 г.), доля модернистов составляет 23 %, традиционалистов — 15 % (рис. 1). Модернистский тип сознания более распространен среди экономически активного городского населения (около 30 %).

2010 г., все население

2010 г., экономически активное городское население

2006 г., экономически активное городское население

□ Традиционалисты □ Промежуточные ■ Модернисты Р и с. 1. Доля модернистов и традиционалистов в российском обществе, % [2]

Молодое поколение, имеющее модернизированный тип сознания, только начинает формироваться в российском обществе и достаточно противоречиво в своих оценках [8]. По данным исследований Н. Е. Тихоновой, среди молодежи (до 25 лет) доля модернистов составляет 36—37 %.

С целью изучения степени распространенности традиционалистских и модернистских ориентаций было проведено социологическое исследование среди студентов вузов четырех регионов Среднего Поволжья (п = 1 254; 2010 г.). Необходимо отметить, что в одних регионах России уже достаточно полно сформировано экономическое пространство с более модернизированной структурой; другие территории модернизируются более медленно и с сильными дисбалан-

сами, что соответственно отражается на уровне модернизационного потенциала.

В авторском исследовании при выделении полярных типов мировоззрения мы опирались на интегральный показатель, используемый в исследованиях ИС РАН в сочетании с критериями «модели современного человека» А. Инкельса. Было установлено, что группа молодых людей, являющихся последовательными носителями типа ментальности, характерного для эпохи модерна, немногочисленна, — 26 % респондентов; группа последовательных сторонников традиционалистской ориентации составила 9 % в целом по выборке. Наибольшее количество респондентов (65 %) принадлежит к так называемому смешанному (промежуточному) типу (рис. 2).

№ 2, 2012

%

смешанного типа

Р и с. 2. Распределение респондентов по типам мировоззрения, % от числа опрошенных [6]

Сегодня общественное сознание в России не монолитно. В этом плане правы те авторы, которые говорят о противоположности традиционалистского и либерального начал как базовой характеристике российского общественного сознания. «Ядра» групп — носителей соответствующего типа сознания — относительно невелики; поскольку около половины всех россиян относятся к смешанному типу сознания. Это — наглядное проявление «промежуточного» характера нынешней эпохи, отражающего неустойчивость сложившейся ситуации. Среди факторов, повышающих «вероятность попадания в состав модернистски ориентированных групп», Н. Е. Тихонова выделяет условия социализации, возраст, социально-профессиональный статус, место жительства, образование и некоторые другие [11, с. 137].

Как показали результаты авторского исследования, модернисты относятся к группе сильноресурсных респондентов (успешные в учебе, со средним и высоким уровнем семейного дохода, воспитываемые в полных, высокообразованных семьях, а традиционалисты — в большей степени к группе слаборесурсных, хотя разница практически незначительна. В первой группе больше

всего представителей татарской национальности (36 %), во второй — мордовской (16 %). Среди студентов, придерживающихся модернизационных ориентаций, преобладают мужчины (35 % против 19 % женщин); среди представителей смешанного типа — женщины (71 против 57 %). Лиц, отличающихся модернизационной ориентацией, больше в полных семьях (27 против 22 %), где родители имеют высшее образование (30 против 18 %). 30 % модернистов учеба дается с трудом, 24 % учатся средне и всего 18 % — на 4 и 5. Модернистов больше всего на II курсе — 32 % — и меньше всего на I — 20 % (на V курсе доля модернистов составляет 29 %). Придерживаются модернизацион-ных ориентаций чаще всего студенты технического профиля — 33 % (на социально-гуманитарных специальностях — 21 %).

Согласно данным массовых опросов, по своим взглядам и поведенческим практикам студенты из мегаполисов более «современны», нежели россияне из нестоличных поселений. По результатам авторского исследования, модернистов больше всего среди тех, кто проживал до поступления в вуз в мегаполисах (43 %). Выявлена тенденция снижения

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

количества модернистов по мере уменьшения размера поселения: 43 % из них до поступления в вуз проживали в мегаполисе; 32 — в крупном городе, 26 — в большом и среднем городе, 20 — в малом городе, 18 % — в селах и поселках.

Особенности социально-экономического развития региональных социумов также накладывают свой отпечаток на мировоззрение молодежи. Результаты проведенного исследования показали, что модернизированное сознание более всего присуще студентам, проживающим в Татарстане, — 35 %, а менее всего — получающим образование в Мордовии — 17 %.

Таким образом, результаты авторского исследования выявили следующее: наибольшее количество студентов вузов принадлежат к так называемому смешанному типу. Это можно объяснить тем, что группа студентов находится в состоянии неопределенности, их ценностное сознание еще не до конца сформировано и постоянно трансформируется. Модер-низационные ориентации зависят практически от всех рассматриваемых показателей (условий) — гендерных различий, типа поселения до поступления в вуз, типа семьи, наличия высшего образования родителей, курса, профиля специальности, региона. Было установлено, что модернизационные взгляды не зависят от вероисповедания респондентов. Вместе с тем модернистов больше среди тех, кто исповедует ислам (37 %), и меньше среди тех, кто придерживается православной веры (22 %).

Проводимая в настоящее время политика комплексной модернизации экономики страны и социального уклада не может быть эффективной без социальной поддержки и эффективного политического сопровождения этой политики. Вопрос о роли молодежи в модернизации России, бесспорно, актуален. Данные общероссийских и авторского исследований свидетельствуют, что модерниза-ционный потенциал в российском обществе присутствует, причем наиболее выражен он у молодого поколения. Молодежь может выступить субъектом мо-

дернизации, поддержать модернизацион-ные проекты, способна и готова взять на себя необходимые функции и ответственность в процессе модернизации России. Ей по плечу роль «двигателя» модернизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горшков, М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки / М. К. Горшков // Социол. ис-след. — 2010. — № 12.

2. Готово ли российское общество к модернизации : аналитический доклад : [подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ]. — Москва, 2010.

3. Давыдов, А. А. Инновационный потенциал России : настоящее и будущее [Электронный ресурс] / А. А. Давыдов // Официальный сайт ИС РАН. — Режим доступа: http://www.isras.ru/ blog_modem_3 .html.

4. Заславская, Т И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики / Т. И. Заславская // Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. — Москва, 2002.

5. Инновационный и предпринимательский потенциал общества [Электронный ресурс]. Обследование Левада-Центра по заказу ЦМИ. Январь 2012. — Режим доступа: http://www.sbrf.ru/ common/img/uploaded/files/pdf/press_center/2012/1/ IPPS.pdf.

6. Кошарная, Г. Б. Модернизация ценностей современной студенческой молодежи / Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова // Социал.-гуманит. знания. — 2011. — № 6.

7. Осадчая, Г. И. Потенциал социальный / Г. И. Осадчая // Социологическая энциклопедия : в 2 т. — Москва, 2003. — Т. 1. — С. 236—237.

8. Российская идентичность в социологическом измерении : аналитический доклад : [подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ]. — Москва, 2007.

9. Социальный потенциал российской модер-

низации (на материале Южного федерального округа) [Электронный ресурс] / И. Е. Дискин, В. В. Федоров. — Режим доступа: http://

enginrussia.ru/other/file/modern/Ppt0000001 .ppt.

10. Тихонова, Н. Е. Акторы российской модернизации в восприятии населения и в реальности / Н. Е. Тихонова // Вестн. Ин-та социологии. — 2011. — № 3.

11. Тихонова, Н. Е. Социокультурная модернизация в России : (опыт эмпирического анализа) / Н. Е. Тихонова // Обществ. науки и современность. — 2008. — № 2.

12. Человеческий потенциал России : интеллектуальное, социальное, культурное измерение. — Москва : Институт человека РАН, 2002.

Поступила 21.05.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.