Научная статья на тему 'Жизненные ориентиры и стратегии провинциальной молодежи'

Жизненные ориентиры и стратегии провинциальной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3641
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / LIFE GUIDELINES / REGIONAL COMMUNITY / PROVINCIAL YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлева И.А., Иванов Р.В., Тетерин В.В.

В статье приводятся результаты фокус-груп-пового исследования жизненных приоритетов провинциальной молодежи. Анализируются духовные, социальные и материальные ориентиры молодого поколения и рассматриваются перспективы развития и изменения в будущем.The article presents the results of a focus group study of the life priorities of provincial youth. The spiritual, social and material orientations of the young generation are analyzed and prospects for development and changes in the future are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Журавлева И.А., Иванов Р.В., Тетерин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненные ориентиры и стратегии провинциальной молодежи»

Жизненные ориентиры и стратегии провинциальной молодежи

Журавлева Ирина Александровна

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета, zhuravleva_ia@list.ru

Иванов Роман Викторович

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета, dorwardrw@list.ru

Тетерин Василий Васильевич

преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Института социальных наук, Иркутского государственного университета, vasiliy.teterin.87@mail.ru

В статье приводятся результаты фокус-группового исследования жизненных приоритетов провинциальной молодежи. Анализируются духовные, социальные и материальные ориентиры молодого поколения и рассматриваются перспективы развития и изменения в будущем.

Ключевые слова: молодежь, жизненные ориентиры, региональное сообщество, провинциальная молодежь

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет - между детством и взрослым состоянием. С 2018 года молодость продлили до 40 лет.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как социальной группы следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость - это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других - наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Взросление - это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

С точки зрения психологии молодость - это период обретения своего Я,

ц Гп::а 1

утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, чтобы принимать правильные решения в многочисленных сложных ситуациях. Однако именно осознание этих ошибок формирует его собственный жизненный опыт. Различные социальные, духовные и материальные ценности определяют жизненные пути молодых людей, в работах И. А. Журавлевой [1,2,3], Р. В. Иванова [4,5], О. А. Полюшкевич [6,7] и В. А. Ску-денкова [8,9] об этом говорится более подробно.

Цель исследования: выявление особенностей представлений и смысло-жизненных ориентаций провинциальной молодежи.

Для проведения фокус-группового исследования провинциального населения России была сформирована стратифицированная квотная выборка. В качестве страт выступали: 1) городской округ (муниципальный район) Иркутской области; 2) населенные пункты, входящие в границы городского округа (муниципального района); 3) респонденты, постоянно или преимущественно проживающие в отобранных населенных пунктах.

Выборка: 26 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, 50% девушек (13 человек) и 50% юношей (13 человек).

Анализ результатов фокус-группового исследования выявил интересные закономерности. 15% опрошенных состоят в браке, никто не имеет детей и все проживают с родственниками и только 3 человека в общежитии.

В отношении информационной среды, наша гипотеза нашла полно подтверждение - сеть Интернет и СМИ формируют представления современной молодежи.

На рисунке 1 представлены источники материалов, вызывающие доверие, среди каждой рассматриваемой молодежной группе. Социальные сети

занимают первое место и чем младше респонденты, тем чаще они указывают именно этот источник информации. Живой журнал и аналитические и новостные ленты рассматривают как источник информации молодые люди более старшего возраста - обучающиеся в вузе или уже работающие.

1111111 62

49

» 2.

ш т И ■щ

■ Л ш ш

Социаль« ыг сети ЖЖ 4н>лкт№*ниег Им» ■ 15-17 ЛИ 119-21ПШ ■ 2 З-ЗП «Т

Рис. 1. Источники информации вызывающие наибольшее доверие (в %)

Тематика передач в СМИ, которую предпочитают молодые люди достаточно разнообразна: от досугово-раз-влекательных в сфере культуры и юмора, до информационно-аналитических в сфере политики и экономики. В возрасте 15-17 лет доминируют музыкальные, юмористические и культурные передачи и программы, в более старшем возрасте начинают доминировать экономические и политические передачи, которые вызывают интерес у молодых людей. Социальные и спортивные новости относительно стабильны в разных группах молодых людей. См. рис. 2.

Молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет (студенты вузов) указывали на Городскую Иркутскую газету, Irk.ru, Бабр - т.е. информационно-аналитические порталы Иркутской области. Но в тоже время, говорили о том, что местные новости не интересны, т.к. «что тут может произойти? Пробка? Вызывает интерес - всероссийский уровень».

Интересен тот факт, что отдельно молодежное средство массовой информации никто не смог назвать. Кроме социальных сетей.

Рис.2. Тематика предпочитаемых материалов в СМИ (в %)

Периодичность пользования Интернетом - максимально частая, по несколько часов в день у более чем 75% респондентов, остальные 25% просматривают несколько раз в день почту, социальные сети и иные социальные акка-унты.

Молодые люди чаще всего используют Интернет для досуга (игры, общение) (56%), для подготовки к занятиям или работе (44%).

Достаточно разнообразны ответы молодых людей были и на предпочитаемый жанр литературы (фантастика и фентези - 12%, исторические и приключенческие - 15%, научно-популярные -18%, классика - 20%, детективы и триллеры - 13%, юмористические - 12%, публицистика - 10%).

Среди недавно прочтенных литературных произведений называли как классические работы («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Темные аллеи» И.А. Бунина, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» М. Булгаков, «Вино из одуванчиков» Р. Бред-бери, «Госпожа де Бовари» Г. Флобер, «Анна Каренина» Л. Толстой, «Три товарища» Э. М. Ремарк), до современных бестселлеров («Код Да Винчи» Дэна Брауна, «После» Анна Торд; «Любовница французского генерала», «Лафт крафт»), также среди молодежи более старшего возраста встречаются политико-публицистические романы, такие как «Дом правительства» Ю. Слезкин, «Вся кремлевская рать» М.В. Зыгарь и др.

Некоторые студенты (18-23 года) указывали, что последнее, что они прочитали - это были законы, конституция, а среди младшей группы молодежи (1417 лет) - были те, кто не смог вспомнить название недавно прочитанных книг.

Чем старше молодые люди, тем больше они читают. Информационное пространство сети Интернет сильно изменило восприятие информации, потребность в чтении. Полагаем, что в будущем эти тенденции только усилятся.

Молодые люди достаточно регулярно посещают культурно-досуговые заведения. Театр, кинотеатр, квест-ком-наты, музеи, библиотеки, ночные клубы, выставки картин. При этом, чем старше молодые люди, тем больше разнообразия в культурно-досуговых местах, чем младше, тем более однообразны кино или ночные клубы. С регулярностью несколько раз в месяц, несколько раз в год театр и выставки. Более доступным выступают кинотеатры, на посещение которых влияет компания и желание развлечься с друзьями.

Рис.3. Предпочтительные культурно-досу-говые заведения разными группами молодежи (в %)

Молодые люди имеют достаточно разнообразные вкусы в выборе художественных фильмов. Четкого деления на возрастные группы в данном вопросе не прослезилось, поэтому на рисунке 6 представлено общее соотношение. Наиболее популярны комедии (40%),

научная фантастика (16%), детективы (14%), триллеры (12%), мюзиклы (8%), ужасы (6%), экшин (4%).

Молодые люди предпочитают смотреть «(хорошие фильмы - по оценкам некоторых критиков, и на основе их мнения делаю свой выбор». При этом жанр фильма не имеет значения.

Последними фильмами, которые смотрели молодые люди за последнюю неделю были следующие фильмы: «Ма-лефисента», «Джокер», «ОНО2», «Судная ночь. Начало», «Хатико» и «Интердевочка». Большая часть фильмов являются новыми, широко рекламируемыми.

Оценка лиц другой национальности была не однозначной. Положительная оценка, к которой мы отнесли такие характеристики как: «(Положительно», «(без различия, ко всем хорошо», «(по интересам отношусь к людям, а не по национальностям», «(В каждой национальности есть хорошие и плохие, образованные и нет люди. Все индивидуально, но вообще - хорошо», «(Национальность не имеет значения, если человек входит в зону комфорта - то не имеет значения, какой он нации», « По интересам отношусь к людям, а не по национальности» - 38%.

Нейтральная характеристика, к которой мы отнесли такие ответы как «(Взаимно. Американцы, казахи плохо относятся к русским», «(Хорошо, если они и по отношению к тебе располагают. Если ко мне они враждебны, то и я подальше от них буду держаться». «(С точки зрения культурного подхода, если приезжие нашу культуру не принимают, то скрытая вражда есть. Все зависит от личной культуры человека, а не от национальности», « Все зависит от уровня светского образования» - 45%.

Негативно, к этой группе мы отнесли такие ответы как: « Смотря какая национальность», «(Я люблю только русских», «(не люблю приезжих» - 17%.

Отвечая на вопрос о том, в чем выражается дискриминация по националь-

ному признаку, молодые люди придерживались трех групп ответов: культурно-антропологические, к которым мы отнесли: «цвет кожи», «религиозные взгляды», «традиции, например, восточные народы имеют свои традиции и некоторые их принимают», «стереотипы негативного восприятия», «будут на тебя коситься на улице», «это стереотипы - но они не безосновательны» -21%; экономические, к которым мы отнесли: «Не платят достойную зарплату», «проблемы с трудоустройством», «можно смотреть по секторам экономики, славяне - в одних секторах, из стран СНГ - в других» - 44%; социальные: «недоступность социальных привилегий», «негласные социальные правила» - 35%.

Ни один молодой человек не сказал, что он опасается стать жертвой межнационального конфликта. Все себя чувствуют относительно безопасно.

Вероятность возникновения в нашей области конфликтов на почве межнациональной розни считают возможным только в среде самих мигрантов - 99% и только 1% считает, что «все возможно». Иными словами, уровень конфликтности на основе национальных отношений в Иркутской области, по мнению молодежи достаточно низкий.

Дискриминация к представителям другой национальности недопустима в принципе для 95% молодых людей, оставшиеся говорят, что слышали «оскорбления на бытовом уровне», об ограничениях при приеме на работу». При этом, молодые люди старших возрастных групп (от 18 до 30 лет) полагают, что юмор является одним из самых лучших способов снятия национального напряжения. «(Юмор на построен на снятии напряжения на национальной почве, чем больше мы смеемся, тем меньше риски». «(Людей оскорбляют на почве незнания. Юмор -некий аспект просветительства». Младшая молодежная группа никак не прокомментировала данный вид снятия напряжения в национальных отношениях.

Интересны были ответы на вопрос о том, на каком уровне готовы взаимодействовать с представителями других национальностей молодые люди. Положительно или нейтрально («итак живут») относятся к тому, чтобы люди других национальностей жили в вашем городе - 99%, также относятся, если «Вашими соседями по дому были люди других национальностей» - 99%, также относятся если придется «Учиться с людьми других национальностей» -99%, также если «иметь друзей среди людей других национальностей» - 99%.

Но если задать вопрос о том, «чтобы член Вашей семьи вступил в брак с представителем другой национальности» - положительно отнесутся лишь 56%, остальные отрицательно и если «вы сами вступите в брак с лицом другой национальности» - положительно отнеслось лишь - 12% молодых людей.

Иными словами, чем ближе контакт с представителем другой национальности тем больше негативного или настороженного отношения.

Наибольший интерес вызывает кухня, традиции и культура других народов, молодые люди готовы посещать национальные кафе и рестораны, ходить в гости и кушать национальную еду, не впускать в круг своей семьи на правах родственника большая часть не может.

Также присутствует небольшой процент тех (2%), кто принципиально не готов контактировать с представителями других национальностей, при этом негативно их не воспринимая. «Мне достаточно сложившегося круга знакомых, я не ищу знакомства».

Молодежь всех групп в большей мере негативно оценивает ислам (45%), хотя имеются и положительные оценки данной религии (10%). Больше положительных оценок занимает христианство (38%) и буддизм (27%), частично шаманизм (15%), хотя у него больше отрицательных оценок (20%), так же как и у сект (таких как «кришнаиты», «Свидетели Иеговы», «Баптисты» и другие) -18%.

Отвечая на вопрос о религиозных течениях, наиболее симпатичных, молодые люди указывали на следующее: «<Ислам привлекает архитектурой», «<Буддизм мировоззрением интересен», «<Христианство традициями привлекает», «<Шаманские обряды вызывают интерес». Говоря о негативных оценках религий, молодые люди говорили следующее: «Ислам имеет негативное восприятие - но это не боле чем стереотипы», «Хари Кришна раздражает», «< Секты - несут полный негатив». Также были и нейтральные ответы, которые не позволяли судить о положительных или отрицательных взглядах молодых людей в отношении религии: «(Религия может ущемить мои права - в еде мяса, поэтому я атеист», «<Есть люди верующие до фанатизма, есть нейтральные. Я последний» или же «(Я атеист».

Вопросы блока политического поведения и гражданской позиции молодежи также выявили неоднозначную картину.

Среди самой младшей молодежной группы меньше всего тех, кто интересуется политикой, среди более старших групп интересующихся ей значительно больше.

Надо понимать, что уровень заинтересованности политикой у тех, кто «интересуется» ей - разный. Для одних она интересна, так как «планирует сам принимать участие в выборах», таких 12%, «являюсь членом политической партии и соответственно в курсе всех политических событий» или же «мы видим себя в виде чиновников, политиков, членов партии. Поэтому, да - отслеживаем» - 16%, «слежу за политическими событиями, так как обучаюсь на специальности «(государственное и муниципальное управление» или работаю по данной специальности - 26%, а для 46% интересующихся - это выражается в участии в выборах разного уровня.

Интересно является то, что из тех, кто ходит на выборы (65% из участников исследования), на федеральные выборы ходят 100%, на региональные и

муниципальные только половина из них (48%). Это говорит о том, что социально активные молодые люди, интересующиеся политикой и готовые проявлять свою гражданскую позицию не верят в силу региональной или муниципальной власти.

Среди молодежных общественных движений все группы молодежи называли примерно одни и те же организации: «(Молодая гвардия», «(РСМ», «(комсомол», «(волонтеры-медики», Волонтеры Победы», «(Лидеры России». И в качестве комментария один из респондентов указал, что «(молодежные организации работают под эгидой партий, поэтому в чистом виде мы не видим их работу».

Старшие группы молодежи считают, что их участие в выборах может влиять на ситуацию в стране и расстановку политических сил («Да, влияет», «(И каждый если бы выразил свою позицию, то повлияло»), младшие придерживаются противоположной точки зрения (« Нет, не влияет», « Мы никому не нужны»).

Рис.4. Влияет ли участие в выборах на ситуацию в стране, на расстановку политических сил (в %)

Политические партии вызывают негативные оценки у молодежи. Из ответов скорее провокационные или оппозиционные ответы звучали: «Ультралиберального толка», «(КПРФ». Только среди младшей группы респондентов -была указана «Единая Россия». Большинство ответов было в контексте «никаким».

На вопрос о том, «Считаете ли Вы, что мы живем в свободной стране?» чаще всего звучал ответ «Нет» - 90% с последующим объяснением: «(Свободных стран нет. Государство это организация где есть устав - конституция, законы. И мы можем действовать внутри этих рамок». «(В нашем государстве есть позиция где мы действуем не по принципу равенства». « Дискуссия о свободе в нашей стране бесконечна. В бытовом плане - мы свободны, а политические заявления и свободы ограничены, деятельность НКО ограничена, право на свободу слова или собраний нарушается». « Мы не в полной мере свободны. В Америке есть свобода слова т.к. за них не посадят, но порицать будут. А у нас привлекут». « У нас даже за шутку в социальных сетях срок дадут тебе - и свобода совсем не чувствуется». «(Нет. Все больше законов что противоречат свободе слова, с принципами правления». «(Срок пенсионный сделали больше - права нарушают».

И ответ «Да» был озвучен только в 10%. С отсутствием комментариев или же очень скупых комментариев: «У нас много прав по сравнению с другими странами».

Блок вопросов о патриотическом воспитании также усилил обозначенные выше тенденции.

Для большей части молодежи « патриотизм означает любовь к Отечеству, «(малой родине», ее истории, народу, культуре, языку и др.». «(Патриотизм - это уважение к истории своей страны». « Готовность встать на оборону страны». « Вера в свою страну». « Патриотизм - верность своей территории», « Патриотизм -это участие в жизни своей территории».

Некоторые говорили о том, что негативно относятся к патриотизму. Цитата групповой беседы: « Сегодня партии сформировали негативное воздействие на оценку патриотизма. Патриотизм в последнее время используется некорректно. Мы патриоты -

если ты не с нами, значит не патриот, не любишь Россию. Все плохие, одни мы хорошие. Ты с нами, либо под нами».

Государственные символы России (флаг, герб и гимн) известны всем молодым людям. Но авторство гимна в лице С. В. Михалкова смогли назвать только старшие группы молодых людей (от 18 до 30 лет), младшая группа совсем не знает автора российского гимна. Более того, старшие указывали и на другие гимны РФ, таки как «Боже царя храня хвали» и «Интернационал - перепева с французского».

Патриотическими песнями молодые люди считают все военные (Катюша, День Победы, Вставай страна огромная и другие) и казачьи песни. Старшая молодежная группа указывала еще песни народов России и песни о территории: Течет река Волга, Россия от волги до Енисения... Про Байкал, песни народов России, которые воспевают земли предков, Ехор и т.д.

Также отдельно указывались песни О. Газманова и М. Ростаргуева и группы Любэ.

В нашем регионе существуют такие патриотические организации как «Молодая гвардия», «Волонтеры победы», «Народный фронт» и их указывает около половины респондентов (53%), вторая часть (47%) никого не могут назвать, говоря: «<Без понятия», «(Не интересовался».

Из патриотических мероприятий, проходящих в нашем регионе называют «Салют», «Майское шествие, «Парад победы», «Бессмертный полк», «День народного единства», «День флага России», «День России», «День памяти и скорби 21 июня» и другие и в этих же мероприятиях молодые люди и участвовали (77%).

Патриотом себя считают 75% молодых людей, говоря следующее: «Я патриот». «<В патриотизм я свой смысл вкладываю. Поэтому - да, я патриот». 25% не считает себя патриотом и указывает на: «<Нет. Я хочу уехать». « Раньше были порядки, сейчас люди

более свободны и я хочу уехать». «<Любовь к Родине есть, любви к власти нет».

Из тех, кого считают патриотом, называют следующих: «Лия Ахиджа-кова - за ее позицию», «(Андрей Мака-ревич - за его оппозиционность», «Наш губернатор достаточно патриотичен». «<В.В. Путин». Или же говорят, что « сейчас такие не живут или не засвечиваются». «<Пожилые люди. Среди молодежи таких нет». « Те, кто помнит праздники и пытается их как-то поддерживать».

В блоке вопросов о профессиональном самоопределении молодые люди всех групп достаточно едины.

Выбирая специальность обучения шли либо «случайно» 55%, либо «специально» 45%. К первым можно отнести такие ответы: « Друг подсказал. Хотел стать картографом на географический, но потом рассказали более интересно - поступил на регионоведение. Та же самая география только с социально-экономическим аспектом, интереснее чем карты чертить». «(Название понравилось». «<Так вышло. Актуальность специальности». «(По дизайну помещений». «(По преподавателям - посоветовали». Ко вторым, можно отнести такие ответы: «(Баллов хватило». «(Мне понравилось работать - легкое, потом сложнее задания и работа с гражданами интересная». «(Классика взяла свое - поэтому я в ИГУ». «(Бюджет».

На выбор повлияли или помогали: родители (24%), друзья (35%), в школе подсказали (15%), сам (26%).

По мнению молодых людей, при выборе специальности обучения стоит руководствоваться тем, что хочет делать в будущем - 100% («Задумываться о будущем», « Думать, чем хотелось бы заниматься в будущем», « Деньги не выступают показателем»).

Молодые люди старше 18 лет готовы рассмотреть разные стратегии продолжения обучения, от « второго высшего», до «магистратуры» и «(аспирантуры». Тогда как младшая группа

молодежи не придерживается того, что образование должно быть формальным, они говорят о более мобильных кратких курсах, а не о долгосрочных программах уже устаревших учебных программ. После техникума пойдут учиться только 10% - «Сейчас более полезно проходить курсы, нежели поучать высшее образование».

Около 60% молодых людей довольны той специальностью, что у них есть и 40% хотели бы что-то изменить, поменять на «то, что связано с продвижением, с технологиями в Интернет», «<В полицию хочу пойти», «Я с едой хочу работать, в кулинарии», «<в дизайн пойти».

Отвечая на вопрос о том, что является символом «успеха в жизни», ответы получились разными. Для одних это экономические (финансовые) показатели (41%): «(Зарабатывающий нормальные деньги». « В материальном плане реализованный». « Стабильное качество». «(Финансовая стабильность и независимость». «(Самообеспеченность». «(Независимость». Для других социальные (32%): «(Цели поставил и достиг их - его можно назвать успешным». « Время - самый ценный ресурс и то, как он его использует, зависит от того, успешен он или нет». « Семья». Для третьих физические и эмоциональные (27%): «(Получаешь удовольствие от того, что делаешь». «(Здоровый. Физически здоровый». « Сила воли».

Из того, что способствует достижению успеха в жизни, молодые люди назвали такие качества как: «(стремление», «(сила воли», «(труд», «(целеустремленность», « готовность идти на жертвы», « профессионализм» и так далее.

Большая часть молодых людей хотела бы остаться в России (76%) и только 24% хотели бы уехать из страны (в Македонию, Германию, Америку).

Но из тех, кто хотел бы остаться в России, в Иркутске или Иркутской области хотело бы остаться только 25%,

остальные хотели бы уехать в Красноярск, Новосибирск, Москву, Ставрополь, Санкт-Петербург и другие города страны.

Мотивом переезда выступают -« другие возможности» и « больше зарплата».

Говоря о вредных привычках, то молодые люди указали на то, что они у них есть (90%) и только у 10% их нет. К вредным привычкам они отнесли курение, алкоголь, шоколад и лень.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность победить вредные привычки есть у всех. Так считают 99% респондентов. («Возможность есть у любого человека, а вот выбора нет». « Если человек слабак, то он пойдет на поводу у других». « Если он сильный то никогда не пойдет на поводу у других»).

Попробовать наркотики подталкивает «компания» и «(проблемы в семье», «(желание самоутвердиться». «Провокация « на слабо» срабатывает у тех, кто не чувствует уверенности в себе». Иными словами, в ответах молодых людей звучит подчеркивание слабости того, кто пробует наркотики.

68% не предлагали наркотики, 32% предлагали, но они отказались.

Легче всего приобрести наркотики у « знакомых», « цыган», « на точках», « в Интернете - СК, скорость ... есть объявления, а правоохранительные органы никак не реагируют», « в клубах» и так далее.

Решению проблем различных зависимостей может увеличение «(занятости и досуга молодежи», «(смена круга общения, смена друзей», «(на социально-правовом уровне, не ужесточать законы, а исполнять их», « там где легализована марихуана - они отрегулировали - знают сколько можно употребить», « С детства должны родители воспитывать».

Все опрошенные молодые люди положительно относятся к тестированию обучающихся на предмет употребления наркотических средств и психотропных

веществ, проводимому в рамках реализации федерального закона от 07.06 2013 № 120-ФЗ.

Также, молодые люди считают, что преступность нельзя искоренить, она всегда была и будет. Можно только регулировать формы проявления ее. «Проблема нашего общества - рецидив. Вот с этим работать надо».

Молодые люди, если бы стали жертвой насилия то обратились бы в правоохранительные органы - 42%, к друзьям, знакомым - 28%, к родителям, родственникам - 16%, в криминальные структуры - 7%, в средства массовой информации - 5%, ни к кому не обращусь - 2%.

Основными причинами совершения молодёжью преступлений (кража, грабеж, мошенничество, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью и др.) является неблагоприятная обстановка в семье, проблемы с деньгами или с работой, личные проблемы, либо молодой человек находится под воздействием каких-либо веществ.

Наиболее допустимыми, по мнению молодых людей, являются такие преступления как «(убийство», «(преступления в отношении детей», «(теракты, если пострадает большое количество людей», «(изнасилование», «суицид», « продажа наркотиков».

Сдерживать человека от совершения преступления должна «(совесть» или « свои ценности». О законе, общественном порицании или чем-то другом респонденты даже не говорили.

К проблемам молодой семьи, по мнению молодежи, относится то, что « нет возможности получить свое жилье, ипотеку с более низкими процентными ставками». «Ипотека кого-то объединяет, а кого-то нет».

Мотивами заключения брака выступают разные вещи: «(Шаблон есть. Ты отучился, получил образование - выходи замуж». « Скучно с родителями». «Интерес». «(Ипотека». «(Возраст. Время пришло». «(Дети. Желание иметь ребенка или беременность». « Нормальные условия для вступления

в брак - любовь». «(Любовь». «(Случайная беременность».

Если бы перед Вами сейчас стоял вопрос «Создавать семью или нет?», решились бы Вы на это? 80% девушек и 45% юношей ответило - «да» и 20% девушек и 55% юношей - «нет».

Препятствием вступления в брак выступает неуверенность в партнере и неуверенность в его финансовой состоятельности.

Наиболее оптимальным возрастом для вступления в брак является 25-30 лет. Наиболее оптимальное время для рождения первого ребенка 20-30 лет. Молодые люди объясняют это следующим образом: «Пожить и потом выйти замуж». «(Брак не нужная вещь. Если вы доверяете друг другу - зачем защищаться штампом в паспорте?». «(Брак

- это раньше была, как необходимость биологического выживания, то сейчас он уже потерял это значение. Сегодня - это дань традиции».

На вопрос о том, «Сколько детей Вы хотели бы иметь, если бы у Вас были все необходимые условия для их рождения и воспитания?» молодые люди ответили следующим образом: одного -30%, двух - 45%, трех - 15%, нисколько

- 10%. «Материнский капитал - оскорбительная штука». «(Когда финансы есть, детей модно заводить. Дорого все». На увеличение количества детей в семьях ничего не может повлиять, кроме стабильной занятости и зарплаты.

Заключительным вопросом фокус-группы был вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы современная молодежь была счастлива. Ответы были хоть и разными, но объединяло их одно

- желание создать максимально комфортные условия для социально-экономической социализации молодежи: « Создавать рабочие места и платить достойную зарплату». «(Дифференциация в оплате труда - официантка получает столько сколько молодой врач». « Молодой семье - больше денег». «(Открывать перспективы в работе. Молодых людей не берут из-за

отсутствия опыта. А как приобретешь опыт, если нет работы». «Работу дать». « Нуждается в мощной основе для реализации потенциала». «Давать каждому все, что ему необходимо (хочешь работать - иди, хочешь учиться - иди)» и так далее. И только один молодой человек сказал следующее: «<Нам ничего не надо. У нас хорошее поколение. Мы родились не в совке у нас большие амбиции, и у нас все будет хорошо».

Выводы

Проведенное фокус-групповое исследование позволяет сделать ряд заключений, в отношении молодежи Иркутской области и констатировать, что гипотезы, выдвинутые в начале исследования, нашли свое подтверждение.

На оценки и мнения молодежи Иркутской области влияет информационная среда, формируемая СМИ и сетью интернет.

На оценку национальных отношений влияет уровень дистанцированности от них (проживание, соседство, обучение будет вызывать больше положительных эмоций, недели чем дружба - нейтральное и создание семьи - негативное).

На политическое поведение и гражданскую позицию молодежи влияет активность той среды, в которую погружен молодой человек, но основным критерием выступает - личная ответственность и личный выбор.

На патриотические представления молодых людей влияют их жизненные представления, оценка своих социальных перспектив роста.

На профессиональное самоопределение молодежи в большей мере влияет близкий круг (семья) и частично друзья, для меньшей части молодых людей будут актуальны альтернативные источники информации о возможной профессиональной самореализации.

На деструктивные привычки молодых людей в большей степени будет влиять их круг общения (компания).

На оценку социальных девиаций молодых людей будет влиять их круг общения и условия жизни в семье.

На отношение молодежи к семье будет влиять социальное окружение и материальный и социальный статус их родительской, а в последующем и своей собственной семьи.

Литература

1. Журавлева И.А. Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи // Социология. 2020. № 1.

2. Журавлева И.А. Модернисты и традиционалисты: образовательные траектории российской молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 31-34.

3. Журавлева И.А. Образование в ресурсном пространстве молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XVII Всероссийской научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Редколлегия: В.В. Петров, А.Н. Артемова, О.А. Персидская, А.А. Санженакова. 2019. С. 136-139.

4. Иванов Р.В. Качество патриотизма в современной России // Социология. 2019. № 4. С. 21-26.

5. Иванов Р.В. Экстремистские настроения молодежи: мифы и реальности провинциального региона // Социология. 2019. № 1. С. 130-135.

6. Полюшкевич О.А. Семейная история как социальная практика // Социология. 2019. № 3. С. 88-92.

7. Полюшкевич О.А. Территориальная идентичность и проблемы топонимики в Иркутске // Социология. 2019. № 2. С. 250-256.

8. Скуденков В.А. Изменение представлений об успехе и благосостоянии в сознании россиян (с 2014 по 2017 гг.) // Социология. 2018. № 2. С. 118-122.

9. Скуденков В.А. Экономические притязания в структуре патриотизма студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 82-84.

Life Guides and Strategies for

Provincial Youth Zhuravleva I.A., Ivanov R.V., Teterin

V.V.

Irkutsk State University

The article presents the results of a focus group study of the life priorities of provincial youth. The spiritual, social and material orientations of the young generation are analyzed and prospects for development and changes in the future are considered.

Key words: youth, life guidelines, regional community, provincial youth

References

1. Zhuravleva I.A. Resource and educational potential of modern youth // Sociology. 2020. No. 1.

2. Zhuravleva I.A. Modernists and traditionalists: educational trajectories of Russian youth // Alma mater (Bulletin of higher education). 2019.No 6.P. 31-34.

3. Zhuravleva I.A. Education in the youth

resource space // Actual problems of humanitarian and social research. Materials of the XVII All-Russian scientific conference of young scientists in the field of humanities and social sciences. Editorial Board: V.V. Petrov, A.N. Artemova, O.A. Persian, A.A. Sanzhenakova. 2019.S. 136-139.

4. Ivanov R.V. The quality of patriotism in

modern Russia // Sociology. 2019.No

4.P. 21-26.

5. Ivanov R.V. Extremist sentiments of youth: myths and realities of a provincial region // Sociology. 2019.No 1. S. 130-135.

6. Polyushkevich O.A. Family history as a

social practice // Sociology. 2019.No 3.

5. 88-92.

7. Polyushkevich O.A. Territorial identity and problems of toponymy in Irkutsk // Sociology. 2019.No 2.P. 250-256.

8. Skudenkov V.A. Change of ideas about

success and prosperity in the minds of Russians (from 2014 to 2017) // Sociology. 2018. No. 2. P. 118-122.

9. Skudenkov V.A. Economic claims in the

structure of student youth patriotism // Alma mater (Bulletin of higher education). 2018. No. 2. P. 82-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.