Научная статья на тему 'РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА - БАНКРОТА'

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА - БАНКРОТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
558
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГА ГРАЖДАНИНА (ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА) / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА / ПРОЕКТ ПЛАНА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГА ГРАЖДАНИНА / РЕЕСТР КРЕДИТОРОВ / СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ / ФИНАНСОВЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овинников В.А.

В статье рассматривается вопросы реструктуризации долгов физического лица - банкрота. Автором подробно раскрывается понятие и содержание реструктуризации долга гражданина (физического лица) и восстановление платежеспособности гражданина. Реструктуризация долга гражданина (физического лица) представлена, как одна из ключевых стадий банкротства гражданина (физического лица) и возможность восстановления платежеспособности гражданина. Автором представлены положительные и отрицательные моменты применения должником (физическим лицом) процедуры реструктуризации долгов физического лица - банкрота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА - БАНКРОТА»

УДК 347

В.А. Овинников

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА - БАНКРОТА

В статье рассматривается вопросы реструктуризации долгов физического лица - банкрота. Автором подробно раскрывается понятие и содержание реструктуризации долга гражданина (физического лица) и восстановление платежеспособности гражданина. Реструктуризация долга гражданина (физического лица) представлена, как одна из ключевых стадий банкротства гражданина (физического лица) и возможность восстановления платежеспособности гражданина. Автором представлены положительные и отрицательные моменты применения должником (физическим лицом) процедуры реструктуризации долгов физического лица - банкрота.

Ключевые слова: реструктуризация долга гражданина (физического лица), восстановление платежеспособности гражданина, проект плана реструктуризации долга гражданина, реестр кредиторов, собрание кредиторов, финансовый управляющий.

В российской юридической науке в настоящее время актуальным стало введение с 29.06.2015 года поправок в главу о банкротстве граждан в основной закон о банкротстве в Российской Федерации: Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 года [1], где законодателем установлен не только порядок подачи заявления о признании должника банкротом, но и стал регулироваться вопрос реструктуризации кредиторской задолженности должника.

Законодатель под реструктуризацией долгов гражданина стал признавать реабилитационную процедуру, целью которой являются восстановление платежеспособности гражданина и погашение его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов, и регулируется ст.ст. 213.11-213.26 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В данных статьях законодатель раскрыл смысл понятия, процедура проведения самой реструктуризации, последствия, план реструктуризации и т.д., и тем самым в законодательно поле появились новые стадии банкротства физических лиц, одной из стадий которой является реструктуризация долгов гражданина Российской Федерации, т.е. восстановление платежеспособности гражданина и погашение его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

При этом процедура реструктуризации долга физического лица является необходимой процедурой, при условии, что арбитражным судом признано обоснованным заявление о признании должника банкротом и после этого судом вводится процедура реструктуризации его долга [2, с. 33].

Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано, как самим должником - физическим лицом, так и конкурсным кредитором или уполномоченным на то органом, и суд в установленном законом порядке проверяет обоснованность заявления о признании гражданина банкротом.

Законодатель, для признания судом обоснованным заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов установил следующие жесткие критерии, в которых отражено, что:

- требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности (п. 2 ст. 213.3);

- заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа соответствуют по содержанию требованиям ст. 213.5 Закона о несостоятельности;

- требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными и не удовлетворены гражданином на дату заседания суда;

- доказана неплатежеспособность гражданина.

Законодатель, для признания судом заявления гражданина о признании его банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина установил следующие жесткие критерии, в которых отражено, что:

© Овинников В.А., 2018.

Научный руководитель: Власов Валерий Александрович - кандидат юридических наук, доцент, Красноярский государственный аграрный университет, Россия.

- заявление гражданина о признании гражданина банкротом соответствует по содержанию требованиям, предусмотренным ст. 213.4 Закона о несостоятельности;

- доказана неплатежеспособность гражданина.

Под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [3].

Под банкротством физического лица - будем понимать судебный акт (юридический факт, юридический акт), порождающий юридические последствия признания государством и кредиторами в судебном порядке гражданина неплатежеспособным, влекущий прекращение выполнения долговых обязательств перед кредиторами после осуществления судом всех необходимых мер, удовлетворяющих требования кредиторов на всех стадиях банкротства гражданина - должника.

Статья 213.6 Закона о несостоятельности перечисляет обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых гражданин предполагается неплатежеспособным, если не доказано иное.

Во - первых, гражданин прекратил расчеты с кредиторами, т.е. перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил.

Во- вторых, более чем 10% совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены.

В - третьих, размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования; иными словами, имеет место недостаточность имущества гражданина.

В - четвертых, наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание в силу положений ст. 46, 47 ФЗ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Однако, если гражданин при признании судом обоснованным заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов сможет предоставить документы, подтверждающие источник его дохода, поступление денежных средств гражданину (договоры с платежными документами, решения судов о взыскании задолженности в пользу гражданина и т. п.) и сможет доказать, что полученные (или предполагаемые к получению) денежные средства будут достаточными для исполнения в полном объеме денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, то он не может быть признан неплатежеспособным.

При этом арбитражный суд в обязательном порядке привлекает к участию в деле о банкротстве гражданина финансового управляющего (ст. 213.9 Закона о несостоятельности), о чем в определении суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов в обязательном порядке содержаться указание на решение об утверждении финансового управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой утвержден финансовый управляющий).

С момента вынесения определения суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов финансовый управляющий уполномочен осуществлять свои функции.

При этом законодатель установил порядок опубликования сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, из которых следует, что сведения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов подлежат опубликованию путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликованию в официальном издании (ст. 213.7 Закона о несостоятельности).

Последствия введения реструктуризации долгов гражданина, наступающие с даты введения реструктуризации, т.е. с даты вынесения судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов, предусмотрены ст. 213.11 Закона о несостоятельности.

Одним из основных последствий введения реструктуризации является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных ст. 213.11 Закона о несостоятельности.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов гражданин обязан подготовить и представить план реструктуризации его долгов. Какие-либо соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.

При этом с даты введения реструктуризации долгов кредитор вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного

кредитора в неденежной форме, т.к. закон о несостоятельности предоставляет кредитору право отказаться от исполнения договора, при этом речь идет только о тех случаях, когда требования кредитора должны быть исполнены в неденежной форме (например, передача имущества) [4, с. 66].

Осуществление гражданином сделок в ходе реструктуризации его долгов могут совершаться им только с предварительного согласия финансового управляющего, выраженного в письменной форме, к которым в силу п.5 ст. 213.11 Закона о несостоятельности законодатель относит:

- сделки, связанные с приобретением, отчуждением или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;

- сделки по получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;

- по передаче имущества гражданина в залог.

Указанный перечень таких сделок является закрытым, и расширительному толкованию не подлежит.

В силу положений п. 5 ст. 213.11 Закона о несостоятельности, с даты введения реструктуризации долгов гражданин не вправе:

- вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица (производственного и потребительского кооператива);

- приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц (производственных и потребительских кооперативах).

Таким образом, гражданин, признанный арбитражным судом ограничен в осуществлении сделок по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно ценных бумаг, долей в уставном капитале, т.к. для этого требуется предварительное согласие финансового управляющего, выраженного в письменной форме.

Иное бы противоречило процессуальному статусу гражданина- банкроту, и нарушало бы стабильный гражданский оборот.

С даты введения реструктуризации долгов гражданин не вправе совершать безвозмездные для гражданина сделки, т.к. установление такого запрета обусловлено тем, что в результате совершения таких сделок может произойти изменение имущественного положения гражданина и нарушение прав его кредиторов [5, с. 11].

Законодатель установил срок с даты истечения двухмесячного срока, предусмотренного п. 2 ст. 213.8 Закона о несостоятельности, с которого не позднее 10 дней с которого гражданин, кредитор или уполномоченный орган вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации (ст. 213.12).

Проекты плана реструктуризации могут поступить одновременно как от должника, так и от конкурсного кредитора, так и от уполномоченного, которые в установленном порядке могут быть рассмотрены и утверждены общим собранием кредиторов.

Если проект плана реструктуризации в установленный срок не был получен финансовым управляющим от гражданина, кредитора или уполномоченного, то финансовый управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (ст. 213.24).

Если в установленный срок, финансовому управляющему поступил проект плана реструктуризации, то финансовый управляющий не ранее чем через 20 дней с даты направления конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган проекта плана реструктуризации долгов гражданина, но не позднее чем в течение 60 дней со дня истечения срока, указанного в п. 2 ст. 213.8 Закона о несостоятельности представляет проекты плана реструктуризации на рассмотрение собрания кредиторов, к исключительной компетенции которого относятся принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.

Но, однако, арбитражный суд вправе отложить проведение общего собрания кредиторов до завершения рассмотрения требований других кредиторов, чтобы защитить права других кредиторов, которые подали в установленном законом порядке заявления о включении их в реестр кредиторов.

Законодатель, в совокупности установил четыре требования к гражданину, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации его долгов, перечисленные в ст. 213.13 Закона о несостоятельности:

- во- первых, гражданин должен иметь источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов, а также представить сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению в арбитражный суд плана реструктуризации его долгов (ст. 213.15).

- во-вторых, гражданин не должен иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение

умышленного преступления в сфере экономики (имеются в виду преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные гл. 22 УК РФ) и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию по ст.ст. 7.17, 7.27, 14.12, 14.13 КоАП РФ.

- в-третьих, гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов.

- в-четвертых, план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

В плане реструктуризации долгов гражданин обязан указать следующие сведения:

- о фактах привлечения гражданина к административной ответственности за мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 7.17 КоАП РФ), за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), за неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ);

- об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении его, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости;

- о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина.

При этом закон устанавливает прямую обязанность гражданина уведомить об этих сведениях кредиторов, т.к. неисполнение гражданином данной обязанности арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.18 Закона о несостоятельности).

К плану реструктуризации долгов гражданина прилагается закрытый перечень документов, предусмотренных ст. 213.15 Закона о несостоятельности, в который входят:

- сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению в арбитражный суд плана реструктуризации его долгов;

- заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов и его соответствии требованиям, установленным ст. 213.13;

- заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов или о возражении гражданина в отношении указанного плана в случае, если указанный план предложен конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

Проект плана реструктуризации долгов гражданина одобряется общим собранием кредиторов, решение которого принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (ст. 213.16 Закона о несостоятельности), который в случае его одобрения подлежит утверждению судом при наличии условий, перечисленных в п. 1 ст. 213.17 Закона о несостоятельности, а именно:

- удовлетворены требования гражданина по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с Законом (ст. 5, ст. 213.27);

- погашена задолженность перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

В соответствии со ст. 213.27 Закона о несостоятельности установлена очередность погашения задолженности перед кредиторами, которыми являются физические лица:

- в первую очередь компенсация за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов;

- во вторую очередь выплата выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Несмотря на то, что собранием кредиторов план реструктуризации долгов гражданина может быть не одобрен, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере не менее чем 50% размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа, а срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина должен составлять не более чем два года.

Таким образом, арбитражный суд обязан вынести определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае, если:

- план реструктуризации не соответствует требованиям закона в отношении задолженности гражданина, т.к. не удовлетворены требования по текущим обязательствам или не погашена задолженность перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов (п. 1 ст. 213.17).

- гражданин не исполняет обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных п. 2 ст. 213.13 Закона о несостоятельности, т.к. не уведомил кредиторов о фактах его привлечения к административной и уголовной ответственности, о наличии неснятой или непогашенной судимости; о принятых решениях о признании его банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина.

- собранием кредиторов нарушен установленный ст. 213.16 Закона о несостоятельности порядок принятия решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина.

- в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах (ст. 213.15) содержаться недостоверные сведения в отношении перечня имущества и имущественных прав гражданина; недостоверные сведения об источниках дохода гражданина и т.п.

- план реструктуризации долгов гражданина противоречат Закону о несостоятельности (например, ст. 213.17), другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в частности условие плана реструктуризации о непропорциональном погашении требований и процентов на сумму требований противоречит ст. 213.14 Закона о несостоятельности о пропорциональном погашении в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа

-план реструктуризации долгов гражданина не содержит положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.

При этом с учетом положений п. 2 ст. 213.19 Закона о несостоятельности планом реструктуризации долгов гражданина можно предусмотреть, что:

- требования и проценты на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа могут удовлетворяться как самим гражданином, так и третьим лицом.

- план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа только с их согласия.

По общему правилу срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года. Если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном п. 4 ст. 213.17 Закона о несостоятельности, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года, который по заявлению гражданина может быть продлен, но не свыше максимального срока его реализации.

При этом за продлением срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданин должен обратиться к собранию кредиторов, которые вправе большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов - продлить срок исполнения плана реструктуризации.

В случае отказа в одобрении собрания кредиторов арбитражный суд вправе продлить срок исполнения плана реструктуризации долгов гражданина до трех лет в том случае, если гражданин представит доказательства, что исполнение плана реструктуризации долгов гражданина в течение указанного в нем срока оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

После введения процедуры реструктуризации финансовый управляющий обязан совершить следующие процедуры:

- финансовый управляющий обязан опубликовать сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в газете «Коммерсант»;

- финансовый управляющий обязан письменно уведомить всех известных ему кредиторов о признании заявления о банкротстве обоснованным и введении реструктуризации. Срок для рассылки уведомлений - 15 дней с даты принятия судом соответствующего решения.

- финансовый управляющий в течение всей процедуры банкротства согласует сделки, совершаемые должником, за исключением мелкобытовых;

- финансовый управляющий представляет на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина (при его наличии), свои возражения относительно представленного проекта плана и (или) предложения по его доработке (при наличии таких возражений и (или) предложений);

- финансовый управляющий в ходе исполнения плана реструктуризации рассматривает предложения гражданина о внесении изменений в план;

- финансовый управляющий не позднее чем за месяц до истечения срока исполнения плана реструктуризации подготовливает отчет о результатах исполнения утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.

Статья 213.19 Закона о несостоятельности предусматривает последствия, наступающие с даты утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина, которые заключаются в следующем:

- срок исполнения денежных обязательств гражданина считается наступившим;

- прекращается начисление пеней, штрафов, неустоек и иных финансовых санкций;

- прекращается начисление процентов по обязательствам;

- приостанавливается исполнительное производство в отношении должника;

- любые требования к должнику могут заявляться только в арбитражный суд в рамках рассмотрения дела о банкротстве

Таким образом, с даты утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов, включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину только в порядке и на условиях, которые предусмотрены планом реструктуризации, а требования кредиторов, не включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину в течение срока, на который утвержден план реструктуризации долгов, в порядке, установленном законом [6, с. 1035].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из анализа процедуры реструктуризации долгов гражданина можно сделать следующий вывод о том, что реструктуризация долгов гражданина - довольно сложная процедура, которая предусматривает удовлетворение требований кредиторов путем составления графиков платежей на срок до 3 -х лет, при этом должник имеет следующие преимущества:

- может договориться с кредиторами об уменьшении задолженности и реструктуризации оставшейся части долга;

- на сумму долга начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, вместо банковских процентов или процентов по договору;

- неустойки, пени и штрафы не начисляются;

- реализация имущества должника не производится.

Таким образом, законодатель надлежащим образом отрегулировал вопросы наложения моратория на имущество гражданина, дав ему преимущественное и льготное право на восстановление платежеспособности гражданина и погашение его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов, оградив его от иных отягчающих последствий материального характера.

При этом основным недостатком процедуры реструктуризации долгов гражданина является то, что за три года действия положений Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 года предусматривающего банкротство физических лиц является то, что преимущественным и льготным правом на восстановление платежеспособности гражданина и погашение его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов воспользовалось небольшое количество граждан, подавших заявление об инициировании процедуры банкротства физического лица.

Библиографический список

1. Федеральный закон N 127-ФЗ от 26.10.2002 (ред. от 07 марта 2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 28 октября 2002 г. - № 43. - С. 4190.

2. Макарова О.А. Реструктуризация долгов гражданина: порядок и последствия введения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 9.

3. Ерофеев А.А. Банкротство гражданина - должника как новелла российского законодательства // Современное право. 2015. № 4.

4. Пономарева О. слишком много оценочных понятий//ЭЖ-Юрист. 2015. №44.

5. Терещенко Т.А. На опережение: Верховный Суд высказался по отдельным вопросам процедуры несостоятельности (банкротства) граждан//Закон. 2016. №12.

6. Комментарий к Закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный научно-практический // Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2015.

ОВИННИКОВ ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант, Красноярский государственный аграрный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.