Научная статья на тему 'Реструктуризации государственного и публичного секторов экономики в сфере услуг для населения'

Реструктуризации государственного и публичного секторов экономики в сфере услуг для населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ / ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слиняков Юрий Владимирович

В статье представлены исследования проблем, связанных с рациональной организацией управления в сфере услуг, описаны подходы к формированию рыночных методов управления недвижимостью в городском хозяйстве как важного средства организационного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESTRUCTURING OF THE STATE AND PUBLIC SECTORS IN SERVICES FOR THE POPULATION

The article presents the research problems associated with the rational organization of management in the sphere of services, it is described approaches to the formation of market-oriented real estate management in the urban economy, as an important tool of organizational impact.

Текст научной работы на тему «Реструктуризации государственного и публичного секторов экономики в сфере услуг для населения»

УДК [005:338.465] (075.8)

РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПУБЛИЧНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены исследования проблем, связанных с рациональной организацией управления в сфере услуг, описаны подходы к формированию рыночных методов управления недвижимостью в городском хозяйстве как важного средства организационного воздействия.

Ключевые слова: сфера услуг, управление, управление недвижимостью, городское хозяйство.

THE RESTRUCTURING OF THE STATE AND PUBLIC SECTORS IN SERVICES FOR THE POPULATION

Annotation. The article presents the research problems associated with the rational organization of management in the sphere of services, it is described approaches to the formation of market-oriented real estate management in the urban economy, as an important tool of organizational impact.

Keywords: services, management, real estate management, urban management.

За последнее время существенных экономических преобразований добиваются инфраструктура городской сферы услуг (водопровод, канализация, тепловая и электрическая энергетика, дорожное хозяйство, уличная уборка, благоустройство, ритуальное обслуживание и др.), которые безболезненно вписались в ход общенациональных экономических преобразований [2; 6; 7; 8; 9; 10; 16]. Это связано с тем, что здесь традиционно функционировали самостоятельные предприятия со своей экономикой, основными и оборотными средствами, которые самостоятельно осуществляли хозяйственно-финансовую деятельность, направленную на развитие и модернизацию своего предприятия [ 3; 4; 11; 12;13; 14; 15; 16; 17; 18; 22].

Опыт проводимых в отрасли преобразований подтвердил необходимость отделения в жилищной сфере менеджера (Службу заказчика) от собственника жилья и коммунальных объектов. В городах, где это делается по классической схеме, имеются позитивные перемены в использовании основных фондов жилищно-комунального хозяйства (ЖКХ) и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Имеющийся опыт свидетельствует не только о позитивных переменах на пути формирования рыночных методов управления недвижимостью в городском хозяйстве [1; 5; 6; 19; 20; 21]. Встречаются случаи, когда служба заказчика после необоснованной передачи ей в полное хозяйственное ведение или оперативное управление технологической части основных фондов коммунального хозяйства и жилищного фонда превратились в монополиста. Получилось, что служба заказчика стала выполнять функции администрации с присущими ей тенденциями к давлению на администрацию муниципальных образований, бесконтрольностью в использовании финансовых ресурсов на фоне понижения качества обслуживания населения.

Неотработанная практика договорных отношений, отсутствие опыта ценового регулирования деятельности локальных монополий, формирование конкурентной среды и неконтролируемый механизм использования финансовых ресурсов привели к тому, что образованные службы заказчика во многих регионах ликвидированы. Основной причиной негативных последствий, проявившихся в ходе реформирования системы управления муниципальной жилищно-коммунальной собственностью, было желание администраций «пристроить» муниципальную собственность, найти организацию, предприятие, на чей баланс ее можно разместить. При наличии бесхозных объектов инженерной инфра-

Ю.В. Слиняков

Yriu Slinyakov

© Слиняков Ю.В., 2015

структуры (внутридомовые, межквартальные сети и т.д.), в условиях акционирования предприятий тепло- и электроэнергетического, водопроводно-канализационного хозяйства все это передавалось в Службу заказчика, которая изначально предназначалась исключительно для управления жилищным фондом.

В настоящее время для обеспечения реализации полномочий менеджмента приняты меры, которые сформировали в результате приватизации жилищного фонда рынок жилья и способствовали децентрализации функций управления по уровням власти. В тоже время ответственность, связанная с жилищно-коммунальным обслуживанием населения, перенесена с федерального и регионального на муниципальный уровень управления и распределена между местной властью и управляющими компаниями (службами заказчика, товариществами собственниками жилья (ТСЖ) и другими структурами).

Современный жилищный фонд является дорогой, неоднородной по своим техническим характеристикам недвижимостью, и менеджмент в жилищной сфере регулирует величину тарифов на производимые жилищные услуги, отслеживает инфляционные, кредитные, земельные, налоговые изменения и их влияние на ценовую политику. Используя заемный или собственный капитал для реконструкции, ремонта или строительства жилья, управляющие организации (Службы заказчика, ТСЖ) стремятся к рациональному использованию финансовых средств, чтобы избежать значительных расходов на эксплуатацию жилья. Величина устанавливаемых управляющей компанией тарифов должна быть сообразной со спросом на жилье в конкретный период времени, учитывать старение жилья и снижение качества жилищных услуг в связи с уровнем необходимых текущих затрат и уровнем комфортности жилищ. Окупаемым это становится тогда, когда согласно утвержденным строительным нормам и правилам (СНиП) все реконструируемые и капитально ремонтируемые жилые и общественные здания должны быть утеплены, а системы отопления и горячего водоснабжения оснащены приборами регулирования, контроля и учета потребления ресурсов. Следует отметить, получая соответствующие полномочия по управлению жилищным фондом, вновь формируемому институту управления жильем, менеджеру следует принимать во внимание самые разнообразные факторы, влияющие на сохранность жилья и на обеспечение длительного, устойчивого хозяйственно-финансового положения его компании на рынке жилья и жилищных услуг.

Существенной тенденцией, влияющей на формирование современной системы управления жильем, является низкий уровень финансово-экономической и управленческой подготовки кадров жилищно-коммунальных предприятий, отсутствие комплексной диагностики состояния, развития предприятий (маркетинг, финансы, управление персоналом). Недостатки возникают и в планировании экономического оздоровления и проектного финансирования, это сдерживает инвестиционную активность в жилищно-коммунальный сектор экономики.

Опыт реструктуризации государственного и публичного секторов экономики показывает, что значительная доля проблем содержания жилья и объектов коммунального хозяйства скрывается на уровне микроэкономики отдельных предприятий.

В настоящее время в России практически весь многоквартирный городской жилищный фонд можно считать кондоминиумами. Проблема управления многоквартирными домами, перешедшими в собственность нескольких домовладельцев, и правового регулирования отношений между собственниками общего имущества является на сегодня актуальной для всех российских городов. Эта задача решается путем создания гражданами товариществ собственников жилья.

Сегодня организация управления жильем на основе ТСЖ активно поддерживается многими организациями, объединяющими членов вывших жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), жилищных кооперативов (ЖК) и образованных ТСЖ. Уже сейчас имеется большой положительный опыт деятельности ТСЖ, которым удалось добиться реализации предусмотренных законодательст-

вом правомочий. Имеется мощная общественная поддержка действий органов власти в тех регионах России, где местные власти способствуют созданию и деятельности ТСЖ. Однако большая часть товариществ собственников жилья пока формируется на базе жилищно-строительных кооперативов и в новом строительстве. В меньшей степени этот прирост обеспечивает создание товариществ собственников жилья на базе государственного, муниципального и кооперативного жилищного фонда. Анализ показывает, что серьезной причиной, сдерживающей развитие этой формы самоорганизации жителей, является отсутствие у граждан опыта самоуправления, психологическая неготовность и боязнь взять на себя ответственность за будущее жилого дома. Имеется опасение возможного увеличения коммунальных платежей для членов ТСЖ и других факторов, основанных на недостаточном знании, понимании вопроса управления домовладением, а также экономической и политической нестабильностью в обществе.

Принятый Жилищный кодекс РФ в редакции Федерального закона № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г. определяет порядок регистрации товариществ, гарантирует им право на бюджетные дотации, а малообеспеченным членам ТСЖ - право на жилищные субсидии. Но на практике процедура регистрации ТСЖ, определяемая подзаконными правовыми актами местного значения, часто оказывается сложной и длительной. Бюджетные дотации не всегда ине в полном объеме доходят до товариществ. Возникают проблемы с передачей на баланс ТСЖ жилых зданий и нежилых помещений. Многочисленные проблемы возникают и после регистрации товариществ. Практика показывает, что органы санитарного, эпидемиологического контроля, пожарного надзора и другие инспекционные службы, оставаясь равнодушными к нарушениям в домах муниципального жилищного фонда, проявляют принципиальность в отношении вновь созданных ТСЖ. Товарищества могут оказаться в тяжелом положении в случае аварии или других непредвиденных расходов, так как в отличие от жилищно-эксплуатационных компаний они не располагают ни резервными средствами, ни возможностями для маневрирования.

Таким образом, создание и организация деятельности товариществ собственников жилья являются для граждан в настоящее время предприятием рискованным и дорогостоящим. Поэтому программа широкомасштабного развития ТСЖ возможна в результате активной поддержки муниципальных властей.

Значительным фактором в активизации создания ТСЖ является незаинтересованность работников жилищно-коммунальных органов местной администрации в создании товариществ собственников жилья в связи с тем, что в этом случае они лишаются возможностей осуществлять контролирование за жилищным фондом и распоряжаться бюджетными дотациями по своему усмотрению, а также создают себе конкурентов, способных наглядно доказать неэффективность централизованной системы управления жилищным фондом. Существует и другая крайность, когда товарищества собственников жилья пытаются устраниться от управления ветхим и старым жильем, и добровольно в управление такие дома никто из жителей никогда не возьмет. Государство должно обеспечить право любого из жителей сохранить свой статус нанимателя муниципального жилья, и принудительное создание ТСЖ, осуществление жилищно-коммунальной «коллективизации» недопустимо.

Следовательно, причинами, сдерживающими развитие товариществ собственников жилья в России, можно назвать противодействие бюрократических структур, малочисленность положительных примеров, недостаточную информированность населения и низкую активность на вторичном рынке жилья.

Вместе с тем собственникам приватизированных квартир, пожелавшим объединиться в товарищества, должны быть представлены все предусмотренные Жилищным кодексом возможности, вне зависимости от интересов тех или иных должностных лиц.

Серьезной проблемой, требующей разрешения, является недостаток профессиональных кадров по управлению жильем. Рынок профессионалов в области управления и обслуживания жилья, которые готовы предложить свои услуги товариществам, еще невелик.

Для того чтобы товарищество собственников жилья имело выбор, управлять ли домом самостоятельно или передать эти функции профессионалам, на местах необходимо активизировать работу по формированию конкурентной среды в сфере управления и эксплуатации жилья. Необходимо наладить подготовку специалистов, которые будут знать технологию эксплуатации здания, смогут составить технический и финансовый планы организации работ, обеспечат контролирование за их выполнением. Имеющийся пример г. Москвы, г. Великого Новгорода и др. подтверждает, что организованный на постоянной основе учебный процесс подготовки управляющих домами непосредственно влияет на рост числа кондоминиумов в городе.

Как показывают исследования, для совершенствования организации жилищно-коммунальных услуг и адаптации их к рыночным условиям рекомендуется осуществление комплекса мер по следующим направлениям:

- усиление научного обеспечения вопросов современной организации и организационных отношений в ходе обеспечения потребителей услугами надлежащего качества;

- поиск оптимальных форм разделения и кооперации общественного труда производителей услуг и ресурсов, соответствующих им связей и отношений;

- улучшение условий для рациональной организации процесса производства коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, самого труда, а также управления ими;

- изучение и распространение передовых приемов и методов организации производства и труда, включая управленческий труд;

- развитие творчества в организационной работе, обеспечение упорядоченности, продуманности планомерности, компенсации других неучтенных моментов организации в целях обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях.

В системе адаптации к рыночным условиям механизмов и форм развития сферы жилищно-коммунальных услуг в регионах важное значение приобретает научная организация системы управления в ЖКХ. Научную организацию системы управления жилищно-комунальным хозяйством, по мнению автора, следует представить как степень использования в практике управленческой деятельности исполнителя коммунальных услуг современных достижений науки управления общественным производством и смежных с ней дисциплин. Перспективы ее применения в сфере жилищно-коммунальных услуг определяются потенциальными возможностями ее дальнейшего совершенство -вания на основе принципов самоорганизации и искусства управления, в соответствии с изменившимися условиями взаимоотношений потребителей и производителей услуг.

Библиографический список

1. Бодяко A.B. Методические подходы к модификации проекта положения по бухгалтерскому учету Минфина России «Учет вознаграждений» // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2013. -№ 4. - С. 61-67.

2. Бодяко A.B. Разработка внутрифирменных документов по оплате труда и расчетам с работниками в соот-ветствии с новыми требованиями законодательства // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. - С. 153-158.

3. Бодяко A.B. Учет и внутренний контроль расчетов по оплате труда: автореф. дис. ... канд. экон. наук / A.B. Бодяко. - М.: Государственный университет управления. - 2012. - 18 с.

4. Бодяко А.В. Формирование отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности // Микроэкономика. - 2011. - № 6. -С. 174-179.

5. Войко А.В., Зеленов В.В. Анализ обеспеченности материальными ресурсами строительной организации // Бухучет в строительных организациях. - 2011. - № 11. - С. 52-53.

6. Зеленов В.В. Методологические аспекты организации внутреннего контроля деятельности ремонтно-строительной службы санаторно-курортной организации / В.В. Зеленов. - М.: Государственный университет управления, 2012. - 190 с.

7. Мироненко В.М. Аудит отчетности товариществ собственников жилья: дис. ... канд. экон. наук. - М.: Государственный университет управления, 2009. - 212 с.

8. Пономарева C.B. Методика обеспечения целеориентированности, комплексности и прозрачности формируемой информации об оценочных обязательствах // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. - С. 222-226.

9. Пономарева C.B. Методология учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 14. - С. 81-87.

10. Пономарева C.B. Особенности учета налога на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02 // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - № 6. - С. 50-56.

11. Пономарева C.B. Принципы подготовки и представления финансовой отчетности по МСФО // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 18. - С. 206-213.

12. Пономарева C.B. Принципы, методы и инструменты формирования бухгалтерской отчетности для целей управления сегментами бизнеса // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2013. -№ 4. - С. 181-187.

13. Пономарева C.B. Разработка инструмента аудита хозяйственных операций с арендованным имуществом в сфере услуг для бизнеса // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 33. - С. 55-66.

14. Пономарева C.B. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности: монография / С.В.Пономарева, Т.М. Рогуленко. - М.: Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР»), 2011. - 176 с.

15. Пономарева C.B. Учет основных средств // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - № 5. -С. 22-31.

16. Пономарева С. Ценовая политика компаний, специализирующихся на предоставлении различных видов услуг для бизнеса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 3. - С. 134-139.

17. Рогуленко Т.М. Методика и технология проведения подтверждающего аудита // Аудиторские ведомости. -2013. -№ 1. - С. 15-32.

18. Рогуленко Т.М., Журавлева О.В. Контрольное обеспечение управления инновационным развитием филиалов государственных образовательных учреждений // Аудиторские ведомости. - 2012. - № 6. - С. 32-43.

19. Сапожникова Н.Г. Корпоративный учет и отчетность: методология и практика: монография / Н.Г. Сапож-никова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2008. - 248 с.

20. Сапожникова Н.Г. Проблемы формирования информации о трансакционных издержках корпораций // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 38. - С. 49-58.

21. Сапожникова Н.Г. Типология трансакционных издержек в корпоративном учете и отчетности: сб. науч. трудов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - М.: Экономические науки, 2008. - Т. 5. - № 64. - С. 251-256.

22. Слиняков Ю.В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства и возможные пути их решения // Микроэкономика. - 2009. - № 2. - С. 150-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.