11. Беляев З. У главного входа в парк // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 118.
12. Филиппенко Л. Концерт в парке // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 122.
13. Шибаева З. Это чудесно - новый парк // Восточно-Сибирская правда. 1961. №
115.
14. И зеленеют скверы // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 125.
15. Дружно - всегда хорошо // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 123.
16. Сиреневому саду цвесть // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 125.
В статье использованы фотоматериалы фотоколекции О.В.Маркевича Государственного архива Иркутской области, а также хроникально-документального издания «Иркутский авиационный завод. Страницы истории. 1957-2012 гг.».
Информация об авторе
Иванова Кристина Геннадьевна, аспирант кафедры «Архитектура и градостроительство», тел. 89149425883, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Ivanova K.G., post-graduate, Architecture and Urban Development Department, tel.: 89149425883, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 711.641
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В ИРКУТСКЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОХОДНОГО ДОМА ПО УЛИЦЕ ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА,
БЫВШЕЙ ЖАНДАРМСКОЙ)
Н.С. Копылова, Н.Л. Корзун
Представлены результаты комплексных научных исследований памятника истории и культуры конца XIX века в Иркутске, выполненные студентами ИрГТУ группы РРАН-08-1. Результаты легли в основу «Проекта реставрации и приспособления под гостиницу объекта культурного наследия по адресу: г. Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 19а». Проект реставрации был одобрен, так как он максимально использует площади памятника, не нанося вреда внешнему виду и сохраняя историческую ценность объекта.
Ключевые слова: комплексные научные исследования; фотофиксация; объект культурного наследия; деревянный; проект реставрации.
RESTORATION OF ARCHITECTURAL MONUMENTS IN IRKUTSK (AT THE EXAMPLE OF DOKHODNY HOUSE IN FRIDRIKH ENGELS STREET, FORMER
ZHANDARMSKAYA STREET)
N.S. Kopylova, N.L. Korzun
We presented the results of complex scientific research of the historical and cultural monument of the end of 19th century, made by the students of ISTU, group RRAN-08-1. The
results became the basis of the project "Project of restoration and the arrangement of the cultural object for the hotel, address: Irkutsk,19a Fridrikh Engels street". The project of restoration was approved, as it uses the monument's space as high as possible, without any harm to the view of the object and it keeps its historical value.
Key words: complex scientific research, photofixation, cultural object, wooden, project of restoration.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [ 1].
Реставрация памятников архитектуры - процесс восстановления и подновления подлинных древних частей памятника архитектуры с учетом его исторического прошлого и аутентичности. Такие работы проводятся специализированными организациями по реставрации, где работает квалифицированный персонал (архитекторы, мастера-реставраторы).
Цель работы
Выполнение комплексных научных исследований на объекте - памятнике истории и культуры для разработки проекта его реставрации и приспособления под гостиницу.
Натурные исследования (выполнение обмеров, кроков, визуальное инженерное обследование 1 и 2 этажей, чердачного пространства, выявление утрат декоративных элементов, фотофиксация) выполнены в сентябре-ноябре 2012 года студентами ИрГТУ группы РРАН-08-1.
На основе вышеперечисленных исследований были выполнены обмерные чертежи.
В отчет о комплексных научных исследованиях объекта культурного наследия вошли:
- историко-архитектурная справка с рассмотрением аналогов была составлена на основе исторической записки, выполненной А.Н. Гаращенко;
- графическая реконструкция памятника на разные периоды его формирования -для наглядного представления о том, как менялся облик памятника (в частности, был надстроен второй этаж);
- научно-реставрационное обоснование проектных решений - для пояснения тех или иных методов архитектурных, планировочных, конструктивных, инженерных, технологических решений;
- концепция реставрации, выбор реставрационного метода;
- альбом фотофиксации памятника, его интерьеров, деталей и элементов;
- приложения, в том числе акты технического состояния, утрат, объемов и категории сложности, предметы охраны (в том числе ценные элементы памятника, его конструктивное объемное решение).
Реставрация памятников архитектуры
Попытки ремонта или обновления культурного наследия известны еще с античных времён. Современная реставрация ставит своей целью восстановление облика памятника как можно ближе к первоначальному его виду, если есть такая возможность.
Реставраторы XIX века часто не столько восстанавливали, сколько домысливали первоначальный «образ» памятника. При реставрации применялись современные материалы, в особенности портлендский цемент.
В XIX века намечаются два основных направления реставрации в архитектуре -художественное и техническое.
Художественная реставрация имела старые и богатые традиции, так как восполнением утрат и разрушений занимались во все времена, в то время как техническая реставрация заключалась в консервации и постоянном уходе за объектом.
Позднее появляется новое понятие - «научная реставрация», где главной целью является минимальное вмешательство.
Реставрация памятников архитектуры - достаточно трудоемкий процесс, который зависит от многих факторов, а также от правил, регламентов и законов.
Прежде чем начинается работа над объектом, проводится ряд исследований, которые включают в себя целый список работ по изучению архитектуры памятника и цикл инженерно-технических изысканий.
Важным моментом является согласование всех видов работ, которые запланированы в ходе предстоящего восстановления объекта. Необходимо максимально осветить строительную историю памятника, выявить сохранившиеся остатки утраченных архитектурных форм и определить возможность их документально точного возобновления.
Основные положения реставрации и консервации архитектурного наследия включены в «Международную конвенцию об охране Всемирного и природного наследия»
В указанной Конвенции был разработан специально тест, который называется «Тест на подлинность», куда вошли следующие пункты:
- подлинность материала;
- подлинность замысла;
- подлинность мастерства;
- подлинность окружения.
Примеры качественной реставрации весьма редки. Например, в 2012 году золотая медаль на международном смотре в Лейпциге была присуждена реставрации Триумфальной арки в Москве [2].
Архитектор также обязан следить, чтобы при реставрации тщательно сохранялись все элементы, представляющие архитектурную ценность.
Образцовой считается послевоенная реставрация исторического центра Варшавы, удостоенная включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО на заре его существования как «выдающийся пример практически полного восстановления исторического наследия за период с XIII по XX вв.» [3].
Реставрация объектов культурного наследия в Иркутске
Отметивший в 2011 году свое 350-летие Иркутск - город с необычной деревянной архитектурой. Специалисты [4-10] считают, что сохранившаяся деревянная застройка его центральной части во многом уникальна, даже является локальным феноменом. Для архитектуры Иркутска характерно причудливое сочетание древнерусской традиции, деревянного классицизма и сибирского барокко: дома часто обильно изукрашены декором тонкой работы (рис. 1).
Рис. 1. Панорамный снимок центральной части Иркутска
Подобное сочетание разных стилей нельзя встретить ни в более старом Томске, где «дерева» сохранилось также немало, ни в большом Красноярске, еще не полностью растерявшем свое историческое наследие, ни тем более в городах Центральной России.
В Иркутске сегодня около 3 тыс. деревянных домов, которые занимают примерно 60% территории муниципалитета. Значительная их часть находится в аварийном, ветхом состоянии и однозначно попадает под определение трущоб: они отапливаются, как и двести лет назад, печами, а водопровод и канализация в них отсутствуют (рис. 2).
Рис. 2. Иркутск деревянный
Земельные же участки под ветхими и полусгнившими домами, построенными зачастую еще в XIX веке, чрезвычайно привлекательны для точечной застройки. Поэтому памятники архитектуры горят, как свечи, а на их месте появляются безликие строения из стекла и бетона.
По данным администрации Иркутска [11], сегодня в муниципальной собственности находятся около 300 объектов культурного наследия, большая часть из них - в полуразрушенном состоянии. Чтобы отреставрировать эти объекты, по различным оценкам, необходимо порядка 15-20 млрд рублей.
Естественно, в муниципальном бюджете таких средств не найдется. А потому логично, что к сохранению исторических объектов нужно привлекать предпринимателей -находить для домов таких собственников, которые способны взять на себя обязательства по их реставрации и охране.
Обычная в таком случае практика: объект недвижимости продается с торгов, но с отягощением охранными обязательствами.
К сожалению, в Иркутске нередки случаи, когда новый собственник, приобретая такой дом, вскоре пытается уничтожить памятник.
Дом «как бы случайно» сгорает, и, таким образом, освобождается земельный участок.
Или же новый хозяин просто приспосабливает помещения под свои нужды, внося изменения, несовместимые со статусом объекта. К примеру, зачастую внутренние объемы деревянных построек неудобны для размещения торгового зала или офиса. Предпринима-
тель такую проблему решает просто: выполняет внутреннюю перепланировку или увеличивает размер оконных проемов. И памятник утрачивает культурную ценность, становясь обычным старым деревянным домом.
Изменить положение должно ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» (АРПИ), учрежденное в Иркутске в 2012 году специально для реставрации и приспособления объектов культурного наследия к современному использованию с привлечением средств частных инвесторов.
В 2010-2011 годах администрация Иркутска за счет бюджетных средств расселила 40 таких домов, которые теперь передает ОАО «АРПИ».
По сути, агентство выполняет функцию службы заказчика: обеспечивает получение технических условий и необходимых для проведения реставрационных мероприятий согласований, помогает провести экспертизу проектов.
Примечательно, что по условиям договора строительные работы должны производить только организации, имеющие лицензию на реставрационные работы Минкультуры Российской Федерации.
Предполагается, что вложив на первоначальном этапе значительные средства, продемонстрировав свою добросовестность, в дальнейшем собственник будет использовать объект эффективно. Кроме того, здание продолжает оставаться объектом культурного наследия. И, если собственник не будет в дальнейшем предпринимать мер по охране объекта архитектуры, то Служба по охране историко-культурного наследия может через суд добиться отчуждения объекта.
Один из главных вопросов в реставрации - экономика. Если размещение памятника и параметры помещения позволяют зарабатывать деньги, инвесторы будут вкладывать средства. Скорее всего, такие объекты интересны владельцам небольших торговых точек, мини-гостиниц. Подходят они и для размещения офисов.
Для крупных компаний участие в данной программе будет скорее элементом имиджа.
Необходимо понимать, что красивых памятников на красных линиях главных городских улиц в муниципальной собственности почти не осталось, а вместить торговый зал в узкие объемы деревянного усадебного сруба на тихой непроходной улочке не всегда получится.
На сегодняшний день организационные работы ведутся по 40 объектам, которые планируется передать инвесторам.
Инвесторы самые разные, большей частью коммерческие организации. Однако имеются и люди, желающие приобрести дом для проживания.
В основном, в центральной части города такие объекты рассматриваются инвесторами для оборудования под офисы и предприятия общепита, досуговые центры, обувные мастерские и салоны-парикмахерские.
Среди тех, кто намерен личным примером доказать, что можно комфортно и престижно жить в деревянном доме (при условии, конечно, соответствующих капитальных вложений) - вице-мэр Иркутска. Он приобрел пустырь на улице Бабушкина, на котором до 1970-х годов стояла усадьба купца Винтовкина. Дом сейчас восстанавливается по сохранившимся чертежам и будет полностью аутентичен оригиналу, кроме подключения к водопроводу и устройства туалетных комнат.
Пример реставрации и приспособления под гостиницу объекта культурного наследия в Иркутске по адресу ул. Фридриха Энгельса, 19а. Место расположения объекта - город Иркутск. Доходный дом, расположенный в исторической части города, на пересечении улиц Декабрьских Событий и Фридриха Энгельса, 19а (ранее - Жандармской и Ланинской № 17/72), находится в квартале 105 (рис. 3).
Территориальные границы памятника, исторические и современные, представлены на рис. 4.
Рис. 3. Местоположение объекта на карте
Территории бЛЕЛтОуС1}М>ИСТ&а
Рис. 4. Границы территории памятника (исторические и современные)
Общая характеристика объекта
Категория государственного учета, согласование Министерства культуры Российской Федерации от 17.02.1995 г. № 162/14-33
Типичный пример крупного деревянного доходного дома конца XIX века. Владельцами данного объекта были мещане Обольские. Территория, на которой расположен памятник, не пострадала в ходе крупного городского пожара в 1879 году.
В 1907 году в Иркутскую городскую управу поступило заявление Надежды Николаевны Обольской, с просьбой разрешить надстройку существующего одноэтажного дома на каменном фундаменте.
В советское время сохранялась жилая функция дома и торговая лавка на первом этаже. В настоящее время объект не используется.
Выразительность простому объему дома придает декор, имитирующий каменные формы и выполненный с использованием элементов классицизма.
Крупный деревянный двухэтажный дом, прямоугольный в плане, объект перекрыт вальмовой крышей. Фотофиксация фасадов дома приведена на рис. 5-9.
Рис. 5. Фотофиксация. Юго-Восточный, главный фасад
Рис. 6. Фотофиксация. Северо-Восточный, главный фасад
Рис. 7. Фотофиксация. Вид сверху
Рис. 8. Фотофиксация. Спаренные окна второго этажа северо-восточного фасада
Рис. 9. Фотофиксация. Интерьеры, второй этаж
Дом прямоугольный в плане, внутри имеет коридорную систему с небольшими помещениями, которые разделены перегородками. Планировка на этажах различная. Обмерные чертежи представлены на рис. 10-12.
Рис. 10. План дома, обмерные чертежи
Рис. 11. Обмерный чертеж. Главный фасад, юго-восток
Уличные и дворовые фасады имеют одинаковое оформление обшиты горизонтально уложенной калеванной доской, углы закрыты сложными филенчатыми лопатками. Здание завершает высокий фриз с рядами фигурных кронштейнов, несущих подшивной профилированный карниз большого выноса. Промежутки между кронштейнами заполнены фигурными филенками.
Крупные прямоугольные окна заключены в рамочные наличники с одинаковыми верхними и нижними угловыми выступами и выделенными замками. Ставни двухстворчатые, филенчатые, трехчастные.
Для (ч^-сХТ'Т п!
Рис. 12. Обмерный чертеж. Главный фасад, северо-восток
Первоначальная внутренняя отделка практически не сохранилась.
Состояние по визуальному осмотру - неудовлетворительное.
Общая оценка проведенных комплексных научных исследований: объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии. Отсутствие фундаментов привело к тому, что дом значительно просел в сторону ул. Декабрьских Событий. Стены и перегородки значительно деформированы, имеются трещины. Перекрытия и полы деревянные, имеют значительный уклон в сторону ул. Декабрьских Событий, состояние неудовлетворительное. Стропильная система пострадала от пожара, шиферная кровля требует замены. Планировка на этажах различная. Печи находятся в крайне неудовлетворительном (аварийном) состоянии. Декор дома сохранился без значительных утрат, однако находится также в неудовлетворительном состоянии. Сохранилось несколько первоначальных дверных полотен, остальные утрачены. Все оконные переплеты заменены в советское время на деревянные без сохранения первоначального рисунка остекления. Оконные проемы частично заложены, зашиты, некоторые оконные заполнения заменены стеклопакетами с ПВХ-профилем.
В настоящее время объект не эксплуатируется. Здание электрифицировано, к остальным городским инженерным сетям не подключено.
За все время эксплуатации здания его планировка подверглись изменениям.
Предложенный вариант реставрации
Так как дом расположен в непосредственной близости от историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске», предлагается приспособить объект под гостиничный комплекс.
Описание проектных решений по объекту памятника архитектуры
Генплан и благоустройство территории
Во дворе усадьбы планируется разместить парковку на три автомобиля, в том числе с учетом размещения грузового транспорта, обеспечивается удобный проезд. В качестве материала покрытия используется дорожная плитка. Предусмотрены дорожки для удобного перемещения по усадьбе. В глубине двора, вдали от проезжей части, недалеко от парковки располагается беседка. Для комфортного пребывания территория максимально озеленена газонами и деревьями (рис. 13).
Вся территория обеспечивается необходимыми инженерными сетями.
Ф.Энгельса
Рис. 13. Генплан и схема благоустройства
Объемное решение памятника
Двухэтажный прямоугольный в плане объема не изменится (рис. 14).
ккимгмклшлн ткмкщычии
Рис. 14. Проект реставрации. План первого этажа
Также было решено организовать цокольный этаж под основным объемом, решив этим одновременно две задачи: подвести качественный фундамент и максимально использовать имеющееся пространство.
Объемное решение первого и второго этажа не меняется. Чердачное пространство позволяет создать полноценный мансардный этаж без нарушения внешнего облика здания (рис. 15).
Тамбур со стороны дворового фасада остается без изменения.
♦зги, О-ООЫ
^эок
ОСНОВНОЙ 56 ' ДМ ЗДАНИИ
Рис. 15. Проект реставрации. Разрез
Фасады
Так как фасады имеют идентичное оформление, по всему объекту восстановлены:
утраченный декор, наличники, оконные переплеты. Существующая, на сегодняшний день, окраска фасадов позднего происхождения, и вопрос о первоначальном цветовом решении памятника остается открытым, поэтому предлагается новое цветовое решение.
Юго-восточный (главный) фасад - пятиосный, обшит горизонтально уложенной калеванной доской. Оконные проемы восстановлены (рис. 16).
.¿ЙЁ'
Рис. 16. Проект реставрации. Юго-восточный (главный) фасад
Северо-восточный (главный) фасад - девятиосный, обшит горизонтально уложенной калеванной доской. Восстановлены оконные проемы, на сегодняшний день, заложенные с внутренней стороны (рис. 17).
Рис. 17. Проект реставрации. Северо-восточный (главный) фасад
Северо-западный фасад обшит горизонтально уложенной калеванной доской, восстановлены оконные проемы. Со стороны фасада находится наружная металлическая пожарная лестница.
Юго-западный фасад - шестиосный, зашитые оконные проемы восстановлены. Со стороны фасада планируется холодный тамбур.
Конструктивное решение
Фундамент: ленточный, железобетонный.
Стены: бревенчатые, 0 230-240 мм, рубка в лапу; утраченные и деструктированные бревна основного объема заменены новыми.
Перегородки: деревянные, из бруса 70x145 мм.
Перекрытия: по деревянным балкам.
Крыша: над основным объемом - вальмовая, по деревянным стропилам, над тамбуром - двускатная.
Планировочное решение
Гостиница рассчитана на 9 номеров.
На первом этаже основного объема предполагается убрать все поздние перегородки для удобного расположения номеров и других необходимых помещений.
Цокольный этаж полностью отведен под технические помещения. Там расположены: бойлерная, комната отдыха и душевые для персонала, прачечная, сушилка, складское помещение, холодильная камера для продуктов, санитарный узел.
На первом этаже расположены два двухместных номера, кабинет директора, комната охраны, ресепшен, гардероб, санитарные узлы, бар-ресторан, кухня. Восстановлена внутренняя парадная лестница.
На втором этаже расположены: один одноместный номер, один семейный (рассчитан на шесть человек), четыре двухместных номера, общая комната отдыха, детская игровая комната.
На мансардном этаже: номер повышенной комфортности, бильярдная.
Утраченные элементы, детали
Восстановлены по аналогам традиционные ворота и заплот с юго-восточного (главного) фасада. Со стороны северо-восточного фасада воссоздано крыльцо под односкатной крышей на столбиках.
Наличники окон всех фасадов подлежат восстановлению и ремонту по аналогам существующих. Декор всех фасадов идентичен (рис. 18). Со стороны северо-восточного фасада восстановлены пилястры.
Рис. 18. Проект реставрации. Наличник оконного проёма. Филёнчатая пилястра
Заключение
Представлен опыт работы студентов группы РРАН-08-1Иркутского государственного технического университета, которые проводили комплексные научные исследования объекта культурного наследия, датирующегося концом XIX века.
Полученные результаты легли в основу проекта реставрации и приспособления под гостиницу объекта культурного наследия по адресу: г. Иркутск ул. Фридриха Энгельса, 19а. Проект реставрации был одобрен, так как он максимально использует площади памятника, не нанося вреда внешнему виду и сохраняя историческую ценность объекта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. М. : Маркетинг, 2001.
2. Золотую медаль, которую Москва получила на выставке в Лейпциге, отдадут реставраторам [Электорнный ресурс]. URL: Росбалт.ру (5 февр. 2013).
3. Historic Centre of Warsaw - UNESCO World Heritage Centre.
4. Меерович М.Г. Биография профессии. Очерки истории государственной организации профессии архитектора в СССР 1917-1941 гг. : монография. Иркутск : Изд-во Ир-ГТУ, 2002.
5. Меерович М.Г. Биография профессии. Очерки истории жилищной политики в СССР 1917-1941 гг. : монография. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2003.
6. Меерович М.Г. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования. История государственной организации профессии архитектора в СССР 19171941 гг. : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2002.
7. Меерович М.Г. Социально-культурные основы осуществления государственной жилищной политики в РСФСР (1917-1941 гг.) : дисс. на соискан. уч. ст. д-ра ист. наук. Иркутск, 2004.
8. Меерович М.Г. Рождение и смерть жилищной кооперации. Жилищная политика в СССР. 1924-1937 гг. (соц.-культ. и соц.-орг. аспекты). Иркутск, 2004.
9. Меерович М.Г. Как власть народ к труду приучала. Жилище в СССР - средство управления людьми. 1917-1941 гг. : монография. Stuttdart. Ibidem-Verlag, 2005.
10. Меерович М.Г. Квадратные метры, определяющие сознание: гос. жилищная политика в СССР. 1921-1941 гг. : монография. Stuttdart. Ibidem-Verlag, 2005.
11. В Иркутске будут обучать реставраторов памятников архитектуры // Областная газ. 2012. 9 ноября.
Информация об авторах
Копылова Наталья Сергеевна, студентка, тел.: 89086441507, е-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Корзун Никита Леонидович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, тел.: 89149100532, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Kopylova N.S., undergraduate, tel.: 79086441507, е-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Korzun N.L., Candidate of medical science, associate professor, department of engineering services and life-support systems, tel.: 89149100532, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 061.48 (93)
РАЗВИТИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЫСТАВОЧНЫХ И ПОСТВЫСТАВОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ 1893 ГОДА В
ЧИКАГО (США)
С.А. Макотина
Рассматривается история планирования и проведения Всемирной универсальной выставки 1893 года в Чикаго. Изучается территория размещения выставочных павильонов, их формообразование и благоустройство выставочных площадей. Раскрывается суть дальнейшего развития и изменения поствыставочного пространства Всемирной выставки 1893 года. Статья посвящена общественным пространствам, их устойчивому развитию в условиях большого города.
Ключевые слова: Всемирная универсальная выставка; ландшафтный дизайн; павильон; общественное пространство; поствыставочное пространство.
DEVELOPMENT AND EXPLOITATION OF EXHIBITIONAL AND POST-EXHIBITIONAL AREAS OF THE WORLD UNIVERSAL EXPOSITION IN CHICAGO
IN 1893 (THE USA)
S.A. Makotina
In this article we considered the history of planning and installation of the World universal exposition in Chicago in 1893. We explored the arrangement of exhibition pavilions, their generation of geometry and improvement of exhibitional areas. We found out the idea of the future development and changes of the post-exhibitional area of the World universal