Научная статья на тему 'Республики Донбасса как международный политико-правовой прецедент'

Республики Донбасса как международный политико-правовой прецедент Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
454
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАРОД / НАЦИЯ / ПРИНЦИП / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО / RIGHTS AND FREEDOMS / SELF-DETERMINATION / PEOPLE / NATION / PRINCIPLE / INTERNATIONAL LAW / DOMESTIC LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Груздев Владислав Владимирович, Левченков Александр Иванович

В статье проанализированы события, происходившие в Донбассе в период с 2014 по 2019 гг., факт возникновения ЛНР и ДНР, способ появления этих республик и пути их возможной международно-правовой легализации.Исследование осуществлено не только на внутригосударственном, но и на международном уровнях. Предложено авторское видение решения проблемы самоопределения народов и наций, в частности, речь идет о том, что реализация основополагающего (универсального) принципа современного международного права принципа всеобщего уважения прав и свобод человека в условиях агрессии со стороны Украины в отношении граждан наших республик невозможна без реализации принципа самоопределения народов и наций. Только с такой конкретной коллизионной привязкой принцип самоопределения народов и наций может доминировать над принципами территориальной целостности и нерушимости границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Груздев Владислав Владимирович, Левченков Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Republics of Donbass as an international political and legal precedent

The article analyses the events taking place in Donbass from 2014 to 2019, to be exact, the very fact of the appearance of the peoples' republics of Lugansk and Donetsk, the way in which these republics appeared and the way of their possible international legalisation. The study was carried out not only at Russian, but also at the international level. The authors' vision of solving the problem is proposed, in particular, the idea is that the implementation of the fundamental (universal) principle of modern international law the principle of universal respect for human rights and freedoms in conditions of the Ukraine military operation affecting the citizens of the republics in the sphere of influence of Russia is impossible without implementing the principle of self-determination of peoples and nations. Only with such concrete conflict binding, the principle of self-determination of peoples and nations can predominate over the principles of territorial integrity and inviolability of borders.

Текст научной работы на тему «Республики Донбасса как международный политико-правовой прецедент»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-143-147 УДК 342.1

Груздев Владислав Владимирович

доктор юридических наук, доцент Костромской государственный университет vgruzdev@ksu.edu.ru

Левченков Александр Иванович

кандидат юридических наук Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко, г. Луганск

naukalavd@mail.ru

РЕСПУБЛИКИ ДОНБАССА КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ПРЕЦЕДЕНТ

В статье проанализированы события, происходившие в Донбассе в период с 2014 по 2019 гг., факт возникновения ЛНР и ДНР, способ появления этих республик и пути их возможной международно-правовой легализации.

Исследование осуществлено не только на внутригосударственном, но и на международном уровнях. Предложено авторское видение решения проблемы самоопределения народов и наций, в частности, речь идет о том, что реализация основополагающего (универсального) принципа современного международного права - принципа всеобщего уважения прав и свобод человека - в условиях агрессии со стороны Украины в отношении граждан наших республик невозможна без реализации принципа самоопределения народов и наций. Только с такой конкретной коллизионной привязкой принцип самоопределения народов и наций может доминировать над принципами территориальной целостности и нерушимости границ.

Ключевые слова: права и свободы, самоопределение, народ, нация, принцип, международное право, внутригосударственное право.

Заявленная тема является, бесспорно, актуальной. До сих пор в отечественной и зарубежной научной мысли не предложено действенных путей преодоления противоречий, возникающих в процессе столкновения основополагающих принципов международного права - принципа самоопределения народов и наций и принципов территориальной целостности государства и нерушимости границ. В этом плане рассмотрение возникновения и существования Луганской и Донецкой Народных Республик представляют собой несомненный интерес как в научно-теоретическом, так и практическом аспектах.

Рассматривая республики Донбасса как международный политико-правовой прецедент, необходимо обратить внимание на следующие моменты: а) сам факт появления ЛНР и ДНР, б) способ появления республик, в) международная легализация республик.

Для внутреннего обихода референдумного самоопределения достаточно [8, с. 39-52]. Для международной легализации и легитимизации этого мало. Следовательно, надо искать иные пути решения этой сложнейшей задачи. Один из еще не озвученных вариантов ее решения предлагается в данной статье.

Сегодня практически все ученые, и отечественные, и зарубежные, признают существование в международном праве особой категории норм jus cogens. Впервые своё определение она получила в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.: «Норма jus cogens - норма общего международного права... которая принимается и признаётся международным сообществом

государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» [13, с. 4]. То есть речь здесь идёт в первую очередь о том, что норма jus cogens (принципы международного права) обладает наивысшей юридической силой по отношению к другим нормам международного права. Профессор Ф. Андраши подчёркивал, что норма «jus cogens - норма абсолютно обязательного права» [1]. А. Вердросс утверждал, что нормы jus cogens «существуют не для удовлетворения нужд отдельных государств, но для высшего интереса всего мирового сообщества» [2]. Г. Цотиа-дес настаивал на том, что нормы-принципы (jus cogens) не могут быть отменены нормами обычного международного права [3].

Ст. 50 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. прямо гласит о недействительности договора, если он противоречит норме - принципу jus cogens. В ст. 61 этой же конвенции подчёркивается, что если такой договор уже заключён, то он с момента заключения становится ничтожным по юридическим последствиям и прекращает своё действие. Важным признаком jus cogens является её ретроактивность (обратная сила действия).

К этому следует добавить, что, по сути, основные принципы - это само международное право в концентрированном его изложении. Они являются базой для создания новых правовых норм. В этом смысле основные принципы могут быть названы «особого рода юридическими источниками правотворческой деятельности государств в сфере

© Груздев В.В., Левченков А.И., 2019

Вестник КГУ № 3. 2019

143

международных отношений». Также мы должны понимать, что основные принципы (основные начала) международного права - категория, не совпадающая во времени её возникновения с самим международным правом. Они могли появится только на определённом этапе его развития.

Таким образом, принципы международного права - это основополагающие, обладающие наивысшей юридической силой, общеобязательные и общепризнанные правила поведения, регулирующие отношения между государствами.

Виды принципов (их 10) зафиксированы в основном в Декларации о принципах международного права 1970 г. и иных важнейших международных документах. Ю.М. Колосов даёт такую их классификацию [9, с. 28-52]:

1) принцип суверенного равенства государств;

2) принцип неприменения силы и угрозы силой;

3) принцип нерушимости государственных границ;

4) принцип территориальной целостности государств;

5) принцип мирного разрешения международных споров;

6) принцип невмешательства во внутренние дела;

7) принцип всеобщего уважения прав человека;

8) принцип самоопределения народов и наций;

9) принцип сотрудничества;

10) принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Кроме этого, в советской интерпретации международного права (на уровне доктринально-го толкования) присутствовали, дополнительно к вышеперечисленным, принципы разоружения, интернационализма и принцип мирного сосуществования. Последний был даже возведён в ранг основного, доминирующего принципа среди всех остальных. Несмотря на то, что принцип мирного сосуществования не являлся общепризнанным всеми государствами, он действительно в период холодной войны мог рассматриваться как базовый. Его нарушение автоматически вело к разрушению всей пирамиды «официально» существующих принципов.

В связи с тем, что мы сегодня наблюдаем падение «однополярного» мира и возрождение новых центров силы в лице России и Китая, к сожалению, одновременно мы видим и появление симптомов новой холодной войны. В таком случае на повестку дня вновь может выйти принцип мирного сосуществования, который способен в какой-то мере гарантировать человечеству мир и помочь избежать ужасов Третьей мировой войны, ведь сегодня действительно «человечество более чем когда-либо пишет историю собственного конца, потому что стало способно уничтожить весь мир» [7].

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия США с легкой руки главного идеолога раз-

вала СССР Збигнева Бжезинского в ранг системообразующего принципа возвели принцип всеобщего уважения прав человека. Подавляющее большинство стран мира с этим согласились и зафиксировали этот факт в ряде международных соглашений и своих конституциях, в том числе Россия и Украина (ст. 2, ст. 3).

По сути, речь шла о создании новой универсальной нормы международного права, в соответствии с которой все государства обязаны уважать и соблюдать права и свободы для всех граждан без различия пола, языка и религии, гарантировать их реализацию, не взирая на свои реальные возможности и конкретно-исторические условия, в которых они находятся.

Для этого были веские основания - как юридического, так и политического характера. Согласно ст. 55 Устава ООН, она содействует «уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех», то есть для всех государств - членов ООН и для всех жителей, проживающих на их территориях. Далее положение этой нормы были развиты и детализированы в ряде важнейших международных документов - Всеобщей декларации 1948 г., Пактах и Протоколах к ней 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Все государства обязаны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели. Кроме этого, всю вышеобозначенную основополагающую международную нормативную базу объединяло в то время главное - соблюдение и гарантирование абсолютных и иных прав и свобод (качественные и количественные параметры) отдавались на «откуп» каждому отдельно взятому государству и являлись «делами, по существу входящими в компетенцию национальных государств». Каждое государство -член ООН брало на себя обязательство уважать их и соблюдать, однако исходя из своих возможностей, внутренних условий и ресурсов. Профессор С.В. Черниченко считает: «Объективные границы международного права указывают на то, что международное право и внутригосударственное право - различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях» [12, с. 131].

Такое состояние было характерно для двухпо-лярного мироустройства. В преддверии и с распадом СССР эта ситуация стала кардинально меняться. Теперь контроль за соблюдением прав и свобод человека самовольно взяли на себя Соединенные Штаты Америки (дела, по существу уже не входящие в компетенцию национальных государств). По словам Збигнева Бжезинского США получили в руки «дубинку» в виде возможности «защищать»

права и свободы во всем мире. С ее помощью главный идеолог распада СССР обещал «проломить кремлевскую стену», что и успешно сделал в 1991 г.

Безудержное стремление США контролировать процесс соблюдения прав и свобод во всех странах мира получило необходимое в то время международно-правовое закрепление:

1. В Венской декларации ОБСЕ (1989 г.) говорилось о необходимости «уважать права и свободы граждан, самостоятельно или совместно с другими государствами, вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека... наблюдать за их осуществлением» [5, с. 161].

2. В Парижской хартии для Новой Европы (1990 г.) уже прямо указывалось, что «первейшая обязанность правительства их (основных прав и свобод человека. - В. Г, А. Л.) соблюдение и полное осуществление» [5, с. 162];

3. Последняя точка в этом направлении была поставлена на Московской конференции по человеческому измерению (1991 г.), где было прямо сказано, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел государства» [5, с. 162];

4. Венская декларация и Программа действия, принятая Всемирной конференцией по правам человека (1993 г.), закрепили эти положения [5, с. 94].

Таким образом, был открыт путь западным государствам, в первую очередь США, к вмешательству во внутренние дела любого неугодного для них государства. Это было прямым нарушением основополагающих принципов международного права и крушением в целом международного права, установлением однополярного мира с развязыванием американской военщиной агрессивных войн (Сербия, Иран, Афганистан, Ливия, Сирия и т. д.). Во всех случаях для нападения на эти государства поводом служила якобы существующее в них массовое, циничное и систематическое нарушение политическим руководством этих стран основополагающих прав и свобод человека. По сути, это было прямым нарушением принципа невмешательства во внутренние дела других государств и принципа неприменения силы и угрозы силой.

Принцип самоопределения народов и наций занимает важное место в системе основополагающих принципов международного права. Интересным и неслучайным является то, что в перечне принципов Декларации о принципах международного права 1970 года он расположен рядом с принципом всеобщего уважения прав и свобод человека. И в этом прослеживается определенная логика.

В Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. повышенное внимание обращается на возможность реализации народами

и нациями права на самоопределение. В ст. 1 этих документов сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». При этом подчеркивалось, что все государства -участники Пактов «должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределения и уважать это право» [5, с. 11-12, 21-22], в том числе и право народов (самоопределяющихся) получать поддержку от других государств, если им кто-то мешает его реализовывать. На последнее особенно пристально следует обратить внимание. Народы (нации), борющиеся за свое самоопределение, имеют право получать всестороннюю помощь от братских народов, в том числе и военно-техническую, в случае необходимости. Украина участвует в обоих пактах, но не выполняет его положения, в том числе и другие важнейшие международные нормативные акты, в частности Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.) [5, с. 188-198]. Особенно грубо и систематически стали нарушаться эти два принципа в Украине во время ее агрессивных действий против ЛНР и ДНР [10], о чем неоднократно последнее время говорят даже на международных площадках [6].

Каким же образом ЛНР и ДНР могут использовать на научно-теоретическом, практическом и дипломатическом уровнях создавшуюся ситуацию -фактическое доминирование принципа всеобщего уважения прав и свобод человека среди других основополагающих принципов международного права - для усиления своих позиций на международной арене. Речь в данном случае будет идти об использовании существующих пробелов в международном праве.

Говоря конкретно о взаимоотношении, взаимодействии и взаимозависимости двух этих принципов международного права, следует обратить внимание на следующее:

1. В настоящее время мы видим коллизию (конкуренцию) норм принципа самоопределения народов и наций с принципами территориальной целостности и нерушимости границ. Реализовывая принцип самоопределения народов и наций, мы неизбежно входим в конфликт с принципом территориальной целостности. Эта задача до сих пор остается нерешенной в теории и практике международного права.

2. При официальном юридическом равенстве всех десяти существующих и закрепленных в международном праве основных принципов реально, de facto, мы видим сегодня доминирование (как когда-то ранее - принципа мирного сосуществования) принципа всеобщего уважения прав и свобод человека. Профессор Е.А. Лукашева еще в начале

Вестник КГУ № 3. 2019

145

90-х годов прошлого века высказала мысль о том, что в условиях социального, национального и территориальных конфликтов (на примере событий в Югославии) оценочным критерием всех подобных процессов должен выступать «принцип нерушимости прав и свобод человека». Исходя из этого, она делает вывод, что «права народа на самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления прав человека». Ученый считает, что в этом смысле можно говорить, что «права человека выше прав народа и прав нации» [11, с. 231]. Процесс его появления на международной арене и сегодняшнее его лидерство крайне политизировано. Это результат прямого воздействия мировой политики, а политика, по словам Макса Вебера, прямо влияет на распределение власти как внутри государства, так и между государствами [4].

3. Исходя из того, что реализация основополагающего принципа международного права -принципа всеобщего уважения и соблюдения прав и свобод человека - в 2014 году была практически невозможной без реализации принципа самоопределения народов и наций, в данной конкретной исторической и военно-политической ситуации народ Донбасса принял решение о дистанцировании от Украины и создании ЛНР и ДНР. В конце 2013 года, начале и в течение 2014 года украинское государство уже не могло, а в последующем и не хотело гарантировать жителям шахтерского края всемирно признанные абсолютные права и свободы человека (право на жизнь, неприкосновенность личности, жилище, труд, собственность и т. д.) и сознательно шло на их массовое и грубое нарушение. Украинское государство планомерно и цинично начало осуществлять политику геноцида и террора против значительной части собственного народа - русскоговорящего населения Донбасса. К этому следует добавить еще и проводимые в последнее время киевской властью широкомасштабные преследования и деление населения страны по религиозному признаку.

Следовательно, только с такой своеобразной коллизионной привязкой, как принцип самоопределения народов и наций, принцип всеобщего уважения прав и свобод человека может доминировать над другими общеизвестными принципами международного права, такими как принцип территориальной целостности и принцип нерушимости границ в государствах переходного типа, находящихся в состоянии внутреннего вооруженного конфликта. И наоборот, самоопределившиеся народы и нации, более мелкие этносы и территории имеют все шансы получить международное признание в той или иной общепризнанной форме, если они, исходя из конкретных ситуаций, в том числе и находящиеся под жестким давлением «материнского государства», вынуждены взять судьбу в свои руки в плане создания собственного государства, кото-

рое сможет защитить и гарантировать своим гражданам абсолютные права и свободы человека. В такой ситуации принцип самоопределения народов и наций будет системообразующим и доминирующим над такими принципами, как территориальная целостность и нерушимость границ. В данном случае это оправдывается тем, что международная теория неизбежно следует за международной практикой, и выделение такой связки - пары принципов международного права (принцип самоопределения народов и наций и принцип всеобщего уважения прав и свобод человека) реально отражает современное состояние движения международно-правовой материи и новые реалии современного мира1. К этому следует добавить, что сегодня в связи с эскалацией военной напряженности и угрозы начала Третьей мировой войны целесообразно возвратиться к принципу мирного сосуществования, сделать его системообразующим и руководствоваться им всем странам мира.

Примечание

1 Статья была написана более чем полгода назад, и то, что выводы в ней были сделаны правильные, подтверждается Указом Президента РФ В.В. Путина от 24.06.2019 г. Только путем предоставления жителям ДНР и ЛНР российского гражданства можно в создавшихся условиях гарантировать их права и свободы.

Библиографический список

1. Anarassy J. Mezdunarodno pravo. - Zagreb, 1971. - S. 7.

2. Verdross A. Jus dispisitivum and jus cogens in International Law // American Journal of International Law. - 1966. - V 60. - Р. 58.

3. Zotiades G.B. Staatsautonomic und die Grenzen dez Vestragsfreiheit im Volkezzecht Ostezzeichische fuz offentliches Reeht. - B. d. XV (II Nth 1-2). -1967. - S. 103.

4. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 646 с.

5. Действующее международное право: в 3 т. Т. 2 / сост.: Ю.Н. Колосов, Э. С. Кривчикова. - М.: Изд-во Моск. независ. ин-та междунар. права, 1999. - 832 с.

6. Доклад о ситуации с правами человека в Украине (16 ноября 2016 г. - 15 февраля 2017 г.) [Электронный ресурс] // Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. - Режим доступа: http6//www/ohehr/org/Documents/UA/ UARepirt17th_RU.pdf.

7. Жирар Р. О войне и апокалипсисе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://postmodern. in.ua/?p=2301.

8. Левченков А.И. Референдум как способ легализации и легитимизации ЛНР и ДНР // Признание

государств и правительств: материалы II Между -нар. науч.-практ. конф. (Луганск, 28-29 сентября 2018 г.). - Луганск; Кострома, 2018. - 332 с.

9. Международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 1994. - 608 с.

10. Необъявленная война в центре Европы. О соблюдении Украины прав человека во время проведения «антитеррористической операции» на Донбассе. - Киев: Всеукраинская комиссия по правам человека, 2015. - 172 с.

11. Теория права и государства: учебник для вузов / под. ред. проф. Г.Н. Манова. - М.: Изд-во «БЕК», 1995. - 323 с.

12. Черниченко С.В. Теория международного права: в 2 т. Т. 1. Современные теоретические проблемы. - М.: Изд-во «НИМП», 1999. - 336 с.

13. Шестаков Л.Н. Понятие норм jus cogens в современном международном праве // Правоведение, 1974. - С. 4.

References

1. Anarassy J. Mezdunarodno pravo. - Zagreb, 1971. - S. 7.

2. Verdross A. Jus dispisitivum and jus cogens in International Law // American Journal of International Law. - 1966. - V. 60. - R. 58.

3. Zotiades G.B. Staatsautonomic und die Grenzen dez Vestragsfreiheit im Volkezzecht Ostezzeichische fuz offentliches Reeht. - B. d. XV (II Nth 1-2). -1967. - S. 103.

4. Veber M. Politika kak prizvanie i professiya // Veber M. Izbrannye proizvedeniya. - M.: Progress, 1990. - 646 s.

5. Dejstvuyushchee mezhdunarodnoe pravo: v 3 t. T. 2 / sost.: YU.N. Kolosov, E. S. Krivchikova. - M.: Izd-vo Mosk. nezavis. in-ta mezhdunar. prava, 1999. -832 s.

6. Doklad o situacii s pravami cheloveka v Ukraine (16 noyabrya 2016 g. -15 fevralya 2017 g.) [Elektronnyj resurs] // Upravlenie Verhovnogo komissara OON po pravam cheloveka. - Rezhim dostupa: http6//www/ ohehr/org/Documents/UA/UARepirt17th_RU.pdf.

7. ZHirar R. O vojne i apokalipsise [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://postmodern. in.ua/?p=2301.

8. Levchenkov A.I. Referendum kak sposob legalizacii i legitimizacii LNR i DNR // Priznanie gosudarstv i pravitel'stv: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Lugansk, 28-29 sentyabrya 2018 g.). - Lugansk; Kostroma, 2018. - 332 s.

9. Mezhdunarodnoe pravo: uchebnik / otv. red. YU.M. Kolosov, V.I. Kuznecov. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1994. - 608 s.

10. Neob"yavlennaya vojna v centre Evropy. O soblyudenii Ukrainy prav cheloveka vo vremya provedeniya «antiterroristicheskoj operacii» na Donbasse. - Kiev: Vseukrainskaya komissiya po pravam cheloveka, 2015. - 172 s.

11. Teoriya prava i gosudarstva: uchebnik dlya vuzov / pod. red. prof. G.N. Manova. - M.: Izd-vo «BEK», 1995. - 323 s.

12. CHernichenko S.V. Teoriya mezhdunarodnogo prava: v 2 t. T. 1. Sovremennye teoreticheskie problemy. - M.: Izd-vo «NIMP», 1999. - 336 s.

13. SHestakov L.N. Ponyatie norm jus cogens v sovremennom mezhdunarodnom prave // Pravovedenie, 1974. - S. 4.

Вестник КГУ _J № 3. 2019

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.