ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013
Юридические науки
Выпуск 4(22)
II. КОНСТИТУЦИОННОЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
УДК 341.01
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
ГОСУДАРСТВ
А.А. Алексанян
Аспирант
Высшая школа экономики
119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 17
E-mail.ru: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается вопрос применения общепризнанных принципов международного права для разрешения международных конфликтов. Принципы территориальной целостности государства и права народов на самоопределение являются общепризнанными положениями современного общего международного права. Поэтому проблема их соотношения будет возникать каждый раз, когда тот или иной народ решит воспользоваться своим правом на самоопределение. Суть принципа территориальной целостности заключается в установленном запрете захватывать или насильственным образом разделять территорию другого государства. Кроме того, он призван обеспечивать суверенитет государства, который распространяется на всю его территорию. Рассматриваемые в статье принципы взаимодополняемы и взаимозависимы. Обосновывая свою позицию, автор раскрывает понятие «предохранительная клаузула» (Saving Clause), обращаясь в том числе и к судебной практике.
Ключевые слова: право народов на самоопределение; принцип территориальной целостности; принципы международного права; нагорно-карабахский конфликт; территориальная неприкосновенность
Решение правовых проблем территориального самоопределения на практике осложняется требованием соблюдать нерушимость границ и территориальную целостность государств - основополагающие принципы современного международного права. Это порождает коллизии данных принципов. По сути, в зависимости от политических интересов приоритетным выступает то принцип территориальной целостности, то право народов на самоопределение. Проблема самоопределения народов, оказавшихся под иностранным господством, а в некоторых случаях и разделенных между несколькими государствами, образовавшимися в этом регионе, стало сегодня коллизией мирового значения. С целью международно-правового обоснования захвата и насильственного удержания терри-
торий малых народов право на самоопределение или совершенно отрицается, или ему противопоставляется принцип территориальной целостности государства. Характерным примером этого является позиция Азербайджана в отношении самоопределения Нагорного Карабаха, которая основана на постулате, что право народов на самоопределение не имеет нормативной силы, а если и имеет какое-либо значение, то занимает подчиненное положение по отношению к принципу территориальной целостности государства. Иначе говоря, утверждается, что принцип территориальной целостности государства является единственным либо высшим принципом, которым должны руководствоваться стороны при разрешение подобных споров. Так, по мнению бывшего члена Конституционного комитета СССР от Азербайджана С. Мирзоева, «международ-
© Алексанян А.А., 2013
ное право в случае коллизии норм, определяющих нерушимость границ и территориальную целостность и право народов на самоопределение, отдает приоритет защите территориальной целостности» [4].
Данный вопрос возникает каждый раз, когда то или иное государство, не признавая право населения территории на самоопределение, стремится не допустить отделения и, соответственно, изменения государственной границы согласно воле населения. Мирное урегулирование карабахского, как и других конфликтов, возникших в результате противопоставления принципа территориальной целостности государства праву народов на самоопределение, должно основываться на нормах международного права, а это предполагает необходимость признания установленного в нем соотношения между принципом самоопределения народов и территориальной целостности государства.
Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН, все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций. Следует отметить некоторое несоответствие между формулировками принципа неприменения силы в русском и английском текстах Устава ООН: в русском тексте говорится о «территориальной неприкосновенности», а в английском - о территориальной целостности» (territorial integrity). В связи с этим некоторые ученые высказывают сомнение по поводу существования принципа территориальной целостности государств, ссылаясь на то, что в Уставе ООН такого принципа нет и лишь в формулировке принципа неприменения силы говорится, в частности, о недопустимости применения силы или угрозы ее применения против территориальной неприкосновенности государств.
Позднее принцип территориальной целостности государств нашел свое отражение и в Декларации о принципах международного права 1970 г. [1, с. 151-155]. Но наиболее полно на сегодняшний день он за-
креплен в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. В документе указано, что «государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников; в соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой» [6].
По мнению P.M. Кочкарова, категория «территориальная целостность» включает понятие «суверенитет проживающего в составе данного государства народа, который продолжает оставаться хозяином своей территории, и никто не имеет права распоряжаться ею». Он рассматривает территориальную целостность в качестве принципа, гарантирующего территориальное верховенство государства от посягательств извне [3, с. 13].
Профессор Остроухов Н.В. наряду с принципом территориальной целостности выделяет принцип нерушимости государственных границ, принцип территориальной неприкосновенности, принцип неприкосновенности государственных границ, которые являются взаимосвязанными, но имеют различное содержание. По его мнению, принцип нерушимости границ государств можно определить: как принцип запрета неправомерного изменения государственных границ, являющийся общепризнанным, основным принципом международного права и нормой jus cogens; принцип территориальной неприкосновенности государств - принцип запрета применения силы против территории иностранного государства, общепризнанный принцип международного права, норма jus cogens; принцип неприкосновенности государственных границ - принцип соблюдения прохождения государственной границы на местности и ее режима, общепризнанный принцип международного права [5, с. 84].
Таким образом, принцип территориальной целостности относится к числу
принципов международного права, имеющих широкую правовую основу. В то же время единого устоявшегося его толкования на международном уровне пока не представлено. Отсутствует оно и в конституционном законодательстве государств, раскрываясь в нем через содержание принципа единства, неприкосновенности и неделимости территории, ее неотчуждаемости; через определение порядка изменения государственных границ либо через установление состава территории государства.
Декларация о принципах международного права 1970 г. содержит также толкование и некоторых других аспектов соотношения принципов самоопределения и территориальной целостности государств, так называемую «предохранительную клаузулу» (Saving Clause) [7, c. 108], которая защищает государства от необоснованных сепаратистских поползновений. Ученые делают вывод, что из приведенной нормы вытекают три условия, при наличии которых недопустимо самоопределение, нарушающее территориальную целостность государства: 1) государство должно «соблюдать в своих действиях принцип равноправия и самоопределения», 2) государство должно «вследствие этого иметь правительства, представляющие весь народ... проживающий на данной территории», 3) при этом не должно проявляться какой-либо дискриминации. Только при соблюдении всех этих условий приоритет должен быть отдан сохранению единства государства, в противном случае оно может быть поставлено под сомнение [2]. И хотя таких условий три, основным из них, определяющим остальные, является, по нашему мнению, первое условие. Ведь «соблюдение государством в своих действиях принципа равноправия и самоопределения народов», которое конкретно может выражаться, например, в проведении в соответствующих случаях плебисцитов (референдумов), означает, прежде всего безусловное признание за всеми народами права на самоопределение, в том числе и теми народами, которые входят в состав этого государства. В связи с этим совершенно по-иному звучат вопросы соотношения принципа самоопределения с другими
принципами международного права, раскрывается его основополагающий характер.
С позиций правового толкования «предохранительной клаузулы» значительный интерес представляет решение Верховного Суда Канады, касающееся определенных вопросов по сецессии Квебека от Канады 1998 г. В своем решении высшая судебная инстанция Канады постановила, что «государства, чьи правительства представляют весь народ в пределах их территории на основе равенства и без дискриминации и уважают принципы самоопределения по своим внутренним установлениям, управо-мочены на защиту своей территориальной целостности по международному праву»
[9].
Признание права народов на самоопределение как высшего правового основания владения и распоряжения территорией государства и, следовательно, определения его границ нашло соответствующее отражение не только в многосторонних актах, формулирующих общую норму, но и в межгосударственных договорах, решениях международных организаций и Международного суда ООН.
В своем решении по делу, касающемуся Восточного Тимора (Португалия против Австралии), от 30 июня 1995 г. Международный суд ООН подтвердил следующую позицию, сославшись при этом на свои предыдущие решения: «...утверждение Португалии, что право на самоопределение, вытекающее из Устава и практики Организации Объединенных Наций, имеет характер е^а omnes, является безупречным. Принцип самоопределения народов признан в Уставе ООН и в практике Суда; он является одним из основополагающих принципов современного международного права» [8].
Итак, норма международного права, определяющая соотношение двух принципов, сформулирована настолько четко и ясно, что не оставляет сомнений в отношении ее содержания. Поэтому сторонники аннексий чужих территории цитируют первую часть определения территориальной целостности, опуская вторую, в которой говорится о самоопределении народа как право-основании территориальных прав государства и условии защиты его территориальной
целостности. Поскольку неотъемлемое право каждого народа на самоопределение является высшим правовым основанием владения и распоряжения территорией, то, очевидно, что ему не могут противопоставляться суверенитет государства и его территориальная целостность. Напротив, территориальная целостность должна основываться на добровольном вхождении в состав государства каждого данного народа, как и на уважении его неотъемлемого права выхода на основе свободного волеизъявления. Поэтому осуществление народом своего права на самоопределение не может рассматриваться как посягательство на нерушимость государственных границ и территориальной целостности государства. При всем при этом главным остается выяснение подлинной воли народов с помощью закрепленных в праве процедур, наличие доброй воли сторон и учет интересов государства и народов, остающихся в нем после отделения народа.
Библиографический список
1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии. Нью-Йорк, 1970. С. 151-155.
2. Кочарян В. Право на самоопределение в современном международном праве. URL: http://www.regnum.ru/news/ 1240480.html#ixzz2CICb119k (дата обращения: 08.08.2013).
3. Кочкаров P.M. Конституционные основы суверенитета народов и нации и единство российской государственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. 24 с.
4. Мирзоев С. Национальные меньшинства и проблема сецессии / симпозиум по урегулированию карабах. конфликта, организованного Датским Центром по правам человека. Копенгаген, 1991.
5. Остроухое Н.В. Территориальная целостность государств в совеременном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации на постсовет-
ском пространстве: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 456 с.
6. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1975. URL: http://www.osce. org/ru/mc/39505?download=true (дата обращения: 08.08.2013).
7. Сперанская Л.В. Принцип самоопределения в международном праве. М.: Гос-юриздат, 1961. 173 с.
8. East Timor (Portugal v. Australia), Judgment, I.C.J. Reports 1995, para. 29.
9. Judgment of the Supreme Court of Canada Concerning Certain Questions Relating to the Secession of Quebec from Canada, 1998, para. 130. URL: http://scc.lexum.org/ decisia-scc-csc/scc-csc/scc-csc/en/item/ 1643/index.do (дата обращения: 08.08.2013).
Bibliograficheskij spisok
1. Deklaracija o principah mezhdunarodno-go prava, kasajushhihsja druzhestvennyh otnoshenij i sotrudnichestva mezhdu gosu-darstvami v sootvetstvii s Ustavom Organi-zacii Ob#edinennyh Nacij ot 24 oktjabrja 1970 g. // OON. Rezoljucii General'noj As-samblei na XXV sessii. N'ju-Jork, 1970. S. 151-155.
2. Kocharjan V. Pravo na samoopredelenie v sovremennom mezhdunarodnom prave. URL: http://www.regnum.ru/news/ 1240480.html#ixzz2CICb119k (data ob-rashhenija: 08.08.2013).
3. Kochkarov P.M. Konstitucionnye osno-vy suvereniteta narodov i nacii i edin-stvo rossijskoj gosudarstvenno-sti: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 1997. 24 s.
4. Mirzoev S. Nacional'nye men'shinstva i problema secessii / simpozium po ureguli-rovaniju karabah. konflikta, organizovan-nogo Datskim Centrom po pravam che-loveka. Kopengagen, 1991.
5. Ostrouhov N.V. Territorial'naja ce-lostnost' gosudarstv v soveremennom mezhdunarod-nom prave i ee obespechenie v Rossijskoj Federacii na postsovet-skom prostranstve: dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2010. 456 s.
6. Soveshhanie po bezopasnosti i sotrud-nichestvu v Evrope. Zakljuchitel'nyj akt. Hel'sinki, 1975. URL: http://www.osce.
org/ru/mc/39505?download=true (data ob-rashhenija: 08.08.2013).
7. Speranskaja L.V. Princip samooprede-lenija v mezhdunarodnom prave. M.: Gos-jurizdat, 1961. 173 s.
8. East Timor (Portugal v. Australia), Judgment, I.C.J. Reports 1995, para. 29.
9. Judgment of the Supreme Court of Canada Concerning Certain Questions Relating to the Secession of Quebec from Canada, 1998, para. 130. URL: http://scc.lexum.org/ decisia-scc-csc/scc-csc/scc-csc/en/item/ 1643/index.do (data obrashhenija: 08.08.2013).
REALIZA TION OF RIGHT FOR THE SELF-DETERMINA TION OF NATIONS AS DEEMED THROUGH THE STATE TERRITORIAL
INTEGRITY PRINCIPLETHE
A.A. Aleksanyan
Higher school of economics
7, Malaya Ordynka st., Moscow, 119017
E-mail.ru: [email protected]
Abstract: The problem of correlation of two fundamental principles of international law i. e. territorial integrity and the right to self-determination of peoples is considered to be one of the vital issues in the field of international law for several decades. In this article the author offers his approach which allows to take a fresh look at this problem. This article deals with the application of the generally accepted principles of international law to the resolution of international conflicts. The author begins his discussion with the question of the legal force which the principle of the territorial integrity of the state has over the principle of self-determination. Both of these principles are universally recognized as principles of the modern public international law. So the question of their correlation arises each time when the nation decides to exercise their right to self-determination. The essence of the principle of territorial integrity consists in prohibition to capture or in a violent manner divide the territory of another state. More over this principle is intended to protect the sovereignty of the state, which is spread over all of its territory. Many authors are of the opinion that this principle is in conflict with the right of peoples to self-determination, but the analysis of the international documents establishing these fundamental rules proves the fallacy of this conclusion. These two principles are complementary and interdependent. The author reveals the concept of Saving Clause, referring to the judicial practice.
Keywords: the right to self-determination of peoples; the principle of territorial integrity; the principles of international law; the Nagorno-Karabakh conflict